Моинторинг реализации Восточной Газовой программы

11.09.2008
Источник: Группа ЭРТА
ERTA Group

Существующая система взаимоотношений в газовой отрасли сформирована в результате длительного процесса взаимного развития отрасли, государства и экономики страны. Такой процесс предполагал постоянное нахождение всякого рода компромиссов и в результате выдавал сбалансированную систему. Однако ценой такого постоянного баланса являлось отсутствие стратегического видения развития отрасли, нехватка прорывных идей и независимых мнений. Такой подход стабилизировал развитие отрасли, давал надежность развитию страны и гарантии жизнеспособности государству.
Сейчас, в период позитивной коньюктуры внешнего рынка природного газа, поступательного развития российской экономики и политической стабильности государства, пришло время проанализировать, согласовать и реализовать назревшие изменения в газовой отрасли России. Нет необходимости в революции – система стабильно работает, однако есть насущная потребность в эволюционных преобразованиях – существующие проблемы способны полностью затормозить развитие.
В этой связи, развитие таких значимых для страны проектов, как Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, должно пристально контролироваться со стороны Правительства РФ. Для этого необходимы действенные инструменты регулярного сбора и анализа информации, позволяющие выявлять отклонения от принятых параметров, влияющие на достижение поставленных целей.

Разработка Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (далее – Программа) инициирована распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2002 № 975-р.
Программа содержит 15 возможных вариантов освоения газовых ресурсов региона. При утверждении Программы наиболее вероятным представлялась реализация варианта «Восток-50», предусматривающего расширенный экспорт газа в страны АТР и отказ от поставок восточносибирского газа на запад в Единую систему газоснабжения (ЕСГ).
Проект Программы был рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации 13.03.2003 (протокол №  8) и принят за основу. Программа принята Приказом Минпромэнерго России от 03.09.07 № 340
Целью работы, выполняемой Аналитической Группой ЭРТА является организация мониторинга Программы со стороны Министерства энергетики Российской Федерации как методического процесса, основанного на регулярном анализе выполнения ключевых параметров Программы.

Процедура мониторинга состоит из трех этапов:
1. Анализ программы и выделение ключевых параметров: формирование модели мониторинга.
2. Сбор и анализ адекватной информации о текущем положении дел.
3. Коррекция планов реализации Программы.
Для внедрения предложенной процедуры мониторинга необходима организация системы сбора ключевой информации.
Для выделения ключевых параметров и формирования модели мониторинга АГ ЭРТА провела анализ самой Программы, противоречий, возникших при ее разработке и утверждении, интересов потенциальных участников Программы. Эта информация базируется исключительно на публичных данных, представлена в аналитическом отчете, и может быть использована компаниями в своей работе.

Существующая нормативная база позволяет организовать дальнейший мониторинг на базе добровольного предоставления информации от участников программ.
Качество анализа актуальной информации о состоянии реализации программ можно значительно повысить, если использовать базу данных, содержащую историю развития проекта начиная с момента начала его разработки. В этом случае, наиболее пристальное внимание следует уделять параметрам, вызвавшим дискуссии в процессе разработки и утверждения планов реализации программ. Кроме того, база данных мониторинга позволяет верифицировать данные, получаемые из различных источников и уменьшать риск ошибки или фальсификации результатов.
Заинтересованность источников в своевременном предоставлении адекватной информации может поддерживаться путем организации «обратной связи» — регулярной передачи сводной аналитической информации о ходе реализации Программы из центра мониторинга первичным источникам информации. Таким образом, будет поддерживаться баланс интересов участников процесса.
Приглашаем Вас стать участником добровольной системы мониторинга реализации Программы.

Теги: , |Рубрики: Восточная газовая программа | Комментарии к записи Моинторинг реализации Восточной Газовой программы отключены

Комментарии закрыты