ВГП: Паспорт Программы

19.10.2009
Источник: Правительство РФ
Автор: Минэнерго РФ
Дата публикации: 25.12.07

Вернуться к Оглавлению

 I. Введение.

Необходимость повышения темпов социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока требует формирования в регионе соответствующей энергетической базы.

Благодаря значительным запасам газа в Сахалинской и Иркутской областях, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае и перспективной потребности в природном газе на востоке России и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), сложились благоприятные предпосылки для начала формирования в восточных регионах новых центров газовой промышленности и расширения Единой системы газоснабжения (ЕСГ) на восток. Добывные возможности Восточной Сибири и Дальнего Востока позволяют гарантированно удовлетворять спрос на природный газ в этом регионе на ближайшие 30 лет, обеспечивать поставки газа российским потребителям и на экспорт в страны АТР.

Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (далее — Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2002 № 975-р.

Проект Программы был рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации 13.03.2003 (протокол № 8) и принят за основу. Доработка Программы осуществлялась межведомственной рабочей группой, включающей представителей заинтересованных министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации, компаний и научных организаций: Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, МИД России, МПР России, Минрегиона России, Росэнерго, Правительства Республики Саха (Якутия), ОАО «Газпром», ООО «ВНИИгаз», ООО «НИИгазэкономика», ОАО «Промгаз», ООО «Газпромразвитие», ООО «ТюменНИИГипрогаз», ОАО «ВНИПИгаздобыча», ОАО «Гипроспецгаз», ООО «Газэкспорт», ОАО «ЮжНИИгипрогаз», ООО «Подземгазпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Компания «РУСИА Петролеум», ЗАО «ХК «СУЭК», ОАО «НИИТЭХИМ», Союза независимых производителей газа, ОАО «Иркутскгазпром», Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Лтд.», ОАО «НПО «Гелиймаш», ЦЭМИ РАН, Института геологии нефти и газа СО РАН, Института систем энергетики СО РАН, Института нефтехимического синтеза РАН, Института проблем нефти и газа РАН, ОАО «РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД», ОАО институт «ВНИПИнефть», ФГУП «НИИсинтез» с КБ», ООО «РэндКонсалтинг» и др.

Программа является системно обоснованным набором перспективных мер и ориентиров, инструментом координации усилий всех заинтересованных сторон (федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний-недропользователей, отечественных и зарубежных экономических партнёров) для решения имеющих общенациональное значение проблем развития газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока.

II. Принципы, цели и задачи Программы.

Программа разработана в соответствии со следующими принципами, утверждёнными Правительством Российской Федерации:

•-      приоритетность удовлетворения спроса на газ российских потребителей и поддержание устойчивого газоснабжения в России посредством расширения ЕСГ на восток;

•-      формирование рынка природного газа на базе цен, складывающихся с учетом спроса и предложения на данный вид топлива, и его конкуренции с углем и мазутом;

•-      оптимизация топливно-энергетических балансов регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечение рациональной доли природного газа в его структуре;

•-      закрепление на долгосрочный период эффективных ценовых условий по экспортным поставкам газа на базе принципа единого экспортного канала (с учетом действующих соглашений о разделе продукции).

Главной целью Программы является формирование в регионе эффективной газовой промышленности и создание на этой основе условий для динамичного социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, качественного повышения уровня жизни населения региона.

Основными задачами Программы являются:

•-      удовлетворение перспективного внутреннего спроса на газ и формирование рационального топливно-энергетического баланса региона;

•-      развитие и рациональное использование экспортного потенциала газовой промышленности региона;

•-      развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности в регионе для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Программа соответствует приоритетам и ориентирам Энергетической стратегии России на период до 2020 года, увязывает перспективы развития газовой промышленности в регионе с планами развития ТЭК в масштабах страны, учитывается при разработке Генеральной схемы развития газовой отрасли Российской Федерации (на период до 2030 года).

III. Система мероприятий и этапы реализации Программы.

С целью решения поставленных задач осуществлен комплекс исследований по следующим направлениям:

•-      оценка ресурсной базы для развития газовой промышленности;

•-      оценка добывных возможностей базовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока;

•-      прогноз потребности Восточной Сибири и Дальнего Востока в топливно-энергетических ресурсах, конкурентоспособности энергоносителей и уровня цен на топливо по регионам;

•-      формирование сценариев внутреннего спроса на газ в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока и прогноз рынка газа стран АТР;

•-      формирование перспективных балансов добычи и потребления газа в регионе;

•-      этапы освоения газовых ресурсов и принципиальная схема развития газотранспортной системы региона;

•-      предложения по созданию газоперерабатывающих мощностей;

•-      оценка потребности в инвестициях;

•-      оценка экономической эффективности и социально-эко­но­ми­чес­ких результатов реализации Программы;

•-      комплекс мер по государственной поддержке Программы.

Были определены целевые индикаторы выполнения задач Программы:

•-      внутреннее потребление газа в регионе;

•-      доля газа в региональном балансе котельно-печного топлива (КПТ);

•-      объемы экспорта природного газа и сжиженного природного газа (СПГ);

•-      объем газа, направляемого на газохимию.

Значения указанных целевых индикаторов приведены в табл. 1.

Для достижения целей Программы предполагается разработку газовых ресурсов восточных районов страны осуществлять путём формирования новых центров газодобычи:

•-      Сахалинский центр газодобычи на базе месторождений шельфовой зоны острова Сахалин для газоснабжения Сахалина, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области, а также экспортных поставок трубопроводного и сжиженного природного газа в страны АТР;

•-      Якутский центр газодобычи на базе Чаяндинского месторождения для газификации южных районов Республики Саха (Якутия), Амурской области, а для также организации экспортных поставок трубопроводного газа в страны АТР;

•-      Иркутский центр газодобычи на базе месторождений Иркутской области для удовлетворения существующей потребности в газе потребителей индустриального пояса Иркутской области, Читинской области и Республики Бурятия и, при необходимости, для поставок газа в ЕСГ;

•-      Красноярский центр газодобычи на базе месторождений Красноярского края для удовлетворения существующей потребности в газе потребителей Красноярского края, а также, при необходимости, для поставок газа в ЕСГ.

Спрос на природный газ в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока определялся с учётом прогнозных макроэкономических параметров социально-экономического развития региона, при условии формирования рынка газа на основе эффективной межтопливной конкуренции. В соответствии с проведёнными оценками поставки газа на внутренний рынок востока России (без учёта технологических нужд) превысит к 2020 году — 27 млрд.м3 в год , к 2030 году 32 млрд.м3 в год, а с учётом развития газоперерабатывающих производств — 41 и 46 млрд.м3 в год (с учётом Норильского промузла) соответственно. Доля газа в региональном балансе КПТ возрастет более чем в шесть раз и достигнет 38,5%. Поставки в ЕСГ газа Восточной Сибири могут составить до 35 млрд.м3 в год.

Прогнозные объёмы спроса на российский газ в странах АТР определены на основе прогнозов ведущих международных информационно-аналитических агентств и факторного анализа. Суммарный экспорт природного газа по трубопроводам в КНР и Республику Корея с 2020 г. и далее сможет составить 25-50 млрд. м3, а объёмы поставок российского сжиженного природного газа (СПГ) в страны АТР в 2020 г. составят 21 млрд. м3, к 2030 г. — 28 млрд. м3.

Как ожидается, объёмы добычи газа в регионе к 2020 г. смогут возрасти в более чем в 18 раз; к 2030 г. — в 20 раз по сравнению с уровнем 2006 г. (табл. 2).

Рекомендуемый в Программе вариант развития газовой промышленности на Востоке России позволяет адаптировать сроки реализации программных мероприятий к развитию рынка природного газа на востоке России и в странах АТР.

Программные мероприятия и этапы реализации

Для достижения поставленных целей в Программе определена очерёдность разработки газовых ресурсов региона. Промышленная добыча газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке начинается на наиболее подготовленных к эксплуатации месторождениях шельфа о. Сахалин (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»);

Газификацию потребителей Сахалинской области и Хабаровского края предполагается на начальном этапе осуществлять за счёт поставок газа с месторождений проекта «Сахалин-1», в том числе по действующей газотранспортной системе. Для газификации Приморского края и поставок сетевого газа на экспорт в КНР и Республику Корея планируется строительство газотранспортной системы «Сахалин-Владивосток». При этом в Хабаровском крае предусматривается строительство газоперерабатывающего завода (ГПЗ). Параллельно с развитием месторождений шельфа о. Сахалин проводится доразведка месторождений Якутского центра газодобычи и подготовка проектов подземного хранения гелия, а также проектов строительства газоперерабатывающих предприятий.

С ростом объёма поставок трубопроводного газа потребителям Дальнего Востока и на экспорт будут введены в эксплуатацию месторождения проекта «Сахалин-3», перспективные объекты шельфа о. Сахалин и  месторождения Якутского центра газодобычи со строительством газотранспортной системы «Якутский центр газодобычи — Хабаровск», а также ГПЗ.

Ввод двух очередей завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2» (суммарной мощностью 9,6 млн. тонн в год) позволит начать поставки российского сжиженного газа в страны АТР. В дальнейшем планируется строительство  новых мощностей по производству СПГ в регионе (дополнительно 9,6 млн. тонн в год).

Газ с вовлекаемых в разработку месторождений Иркутского и Красноярского центров газодобычи планируется направить на газификацию регионов и, при необходимости, в ЕСГ. Для переработки газа месторождений Иркутской области и Красноярского края (в том числе выделения гелия) предусматривается строительство ГПЗ в Иркутской области и в Красноярском крае.

В случае реализации варианта с поставками в ЕСГ предусматривается строительство газопровода из Восточной Сибири в район Проскоково.

Предусмотренные Программой мероприятия по развитию газотранспортной системы оптимизированы с учетом маршрута нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». В Программе также предусматривается использование попутного нефтяного газа.

Детализация решений Программы для уточнения параметров спроса на природный газ и синхронизации с ним этапов развития региональных систем газоснабжения будет осуществляться в генеральных схемах газоснабжения и газификации регионов, разрабатываемых администрациями регионов совместно с ОАО «Газпром».

Основные социально-экономические результаты реализации Программы

Для обеспечения в период до 2030 г. необходимых приростов запасов (ориентировочно 7 трлн. м3, табл. 3) потребуется потратить более 290 млрд. руб. на проведение геологоразведочных работ.

Предусмотренные Программой мероприятия по переработке и реализации углеводородного сырья, а также гелия месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока позволят обеспечить промышленное производство нефтехимической продукции к 2030 г. в объеме не менее 4,5 млн. тонн, а газохимической продукции — не менее 9,1 млн. тонн (табл. 4).

Ожидаемые объемы добычи и переработки газа потребуют привлечения инвестиций в размере около 1,3 трлн. руб.

Ориентиры необходимых капитальных вложений для обеспечения прогнозируемых объемов добычи, переработки и транспорта газа месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока представлены в табл. 5. Всего для полномасштабной реализации Программы потребуется инвестировать в развитие газовой отрасли региона за период до 2030 года свыше 2,4 трлн. руб.

Развитие газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, предполагающее не только традиционное использование природного газа в качестве топлива, но и создание в этом регионе новой отрасли промышленности для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (газопереработки и газохимии), положительно скажется на социально-экономическом развитии восточных регионов России. Расчетный индекс роста ВРП Восточной Сибири и Дальнего Востока с учетом реализации Программы сможет составить к 2030 г. более 380% по отношению к уровню 2005 г.

Возможные поступления в бюджет в результате реализации Программы за период до 2030 г., согласно расчетам, составят не менее 3,8 трлн. руб. (табл. 6).

Учитывая высокую неопределенность параметров долгосрочного развития, а также масштаб и сложность намечаемых преобразований, предлагается поэтапная реализация мероприятий Программы. На начальном этапе (до 2010 г.) необходимо осуществить:

•-      реализацию текущих производственных проектов;

•-      выполнение плана первоочередных мероприятий, направленных на снижение уровня рисков и формирование условий дальнейшей реализации Программы (Приложение 1).

Предусматривается, что на начальном этапе осуществления Программы будут уточнены параметры реализации текущих производственных проектов, сформирован перечень производственных проектов на последующую перспективу и уточнены сроки реализации следующих этапов проектных мероприятий в соответствии с положениями Программы.

Перечень текущих производственных проектов

Производственные проекты начального этапа реализации Программы направлены на создание региональных систем газоснабжения Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, которые впоследствии смогут быть соединены как между собой, так и с существующей ЕСГ, а также на реализацию проектов СРП.

К числу указанных проектов, в частности, относятся следующие.

Проект «Сахалин-1» предполагает разработку морских месторождений углеводородов Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Добыча нефти на месторождении Чайво осуществляется с конца 2005 г. Добыча на месторождении Одопту — после начала добычи на Чайво. Месторождение Аркутун-Даги будет разрабатываться позже с целью поддержания стабильного уровня добычи. Реализация газовой части проекта на начальном этапе предусматривает поставки до 4,5 млрд.м3 газа год на материк в трубопроводную систему «о. Сахалин — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск».

В 2006 году было завершено строительство трубопровода «Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск». Общая протяжённость газопровода составляет 378 км (начальная точка — посёлок Октябрьский; конечная — населённый пункт Дружба).

Проект «Сахалин-2» предполагает разработку Пильтун-Астохского и Лунского морских месторождений углеводородов со строительством терминала отгрузки нефти и завода по производству СПГ на юге о. Сахалин. Ожидаемый объём добычи газа в 2010 году — около 14 млрд. м3. Начало реализация газовой части проекта по экспортным поставкам СПГ запланировано на 2008 год.

План первоочередных мероприятий по снижению уровня рисков и формированию условий дальнейшей реализации Программы.

Мероприятия данного плана направлены в основном на преодоление рыночных, ресурсных и финансовых рисков. Система управления рисками призвана минимизировать риски формирования газового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока и предусматривает:

•-      уменьшение внутренних рыночных рисков за счет: уточнения приоритетных направлений и параметров социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также прогнозных объемов добычи и потребления газа на долгосрочную перспективу; формирования механизмов рыночного ценообразования на газ в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах; долгосрочных соглашений с потребителями регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока по объемам и ценам реализации газа;

•-      уменьшение внешних рыночных рисков за счет: подготовки и заключения долгосрочных межгосударственных и частных соглашений об объемах и условиях (по принципу «бери или плати») поставок российского газа в страны АТР; реализации принципа единого экспортного канала (с учетом действующих соглашений о разделе продукции);

•-      уменьшение инфраструктурных рисков за счет заключения долгосрочных договоров компаний, осуществляющих транспортировку газа, с компаниями-недропользователями — по опережающему созданию и использованию газотранспортной инфраструктуры в регионе;

•-      уменьшение ресурсных рисков за счет: уточнения объемов запасов и ресурсов углеводородов региона, и прежде всего о.Сахалин; уточнения лицензионных соглашений; межотраслевой координации процессов освоения нефтяных месторождений, добычи и реализации газа газовых шапок, а также утилизации попутного газа; стимулирования рационального использования ценных компонентов, содержащихся в природном газе;

•-      уменьшение финансовых рисков за счет механизмов государственной поддержки процесса реализации Программы.

Подробно план представлен в Приложении к настоящему Паспорту.

IV. Механизмы реализации Программы.

Значительная часть необходимых инвестиций потребуется на начальном этапе реализации Программы. Поэтому особое значение приобретает проблема привлечения инвестиций, стимулирования проектов по развитию газовой промышленности региона — при сохранении целевой направленности Программы, реализации ее важнейших принципов и стратегических ориентиров.

Реализация Программы требует эффективного взаимодействия государства и компаний с различной формой собственности в рамках частно-госу­дар­ственного партнёрства.

Формирование газотранспортной системы на Востоке России осуществляется организацией-собственником ЕСГ (при возможности других организаций участвовать в создании и расширении газотранспортных мощностей), которая несет ответственность за газоснабжение российских потребителей и выполнение международных обязательств по поставкам российского газа с территории России.

Базовыми механизмами реализации Программы являются осуществляемые одновременно: системная координация и государственная поддержка программных проектов.

Координатором реализации Программы является ОАО «Газпром» (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.07.2002 № 975-р) под общим руководством Минпромэнерго России. Системная роль Координатора заключается в обеспечении процесса реализации Программы, отвечающего интересам развития газовой отрасли в регионе. Это, в частности, предусматривает:

•-      расширение единой системы газоснабжения на Восток;

•-      формирование газотранспортной системы на Востоке России;

•-      строительство и эксплуатация системообразующих газотранспортных систем, обеспечивающих поставки газа потребителям;

•-      участие в экспертизе различных проектов на всех необходимых уровнях на соответствие Программе;

•-      определение перспективных ориентиров и приоритетов развития системы магистрального транспорта газа (в рамках долгосрочной программы развития газовой отрасли );

•-      развитие инфраструктуры транспорта газа в регионе на основе заключения с компаниями-недропользователями и потребителями газа долгосрочных договоров, позволяющих осуществлять реализацию инициативных проектов в данной сфере, в том числе на принципах проектного финансирования;

•-      координацию разработки и реализации отдельных проектов Программы, обеспечение согласованности развития региональных систем газоснабжения и газотранспортной системы Восточной Сибири и Дальнего Востока в целом;

•-      реализацию принципа единого экспортного канала посредством экспортных поставок российского природного газа через единого экспортёра;

•-      проведение переговоров с покупателями российского природного газа и потенциальными инвесторами, и обеспечение экспорта газа в страны АТР по цене, максимально отвечающей интересам России;

•-      формирование единой информационной базы, необходимой для принятия обоснованных инвестиционных решений с учётом имеющихся рисков;

•-      мониторинг процесса реализации Программы.

Реализация природного газа российским потребителям предусматривается посредством заключения среднесрочных и долгосрочных контрактов на поставку газа по ценам, формируемым с учётом цен на альтернативные виды топлива.

ОАО «Газпром», как собственник Единой системы газоснабжения, осуществляет формирование системы магистральных газопроводов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и её эксплуатацию. Владельцы природного газа заключают с ОАО «Газпром» договора на транспортировку природного газа на условиях «транспортируй или плати». Условия и порядок заключения таких договоров определяется Правительством Российской Федерации.

Механизмы государственной поддержки реализации Программы предусматривают разработку и осуществление комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для недропользователей, потребителей природного газа, инвесторов и кредитных организаций на основе совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации в области ценообразования, недропользования, налогообложения, тарифной, экспортной и региональной политики, инновационной деятельности, ресурсо- и энергосбережения. Среди первоочередных мер государственной поддержки необходимо выделить меры, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы Российской Федерации в области создания эффективной газовой инфраструктуры, формирования рыночных механизмов ценообразования и обеспечения реализации принципа единого экспортного канала. Лицензионная политика на Востоке России основывается на соблюдении принципов обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, поддержания основ ее суверенитета, а также выполнения обязательств по международным договорам. Реализация данных принципов осуществляется в том числе посредством предоставления базовым объектам Программы (месторождениям и участкам недр Сахалинского, Якутского, Иркутского и Красноярского центров газодобычи) статуса объектов федерального значения, формирования Федерального фонда резервных месторождений газа и установления особого порядка недропользования (без аукциона).

Вернуться к Оглавлению

Теги: |Рубрики: Восточная газовая программа, Документы | Комментарии к записи ВГП: Паспорт Программы отключены

Комментарии закрыты