Описание ситуации на рынке газа: Краткое содержание отчета

Общее описание рынка газа
Газ является особым видом топлива в России. Проблема совмещения функций ОАО «Газпром» — ключевая проблема рынка газа. Формальное решение есть, но не работает, как в транспорте газа, так и в реализации газа. Газпром преобладает в отрасли. Ситуация сохранится в ближайшей перспективе. Новая добыча связана с удаленными и сложными месторождениями. Себестоимость нового газа будет выше. ОАО «Газпром» планирует идти на Восток. ОАО «Газпром» готовит потребителей к росту цен. ЖКХ России является крупным потребителем газа. Развитие потребления газа населением контролируется ОАО «Газпром». Масштабы газификации значительны. Газификация сопровождается структурными изменениями в ОАО «Газпром».
Энергостратегия РФ — единственный официальный документ о перспективах отрасли. Энергостратегия РФ устанавливает тенденции роста цены на газ и приоритеты разработки новых месторождений. ОАО «Газпром» прогнозирует рост спроса на газ. ОАО «Газпром» не планирует увеличивать поставки газа на электростанции. Прогнозы потребления природного газа. Импорт рассматривается как источник покрытия дополнительного спроса. Разработка новых месторождений рассматривается как источник покрытия дополнительного спроса. ОАО «Газпром» допускает увеличение доли независимых производителей. Структура добычи природного газа.
Структура регулирования отрасли несовершенна. Отраслевая нормативная база — результат баланса сил. В текущем балансе сил преобладает консервативная позиция ОАО «Газпром». Система регулирования отрасли чрезвычайно эклектична.
Уровень цен на газ ежегодно определяется ФСТ РФ дифференцировано по регионам. Потребление природного газа в России существенно неравномерно по времени года. Государство не обладает формальным полномочиями по распределению объемов газа. Ключевой этап заключения договора поставки газа — разрешение на доступ к ГТС. Процедура получения доступа не прозрачна. Потребители предпочитают газ независимых поставщиков.
Цены и тарифы
Планово-бюджетное регулирование цен до сих пор зафиксировано в законодательстве. Планируется переход от регулирования оптовой цены к регулированию единого транспортного тарифа. Методика установления справедливого тарифа для независимых — первый шаг к единому тарифу. Теоретически внутренние цены на газ должны расти. Решением Правительства цены будут расти только после 2008 года. Рост цен будет пропорциональным по территориям. Рост цен будет непропорциональным по потребителям. Тарифы на транспорт газа могут стать инструментом повышения цен. Рост тарифа будет сопровождаться изменением «географической кривой». Логика оценок. Источники информации. Рекомендации по методике сбора информации.
Текущая цена газа значительно зависит от транспортных издержек. Изменение регионов добычи значительно увеличит как себестоимость добычи, так и транспорт. Прогнозируется серьезное увеличение затрат на распределение газа.
Государственное регулирование цен и тарифов контролирует безубыточность ОАО «Газпром». Выручка от экспорта и от внутреннего рынка является единым источником финансирования затрат. Рост экспортной выручки позволяет Правительству тормозить рост цен на внутреннем рынке. Административный вес сбытовых подразделений ОАО «Газпром» позволяет лоббировать рост цен на внутреннем рынке. Экспорт является «защищенной» статьей газового баланса России. Наращивание импорта газа — один из путей решения вопроса товарного дефицита на рынке газа.
Центральная инфраструктура газовой отрасли: магистральные трубопроводы, подземные хранилища
ЕСГ (Единая Система Газоснабжения России) — активы Советского Союза: амортизация завершена. ЕСГ — требует модернизации: перевод на газ, расшивка узких мест, повышение эффективности системы. ЕСГ: ключевые коридоры, пропускные способности, перспективы развития. ПХГ — инструмент сезонной балансировки газа. ПХГ: ключевые хранилища и их характеристики. ПХГ: проблемы балансировки газа.
Ключевые ограничения на мощность трубопроводов. Загрузка трубопроводов. Ключевые характеристики ПХГ. Перспективы развития инфраструктуры из инвестиционной программы ОАО «Газпром».
Государственное регулирование транспорта и оптовой реализации природного газа
Обзор отраслевой нормативной базы. Обзор вопросов ценообразования и налогообложения на рынке природного газа.
Участники рынка и их стратегии
Отсутствует Единая Стратегия ОАО «Газпром». ОАО «Газпром» несет ответственность за газоснабжение России. ОАО «Газпром» хотел бы снять с себя эту ответственность. ОАО «Газпром» стремится централизовать структуру отрасли в вертикально интегрированный холдинг. МРГ идет дальше по цепочке добавленной стоимости. ОАО «Газпром» решает проблемы газового баланса, вводя ограничения по доступу независимых к системе. МРГ стремится облегчить контакты с независимыми производителями как с источником нерегулируемого газа. ОАО «Газпром» не заинтересован в биржевой торговле газом. МРГ запускает биржевую площадку. Конфликт МРГ (ООО «Межрегионгаз») и ЦПДД (Центральный производственно-диспетчерский департамент ОАО «Газпром») — конфликт функций.
НОВАТЭК — зависимый независимый. ИТЕРА — локальный проект баланса интересов. ЛУКОЙЛ — дипломатия на высшем уровне. Роснефть — «политический оппонент». СИБУР как инструмент доступа к инфраструктуре. Проблемы незавершенности технологического цикла значительно влияют на рынок газа. Промысловая газопереработка: проблемы технологии и экономики. Шипперы: способ уладить проблемы доступа. Трейдеры: бизнес на контактах в структурах ОАО «Газпром». ГРО: региональная монополия. ГРО как продавец газа на местном рынке. ГРО как контакт с местной властью и бизнесом. Структура МРГ: региональные газовые компании.
Потребители. Экономическая и региональная сегментация
Проблемы сбора и использования данных. Цены на импортный газ неуклонно растут. ОАО «Газпром» делает все, чтобы увеличить объемы импорта. Тенденция диверсификации поставщиков заставит ОАО «Газпром» активно бороться за традиционные рынки. Борьба за рынки приведет к росту направлений экспорта.
Социальные функции газификации конфликтуют с экономикой проектов. Масштабы финансирования проектов газификации растут по политическим мотивам. Газификация как фактор роста внутреннего потребления газа. Экономическая эффективность газификации значительно зависит от оптовой цены газа. Рост тарифов ГРО усиливается уходом крупных потребителей.
Обзор структуры потребления в отдельных регионах России. Диаграммы и выводы. Логика оценок. Источники информации. Рекомендации по методике сбора информации. Анализ динамики и перспектив потребления ключевых потребителей.
Ключевые проблемы рынка
Версия ОАО «Газпром»: доля газа непропорционально велика. Версия независимых: нужно пользоваться естественным преимуществом. Уголь как реальный конкурент газа в долгосрочной перспективе. Увеличение таможенной пошлины на мазут как инструмент изменения структуры ТЭБ. График «географического распределения» цен и тарифов. График исторической динамики цен и тарифов. Обратная зависимость: Процедура установления тарифа привязана к результатам установления цены. Экспортные цены и экспортные тарифы. Сравнение скоро будет не в пользу России.
Предоставление доступа противоречит интересам ОАО «Газпром». Решение проблемы в организационном выделении ГТС (газотранспортная система России). Политическое решение принято: выделения не будет. Варианты доступа: единый закупщик, инвестиционный доступ, антимонопольное преследование, пропорциональный доступ. Проблемы организации централизованной торговли. Доступ к инфраструктуре. Гарантии поставки. Независимость и представительность торговли. Доступ к торговле.
Риски и ограничения
Ключевой риск — непредсказуемость государственной политики в регулировании ОАО «Газпром». Следует стимулировать, разрабатывать и продвигать стратегии на разных уровнях: от методик до становых программ. Колебания внешней цены значительно влияют на внутреннюю экономику ОАО «Газпром». Затраты растут вместе с ростом выручки, но не падают вместе с ее падением. Независимое регулирование цены и тарифа несет в себе риск выдавливания независимого газа с рынка. Дифференциация потребителей принесет риски серого и черного рынков газа. Прозрачность правил и прогнозов как стратегия публичности. Уход с рынка потребителя как страховка от колебания цен на этом рынке. Долгосрочные контракты как механизм хеджирования рисков.
Перспективы развития рынка
Реформа ОАО «Газпром» идет. Реформа неизбежно приведет к коммерциализации и прозрачности. Внутренние конфликты вынудят к развитию рынка. Характерные сроки изменений 5-7 лет. Методика установления оптовых цен. Правила Поставки. Правила торговли на организованном рынке. Закон о газоснабжении. Необходимо иметь готовые предложения и стимулировать их обсуждение при случае. Перспективы формирования торговой площадки. Есть правила торговли, нет правил рынка. Биржевая торговля не нужна ОАО «Газпром», значит у нее нет будущего. Тема биржи — предмет для политического торга. Прогрессивный путь — формализация неформальных обязательств, прав и требований. Направления развития нормативной базы в связи с потенциальными перспективами биржи
Ссылки по теме — отчет «Описание ситуации на рынке газа»:
Оглавление и сокращения
Краткое содержание отчета
Цены и тарифы
Центральная отраслевая инфраструктура
Государственное регулирование
Участники рынка
Сегментация потребителей
Проблемы рынка
Риски и ограничения
Перспективы рынка
Выводы
Теги: газопереработка, газоснабжение, Газотранспортная Система, ГРО, Группа ЭРТА, добыча, доступ, ЕСГ, Межрегионгаз, мощность, МРГ, население, ПХГ, регулирование, Роснефть, рынок газа, спрос, стратегия, тариф, тарифы, транспорт газа, ТЭБ, ФСТ, цена газа, ЦПДД |Рубрики: Обзоры и исследования |
Комментарии к записи Описание ситуации на рынке газа: Краткое содержание отчета отключены