Развитие ситуации вокруг Третьего энергопакета Европейской комиссии

11.08.2008
Источник: Институт энергетики и финансов
Дата публикации: 15.09.07

Страны ЕС продолжают совершенствовать свою политику в сфере энергетики, продвига-ясь по пути создания единого открытого и конкурентного энергетического рынка. Если вер-нуться к истории этого процесса, то либерализация на энергетических рынках Евросоюза на-чалась в 2000 году с введения в действие Первой директивы ЕС по газу. Вторая директива,принятая в 2003 году, ставила целью завершение процессов либерализации и открытия рын-ков к 1 июля 2007 года. Все потребители стран ЕС (кроме нескольких рынков, отнесенных к«новым» или зависящим от одного поставщика) должны были к этому сроку получить правосвободного выбора поставщика «голубого топлива».Вторая Директива предусматривала также меры по выделению транспортной инфрастру-ктуры вертикально интегрированных компаний в отдельные юридические лица (т.н. «юриди-ческое разделение») и меры по предоставлению этим транспортным компаниям определен-ной независимости от материнских компаний.На деле же Европейская комиссия (ЕК) осенью 2007 года констатировала недостаточ-ность развития на газовых рынках конкуренции и предложила для ее обеспечения либо пол-ное разделение («по собственности») энергетических компаний, либо введение независимыхсистемных операторов газотранспортной инфраструктуры. Данные положения являются клю-чевыми элементами официальных предложений ЕК от 19 сентября 2007 года, широко извест-ных в экспертном сообществе как «Третий пакет» энергетических инициатив.Суть «Третьего пакета» и возможные последствия его принятия.Сердцевина предложенных Европейская комиссии новых мер – требование о том, чтобыстраны–члены выбрали для своих рынков одну из двух конструкций построения рынка газа:• полное разделение вертикально интегрированных компаний с выделением из них юриди-ческих лиц, владеющих газовой инфраструктурой. При этом поставщики газа не могут бытьконтролирующими акционерами таких компаний. Этот вариант преобразований получил на-звание «разделение по собственности» (ownership unbundling) и считается Еврокомиссиейпредпочтительным;• формирование независимых системных операторов (independent system operator – ISO), ко-торые будут независимы от производителей газа и которым будет предоставлена (наряду срезко усиливающими свою роль органами регулирования) вся полнота прав на принятие ре-шений по функционированию и развитию соответствующей инфраструктуры. При этом еесобственник по сути не участвует в управлении и становится пассивным исполнителем со-ответствующих решений ISO и регуляторов.Надо сразу отметить, что предложенные ЕК меры – смена собственников или изменениеправ собственников (требование передачи их прав независимому системному оператору,включая права на реализацию режима транзита, в увязке с режимом доступа третьих сторони пр.) – в случае их осуществления означают, в частности, нарушение режима транзита и на-рушение прав иностранных инвесторов. При этом в Энергопакете есть специальные поло-жения, которыми иностранные инвесторы ставятся в неравноправные с местными инвестора-ми условия, поскольку само их право на сохранение указанных инвестиций попадает в зави-симость от заключения в будущем специальных соглашений с ЕС.По сути, эти положения посягают на важнейший принцип свободы транзита и ненаруше-ния режима действующего транзита, который в общем виде сформулирован в правилах ВТОи Договоре Энергетической хартии (ДЭХ, статья 7). Этот принцип также развивается в проек-те Протокола по транзиту.Второй важнейший принцип – сохранение для уже осуществленных иностранных инвести-ций режима в отношении управления, поддержания, пользования, владения и распоряженияими режима не менее благоприятного, чем для своих собственных инвесторов – также содер-жится в ДЭХ (статья 10).На территории ЕС работают газопроводы, осуществляющие транзит газа, в правах собст-венности на которые участвуют российские поставщики газа. При создании этих объектовбыли осуществлены крупные российские инвестиции. Режим их работы определяется меж-правительственными соглашениями, соглашениями акционеров и т. п.Таким объектом является, например, газопровод «Ямал–Европа» на территории Польши, ко-торый осуществляет масштабный транзит российского газа через территорию Польши в Герма-нию. Компания «Газпром» является инвестором, владеет 48%-ной долей в компании–операторе«Европолгаз» и контролирует данную газотранспортную инфраструктуру.Транзит российского газа осуществляется по территории Румынии и Болгарии в Турцию. Всобственности этих газопроводов российская сторона не участвует, но в последние годы былиосуществлены масштабные инвестиции в реконструкцию и развитие их мощностей с привлече-нием российских кредитных ресурсов.Таким образом, предлагаемые изменения напрямую затрагивают и даже нарушают права рос-сийских инвесторов, уже осуществивших инвестиции в действующие инфраструктурные объектына территории ЕС. Кроме того, эти изменения и резко ухудшают условия реализации новых про-ектов поставки газа на территорию ЕС.Разделение активов вертикально–интегрированных компаний, работающих в газовом и элек-троэнергетическом секторах экономики, неизбежно ударит по позициям нынешних лидеров – такназываемых «национальных чемпионов» стран ЕС в энергетике. Идея отделения транспортныхактивов крупных компаний базируется на понимании того, что транспортная инфраструктура яв-ляется «входными воротами» на рынок для новых участников и доступ к ней является важнейшимусловием создания конкуренции.Для вертикально-интегрированных компаний, естественно, возникает конфликт интересов ме-жду доступом третьих сторон и усилением позиций на рынке ресурсов, производимых собствен-но данной компанией. Этот конфликт может быть смягчен мерами регулирования. Ряд из нихпредлагался во Второй директиве, но ЕК заявила, что не удовлетворена достигнутыми в этом на-правлении практическими результатами. Комиссия пришла к выводу, что продолжение практикиобъединения инфраструктурных активов и активов в сфере добычи / производства и маркетин-га / продаж энергоресурсов под управлением одной компании будет негативно влиять на разви-тие конкуренции в отрасли и эффективную работу рынка. Этот вывод представляется далеко небесспорным, ведь многое зависит от подхода и приоритетов – от того, решению каких задач от-давать предпочтение.Проведение обязательного разделения активов вертикально-интегрированных компаний бу-дет увеличивать риск потери заинтересованности со стороны отдельных подразделений компа-нии, превращенных в самостоятельные независимые единицы, инвестировать в не принадлежа-щие им проекты, в том числе по развитию инфраструктуры. Дробление крупных компаний на бо-лее мелкие независимые подразделения может привести к потере эффективности управленияобщим процессом развития сетей, рассогласованности в принятии стратегически важных реше-ний, дополнительной бюрократизации при их одобрении и утверждении, а также потеря контролянадо всей необходимой для планирования отраслевой информацией.При реализации второго подхода (ISO) все решения и планы по развитию инфраструктуры бу-дут приниматься на уровне регуляторов и независимых операторов систем. Собственник активовфактически будет обеспечивать финансирование при минимальном вовлечении в процесс даль-нейшей жизни проекта, что не соответствует интересам профессиональных участников рынка:скорее, такая роль может заинтересовать пассивных инвесторов (например, пенсионные фонды).Но будут ли они готовы достаточно масштабно войти в новую для них сферу размещения акти-вов, причем с принятием на себя обязательств безропотно предоставлять финансирование в со-ответствии с решениями регуляторов, – большой вопрос.Положения Третьего энергопакета от 19 сентября 2007 г. вызвали резкие возражения у рядаведущих стран ЕС – таких, например, как Франция и Германия, для которых жесткие положенияпо разделению активов ведущих национальных энергетических монополий представляются не-эффективными и нежелательными.С самого начала этой дискуссии можно было ожидать появления предложений от стран–чле-нов ЕС по совершенствованию Третьего энергопакета, поскольку пакет изначально содержал ам-бициозные задачи, пути решения которых явно неоднозначны с национальных точек зрения поис-ка баланса и логически взаимосвязанных решений по отношению к трем основным составляю-щим энергополитики ЕС – обеспечению надежности энергоснабжения, решению климатическоговопроса и созданию единого открытого конкурентного европейского энергетического рынка.Следует учитывать, что инициативы Третьего пакета, представленные странам на рассмотре-ние осенью 2007 года, были сформулированы в условиях, когда положения Второй газовой дире-ктивы в отношении юридического разделения деятельности компаний воплощены в жизнь не вполном объеме; существует серьезная нехватка межстрановой транспортной инфраструктуры,несогласованы действия регуляторов и операторов газотранcпортных сетей, недостаточно разви-ты региональные рынки. Все это вызывает закономерный вопрос о своевременности дальнейшихболее радикальных шагов и объясняет трудности в согласовании позиций стран, находящихся наразных этапах развития рынков.От «Третьего пакета» к «Третьему пути»Германия и Франция представили свой вариант предложений, называемый также «Третийпуть», заявив, что за основу ими были приняты особенности функционирования национальныхэнергетических рынков, которые контролируются несколькими крупными компаниями, владею-щими активами в электроэнергетике, в том числе и распределительными сетями. Речь идет о та-ких компаниях, как E.ON, EDF, Vattenfall, RTE и EnBw.С учетом этих особенностей две крупнейшие страны ЕС заявили, что оба предложенных вТретьем пакете варианта реформирования энергетических рынков ЕС – разделение активов пособственности и формирование независимых системных операторов (ISO) – для них неприемле-мы. Неприемлемость полного разделения активов обосновывается важностью сохранения нарынке крупных интегрированных энергетических структур. Второй вариант документа, предло-женный Еврокомиссией, эти страны также отвергают, считая неэффективной передачу важней-ших функций управления энергетической инфраструктурой операторам, которых пока нет нарынке, и наднациональным структурам.В настоящее время к данному предложению присоединилось 8 стран: Германия, Франция, Ав-стрия, Болгария, Греция, Люксембург, Латвия, Словакия.Суть «Третьего пути» в нынешней редакции заключается в следующем:• энергетические компании должны перейти к структуре акционерных обществ (АО); при этомоператоры энерготранспортной инфраструктуры (TSO) будут являться филиалами данных АО сотдельным органом управления – Советом директоров, и с четким ограничением сферы влия-ния со стороны материнской компании;• материнская компания не будет вовлечена в ежедневную деятельность TSO; управление ISO бу-дет отделено, что обеспечит полноценную самостоятельность этой структуры в принятии реше-ний по управлению сетями, соответствующими активами и планами развития.Надо отметить, что вариант Германии и Франции принципиально отличается от предложенно-го ЕК варианта формирования ISO, поскольку в варианте Еврокомиссии материнская компаниядолжна быть полностью отстранена от участия в принятии инвестиционных решений ISO, а в но-вых предложениях этих стран такое участие в разумной степени будет разрешено.В частности, материнская компания будет утверждать годовой финансовый план своего TSOи устанавливать общий лимит на уровень финансовых обязательств, относящихся к деятельностиTSO. Таким образом, каждодневная деятельность TSO не будет контролироваться материнскойкомпанией, в том числе и в сфере принятия решений по новому строительству и реконструкциисетей, но при условии, что такие решения будут находиться в пределах установленного общеголимита расходов, согласованного с материнской компанией.Наиболее слабой стороной предложений ЕК от 19 сентября 2007 года является блок инвести-ционных вопросов, которые критически важны для успешного развития рынка и которые, по су-ти, были пропущены при создании программы формирования энергетических рынков ЕС.Согласно нынешним предложениям «Третьего пути» TSO будет иметь право представлять по сво-ей инициативе 10-летний инвестиционный план, разработанный при участии материнской компаниина основе прогнозов об объемах потребления, торговли между странами и других факторах. План бу-дет представляться в национальные органы регулирования (НОР) для открытых консультаций, вовремя которых все существующие и потенциальные пользователи сетей смогут предложить свои из-менения. НОР оставляют за собой право обязать TSO внести в план необходимые поправки.Для того чтобы соответствовать принципу недискриминации новых пользователей сетей, TSOбудет обязан назначить менеджера для рассмотрения поступающих жалоб. Работа по рассмотре-нию всех поступающих претензий будет также находиться под надзором со стороны НОР.Надо отметить, что на состоявшейся 28 февраля 2008 года встрече министров энергетикистран ЕС предложения по Третьему пути были отвергнуты как недостаточно радикальные, что,однако, не означает прекращения их инициаторами поиска компромиссного решения.

Теги: |Рубрики: Новости, Обзоры и исследования | Комментарии к записи Развитие ситуации вокруг Третьего энергопакета Европейской комиссии отключены

Комментарии закрыты