Рекомендации «круглого стола» на тему: «Проблемы правового обеспечения освоения континентального шельфа РФ на примере Штокмановского газоконденсатного месторождения»

02.02.2009
Источник: Государственная Дума РФ
Дата публикации: 16.12.08

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем правового обеспечения освоения континентального шельфа Российской Федерации на примере Штокмановского газоконденсатного месторождения, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.В условиях нарастающего истощения традиционных районов добычи углеводородного сырья особое значение приобретает задача освоения новых нефтегазоносных провинций. Освоение ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и, в частности, шельфа арктических морей представляет собой одну из приоритетных задач экономического развития страны.

Потенциальные ресурсы нефти и газа на дне Мирового океана оцениваются в 1,8 — 2,1 трлн. тонн условного топлива. Это значительно больше разведанных запасов углеводородов на суше.

Территория континентального шельфа Российской Федерации превышает 6,2 млн. км2 (21% площади шельфа Мирового океана). Из них 4 млн. км2 перспективны на нефть и газ.

Ресурсы углеводородов российского шельфа распределены более чем в 20 крупнейших морских и континентально-морских нефтегазоносных провинциях и бассейнах, где выявлено более 1100 перспективных ловушек. Суммарный потенциал шельфов арктических и дальневосточных морей оценивается в более 100 млрд. тонн условного топлива.

Основные из открытых шельфовых месторождений сосредоточены в Баренцевом, Карском и Охотском морях, а также на шельфе Сахалина. К ним относятся газовые гиганты и сверхгиганты: , Русановское и Ленинградское в Западной Арктике, крупнейшие нефтяные месторождения северо-восточного шельфа Сахалина.

Существует ряд факторов, препятствующих масштабному освоению недр континентального шельфа, среди которых следует выделить следующие:

— низкая геологическая изученность территорий;

— неблагоприятные природно-климатические и экономические условия местоположения большинства перспективных районов;

— отсутствие инфраструктуры, необходимой для добычи и транспортировки ресурсов недр континентального шельфа;

— сложнейшие технические решения, обеспечивающие эффективное и безопасное, в том числе с точки зрения воздействия на окружающую среду, извлечение минеральных ресурсов;

— нормативная база не учитывает специфику проведения работ, включая геологоразведочные работы, на континентальном шельфе;

— неурегулированность на межгосударственном уровне вопросов о спорных территориях шельфа.

Основными задачами на ближайшую перспективу являются:

— оптимизация структуры и расширение источников инвестиций для целей использования, потребления и воспроизводства природных ресурсов шельфа Российской Федерации;

— совершенствование экономических механизмов природопользования, системы налогообложения и платы за пользование природными ресурсами, а также увеличение средств, направляемых на сохранение и воспроизводство природных богатств, увеличение темпов прироста запасов полезных ископаемых;

— внедрение передовых технологий в производственный процесс освоение шельфовых месторождений.

Штокмановское газоконденсатное месторождение, открытое в 1988 году, является уникальным объектом разработки не только для отечественной, но и для мировой практики морской газодобычи.

Указанное месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря, к северо-востоку от Мурманска на расстоянии около 600 км от берега. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м. Запасы месторождения по категориям С12 составляют 3,8 трлн. м3 газа и около 37 млн. тонн газового конденсата. Проект разработки Штокмановского месторождения предусматривает ежегодный объём добычи около 70 млрд. м3 природного газа и 0,6 млн. тонн газового конденсата. Это сопоставимо с годовой добычей газа одного из крупнейших поставщиков газа в Европу — Норвегии.

Штокмановское газоконденсатное месторождение является крупнейшим месторождением газа, одним из наиболее изученных месторождений на Арктическом шельфе, в отношении него выполнен проект разработки, 91% его запасов сосредоточено в двух пластах, и оно дает возможность стабильной добычи в течение 50 лет.

Штокмановский проект во многих отношениях является пионерным. Прежде всего, это первое газоконденсатное месторождение, осваиваемое на арктическом шельфе Российской Федерации, причем в его баренцевоморской провинции. Его разработка обеспечит ресурсную базу для производства российского СПГ и его реализации ОАО «Газпром» на западноевропейском и североамериканском рынках, доступ к которым посредством традиционных поставок сетевого газа ограничен либо невозможен.

Для реализации первой фазы освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, включая строительство морского  трубопровода, завода по сжижению газа в Териберке (Мурманская область), в феврале 2008 года создана компания специального назначения «Штокман Девелопмент АГ». Ее акционерами являются ОАО «Газпром» с контрольным пакетом акций (51%), «Тоталь С.А.» (Франция, 25%) и «СтатойлГидро» (Норвегия, 24%). Для обеспечения возможности привлечения иностранного капитала, компания зарегистрирована в Западной Европе (Швейцария) с филиалами в Российской Федерации в Москве, Мурманске и Териберке.

На первой фазе освоения Штокмановского месторождения отрабатывается и новая модель привлечения крупнейших международных нефтегазовых компаний к освоению российских недр, отвечающая национальным интересам России. По этой модели исключительным обладателем лицензии на пользование недрами данного месторождения, права собственности на углеводороды и права маркетинга конечного продукта, остаются российские организации (Группа Газпром).

Иностранные компании («Тоталь» и «СтатойлГидро»), являясь миноритарными акционерами, предоставляют современные технологии освоения морских месторождений и производства СПГ. В качестве акционеров «Штокман Девелопмент АГ» они участвуют в создании «под ключ» и последующей эксплуатации добычных, перерабатывающих мощностей и инфраструктуры, а также принимают на себя соответствующую долю финансирования и проектных рисков. При этом «Штокман Девелопмент АГ» намерена на преимущественной основе размещать заказы у конкурентоспособных российских производителей, формируя условия для технического перевооружения ряда отраслей и создавая в регионах России новые рабочие места.

Для успешной реализации проекта разработки Штокмановского месторождения имеются следующие предпосылки:

— наличие больших запасов газа обеспечивает стабильные долгосрочные поставки и дает возможность регулировать объемы его добычи в зависимости от рыночной ситуации;

— возможность диверсификации поставок газа в Европу и в США с варьированием направлений в зависимости от рыночных условий;

— благоприятный состав сырья, позволяющий минимизировать затраты по очистке и подготовке газа;

— низкие температуры в регионе, позволяющие снизить энергозатраты на сжижение газа;

— природный газ Штокмановского месторождения подается в Германию напрямую, что увеличивает прибыльность проекта;

— наличие развитой инфраструктуры на Кольском полуострове создает положительные предпосылки для реализации проекта;

— сравнительно небольшие расстояния от сырьевой базы до рынков сбыта (восточное побережье США, Канада, Мексика) обеспечат конкурентоспособность российского СПГ;

Однако существуют и трудности освоения Штокмановского месторождения. К ним относятся:

— удаленность от берега, что приводит к необходимости строительства морского трубопровода, не имеющего аналогов в мире;

— суровые климатические условия, в связи с чем срок доступа к месторождению в течении года ограничен (около 4 месяцев);

— сложный рельеф дна и большая глубина, что требует принятия сложнейших технических решений;

— высокие капитальные затраты, в связи с чем необходимо привлечение внешнего финансирования;

— отсутствие аналогов в мировой практике, что требует поиска нестандартных технических решений и их взаимной интеграции.

Технические, экономические и организационные решения, опробованные при реализации данного проекта, могут быть использованы при разработке других шельфовых месторождений.

Проанализировав проблемы правового обеспечения освоения континентального шельфа Российской Федерации на примере Штокмановского газоконденсатного месторождения, участники заседания «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

I. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Считать проекты федеральных законов, направленные на решение вопросов обеспечения освоения континентального шельфа Российской Федерации, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой.

2. Создать при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии постоянно действующую рабочую группу с участием федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих организаций, в части правового регулирования освоения шельфа арктических и дальневосточных морей Российской Федерации.

II. Правительству Российской Федерации:

1.  Осуществить анализ налогового, таможенного, водного законодательства, законодательства об иностранных инвестициях, о континентальном шельфе, о недрах, на предмет выработки предложений по его гармонизации и совершенствованию, в целях создания благоприятной инвестиционной среды для освоения шельфа Российской Федерации с использованием инновационных технологий.

2.  Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий лингвистическое уточнение статьи 16 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации», в части права иностранных государств, их физических и юридических лиц создавать и эксплуатировать искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе Российской Федерации.

3.  При подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотреть:

увеличение расходов по статье «Воспроизводство минерально-сырьевой базы»;

финансирование работ по реконструкции и модернизации российских портов Арктического бассейна.

4.  Рассмотреть возможность разработки и внесения на рассмотрение Федерального Собрания проекта федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части:

введения нулевой налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного и газового конденсата, добываемых на континентальном шельфе Российской Федерации;

освобождения от налогообложения налогом на имущество организаций имущества, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации;

распространение действующего режима налогообложения налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), на операции, связанные с освоением континентального шельфа Российской Федерации, в том числе разведку и разработку его природных ресурсов, строительство или эксплуатацию искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе.

5.  Рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», в части:

установления нулевой ставки таможенной пошлины для видов оборудования и товаров, не имеющих аналогов в Российской Федерации, ввозимых в Российскую Федерацию для освоения континентального шельфа и производства сжиженного природного газа;

включения сжиженного природного газа (криогенного метана) в число товаров, освобождаемых от таможенной пошлины.

6.  Рассмотреть возможность внесения изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, в целях конкретизации положений, регулирующих применение таможенных режимов, в отношении операций, проводимых на континентальном шельфе Российской Федерации.

7.  Обеспечить подготовку и утверждение, предусмотренного пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввозимого на территорию Российской Федерации, не подлежащего налогообложению по НДС, включив в него оборудование для разработки месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и производства сжиженного природного газа.

8.  Рассмотреть возможность внесения изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», в части переноса основных средств, используемых на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением зданий), отнесенных к восьмой — десятой группе амортизируемого имущества в третью-седьмую группы, в целях установления возможности применения ускоренной амортизации;

9.  Включать проекты по освоению шельфа арктических и дальневосточных морей в перечень приоритетных инвестиционных проектов в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

10.   Продолжить процедуры делимитации границ российского шельфа.

11.   Рассмотреть целесообразность отмены регулярных платежей за пользование недрами на континентальном шельфе Российской Федерации.

12.   Обеспечить эффективное гидрометеорологическое наблюдение на континентальном шельфе Российской Федерации.

13.   Поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти разработать свод правил по обеспечению промышленной и экологической безопасности при проектировании, обустройстве и эксплуатации месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе  Российской Федерации.

14.   В Энергетической стратегии России на период до 2030 года предусмотреть раздел, содержащий приоритетные направления государственной политики по формированию и развитию новых крупных центров добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации.

15.   Ускорить утверждение Государственной программы по изучению континентального шельфа Российской Федерации (поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Сечина от 1 июля 2008 г. № ИС-П9-4014).

 Председатель Комитета

Государственной Думы

по природным ресурсам,

природопользованию и экологии                                                   Н.В. Комарова

Теги: , |Рубрики: Новости, Обзоры и исследования | Комментарии к записи Рекомендации «круглого стола» на тему: «Проблемы правового обеспечения освоения континентального шельфа РФ на примере Штокмановского газоконденсатного месторождения» отключены

Комментарии закрыты