Японская привлекательность: Владимир Путин едет искать деньги на газопровод до Владивостока
К поиску материально-финансовой базы для масштабного газотранспортного проекта Сахалин—Хабаровск—Владивосток может подключиться председатель правительства Владимир Путин, который, будучи президентом, отдал распоряжение газифицировать административный центр Приморья к саммиту АТЭС в 2012 году. По данным японских СМИ, тема привлечения японских денег в строительство трубы может стать одной из ключевых в ходе намеченного на конец мая визита российского премьер-министра в Токио.
Как пишет газета Nikkei, вопрос о предоставлении кредита на газопровод через весь Приморский край рассматривают правительство и государственный Japan Bank for International Cooperation. Проект оценивается в 500 млрд иен (5 млрд долл.). В условиях кризиса и дефицита свободных средств найти финансирование в Японии — один из немногих реальных вариантов продолжения экономически неоднозначного проекта. Однако в Токио гораздо больше заинтересованы в реализации другой амбициозной идеи — трансъяпонского газопровода, по которому газ с Сахалина может по трубе дойти с северного острова Хоккайдо до южного побережья Кюсю, а в перспективе и до Южной Кореи.
Сахалинского газа на два больших проекта не хватит, в обозримом будущем его не набирается даже на заполнение трубы до Владивостока. Задача российской делегации — убедить Японию сделать ставку на увеличение поставок голубого топлива через Приморский край. Для этого «Газпром» просчитывает возможность строительства завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и терминала по его экспорту в конце трубы Сахалин—Хабаровск—Владивосток. Расчеты пока не сходятся, но это, похоже, единственный вариант выполнить политическую задачу по газификации Дальнего Востока. Привлечение в проект японского капитала и технологий должно по планам Москвы частично нивелировать экономическую сомнительность производства СПГ за 2 тыс. км от места добычи.
Сейчас на острове реализуются два проекта по добыче нефти и газа — «Сахалин-1» и «Сахалин-2», весь газ с которого сжижается на первом в России СПГ-заводе мощностью 9,6 млн тонн в год. В рамках первого проекта добывается до 2 млрд кубометров попутного газа, который поставляется в Хабаровский край.
Старый советский участок газопровода от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре принадлежит «Роснефти», новый — до Хабаровска — «Дальтрансгазу», контроль над которым в прошлом году приобрел «Газпром», заплатив около 7,5 млрд руб. за 74,9% акций. Но согласно инвестиционному меморандуму к выпуску евробондов «Газпрома» концерн собирается строить новый трубопровод протяженностью 1830 км с четырьмя компрессорными станциями и пропускной способностью до 50 млрд кубометров в год. Это при том, что спрос в Приморском крае не превышает 4 млрд кубометров, а в целом по Дальнему Востоку с трудом доходит до 10 млрд кубометров. Отсюда и растут идеи строить завод по производству СПГ во Владивостоке или продлить трубу в Южную Корею через тревожную территорию КНДР.
Ресурсной базой для заполнения газопровода до Владивостока на первом этапе должен стать шельф Сахалина. Сначала проект «Сахалин-1», где может добываться до 11 млрд кубометров газа (правда, «Газпром» никак не может договориться с оператором проекта — американской ExxonNeftegaz — о закупках сырья), затем «Сахалин-3», лицензии на месторождения которого пока находятся в нераспределенном фонде, несмотря на давнишнее политическое решение передать их «Газпрому». Просто на эти участки претендует и «Роснефть», а председатель совета директоров и по совместительству вице-премьер по ТЭК Игорь Сечин открыто высказывается против выдачи лицензий кому бы то ни было в период кризиса.
Между тем еще год назад «Газпром» заявлял, что планирует начать добычу на Киринском месторождении (крупнейшая составляющая «Сахалина-3») в 2014 году. В данном случае время активно работает против него и экономической эффективности газопровода до Владивостока, которому, очевидно, долго предстоит стоять пустым.
На более поздних стадиях в Приморье должен прийти газ с Чаяндинского месторождения в Якутии, лицензию на которое «Газпром» все-таки успел получить без конкурса год назад. Но для этого еще предстоит построить 2,5—3 тыс. км газовой магистрали и обеспечить добычу и переработку якутского газа, себестоимость которого грозит приблизиться к шельфовым проектам.
Теги: Сахалин – Хабаровск – Владивосток |Рубрики: Восточная газовая программа, Новости |
Комментарии к записи Японская привлекательность: Владимир Путин едет искать деньги на газопровод до Владивостока отключены