Президиум правительства РФ утвердил законопроект о приоритетном доступе сухого отбензиненного газа к ГТС
Президиум правительства РФ утвердил законопроект о приоритетном доступе сухого отбензиненного газа (СОГ) к газотранспортной системе (ГТС), сообщил по итогам заседания президиума министр энергетики Сергей Шматко. По его словам, министерство рассчитывает, что в ближайшее время документ будет внесен в Государственную думу, которая одобрит соответствующие поправки в федеральный закон о газоснабжении, после чего начнут поступать заявки от компаний, передает РБК.
Принятие правил приоритетного допуска в ГТС для СОГ, по оценкам Минэнерго России, позволит решить проблему с утилизацией попутного нефтяного газа к 2012 году с доведением ее уровня до 95%. С.Шматко напомнил, что в настоящее время постановление, регулирующее доступ независимых производителей к трубе, предполагает предоставление приоритета для поставщиков коммунальной сферы. Эти пункты Минэнерго России дополнило поставщиками СОГ. «Думаю в ближайшее время эти правила начнут работать», — сказал С.Шматко, подчеркнув, что с «Газпромом» они согласованы и никаких противоречий с концерном нет.
Осушенный (отбензиненный) газ получают после переработки попутного нефтяного газа (ПНГ). В настоящее время попутный газ в большей степени сжигается на факельных установках. По официальным оценкам, в 2006 году этот объем составил 14 млрд. кубометров (или четверть от добытого объема). По мнению Минэнерго России, одной из причин такой ситуации является несовершенство существующего порядка доступа нефтедобывающих организаций к газотранспортным сетям.
Принимая во внимание ограниченные возможности утилизации попутного (нефтяного) газа в районах добычи (такую возможность имеют в основном организации, ведущие добычу нефти в европейской части страны, а также ОАО «Сургутнефтегаз», чьи месторождения расположены вблизи Сургутских ГРЭС-1 и ГРЭС-2), одной из причин сложившейся ситуации является несовершенство существующего порядка доступа нефтедобывающих организаций к газотранспортным сетям.
Первоначально российские власти ставили перед должностными лицами и компаниями задачу довести утилизацию ПНГ до 95% в 2010 году. Впоследствии профильные министерства и ведомства приняли решение о выходе на этот показатель к 2011 году. Однако ряд нефтяных компаний просили сдвинуть срок перехода на утилизацию ПНГ в объеме 95% на 2012 год. Затем МПР и Минэнерго России длительное время согласовывали проект постановления по утилизации ПНГ.
В январе 2009 года правительство РФ приняло постановление по переходу на утилизацию ПНГ на уровне 95% с 1 января 2012 года. Согласно документу, целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы установлен в размере не более 5% от объема добытого сырья. С 1 января 2012 года плата за выбросы вредных веществ при сжигании сверхнормативных объемов рассчитывается как за сверхлимитное загрязнение, причем при расчете применяется дополнительный коэффициент 4,5, который призван стимулировать к сокращению загрязнения воздуха продуктами сжигания ПНГ. При отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем использования и сжигания попутного нефтяного газа, дополнительный коэффициент с 1 января 2012 года увеличивается до 6.
К заседанию 01.06.09 (сайт Правительства РФ):
…
6. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»
Попутный (нефтяной) газ — это ценнейшее химическое сырье и высокоэффективное органическое топливо. В отличие от газов природных горючих, состоящих в основном из метана, попутный газ содержит значительное количество этана, пропана, бутана и др. предельных углеводородов. После переработки попутного газа получают осушенный (отбензиненный) газ и ценное сырье, состоящее из широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), используемое в химической и нефтехимической промышленности, а также сжиженный газ.
В настоящее время значительные объемы попутного (нефтяного) газа используются нерационально — около четверти (14 млрд. куб. м в 2006 г.) от добываемых ресурсов сжигается в факельных системах, что не только приводит к выбросам в атмосферу загрязняющих веществ, но и влечет за собой прямые экономические потери.
Принимая во внимание ограниченные возможности утилизации попутного (нефтяного) газа в районах добычи (такую возможность имеют в основном организации, ведущие добычу нефти в европейской части страны, а также ОАО «Сургутнефтегаз», чьи месторождения расположены вблизи Сургутских ГРЭС-1 и ГРЭС-2), одной из причин сложившейся ситуации является несовершенство существующего порядка доступа нефтедобывающих организаций к газотранспортным сетям.
В настоящее время Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации увеличить санкции за сжигание попутного (нефтяного) газа, что может, при отсутствии адекватного доступа к инфраструктуре поставщиков продуктов переработки данного вида сырья, привести к падению добычи нефти и, соответственно, к уменьшению поступлений в бюджетную систему России, замедлению темпов роста экономики страны.
Для решения этих проблем возникла необходимость внесения в статью 27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» изменения, предоставляющего поставщикам объемов сухого отбензиненного газа, получаемого при переработке попутного (нефтяного) газа, права приоритетного доступа к газотранспортным сетям.
Принятие законопроекта будет способствовать снижению объемов сжигания попутного (нефтяного) газа и, как следствие, обеспечению рационального и комплексного извлечения из недр, содержащихся в минеральном сырье полезных компонентов, снабжению российской нефтехимической промышленности сырьем.
Теги: доступ, утилизация ПНГ |Рубрики: Новости |
Комментарии к записи Президиум правительства РФ утвердил законопроект о приоритетном доступе сухого отбензиненного газа к ГТС отключены