Диверсифицированная труба

30.09.2010
Источник: Журнал Эксперт
Дата публикации: 28.09.10

Президент России Дмитрий Медведев и председатель Китая Ху Цзиньтао объявили о завершении строительства нефтепровода между двумя странами, который связал российское Сковородино (Амурская область) и китайский Дацин (провинция Хейлунцзян).«Этот проект укрепляет наше стратегическое партнерство и взаимодействие, он направлен в будущее, он является взаимовыгодным, и, я уверен, он принесет пользу нашим странам», — заявил Дмитрий Медведев на церемонии завершения строительства. «Успешное завершение строительства нефтепровода можно по праву назвать примером сотрудничества двух стран, основанного на принципе взаимной выгоды, и новой вехой в нашем энергетическом сотрудничестве», — ответил в тон российскому коллеге Ху Цзиньтао.Патетика происходящего объясняется той ролью, которую нефтепровод «Сковородино—Дацин» должен сыграть в диверсификации поставок нефти обеих стран. Напомним, что ответвление на от российской мегатрубы « — Тихий океан» () начало строиться в апреле 2009 года, вскоре после того, как российские компании «» (добытчик нефти), «Транснефть» (ее транспортировщик) и китайская CNPC заключили соглашение о поставках в Поднебесную российской нефти в количестве 15 млн тонн в год в течение двух десятилетий. А для того чтобы российские компании смогли выполнить эти обязательства, китайская сторона еще и предоставила им кредит в размере 25 млрд долларов, расчет по которому тоже будет идти нефтью.По территории России участок отвода от ВСТО проходит всего 64 км, по территории Китая — 900 км. То, что его конечной точкой стал Дацин, тоже не случайно. Здесь располагается крупнейшее китайское месторождение, которое носит одноименное название. Его геологические составляют 6,36 млрд тонн нефти и 1 трлн кубометров природного газа. Разработку этого месторождения и ведет CNPC, добывая здесь ежегодно около 50 млн тонн нефти.Сейчас, когда поставки нефти в Китай осуществляются по железной дороге, торговля «черным золотом» с этой страной не имеет существенного значения для России. С пуском нефтепровода «Сковородино—Дацин» все изменится, считают аналитики. «На сегодняшний день лидерами по импорту российской нефти ESPO (которая поставляется через ВСТО. — Прим. “Эксперт Оnline”) являются Южная Корея и . Недавно пробную партию закупил Вьетнам. У Китая пока небольшая доля в распределении поставок восточносибирской нефти. Это объясняется тем, что китайская сторона ждет запуска отвода от нефтепровода “Восточная Сибирь — Тихий океан” на Китай. Когда же он будет запущен и ВСТО увеличат до 50 млн тонн в год, наиболее крупные поставки нефти ESPO будут осуществляться в Японию и КНР. Японские нефтеперерабатывающие заводы с удовольствием используют “легкую” восточносибирскую нефть ESPO. Для Китая же транспортировка по отводу — наиболее выгодный способ поставки энергоресурсов в страну», — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Андрей Полищук.Как и намечено, российские поставки нефти в Китай по новому нефтепроводу «Сковородино—Дацин» начнутся с 1 января будущего года. «В ноябре-декабре начнется закачка в нефтепровод технологической нефти — порядка 600 тыс. тонн. С января начнутся коммерческие поставки», — заявил глава «Транснефти» Николай Токарев. И с этого момента для России резко уменьшится риск действий, ущемляющих интересы наших компаний, со стороны западных потребителей российской нефти, в том числе Белоруссии и Украины. Ведь, по сути, весь проект ВСТО призван дать возможность российским нефтяным компаниям выйти на новые рынки сбыта — в страны АТР — и таким образом диверсифицировать свои риски на другом конце континента.«Устремляя взор на Китай, Москва сокращает свою зависимость от Европы, и новое энергетическое партнерство России вызывает обеспокоенность у европейцев», — пишет, например, германская Die Welt. С этой же целью корпорацией «Урал промышленный — Урал полярный» сейчас началось строительство другой мегатрубы — нефтепровода «Пурпе—Самотлор», по которому в ВСТО с 2012 года должна начать поступать нефть с наиболее разработанных западносибирских месторождений. «Реализация проекта позволит связать нефтепровод “Восточная Сибирь — Тихий океан” с остальной нефтепроводной системой “Транснефти”. Сейчас они связаны только через железную дорогу. Соответственно, “Пурпе—Самотлор” позволит не только диверсифицировать структуру поставок нефти, но и значительно увеличить объемы таких поставок», — отметил управляющий активами фонда «Финам — нефтегаз» Роман Беседовский.С другой стороны, за счет нефтепровода из России Китай тоже страхуется — от действий и цен своих традиционных поставщиков нефти из Саудовской Аравии и Анголы. Причем для нашего большого соседа это вопрос не только цены. В случае введения военно-морской блокады в Малаккском проливе, считает влиятельное издание The Wall Street Journal, танкеры с ближневосточной нефтью, которые доставляют основную часть поставляемого в Китай топлива, могут застрять в портах погрузки, что поставит экономику Поднебесной на грань выживаемости. Именно поэтому Китай уже предложил России увеличить объем поставок нефти по только что запущенному в эксплуатацию нефтепроводу. «Пожелание китайской стороны об увеличении объемов высказывалось. Но пока это все именно на уровне пожеланий. Нефть нужно найти и обеспечить ее прокачку», — подтвердил президент «Транснефти» Николай Токарев. Подчеркнув, что «от желания до реализации обычно проходит десять лет, в нынешнем случае, с учетом наличия инфраструктуры, может быть, чуть меньше».Однако, по другим данным, CNPC предложила своим российским партнерам увеличить пропускную способность трубы до Дацина вдвое — до 30 млн тонн нефти в год — уже к 2014 году. Объяснение простое: Китай растет такими темпами, что 15 млн тонн российской нефти в год для него мало. Поэтому в прошлом году был расширен нефтепровод из Казахстана в Китай, который был построен в 2006 году. А в этом году наш большой сосед начал строительство нефте— и газопровода через Бирму и планирует проложить нефтепровод через территорию Пакистана.

Теги: , , , , , , , , |Рубрики: Новости | Комментарии к записи Диверсифицированная труба отключены

Комментарии закрыты