ФАС России о механизмах рыночного ценообразования

11.10.2007
Источник: Правительство РФ
Автор: ФАС РФ
Дата публикации: 08.10.07

Федеральная антимонопольная служба ( России) при выявлении нарушений, связанных со злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением, в своей практике постоянно применяет принципы ценового контроля. Основными методами воздействия на ценовую политику хозяйствующих субъектов, нарушивших законодательство о защите конкуренции, является как выдача непосредственно предписания о снижении цены монополиста, так и введение требования о постоянном информировании ФАС России о ценах на его продукцию в течение определенного периода, что позволяет быстро реагировать на появление монопольно высоких цен и пресекать такую практику.

В связи с этим ФАС России полагает, что наиболее справедливым и прозрачным является механизм формирования цены на товар по результатам биржевых торгов. При этом основной принцип биржевой торговли состоит в концентрации спроса и предложения в одном месте и в одно время, что позволяет участникам торгов установить объективную рыночную цену. При оценке достаточности концентрации спроса и предложения, а также соответствия правил торговли биржи принципам рыночного ценообразования, ФАС России исходит из следующих требований.

1. Объем продукции, продаваемой на бирже, должен составлять не менее 10 процентов от объема всего рынка для компаний, которые занимают .
2. Количество участников торгов, допущенных к торгам товаром, превышает 10.
3. Сделки на торгах совершаются на аукционных торгах по лучшей цене на основании заявок, которые адресованы всем участникам торгов, при условии, что информация о лицах, подавших соответствующие заявки, не раскрывается другим участникам торгов до окончания торгов.
4. Биржей не допускается совершение сделки на основании заявок, поданных за счет одного участника торгов или одного клиента участников торгов.
5. Правилами биржи устанавливается равноправное положение участников торгов при совершении сделок, а также единые условия допуска к участию в торгах.
6. Биржа осуществляет контроль за изменением цены товара посредством расчета следующих показателей: цена открытия, текущая цена, цена закрытия. При этом под текущей ценой следует понимать средневзвешенную цену товара за предшествующие расчету 15 минут торгов; под ценой открытия следует понимать средневзвешенную цену товара за первые 15 минут торгов; под ценой закрытия следует понимать средневзвешенную цену товара за последние 15 минут торгов.
7. Расчет текущей цены товара производится биржей не реже чем каждые 15 минут.
8. Биржа осуществляет приостановку торгов не менее чем на час в случаях: повышения или снижения цены открытия по сравнению с ценой закрытия более чем на 15 процентов; повышения или снижения текущей цены по сравнению с последней ценой открытия более чем на 10 процентов.
9. В случае отсутствия сделок первые 15 минут торгов ценой открытия считается последняя цена закрытия. В случае отсутствия сделок последние 15 минут торгов ценой закрытия считается последняя текущая цена. В случае отсутствия сделок в предшествующие расчету текущей цены 15 минут текущей ценой считается последняя текущая цена.
10. Выставление участниками торгов заявок на покупку/продажу товара ограничено биржей ценовыми коридорами, значение которых не должно превышать (быть меньше) 50% от соответствующей цены (цены открытия, текущей цены, цены закрытия).
11. Правила биржи устанавливают санкции для участников торгов за нарушение ими правил проведения торгов, а также нарушения условий исполнения обязательств из договоров, заключенных на торгах.
12. Количество сделок, заключаемых на основании безадресных анонимных заявок, используемых для расчета рыночных цен, должно составлять не менее 10.

Участие хозяйствующих субъектов в торгах, соответствующих указанным выше стандартам, может рассматриваться ФАС России как основание для прекращения иных методов ценового контроля.

Вместе с тем частичное применение данных положений при организации биржевой торговли или использование параметров торгов, не обеспечивающих соблюдение изложенных принципов, не будет являться условием для отказа от основных методов антимонопольного реагирования на ценовую политику хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

В настоящее время ФАС России осуществляет правоприменительную практику, базирующуюся на изложенных выше принципах, при выдаче и приостановке действия соответствующих пунктов предписаний хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение.

При этом первичный анализ складывающейся практики торговли на биржах хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, позволяет ФАС России сделать вывод о необходимости рассмотрения вопроса о предъявлении дополнительных требований, направленных на формирование объективной рыночной цены.

В частности, в целях предотвращения создания искусственного спроса при организации биржевых торгов требуется введение принципов:
« один терминал — один брокер или один клиент;
« один брокер у одного клиента;
« запрет на совмещение в одном лице клиента и брокера;
« запрет на подачу клиентских заявок брокерами;
« запрет на одновременное участие в торгах клиента и подача им брокеру клиентской заявки.

Также в целях предотвращения искажения объективных цен требуется проводить торговые сессии отдельно для аффилированных и неаффилированных лиц по отношению к субъекту, занимающему доминирующее положение, как контрагенту по сделке.

В целом ФАС России оценивает начальную практику биржевой торговли с участием хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, как перспективную и намерен обсуждать совершенствование как общих, так и специальных, правил биржевой торговли применительно к соответствующим товарным рынкам со всеми заинтересованными лицами для выработки наиболее объективных механизмов ценообразования и формирования справедливой цены на продукцию предприятий-монополистов.

Теги: , , , , |Рубрики: Документы, Новости | Комментарии к записи ФАС России о механизмах рыночного ценообразования отключены

Комментарии закрыты