Варианты стратегий поведения независимого производителя газа с учетом изменений, произошедших в государственном регулировании экспорта сжиженных газов, в частности, принятие Федерального Закона «Об экспорте газа»
Правительство Российской Федерации, а также заинтересованные министерства и ведомства уже достаточно давно обсуждают концепцию «единого экспортного канала» для газа, начало реализации которой обусловлено принятием Федерального Закона от 18 июля 2006 г. № 117-ФЗ «Об экспорте газа».
В существовавшей до последнего времени ситуации, в которой экспорт газа мог осуществляться только по магистральным трубопроводам единой системы газоснабжения, принадлежащей ОАО «Газпром», вопрос разработки государственных механизмов координации экспорта природного газа являлся не актуальным. Несмотря на уже давно продолжающиеся разговоры о предоставлении доступа независимым производителям газа к экспорту, вопрос не требовал срочного государственного вмешательства и решался на уровне собственника единой системы газоснабжения и независимых производителей газа.
Активное развитие рынка сжиженного природного газа в мире, появление в России проектов, разрабатываемых на условиях о разделе продукции, предусматривающих экспортные поставки природного и сжиженного природного газа, а также возникновение крупных проектов по добыче и экспорту природного газа, минуя единую систему газоснабжения, привели государство к необходимости разработки и реализации концепции «единого экспортного канала» по газу.
Принятый в середине 2006 года Федеральный Закон «Об экспорте газа» можно рассматривать в качестве установления «граничных условий» при поставке углеводородных газов на экспорт.
К сожалению, положения Федерального Закона «Об экспорте газа» дают достаточно расплывчатое определение объекта регулирования, чем немедленно воспользовался собственник единой системы газоснабжения, попытавшись необоснованно расширить его трактовку. Помимо природного и сжиженного природного газов, правила экспорта на которые регулируется принятым Законом, ОАО «Газпром» постаралось распространить его действие на газовый конденсат, ШФЛУ, а также сжиженные углеводородные газы. Такое поведение ОАО «Газпром» застало врасплох как органы государственной власти, так и независимых производителей природного газа и еще раз продемонстрировало его административную силу и вес.
Минэкономразвития России выдало ОАО «Газпром» и ООО «Газэкспорт» 1 августа 2006 г. исключительные лицензии (без срока действия и без ограничения объема) на экспорт сжиженных газов, относящиеся к следующим кодам ТН ВЭД: 2705 00; 2711 11; 2711 21; 2711 29; 2711 19; 2711 14; 2711 13 и 2711 12.
Практически одновременно с выдачей исключительных лицензий Федеральная таможенная служба разослала в таможни телеграмму от 31 июля 2006 г. № ТФ-1821, которой предписывалось начиная с 31 июля 2006 г. производить таможенное оформление экспортируемого газа, добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемого в газообразном или сжиженном состоянии (коды ТН ВЭД России из 2709 00, из 2711, из 2901) только при наличии лицензии на осуществление исключительного права на экспорт.
Вышеуказанные действия привели к остановке на границе значительных объемов конденсата, сжиженных углеводородных газов и ШФЛУ. Ситуация с экспортом сжиженных углеводородных газов усугубляется существующими особенностями государственного регулирования поставок сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок по регулируемым государством ценам, в частности увязки поставки сжиженных углеводородных газов на экспорт с их поставками по «балансовым заданиям».
Исследование возможных сценариев поведения выявило необходимость использования комбинированного подхода, а именно, одновременного использования вариантов «ведомственный» и «административный».
Кроме того, анализ действующего законодательства в части регулирования экспорта углеводородных газов показал необходимость разработки подзаконных актов, определяющих особенности взаимодействия производителей газа и компании, владеющей исключительной лицензией на экспорт природного и сжиженного природного газов.
Глоссарий
Список используемых сокращений
ГПЗ | — | Газоперерабатывающий завод |
НПГ | — | Нефтяной (попутный) газ |
СПГ | — | Сжиженный природный газ |
ШФЛУ | — | Широкая фракция легких углеводородов |
СОГ | — | Сухой отбензиненный газ |
— | ||
— |
1. Сложившаяся в Российской Федерации классификация сжиженных газов и ее соотношение с мировой классификацией
Перечень терминов, используемых в мировой практике, достаточно широк (см. Глоссарий) и не всегда совпадает с терминами и определениями, используемыми в России. Это обусловлено имеющимися традициями, технологическими особенностями добычи и переработки, а также сложившейся структурой собственности на нефте-, газодобывающие и перерабатывающие активы, которая, например, в Российской Федерации привела к возникновению самостоятельного вида товара, называемого широкой фракцией легких углеводородов (сокращенно «ШФЛУ») являющейся, по своей сути, сырьем для нефтехимии, но при этом не имеющего четко установленного углеводородного состава.
Не смотря на кажущуюся сходность наименований, сжиженные газы существенно различаются между собой по своим физическим и химическим свойствам, а также по углеводородному составу. Например, сжиженный природный газ (сокращенно «СПГ») может находиться в сжиженном состоянии и при атмосферном давлении только при температуре -161 оС. Кроме того, его основу составляет метан, в то время как основными компонентами сжиженных нефтяных газов являются пропан и бутан.
В настоящем Отчете мы ограничимся рассмотрением только сжиженных газов, относящихся к категории алканов. О классификации углеводородов см. Вставку 1.
Конкретизация терминов и определений, используемых в России и в мире, а также их соотнесение между собой может проводиться с использованием различных подходов. Однако в настоящем отчете мы будем придерживаться «технологического» подхода, т.е. будем рассматривать возникновение углеводородов с момента их добычи и до получения конкретных товарных продуктов. Технологическая схема производства и потребления сжиженных углеводородных газов приведена в Приложении Д.
Примерное соотношение между углеводородными газами приведено в Приложении А.
К категории сжиженных газов, которые упоминаются в мировой и российской литературе, посвященной нефтегазовой отрасти, в качестве сжиженных газов или Liquefied Gases можно отнести газы, переводимые в жидкое состояние для удобства транспортировки или хранения.
Нефть или «crude oil» является одним из основных видов сырья для производства сжиженных углеводородов. По составу нефть представляет собой смесь нескольких тысяч соединений, основной частью которых являются различные углеводороды. При добыче нефти вместе с ней на поверхность поднимается нефтяной (попутный) газ или «associated gas», «oil-well gas». Под нефтяным (попутным) газом (сокращенно «НПГ») понимают не только газ, растворенный в нефти, но и газ газовых шапок или «gas-cap gas», а также свободный газ, также называемый «gas well gas», выходящий на поверхность при добыче нефти. Содержание жидких фракций в НПГ может сильно варьироваться в зависимости от месторождения, а также от стадии добычи. Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2002 г. № 117 «Об оптовых ценах на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки» установлена следующая зависимость стоимости НПГ от содержания в нем жидкой фракции:
Содержание жидкой фракции в нефтяном (попутном) газе, г/м3 |
Оптовая цена (без НДС), руб./1000 м3 |
До 150 | 73 |
От 150 до 200 | 126 |
От 200 до 250 | 179 |
От 250 до 300 | 231 |
От 300 до 350 | 284 |
От 350 до 400 | 337 |
От 400 до 450 | 390 |
Свыше 450 | 442 |
НПГ содержит, кроме метана, более 10% этана, пропана, бутана и других высших углеводородов. Выделяемую при переработке НПГ смесь этих более тяжелых углеводородов (С3+) относят к широкой фракции легких углеводородов (сокращенно «ШФЛУ»). Эти углеводороды являются ценным сырьем для производства продуктов нефтехимической промышленности, включая синтетические каучуки, шины, синтетические волокна и ткани, компоненты моторных топлив, полиэтилен, полипропилен и изделий из них и многое другое.
НПГ, содержащий жидкой фракции более 350 г/м3, называют associated wet (rich) gas или жирный газ.
Содержание НПГ в нефти, также называемое «газовым фактором», может колебаться от низкого — менее 200 м3 на 1 т нефти и достаточно типичного для Западной Сибири — 400-600 м3 на 1 тонну нефти, до аномально высокого газового фактора — 2500 м3 на 1 т нефти.
Для утилизации нефтяного газа строятся системы промысловых газопроводов, компрессорные станции, установки осушки и очистки газа от сероводорода (там, где это необходимо) и газоперерабатывающие заводы с системами для транспортировки продуктов переработки (газопроводы, продуктопроводы, наливные эстакады). Существующие в настоящее время на большинстве разрабатываемых месторождений необходимые сооружения и инфраструктура утилизации НПГ были созданы еще в советский период.
Существуют различные варианты использования выделенного НПГ. При невысоком газовом факторе более сухой газ может использоваться нефтяными компаниями без дополнительной переработки в качестве топливного газа на собственных энергетических установках либо подаваться на региональные ТЭЦ. Собранный НПГ может перерабатываться на месте, закачиваться в пласт, подаваться на газоперерабатывающий завод (сокращенно «ГПЗ») для дальнейшей переработки или просто сжигаться в факелах.
Комплекс переработки на ГПЗ, как правило, включает в себя:
· процесс химической очистки и осушки газа;
· процесс разделения С1 (метана)+С2(этана) и С3+ методом охлаждения.
На выходе из ГПЗ получается сухой отбензиненный газ (сокращенно «СОГ»), практически являющийся аналогом природному газу, сжиженные углеводородные газы, бензины и/или ШФЛУ.
Строго говоря, традиционно реализованный в России подход к переработке НПГ нельзя назвать полноценной переработкой газа, а ШФЛУ — это чисто российское понятие, практически нигде в мире больше не встречающееся. Имеющиеся в стране ГПЗ скорее являются «устройствами для подготовки НПГ к дальнейшей транспортировке». В мировой практике НПГ, как правило, подвергают более глубокой переработке на местах и далее транспортируют (и реализуют) уже полноценные продукты нефтехимии.
При добыче газа из газоконденсатных месторождений выделение (конденсация) газового конденсата производится непосредственно на месторождении. До мест переработки газ доставляется по газопроводам, а конденсат — в жидком состоянии по трубопроводам (продуктопроводам) или в железнодорожных цистернах. Но для транспортировки газового конденсата в жидком состоянии из него нужно выделить легкие (летучие) фракции, эта процедура называется стабилизацией конденсата и, как правило, также производится рядом с местом добычи конденсата. В результате процесса стабилизации из первичного газового конденсата получают стабильный газовый конденсат (который можно транспортировать далее в жидком состоянии) и низконапорный (т.е. с низким давлением) газ стабилизации, который, по сравнению с природным газом, содержит повышенное количество С2+. Газ стабилизации стараются использовать, как правило, на месте его получения, поскольку для подачи в магистральные газопроводы он требует дополнительной переработки (прежде всего, выделения С3+) и компримирования (сжатия).
При переработке нефти образуется достаточно много углеводородных газов от метана СH4 до бутанов С3Н8 включительно. Источник номер один — прямая перегонка. Выход газов здесь зависит исключительно от степени стабилизации нефти на промыслах или при транспорте.
Для переработки газа чисто газовых месторождений тоже созданы специализированные предприятия. Чаще всего природный газ — это метан с незначительными добавками этана. Иногда в качестве добавок встречаются гелий, так нужный многим отраслям техники, а также диоксид углерода и сероводород. Понятно, что такие «кислые» газы надо тотчас отделять от основного сырья.
1.1 Сжиженный природный газ
Сжиженный природный газ (СПГ) — криогенная жидкость с содержанием метана не менее 86% об. и температурой кипения от минус 161°С, при регазификации которой из 1м3 получают около 600 м3 газа при нормальных условиях. СПГ является перспективным энергоносителем и обеспечивает экономическую и экологическую эффективность по отношению к другим видам топлива.
Экономические расчеты и практика показывает, что СПГ начинает конкурировать с природным газом при поставках на значительные расстояния (более 1500 км.), для компенсирования существующей неравномерности поставки, а также для газификации не крупных населенных пунктов. Это становится актуально особенно теперь, когда все большее распространение получает торговля СПГ по разовым контрактам.
Поскольку СПГ для России является совершенно новым видом продукции, технические документы, определяющее стандарты на него, отсутствуют или находятся в начальной стадии разработки.
Код ТН ВЭД | Наименование товара |
2711 | Газы нефтяные и углеводороды газообразные |
Прочие | |
— сжиженные: | |
2711 11 000 | — газ природный |
1.2 Сжиженные углеводородные газы
Сжиженными углеводородными газами (сокращенно «СУГ») или «liquefied petroleum gas» (сокращенно «LPG») называют смесь углеводородных газов, состоящую из пропана (C3H8) или «propane», бутана (C4H10) или «butane», их изомеров (нормальный бутан или «normal-butane», изобут или «iso-butane», пентан (C5H12) или «pentane», пропен или «propene» и бутен или «butane»), которая при температуре окружающего воздуха и нормальном атмосферном давлении находятся в газообразном состоянии, а при относительно небольшом повышении давления (без снижения температуры) переходит в жидкую фазу (для справки — рабочее давление бытового баллона со сжиженным газом составляет 1,6 ати).
Сырьем для производства сжиженных газов в РФ являются: попутный нефтяной газ (извлекаемый вместе с нефтью), природный газ и газовый конденсат (извлекаемые из газовых месторождений), углеводородные газы и другие полупродукты, получаемые при их переработке (ШФЛУ), нефть.
Пропан (C3H8) и бутан (C4H10) являются основными компонентами сжиженных углеводородных газов, но отношение, в которых они смешиваются, сильно различается от страны к стране, а также от направления его использования, внутренних цен, возможности производства и климатических условий.
Изменение состава сжиженных углеводородных газов, используемых для различных нужд, от страны к стране определяется требованиям к выбросам в атмосферу, в основном к CO; высокое содержание бутана приводит к снижению уровня выбросов NOx, а высокое содержание пропана уменьшает уровень выбросов CO.
Качество сжиженных углеводородных газов и содержание в нем различных фракций определяется соответствующими стандартами, действующими в каждой стране, например, состав используемых на автотранспорте сжиженных углеводородных газов определен Европейским стандартом EN589.
Номенклатура сжиженных углеводородных газов, выпускаемых на предприятиях всех типов на внутреннем рынке Российской Федерации, определяется Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.
Код «Общероссийского классификатора продукции» ОК 005-93 | Наименование товара |
02 7230 4 | Газ сжиженный (газы углеводородные сжиженные) |
02 7231 7 | Пропан (пропановая фракция, включая обработанную пропан-пропиленовую фракцию) |
02 7232 5 | Фракция пропан-пропиленовая |
02 7233 0 | Бутан нормальный (включая отработанную бутан- бутиленовую фракцию) |
02 7234 6 | Изобутан (фракция изобутановая) |
02 7235 1 | Фракция бутан-бутиленовая |
02 7236 7 | Фракция пропан-бутановая (кондиция для быта) |
02 7239 3 | Газы углеводородные сжиженные прочие |
02 7240 9 | Углеводороды жидкие C5 и их фракции |
02 7241 4 | Пентан (пентановая фракция) |
02 7242 0 | Изопентан (изопентановая фракция) |
02 7250 3 | Смеси легкие углеводородные многокомпонентные |
Требования к качеству изготовления сжиженных газов определяются государственными стандартами для коммунально-бытовых нужд (ГОСТ 20448-90 от 1 января 1992 г. «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления»), для автомобильного транспорта (ГОСТ 27578-87 от 1 июля 1988 г. «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта») и для поставляемых на экспорт (ГОСТ 21443-75 от 1 января 1977 г. «Газы углеводородные сжиженные, поставляемые на экспорт»).
Марки сжиженных углеводородных газов, гостируемых в России, приведены в Таблице 1.
Таблица 1. МАРКИ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ
Марка |
Наименование |
Код ОКП |
Сжиженные газы для автомобильного транспорта1 |
||
ПА | Пропан автомобильный | 02 7239 0501 |
ПБА2 | Пропан-бутан автомобильный | 02 7239 0502 |
Сжиженные газы для коммунально-бытового потребления1 |
||
ПТ | Пропан технический | 02 7236 0101 |
СПБТ | Смесь пропана и бутана технических | 02 7236 0102 |
БТ | Бутан технический | 02 7236 0103 |
Примечание:
1. Массовая доля серы в газе не должна превышать 0,01%
2. Марка ПБА используется в летнее время, марка ПА — в зимнее.
Согласно ГОСТу доля пропана в ПА не может быть ниже 85±10%, а в ПБА — 50±10%.
Рекомендованное применение различных марок сжиженных углеводородных газов для коммунально-бытового потребления приведено в Таблице 2.
Таблица 2. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАРОК УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ
Согласно ГОСТу доля пропана и пропилена в ПТ, поставляемых на внутренний рынок, не может быть ниже 75%, в СПБТ доля бутанов и бутиленов не может быть более 60%, а в БТ доля бутиленов не может быть менее 60%. При поставках СУГ на экспорт состав будет выглядеть немного иначе: доля пропана в ПТ не менее 95%, доля бутана в БТ не менее 98%, причем нормального бутана не менее 96%, а в СПБТ доля бутанов не более 60%, а пропанов не менее 40%.
В целом ГОСТы содержат определение марок сжиженных газов, требования безопасности при работе со сжиженными газами, устанавливают требования по охране природы, маркировке и упаковке, приемке и методам испытаний.
В 2001 г. ГУП «ВНИИУС» разработало и согласовало с Минэнерго России «Классификацию сжиженных углеводородных газов, легкого углеводородного сырья (ЛУС) и широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ)», которая в настоящее время применяется Минэнерго России и ОАО «СГ-транс» (основной перевозчик сжиженных углеводородных газов железнодорожным транспортом). Однако, упомянутая классификация не получила официального статуса (Приложение Б).
Перечень газов, относящихся к сжиженным углеводородным газам, устанавливаемый Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), применяемый в государствах — участниках Содружества Независимых Государств для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также их состав отличается от перечня, устанавливаемого ГОСТами и Классификаторами.
Код ТН ВЭД | Наименование товара |
2711 | Газы нефтяные и углеводороды газообразные |
Прочие | |
— сжиженные: | |
2711 12 | — пропан |
— пропан чистотой не менее 99% | |
2711 12 110 | —- для использования в качестве топлива |
2711 12 190 | —- для прочих целей |
— прочие: | |
2711 12 910 | —- для специфических процессов переработки |
2711 12 930 | —- для химических превращений в процессах, кроме указанных в подсубпозиции 2711 12 910 |
—- для прочих целей: | |
2711 12 940 | —— чистотой более 90%, но менее 99% |
2711 12 960 | —— смеси пропана и бутана, содержащие более 50%, но не более 70% пропана |
2711 12 980 | —— прочие |
2711 13 | — бутаны: |
2711 13 100 | — для специфических процессов переработки |
2711 13 300 | — для химических превращений в процессах, кроме указанных в подсубпозиции 2711 13 100 |
— для прочих целей: | |
2711 13 910 | —- чистотой более 90%, но менее 95% |
2711 13 930 | —- смеси бутана и пропана, содержащие более 50%, но не более 65% бутана |
2711 13 980 | —- прочие |
2711 14 000 | — этилен, пропилен, бутилен и бутадиен |
2711 19 000 | — прочие: |
2901 | Углеводороды ациклические: |
2901 10 | — насыщенные: |
2901 10 100 | — для использования в качестве топлива |
2901 10 900 | — для прочих целей |
Что касается вопроса распределения сжиженных углеводородных газов на продукцию газо- и нефтепереработки, то согласно действующему таможенному законодательству, если часть товара является продукцией нефтепереработки, то на него и на весь оставшийся товар могут быть распространено таможенное регулирование как на продукт нефтепереработки вне зависимости от источника его происхождения. Кроме того, «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК 004-93 относит сжиженные углеводородные газы к продукции нефтепереработки.
Код «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК 004-93 | Наименование товара |
2320000 | ПРОДУКТЫ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ, ГАЗ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ И ПИРОЛИЗА, ПРОДУКТЫ ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДОВ |
2320110 | Углеводороды газообразные и их фракции |
2320111 | Газ нефтеперерабатывающих предприятий сухой |
2320112 | Газ газоперерабатывающих заводов сухой |
2320113 | Смесь метано — водородная |
2320114 | Этан (фракция этановая) |
2320115 | Газ водородсодержащий |
2320120 | Углеводороды газообразные, газ пиролиза |
2320121 | Углеводороды газообразные, газ пиролиза керосина |
2320122 | Углеводороды газообразные, газ пиролиза бензина |
2320130 | Сжиженный газ (газы углеводородные сжиженные) |
2320131 | Пропан (пропановая фракция, включая отработанную пропан — пропиленовую фракцию) |
2320132 | Пропан — пропиленовая фракция |
2320133 | Бутан нормальный (включая отработанную бутан — бутиленовую фракцию) |
2320134 | Изобутан (фракция изобутановая) |
2320135 | Бутан — бутиленовая франкция |
2320136 | Пропан — бутановая франкция (кондиция для быта) |
2320139 | Газы углеводородные сжиженные прочие |
1.3 ШФЛУ
Как уже говорилось выше, ШФЛУ является чисто российским термином, связанным с особенностями переработки углеводородов. В связи с этим термин ШФЛУ нашло отражение в «Общероссийском классификаторе продукции» ОК 005-93,
Код «Общероссийского классификатора продукции» ОК 005-93 | Наименование товара |
02 7250 3 | Смеси легкие углеводородные многокомпонентные |
02 7251 9 | Широкая фракция стабилизации нефти
Пояснение: широкая фракция легких углеводородов нефтестабилизационных установок |
а также в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК 004-93,
Код «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК 004-93 | Наименование товара |
2320000 | ПРОДУКТЫ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ, ГАЗ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ И ПИРОЛИЗА, ПРОДУКТЫ ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДОВ |
2320150 | Смеси легкие углеводородные многокомпонентные |
2320151 | Широкая фракция стабилизации нефти (широкая фракция легких углеводородов нефтестабилизационных установок) |
2320152 | Бензин нестабильный газовый газоперерабатывающих заводов |
2320153 | Рефлюксы процессов каталитического реформинга и прямой перегонки нефти, конденсат от компрессии газов прямой перегонки нефти |
2320154 | Бензин стабильный газовый |
2320155 | Широкая фракция сжиженных газов |
но при этом в ТН ВЭД это понятие отсутствует. Именно по этой причине экспорт ШФЛУ, который год от года растет, осуществляется в соответствии со следующими кодами ТН ВЭД:
Код ТН ВЭД | Наименование товара |
2710 | Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных минералов, за исключением сырых; продукты, в другом месте не поименованные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных минералов, причем эти продукты являются основными составляющими: |
— легкие дистилляты: | |
2710 00 110 | — для специфических процессов переработки |
2710 00 150 | — для химических превращений в процессах, указанных в подсубпозиции 2710 00 110 |
— для прочих целей: | |
— специальные бензины: | |
2710 00 210 | —- уайт — спирит |
2710 00 250 | —- прочие |
— средние дистилляты: | |
— для прочих целей: | |
2710 00 590 | — прочие |
2. Существующая система государственного регулирования экспорта сжиженных газов, включая существующую систему обеспечения поставок сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок.
2.1 Регулирование внешнеторговой деятельности
Регулирование внешнеторговой деятельности газом, включая сжиженные, осуществляетсяв соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ и Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 117-ФЗ «Об экспорте газа».
Ст. 26 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ предусмотрена возможность ограничения права на экспорт путем предоставления исключительного права на экспорт отдельных товаров, перечень которых определяется федеральными законами. При этом исключительное право на экспорт отдельных видов товаров должно осуществляться на основе лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Правительство Российской Федерации в п. 2 постановления от 27 августа 2004 г. № 443 «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» определило, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, а значит и ответственным за выдачу исключительных лицензий на экспорт отдельных видов товаров, является Минэкономразвития России.
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 117-ФЗ «Об экспорте газа» в Ст. 3 конкретизировал, что исключительное право на экспорт газа предоставляется организации — собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации — собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов и оформляется выдачей лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности. В этом же Законе в п. 2 Ст. 1 дано определение газа, на который распространяется исключительное право на экспорт, а именно «газ, добываемый из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемый в газообразном или сжиженном состоянии».
В соответствии с положениями Федерального закона «Об экспорте газа» и Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Минэкономразвития России выдало ОАО «Газпром» и ООО «Газэкспорт» 1 августа 2006 г. исключительные лицензии (без срока действия и без ограничения объема) на экспорт газов, относящиеся к следующим кодам ТН ВЭД:
— 2705 00 000 0 — газ каменноугольный, водяной, генераторный и аналогичные газы, кроме нефтяных газов и других газообразных углеводородов;
— 2711 11 000 0 — газ природный сжиженный;
— 2711 21 000 0 — газ природный в газообразном состоянии;
— 2711 29 000 0 — прочие газы нефтяные и углеводороды газообразные;
— 2711 19 000 0 — прочие сжиженные нефтяные газы;
— 2711 14 000 0 — этилен, пропилен, бутилен и бутадиен сжиженные;
— 2711 13 980 0 — прочие сжиженные бутаны для прочих целей;
— 2711 13 930 0 — сжиженные смеси бутана и пропана, содержащие более 50%, но не более 65% бутана, для прочих целей;
— 2711 13 910 0 — сжиженные бутаны чистотой более 90%, но менее 95% для прочих целей;
— 2711 13 300 0 — сжиженные бутаны для химических превращений в процессах, кроме указанных в субпозиции 2711 13 100 0;
— 2711 13 100 0 — сжиженные бутаны для специфических процессов переработки;
— 2711 12 980 0 — прочие виды сжиженного пропана;
— 2711 12 960 0 — сжиженные смеси пропана и бутана, содержащего более 50%, но не более 70% пропана, для прочих целей;
— 2711 12 940 0 — сжиженный пропан чистотой более 90%, но не менее 99%, для прочих целей;
— 2711 12 930 0 — сжиженные пропаны прочие для химических превращений в процессе, кроме указанных в субпозиции 2711 12 910 0;
— 2711 12 910 0 — сжиженные пропаны прочие для специфических процессов переработки;
— 2711 12 190 0 — сжиженный пропан с чистотой не менее 99%, для прочих целей;
— 2711 12 110 0 — сжиженный пропан с чистотой не менее 99%, для использования в качестве топлива.
В связи со вступлением в силу Федерального закона «Об экспорте газа» Федеральная таможенная служба разослала в таможни телеграмму от 31 июля 2006 г. № ТФ-1821, которой предписывалось, начиная с 31 июля 2006 г. производить таможенное оформление экспортируемого газа, добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемого в газообразном или сжиженном состоянии (коды ТН ВЭД России из 2709 00, из 2711, из 2901), при наличии лицензии на осуществление исключительного права на экспорт.
Одновременно в Минэкономразвития России поступили запросы от ОАО «Газпром» на выдачу его дочерним организациям исключительных лицензий на экспорт газового конденсата (код ТН ВЭД России 2709), а также продуктов нефтехимии (код ТН ВЭД России 2901). Однако Минэкономразвития России, рассмотрев обращения заинтересованных компаний, отклонило обращения, как не подпадающие под действие Закона «Об экспорте газа» и обратилось в Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации с просьбой отменить телеграмму ФТС России, ограничившись ограничением экспорта только природного и сжиженного природного газов.
2.2 Таможенное регулирование экспорта сжиженных газов
Оперативное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» путем установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, в т.ч. на сжиженные газы.
В целях осуществления оперативного решении вопросов таможенно-тарифного регулирования ввоза и вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации приказом Минэкономразвития России № 166 и Минфина России № 154 от 17 июня 2004 г. была создана межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Основными задачами Комиссии являются:
1) рассмотрение и подготовка предложений по установлению и изменению ставок таможенных пошлин;
2) рассмотрение и подготовка предложений о применении таможенно-тарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в неторговом обороте;
3) анализ таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации в части его соответствия соглашениям Всемирной торговой организации;
4) рассмотрение и подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
5) рассмотрение и подготовка предложений по изменению и уточнению национальной схемы преференций;
6) рассмотрение и подготовка предложений о предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз;
7) рассмотрение и подготовка предложений о введении, применении, продлении, пересмотре или отмене специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров;
8) рассмотрение и подготовка предложений о целесообразности введения ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные и иные действия со стороны других государств или их союзов, ущемляющие интересы Российской Федерации.
Все вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования экспорта, до направления их в Правительство Российской Федерации в обязательном порядке рассматриваются на заседании межведомственной комиссии.
Согласно сложившейся практике, Правительство Российской Федерации устанавливает вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти единым списком. Единственная дифференциация при установлении таможенных ставок на экспорт происходит между светлыми и темными нефтепродуктами. Экспортные таможенные пошлины на темные нефтепродукты существенно ниже таможенных ставок на светлые нефтепродукты, к которым относятся и сжиженные углеводородные газы, что обусловлено сложившейся корзиной производства нефтепродуктов и необходимостью наполнения внутреннего рынка бензинами.
Динамика изменения экспортной вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы приведена в Приложении В.
Поскольку сжиженный природный газ не является продуктом нефтепереработки, его таможенное регулирование существенно отличается от таможенного регулирования сжиженных углеводородных газов. Фактическое отсутствие производства, а значит и экспорта, значительных объемов сжиженного природного газа обусловило отсутствие интереса со стороны компаний и государства к его регулированию (Приложение Г). Регулирование осуществлялось бессистемно. Такое положение дел сохранялось до конца 2005 года, когда ОАО «Газпром» в рамках проведения тендера на разработку Штокманского месторождения обратилось в министерства и ведомства с просьбой об установлении нулевой экспортной пошлины на сжиженный природный газ в целях повышения заинтересованности потенциальных инвесторов. Идя на встречу просьбе монополиста Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2005 г. № 855 установило нулевую ставку экспортной пошлины на сжиженный природный газ.
Необходимо обратить внимание, что оперативность принятия решений Правительством Российской Федерации о пересмотре уровня экспортных пошлин (средний срок составляет от 1,5 до3 месяцев) с одной стороны позволяет оперативно реагировать на изменение рыночной конъюктуры, но с другой стороны не дает долгосрочных гарантий инвесторам относительно стабильности действия экспортной пошлины такого размера.
Определение сжиженных газов дано в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых государств (далее «ТН ВЭД»), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Согласно ТН ВЭД, к сжиженным газам относятся: сжиженный природный газ (код 2711 11 000 0), пропан (код 2711 12), бутан (код 2711 13), этилен, пропилен, бутилен и бутадиен (код 2711 14), прочие сжиженные газы (код 2711 19). Кроме того, к сжиженным углеводородным газам можно отнести насыщенные ациклические углеводороды, проходящие по разделу «продукция химической промышленности» (код 2901 10).
Поскольку для целей применения ставок таможенных пошлин товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД, а краткое наименование товара приведено только для удобства пользования, наличие «дублирующих» кодов вносит неоднозначность при декларировании экспорта части объемов сжиженных углеводородных газов. Проблема усугубляется тем, что размер вывозных таможенных пошлин по коду ТН ВЭД 27 пересматривается Правительством РФ каждые два месяца, а размер вывозных таможенных пошлин по коду ТН ВЭД 2901 10 равен нулю и не пересматривается. Фактически он выпал из рассмотрения. Такое положение позволяет вывозить ежегодно из Российской Федерации до трети сжиженных углеводородных газов беспошлинно. Объем беспошлинно вывозимых сжиженных углеводородных газов год от года растет.
2.3 «Балансовое» и ценовое регулирование внутреннего рынка сжиженных углеводородных газов и его связь с экспортными поставками
В целях обеспечения населения сжиженными углеводородными газами по приемлемым ценам Правительство Российской Федерации ввело двухуровневое ценовое регулирование (Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221, Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239, от 15 апреля 1995 г. № 332, от 6 февраля 2001 г. № 88, от 1.февраля 2005 г. № 49, от 5 декабря 2005 г. № 726). Согласно вышеуказанным документам, поставки сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на двух уровнях — федеральном и региональном: оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд утверждались Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации; розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с учетом мер социальной защиты населения). Наличие такого широкого круга согласований по установлению оптовых цен на сжиженные углеводородные газы фактически остановило его ценовое регулирование на федеральном уровне. Поэтому Правительство Российской Федерации, с подачи ФСТ России, внесло в свое постановление от 15 апреля 1994 г. № 332 изменения о порядке установления оптовых цен на сжиженные углеводородные газы. В настоящее время для их установления достаточно решения ФСТ России.
Данные по установлению оптовой цены на сжиженные газы для бытовых нужд приведены в Таблице 3.
Таблица 3. УРОВЕНЬ ОПТОВЫХ ЦЕН НА СЖИЖЕННЫЕ УГЛЕВОДОРОДЖНЫЕ ГАЗЫ ДЛЯ БЫТОВЫХ НУЖД
№ |
Дата введения |
Оптовая цена, без НДС за 1 т. |
Нормативный документ |
1. |
15.08.1995 г. |
390 руб. |
Протокол Минэкономики России от 14 августа1995 г. |
2. |
02.01.2000 г. |
780 руб. |
Приказ Минэкономики России от 08 декабря 1999 г. № 522 |
3. |
01.05.2001 г. |
1050 руб. |
Приказ Минэкономразвития России от 02 апреля 2001 г. № 86 |
4. |
01.01.2003 г. |
1350 руб. |
Приказ Минэкономразвития России от 15 ноября 2002 г. № 374 |
Регулирование розничных цен на сжиженный газ осуществляется региональными органами исполнительной власти, а также, в случае делегирования соответствующих полномочий, — органами местного самоуправления или Региональными энергетическими комиссиями (РЭК). Регулируемые розничные цены, как правило, дифференцируются в зависимости от особенностей газоснабжения (баллонный газ, групповые установки), наличия перекрестного субсидирования между сетевым и сжиженным газом, расстояния транспортировки до потребителя, а также условий поставки.
Анализ действующего законодательства показывает, что регулирование цен на газ на основании Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» допускается только для сделок, при совершении которых одновременно выполняются три условия:
- покупателем является конечный потребитель, использующий газ в качестве топлива и (или) сырья;
- продавцом является организация, аффилированная с субъектом естественной монополии в сфере газоснабжения;
- газ, являющийся объектом сделки, транспортируется по трубопроводу.
Данный вывод означает, в частности, что сделки, объектом которых является сжиженный углеводородный газ, не транспортируемый по трубопроводу газотранспортными и газораспределительными организациями, не подлежат ценовому регулированию. Однако при поставке газораспределительными организациями сжиженного газа по трубопроводу групповых установок ценовое регулирование допускается.
Что касается рассмотрения порядка установления цен на сжиженные углеводородные газы, как определения стоимости коммунальных услуг, то разделом VII Жилищного Кодекса предусмотрено, что органами местного самоуправления, органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях. При этом, к коммунальным услугам, в соответствии со значением, придаваемым федеральным законодательством данному понятию, относится, в том числе и газоснабжение, включающее в себя, как было отмечено выше, сделки со сжиженным углеводородным газом. Т.е., допускается регулирование цен на сжиженный углеводородный газ, продаваемый населению для коммунально-бытовых нужд.
Таким образом, мы имеем законодательную коллизию, когда несколькими различными законами установлены не согласованные положения относительно объектов государственного регулирования рынка сжиженных углеводородных газов.
Существующая система поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения (так называемая система «балансовых заданий» или «графиков поставок») представляет собой административное регулирование обязательных поставок сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок по регулируемым ценам, подкрепленное особенностью оформления их вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. Таможенное оформление сжиженных углеводородных газов, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, производится в регионе деятельности организации-производителя в соответствии с Приказом ГТК России от 1 декабря 1999 г. № 832.
Эта система была введена Правительством Российской Федерации в связи с необходимостью обеспечения гарантированных поставок сжиженных газов населению в конце 1999 г. (приказ Минтопэнерго России от 30 ноября 1999 г. № 405, Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 281). Впоследствии в течение 2000-2002 гг. практика «балансовых заданий» («графиков поставок») последовательно продлевалась на очередные 6 месяцев (Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2000 г. № 555, от 29 декабря 2000 г. № 1022, от 23 июня 2001 г. № 480, от 29 декабря 2001 г. № 910, от 28 июня 2002 г. № 471, от 08 января 2003 г. № 15). После одобрения Правительством РФ Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд было принято постановление Правительства РФ № 426 от 15 июля 2003 г., сохраняющее практику установления «графиков поставок» еще на полтора года (до 2004 года включительно).
Одновременно Минэнерго России (Минтопэнерго России) подготовило и приняло систему сбора информации относительно производства, транспортировки и поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд потребителей. Она была внедрена «Временным порядком обеспечения поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд потребителей Российской Федерации», утвержденным приказом Минтопэнерго России от 30 ноября 1999 г. № 405 «Об обеспечении поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации для бытовых нужд», который был впоследствии изменен приказами Минэнерго России от 18 марта 2003 г. № 105, от 6 августа 2003 г. № 344, от 24 ноября 2003 г. № 466 и приказом Минпромэнерго России от 1 февраля 2005 г. № 16.
В целях повышения качества отчетности, совершенствования государственного контроля за исполнением балансов производства и потребления сжиженных углеводородных газов и подготовки к либерализации цен на сжиженные углеводородные газы Минпромэнерго России приказом от 1 февраля 2005 г. № 16 утвердило «Методику организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации» (далее «Методика»). Уполномоченным по сбору и обработке информации, предоставляемой в соответствии с Методикой, определено Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго).
Обязанность по формированию «графиков поставок» сжиженных углеводородных газов была закреплена за Минпромэнерго России. При этом полномочия по формированию проектов ежемесячных и ежеквартальных графиков поставок были делегированы Росэнерго России. Ему же были делегированы полномочия по оперативному управлению графиками поставок.
3. Основные направления, в которых будут происходить изменения государственного регулирования экспорта сжиженных газов, а также внутреннего рынка сжиженных углеводородных газов.
3.1 Регулирование внешнеторговой деятельности
Положение с регулированием внешнеторговой деятельности, сложившееся после принятия Федерального закона «Об экспорте газа», можно охарактеризовать как «завершенное» в законодательной части. Сложившаяся законодательная база охватывает все сжиженные углеводородные газы и реализует давно обсуждаемую схему «единого экспортного канала».
Однако, несмотря на наличие законодательной базы, остается невыясненным целый ряд вопросов, связанных с конкретной реализацией «единого экспортного канала». В частности, не решены вопросы взаимодействия компании, осуществляющей экспорт газа, а также компаний, этот газ производящих, не установлен порядок определения цены на газы, экспортируемые через единого экспортера, и т.д. И если эти вопросы для сжиженного природного газа стоят не так остро, что связанно с практическим отсутствием его производства, а значит и экспорта, то те же вопросы, касающиеся экспорта сжиженных углеводородных газов, требуют немедленного разрешения. Для сжиженных углеводородных газов проблема только усугубляется наличием государственного регулирования их обязательных поставок на внутренний рынок, непосредственно увязанных с экспортом.
По нашему мнению, решение вышеуказанных вопросов может быть произведено на уровне принятия постановления Правительства Российской Федерации, которое бы конкретизировало положения «единого экспортного канала». Полагаем, что работа по совершенствованию внешнеторгового регулированию будет двигаться именно в этом направлении, а срок разработки и принятия такого документа будет колебаться от 3 месяцев до года, в зависимости от выбранной схемы реализации «единого экспортного канала», а также объектов регулирования, которые под него попадут.
3.2 Таможенное регулирование экспорта сжиженных газов
Как показывает анализ динамики экспортных и внутренних цен на сжиженные углеводородные газы, нефть и нефтепродукты, привязка размера вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы к размеру вывозной таможенной пошлины на нефть не целесообразна. Безусловно, рост экспортных цен на нефть вызывает общий рост цен на экспортных рынках на нефтепродукты и, соответственно, на сжиженные углеводородные газы, как один из энергоресурсов. Однако при этом надо учитывать, что сжиженные углеводородные газы не являются основным ценоформирующим продуктом при переработке нефти. Кроме того, потребление сжиженных углеводородных газов носит ярко выраженный сезонный характер, причем периодичность колебания цен на рынке сжиженных углеводородных газов изменяется противофазно ценам на основные нефтепродукты, в частности бензинам, что требует соответствующего учета при регулировании.
В связи с этим, заинтересованные министерства и ведомства неоднократно поднимали вопрос об отвязке установления экспортных пошлин на сжиженные углеводородные газы от установления экспортных пошлин на светлые нефтепродукты.
Также обсуждается вопрос установления единого уровня вывозных таможенных пошлин на сжиженные углеводородные газы, вывозимые по коду ТН ВЭД 2711 и по коду ТН ВЭД 2901. Однако решение данного вопроса затруднено тем, что в соответствии с договоренностями между Российской Федерацией и ЕЭС о вступлении России в ВТО тарифное регулирование экспорта нефтехимии, куда попадают товары, относимые к коду ТН ВЭД 2901, должно осуществляться только по нулевой ставке.
Учитывая тот факт, что срок вступления России в ВТО в очередной раз откладывается на неопределенное время, а также в связи с тем, что в лицензии компании — экспортера сжиженных газов — отсутствует данный код ТН ВЭД, можно ожидать повышения интереса заинтересованных министерств и ведомств к пересмотру существующего положения по данному вопросу.
3.3 «Балансовое» и ценовое регулирование внутреннего рынка сжиженных углеводородных газов и его связь с экспортными поставками
В направлении регулирования рынка сжиженных углеводородных газов предполагается в ближайшее время провести существенное повышение регулируемых государством оптовых цен: с сентября 2006 года — до 2700 руб./тонна (без НДС), а с января 2007 года — до 3500 руб./тонна (без НДС). Дальнейшая ежегодная индексация регулируемой оптовой цены на сжиженные углеводородные газы с темпами до 30 % в год позволит, по мнению органов государственной власти, обеспечить за 3 года поэтапное повышение цены с достижением к 2009 году уровня 70 % от средней рыночной оптовой цены. Единственным ограничителем скорости роста оптовых цен на сжиженные углеводородные газы является ограничение роста стоимости жилищно-коммунальных услуг. Однако с учетом существующей структуры розничной цены на сжиженные углеводородные газы, реализуемые населению, планируемое изменение оптовой цены с 1 августа 2006 г. приведет к росту конечной цены для населения на уровне 5 — 10 %.
Кроме того, в целях снижения дотирования населения при поставках сжиженных углеводородных газов по регулируемой цене рассматривается возможность поэтапного сокращения норматива потребления сжиженных углеводородных газов населением, поставляемого по регулируемым государством ценам. С этой целью будет вестись работа по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 326 «Об утверждении правил установления нормативов потребления коммунальных услуг» в части распространения правил установления нормативов потребления коммунальных услуг на сжиженные углеводородные газы, а также будет разработан проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении норматива потребления сжиженных углеводородных газов населением, с учетом его ежегодного снижения, предоставляемого по регулируемым государством ценам и используемого Росэнерго России при формировании «графиков поставок» в регионы.
Единовременная отмена «графиков поставок» или «балансовых заданий», предлагаемая в 2005 году Минпромэнерего России, в настоящее время не рассматривается министерствами и ведомствами как возможная. Головным министерством, отвечающим за разработку плана либерализации рынка сжиженных углеводородных газов, определено Минэкономразвития России, которое предложило осуществлять поэтапную либерализацию, используя вышеуказанные механизмы.
3.4 Прочие вопросы государственного регулирования
К прочим вопросам государственного регулирования можно отнести совершенствование действующего порядка распределения сжиженных углеводородных газов, а именно: конкретизация определения производителя сжиженного газа и формулирование необходимых требований к уполномоченным компаниям. Под уполномоченными компаниями понимаются компании, которым регионы передают полномочия по получению сжиженных углеводородных газов на заводах по регулируемым государством ценам и последующему его распределению населению по ценам, устанавливаемым в регионе. Постановление Правительства РФ о поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок не конкретизирует объектов, на которых оно распространяется.
Отсутствие должного контроля за качеством поставляемых на внутренний рынок сжиженных газов отрицательно сказывается на всем рынке в целом. Данный вопрос будет решаться государством в рамках разработки соответствующих технических регламентов.
4 Варианты стратегий поведения независимого производителя газа, позволяющие минимизировать ключевые риски, возникающие при изменении государственного регулирования экспорта сжиженных газов
/удалено/
Приложение А
Production |
Preparation |
Processing |
||||||
Natural Gas |
Rough Gas |
Rich Gas |
Natural Gas Liquids, NGL |
Liquefied Petroleum Gas, LPG |
||||
Gasoline |
||||||||
Separated Gas |
Lean Gas |
Consumer (Natural) Gas |
||||||
Liquefied Natural Gas, LNG |
||||||||
Natural Gas Liquids, NGL |
Liquefied Petroleum Gas, LPG |
|||||||
Gasoline |
||||||||
Sour Gas |
||||||||
Petroleum |
Associated Gas |
Gas Well Gas |
Free Gas |
Liquefied Petroleum Gas, LPG |
||||
Gas-Cap Gas |
Stripped gas |
|||||||
Gasoline |
||||||||
|
|
Flared Gas |
||||||
Liquid Hydrocarbons |
Crude Oil |
Liquefied Refinery Gas, LRG |
||||||
Gasoline |
||||||||
Refinery Fuel Gas |
||||||||
Condensate (unstable) |
Condensate |
|||||||
Liquefied Petroleum Gas, LPG |
||||||||
Rich Gas |
Stripped gas |
Приложение Б
КЛАССИФИКАЦИЯ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ (СУГ). ЛЕГКОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (ЛУС) И ШИРОКОЙ ФРАКЦИИ ЛЕГКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ (ШФЛУ)
1. Сжиженный углеводородный газ
Бутан технический (БТ)
Бутан-изобутан
Изобутан
Нормальный бутан
Пропан
Пропан технический (ПТ)
Пропан-бутан-пентановая фракция (прочие сжиженные газы)
Смесь пропана и бутана технических (СПБТ)
Фракция пропан-бутановая
Фракция пропан-пропиленовая
2. Легкое углеводородное сырье
Бутадиен ингибированный
Бутилен (бутен-1)
Гексен
Изоамилен
Изобутилен
Изопентан
Изопрен
Нормальный пентан
Отработанная БИФ
Пиперилен
Пропилен (пропен)
Пропеллент
Фракция бутан-бутиленовая
Фракция бутан-изобутиленовая
Фракция бутилен-бутадиеновая
Фракция бутилен-изобутеленовая
Фракция бутилен-амиленовая
Фракция бутилен-дивинильная
Фракция бутиленовая
Фракция гексан-пентановая
Фракция гексановая
Фракция изобуталеновая
Фракция изопентановая
Фракция пентан-гексановая
Фракция пентановая
Фракция пентан-изопентановая
Фракция пипериленовая
Фракция пропиленовая
3. Сырье для производства сжиженных газов
3.1. Фракция широкая углеводородов (ШФЛУ)
Приложение В
РАЗМЕР ВЫВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ НА ТОВАРЫ, ВЫРАБОТАННЫЕ ИЗ НЕФТИ
Дата и номер нормативного акта |
Пропан, 2711 12 |
Бутан, 2711 13 |
Этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, 2711 14 000 0 |
Прочие сжиженные газы, 2711 19 000 0 |
Углеводороды ациклические насыщенные 2901 10 |
Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 798 | 5%, но не менее 2 евро | 5%, но не менее 2 евро | 5%, но не менее 2 евро | 5%, но не менее 2 евро | 0 |
Постановление Правительства РФ от 09 ноября 1999 г. № 1232 | 60 евро | 60 евро | 60 евро | 60 евро | 0 |
Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 186 | 40 евро | 40 евро | 40 евро | 40 евро | 0 |
Постановление Правительства РФ от 4 июня 2002 г. № 3781 | 20 евро | 20 евро | 20 евро | 20 евро | 0 |
Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2002 г. № 848 | 26,8$ | 26,8$ | 26,8$ | 26,8$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 17 января 2003 г. № 22 | 23,3$ | 23,3$ | 23,3$ | 23,3$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 156 | 36,3$ | 36,3$ | 36,3$ | 36,3$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 289 | 24,1$ | 24,1$ | 24,1$ | 24,1$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. № 439 | 22,6$ | 22,6$ | 22,6$ | 22,6$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. № 573 | 30,4$ | 30,4$ | 30,4$ | 30,4$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2003 г. № 689 | 28,1$ | 28,1$ | 28,1$ | 28,1$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 15 января 2004 г. № 13 | 30,5$ | 30,5$ | 30,5$ | 30,5$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 16 марта 2004 г. № 143 | 31,7$ | 31,7$ | 31,7$ | 31,7$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2004 г. № 243 | 37,5$ | 37,5$ | 37,5$ | 37,5$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 394 | 45,4$ | 45,4$ | 45,4$ | 45,4$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 18 октября 2004 г. № 564 | 57$ | 57$ | 57$ | 57$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 79 | 68,2$ | 68,2$ | 68,2$ | 68,2$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2005 г. № 145 | 81,4$ | 81,4$ | 81,4$ | 81,4$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 325 | 104,1$ | 104,1$ | 104,1$ | 104,1$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 447 | 106,6$ | 106,6$ | 106,6$ | 106,6$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2005 г. № 581 | 133,5$ | 133,5$ | 133,5$ | 133,5$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 51 | 120,7$ | 120,7$ | 120,7$ | 120,7$ | 0 |
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 189 | 137,9$ | 137,9$ | 137,9$ | 137,9$ | 0 |
Примечание 1. Срок действия данного постановления Правительства РФ было ограничено 30 сентября 2002 г.
Приложение Г
СТАВКИ
ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА СЖИЖЕННЫЕ
ГАЗЫ, ВЫВОЗИМЫЕ С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЙ
О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
Дата и номер нормативного акта |
Газ природный (2711 11 000 0) |
Постановление Правительства РФ от 09 ноября 1999 г. № 1232 |
60 евро |
Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 186 |
40 евро |
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 855 |
0 |
Приложение Д
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ
Теги: Группа ЭРТА |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Варианты стратегий поведения независимого производителя газа с учетом изменений, произошедших в государственном регулировании экспорта сжиженных газов, в частности, принятие Федерального Закона «Об экспорте газа» отключены