Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК

11.08.2008
Источник: Группа ЭРТА
Дата публикации: 21.04.08
ERTA Group

1420 апреля

На прошедшей неделе наблюдалась кульминация активности Еврокомиссии в сфере поиска газовых гарантий для трубопровода Nabucco, который должен снабжать страны ЕС газом в обход России. Сначала представители ЕС после визита в Ашхабад «европейской тройки» (министры иностранных дел стран, председательствующей в ЕС и стоящей следующей в очереди на председательства, а также еврокомиссар по международным делам) было торжественно объявлено о получении устного обещания президента Туркменистана продавать 10 млрд кубометров газа Европе, начиная уже с 2009 года. Туркменский официоз однако эти заявления не подтвердил. А в конце недели на конференции «Нефть и газ Туркменистана» в Лондоне спецпредставитель ЕК в Средней Азии Пьер Морель напрямую заявил, что текст меморандума о сотрудничестве в энергетической сфере с Ашхабадом уже подготовлен. И Брюссель лишь ждет сигнала от туркменского лидера, чтобы вылететь на подписание.В промежутке между этими заявлениями, которые призваны оказать моральное давление на президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова, в Брюссель приезжала делегация Ирака во главе с премьер-министром Нури аль-Малики. По итогам визита было заявлено, что уже в начале должно быть подписано соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере, которое предусматривает поставки как минимум 5 млрд кубометров иракского газа для нужд газопровода Nabucco.

Срок ввода этой трубы из Турции в Австрию мощностью 30 млрд кубометров не раз откладывался, и сейчас он намечен на 2013 год. Еврокомиссия активно поддерживает данный проект, поскольку он должен доставлять в ЕС газ в обход России, увеличивая конкуренцию на рынке. Иракских и даже азербайджанских (Баку выражал готовность поставлять в Nabucco часть газа с месторождения Шах-Дениз, хотя письменных обязательств пока не брал и ведет переговоры с инициаторами других проектов по доставке газа из Турции в Грецию и Италию) явно недостаточно для заполнения трубы. И в условиях экономической изоляции Ирана только и отчасти Казахстан могут гарантировать необходимые объемы в долгосрочной перспективе.

Туркменские власти в свою очередь последовательно и весьма ловко уклоняются от конкретных заявлений и тем более принятия письменных обязательств перед Еврокомиссией в сфере поставок газа. Официально президент Гурбангулы Бердымухамедов и его подчиненные постоянно говорят о приверженности принципам многовариантного экспорта. Но при этом вице-премьер Тачберды Тагыев на лондонском форуме еще раз подчеркнул, что Ашхабад готов продавать газ на границе, хоть на сухопутной, хоть на морской тому, кто будет платить привлекательную цену. То есть, это прямой намек на то, что туркменская сторона не собирается становится участницей инфраструктурного проекта за пределами страны, в том числе и транскаспийского газопровода (его лоббирует ЕС). Такая ситуация выгодна Ашхабаду, поскольку позволяет диктовать ценовые условия действующему покупателю — «Газпрому». В этом году отпускная цена была повышена на 40 долл. (до 140 долл.), а со следующего она может вырасти до уровня европейской за вычетом транспортных расходов.

В то же время и Москва не оставляет своих попыток закрепиться в нефтегазодобывающих проектах в странах, на которые Брюссель рассчитывает в качестве альтернативных России поставщиков энергоносителей. После того, как меморандум о сотрудничестве между «Газпромом» и алжирской госкомпанией Sonatrach не удалось развить в конкретные проекты (Алжир в очередной раз использовал сближение с Москвой для получения лучших условий от традиционных европейских партнеров-инвесторов), новым объектом в Северной Африке стала Ливия. «Газпром» постепенно наращивает там свое присутствие, которое получило одобрение на высшем уровне в ходе визита в Триполи В.Путина с большой делегацией. В ходе нее глава «Газпрома» подписал два важных соглашения с Национальной нефтяной компанией о совместных нефтегазовых проектах на территории страны и с «Ливийским Африканским инвестиционным фондом» о работе над проектами в других странах континента. С учетом того, что в скором времени газовый концерн должен получить от итальянской Eni (крупнейший иностранный инвестор в нефтегазовый комплекс страны) доли в ливийских проектах, следует отметить, что это направление «Газпром» развивает весьма динамично.

2. Развитие инфраструктуры и госполитика в ТЭК

2.1 На совещании у Виктора Зубкова было принято решение о передаче лицензии на Чаяндинское месторождение в Якутии «Газпрому» без конкурса. И уже через день вышло официальное постановление правительства на этот счет. Минприроды, которое до последнего возражало против процедуры выдачи лицензии, непредусмотренной законом «О недрах» в итоге согласовало проект, который будучи первым вице-премьером подгонял лично Дмитрия Медведев. Роснедрам предписано подготовить лицензионное соглашение с «Газпромом». Размер компенсации бюджету еще не определен, но замминистра промышленности и энергетики Андрей Дементьев называл сумму в 8-10 млрд рублей, что с учетом запасов месторождения по АВС1 и С2 в 1,2 трлн кубометров газа выглядит крайне заниженной.

«Газпром» последовательно лоббировал внеконкурсную передачу ему лицензий на Чаяндинское месторождение и Киринский блок («Сахалин-3»). Причем целенаправленная кампания началась после того, как концерну пришлось уплатить на аукционе Роснедр заплатить за Парусовый участок на шельфе Обской губы 1,2 млрд рублей (запасы по АВС1 и С2 составляют всего 50 млрд кубометров). Усилия концерна поддерживало Минпромэнерго и лично Дмитрий Медведев. С его помощью осенью 2007 года правительство приняло перечень стратегических газовых месторождений федерального значения, в который вошли все перспективных 30 участков, находящихся в нераспределенном фонде.

Минпромэнерго обосновывал возможность передать лицензию на основе закона «О газоснабжении», согласно статье 12 которого «правительство РФ может без проведения конкурса принять решение о передаче месторождения газа федерального значения в эксплуатацию организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации- собственнику Единой системы газоснабжения (ЕСГ), организации-собственнику региональной системы газоснабжения или о проведении конкурса на передачу указанного месторождения в эксплуатацию (этот же нормативный документ был использован для формирования списка месторождений федерального значения). Тот факт, что Якутия не имеет никакого отношения к единой системе газоснабжения, а местные газопроводы принадлежат бывшей «дочке» ЮКОСа «Саханефтегаз» с запутанной структурой собственности. Спешка в оформлении лицензии (хотя разработка месторождения должна начаться не раньше 2016 года по планам «Газпрома» и Восточной программе, которую концерн подготовил, а Минпромэнерго утвердило) объяснялась необходимостью провести доразведку. А на самом деле была связана с вероятным закрытием окна возможностей и неопределенностью политики правительства при премьере В.Путине.

2.2 Минэкономразвития пытается развить дискуссию о сроках перехода цен на газ для промышленных предприятий России на уровень равнодоходности. После того, как на совещании у Д.Медведева, где глава министерства Эльвира Набиуллина предлагала отложить переход и просто увеличить в 2011 году регулируемые цены на газ 30%, она не встретила понимания, внутри МЭРТ продолжилась работа по подготовке предложений к внесению в правительство. В частности, речь идет о повышении цен в 2011 году на 40% и при этом повышенный рост цен на газ для населения в 2008-2010 гг. Это позволит снять давнюю головную боль Федеральной службы по тарифам, связанную с перекрестным субсидированием и выступить финансовой надбавкой «Газпрому» в обмен на отсрочку с введением равнодоходности.

В презентации к докладу министра Эльвиры Набиуллиной на совещании у избранного президента Дмитрия Медведева предлагается в 2008 г. увеличить тариф не на 25%, как это произошло с 1 января, а на 37,5%; в 2009 г. — на 32% вместо 27,7%, а в 2010 г. — на 46% вместо 27,7%. Темп повышения тарифа на газ для промышленности Минэкономразвития менять не собирается (2009 год — два повышения в начале и середине по 13%, в 2010 — тоже два, но 13% и 12%). Сейчас средняя оптовая цена на тыс кубометров газа для населения в среднем на 400 руб. меньше, чем для промышленных предприятий (1290 руб. против 1690 руб.).

При цене 400 долл. за тыс кубометров (по такой цене «Газпром» будет продавать газ в Европе во второй половине этого года, как докладывал Владимиру Путину глава концерна Алексей Миллер) по формуле равнодоходности в Смоленской области газ должен стоить 5581 руб. за тыс кубометров. По установленной решением правительства динамике роста цен на газ, смоленское предприятие в 2010 году заплатит примерно по 2500 руб. за каждую тыс кубометров. Таким образом, единовременный рост составит не меньше 220%, что естественно, не приемлемо для нормального развития экономики страны.

Тем не менее, шансов изменить решение правительства от 2006 года сейчас у МЭРТ практически нет. Все равно восторжествует мнение подождать до того момента, когда станут понятны экспортные цены на 2011 год (то есть, во второй половине 2010 года).

2.3 Правительство России приняло окончательное решение организовать Международную товарно-сырьевую биржи без участия иностранцев, а именно американской NYMEX. На совещании у Виктора Зубкова 18 апреля были представлены учредительные документы, а список учредителей исчерпывался МТСБ в Санкт-Петербурге исчерпывался «Роснефтью», «Зарубежнефтью», «Газпром нефтью», «Транснефтепродуктом», «Сургутнефтегазом», НОВАТЭКом, «Татнефтью», трейдерами «РМ-процессинг» и «Сургутэкс» (близкие к Gunvor Геннадия Тимченко), Газпромбанком, ВТБ, Сбербанком и администрацией Санкт-Петербурга. При этом предполагается, что госкомпании, которых большинство в списке получат не менее 60-70% голосов и обеспечат госконтроль на площадке.

Исходно идея МТСБ заключалась в создании площадки для международных трейдеров и продавцов нефти из России, на которой будет происходить независимое ценообразование для российского нефтеэкспорта. Однако, очевидно, что в такой конфигурации она вряд ли сможет обеспечить выполнение такой задачи.

Учредительные документы МТСБ будут готовы в апреле-мае, а в июне 2008 года пройдет ее презентация на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Однако перспективы начала торгов совершенно не ясны из-за неопредленности с клирингом и привлечением на биржу международных трейдеров. Капитал МТСБ составит 750 млн руб. (31 млн долл.), это два порядка меньше средств, которые, по расчетам NYMEX, необходимы для запуска срочных контрактов на нефть. Экс-глава МЭРТа Герман Греф предполагал, что торговать нефтью с участием NYMEX получится во второй половине 2008 года. Эти планы были одобрены и президентом Владимиром Путиным. Начинать торги на МТСБ в ее нынешней версии планируется не с нефти, а с продаж нефтепродуктов для внутреннего рынка.

2.4 «Росатом» объявил о планах построить в Калининградской области к 2015 году АЭС мощностью 2300 мВт. Такая мощность избыточна для региона, и госкорпорация планирует поставлять часть вырабатываемой электроэнергии на экспорт. В результате АЭС станет прямым конкурентом не только литовской Игналинской АЭС-2, которую планируется построить в тот же срок, но и принадлежащей «Газпрому» Калининградской ТЭЦ-2. Правда, специалисты сомневаются в возможностях реализовать проект в обозначенные сроки. От принятия решения до ввода объекта в атомной энергетике, как правило, проходит не менее 10 лет. А инвестиционного решения, судя по всему, еще нет.

Было подписано лишь соглашение между главой госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко и губернатором Калининградской области Георгием Боосом о строительстве АЭС. Генподрядчиком проекта выступит ЗАО «Атомстройэкспорт», а стоимость строительства двух блоков мощностью 1150 мВт каждый и инфраструктуры «Росатом» оценивает в 5 млрд евро. Для финансирования проекта будет создана специальная компания, контроль над которой достанется «Росатому». До 49% госкорпорация готова отдать инвестору, в том числе западному. Поиском инвестора и разработкой схемы экспорта электроэнергии со станции от имени «Росатома» будет заниматься «Интер РАО».

При этом «Интер РАО» уже участвует в электроэнергетике региона через СП с «Газпромом» — они совместно владеют Калининградской ТЭЦ-2, под снабжение которой «Газпром» должен расширить газотранспортную систему через Литву и построить газохранилище в области. С учетом расширяющихся энергомощностей этой станции строительство АЭС выглядит как несогласованными действия после распада единой энергосистемы на РАО «ЕЭС России» и «Росатом». Очевидно, что ТЭЦ-2 и АЭС будут конкурировать за экспортные возможности. Если вспомнить, что «Газпром» является владельцем Каунасской ТЭЦ и инвестирует в расширение ее мощностей, то можно говорить о еще большей несогласованности энергополитики России.

2.5 Внутри Минприроды разворачивается борьба за контроль над государственной геологоразведкой. Глава департамента государственной политики в сфере геологии и недропользования Минприроды Сергей Федоров, который официально заявил, что сейчас ведется работа над концепцией управления геологической отраслью, которая должна быть представлена в Правительство к 1 июля в рамках концепции инновационного развития отрасли до 2020 года, презентовал проект создания госкорпорации с участием бюджетного и частного капитала, которая будет проводить ГРР по заказу государству. Он уточнил, что это базовая модель, официальная позиция министерства еще не готова.

В то же время альтернативной идеей выступил глава Роснед Анатолий Ледовских, который публично предложил реорганизовать свое ведомство в госкомитета по геологии. Согласно его видению, этот комитет должен быть независим от Минприроды и заниматься всем спектром геологических вопросов: от обеспечения госзаказа на геологоразведку недр до проведения научных и практических геологических работ за счет бюджетных средств. Борьба за будущее наследие Минприроды во многом связано с судьбой министра Юрия Трутнева, который имеет хорошие отношения с будущим премьером В.Путиным и, по слухам претендует на пост вице-премьера, несмотря на то, что большая часть инициатив за время пребывания в кресле министра провалилась.

3. Слияния, поглощения, сделки

3.1 Продолжается процесс перехода Газпромбанка в группу банка «Россия», совладельцы которого, как считается, находятся в близких отношениях с Владимиром Путиным. В конце прошлой недели компании «Газ- Сервис» и «Газкон» сообщили, что покупают у своей материнской компании УК «Лидер» 34,3% акций Газпромбанка. Общая сумма сделки составит 44 млрд рублей, новые акционеры поделят пакет пополам. «Лидер» является управляющей компанией для активов «Газфонда» и владел 42,89% акций банка в интересах НПФ. Еще 7,11% акций по состоянию на конец прошлого года были записаны на сам «Газфонд». В декабре 2006 года за 33% акций Газпромбанка фонд заплатил «Газпрому» 34,5 млрд рублей.

Формальным поводом для передвижения акций в «дочки» «Лидера» послужила необходимость привести активы «Газфонда» в соответствии с нормативами, установленными для НПФ. Однако под прикрытием изменений в законодательстве уже происходили странные операции с самим «Газфондом», когда в начале 2007 года в отчетности «Газпрома» было сообщено, что концерн рассматривает возможность прекратить консолидировать результаты «Газфонда» в связи с изменениями в руководящем составе НПФ. Информация о совете фонда, который выполняет функции аналогичные собранию акционеров и совету директоров в акционерных обществах, не подлежит раскрытию. По неофициальным данным, в состав учредителей «Газфонда» вошли фирмы, аффилированные с банком «Россия» и их голоса составили большинство в совете. Одновременно в законодательство были приняты поправки, которые не обязывают компании консолидировать свои пенсионные фонды в отчетность группы. Что и произошло к середине прошлого года. А в декабре 2006 года именно «Газфонд» стал покупателем 50% акций Газпромбанка. Учитывая тот факт, что к тому моменту еще около 8% находились на балансе «дочки» Газпромбанка ООО «Новфинтех», «Газпром» потерял контрольный пакет в банке. До этого планировалось продать 33% акций стратегическому инвестору в лице Dresdner Bank, но сделка сорвалась, как считается на рынке, из-за интересов банка «Россия».

До Газпромбанка банк «Россия» последовательно приобретал финансовый бизнес «Газпрома». Сначала он стал владельцем страховой компании газовой группы «СОГАЗа», затем приобрел у концерна УК «Лидер» (управляет активами «Газфонда»).

Схема финансирования сделок также выглядит весьма любопытно. «Газ-сервис» и «Газкон» в марте-апреле разместили облигационные займы на сумму 30 млрд рублей каждый. Все облигации были выкуплены организатором обоих выпусков — компанией «Алор-инвест» (владельцем этой компании является Анатолий Гавриленко-старший — отец гендиректора УК «Лидер»), которая действовала в интересах неназванного клиента. При этом облигации размещались с дисконтом к цене номинала, и в итоге обе компании выручили как раз около 22 млрд рублей, то есть суммы, которые впоследствии были направлены на покупку акций Газпромбанка. Таким образом, обязательства новых владельцев акций перед неназванным клиентом «Алор-инвест» на 16 млрд рублей превышают рыночную стоимость полученных ими акций Газпромбанка. Что позволяет предполагать дальнейшие транзакции с пакетом Газпромбанка.

3.2 ЛУКОЙЛ и «Роснефть» ведут переговоры о взаимном доступе к инфраструктуре по транспортировке нефти и газа. Компания Вагита Алекперова хочет получить возможность поставлять до 3 млн т нефти с месторождений (преимущественно газовых) Большехетской впадины по трубопроводу, который «Роснефть» строит с Ванкора. В свою очередь госкомпании предлагается воспользоваться газопроводом с Находкинского месторождение (первый и крупнейший объект в Большехетской впадине) к единой системе газоснабжения «Газпрома» в Ямбурге.

Для подключения Находкинского месторождения с проектным уровнем добычи 12 млрд кубометров в год ЛУКОЙЛ построил полноценную трубу (пропускной способностью до 30 млрд кубометров). Однако проектная мощность по газу всех пяти месторождений впадины, на которые у ЛУКОЙЛа имеются лицензии, составляет около 25 млрд кубометров в год. Таким образом, свободные мощности в трубе имеются. В свою очередь в связи с госзаказом по утилизации как минимум 95% попутного газа возможность не очень затратной доставки переработанного сухого газа по лукойловской системе в трубу «Газпрома» должна выглядеть для «Роснефти» вполне привлекательно. Тем более, что ПНГ согласно мерам госрегулирования должен получить приоритетное право доступа в единую систему газоснабжения.

4. Внешние рынки

Обострение внутриполитической ситуации на Украине привело к очередной задержке с выполнением договоренностей между «Газпромом» и «Нафтогазом». Тем не менее, технически процесс сдвинулся по газпромовскому сценарию, несмотря на то, что распоряжение правительства Украины о внесении поправок в текст соглашения до сих пор не отменен. Вслед за подписанием контракта «Нафтогаза» с RosUkrEnergo, возобновились взаимные проплаты. «Газпром» заплатил 624 млн долл. за транзит газа с начала года (в первом квартале «Нафтогаз» просто не выставлял счета и акты приемки из-за кампании по изменению схемы, тактика которой заключалась в полном прекращении официального документооборота по приему-передаче импортного газа), а «Нафтогаз» начал процедуры по привлечению кредитных ресурсов для оплаты долга в размере около 1,5 млрд долл. за первые три месяца.

Технически «Газпром» и «Нафтогаз» уже были близки к окончательному согласованию параметров сотрудничества. По сути, неурегулированными остаются только вопросы работы «Газпрома» на рынке Украины. «Нафтогаз» должен обеспечить выдачу компании «Газпром сбыт Украина» долгосрочной лицензии на поставку 7,5 млрд кубометров газа промышленным потребителям, а также передать право подписания контрактов с конкретными потребителями на этот объем. Финальные переговоры должны были пройти в четверг, 17 апреля, но делегация во главе с председателем правления «Нафтогаза» Олегом Дубиной в Москву не приехала в связи неопределенностью ситуации в Киеве. А именно обострением противостояния внутри оранжевой коалиции, между Блоком Юлии Тимошенко и секретариатом Виктора Ющенко. БЮТ в ультимативной форме потребовал прекратить необоснованные вмешательства в работу кабинета министров и фактически поставил вопрос о доверии президента к правительству Юлии Тимошенко. Возникли слухи, что таким образом премьер провоцирует В.Ющенко на собственную отставку, которая произошла на пике популистской деятельности премьера и соответственно до возникновения негативных последствий в экономике и социальной сфере.

В связи с этим был отложен на неделю визит в Киев российского премьера Виктора Зубкова, хотя ожидалось, что об урегулировании газовых вопросов будет объявлено в рамках мероприятий межправительственной комиссии по сотрудничеству России и Украины.

5. Персоны и встречи

5.1 Анатолий Копсов, с которым контролирующий акционер «Мосэнерго» «Газпром» досрочно расторг контракт, принял предложение возглавить ОГК-5, которой владеет итальянский концерн Enel. Вслед за стабилизацией работы «Мосэнерго» и формирования стратегии развития генерирующей компании столичного региона (которую «Газпром» предпочел реализовывать собственными силами) А.Копсову предстоит разработать и реализовать стратегию развития крупной оптовой генерирующей компании. На сегодняшний день она отсутствует. Из-за конфликта с акционерами в начале года ОГК-5 покинула команда менеджеров во главе с Анатолием Бушиным. Разногласия возникли из-за размеров и условий опционной программы, которую подготовило для себя прежнее руководством ОГК-5. Помимо генерирующей компании должность гендиректора А.Копсову предлагал владелец инжиниринговой компании «Е4» Михаил Абызов.

Теги: , , , , , |Рубрики: Новости ТЭК: еженедельные аналитические комментарии, Обзоры и исследования | Комментарии к записи Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК отключены

Комментарии закрыты