Проблемы юридической квалификации договора на транспортировку газа по магистральным газопроводам

На сегодняшний момент договорное регулирование отношений, связанных с транспортировкой газа по магистральным газопроводам (в том числе понятие сущности Договора) — новое и практически неисследованное явление в российской правой системе, причем во многом данное обстоятельство обусловлено тем, что отношения по трубопроводной транспортировке газа обособились в самостоятельный вид деятельности (в правовом смысле) в процессе приватизации российской нефтегазовой отрасли.
Как известно новый вид деятельности требует соответствующей регламентации, причем он самым непосредственным образом может затрагивать самые различные сферы, например, тарифы на транспортировку газа по магистральным газопроводам, буквально «завязанные» на понятии «транспортировка», поскольку только после уяснения сущности договора на транспортировку, комплекса правоотношений, регламентирующихся данным договором можно окончательно выявить перечень необходимых и возможных услуг, подлежащих к включению в тарифы на транспортировку.
Единственным нормативно-правовым актом, содержащим легальное определение транспортировки газа по магистральным газопроводам на сегодняшний момент являются «Правила поставки газа», в которых под «транспортировкой газа» понимается перемещение и передача газа по газотранспортной системе. Данное определение ни в коей мере не позволяет прояснить ситуацию применительно к сущности договора на транспортировку газа.
Следовательно, для прояснения данной ситуации необходимо обратиться к исследованию норм Гражданского кодекса Российской Федерации, и по возможности использовать аналогию (в той мере, в какой это допустимо) со смежными отраслями, в частности нефтяной, где уже имеются определенные наработки, а также использовать доктринальные источники на теоретическом базисе которых можно построить применимые на практике конструкции.
Для начала необходимо исследовать комплекс правоотношений, возникающих между организацией, намеревающейся транспортировать газ и газотранспортной организацией.
Так, основными обязанностями организации, намеревающейся транспортировать газ являются обязанности сдать газотранспортной организации в пункте отправления газ, заявленный для транспортировки; произвести оплату услуг газотранспортной организации; обеспечить прием газа в пункте назначения.
Применительно к исполнению договора со стороны газотранспортной организации следует обратить внимание на следующее:
В системе магистральных газопроводов газ перемещается в общем потоке, и выделить газ конкретного отправителя невозможно. Фактически это означает, что транспортирующая организация не может точно проследить и определить, достиг ли газ отправителя пункта назначения или нет. Таким образом, перемещение газа конкретного грузоотправителя является лишь предположением, фикцией. Теоретически газотранспортная организация может выполнить свою обязанность по сдаче газа в пункте назначения, вообще не осуществляя какого-либо перемещения газа отправителя. Обязанность же газотранспортной организации обеспечить перемещение и сдачу конкретного газа в большинстве случаев является технически невыполнимой.
В данном случае уместно привести аналогию с нефтяной отраслью. Так, в соответствии с «Положением о приеме и движении нефти в системе магистральных нефтепроводов», утвержденного Приказом Минтопэнерго от 5 октября 1995 г. № 208 «предприятия нефтепроводного транспорта производят взаимопередачу соответствующих количеств нефти, указанных в маршрутных телеграммах, начиная с производственного объединения магистральных нефтепроводов, принимающего нефть от производителя (грузоотправителя), в порядке очередности их поступления! (п. 12).
Это означает, что действия газотранспортной организации заключаются не в перемещении конкретного груза, а в обеспечении функционирования всей системы магистральных газопроводов или определенных ее частей с тем, чтобы к определенному сроку обеспечить наличие заданного количества газа в пункте назначения.
Таким образом, у действий газотранспортной организации появляется некий овеществленный результат, поэтому предмет договора усложняется по сравнению с отношениями по оказанию услуг, в частности по перевозке грузов, где такой результат отсутствует.
Поскольку действия транспортирующей организации не направлены на газ конкретного отправителя, интересы последнего смещаются от действий газотранспортной организации по перемещению газа отправителя к получению определенного количества газа в пункте назначения. Именно это становится главной целью договора для отправителя, а не то, каким образом газотранспортная организация будет управлять своей системой газопроводов.
Договор на транспортировку газа по магистральным газопроводам как по своей правовой природе, так и по взаимному интересу сторон должен являться комбинированным (смешанным), так как предусмотренные Гражданским кодексом, а также реально используемые на практике виды договоров не в полной мере отражают сущность правоотношений, подлежащих регулированию данным договором.
Данный договор должен сочетать в себе как минимум элементы следующих договоров: договора перевозки, договора мены и договора иррегулярного хранения.
1. Договор перевозки груза
Следует сразу оговорится, что в данном случае необходимо подразделить данный договор на договор перевозки конкретного груза и договор об организации перевозок грузов
А. Договор перевозки конкретного груза с оказанием сопутствующих услуг по выполнению соответствующего заказа и диспетчеризации, обеспечению приема, перекачки, сдачи газа.
Но главная проблема состоит в том, что грузом в нашем случае является не индивидуально-определенная вещь, а вещь определенная родовыми признаками (качество, прочие характеристики), поскольку попадая в систему, что опять-таки обусловлено особенностями трубопроводного транспорта, газ обезличивается и право собственности на газ трансформируется в обязательственное право, то есть право требования газа в определенном месте назначения в определенном количестве и определенного качества.
Б. Договор об организации перевозок
Договор транспортировки имеет много общего с договором об организации перевозок грузов. В частности, по вопросам урегулирования вопросов планирования объемов и сроков, взаиморасчетов и учета.
2. Договор мены
Применение модели договора мены к договору транспортировки газа по магистральным газопроводам возможно исключительно благодаря отсутствию как в ГК, так и в договоре положений, регулирующих вопрос права собственности на газ в системе магистральных газопроводов. Использование данного договора позволяет решить этот вопрос и признать право собственности на газ в системе за газотранспортной организацией. Это, в свою очередь, разрешает вопрос о том, на ком из участников отношений лежит риск случайной гибели и повреждения газа, а именно — на собственнике, то есть газотранспортной организации (ст. 211 ГК РФ).
Сдавая свой газ газотранспортной организации, отправитель передает право собственности на нее газотранспортной организации, а газотранспортная организация, в свою очередь, обязуется передать в собственность отправителю другой газ, но такого же рода и качества.
Следовательно, в данном случае договор транспортировки максимально приближается к договору мены, по которому в обмен на газ отправителя в пункте отправления газотранспортная организация предоставляет отправителю другой газ в пункте назначения. Представляется, что на данный момент это единственный путь объяснить отношения собственности между газотранспортной организацией и отправителем.
3. Иррегулярное хранение
Факт смешения газа в системе магистральных газопроводов и соответственно обязанность газотранспортной организации передать получателю определенное количество газа определенного качества схожи с ситуацией, имеющей место при иррегулярном хранении. В соответствии со ст. 890 ГК, когда принятые на хранение вещи смешиваются с вещами того же рода и качества, поклажедателю возвращается равное или обусловленное количество вещей того же рода и качества. Несмотря на существенную разницу в экономической сущности процессов транспортировки/доставки и хранения, гл. 47 «Хранение» содержит ряд положений, которые могут найти применение при решении вопросов, не урегулированных договором на транспортировку.
К примеру, в случае предотвращения затоваривания и приостановки работы системы в случае неисполнения отправителем обязанности принять газ в пункте назначения, газотранспортная организация может на основании ст. 899 ГК, посвященной обязанности поклажедателя взять вещь обратно, при неисполнении им этой обязанности, после письменного предупреждения отправителя самостоятельно продать соответствующее количество газа по стоимости, сложившейся в пункте назначения, а вырученную сумму, за вычетом сумм, причитающихся газотранспортной организации, передать отправителю.
Дальнейшее развитие отношений, связанных с трубопроводной транспортировкой нефти и газа, а также реформа существующих естественных монополий неизбежно приведут к возникновению проблем гражданско-правовой квалификации отношений, связанных с транспортировкой по магистральным нефтегазопроводам и нефтепродуктопроводам.
В связи с этим затронутые выше проблемы гражданско-правового регулирования данных отношений потребуют дальнейшего исследования с целью повышения эффективности договорного регулирования, а также соблюдения разумного баланса интересов сторон, понимание того, что нужно включать в тарифы и т. д.
Теги: Группа ЭРТА, налоги, Правила поставки, регулирование, реформа, тариф, тарифы, хранение |Рубрики: Обзоры и исследования |
Комментарии к записи Проблемы юридической квалификации договора на транспортировку газа по магистральным газопроводам отключены