Оценка рентабельности экспортных поставок сжиженного газа с Оренбургского ГПЗ

14.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 30.01.04
ERTA Group

Особенности государственного регулирования рынка и экспорта СУГ в РоссииОсновополагающим нормативным документом, регулирующим вывоз СУГ за пределы таможенной территории Российской Федерации, является постановление Правительства РФ от 15 июля 2003 года № 426, которое определяет, что экспорт СУГ осуществляется только после исполнения заводом-производителем графика поставки СУГ для бытовых нужд населения, разрабатываемого и утверждаемого России. Следует отметить, что согласно «Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд» (одобренной распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2003 г. № 908-р) одной из краткосрочных задач является либерализация рынка СУГ. Поскольку действие постановления Правительства РФ №426 ограничено 2004-м годом, то возможно уже с 2005-го года ситуация с рынком СУГ в России изменится, и оптовых цен для бытовых нужд населения на СУГ будет отменено.

Процедура контроля исполнения графиков поставок СУГ для бытовых нужд и оформления таможенных документов определена п. 2 постановления Правительства РФ № 426. В частности там указано, что «оформление поставок сжиженных газов на экспорт осуществляется таможенными органами при условии представления нефтяными и нефтегазодобывающими организациями ресурсных справок, подтверждающих наличие у организаций, осуществляющих поставки сжиженных газов на экспорт, указанной продукции в объемах, достаточных для экспорта, с учетом графиков поставок». Это значит, что таможенное оформление сжиженных газов на экспорт осуществляется при условии предоставления ресурсных справок в структурные подразделения энергетической таможни, которые располагаются непосредственно на заводах-производителях. Ресурсные справки заполняются отдельно, на каждый вид сжиженного газа, организацией, уполномоченной Минэнерго России, подписываются ее руководителем и руководителями предприятий-производителей и заверяются в Минэнерго России. Оформленный в Минэнерго России экземпляр ресурсной справки для таможенных органов передается на предприятие-производитель или владельцу газа. (Приказ Минэнерго России от 06 августа 2003 г. № 344, разработанный во исполнение постановления Правительства РФ № 426)

Экспортной лицензии на данный вид деятельности не требуется, поэтому экспортировать может любая компания при условии предоставления ресурсной справки.

При экспорте нефтепродуктов, в том числе и СУГ, взимается пошлина, размер которой до 1 января 2004 года согласно Федеральному Закону «О таможенном тарифе» составлял 0,9 от размера экспортной пошлины на сырую нефть. Не смотря на то, что данная норма закона была отменена с 1 января 2004 года, порядок расчета таможенной пошлины на СУГ не изменился — и на февраль и март 2004 года был сохранен отмененный порядок расчета таможенной пошлины. В соответствии постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 года № 13 ставка вывозной пошлины на сырую нефть равняется 33,9 долларам за тонну, а ставка для СУГ — 30,5 $ за тонну. По-видимому, начиная с апреля 2004 года порядок расчета таможенной пошлины на СУГ изменится (есть вероятность, что размер таможенной пошлины будет установлен следующим образом: 40$ на весь год, за исключением июля-сентября, когда размер пошлины будет равен 20$).

Предельные ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, определенные Ст. 4 Федерального Закона «О таможенном тарифе», пересматриваются каждые два месяца и рассчитываются следующим образом:

  • при сложившейся за период мониторинга (2 последних месяца) средней цене нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) до 109,5 $[1] за 1 тонну (включительно) — в размере 0 процентов;
  • при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 109,5 $ за 1 тонну, но не более 182,5 $[2] за 1 тонну (включительно) — в размере, не превышающем 35 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах за 1 тонну и 109,5 $;
  • при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 182,5 $ за 1 тонну — в размере, не превышающем суммы 25,53 $ и 40 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 182,5 $.

Особенности экспорта СУГ из России (замечания)

В приложенном файле в формате Excel приведена таблица «Направления использования СУГ в 2002 г.», в которой собранна информация о производителях сжиженного газа, а так же объемы реализации этого газа по различным направлениям.

Из этой таблицы видно, что экспортом СУГ занимается относительно небольшое число предприятий. Причем наиболее значимые объемы у тех производителей, которые находятся ближе к границе (точкам экспорта), и соответственно их транспортные расходы минимальны, что позволяет им продавать СУГ по конкурентноспособной цене. Так, например, объем продаж сжиженного газа на экспорт с завода Киришинефтеоргсинтез составил в 2002 году 139,4 тыс. т. (57% от общего объема реализации), а для Пермского (АК «Сибур») эта цифра составила всего 5,7 тыс. т. (3,1% от общего объема).

Основным направлением экспорта СУГ для ОАО «Газпром» является южное направление.

Особенности поставок СУГ с Оренбургского ГПЗ

Оренбургский ГПЗ, как и другие производители СУГ в России, несет обязательства по поставкам газа на внутренний рынок согласно графиков поставок СУГ для бытовых нужд населения..

С 2002г. вся реализация в ОАО «Газпром» централизована и координирует ее Департамент маркетинга (Руководитель Департамента — К.Селезнев, вопросы реализации СУГ курирует Заместитель руководителя Департамента В.Черномырдин). Реализация СУГ предприятиями ОАО «Газпром» на экспорт осуществляется через единый канал — ООО «Газэкспорт», который контролирует все основные потоки СУГ на экспорт с предприятий ОАО «Газпром».

Все производители СУГ ОАО «Газпром» были переведены сначала на договоры концессии, а потом на агентские договоры, по которым они реализуют газ через четыре аффилированные с ОАО «Газпром» (или с менеджерами ОАО «Газпром»?) компании-трейдеры. ООО «Сжиженный газ» (Казань) является одной из этих компаний.

Таким образом, построена следующая схема реализации газа с предприятий ОАО «Газпром»: Производители СУГ ежеквартально подают в Департамент маркетинга планы по производству сжиженных газов. Департамент распределяет планируемые объемы газа на газ, отправляемый по балансовым заданиям, и на газ, реализуемый по свободным ценам четырем компаниям. Отпускная цена с заводов для уполномоченных компаний-трейдеров снижена на сумму от 1000 до 1500 руб. с тонны (по сравнению с коммерческими ценами производителей). Например, на сегодняшний день отпускная цена с заводов-производителей составляет около 4600 руб. за тонну (компаниям-трейдерам, соответственно, СУГ отпускается по 3200 — 3500 руб. за тонну). Поскольку компании не всегда справляются с реализацией в срок всех производимых объемом СУГ, иногда происходит затоваривание предприятий-производителей.

Расчет стоимости поставок СУГ с Оренбургского ГПЗ в Польшу

Далее все расчеты, если не указывается иного, ведутся в рублях или $ за тонну СУГ; обменный курс рубль/$ взят 28,5.

В прилагаемом к настоящей Аналитической записке файле в формате Exсel приведена расчетная таблица.

На данный момент отпускная цена заводов по СУГ для «своих уполномоченных трейдеров» составляет 3200-3500 рублей (включая НДС) за тонну или 112,28-122,81$.

Формально Оренбургскому ГПЗ не принадлежат наливные эстакады для заливки СУГ в цистерны, поэтому к этой стоимости добавляется 350 рублей с тонны за погрузку (налив) СУГ.

Стоимость услуг ФГУП «» и ООО «Газпромтранс» примерно одинакова, поэтому в расчетах стоимость аренды цистерн берется для «СГ-транс». Аренда цистерн ФГУП «СГ-транс» в пересчете на одну тонну рассчитывается следующим образом :

Размер тарифа на транспортировку газа цистернами ФГУП «СГ-транс» (приложение 1) увеличивается на размер уплачиваемого НДС (18%), а также на коэффициент 1,1 если осуществляется транспортировка СУГ на экспорт.

При протяженности транспортировки СУГ от Оренбургского ГПЗ (ст. Каргала) до польской границы (ст. Брест-центральная) 2572 км., стоимость услуг ФГУП «СГ-транс» составляет 659,4 руб./тонна*1,1 (экспортный коэффициент)*1,18 (НДС) = 855,9 руб./тонна или 30,03$/тонна.

Стоимость транспортировки СУГ железнодорожным транспортом без учета аренды цистерн до границы включает в себя следующие расходы:

По России (ст. Каргала) —

  • Железнодорожный : 64,76[3]$
  • Экспедиторские услуги[4]: 1,5% стоимости тарифа (0,97 $)
  • Возврат порожняка по России: 17,59 (включая НДС)[5]$

Через Белоруссию (конечный пункт на границе — ст. Брест-центральный)

  • Железнодорожный тариф: 25,5 $
  • Экспедиторские услуги[6]: 3% стоимости тарифа (0,765$)
  • Возврат порожняка: 2,89$

Отметим, что поставка через Украину на Польшу практически не ведется, как более затратна (транспортное плечо больше), чем через Белоруссию.

Исходя из вышесказанного, расходы на транспортировку (включая аренду цистерн и их загрузку сжиженным газом на наливных эстакадах, не принадлежащих заводу), составят 154,79 $.

Таможенная пошлина на границе составляет 30,5$ (Постановление Правительства РФ от 15.01.2004г. №15).

Помимо этого существует необходимость перелива СУГ из цистерн с российской шириной колеи в цистерны с европейской (польской) шириной колеи в Бресте. Однако по сложившейся практике эти расходы несет принимающая сторона вместе с прочими расходами по транспорту на территории Польши.

Таким образом, себестоимость растаможенного СУГ на границе Польши будет равна в 297,57 — 308,1 $.

Сравним полученную цифру с ценами СУГ в Польше. Сезонные колебания оптовых цен на СУГ в Польше выглядят следующим образом (по осредненной информации последних лет):

Минимальная стоимость приходится на июнь-июль и равна примерно 235$, что связано с падением спроса и избыточным предложением. Максимальная — на ноябрь-декабрь (365$). В январе цена падает до 330$, что связано с ежегодной интервенцией компании BP значительных объемов СУГ из Норвегии. В марте цена может немного подниматься (до 340$), после чего происходит плавное падение до уровня летних цен.

В прилагаемом файле в формате Exсel приведен примерный график годовых колебаний цен.

Исходя из средней стоимости СУГ в Польше в зимний период (когда цены самые высокие) порядка 330$ за тонну, мы приходим к выводу о целесообразности экспорта СУГ с Оренбургского ГПЗ в Белоруссию даже без учета возврата НДС, осуществляемого по экспортным операциям.

Стоит отметить, что реально стоимость транспортировки СУГ можно снизить еще. Существующая система расчета тарифа на транспорт позволяет в зависимости от различных условий снижать его. Кроме того, стоимость аренды цистерн в «СГ-транс» после проведения переговоров можно снизить почти в 2-а раза, что приведет к снижению расходов на транспортировку (включая аренду цистерн в размере 15$ и их загрузку сжиженным газом на наливных эстакадах, не принадлежащих заводу) до 132,45$.

Возможные способы оптимизации проекта:

(ниже излагаются только идеи, при выборе какой-то из них потребуются дополнительные оценки)

1. Можно предположить, что крупные экспортеры работают с крупными оптовыми покупателями СУГ, в т.ч. и в Польше. Косвенным подтверждением этого является то, что, по имеющейся информации, при ж/д экспорте российские поставщики, как правило, ограничиваются «растаможкой» и поставкой СУГ в цистернах до границы, а далее всем (включая перелив СУГ в другие цистерны, необходимый из-за смены ширины железнодорожной колеи) занимается импортер (отметим, что теоретически перестановка цистерны с широких российских колесных пар на более узкие европейские тележки без перелива СУГ возможна, но «СГ-транс» и другие российские транспортные компании избегают это делать, предпочитая переливать СУГ, по ряду причин, в частности и потому, что по «старой доброй традиции» при возврате цистерн в Россию они часто получают от железнодорожников «проблемные» колесные пары).

Соответственно, выход на крупных потребителей СУГ или более мелких (по сравнению с оптовыми импортерами) перекупщиков может позволить увеличит конечную цену реализации СУГ. Правда, при этом, возможно, придется организовывать и оплачивать перелив СУГ на границе и транспортировку по территории Польши. С другой стороны, поставка СУГ не «традиционным» импортерам-оптовикам может позволить несколько «закрыть» данные операции от традиционных российских экспортеров.

Здесь мы бы рекомендовали не торопиться, не откликаться немедленно на первые предложения или предложения от «знакомым», а узнать ситуацию на рынке и сделать выбор. Полагаем, что хорошую возможность сделать это «за один прием» может дать участие в VIII Международном Газовом Форуме 2004г. в Варшаве 11-12 марта 2004г. Эта конференция, которая начиналась как почти внутрипольское мероприятие для национальных поставщиков СУГ и оборудования для хранения, транспортировки и использования СУГ (и компримированного газа), стала действительно значимым и посещаемым мероприятием в масштабе Восточной Европы (см. более подробную информацию на сайте по адресу http://www.brog.pl/forum-gazowe/index.php?id=1?=ru).

2. Ряд относительно мелких экспортеров СУГ (прежде всего — газораспределительные организации) выстраивают схемы «приграничного» экспорта. Экономическая оптимизация здесь может производиться в 2-х направлениях (оба — «на грани фола»):

  • СУГ декларируется как газ для внутрироссийских поставок и транспортируется в приграничную область по внутренним ж/д тарифам. А только потом оформляется на экспорт (например, после псевдопереработки и/или очистки). Данная операция практически утрачивает смысл, поскольку происходит (а по ряду направлений и товарных позиций — уже произошло) выравнивание внутрироссийских и экспортных ж/д тарифов.
  • СУГ декларируется как СУГ для бытовых нужд и закупается по соответствующим ценам. А затем экспортируется. Но подобным образом можно экспортировать только ограниченное количество СУГ и необходима договоренность с местной газораспределительной организацией (как правило — и с представителями местной администрации). Кроме того, возможно необходим пересмотр объемов поставок СУГ для бытовых нужд в Минэнерго РФ.

3. В России используется практически единственный способ транспортировки СУГ на большие расстояния — в специализированных ж/д цистернах. Однако, в мире для транспортировки СУГ используются и другие способы, например, специализированные большегрузные универсальные контейнеры. Особенностью этих контейнеров является простота их погрузки/перегрузки и возможность перевозки различными транспортными средствами. По имеющейся у нас информации, в России в небольших количествах эти контейнеры начали использоваться. Особый интерес представляет перевозка этих контейнеров относительно «дешевыми» видами транспорта (речным и морским), но, по-видимому, использование их эффективно не во всех направлениях экспорта.

4. Обменные операции (своп) с другими производителями СУГ, расположенными ближе к границе экспорта. Эффективной и заключающий взаимный интерес схемой может являться поставка СУГ для бытовых нужд вместо этого производителя с направлением им соответствующих объемов на экспорт (очевидно, при взаимном учете интересов).

5. «Использование возможностей Белоруссии», особенно в сочетании с поставками в Белоруссию сетевого газа.

6. Изменение направление экспорта.

Возможные риски реализации проекта:

1. После введения поправок в Налоговый кодекс РФ в декабре 2003г. с 01.01.2004г. получило право устанавливать таможенные для нефтепродуктов (включая СУГ). Ранее законодательно величина этих тарифов была установлена на уровне 90% от величины таможенных тарифов на нефть. Пока что, Правительство РФ в своем Постановлении от 15.01.2004г. № 15 фактически сохранило 90% ставку. Но в планах Правительства РФ имеется намерение установление гибких таможенных тарифов на СУГ с тем, чтобы обеспечить наполнение внутреннего рынка (это намерение зафиксировано в Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 03.07.2003г. №908-р). В сочетании с планируемым прекращением государственного регулирования оптовых (но, на первом этапе, не розничных) цен на СУГ для бытовых нужд можно ожидать введения «запретительных» таможенных пошлин на СУГ (с их увеличением в период зимнего роста экспортных цен), экономически уравновешивающих с внутрироссийскими поставками или делающих невыгодным экспорт СУГ (особенно для производителей СУГ, расположенных относительно далеко от границ экспорта). И хотя в упомянутой Концепции сроки введения подобного гибкого регулирования таможенных пошлин на СУГ обозначены достаточно расплывчато и отодвинуты на 2-ой этап реформ, мы полагаем, что есть риск увеличения таможенных пошлин на СУГ уже в 2004 г.

2. Возможный рост стоимости услуг ФГУП «СГ-транс» на предоставление в аренду цистерн. Проводимая в настоящее время приватизация ФГУП «СГ-транс» в ОАО «СГ-транс» может привести к пересмотру стоимости его услуг.

3. Стоит отдельно уделить внимание сложностям возврата НДС по экспортным операциям. По сложившейся практике возврат НДС осуществляется либо путем зачета, либо путем осуществления дополнительных договоренностей с налоговой инспекцией. Даже в случае договоренности задержки достигают нескольких месяцев.

4. Необходимость наличия ресурсной справки для экспорта СУГ.

5. Желание высшего руководства ОАО «Газпром» контролировать и централизовать весь экспорт СУГ, производимый предприятиями ОАО «Газпром».

Приложение 1

 

 

Единый тариф для расчета стоимости транспортировки сжиженного газа собственными цистернами ФГУП «СГ-транс»

(не включая НДС)

 

 

Расстояние, км

1-100

101-200

201-300

301-400

401-500

501-600

601-700

Ставка услуг, руб.

288,80

301,30

313,50

325,90

338,40

350,80

363,00

Расстояние, км

701-800

801-900

901-1000

1001-1200

1201-1400

1401-1600

1601-1800

Ставка услуг, руб.

375,50

387,90

400,10

425,00

459,40

505,80

554,50

Расстояние, км

1801-2000

2001-2200

2201-2400

2401-2600

2601-2800

2801-3000

3001-3200

Ставка услуг, руб.

587,40

611,40

635,40

659,40

683,30

707,10

731,10

Расстояние, км

3201-3400

3401-3600

3601-3800

3801-4000

4001-4200

4201-4400

4401-4600

Ставка услуг, руб.

755,00

779,00

804,80

828,60

852,60

876,50

900,50

Расстояние, км

4601-4800

4801-5000

5001-5200

5201-5400

5401-5600

5601-5800

5801-6000

Ставка услуг, руб.

924,40

948,50

972,40

996,30

1022,10

1049,60

1073,60

Расстояние, км

6001-6200

6201-6400

6401-6600

6601-6800

6801-7000

7001-7200

7201-7400

Ставка услуг, руб.

1097,50

1121,40

1145,40

1169,40

1193,40

1217,30

1241,30

Расстояние, км

7401-7600

7601-7800

7801-8000

8001-8200

8201-8400

8401-8600

8601-8800

Ставка услуг, руб.

1265,10

1289,00

1313,00

1336,90

1360,90

1384,80

1408,90

 



[1] 14,89 $ за баррель[2] 24,82$ за баррель

[3] Стоит отметить, что при росте объема транспортируемого газа, размер железнодорожного тарифа будет изменяться

[4] Можно заказать ив ФГУП «СГ-транс», но лучше у сторонней организации, поскольку это будет дешевле. Стоимость экспедиторских услуг ФГУП «СГ-транс» выше, чем у других компаний.

[5] Стоимость возврата порожняка зависит от количества вагонов, а не от объема транспортируемого СУГ.

[6] Осуществляется белорусской компанией

Теги: , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Оценка рентабельности экспортных поставок сжиженного газа с Оренбургского ГПЗ отключены

Комментарии закрыты