О реформировании тарифного регулирования услуг по газораспределению
Уважаемый Валерий Афонасьевич!
В настоящее время газовая отрасль обеспечивает около 1/10 производства валового внутреннего продукта. Газификации Российской Федерации является ключевым элементом приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жильё» и «Развитие АПК». Вместе с тем в секторе газораспределения, важнейшем сегменте данной отрасли, сохраняются механизмы и условия хозяйствования, не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие газовой отрасли в целом.
Основными факторами, сдерживающими развитие газораспределительного комплекса, являются:
высокая (более 60 %) степень износа основных фондов, значительно сократился ввод в действие новых производственных мощностей в течении 1990-2000гг. Практика продления ресурса оборудования закладывает будущее отставание в эффективности производства. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная в основном старением основных фондов;
сохраняющийся в отрасли дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% общего объема финансирования капитальных вложений (95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль);
несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню. Оборудование, используемое в газораспределительной отрасли, неэкономично и оказывает повышенную нагрузку на окружающую среду. По оценкам экспертов технологические и коммерческие потери газа в распределительных сетях достигают 12 млрд.куб.м/год.
высокая зависимость текущих источников финансирования программ по развитию внутреннего рынка газа, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка.
отсутствие развитого законодательства, соответствующего рыночным принципам регулирования деятельности газораспределительных организаций.
Газораспределительные организации (ГРО) не могут использовать свой значительный инвестиционный потенциал, обеспечить себя необходимыми инвестиционными ресурсами и снять дополнительную нагрузку с потребителей и бюджетов разных уровней из-за недостатков тарифного регулирования в отрасли.
Финансовые потребности газораспределительного сектора не могут и не должны покрываться исключительно за счёт государственного финансирования. Опыт многих стран (Великобритания, Италия, Голландия и др.) показывает, что модернизация и развитие распределительных газовых сетей наиболее эффективно осуществляется за счёт привлечениявнешнего финансирования непосредственно ГРО в условиях надлежащего тарифного регулирования. Необходимо отметить, что основным источником долгосрочных инвестиций являются различные финансовые институты и пенсионные фонды, которые получают от вложений в этот и другие регулируемые секторы экономики небольшой, но гарантированный доход.
Привлекательность газораспределительного сектора экономики для долгосрочных инвестиций определяется, в первую очередь, порядком регулирования цен на услуги ГРО, который должен обеспечивать справедливую доходность вложенного капитала, сопоставимую с доходностью других секторов экономики, имеющих схожий уровень рисков. С этой целью большинство промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой из Восточной Европы и Латинской Америки используют метод тарифного регулирования, обеспечивающий справедливую рыночную доходность задействованного капитала в сочетании с экономическими стимулами к повышению операционной эффективности (далее — метод доходности задействованного капитала). Данный метод позволяет проводить модернизацию существующих и строительство новых газораспределительных сетей, сохраняя при этом приемлемый уровень тарифов для потребителей.
Использование нового метода тарифного регулирования обеспечивает реализацию приоритетов Энергетической стратегии России на период до 2020 года и отвечает принципу государственной энергетической политики, заключающемуся в обоснованности и предсказуемости государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе, в инвестиционной сфере.
Метод доходности задействованного капитала применяется во всех регулируемых инфраструктурных отраслях экономики, включая электроэнергетику и жилищно-коммунальное хозяйство. По результатам заседания Правительства Российской Федерации 30 ноября 2006 года и заседания Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики 29 декабря 2006 года были приняты решения о необходимости внедрения с 1 января 2008 года системы тарифного регулирования, основанной на методе доходности задействованного капитала, в отношении распределительных электросетевых компаний.
Для реализации мероприятий по реформированию системы тарифного регулирования услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «ГАЗЭКС-Менеджмент» считает необходимым предложить внесение нижеследующих изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее соответствующие отношения — Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (Приложение 1).
Целью предлагаемых изменений Федерального закона является создание правовой основы для применения комплексной системы регулирования тарифов на услуги газораспределительных организаций, связанных с подачей газа потребителям и их обслуживанием, основанной на методе доходности задействованного капитала, для максимального использования ГРО своего инвестиционного потенциала.
Принятие предлагаемых изменений и дополнений потребует проведения эксперимента по внедрению новой системы регулирования, а также внесения изменений в отраслевые нормативно-правовые акты (Приложение 2).
Готовы предоставить дополнительную информацию о предлагаемой методике RAB и принимать дальнейшее участие в разработке нормативных актов по тарифному регулированию газораспределения в Российской Федерации.
Приложение:
1. Описание системы тарифного регулирования RAB — 1 экз. на 1 л.;
2. Проект изменений в ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ — 1 экз. на 2 л.
Генеральный директор управляющей компании ООО «ГАЗЭКС-менеджмент» |
А.А. Пестов |
Исп: Хисматуллина Ж.М.
Тел.: (495) 410-35-98
Приложение 1
Описание системы тарифного регулирования RAB
Метод доходности задействованного капитала обеспечивает стабильность правил регулирования на долгосрочную перспективу. Тариф устанавливается на пять лет (на переходный этап — три-четыре года) и ежегодно корректируется по установленным правилам на объективное изменение условий функционирования компании (отклонение фактических цен на факторы производства и объемов производства от заложенных в тарифе, изменение регулируемых цен (тарифов), изменение требований законодательства и т.д.).
В тариф включаются три составляющие расходов: доход на задействованный капитал, амортизация задействованного капитала и операционные расходы. Под задействованным капиталом понимается нормативно установленная величина, равная экономической стоимости активов, используемых в основной деятельности, как имеющихся в наличии, так и созданных в результате реализации инвестиционной программы. Норма доходности на задействованный капитал устанавливается регулирующими органами и обеспечивает инвестору доход, сопоставимый с доходом в других отраслях со схожими инвестиционными рисками. Возврат инвестированного капитала происходит в течение всего срока службы созданных активов.
В целях стимулирования инвесторов к повышению эффективности, в частности — к снижению издержек, уровень операционных расходов, включаемый в тариф, устанавливается нормативно, с учётом текущих расходов и темпов технического прогресса в отрасли. При этом экономия, достигнутая в результате повышения эффективности производства, сохраняется за регулируемой организацией на протяжении пяти лет.
Метод доходности на задействованный капитал устанавливает прямую связь между уровнем цен (тарифов) и надежностью и качеством предоставляемых потребителю товаров (услуг). Поскольку потребители не имеют возможности выбирать качество предоставляемых им товаров и услуг, регулирующий орган корректирует тариф с учётом выполнения компанией установленных для неё требований по надёжности и качеству предоставляемых товаров и услуг.
Система тарифного образования, основанная на методе доходности на задействованный капитал, устанавливает долгосрочные правила функционирования компаний и обеспечивает возврат сделанных инвестиций, что позволяет привлекать долгосрочное финансирование по минимальной цене. Применение данной системы также выгодно для потребителей, поскольку плата за модернизацию и реконструкцию сетевой инфраструктуры распределяется на весь срок её использования, система регулирования стимулирует предприятия к повышению эффективности и приводит тарифы в соответствие надёжности и качеству предоставляемых товаров и услуг.
Метод доходности задействованного капитала основан на следующих принципах:
Установление прямой связи между ценой (тарифом) на товар или услугу и качеством (надёжностью) предоставленного товара или услуги;
Плата за модернизацию и расширение сетевой инфраструктуры взимается с потребителей в течение всего срока службы инфраструктуры, компании гарантируется возврат задействованного капитала и справедливая рыночная доходность на задействованный капитал;
Стимулирование повышения операционной эффективности, в том числе за счёт снижения эксплуатационных издержек и инвестиций в новые технологии;
Снижение регуляторных рисков за счёт установления долгосрочных правил регулирования, распределения регулирующих функций между профильными министерствами и ведомствами, создания механизма решения споров между регулирующими органами и компаниями и других механизмов.
Приложение 2
Проект изменений и дополнений в Федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»
Основные понятия
Статью 2 дополнить следующими определениями:
Надёжность и качество услуг газораспределительных организаций — система показателей, численно характеризующих безопасность, безаварийность и бесперебойность газоснабжения, качество обслуживания потребителей, полноту и своевременность исполнения предписаний регулирующих органов.
Принципы государственной политики в области газоснабжения
Статью 4 дополнить следующим текстом:
Обеспечить благоприятный инвестиционный климат через государственное регулирование, способствующее привлечению капитала на рыночных условиях в объеме, необходимом и достаточном для развития газотранспортной инфраструктуры.
Стимулировать повышение эффективности газоснабжения и повышение надёжности и качества услуг газораспределительных организаций, связанных с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Принципы ценовой политики в области газоснабжения
Статью 20 дополнить следующим текстом:
Обеспечение зависимости тарифов на услуги газораспределительных организаций, связанных с подачей газа потребителям и их обслуживанием, от надёжности и качества этих услуг.
Стимулирование повышения эффективности деятельности газораспределительных организаций.
Применение механизмов, стимулирующих приток долгосрочных инвестиций, обеспечивающих гарантии возврата инвестированного капитала и справедливый рыночный уровень доходности капитала.
Порядок регулирования тарифов
Статью 23 дополнить следующим текстом:
Тарифы на услуги газораспределительных организаций, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием, устанавливаются с использованием следующих методов:
метод экономически обоснованных затрат, учитывающий экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций — собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа;
метод доходности задействованного капитала, обеспечивающий справедливую рыночную доходность задействованного капитала, стимулы к повышению эффективности, зависимость тарифа от уровня качества и надёжности услуг газораспределительных организаций.
Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает порядок применения указанных методов в целях утверждения тарифов на услуги газораспределительных организаций.
Надёжность и качество услуг газораспределительных организаций
Дополнить Федеральный закон статьёй 19.1 следующего содержания:
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии надёжности и качества услуг газораспределительных организаций. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов по согласованию с профильными министерствами и ведомствами разрабатывает методику оценки надёжности и качества услуг газораспределительных организаций. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов осуществляют сбор информации в целях оценки надёжности и качества услуг газораспределительных организаций в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Переходные положения
В период с 2008 по 2010 гг. осуществляется переход к установлению тарифов газораспределительных организаций на услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием, от метода экономически обоснованных затрат к методу доходности задействованного капитала. Начиная с 2011 года при установлении тарифов газораспределительных организаций на услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием, применяется метод доходности задействованного капитала.
Социально-экономические, политические, правовые и иные последствия реализации предлагаемых изменений и дополнений:
Законопроект имеет большое значение для реализации программы газификации, успешного выполнения приоритетных национальных проектов.
Принятие позволит повысить качество государственного регулирования в области газоснабжения и газораспределения, создаст условия для привлечения инвестиций для модернизации и расширения газораспределительных сетей, обеспечит доступность газа для широких слоев населения, повысит эффективность газораспределительных организации и обеспечит надёжность и качество предоставляемых ими услуг. Принятие законопроекта снизит инвестиционные риски отрасли и позволит расширить источники финансирования за счёт различных финансовых инвесторов, в т.ч. пенсионных фондов.
Реализация проекта федерального закона не потребует выделения дополнительного финансирования, включая финансирование за счет средств федерального бюджета.
Внесение предлагаемых изменений потребует внесения изменений в следующие нормативные акты:
1. Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ» (далее — «Постановление о госрегулировании цен и тарифов»).
Статьи 10 и 12 в императивной форме должны определить утверждение тарифов федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на основе методологии тарифообразования «Возврат на вложенный капитал» по соответствующей Методике, утверждённой таким органом.
Кроме того, необходимо указать структуру тарифа, соответствующую новой системе регулирования (возврат на капитал, амортизация, операционные затраты). Соответственно, в статьях 11-15 исключить указание на метод расчета тарифов исходя из размера экономически обоснованных затрат и прибыли (т.е. исходя из методологии «Затраты плюс»).
2. Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям», утвержденные постановлением ФЭК России от 28 октября 2003 года № 88-э/1, в редакции приказа ФСТ России от 26 октября 2004 года № 142-э/1 (далее — «Методические указания»);
3. Постановление Правительства РФ от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» (далее — «Постановление о порядке установления спецнадбавок»);
4. Постановление ФЭК России от 25.07.2001 № 47/2 «Об утверждении Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительным организациям для финансирования программ газификации» (далее — «Методика об определении размера спецнадбавок»).
Теги: ГРО, доступ, затраты, потери, регулирование |Рубрики: Обзоры и исследования |
Комментарии к записи О реформировании тарифного регулирования услуг по газораспределению отключены