Аналитическая записка о необходимости разработки российского Сетевого Кодекса

14.09.2007
Источник: НП "КРГ"
Автор: Комков Н.И
Дата публикации: 21.12.06

В течение 2005 года экспертная группа №3 НП «КРГ» рассматривала вопросы либерализация газового рынка и создания различных режимов доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром». Было указано, что одним из обязательных признаков рынка газа является недискриминационный доступ к ГТС, что означает равные возможности для получения права доступа к ГТС всеми хозяйствующими субъектами. Действующий порядок организации доступа основан на Законе РФ «О газоснабжении в Российской Федерации». Согласно ему, Правительство РФ утверждает положение о доступе независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром». Далее «Газпром» принимает решение о доступе, исходя из наличия на участках транспортировки свободных мощностей.Однако приоритет корпоративных интересов компании-монополиста приводил к тому, что решение конкретных вопросов о предоставлении права доступа к ГТС независимым производителям нередко заканчивалось отказом в доступе, с чем не были согласны независимые производители. Разрешение конфликтных ситуаций удавалось либо мировым соглашением, либо передачей независимым производителем права реализации газа ОАО «Газпром» либо сохранением отказа в доступе к ГТС на длительное время.

Доступ к ГТС определяется экспертами КРГ как право, получаемое на определенный период времени пользователем, на использование производственных мощностей ГТС для транспорта добываемого (потребляемого) природного газа. Несмотря на то, что по итогам работы экспертной группы №3 НП «КРГ» в 2005 году уже подготовлены проекты документов, регламентирующих доступ независимых производителей газа к ГТС ОАО «Газпром» и методологические рекомендации, результаты работы в области организации недискриминационного доступа к ГТС показали, что эффективное решение проблемы доступа невозможно в рамках совершенствования только положений о доступе к ГТС ОАО «Газпром», без параллельного развития нормативно-законодательной базы всей системы договорных отношений в отрасли.

В течение 2006 года также был принят ряд решений, создающих условия для более динамичного развития газовых рынков. Политика привлечения иностранных инвестиций в ТЭК и газовую отрасль, в частности, пересматривается в сторону повышения прозрачности деятельности иностранных инвесторов при предоставлении им законодательной защиты и гарантий со стороны государства. Намечается переход к свободным ценам на газ для промышленных потребителей, инициатором которого выступило Минпромэнерго. Продолжилось формирование торговых площадок по реализации газа с использованием биржевых технологий — при том, что применительно к нефтяной промышленности, к которой в мировой практике привязаны цены и на природный газ, биржевые механизмы уже задействованы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ №135-ФЗ Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. Закон вводит механизм принудительного разделения компаний, совмещающих естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, и хотя данные меры прежде всего будут применяться в ходе демонополизации РАО «ЕЭС России», возникает определенный риск и для «Газпрома». Кроме того, фактически поддержали вступление России в Всемирную торговую организацию, что означает потенциальные предпосылки для либерализации всех рынков энергоносителей. Требования различных международных организаций (ВТО, ОЭСР, МЭА) к газовой промышленности РФ, и ее фактическое состояние по различным аспектам регулирования и управления отраслью показаны в таблице 1. Для того, чтобы конкурентные преимущества России и ее ведущей газовой компании — ОАО»Газпром» сохранились на будущее и более активно использовались в интересах всех участников рынка газа, потребуются принципиально новые механизмы и решения, направленные на согласование интересов всех участников газового рынка, в том числе, и принципиально новых его участников, таких как торговые посредники, биржи, инвесторы.

Таблица 1

Анализ возможностей использования международного опыта для реформирования газового рынка в России[1]

Особенности, преимущества и недостатки реорганизации газовых компаний в Европе:

Существующее положение в газовой промышленности России:

Доступ третьей стороны к ГТС:

· преимущества очевидны для становления и развития газового рынка, в т.ч., биржевого;· недостаточные требования по надежности поставок, для компенсации которых требуется значительный резерв мощностей по подземному хранению и транспортировке газа Процедура получения доступа к ГТС ОАО «Газпром» применяется для независимых производителей и крупных промышленных потребителей газа; не все стадии получения доступа регламентируются опубликованными документами

Разделение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности

· нет дискриминации доступа и тарифов;· возрастает вероятность осуществления неэффективных инвестиций ОАО «Газпром» ведет раздельный учет затрат по видам деятельности: добыча, транспортировка, и т.д.

на

· прозрачна общая величина тарифа (а не тарифной ставки), доля затрат на транспортировку газа в цене газа у потребителя является предметом согласования интересов между участниками рынка газа· большинство стран ЕС переходят к тарифам, не зависящим прямо пропорционально от расстояния транспортировки («вход-выход») Регулированию подлежат цены на газ, а в перспективе — цены на регулируемом сегменте рынка газа. Тарифные ставки на транспортировку газа утверждаются на основании расчетов, представленных ОАО «Газпром». Попытки ввести с 2006 г. Тарификацию «вход-выход» продемонстрировали непрозрачность при определении расстояний транспортировки газа.

Оказание услуг по хранению газа

· тарифы позволяют контролировать и инвестировать в подотрасль не всегда выгодно, в зависимости от вида контрактов Услуги ПХГ не регулируются и входят в общий размер тарифной ставки. Рассчитываются на затратной основе

Возможность выбора поставщика и торговля на бирже

· на бирже формируются ценовые индикаторы, которые в условиях рынка принято считать справедливой, или равновесной ценой;· возможность выбора поставщика исключает спекуляции типа EFP в крупных масштабах Биржевая торговля и рыночные институты существуют лишь номинально

Законодательно-нормативная база

· тенденция к формированию комплексного, носящего исчерпывающий, обязательный для всех участников рынка характер нормативного обеспечения рынка газа;· придание отраслевой нормативной базе более высокого статуса, сближение с законами;· усиление государственного и надгосударственного (ЕС, ДЭХ, МЭА, ОЭСР) регулирования, особенно в естественно-монпольных видах деятельности Либерализация отрасли проходит в условиях мало прозрачной и эклектичной нормативной базы, при которой:· ФСТ устанавливает внутренние цены и тарифы на транспортировку;· поставки газа, доступе к ГТС и ГРС, учета газа и иные процессы, связанные с транспортировкой газа, функционирования ГТС, регламентируются отдельными правилами, которые утверждаются Постановлениями Правительства РФ;

· одновременно с правительственными документами, действуют внутренние документы «Газпрома»

Действующая законодательно-нормативная база газовой отрасли достаточно эклектична. Основные документы, касающиеся отрасли, и представленные в открытом доступе приведены в списке. Следует отметить, что в список не были включены «Методика расчета тарифов…» и решения федеральных органов исполнительной власти по тарифам.

Законы, Указы Президента РФ и решения федеральных органов исполнительной власти, определяющие концептуальную политику в отношении газовой отрасли и ее структуры

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.)

Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях»(с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)

Закон Российской Федерации «О недрах» (с изменениями от 26 июня, 25 декабря 1992 г., 1 июля 1994 г., 3 марта 1995 г., 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г.)

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г., 22 апреля, 30 июня, 11 ноября 2003 г.)

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»

Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ «Об энергосбережении»(с изменениями от 5 апреля 2003 г.)

Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (с изменениями от 19 июня 1995 г., 17 марта 1997 г., 6 мая 1999 г.)

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1559 «О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации» (с изменениями от 12 мая 1997 г.)

Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» (с изменениями от 23 июля 2001 г.)

Указ Президента РФ от 7 мая 1995 г. N 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года»

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 7 декабря 2005 г.)

Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром» (с изменениями от 20 ноября 1999 г., 2 ноября 2000 г., 3 мая 2001 г.)

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1370

«Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям» (с изменениями от 28 июля 2000 г.)

Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 3 мая 2001 г. N 334 «Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам» (с изм. и доп. от 28 января 2002 г., 26 июля 2004 г.)

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1999 г. N 1275 «О составе Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с доступом независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром» (с изм. и доп. от 2 ноября 2000 г.)

Постановление Правительства РФ от 7 августа 1997 г. N 987 «Об утверждении Программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий» (с изм. и доп. от 25 мая 1998 г., 8 августа 2003 г.)

Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах»

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 17 февраля 1993 г. N 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром» (с изм. и доп. от 8 июня 1993 г., 3 мая 1995 г., 30 мая, 24 июля 1997 г., 28 декабря 2005 г.)

Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 1234-р Об утверждении Энергетической стратегии РФ на период до 2020 г.

Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» (с изм. и доп. от 6 июня 2002 г.)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 1992 г. N 832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок» (с изменениями от 21 января 2002 г.)

Совместный приказ Министерства Экономического Развития и Торговли Российской Федерации № 333, Министерства Энергетики Российской Федерации № 358, Открытого Акционерное Общество «Газпром» № 101 От 15 октября 2002 года «Об утверждении порядка оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок и перечня газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальных разрешений на использование природного газа».

Постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (с изменениями от 17 июля 1998 г.)

Правила учета газа (утв. Минтопэнерго РФ 14 октября 1996 г.) Настоящие правила действует в части, не противоречащей Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Дополнительно:

Перечень документов, необходимых для заключения договора поставки газа с предприятиями, учреждениями и организациями, по оптовым ценам, реализуемого потребителям РФ (кроме населения) — список составлен по опубликованным материалом ООО «Владимиррегионгаз»:

1. Копия устава.

2. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

3. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

4. Копия справки из государственного комитета РФ по статистике с идентификацией по общероссийским классификаторам.

5. Копия согласования ООО «ХХХ-регионгаз» на выделение лимитов.

6. Письмо на имя Генерального директора ООО «ХХХ-регионгаз» с просьбой о заключении договора на поставку природного газа, с указанием запрашиваемого годового объема с помесячной разбивкой.

7. Документ о назначении руководителя

8. Письмо с реквизитами.

Можно предположить, что законодательно-нормативная база отрасли, особенно в части ее нормативной составляющей, несимметрична в отношении разных групп участников рынка. Для потребителей можно найти список таких документов, тогда как для независимых производителей газа целый ряд ключевых решений формируется на основе внутренних документов «Газпрома», либо не во всем урегулирован. Не прописанными в опубликованных документах остаются:

  • Инвестиционный доступ;
  • Условия строительства газопроводов организациями, не входящими в Газпром;
  • Согласование условий лицензирования недропользования и доступа к ГТС;
  • Балансировка ГТС как коммерческая деятельность;
  • Транспортировка газа «против физических потоков» и коммерческий возврат — осуществление и налогообложение таких операций;
  • Ответственность потребителей за перебор газа, в случаях когда он получает газ от нескольких поставщиков;
  • Оплата услуг по транспортировке газа через транзитные газопроводы, принадлежащие различным собственникам;
  • Право собственности на газ, находящийся «в трубе» и страхование газа.

Все большее значение приобретает создание единого свода правил работы газотранспортной сети в рыночных условиях. Международный опыт показывает, что таким достаточно универсальным инструментом могут служить сетевые кодексы национальных газотранспортных компаний. Сетевой кодекс, согласно официальным материалам Международного газового союза, — это типовой контракт между газотранспортной компанией и поставщиком газа, где детализируются правила доступа к газопроводам и нормы регулирования поставок.

Несмотря на внешне специализированный, чисто коммерческий характер сетевых кодексов за рубежом (СК), их фактический вклад в развитие системы управления газовой отраслью за последние 8-10 лет исключительно велик. СК в странах с развитым рынком природного газа служат не только гарантией соблюдения прав потребителей, но и важным инструментом саморегулирования отношений между хозяйствующими субъектами, остро необходимым в условиях продолжающейся либерализации экономики. Задача, поставленная высшим руководством РФ по созданию в стране биржевой торговли энергоносителями, не может быть эффективно решена без разработки типовых и обязательных для всех участников рынка газа правил взаимодействия, охватывающих доступ, транспортировку, учет и балансировку газа, а также реализацию и перепродажу газа на всех этапах его движения по ГТС. В то же время, СК регламентирует и смежные с доступом вопросы инженерно-технологического характера, по меньшей мере, в той их части, которая непосредственно затрагивает интересы потребителя. Эволюция СК требует от этих документов все более комплексного подхода к ГТС.

С исторической точки зрения, сетевые кодексы возникли в зарубежной практике 1970-80-х гг., в сфере информационных технологий, для регламентации прав доступа и сроков использования различными категориями пользователей сетевых ресурсов. Объектами регулирования сетевых кодексов изначально выступали отношения между пользователями и коммерческими компаниями, т.е., это были сугубо коммерческие контракты. Но в силу того, что требования СК являются обязательными для всех пользователей, СК превратились в документы более высокого порядка, чем контракты — по существу, это были уже внутрифирменные нормы предоставления услуг клиентам, нечто близкое по содержанию к кодексу корпоративного поведения.

Следующий этап эволюции СК в западной практике связан с реструктуризацией естественных монополий (середина 1980-х гг.) сначала в электроэнергетике, а затем и в газовой отрасли. Это было обусловлено тем, что произошло разделение функций транспортировки и собственно поставки энергоносителей. К середине 2000-х гг., судя по материалам «РК-консалтинг», зарубежные СК снова несколько модифицировали свою функцию: по мере развития европейской экономической интеграции и определенного усиления государственного регулирования в сфере естественных монополий — газотранспортных и энергопередающих компаний, — СК сближаются по своим задачам с документами, формирующими законодательно-нормативную базу отрасли, а в процессе их разработки и согласования все большую роль играют общественные и государственные структуры e.g., Ofgem в Великобритании.

Предлагаемая структура «сетевого кодекса»:

Сетевой кодекс должен иметь в качестве составных частей следующее:

1. Понятийный аппарат. — Разработка терминов и определений, включая рынок газа и его регулируемый и нерегулируемый сектора. (закон)

2. Порядок торговли газом на регулируемом секторе. Госзаказ, поставка газа бюджетным потребителям, населению. (закон)

3. Поставка газа электроэнергетике для обеспечения электрической и тепловой энергией населения.

4. Порядок торговли газом на нерегулируемом секторе.

5. Поставка газа электроэнергетике для выработки энергии для других потребителей. Вообще поставку газа для РАО ЕЭС можно выделить в отдельный раздел.

6. Поставка газа в качестве сырья для перерабатывающих отраслей.

7. Поставка газа в качестве топлива.

8. Доступ и все его виды (см. проект ФАС), включая инвестиционный. Правовое прекращения доступа.

9. Строительство коммерческих объектов — трубопроводов и хранилищ.

10. Транспортировка газа (включая порядок приема у поставщика и передачи покупателю, в т.ч. не имеющему газоперерабатывающего оборудования — регионгаз).

11. Хранение газа в трубопроводах и подземках.

12. Порядок учета газа.

13. Закрепление замещения газа как технической операции, не подлежащей налогообложению, условия замещения. (закон)

14. Баланс газа как составная часть топливного баланса.

15. Страхование газа на всех стадиях от разведки и добычи до потребителя. (закон)

16. Тарифы, порядок их установления.

17. Порядок экспорта.

18. Порядок импорта.

Все эти составляющие могут быть в результате объединены в следующие акты:

Правила торговли газом

Правила транспортировки газа

Правила хранения газа

Правила доступа к газотранспортным и газораспределительным системам

Правила учета газа

Правила экспорта и импорта газа

В целом, приведенная структура СК соответствует структурам аналогичных документов ряда стран с развитым рынком газа, в т.ч., ФРГ. На начальном этапе становления рынка газа в РФ принципиально важно не заимствовать отдельные нормы и механизмы, а совершенствовать действующую нормативно-законодательную базу с целью повышения ее прозрачности, унификации, придания ей комплексного характера.

Можно заимствовать из зарубежной практики несколько терминов, которые обязательны для использования и отражения в нормативной базе газовой отрасли при переходе к рынку:

Доступ третьей стороны — ситуация, когда некая компания, не являющаяся собственником или оператором газопровода, может использовать этот газопровод для транспортировки газа.

Газотранспортная компания -компания, выполняющая функции оператора магистральных газопроводов, т.е, доставляет газ от поставщика потребителю.

Газотранспортная сеть — сеть магистральных газопроводов высокого давления (4,7 или 16 баров, в зависимости от национальных стандартов), используемая для транспортировки газа по территории страны.

Газораспределительная сеть — система газопроводов среднего и низкого давления для поставки газа в населенные пункты.

Газораспределительная компания — компания-оператор газораспределительных сетей. Возможно выполнение этих функций газотранспортной компанией.

Поставщик — лицо, являющееся собственником газа, и реализующее этот газ потребителю.

Потребитель — физическое или юридическое лицо, использующее газ.

Опубликованный документ — закон, либо нормативный документ, присутствующий и обновляемый с учетом действующих изменений в общедоступных открытых источниках, включая электронные сетевые ресурсы.

Коммерческий возврат (обратная поставка) — сделка, результатом которой становится отбор газа из газопровода в направлении, противоположном физическому движению газа в газопроводе.

Физический возврат — сделка, для осуществления которой компания-оператор изменяет направление движения газа в газопроводе, т.е., реверсирует участок газопровода.

Чаще всего, именно этот список считается минимальным набором терминов и определений, необходимых для разработки сетевых кодексов. Следует отметить, что он носит несколько теоретический характер, нельзя ограничиваться введением этого списка общепринятых международных терминов в СК, поскольку они не до конца адаптированы к специфике работы отечественной ГТС ОАО «Газпром». С другой стороны, концептуально не определены основные понятия, которые должны носить сквозной характер для всех нормативных документов и законов:

Требует уточнений само понятие «Газ». Сегодняшнее определение, данное в Законе о газоснабжении касается только способов получения газа, но не содержит перечень состояний газа, возможных при его продаже, в т.ч., и на экспорт. Необходимо также отграничить газ от понятий сжиженного газа и газа, содержащегося в газовом конденсате. Не определены также понятия экспорта и импорта газа, по сути ограничивающие внутренний рынок газа.

Вместе с тем, за прошедший год проделана существенная работа по совершенствованию доступа к ГТС. При уточнении нормативной базы доступа к ГТС экспертами НП «КРГ» используются следующие основные понятия:

«транспортировка газа» — перемещение газа по газотранспортным и газораспределительным системам, подводящим, магистральным и распределительным трубопроводам, отводам и трубопроводным сетям, включая внутридомовые ;

«магистральный газопровод», «отвод» — трубопровод для транспортировки газа с проектным давлением 12 и более кг/кв.см;

«распределительный газопровод» — трубопровод для транспортировки газа с проектным давлением менее 12 кг/кв.см;

«газораспределительная организация» () — обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой газораспределительные и внутридомовые сети находятся в собственности или на иных законных основаниях;

«газотранспортная организация» (ГТО) — обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях;

«газотранспортная система» — имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки газа по магистральным газопроводам;

«доступ» — право организации на получение услуги по транспортировке газа по газотранспортной или газораспределительной системе;

«свободная мощность» — технически возможная мощность газотранспортной или газораспределительной системы по приему и транспортировке газа за вычетом объемов транспортировки газа, осуществляемой по действующим в соответствующий период времени договорам.

«транспортировка газа» — перемещение газа по газотранспортным и газораспределительным системам, подводящим, магистральным и распределительным трубопроводам, отводам и трубопроводным сетям, включая внутридомовые газовые сети;

«магистральный газопровод», «отвод» — трубопровод для транспортировки газа с проектным давлением 12 и более кг/кв.см;

«распределительный газопровод» — трубопровод для транспортировки газа с проектным давлением менее 12 кг/кв.см;

«газораспределительная организация» (ГРО) — обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой газораспределительные и внутридомовые сети находятся в собственности или на иных законных основаниях;

«газотранспортная организация» (ГТО) — обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях;

«газотранспортная система» — имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки газа по магистральным газопроводам;

«доступ» — право организации на получение услуги по транспортировке газа по газотранспортной или газораспределительной системе;

«свободная мощность» — технически возможная мощность газотранспортной или газораспределительной системы по приему и транспортировке газа за вычетом объемов транспортировки газа, осуществляемой по действующим в соответствующий период времени договорам.

Вместе с тем, ФАС предлагал при работе над проектом Положения о доступе независимых орагнизаций несколько иные трактовки основных категорий Сетевого Кодекса:

«транспортировка газа» — технологический процесс, включающий в себя:

— прием газа от отправителей на входе в газотранспортную сеть;

— перемещение газа по газотранспортной сети;

— диспетчеризация поставок газа, включая его учет в газотранспортной сети;

— сдача газа получателям на выходе из газотранспортной сети.

«свободная мощность газотранспортной сети» — это технически возможная мощность системы газоснабжения по приему и транспортировке газа, возникающая в определенный момент времени и на определенных участках газотранспортной сети, за вычетом объемов транспортировки газа для бытовых нужд населения; государственных нужд; неотключаемых потребителей, в части технологической брони с гарантирующей оплатой; по международным договорам и соглашениям Российской Федерации, а также с действующими в данный период договорами.

«суточный » — сложившаяся по итогам суток разница между объемом газа, сданным в газотранспортную сеть, и объемом газа, отобранным из газотранспортной сети.

Требует доработки и понятийный аппарат учета газа. В одной из последних редакций Проекта Правил учёта газа в Российской Федерации применяются следующие термины и определения:

Автоматизированная система коммерческого учета газа (АСКУГ) — комплекс специализированных, аттестованных в установленном порядке технических и программных средств, позволяющих производить контроль за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения, определёнными договорами и техническими соглашениями, а также автоматизированные измерения и вычисления объёмов, состава и энергосодержания газа при его поставке, транспортировке, потреблении. АСКУГ является неотъемлемой частью Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения.

Анализатор качества газа — средство измерения показателей качества газа (газовый хроматограф или специализированный прибор).

Баланс газа для коммерческого учёта (баланс газа) — равенство суммарного объёма газа, поставленного в газотранспортную или газораспределительную системы, сумме объёмов потребления (в том числе, на собственные и технологические нужды) и потерь газа, документально зафиксированных в учётных документах по результатам измерений и других регламентируемых процедур за отчётный период времени.

Владелец узла учёта — лицо, у которого узел учёта газа находится в собственности, или на иных законных основаниях.

Измерительный комплекс объема газа (ИК) — средство измерения, предназначенное для определения объема газа в стандартных условиях путем измерений расхода газа, давления и температуры газа в рабочих условиях, приведения к стандартным условиям с учетом показателей качества газа (плотность, компонентный состав), а также выполняющее архивирование измеренных и вычисленных значений.

Коммерческий учёт газа — учет газа, выполняемый с целью получения оснований для расчетов между поставщиком, газотранспортной организацией, газораспределительной организацией и потребителем газа.

Корректор объема газа — средство измерения, предназначенное для приведения измеренного объема газа в рабочих условиях к объему газа в стандартных условиях.

Методика выполнения измерений (МВИ) — совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленной погрешностью.

Неисправность узла учёта газа — состояние узла учета газа, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативных документов и настоящих Правил.

Неопределённость измерений — параметр, связанный с результатом измерений и характеризующий случайное рассеяние значений, которое может принимать измеряемая величина.

Несанкционированный доступ — действия любых лиц по изменению состава узла учета газа, технических и метрологических характеристик средств измерений, каналов передачи данных, измерительных трубопроводов, запорной арматуры и технических устройств, ограничивающих доступ, а также по входу в архив, производимые без соответствующего разрешения лица, ответственного за коммерческий учёт газа, независимо от последствий таких действий.

Объём газа в стандартных условиях — объем газа при Тс = 293,15 К (200С); Рс = 101,325кПа (760 мм рт. ст.), влажность газа 0.

Объем газа за отчетный период — суммарный объем газа за отчетный период, приведенный к стандартным условиям.

Объемная теплота сгорания низшая (ОТС) — количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании в воздухе 1м3 газа при постоянном давлении, отнесенное к объему сухого газа, определяемого при стандартных условиях измерений: давлении Рс и температуре Тс. При этом исходные газы и продукты сгорания имеют одинаковую температуру сгорания, а все продукты сгорания находятся в газообразном состоянии.

Погрешность измерительного комплекса объёма газа — суммарная погрешность средств измерений, входящих в ИК.

Показатели качества газа — совокупность показателей, характеризующих физико-химические свойства газа: плотность в стандартных условиях, компонентный состав, объемную теплоту сгорания, используемых в учёте газа для приведения объёма газа к стандартным условиям и определения его энергетического содержания.

Предел допускаемой погрешности измерительного комплекса объёма газа — наибольшее значение погрешности ИК, устанавливаемое настоящими Правилами, при котором ИК считается исправным и годным к эксплуатации.

Проектная мощность газоиспользующего оборудования — номинальная мощность газоиспользующего оборудования в соответствии с характеристиками, заявленными в технической документации.

Региональная компания по реализации газа (РГК) — организация, являющаяся собственником газа или уполномоченным собственником газа лицом, осуществляющая поставки газа потребителям по договорам и признанная Федеральной службой по тарифам организацией, поставляющей наибольшие объемы газа потребителям субъекта Российской Федерации.

Региональная компания по реализации газа (РГК) обеспечивает коммерческий учет газа и составление баланса газа в газораспределительных сетях (системах) субъекта Российской Федерации, отвечает за технический уровень системы учета газа и его автоматизацию.

Вариант: РГК — организация, являющаяся собственником газа или лицом, уполномоченным собственником газа, осуществляющая поставки газа потребителям по договорам и признанная Федеральной службой по тарифам организацией, обеспечивающей коммерческий учёт газа и составление баланса газа в газораспределительных системах субъекта РФ.

Счетчик газа — средство измерения, предназначенное для измерения объёма газа.

Технологический учет газа — учет газа при его добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении, выполняемый с целью регулирования технологических режимов и эффективного использования энергетических ресурсов.

Узел учёта газа (узел учёта) — комплект средств измерений, измерительных трубопроводов и технических устройств, предназначенных для коммерческого и технологического учета газа и устанавливаемый, как правило, на границах раздела газотранспортных и газораспределительных систем, газотранспортных систем и газопроводов потребителя, газораспределительных систем и газопроводов потребителя.

Учёт газа — определение объёмов и показателей качества газа при его добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении, проводимое на основе измерений и других регламентируемых процедур.

Приведенный список терминов из проекта правил учета газа отражает особенности учета газа в условиях становления рыночных отношений.



[1] По материалам работ Е.А. Телегиной (ЭНГИН), и сборника «Безопасность России (газовая промышленность)»

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Аналитическая записка о необходимости разработки российского Сетевого Кодекса отключены

Комментарии закрыты