Основные концептуальные положения в области газо- и энергосбережения

14.09.2007
Источник: НП "КРГ"
Автор: Комков Н.И.
Дата публикации: 21.12.06

Разработка научных основ формирования ресурсосберегающей политики и механизма ее реализации являются объективной необходимостью, обусловленной требованиями, предъявляемыми к реформированию управления ресурсосбережением в народном хозяйстве в условиях перехода к рыночным отношениям.В России реформирование управления ресурсосбережением пришлось на исключительно сложный период перехода к рыночной экономике. Ресурсосбережение оказалось одной из тех областей хозяйственной деятельности, для которых последствия перехода к рынку носили наиболее деструктивный характер: плановые задания по обеспечению ресурсосбережения были отменены, производства по повторной переработке вторичных ресурсов еще не успели сформироваться, постоянный на сырье на мировом рынке послужил фактором их усиленной продажи, потребность страны в валюте создала ситуацию дополнительной нагрузки на сырьевой потенциал. В этих условиях организация ресурсосбережения на уровне государства сочетается с решением проблем выживания страны, что еще больше актуализирует государственный уровень управления ресурсосбережением, а в связи с этим и разработку научных основ формирования и механизма реализации ресурсосберегающей политики. Не может быть эффективной модели управления ресурсосбережением, если нет концепции, общего видения развития этого процесса.

В индустриально развитых странах наряду с исчерпанием минерально-сырьевой базы, параллельно и одновременно шли два процесса: формирования ресурсосберегающего типа хозяйства и создания конкурентоспособных товаров и услуг в качестве предложения на мировом рынке для закупки сырья по импорту. В экономике нашей страны ни один из этих процессов не развит. В этом особенность поиска выхода из создавшегося положения в нашей стране. В настоящее время в стране нет ни ресурсосберегающей модели экономики, ни единой государственной ресурсосберегающей политики.

Проблема повышен эффективности ресурсосбережения состоит в несоответствии существующей концепции и модели управления ресурсосбережением требуемому уровню его организации.

Основные принципы новой модели управления ресурсосбережением — ресурсосберегающей политики, должны быть заложены переходный период реформирования экономики, в котором сейчас и находится наша страна. Но механизм этом может быть «стихийным», «спонтанным» или продуманным, «подготовленным», с позиций знаний законов, закономерностей и тенденций, то есть базироваться на научных основах.

Научные основы формирования и реализации ресурсосберегающей политики — это система научных знаний по созданию концепции ресурсосберегающей политики и механизма ее реализации, направленная на изменение организации ресурсосбережения с целью повышения его эффективности и стабилизации ресурсообеспечения. Это новая задача.

Анализ положения дел в вопросе управления процессом ресурсосбережения позволил сделать следующий вывод: в нашей стране концептуального обоснования ресурсосбережения на уровне государственной политики, к сожалению, нет. В дальнейшем это будет выступать мощным источником усугубления дестабилизации хозяйственной деятельности и через нее — на всю стратегию экономического реформирования в России в целом. Основная причина такого положения — отсутствие научного подхода к постановке задачи ресурсосбережения как государственной долговременной политике.

Можно выделить, по мнению авторов, укрупненно три признака, совокупность которых позволяет классифицировать в системе управления социально-экономическим развитием общества организацию процесса ресурсосбережения как политику:

— по месту ресурсосбережения в исторически сложившейся системе общественного производства;

перспективу развития процесса, политика принятия решений, охватывающая весь спектр проблем ресурсосбережения от снижения удельной материалоемкости до промышленного воспроизводства сырья.

Ресурсосберегающая политика направлена не на процесс ресурсосбережения, как таковой, а на управление этим процессом, на выработку идеологии управления процессом ресурсосбережения, на преобразование существующих производственных отношений в сфере ресурсосбережения и создание условий развития процесса ресурсосбережения. Представляется целесообразным, по мнению автора, дать следующее определение понятия ресурсосберегающей политики: ресурсосберегающая политика — это система управленческих решений, направленная на постановку и решение крупных ресурсосберегающих проблем, имеющих стратегическое народно- хозяйственное значение, нацеленная на достижение мирового уровня ресурсосбережения, ориентированная на стабилизацию ресурсообеспечения и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Целевой системообразующей задачей здесь выступает триединство задач: достижение мирового уровня ресурсосбережения, стабилизация ресурсообеспечения и повышение эффективности национальной экономики, обеспеченное действиями ресурсосберегающей политики. Этим предопределяются и функции ресурсосберегающей политики. Кроме того, теперь в условиях раз- вития рыночных отношений, предприниматели сами регулируют экономию ресурсов в своем производстве и все намечаемые действия в сфере ресурсосбережения должны быть согласованы с ними.

Как категория ресурсосберегающая политика может быть конкретизирована и так: ресурсосберегающая политика — это система производства и принятия управленческих решений в сфере ресурсосбережения на государственном уровне, ориентированная на стабилизацию ресурсообеспечения национальной экономики, реализуемая на основе согласования интересов государства, предпринимателей и общества.

Начало работе по формированию принципов и механизмов новой государственной политики в области энергосбережения было положено выходом в свет постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению…» (№ 371 от 01.06.92) и решением совместного заседания коллегий Минтопэнерго РФ и Миннауки РФ (№ 5/14 от 12.08.92 г.). К сожалению, эти решения так полностью и не были выполнены, например, в части реального формирования источников Российского внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения для целевого финансирования межотраслевых и крупных отраслевых энергосберегающих проектов и программ. Вместе с тем, в структуре Минтопэнерго РФ был создан специальный Комитет по энергосбережению и нетрадиционным видам энергии, явившийся координирующим началом всей работы по энергосбережению как на федеральном, так и на региональном уровне.

В «Основных положениях Энергетической стратегии России», федеральных целевых программах «Топливо и энергия», (1996 г.) и «Энергосбережение России (1998-2005 гг.)» (№ 80 от 24.01.1998 г.), а также в ряде специальных постановлений Правительства (№ 1087 от 2.11.95 г., № 832 от 8.07.97 г., № 588 от 15.06.98 г. и др.) предусмотрен комплекс мер организационного и экономического усиления работ по энергосбережению, включая обязательность энергоаудита, оснащения приборами учета и регулирования расхода энергоносителей предприятий бюджетной сферы, поддержку создания в регионах демонстрационных зон высокой энергоэффективности в рамках проекта ООН «Энергоэффективность — 2000», создание Госэнергонадзора за рациональным расходом энергоносителей на предприятиях всех отраслей экономики и всех форм собственности.

В соответствии с принятыми Программами за последние годы показатели, регулирующие эффективность энергопотребления, включены в состав 314 ГОСТов, дополнительно разработаны проекты 15 основных ГОСТов; Минстроем России при участии Минтопэнерго России разработаны и введены в действие СНиП в части повышения в 1,5- 2 раза уровня теплозащиты гражданских и промышленных зданий.

В 1996 г. был принят федеральный закон «Об энергосбережении», обобщивший накопленный опыт и давший толчок к принятию 39 субъектами Федерации своих законодательных и нормативно-правовых актов.

Ресурсосберегающая деятельность выступает как категория, выходящая далеко за границы собственно экономии материальных ресурсов и связывающая систему понятий и категорий других наук. Ресурсосберегающая политика — не система мер, а система управленческих решений. В этом состоит принципиальное отличие данного подхода.

Анализ современных концепций ресурсосберегающей политики позволяет сделать следующие выводы.

В хозяйственной практике моделей концепций ресурсосберегающей политики можно выделить несколько:

базирующихся на традиционной основе: 1)снижение удельной материалоемкости; 2) снижение образования отходов; 3) усиление использования вторичных ресурсов;

и базирующихся на новой основе: 4) сокращение потребления 5) саморесурсообеспечение на основе перехода к промышленной воспроизводству сырья. В ближайшей перспективе должна произойти оптимизация всего процесса и всех форм ресурсосбережения ресурсообеспечения, результатом которой станет создание едины системы «ресурсосбережение-ресурсообеспечение», нацеленной на переход к промышленному воспроизводству сырья.

Вывод: 1) Все модели концепций ресурсосберегающей поле тики имеют одну основу — организацию ресурсопотребления; отличие их состоит в том, что берется в качестве генеральной идее ее реализации. 2) Официально заявленной, общепризнанной . удовлетворяющей интересам общества концепции ресурсосберегающей политики, ориентированной на перспективу, в настоящее время нет. 3) Концепция, когда в качестве генеральной тенденции выдвигается идея само- ресурсообеспечения на основе перехода к промышленному воспроизводству сырья, может выступить альтернативой создания перспективной модели ресурсосберегающей политики.

К основным методологическим положениям концептуальных основ формирования ресурсосберегающей политики по результатам проведенного анализа следует отнести:

· — необходим отказ от приоритета изолированных фактов и фиксирования отдельных отношений в сфере ресурсосбережения. На- правление ресурсосберегающей политики — сделать ресурсосбережение системой;

· — ресурсосберегающая политика — элемент социально-экономической политики. Ресурсосберегающая политика не может быть вне среды. Рост цен на производство сырья и возрастание его дефицита раскручивают и далее будут раскручивать и углублять инфляцию, безработицу, сокращение производства товаров и услуг;

· — концептуальная модель ресурсосберегающей политики требует на концептуальном уровне осуществить исследование сущности самого процесса ресурсосбережения для того, чтобы глубже понять эволюцию его развития. В современных условиях должен быть выбран концептуальный подход в основу которого положено единство двух систем: ресурсообеспечение — ресурсосбережение, в ко- тором процессу ресурсосбережения принадлежит самостоятельная, в перспективе ведущая роль;

· — отказаться от идеологии — отсутствия идеологии ресурсосберегающей политики. Принять эволюционную концепцию формирования ресурсосберегающей политики, ориентированную на устойчивое развитие ресурсообеспечения на основе ресурсосбережения, согласованную с законами природы и общества;

· — отказаться от модели развития ресурсопотребления, ориентированной на построение рынка сырья через «дикий рынок». Принять оптимальную модель государственной ресурсосберегающей политики, ориентированную на рост запаса устойчивости ресурсообеспечения в условиях рынка. Принять новый приоритет в ресурсопроизводстве — ресурсосбережение, а не рост производства первичного сырья, изменив траекторию движения инвестиционных потоков, структурной перестройки и т.д.;

· — отказаться от традиционного взгляда на ресурсосбережения. Для определения действий в рамках ресурсосберегающей

Чтобы обеспечить полноценную реализацию ресурсосберегающей политики надо менять принципы управления ресурсосберегающим процессом на государственном уровне.

Основополагающие интересы формирования и реализации ресурсосберегающей политики России должны опираться, по нашему мнению, на следующие базовые принципы, составляющие доктрину ресурсосберегающей политики: опережающего целеполагания; саморесурсообеспечения; оптимальной структуры управления ресурсосбережением; оптимального согласования интересов государства с субъектами всех форм собственности; обеспечения конкурентоспособной ресурсосберегающей политики; государственной ответственности за негативные социально-эколого-экономические последствия ресурсосберегающей политики; научного сопровождения ресурсосберегающей политики; правового сопровождения реурсосберегающей политики; интеграционной стратегии; создания новой отрасли: промышленного воспроизводства сырья; инвестиционного обеспечения.

Включение стратегических резервов ресурсосбережения в определенных случаях может быть сопряжено с крупными преобразованиями или даже с изменением стратегии экономического развития страны по ряду ключевых вопросов. По нашему мнению, следует выделить ряд признаков, посредством которых можно оценить: относится ли тот или иной управленческий проект к «рангу» ресурсосберегающей политики. Своего рода это и будут стратегические резервы ресурсосберегающей политики, как ее формирования, так и реализации. Стратегические резервы ресурсосберегающей политики многофакторны, однако они могут быть сведены в систему, которая может быть ориентиром цельного их представления.

Стратегические резервы ресурсосберегающей политики, по нашему мнению, могут быть классифицированы по следующим признакам: психологической готовности перехода от простого процесса ресурсосбережения к новому, более высокому типу ресурсосбережения — ресурсосберегающей политике; по решению задач, ориентированных на перспективу; уровню принятия управленческих решений; уровню затрат; формированию ресурсного потенциала; проведению «второй индустриализации»; уровню структурных преобразований; созданию новой сырьевой базы — промышленного воспроизводства сырья; формированию про- порций опережающих темпов производства сырья из вторичных ресурсов по сравнению с темпами добычи первичного сырья; изменению внешнеэкономической деятельности; формированию инвестиционной политики, обеспечивающей реализацию ресурсосберегающих проектов; сбалансированности воспроизводства предметов труда и средств труда; сбалансированности воспроизводства предметов труда и труда.

Совокупность данных признаков представляет собой систему классификационных признаков стратегических резервов формирования и реализации ресурсосберегающей политики.

Направленность стратегических резервов ресурсосберегающей политики предполагает, что в конце определения того или иного управленческого решения, на основании использования данных классификационных признаков, можно получить некий общий результат — ответ: идет ли речь о крупных, перспективных ресурсосберегающих проектах в контексте ресурсосберегающей политики. Этот результат можно интерпретировать, ориентируясь на сравни- тельные характеристики ресурсосберегающей политики с альтернативным (старым) вариантом.

Для получения количественных и качественных характеристик требуется уже оценка эффективности ресурсосберегающей политики.

Критерием эффективности функционирования ресурсосберегающей политики следует принять ее эффективность. В работе дана система таких показателей, стыкующихся с нормативно-методическими документами, использующимися в системе ОАО «Газпром».

Была разработана возможная схема содействия проведению мероприятий по газосбережению. Поскольку данное направление приложения инновационных усилий в ТЭК России считается приоритетным в большинстве исследований, следует с особым вниманием отнестись к мерам по содействию внедрению энерго- и газосберегающих технологий.

Если анализировать опыт 1990-х гг., можно заметить, что перспективу в компаниях ТЭК получали лишь те из технологий, для которых создавалась своя схема их финансирования, включающая в себя следующие основные компоненты:

· источник финансирования — инвестор или кредитор, предоставляющий средства на более выгодных условиях (сроки, проценты), чем предоставляет их традиционный банковский рынок или же IPO и в целом, рынок ценных бумаг;

· наличие новой эффективной технологии, доведенной до стадии промышленного освоения предприятиями, поставляющими оборудование, материалы и реагенты, инструмент и иные звенья данной технологии, а также устойчивого канала продажи новых технологий или оборудования, включая весь комплекс маркетинговых услуг, включая информирование потенциальных «потребителей» новой технологии среди предприятий и компаний ТЭК;

· существование у потенциального покупателя технологий — предприятия ТЭК — гарантий возврата ранее привлеченных средств, причем эти гарантии должны превосходить риски, наиболее типичные для отрасли при фактически сложившемся в ней на данный момент и на определенную перспективу, деловом климате; в данном случае, у российских компаний такой гарантией могут быть экспортные поставки, а дополнительной мерой гарантирования исполнения обязательств перед зарубежными инвесторами и кредиторами — доступ к трубопроводам в соответствии с приоритетом, определенным для международных договоров о поставках энергоносителей;

· наличие четкой, очевидной для всех участников проекта, взаимосвязи между результатами использования технологии, повышением эффективности работы предприятий ТЭК и их платежеспособностью как заемщиков.

Применительно к газо- и энергосберегающим мероприятиям данная схема может работать не всегда, хотя, например, Энергетическая России содержит предложения о доступе к экспортным газопроводам для реэкспорта потребителями сэкономленных ресурсов. Газосберегающие технологии для различных видов производств, регионов, потребителей, могут быть различными, неизменной может оставаться лишь целевая функция — минимизация затрат газа на единицу товарной продукции. К тому же, далеко не все технологии могут быть импортированы и поддержаны встречными поставками газа (или нефти), т.к., часть газосберегающих проектов ориентирована на внутренний рынок, а определенные образцы оборудования и технологий требуется создавать непосредственно в России, подчас и с нуля. Здесь риски не всегда стандартны и трудно просчитываются, они во многом привязаны к условиям хозяйствования конкретного хозяйствующего субъекта.

Поддержка разных, но объединенных общей стратегической целью технологических инновационных проектов может осуществляться через специализированные компании и (или) фонды. В определенной степени поддержку газосбережения, разработку и доведение газосберегающих технологий до массового освоения промышленностью можно считать венчурным бизнесом. Но и классическая схема создания венчурных предприятий, как независимых разработчиков новых технологий, тоже не способна работать на российском внутреннем рынке энергоносителей, так как в процессе приобретения предприятием энергоресурсов существенную роль играют крупные компании и естественные монополии. Будучи вертикально интегрированными компаниями, они испытывают определенные противоречия между разными уровнями управления. Для центрального аппарата, к примеру, является одним из приоритетов, тогда как для дочерних предприятий может быть важно сохранить свое влияние на наиболее крупных, энергоемких потребителей газа, нефти и электроэнергии. К тому же, в настоящее время в России так и не оформился рынок венчурного капитала, а зарубежное финансирование может быть привлечено только под экспортно-ориентированные проекты.

Поэтому практическая реализация мер по обеспечению энерго- и газосбережения в условиях переходной экономики требует принятия более действенных организационных и экономических решений. В их основе лежит сочетание адаптивного программирования процесса решения проблем газосбережения во взаимосвязи с изменением экономической ситуации в стране, включая рост платежеспособности населения и хозяйствующих субъектов при расчете за потребляемый газ, повышение стандартов потребления в условиях стабильного экономического роста и др. Адаптивное программирование предполагает введение переменного состава инновационных и инвестиционных проектов, а также проектов сопровождения. Отбор проектов должен вестись не только с учетом ожидаемого дисконтированного денежного дохода, но и с учетом экономических интересов участников газосбережения — поставщика газа, потребителя и производителя газосберегающего оборудования.

Ключевым звеном экономического механизма рационального газосбережения являются единство трех элементов:

  • объективное измерение потребления природного газа;
  • эффективные технологии газосбережения;
  • регулируемое повышение цен на природный газ с учетом реальных доходов населения, платежеспособности промышленных потребителей и самоокупаемости расходов на добычу и транспорт природного газа (рис. 1).

Использование объективного способа измерения расхода газа обеспечивает возможность полного учета потребления газа, что одновременно создает предпосылки для экономии расхода газа. Технологии потребления газа могут быть активными либо пассивными по отношению к расходу газа. Для активных технологий существует устойчивая зависимость между полезным эффектом (механической нагрузкой, температурой нагревания и др.) и потреблением газа в достаточно широком диапазоне. Для пассивных такая зависимость практически отсутствует. Поэтому эффект газосбережения может быть получен при переходе от одной технологии к другой, но более совершенной, экономной.

Основой экономического механизма рационального газосбережения является установление баланса интересов поставщика и потребителя газа, достигаемого путем:

  • объективного измерения расхода газа (т.е. фактического потребления с автоматическим учетом приведения расхода к стандартным условиям);
  • использования газосберегающей технологии, чувствительной к газопотреблению, когда конечный результат в виде объемов производства товарной продукции однозначно зависит от объективного расхода газа;
  • регулирования поставщиком цены газа для обеспечения самоокупания поставляемого газа и получения потребителем уровня экономии, стимулирующего режим газосбережения.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития, выдвинутого в качестве стратегической цели развития человечества на достигнутое рыночной экономикой для многих представляется как естественное свойство промышленно развитых стран. Действительно созданные механизмы государственного регулирования в сочетании со свободой предпринимательства, механизмами финансового и инвестиционного регулирования позволяют прогнозировать и предпринимать эффективные меры по борьбе с масштабными кризисами, а также быстро преодолевать временные спады в экономическом развитии. Созданные механизмы во многом базируются на акцентированном на росте эффективности согласованном управлении инновациями и инвестициями (рис. 1).

Эффективность многокритериальна, векторна (в смысле самостоятельности, независимости отдельных показателей). Построение обобщенных показателей эффективности субъективно и базируется на принятии ряда гипотез о взаимосвязях отдельных показателей эффективности. Однако, главным в схеме, представленной на рис. 2 является то, что на современном этапе развития без инноваций малоэффективны, а невосприимчивая к инновациям псевдорыночная экономика недолговечна.

Для организационного обеспечения программы разработки, создания и освоения газосберегающих технологий и оборудования, формирование которой еще предстоит, а имеющийся инновационный задел разнообразен и не всегда близок к воплощению в эффективные технологии более предпочтительно, по нашему мнению, первоначальное создание относительно небольшой структуры. Именно это ООО должно сформировать программу, а главное привлечь квалифицированных экспертов и методологов по управлению проектами не только для отбора, но и для оценки перспектив всех наиболее предпочтительных инновационных проектов газосбережения.

Теги: , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Основные концептуальные положения в области газо- и энергосбережения отключены

Комментарии закрыты