Комментарий ЭНГО на Концепцию создания рынка газа в РФ (ФЭК)

24.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Владимир Фейгин
Дата публикации: 23.09.02
ERTA Group

Примечание: Центр «ЭНГО» (Фонд «Деловое сотрудничество Восток-Запад», АНХ при Правительстве РФ, аккредитованы при России), является одним из экспертов рабочей группы

1. В предложениях ФЭК начато выявление функций, которые выполняются (или должны выполняться) в цепи газоснабжения, и это важно. Предложения по изменениям, реорганизациям, созданию новых структур для функционирования и развития рынка газа должны исходить именно из такого анализа. Но эта работа в данном варианте концепции только начата, и в представленном виде не готова для реализации.

2. Фактически, по постановке вопроса, речь идет об обеспечении сочетания развивающегося рынка газа с участием многих сторон и развивающейся системы газоснабжения, что представляет собой один из сложнейших вопросов. Перед ним стояли во многих странах, и нельзя сказать, что здесь есть точные и универсальные рецепты. При этом страны начинали с разных условий), что будет обсуждаться Рабочей группой позже, но важно отметить уже сейчас). Например, в ЕС еще недавно пытались разрушить систему долгосрочных контрактов (об этом говорил на рабочей группе акад. Дмитриевский). Два месяца назад они резко изменили свою точку зрения, поняв (и заявив об этом), что составляют основу надежного газоснабжения. А ведь у нас их нет, и рассматриваемая Концепция их не предполагает.

Это первое важнейшее соображение — невозможно строить развитие рынка газа без долгосрочных отношений. Прежде всего, независимые поставщики не смогут развивать свой бизнес, привлекать и т.п. Газпром (или газотранспортная компания в его составе) не сможет проводить планирование развития газоснабжения и реализовывать соответствующие проекты.

К сожалению, эти вопросы в Концепции также не рассматриваются.

3. Предложенное сочетание организации торгов и обеспечения доступа к системе — сомнительно с точки зрения реализуемости. Ведь загрузка системы () достаточно высока сейчас, и будет возрастать. Гарантировать, что любая заявка из района добычи (их, кстати, не один — особенно с учетом независимых поставщиков) будет автоматически удовлетворена — нет оснований.

Здесь нужна гораздо более тщательная проработка, возможно даже — проигрывание (моделирование) ситуаций.

4. Взаимодействие и роль (ответственность) участников процесса газоснабжения — АТС, системного администратора и т.п. нужно прописать гораздо более четко.

5. Сроки всего процесса — в Концепции все вопросы подготовки и заключения договоров укладываются в дни!? — нереальны.

6. Роль балансов газа — для нерегулируемого сектора они все-таки не могут быть законом. Лучше продумать коммерческие отношения поставщиков.

7. Услуги по газоснабжению необходимы — в форме хранения газа, балансировки системы и т.п. при наличии сколь-нибудь развитого рынка, в Концепции этого фактически тоже нет.

8. Неясна роль — то ли они просто транспортировщики, то ли могут лицензироваться как региональные торговые компании. Представляется очевидной целесообразность второго — хотя бы потому, что по факту они снабжают газом во многих регионах.

9. Неясна роль то ли это уже созданная система торговли газом (причем и на регулируемом, и на нерегулируемом сегментах), то ли он должен действовать через свои региональные структуры только (и последние регистрируются как торговые компании). Роль МРГ меняется — по сообщениям печати, он уже на деле не закупает газ у газодобытчиков и не заключает договора с газотранспортниками, — тогда каковы его реальные функции? Надо учитывать реальное положение вещей.

10. Относительно биржевой торговли — это не единственная форма. Возможны и двусторонние сделки. Может быть, главным является то, чтобы они носили публичный характер? (основа этого — требования соответствующей Главы ГК, объявляющей договора энергоснабжения (включая поставки газа, если иное не оговорено в законодательстве) публичными и выставляющие список требований к ним.

Надо отметить, что в России пока ни по одному ТЭР не работает биржевой рынок.

11. Предлагаемое введение абонементной платы вместо тарифов на транспортировку:

Означает фиксацию несоответствия региональной дифференциации цен и транспортных затрат (дифференциация меньше, чем соответствующие );

Пока не вполне ясно методически;

Тем самым вводит новый вид перекрестного субсидирования — межрегионального субсидирования тарифов для нерегулируемого сектора рынка.

Таким образом, представляется, что вопросы создания полноценного рынка газа (пп. 1-2 выше) нуждаются в доработке, в частности, по вышеперечисленным вопросам.

Если одновременно велика потребность в быстром (в течение, например, полугода) запуске пилотных механизмов работы нерегулируемого сектора (как обсуждалось на Рабочей группе, со ссылкой на материалы как независимых поставщиков, так и Газпрома), то может оказаться целесообразным разделить задачу: приняв принципиальную концепцию развития рынка газа, одновременно принять и начать реализацию упрощенного механизма его работы. При этом представленная Концепция ФЭК занимает промежуточное положение — в ней недостает решения многих важнейших вопросов развитого рынка газа и одновременно она не содержит простого стартового пакета мер для быстрого запуска элементов рынка.

Теги: , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Комментарий ЭНГО на Концепцию создания рынка газа в РФ (ФЭК) отключены

Комментарии закрыты