Аналитическая записка по совершенствованию государственного регулирования цен (тарифов) в газовой отрасли

Правительство Российской Федерации с целью подготовки проведения реформирования газовой отрасли поручило Минэкономразвития России, совместно с Минэнерго России и ФЭК России, а также с участием ОАО «Газпром» проработать и представить предложения по совершенствованию ценового регулирования в газовой отрасли, в том числе путем оптимизации ценовых зон, тарифа на транспортировку газа и сезонного регулирования цен на природный газ (п. 2 поручения Правительства Российской Федерации № МК-П9-11592 от 27 сентября 2003 г.).
В целях подготовки предложений по совершенствованию ценообразования в газовой отрасли органы исполнительной власти представили в Минэкономразвития России следующие документы: Минэнерго России — замечания по материалам ОАО «Газпром» о методологических указаниях по территориальной дифференциации оптовых цен на газ и о методике определения сезонных оптовых цен на газ для промышленных потребителей Российской Федерации (письмо № УГ-7093 от 25 ноября 2003 г.); ФЭК России — предложения по совершенствованию ценового регулирования в газовой отрасли.
Минэкономразвития России, рассмотрев представленные предложения, подготовило консолидированные предложения по совершенствованию ценового регулирования в газовой отрасли.
Ниже приводится анализ всех вышеперечисленных документов с целью определения позиций министерств и ведомств по совершенствованию государственного регулирования цен (тарифов) в газовой отрасли, а также разработки стратегии дальнейшего взаимодействия независимых производителей газа с органами исполнительной власти.
1. Предложения по совершенствованию ценового регулирования в газовой отрасли ФЭК России
1.1. Структура документа
Предложения по совершенствованию ценового регулирования в газовой отрасли (далее «Предложения ФЭК России»), разработанные ФЭК России, содержат наиболее проработанные предложения по дальнейшему совершенствованию цено- и тарифообразования в газовой отрасли.
Предложения ФЭК России включают в себя:
1. Регулируемый сектор поставок газа
1.1. Оптовые цены на газ
1.2. Плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа конечным потребителям
1.3. Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям
1.4. Ликвидация перекрестного субсидирования
2. Регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам
3. Переход на ценообразование с элементами регулирования рентабельности вложенного капитала
4. Вопросы обслуживания внутридомового газового оборудования
Рассмотрим каждое из предложений подробнее.
1.2. Сложившаяся структура регулируемой цены на газ
Существующие соотношения составляющих конечной цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, по группам потребителей* |
|||||
руб./1000м3 |
|||||
Наименование |
Объем потребления, млрд.м3 |
Оптовая цена |
Конечная цена |
||
1-группа (св. 100млн.м3) |
164,40 |
725,00 |
55,23 |
27,89 |
808,12 |
2-группа (10-100 млн.м3) |
43,20 |
725,00 |
69,85 |
31,35 |
826,20 |
3-группа (менее 10 млн.м3) |
32,40 |
725,00 |
74,72 |
37,49 |
837,21 |
средние по промышленности |
240,00 |
725,00 |
60,49 |
29,81 |
815,30 |
|
88,92% |
7,42% |
3,66% |
100% |
|
Население |
43,00 |
494,00 |
118,3 |
44,20 |
656,50 |
|
75,25% |
18,02% |
6,73% |
100% |
|
Итого |
283,00 |
690 |
69,27 |
32,00 |
791,17 |
|
87,20% |
8,76% |
4,04% |
100% |
*Приведенные средние данные соответствуют пятому ценовому поясу.
Основные выводы:
1. Плата за транспортировку газа по газораспределительным сетям не превышает в среднем 10% от конечной цены газа для потребителей.
2. В сложившейся структуре конечной цены, получателями ее основной части (около 90%) являются предприятия ОАО «Газпром» (оптовая цена и ПССУ).
3. Конечная цена на природный газ за вычетом тарифа для ГРО составляет в среднем 25$.
1.3. Оптовые цены на газ
Основные ориентиры изменения среднего уровня оптовых цен на среднесрочную перспективу определены Основными положениями Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. Приведенные ориентиры в основном основаны на оценке потребительских свойств природного газа и требованиях возобновления конкуренции между альтернативными видами топлива в целях нормализации топливного баланса страны.
ФЭК России продолжает совершенствовать существующую систему ценообразования путем уточнения и корректировки положений действующего законодательства, в частности путем:
§ отмены регулирования оптовых цен на газ, добываемый собственниками единой и региональных систем газоснабжения в случае его подачи в не принадлежащую им систему газоснабжения;
§ периодического пересмотра перечня субъектов, оптовые цены на природный газ которых устанавливаются государством.
Однако в качестве основных направлений совершенствования существующей системы ценообразования ФЭК России предлагает рассматривать:
§ оптимизацию ценовых зон и дифференциации оптовых цен между ними;
§ введение сезонной дифференциации оптовых цен и пиковых надбавок к ним;
§ введение дифференциации оптовых цен исходя из возможности потребителей использовать альтернативные виды топлива;
§ переход с объемных на энергетические единицы измерения газа.
По мнению ФЭК России существующая зональная система установления оптовых цен, использующая принцип установления уровня оптовой цены в зависимости от транспортного плеча от мест добычи, в целом удовлетворяет предъявляемым к регулированию оптовой цены требованиям. Однако она содержит в себе значительное количество недостатков, в частности, не оптимально выбран состав ценовых зон, их количество, а также уровень дифференциации цен между ними.
Оптимизация ценовых зон и дифференциации оптовых цен между ними ФЭК России предлагает проводить основываясь на следующих основных принципах:
· установление прямой зависимости изменения уровня оптовых цен на газ для ценовой зоны от средневзвешенного расстояния его транспортировки до потребителей, расположенных в границах ценовой зоны;
· определение состава ценовых зон как компактного набора регионов с относительно схожей средневзвешенной протяженностью транспортировки газа до них.
· учет местных особенностей баланса добычи и потребления газа;
· учет масштаба региональных систем газоснабжения.
Срок проведения оптимизации оптовых цен по оценке ФЭК России составляет 2-3 года. Возможный дополнительный рост оптовых цен не должен превышать 3-5% в год.
Основные выводы:
1. Увеличение количества зон в рамках зональной системы улучшает соответствие устанавливаемых оптовых цен тем, рассчитанным в соответствии с зависимости от .
2. Система совершенно не учитывает себестоимость производства газа у разных производителей и в разных регионах, полагая, что она нивелируется действующей системой налогообложения.
3. Зональная система предполагает равной нулю стоимость транспортировки внутри одной зоны.
4. Существуют сложности учета себестоимости транспортировки по различным направлениям и до различных ценовых зон.
5. При зональной системе расчета оптовой цены достаточно сложно учесть множественность месторождений среднего и малого размера.
Введение сезонной дифференциации оптовых цен и пиковых надбавок к ним, по мнению ФЭК России, будет объективно моделировать на регулируемом рынке рыночную ситуацию, характерную для либерализованных конкурентных рынков с сезонным характером спроса.
На первом этапе предлагается проводить дифференциацию оптовых цен на газ, реализуемый только промышленности.
По мнению ФЭК России основной целью проведения сезонной дифференциации оптовых цен является возложение на организации, потребляющие газ в течение отопительного периода, оплаты дополнительных расходов организации-собственника системы газоснабжения, связанных с содержанием избыточной мощности в системе и отвлечением оборотных средств для создания запасов газа, для покрытия сезонных колебаний спроса на газ, без изменения среднего уровня оптовых цен.
Срок внедрения дифференциации сезонных оптовых цен предварительно определен 2-ым полугодием 2004 года или началом 2005 года. По предварительным расчетам ФЭК России дифференциация уровня летних и зимних оптовых цен составит 10%-15%.
Введение пиковых надбавок к оптовым ценам, по мнению ФЭК России, позволит потребителям, обеспечивающим равномерный отбор газа платить меньше, чем потребителям, потребляющим газ неравномерно на коротких временных интервалах и требующих дополнительных затрат на содержание и обслуживание системы, способной это обеспечивать.
Предлагается реализовать систему надбавок на основе повышающих коэффициентов к базовой цене, распространяющихся на объемы газа, потребленные сверх равномерного графика потребления в течение месяца. Размер коэффициентов будет зависеть от отношения фактического объема потребления к равномерному графику, зафиксированному в договоре или полученному аналитическим путем. Размер коэффициентов может дифференцироваться по сезонному принципу.
Примерная таблица повышающих коэффициентов, разработанная ФЭК России
Отношение фактического объема потребления к равномерному его графику |
1,1-1,3 |
1,3-1,5 |
1,5-2 |
2 и выше |
Размер повышающего коэффициента к оптовой цене в летний период |
1,03 |
1,07 |
1,1 |
1,15 |
Размер повышающего коэффициента к оптовой цене в зимний период |
1,07 |
1,15 |
1,2 |
1,3 |
Сам механизм расчета повышающих коэффициентов должен основываться на статистике неравномерности потребления газа. При их введении базовый уровень оптовых цен должен быть снижен.
По мнению ФЭК России внедрение пиковых надбавок к оптовой цене возможно в период 2005-2006 годов.
Внедрение порядка дифференциации оптовых цен в зависимости от возможностей потребителей переходить на альтернативные виды топлива координируется с существующей на развитых газовых рынках практикой заключения различного вида контрактов — предусматривающих отключение или снижение подачи газа в моменты пиковых нагрузок на систему газоснабжения за счет перехода на альтернативные виды топлива или использования режима экономии и контрактов без возможности ограничения поставки газа.
Возможность перехода на альтернативные виды топлива с подтверждением возможности их использования потребителем в моменты пиковых нагрузок по мнению ФЭК России может служить основанием для предоставления более низкой цены.
По мнению ФЭК России переход с объемных на энергетические единицы измерения газа является достаточно актуальной с учетом предстоящего вступления России в ВТО, вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», необходимости гармонизации национальных стандартов с международными, а также позволит выровнять условия между различными потребителями с точки зрения энергоемкости потребляемого ими газа (изменяющейся в достаточно широких пределах).
1.4. Плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа конечным потребителям
Средний уровень ПССУ был в значительной мере достигнут при первичной установке. В действующем размере ставок ПССУ по различным группам потребителей заложен существенный уровень перекрестного субсидирования. В дальнейшем ФЭК России предполагает только
Проблема установки систем коммерческого учета расхода газа является достаточно актуальной.
По новым газифицируемым объектам существующая нормативная база предусматривает в качестве обязательного требования установку счетчиков перед началом поставки газа.
В отношении существующей инфраструктуры ФЭК России предлагает создать у поставщиков газа дополнительные финансовые источники для повсеместной поэтапной установки приборов учета, например с использованием механизма ПССУ.
1.5. Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям
По мнению ФЭК России тарифы ГРО до сих пор не вышли на экономически обоснованный уровень.
Имущественный комплекс ГРО серьезно недооценен. По приблизительным оценкам для приведения этого показателя в норму требуется проведение переоценки основных производственных фондов, используемых в транспортировке газа по газораспределительным сетям, в 5 раз.
Еще одной проблемой, влияющей на размер устанавливаемого тарифа, является прогрессирующее старение основных фондов.
Не развитость страхования основных производственных фондов (в отличии от обязательного страхования причинения ущерба), в частности сетей, приводит к отсутствию средств на восстановление инфраструктуры разрушенной в результате стихийных бедствий.
Кроме того, в существующем размере тарифов ГРО по различным группам потребителей заложен существенный уровень перекрестного субсидирования.
Нерешенность изложенных проблем, по мнению ФЭК России, практически исключает даже в долгосрочной перспективе переход на ценообразование в газораспределении с элементами регулирования рентабельности вложенного капитала.
По мнению ФЭК России целесообразно в среднесрочной перспективе перейти на регулирование тарифов ГРО, ПССУ по 4-ой группе потребителей (население) из расчета потребляемых объемов газа. Одновременно возможна оптимизация розничного ценообразования в части отказа от дифференциации розничных цен на газ, реализуемый населению, по видам использования газа и переход на дифференциацию по нескольким объемным группам.
1.6. Ликвидация перекрестного субсидирования
Оптовые цены на газ для населения на 32% ниже, чем для промышленности.
Существующие тарифы ГРО и ПССУ для крупных потребителей превышают в ряде случаев экономически обоснованные размеры в 5-10 раз (что позволяет удерживать тарифы для мелких потребителей и населения на уровне в несколько раз меньше экономически обоснованного).
[1] ГРО — газораспределительная организация[2] ПССУ — плата за снабженческо-сбытовые услуги
Теги: альтернативные виды топлива, ГРО, Группа ЭРТА, Минэнерго, население, оптовые цены, ПССУ, регулирование, тариф, тарифы, ФЭК, цена газа, ценообразование |Рубрики: Обзоры и исследования |
Комментарии к записи Аналитическая записка по совершенствованию государственного регулирования цен (тарифов) в газовой отрасли отключены