Принципы налогообложения, стимулирующие независимых производителей газа

24.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: ГРУППА ЭРТА
Дата публикации: 07.02.05
ERTA Group

Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам газа (32%) и обеспечивает до 30% его добычи. Начальные суммарные ресурсы свободного газа в России составляют 236 трлн. м3, их разведанность составляет 25%. В России открыто 789 месторождений природного газа. Из них 352 месторождения, содержащие 45% общероссийских запасов, вовлечены в разработку. Более 70% запасов газа сосредоточено в 22 уникальных месторождениях (более 500 млрд. м3 газа). 24% запасов газа сосредоточено в 104 крупных месторождениях. И лишь около 3% разведанных запасов газа приходится на 663 средних и мелких месторождений. Основным недропользователем природного газа является ОАО «Газпром» (69% от общероссийских запасов газа), обеспечивающее около 93% всей добычи газа в России.

В минерально-сырьевом секторе экономики России достаточно давно обсуждаются принципы изъятия природной ренты. Одним из главных вопросов обсуждений является определение порога рентных платежей, при которых сохраняется приемлемая инвестиционная привлекательность сектора. Главной особенностью проходящих обсуждений является акцент на нефтяной отрасли, как наиболее рентабельной, вследствие чего отрасли промышленности, добывающие иные полезные ископаемые, в том числе газовая промышленность, остались без достаточного внимания.

В настоящем обзоре будут сформулированы основные принципы налогообложения, стимулирующие как в целом минерально-сырьевой сектор, так и отдельно независимых производителей газа. Для этого в обзоре проводятся исследование истории вопроса, диагностика состояния действующей системы налогов и сборов и анализ путей развития приоритетных принципов налогообложения.

I. История возникновения и развития рентных платежей

Теоретические представления о категории рентных платежей, пройдя долгий путь развития, играют исключительно важную роль в современной экономике. В словаре Брокгауза и Эфрона рентой называется «вид народного дохода, который получился в силу каких-либо особенных преимуществ или благоприятных условий».

В экономике понятие ренты возникло в XVII веке в работах У. Пети и физиократов, в частности Ф. Кенэ. В то время возникла идея рентного налога на земельную собственность. Рента считалась единственным свободным доходом от использования земли, из которого государство может взимать часть. Отсюда формулировалась простая норма рентного налога с землевладельца пропорционально количеству земли, находящемуся в его собственности. Важным выводом экономистов тех лет было утверждение о ренте, как о справедливом доходе собственника земли.

Позднее А. Смит определил величину ренты как остаток, полученный в результате вычета из цены сельскохозяйственного продукта заработной платы и прибыли на капитал. А. Смит заложил двойственный подход к ренте, который стал развиваться дальше — рента как доход владельца земли и рента как плата за пользование землей.

К. Маркс задавался вопросом, что порождает ренту — использование уникального ресурса или сам факт собственности на этот ресурс. Соответственно, он определил дифференциальную ренту, порождаемую использованием высокопродуктивного ресурса и абсолютную ренту, порождаемую самим фактом наличия собственности на землю. При этом нормальным уровнем дохода в первом случае была определена доходность худших по качеству участков земли, а во втором — доходность в конкурентных отраслях промышленности (или торговли), а рента — это избыток над средней нормой дохода.

В СССР расчеты рентных платежей опирались на работы К. Маркса. При этом существовала только дифференциальная рента, т.к. отсутствовала частная собственность на землю. Дифференциальная рента рассчитывалась как разница дохода предприятий, использующих лучшие условия производства по сравнению с худшими. Такого рода расчеты используются до сих пор при сравнении рентабельности разных месторождений и вычисления величины «нормальной» рентабельности для худшего месторождения.

На практике этот подход не может учесть экспортный фактор, когда с худшего месторождения осуществляются поставки на экспорт, а с лучшего — на внутренний рынок. Тогда рента с худшего месторождения выше и отсюда получается несправедливое рентное обложение.

В современных условиях дифференциальная рента отражает дополнительный доход, получаемый на месторождениях с относительно небольшими издержками производства по сравнению с замыкающими месторождениями с наиболее высокими издержками производства. При этом выделяется три вида дифференциальной ренты:

  1. Горная рента — возникающая на стадии добычи как разница в затратах на добычу;
  2. Рента положения — разница в затратах на транспортировку (переменная величина для одного и того же месторождения в зависимости от локализации рынка потребления);
  3. Рента качества — экономические преимущества от различных физико-химических характеристик ресурсов (что зачастую не реализуется на практике ввиду смешивания).

Абсолютная рента отражает «сверхдоход» собственника недр, получаемый сверх дифференциальной ренты за счет монопольного права на использование месторождения. В настоящий момент роль этого вида ренты получаемой со всех объектов природопользования значительно возросла за счет установления цен, превышающих производства даже на худших объектах. Абсолютная рента особенно актуально для нефтяной отрасли промышленности, где контроль над рынками стал прерогативой нескольких крупных компаний, добившихся возникновения диспаритета цен на продукцию разных отраслей.

На практике определить величины ренты по видам достаточно затруднительно, можно лишь приблизительно оценить общую величину рентного дохода.

II. Действующая система налогов и сборов

Понятия налога и сбора существенно отличаются друг от друга. Налог взимается для финансового обеспечения деятельности государства (и/или муниципального образования), а сбор — для совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий, включая предоставление каких-либо прав и выдачу лицензий. Поэтому в принципе необходимо вести речь о системе налогов и сборов газовой промышленности, а не о терминологически узком понятии «налоговой системы».

Действующие виды налогов и сборов в газовой промышленности также как и в общем случае делятся на федеральные, региональные и местные. Главное их различие заключается в территории, на которой они действуют (не в том, бюджет какого уровня они наполняют) — на всей территории России (федеральные и сборы), на территории субъекта России (региональные) или на территории муниципального образования (местные). Распределение налогов между уровнями бюджетной системы ежегодно определяется законом о бюджете на очередной год. В настоящее время рассматривается законопроект, в котором предполагается закрепить распределение налогов в Бюджетном Кодексе РФ.В Приложении № 1 приведен перечень основных налогов и сборов, действующих в газовой промышленности на данный момент.

Ссылка «на данный момент» необходима, так как история налогообложения газовой промышленности насыщена различными событиями. Более того, есть все основания полагать, что структура налогов и сборов газовой промышленности будет и дальше продолжать меняться.

Появление и последующее увеличение доли газоконденсатных месторождений в структуре месторождений газовой промышленности привело к объективной необходимости добычи газовыми компаниями не только природного газа, но и газового конденсата, зачастую реализуемого как нефть, а также непосредственно нефти в сравнительно меньших объемах. Поэтому помимо специфики налогообложения газовой промышленности ее характеризует более сложная структура, включающая налоги и сборы, как в отношении природного газа, так и в отношении газового конденсата и нефти. Налогообложению подлежат также продукты переработки природного газа, газового конденсата и нефти.

Не перечисляя все произошедшие изменения, необходимо изложить последние события в налогообложении газовой промышленности на примере акцизов, экспортных пошлин и НДПИ.

Акциз на природный газ

Природный газ являлся подакцизным товаром достаточно долго — с 20 июля 1993 г. по 1 января 2004 г. Первоначально его ставка была установлена в размере 15% от цены реализации (без НДС), затем, в марте 1995 г. — 25%, в сентябре 1995 г. — 30%. С 1 января 1999 г. стала применяться дифференцированная ставка акциза: 15% — за реализацию газа на территории России, и 30% — за ее пределами.

В истории изъятия акциза на газ есть события, которые требуют отдельного освещения. Так, в течение полутора лет — с 2000 г. по сентябрь 2001 г. «Газпром» умело пользовался льготой, в соответствии с которой акцизом не облагался отбензиненный газ. Указанная налоговая льгота вводилась с целью стимулирования переработки попутного газа. Сухой отбензиненный газ производится из нефтяного попутного газа за счет выделения ШФЛУ (широкой фракции легких углеводородов) и, попав в систему «Газпрома», по потребительским свойствам ничем не отличается от добываемого природного газа.

В контрактах, актах приема-передачи, счетах-фактурах и таможенных декларациях «Газпром» указывал, что на экспорт был отправлен весь объем отбензиненного газа — 16 млрд. м3 в 2000 г. и 18,9 млрд. м3 — в 2001 г. После отмены льготы 9 сентября 2001 г. налоговая полиция оценила экономию «Газпрома» на акцизе почти в $1 млрд. Расчет основывался на том, что природный газ перемешивается в газопроводе с сухим отбензиненным и поэтому физически не мог быть весь отправлен на экспорт. Однако «Газпром» успешно оспорил действия налоговой инспекции в суде, аргументируя свой иск тем, что предложенная методика не предусмотрена налоговым законодательством. Суд поддержал мнение «Газпрома», придя к выводу о невозможности подвергать сомнению первичные документы налогоплательщика, в которых указано, что «Газпром» экспортировал именно сухой отбензиненный газ. Апелляцию налоговый орган не подавал, а свою кассацию отозвал.

Еще одним событием в истории газового акциза является осуществлявшийся транзит газа через территорию Украины. На протяжении ряда лет Украина устанавливала повышенный транзитный (до $1,75 за тыс. м3 на 100 км), в ответ на что «Газпром» увеличивал цену на газ (до $80 за тыс. м3), который поставлял Украине в виде оплаты за транзит газа в Европу (около 30 млрд. м3 в год). В результате увеличивалась сумма уплачиваемого акциза на газ, поставленный Украине, и одновременно, снижалась налогооблагаемая база акциза на газ, поставляемый транзитом через Украину в Европу (т.к. из налогооблагаемой базы вычитался транзитный тариф), причем строго пропорционально объему взаимного увеличения цен и тарифов. Таким образом, при участии государства были созданы условия, при которых «Газпрому» было выгодно иметь высокий транзитный тариф в Украине.

С 1 января 2004 г. акцизы на газ были отменены, при одновременном пересмотре ставок экспортной пошлины и НДПИ, чему способствовала благоприятная конъюнктура на экспортных рынках. Последние изменения газового акциза представлены в таблице:

Дата

Установленная ставка

Основание

Акциз на природный газ

Январь 1999 г.,
Август 2000 г.
реализ-ия в РФ — 15%реализ-ия за пределами РФ — 30% пост. Прав. РФ от 22.01.99 № 81,Фед. закон от 05.08.00 № 117-ФЗ
Январь 2004 Отменен Фед. закон от 07.07.03 № 117-ФЗ

Экспортная пошлина на природный газ.

Экспортные пошлины на природный газ устанавливаются постановлениями Правительства России. Последнее изменение экспортных пошлин на природный газ повысило их ставки до 30% от таможенной стоимости экспортируемого газа. «Газпром», как главный плательщик пошлины, смог вывести из под обложения пошлиной газ, покупаемый в Узбекистане и Туркменистане, оформляя его в режиме международного транзита для перепродажи в странах Европы. При плане закупки в 2004 г. 12 млрд. м3 среднеазиатского газа и средней цене продажи $140 за тыс. м3 экономия на пошлине составляет порядка $500 млн. (без учета налога на прибыль). С ростом объемов транзитного газа к 2007 г. экономия «Газпрома» на экспортной пошлине может достигнуть $2 млрд. Последние изменения экспортной пошлины на газ представлены в таблице:

Дата

Установленная ставка

Основание

Экспортная пошлина на природный газ в газообразном состоянии

Июль 1999 г. Безпошлинно пост. Прав. РФ от 12.07.99 № 798
Декабрь 1999 г. 5%, но не менее 2,5 евро пост. Прав. РФ от 17.12.99 № 1403
Июнь 2001 г. 10%, но не менее 5 евро пост. Прав. РФ от 28.05.01 № 411
Ноябрь 2001 г. 5%, но не менее 2,5 евро пост. Прав. РФ от 02.10.01 № 706
Январь 2004 г. 30% пост. Прав. РФ от 19.08.03 № 507

Налог на добычу полезных ископаемых

Налогом на добычу полезных ископаемых природный газ облагался по ставке 16,5% от стоимости добытого газа с января 2002 г., что составляло примерно 23 рубля с тыс. м3. С января 2004 г. ставка налога изменена с адвалорной на специфическую и в данный момент составляет 107 руб. за тыс. м3 добытого природного газа. Кроме того, был уменьшен налоговый период уплаты НДПИ. Если раньше налоговым периодом считался квартал, то с 1 августа 2002 г. — календарный месяц.

В настоящий момент Министерство Финансов России выступает с инициативой увеличить ставку НДПИ до 141 руб. за тыс. м3 с января 2005 г. для покрытия выпадающих налоговых доходов от перехода на принцип страны назначения при уплате НДС за нефть и газ в торговле с Украиной и Белоруссией. Также предполагается увеличить базовую ставку НДПИ на нефть с 400 до 419 руб.

Последние основные изменения налога на добычу природного газа и газового конденсата приведены в таблице:

Дата

Установленная ставка

Основание

Налог на добычу природного газа

Январь 2002 16,5% Фед. закон от 08.08.01 № 126-ФЗ
Январь 2004 107 руб./тыс. м3 Фед. закон от 07.07.03 № 117-ФЗ

Налог на добычу газового конденсата

Январь 2002 16,5% Фед. закон от 08.08.01 № 126-ФЗ
Январь 2004 17,5% Фед. закон от 07.07.03 № 117-ФЗ

III. Цены и финансовые потоки в газовом комплексе

Согласно информационным данным Госкомстата России в 2000-2001 гг. около 38% доходов газовой отрасли до уплаты налогов было выплачено в государственный бюджет. По оценкам РАН в 2000-02 гг. в распоряжении газовых компаний ежегодно аккумулировалась прибыль от добычи и реализации газа в объеме $ 4,5 млрд.

IV. Направления развития системы налогов и сборов

Налог на добычу полезных ископаемых

· Дифференциация НДПИ для сухого природного газа и газа газоконденсатных залежей + как ведется учет газа, добываемого из разных типов залежей

· Дифференциация по прочим факторам

В конце 2003 г. Минэкономразвития РФ разработало модель дифференциации НДПИ в зависимости от качества месторождения. Для определения ставки налога предлагалось учитывать не более 10-11 характеристик — глубину залегания, качество нефти, литологические особенности, выработанность месторождения и пр. Применительно к текущим ставкам НДПИ это давало бы коэффициент, варьирующийся от 0,7 до 1,3.

Налог на дополнительный доход

· Возможность введения НДД в газовой отрасли

Практически одновременно с ведением НДПИ в 2001 г. стала распространяться критические отзывы о новом налоге, заменившим роялти и отчислений на . По признанию самого Минфина НДПИ является несправедливым налогом, т.к. является оборотным и не зависит от прибыли предприятия. Однако в то время бюджет нес значительные потери в связи с минимизацией отчислений на ВМСБ и роялти, поэтому справедливость была принесена в жертву бюджетной целесообразности. По мнению Минфина дифференцировать существующую ставку НДПИ вместе с созданием четкой системы контроля налогоплательщиков на сегодняшний день невозможно. Поэтому более разумным было бы ввести в дополнение к НДПИ новый налог, учитывающий затраты на освоение месторождения, т.е. дифференцированный по экономическому признаку.

Таким образом, система налогообложения добычи недр строилась бы на основе уменьшенного НДПИ и рассчитываемого исходя из рентабельности месторождения НДД. В ответ на предложение Минфина МНС и подвергли НДД суровой критике. Далее в предвыборной ситуации идея перераспределения доходов добывающих отраслей стала разменной картой многих политиков, поэтому Минфин принял решение не торопиться с принятием НДД, назвав 2006 г. самым ранним сроком, когда следует ожидать принятие данного налога.

По замыслу разработчиков НДД позволяет получить за срок жизни месторождения ту же сумму, что и с НДПИ, но только с иным по времени графиком платежей. НДД включается в тот момент, когда началась отдача капиталовложений, когда доходы сравнялись с расходами, которые были понесены налогоплательщиком в связи с разработкой месторождения.

Описание налога:

Использованию НДД препятствуют несколько технических трудностей:

· Не принято окончательное решение по взиманию НДД со старых месторождений.

В схеме взимания НДД предусмотрены лишь новые месторождения, где существует информация о доходах и затратах с начала разработки. Однако большинство месторождений России было введено в разработку десятки лет назад. Раздельный учет в полном объеме тогда не осуществлялся. А поскольку срок хранения первичных документов бухучета составляет в основном 5 лет, то восстановить раздельный учет за более ранний период затруднительно. Возможным решением представляется принятие волевого непопулярного решения об установлении каких-то расчетных значений величин доходов и затрат при большой вероятности ошибиться.

· Объективная сложность учета доходов и расходов

Правилами бухгалтерского учета не предусмотрены методики косвенного распределения доходов и расходов.

· Возможность завышения расходов и занижения доходов.

Министерство налогов и сборов РФ заявляло, что не сможет проверить достоверность учета доходов и расходов по каждой скважине. Взимание НДД предполагается на основе сопоставления доходов и расходов, величинами которых предприятие-налогоплательщик может варьировать, в том числе за счет трансфертного ценообразования. Ликвидировать трансфертное (что не решит проблему полностью) можно было бы за счет использования справочных цен (как это делается в Норвегии), однако до сих пор не существует разработанной методики их расчета.

· Поощрение неэффективных предприятий.

Минэкономразвития РФ заявляло, что НДД накажет эффективные компании, которые проводят задачи снижения издержек. По мнению многих экспертов, этот недостаток является главным недостатком НДД.

Прочие направления

· Налогообложение низконапорного газа

· Налогообложение серосодержащего газа

· Налогообложение гелийсодержащего газа

· Налогообложение газа, добываемого из малых месторождений

· Налогообложение Ямальских проектов

Приложение 1

Перечень налогов и сборов, действующих
в газовой промышленности

Вид налога

Ставка

Налоговая база, порядок исчисления сбора

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость

18%

Стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров)
Акцизы:
Бензин с окт. числом до 80

2460 руб. за тонну

Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении
Бензин с окт. числом > 80

3360 руб. за тонну

Дизельное топливо

1000 руб. за тонну

Прямогонный бензин

0 руб. за тонну

Единый социальный налог

35,6% (для нал. базы до 100 тыс. руб.)

Сумма выплат и иных вознаграждений физ. лицам
Вывозные таможенные пошлины:
Нефть сырая

$69,9 за тонну

Таможенная стоимость товаров и (или) их количество
Нефтепродукты

$45,4 за тонну

Налог на прибыль

24%

Полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов
Плата за пользование водными объектами
При добыче полезных ископаемых, проведении буровых, строительных и др. работ

5,2-21,9 тыс. руб. в год за км2

Площадь акватории используемого водного объекта
Сброс сточных вод 7-55 руб. за тыс. м3 Объем сточных вод
Налог на добычу полезных ископаемых
Газовый конденсат

17,5%

Стоимость добытого газового конденсата
Природный газ

107 руб. за тыс. м3

Количество добытых нефти и газа в натуральном выражении
Нефть

347*Коэф. динамики мировых цен

Платежи при пользовании недрами

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий оговоренных в лицензии

Не менее 10%

Величина суммы НДПИ в расчете на среднегодовую проектную
Регулярные платежи за пользование недрами
В целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

120-360 руб. за 1 км2 участка недр

Площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений
В целях разведки полезных ископаемых

5-20 тыс. руб. за 1 км2 участка недр

Площадь участка, на котором установлены соответствующие и учтены на гос. балансе запасов
При строительстве подземных сооружений для хранения нефти и газового конденсата

3,5-5 руб. за тонну

Объем хранимых нефти и газового конденсата
При строительстве подземных сооружений для хранения природного газа и гелия

0,2-0,25 руб. за тыс. м3

Объем хранимых природного газа и гелия
Плата за геологическую информацию о недрах

Не менее 10 тыс. руб. и не более суммы затрат гос. средств на ее получение

Размер платы определяется федеральным органом управления гос. фондом недр
Сбор за участие в конкурсе (аукционе)

Стоимость затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов
Сбор за выдачу лицензий

Стоимость затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии

Региональные налоги и сборы

Транспортный налог

5-50 руб. за каждую л.с.

Мощность двигателя транспортного средства в л.с.
Налог на имущество

Не более 2,2%

Среднегодовая стоимость имущества
Местные налоги и сборы
Земельный налог

740-2880 руб. за 1 га

Площадь земельного участка

Приложение 2

Цены газа, затраты на добычу и транспортировку

Показатель

руб., $ на тыс. м3

всего, млрд. руб., $

1997

1999

2000

2001

2002

1997

1999

2000

2001

2002

Добыча газа, млрд. м3

591

563

555

550

563

Цена/Выручка на месторождениях

40

60

121

141

194

24

34

67

78

109

Себестоимость добычи

25

44

81

117

143

15

25

45

64

81

Налог на добычу (16,5%)

7

10

15

23

32

4

6

8

13

18

Прибыль в газодобыче

15

16

40

24

51

9

9

22

13

29

Транспортировка внутри РФ

140

181

234

357

376

83

102

130

196

212

Прибыль в газотранспорте

35

45

53

72

51

21

25

29

40

29

Внутренний рынок

Продажи на внутреннем рынке, млрд. м3

390

366

361

358

376

Цена/Выручка приобретения на внутреннем рынке

315

350

443

558

703

123

128

160

200

264

Цена/Выпучка от реализации горгазам и ЭС (с акц., без НДС)

262

290

371

472

586

102

106

134

169

220

Акциз от продаж внутри РФ

79

44

56

71

88

31

16

20

25

33

Цена/Выручка (без акц. и НДС)

183

247

315

401

498

72

90

114

144

187

Внешний рынок

Реализовано на экспорт, млрд. м3

201

197

194

192

186

Цена (ср.год.)/Выручка от экспорта

486

1360

2545

2882

2817

98

268

494

553

524

Цена (ср.год.)/Выручка от экспорта $

84

55

90

99

90

17

11

18

19

17

Цена (ср. год.)/Выручка без транзита за пределами РФ

283

624

1703

1885

2067

57

123

330

362

384

Цена (ср. год.)/Выручка без транзита за пределами РФ, $

49

25

61

65

66

10

5

12

12

12

Экспортная пошлина

0

31

85

91

105

0

6

16

17

20

Экспортная пошлина, $

0

1

3

3

3

0

0

1

1

1

Цена/Выручка на границе (без акц. и НДС)

183

245

316

401

498

37

48

61

77

93

Цена/Выручка на границе (без акц. и НДС), $

32

10

11

14

16

6

2

2

3

3

Акциз

85

152

409

448

483

17

30

79

86

90

Акциз, $

15

6

15

15

15

3

1

3

3

3

Экспортный доход

15

196

893

945

950

3

39

173

181

177

Экспортный доход, $

3

8

32

32

30

1

2

6

6

6

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Принципы налогообложения, стимулирующие независимых производителей газа отключены

Комментарии закрыты