Долгосрочные контракты на поставку газа на внутреннем рынке РФ. Вопросы государственного регулирования, нормативно-правовой базы газовой отрасли и ее технологической инфраструктуры.

24.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 21.04.05
ERTA Group

1. Нормативно-правовая база

1.1.Гражданский кодекс РФ:

Не дифференцирует договоры по срокам, но в то же время устанавливает общие правила в отношении всех договоров, а также конкретные виды договоров.

В абзаце 2 п. 5 «Правил поставки газа» указано, что договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Возможным направлением исследования может быть анализ норм, посвященных договору поставки газа, содержащихся в ГК и сравнение и соотнесение их с нормами, содержащимися в «Правилах поставки…», поскольку согласно пп. 4.5. ст. 3 Гражданского кодекса РФ в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

Таким образом, нормы, содержащиеся в Правилах поставки не должны противоречить нормам, содержащимся в Гражданском кодексе РФ, кроме того, отношения, не урегулированные Правилами поставки подлежат субсидиарному урегулированию параграфом 3 ГК.

Еще можно добавить, что согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Таким образом, если имеются газа, регулирующие в том числе правила, обязательные для сторон при заключении и договора поставки газа, данный договор признается государством публичным, поскольку в отношении не публичных договоров, утверждение Правительством РФ каких-либо правил Гражданским кодексом не допускается.

Параграф 6 главы 30«Энергоснабжение»:

Энергоснабжение отграничивается от поставки посредством цели.

Так целью поставки является использование в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, если газ используется для производства продукции, должна применяться конструкция поставочного договора, если же газ используется для коммунальных нужд, а в самом производстве не используется, то применяется модель энергоснабжения.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 548 к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 — 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

1.2. Федеральный закон от 31.03. 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»:

Статья 18. Правовые основы поставок газа

Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для:

§ государственных нужд;

§ коммунально-бытовых и социальных нужд граждан;

§ покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.

Для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд, установленным законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Правовые основы взаимодействия систем газоснабжения и систем электроснабжения

В целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе:

организации — собственники указанных систем разрабатывают согласованные балансы потребления газа, электрической и тепловой энергии, обеспечивающие их эффективное функционирование;

организация — собственник системы газоснабжения и организация — собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

Отсутствие механизма реализации данной нормы, по сути она не работает.

Нет определения организации-собственника системы электроснабжения, поскольку закон «Об электроэнергетике» построен по иному принципу нежели Закон «О газоснабжении», кроме того, по результатам проведенной реформы электроэнергетики, сбыт отделен от генерации, таким образом, электростанция не является собственником сетей.

Кроме того, буквальное прочтение последнего абзаца данной статьи Закона показывает, что долгосрочность договора декларируется применительно к одновременным обязательствам сторон в рамках единого договора, то есть организация газоснабжения предоставляет газ, а организация электроснабжения электричество.

Внести уточняющие изменения в норму Закона «О газоснабжении», с приведением терминологии относительно организаций электроэнергетики в соответствие с Законом «Об электроэнергетике».

Несоответствие долгосрочности у газовиков (свыше пяти лет — в «Правилах доступа…») и энергетиков (3 года — абз. 5 ст. 6 ФЗ от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике».

1.3. Правила поставки

III. Порядок заключения договоров

4. Для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения.

Указанные документы являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок.

Расходы, связанные с подключением объектов поставщика и покупателя газа к газотранспортной системе, производятся за их счет.

Договорные объемы поставки газа не должны превышать объемы, указанные в разрешении на использование газа.

Разрешение на использование газа теряет силу, если покупатель не подготовился к приему газа в течение 5 лет после указанного в нем срока.

5. Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае установления отдельным покупателям минимального объема потребления ими газа в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком в договоре по требованию такого покупателя должен быть определен объем поставки газа не менее этого минимального уровня.

6. Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют покупатели газа для государственных нужд, для коммунально — бытовых нужд и населения, а также покупатели, заключившие договоры на поставку газа ранее, — на пролонгацию этих договоров.

9. о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа.

Внутренний регламент Газпрома о порядке представления и ее форма

Смущают слова «как правило», неприменимые в тексте нормативно-правового акта, поскольку свидетельствуют о некой необязательности и неоднозначности.

10. Предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной или газораспределительной организацией поставщику (покупателю) одновременно с разрешением на доступ к газотранспортной системе, выданным в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

11. Согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.

При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации).

В случае если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда.

IV. Условия, сроки и порядок исполнения договоров

12. Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.

Помимо ежегодно утверждаемых тарифов проблема с фактическим отсутствием долгосрочных контрактов на поставку газа состоит в том, что согласно правилам поставки в качестве дополнительного существенного условия предусматривается указание количества поставляемого газа.

В соответствии с пунктом 6 Правил поставки газа преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют 3 категории покупателей:

покупатели газа для государственных нужд,

для коммунально-бытовых нужд и населения,

а также покупатели, заключившие договоры на поставку газа ранее (льготные потребители).

Мнение ОАО «Газпром», изложенное в записке Ларина:

Для определения возможного количества предполагаемого к поставке газа необходимо точно определить объемы газа, которые будут поставляться для льготных потребителей, чтобы решить вопрос о наличии свободных мощностей и соответственно газа. Однако, порядок определения с достоверной точностью наличия свободных мощностей в газотранспортных системах ОАО «Газпром» и региональных газотранспортных и распределительных системах после удовлетворения нужд потребителей услуг по транспортировке газа, имеющих преимущественное право на их получение не установлен.

Одной из причин отсутствия в настоящее время такого порядка является разный подход к газоснабжению населения и юридических лиц. Юридические лица получают газ в объемах, установленных договором поставки газа, и не имеют права отбирать газ в большем объеме (пункт 12 Правил поставки газа), а имеет право отбирать газ для бытового потребления в необходимом ему количестве (пункт 3 статьи 541 ГК РФ). Поэтому определить заранее, сколько газа потребит население зимой, практически невозможно, так как невозможно с достоверностью утверждать, будет предстоящая зима теплой или холодной и до какой отметки опустится столбик термометра.

Кроме того, ежегодно осуществляется новых городов и поселков, население которых также имеет преимущественное право на получение газа в требуемых ему объемах, причем отсутствие у поставщика дополнительных объемов газа не является основанием для уменьшения объемов поставки газа льготным потребителям. Следовательно, в условиях падающей добычи газа ряду потребителей, не являющихся льготными, должно быть отказано в поставке (и транспортировке) газа, либо уменьшен объем потребления, либо, в самом лучшем случае, отказано в увеличении поставки газа, что, в свою очередь, не позволит им увеличить производство продукции. При очевидной логике таких действий арбитражные суды, ссылаясь на монопольное положение поставщика газа, обязывают его заключать договор поставки с потребителем на объемы не ниже прошлогодних.

Следует отметить, что по опубликованным данным (Ведомости, 26.05.2003) загрузка мощностей газотранспортной системы ОАО «Газпром» в ближайшие годы будет расти и уже к 2006 году достигнет предела.

1.4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Открытого акционерного общества «Газпром»:

В данном Постановлении продифференцированы договоры поставки по срокам, но следует обратить внимание, что Постановление определяет условия и порядок доступа независимых организаций на территории Российской Федерации к газотранспортной системе ОАО «Газпром» для снабжения газом потребителей Российской Федерации, а следовательно, и сроки указываются в отношении договоров поставки газа, заключаемых независимыми производителями газа с покупателями.

Таким образом, в отношении договоров поставки газа указанные ниже сроки могут применяться только в качестве аналогии:

«краткосрочный контракт» — договор, заключенный на срок не более 1 года;

«среднесрочный контракт» — договор, заключенный на срок более 1 года, но не более 5 лет;

«долгосрочный контракт» — договор, заключенный на срок более 5 лет;

2. Полномочия регулирующих органов

2.1. Федеральный закон от 7 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях»

Статья 8. Обязанности субъектов естественных монополий

1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

проекты планов капитальных вложений.

3. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Полномочия антимонопольного органа: направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;

«Положение о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях федерального закона «О естественных монополиях», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 257

Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 15. Последствия нарушений настоящего Федерального закона

§ заключить договор с потребителем, подлежащим обязательному обслуживанию;

§ внести изменения в договор с потребителем;

§ возместить причиненные убытки.

3. В случае неисполнения субъектом естественной монополии предписания о заключении договора или о внесении изменений в заключенный договор орган регулирования естественной монополии вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор или о внесении изменений в заключенный договор.

Таким образом, в настоящее время процедура понуждения заключить договор может быть реализована опосредовано через антимонопольный орган.

Недостатком является то, что антимонопольный орган «вправе», а не обязан предъявлять иск в суд о понуждении, то есть в данном случае речь идет об усмотрении.

Урегулировать административную процедуру обжалования действий субъекта естественной монополии, отказывающегося заключить договор.

Проблема в том, что норма закона есть, а реализующих ее положений подзаконных актов нет, таким актом могло бы быть постановление Правительства «О порядке доступа всех потребителей к услугам естественных монополий» в целом или хотя бы только в отношении Газпрома.

3. Судебная практика

3.1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 3 марта 2003 г. N ГКПИ02-1444

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия в области газоснабжения, утверждает правила поставок газа в Российской Федерации.

Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации в пункте 2 статьи 548 устанавливает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 — 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о газоснабжении в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации издало нормативный правовой акт, определяющий отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, по поставке газа через присоединенную сеть.

Предусмотренное пунктом 15 Правил право поставщика проводить принудительное ограничение поставки газа при перерасходе его покупателем до установленной суточной нормы поставки газа не может рассматриваться как нарушение требований статьи 546 Гражданского кодекса РФ.

Данной нормой права установлены основания изменения и расторжения договора энергоснабжения, тогда как к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами.

Правилами поставки газа установлено иное.

Правила поставки газа в Российской Федерации регулируют отношения в сферах естественных монополий.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, не противоречат федеральному законодательству и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, жалоба ЗАО «КТЭК» не подлежит удовлетворению.

3.2. Не включенное в официальный обзор решение

Е.А. МИЩЕНКО, Арбитражный и гражданский процесс № 4, 2003 г.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ДОГОВОРОВ

На практике возникают вопросы, на ком лежит обязанность доказать отсутствие или наличие возможности заключить публичный договор. В связи с этим Постановлением от 01.07.96 N 6/8 Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было дано разъяснение, согласно которому «бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию».

Если коммерческая организация не докажет, что у нее действительно отсутствуют возможности для заключения договора, то по решению суда такой договор может быть заключен в принудительном порядке. Кроме того, по требованию стороны, чье право нарушено, суд может возложить на должника обязанность возместить все убытки, причиненные уклонением от заключения договора.

В качестве примера рассмотрения подобных споров можно привести следующее арбитражное дело, отраженное в подготовленном Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации Проекте Обзора судебной практики разрешения споров, возникших при заключении договоров на поставку газа.

Покупатель газа обратился в арбитражный суд с иском о рассмотрении разногласий по объему поставки, сославшись на то, что предложенный поставщиком объем поставки газа не обеспечит его возросшие производственные потребности. Кроме того, этот объем меньше ранее согласованного сторонами и поставленного в том же периоде предыдущего года.

В обоснование своих доводов истцом представлены расчеты потребности газа и доказательства необходимости исполнения им обязательств по поставке тепловой и электрической энергии для коммунально-бытовых и социальных нужд граждан и государственных нужд.

Поставщик в свою очередь пояснил, что считает возможным, исходя из содержания ст. 426 ГК, отказаться от заключения публичного договора в силу отсутствия у него возможности передать потребителю соответствующие товары в необходимом количестве. В подтверждение этого поставщик представил доказательства невозможности поставки затребованного покупателем объема газа в связи с сокращением его добычи.

Арбитражный суд возражения поставщика в части отказа от заключения публичного договора не принял во внимание, т.к. безотносительно объемов поставки поставщик может поставить газ. При решении же спорного вопроса об объеме подлежащего поставке газа арбитражный суд оценил представленные сторонами доказательства: поставщиком — о сокращении добычи газа, покупателем — о расширении производства для обеспечения его потребителей тепловой и электрической энергией, а также фактически поставленное поставщиком в истекшем периоде количество газа и количество газа, поставленное поставщиком в предыдущем году. Исходя из этого, арбитражный суд вынес решение о поставке газа по объему больше, чем предлагал поставщик, но меньше, чем просил покупатель <*>.

4. Аналогия смежных отраслей

4.1. Федеральный закон от 8 января 1998 года N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

Если договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе;

Срок договора финансовой аренды определяется по усмотрению сторон в соответствии с правилами ст. 610 ГК. В зависимости от сроков, на которые передается в пользование предмет лизинга, лизинг подразделяется на долгосрочный (от трех лет и более), среднесрочный (от полутора до трех лет) и краткосрочный (до полутора лет) (п. 2 ст. 7 Федерального закона «О лизинге»).

4.2. Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»:

Статья 11. Долгосрочные договоры поставки угля (горючих сланцев) и продукции его переработки

1. В целях обеспечения стабильности функционирования организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) потребители угля (горючих сланцев) заключают с указанными организациями долгосрочные договоры поставки угля (горючих сланцев) и (или) продукции его переработки в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Типовые условия долгосрочных договоров поставки угля (горючих сланцев) и (или) продукции его переработки определяются Правительством Российской Федерации.

3. Порядок заключения и согласования условий договоров поставки угля (горючих сланцев) и продукции его переработки для государственных нужд определяются соответствующим федеральным законом.

5. Теоретический аспект: отличие долгосрочного договора от краткосрочного (применительно к купле-продаже, разновидностью которой является поставка):

Долгосрочные договоры поставки обладают более мощным регулятивным потенциалом чем разовые сделки. Это более мощный инструмент с более широким спектром регулятивных возможностей, чем разовые и краткосрочные договоры.

В долгосрочных договорах могут предусматриваться обязанности долговременного характера, требующих инвестиций и т. д.

В долгосрочном договоре юридически решаются задачи долгосрочного характера, что абсолютно невозможно при краткосрочных отношениях.

Отличия краткосрочных и долгосрочных договоров вовсе не в сроке, а в том, что долгосрочный договор позволяет предусматривать обязанности, которые в краткосрочном договоре выполнить невозможно.

Сама конструкция договора поставки, то есть договора на товарно-материальное снабжение рассчитана на долгосрочные отношения, повторяющиеся с определенной периодичностью.

5. Выводы:

5.1. Существующие проблемы, в том числе пробелы нормативно-правового регулирования

Отсутствие четкого понятия долгосрочного контракта

Не работающая статья 29 Закона «О газоснабжении» о взаимодействие на основе долгосрочных контрактов энергетиков и газовиков.

Отсутствие Положения о доступе потребителей на рынок услуг Газпрома, доступ в настоящее время урегулирован только в отношении независимых производителей.

Отсутствие четко прописанного статуса «публичности» договора на поставку газа

Закрытость преддоговорной работы.

Закрытость информации, позволяющей реально определить возможности поставки газа в требуемых объемах:

Наличие льготных потребителей, поставка всем остальным осуществляется по остаточному принципу — декларируемая Газпромом невозможность подсчитать сколько в среднем по объему потребляемого газа уходит на льготных потребителей, и как следствие невозможность прогнозирования долгосрочных поставок, в связи с тем, что Правила содержат норму об обязательном указании в договоре количества поставляемого газа, которое и не может быть спрогнозировано Газпромом на долгосрочную перспективу.

Социальные обязательства Газпрома по обязательным преимущественным поставкам льготным потребителям и декларируемая невозможность точного определения сколько может потребить население и как следствие объемы поставок прочим потребителям.

Ежегодное утверждение тарифов, к которым привязывается годовой срок договора поставки. Данное обстоятельство не выдерживает критики, поскольку цена не является существенным условием данного вида договора, а если бы и являлась, то никто не мешает внести условие об определенной периодичности пересмотра цены и зависимости от пересмотра действующих тарифов, либо просто отсылке к действующим на конкретный период тарифам.

Необходимость аккумулирования информации о спросе на внутреннем рынке со стороны нельготных промышленных потребителей, поскольку должен определять предложение, а не предложение диктовать спрос.

Ежегодно составляемый должен основываться, в том числе на потребностях промышленных потребителей, а не снабжать их по остаточному принципу.

Долгосрочность это не самоцель, ведь главная задача состоит в долгосрочном согласовании объемов поставляемого газа. И даже, если гипотетически предположить, что рамочный долгосрочный договор все-таки будет заключен, то главной проблемы — гарантированных объемов на долгосрочную перспективу он не решит, вследствие нерешенности вышеуказанных проблем, в том числе со льготными потребителями.

Необходимость инвестирования также решается только на уровне гарантированных долгосрочных поставок.

5.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы:

Выработать согласованный понятийный аппарат на базе Закона «О газоснабжении» и «О электроэнергетике»: в частности, назвать договоры не «долгосрочные», а «среднесрочные», поскольку обсуждаемые энергетиками сроки от 3 до 5 лет аналогичны среднесрочным контрактам у газовиков. Само понятие будет менее травмирующим, а также достаточно логичным и плавным переходом от краткосрочных не сразу к долгосрочным, а сначала к среднесрочным.

Проработка механизма реализации нормы статьи 29 Закона «О газоснабжении» о взаимодействии систем газо-электро-тепло снабжения:

  • утверждение согласованных балансов потребления электроэнергии и газа
  • унификация понятийного аппарата;
  • унификация сроков (понятия долгосрочности);
  • разработка собственно формы долгосрочного контракта (с решением вопроса о его субъектном составе).

Подготовка проекта Постановления Правительства РФ «О доступе потребителей», где подробно прописать регламент преддоговорной работы: по максимуму вывести из внутренних регламентов Газпрома в нормативное поле, в том числе установление обязательности опубликования форм договоров с потребителями (в том числе путем размещения на сайте).

Урегулировать административную процедуру обжалования действий субъекта естественной монополии, отказывающегося заключить договор.

Прямо зафиксировать как минимум на уровне постановления Правительства договора поставки газа. Это даст возможность судебного обязания заключить договор, а также в судебном порядке согласовывать его условия, в том числе доказывать необходимость долгосрочности.

Утвердить по аналогии с угольной промышленностью типовые формы долгосрочных контрактов на уровне Правительства РФ.

Создать Комиссию при по рассмотрению жалоб потребителей услуг естественных монополий, в том числе, покупателей газа, а не только независимых производителей.

Заключать рамочные долгосрочные договоры, конкретизирующиеся конкретными ежегодно заключаемыми договорами.

Экспортные поставки осуществляются на основе долгосрочных контрактов, которые легко прогнозировать: возможно экстраполировать опыт по экспортным поставкам на внутренний рынок, хотя бы только для энергетиков как особых субъектов-потребителей газа.

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Долгосрочные контракты на поставку газа на внутреннем рынке РФ. Вопросы государственного регулирования, нормативно-правовой базы газовой отрасли и ее технологической инфраструктуры. отключены

Комментарии закрыты