Инвестиционные программы и финансовые планы ОАО «Газпром»

27.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 17.11.05
ERTA Group

1. Анализ нормативной макроэкономической и отраслевой нормативной базы

Долгосрочная и среднесрочная стратегии отрасли

1. Долгосрочные ориентиры развития отрасли установлены «Энергетической стратегией России на период до 2020 года» (далее — «Энергетическая стратегия РФ»). Документ предусматривает рост добычи природного газа ОАО «Газпром» при благоприятных условиях как на европейской части территории России, так и в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (до 590 млрд. к 2020 г).

2. Расчеты авторов «Энергетической стратегии РФ» показывают, что обеспечение необходимого роста инвестиций требует повышения цен на газ до 40 — 41 доллара США за 1000 куб. м к 2006 году и до 59 — 64 долларов США за 1000 куб. м в 2010 году (без НДС, оплаты транспортировки газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг).

3. Согласно «Энергетической стратегии РФ» реформирование внутреннего рынка газа в сфере цен и тарифов предусматривает: поэтапное повышение цен на газ на внутреннем рынке, переход от регулирования оптовой цены на газ к установлению единого для всех производителей газа тарифа за его транспортировку, защиту социально чувствительных категорий потребителей от резких колебаний цен на газ.

4. Согласно одобренному Правительством РФ Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2006-2008 годы, в 2006 году темпы роста добычи газа прогнозируются на уровне 102,2-102,7% к 2004 году, в 2008 году — 105,5-106,5% к 2004 году. газа увеличится с 203 млрд. куб. м в 2005 году до 250-256 млрд. куб. м в 2008 году. Параметры повышения регулируемых оптовых цен на газ установлены в среднем на 2006 год в размере 11%, на 2007 год — 8%, на 2008 год — 7 процентов.

5. ОАО «Газпром» до конца 2005 года планирует завершить разработку Генеральной схемы развития газовой отрасли России до 2030 года. После завершения разработки Генеральную схему планируется вынести на утверждение Правительства РФ.

6. В 2004-2005 гг. Минпромэнерго России совместно с ОАО «Газпром» осуществляло доработку Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Программа планируется к утверждению в конце 2005 года.

7. Минэкономики РФ до конца 2005 года планирует подготовить проект постановления Правительства по развитию рынка газа в России, предусматривающий его поэтапную либерализацию.

Ключевые проблемы развития отрасли и шаги, предпринимаемые по их решению

8. Согласно «Энергетической стратегии РФ» одной из проблем ОАО «Газпром» является поддержание добычи на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки, а также принятия дополнительных мер по использованию остающегося на них низконапорного газа.

9. Стратегическим приоритетным регионом добычи газа на долгосрочную перспективу являются полуостров Ямал и акватории северных морей России. Освоение месторождений этого региона требует значительных объемов инвестиций в связи с удаленностью от существующей системы магистральных газопроводов, необходимостью решения ряда сложнейших задач в области сооружения скважин и газопромысловых объектов в зоне многолетне-мерзлых грунтов.

10. Из общего количества запасов разрабатываемых месторождений более 2,6 трлн. куб. м относятся к глубокозалегающим горизонтам. Для вовлечения их в разработку потребуется перевооружение отрасли с привлечением значительных инвестиций.

11. Согласно финансовой отчетности ОАО «Газпром» износ трубопроводов ОАО «Газпром» в 2004 году составил 57%, средний возраст трубопроводов составляет 24 года. При этом четверть трубопроводов полностью отслужили свой срок.

12. Для решения указанных проблем ОАО «Газпром» проводит второй этап внутренней структурной реформы, внедряет проектные принципы финансирования инвестиционных проектов, готовит к запуску электронную площадку для реализации газа по свободным ценам.

Нормативные документы, определяющие принципы государственного регулирования компании.

13. Статья 424 Гражданского кодекса РФ предусматривает использование государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) в предусмотренных законом случаях.

14. Статья 4 Закона «О естественных монополиях» определяет транспортировку газа по трубопроводам к сфере деятельности субъектов естественных монополий. На основе этого государственное тарифов на такие услуги относится к полномочиям государственного органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.

15. Статья 6 Закона «О естественных монополиях» допускает, что органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования:

· ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

· определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

16. Закон «О газоснабжении в РФ» фиксирует, что Правительство РФ устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке. Кроме того, Законом предусмотрено, что по решению Правительства РФ регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций

17. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций — собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.

18. Конкретизация положений Закона «О газоснабжении» осуществлена в «Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.00 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ».

19. «Основные положения» вводят понятие «утвержденная в установленном порядке плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (газоснабжающими организациями), взимаемая сверх регулируемой оптовой цены на газ». В соответствии с «Основными положениями», регулирование оптовых цен на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги не распространяется на независимых поставщиков газа.

20. Таким образом, цена на газ, поставляемый ОАО «Газпром», для конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

21. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239, в газовой отрасли регулированию подлежат следующие цены ():

· цены на природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме газа независимых производителей);

· цены на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки;

· цены на сжиженный газ для бытовых нужд.

22. Регулирование розничных цен на природный газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ России по согласованию с Минэкономразвития России, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.

23. В планах законотворческой деятельности находится рассмотрение и принятие следующих законов, принятие которых может изменить принципы государственного регулирования в газовой отрасли:

· Закон «О магистральном трубопроводном транспорте»

· Закон «О федеральных энергетических системах»

· Изменения в закон «О конкуренции»

Документы, определяющие стратегию развития компании, а также регламентирующие процедуры снижения издержек в компании.

24. В 2005 году Правление ОАО «Газпром» одобрило перечень стратегических показателей развития ОАО «Газпром», утверждаемых Советом директоров ОАО «Газпром». В 2005 году в ОАО «Газпром» разработаны «Основные положения процесса планирования в ОАО «Газпром» с использованием целевых показателей».

В 2006 году в ОАО «Газпром» планируется разработать и утвердить «Порядок планирования с использованием стратегических целевых показателей»

25. В 2004 году Совет директоров ОАО «Газпром» одобрил «Основные принципы формирования программы оптимизации (сокращения) затрат в ОАО «Газпром». В 2005 году Совет директоров ОАО «Газпром» одобрил «Концепцию управления затратами ОАО «Газпром».

26. В 2006 году планируется осуществить внедрение Комплексной системы управления затратами, включающую процедуры планирования затрат, нормативы потребления ресурсов и технологических потерь, механизмы управления закупками, систему мотивации персонала и методологию отражения затрат в отчетности.

27. В 2005 году Совет директоров ОАО «Газпром» одобрил «Финансовую модель развития ОАО «Газпром» на период до 2015 года». Представленная на рассмотрение финансовая модель развития ОАО «Газпром» основывается на наборе основных предположений и допущений, таких как объемы добычи газа, объемы экспорта и внутреннего потребления газа, цены на газ, а также объемы капитальных вложений.

2. Особенности экономического механизма ОАО «Газпром»

Виды товаров и услуг, регулируемые государством

28. В соответствии с п.4 «Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года № 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:

а) на газ;

б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;

в) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;

г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;

д) размер платы за снабженческо — сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ);

е) розничные цены на газ, реализуемый населению.

29. Из приведенного выше перечня непосредственно к ОАО «Газпром» относятся только пункты а) и б), т.е.регулируемые оптовые цены на газ, реализуемый внутри РФ, и тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций. Общий уровень повышения уровня оптовой цены на газ определяется Правительством Российской Федерации при принятии трехлетнего Прогноза социально-экономического развития РФ (см. п 4 настоящего Отчета), но может корректироваться на основе обращений ОАО «Газпром». Оптовые цены на газ (разбивка по регионам Российской Федерации) и тарифы на его транспортировку устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ) обычно один раз в год, однако по просьбе ОАО «Газпром» они могут пересматриваться чаще.

30. Плата за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) взимается дочерней организацией ОАО «Газпром» — ОАО «». Размер этой платы устанавливается региональными энергетическими комиссиями для каждого субъекта РФ.

31. Через свою дочернюю структуру ОАО «Газпромрегионгаз» ОАО «Газпром» владеет долями во многих региональных газораспределительных организациях (ГРО), которые оказывают услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, тарифы на которые устанавливаются ФСТ России по согласованию с региональными энергетическими комиссиями.

32. Одним из попутных товаров, производимых на предприятиях ОАО «Газпром» и его дочерней структуры — АК «Сибур» являются сжиженные углеводородные газы (СУГ). Часть производимых СУГ ОАО «Газпром» и АК «Сибур» поставляют на ГРО для реализации населению. В соответствии с Постановлением Правительства от 15 апреля 1995 года № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд устанавливаются ФСТ.

33. ОАО «Газпром» является монополистом по предоставлению услуг по хранению газа в подземных хранилищах (). Хотя этот вид деятельности не относится к видам деятельности непосредственно регулируемым государством, цены на услуги по хранению газа подлежат государственному контролю с точки зрения антимонопольного законодательства.

34. Из всего приведенного выше перечня производимых ОАО «Газпром» и его дочерними организациями товаров и оказываемых услуг, цены и тарифы на которые регулируются государством, существенное значение для экономики холдинга ОАО «Газпром» имеют только реализация газа на территории РФ и услуга по транспортировке газа для независимых производителей. Поэтому в дальнейшем анализе ограничимся рассмотрением только этих двух видов деятельности.

Ключевые факторы, влияющие на изменение регулируемых государством цен на продукцию и тарифов.

35. В соответствии с разделом 4 «Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года № 1021 цены и тарифы устанавливаются исходя из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат как текущего, так и капитального характера. Следовательно, основными факторами, влияющим на изменение цен и тарифов являются рост затрат (ожидаемая инфляция) и величина необходимых капитальных вложений.

36. На величину, как текущих, так и капитальных затрат ОАО «Газпром» наибольшее влияние оказывает рост цен в следующих отраслях:

· производство промышленной продукции;

· строительство;

· машиностроение;

· черная металлургия.

37. Величины необходимых затрат капитального характера определяются необходимостью поддержания уровней объемов добычи и транспортировки газа.

38. Для поддержания уровня добычи газа в условиях падения добычи на большинстве старых месторождений необходимо вкладывать значительные средства в освоение новых месторождений, находящихся в сложных горно-геологических и экономико-географических условиях.

39. Высокая степень износа газотранспортной системы и недостаточная пропускная способность газопроводов по ряду направлений требует значительных вложений в газотранспортную систему.

40. Из других факторов, влияющих на цены и тарифы, хотя и в меньшей степени, отметим следующие:

· ставки налогов;

· расходы на оплату труда в соответствии с Коллективным договором;

· уровни перекрестного субсидирования (внутреннего рынка за счет поставок газа на экспорт, населения за счет промышленных потребителей, потребителей удаленных от мест добычи за счет наименее удаленных);

· расходы на обслуживание долгов;

· бухгалтерская учетная политика ОАО «Газпром», в частности величины переоценки основных фондов.

Доля регулируемых доходов в общих доходах компании

41. В таблице № 1 показаны доли доходов от регулируемых видов деятельности за 2003 — 2006 годы, рассчитанные по данным платежного баланса ОАО «Газпром». Данные за 2005 год представляют собой прогноз ОАО «Газпром» на конец года по данным за три квартала. Данные 2006 года — план ОАО «Газпром».

Таблица № 1

2003

2004

2005

2006

Реализация газа на внутреннем рынке

24,8%

27,3%

24,2%

32,1%

Транспорт газа

2,9%

3,6%

3,2%

6,1%

Всего доходов по регулируемым видам деятельности

27,7%

30,9%

27,3%

38,2%

42. В таблице № 2 показаны доли доходов от регулируемых видов деятельности за 2003 и 2004 годы, рассчитанные по данным сводной финансовой отчетности ОАО «Газпром», в которой доходы приведены за вычетом НДС, акцизов и т.п.

Таблица № 2

2003

2004

Реализация газа на внутреннем рынке

22,3%

24,8%

Транспорт газа

3,4%

3,0%

Всего доходов по регулируемым видам деятельности

25,7%

27,8%

43. Как видно из таблиц, в 2003-2005 годах доля регулируемых доходов ОАО «Газпром» колебалась в пределах 25-30%. Это связано с тем, что основная доля доходов ОАО «Газпром» поступает от нерегулируемого вида деятельности — поставок газа на экспорт. При этом, необходимо отметить, что в плане на 2006 год заложено значительное увеличение доли доходов от регулируемых видов деятельности.

3. Анализ текущих расходов естественных монополий по регулируемым видам деятельности.

Структура затрат укрупнено по видам товаров и услуг, регулируемым государством

44. В таблицах № 3-4, представлены, соответственно, динамики изменения структуры текущих затрат на добычу и транспортировку газа.

Таблица № 3. Динамика структуры затрат на добычу газа.

  2003 2004 2005 2006
Материальные затраты 6,6% 4,2% 3,7% 1,0%
Оплата труда 21,1% 13,3% 12,9% 10,9%
Амортизация и арендная плата 27,4% 19,2% 26,9% 23,0%
Налоги 21,3% 45,8% 49,4% 53,1%
Прочие расходы 23,7% 17,5% 15,9% 13,0%

Таблица № 4. Динамика структуры затрат на транспортировку газа.

  2003 2004 2005 2006
Материальные затраты 20,5% 20,9% 18,9% 17,6%
Оплата труда с отчислениями 12,8% 13,9% 11,7% 12,1%
Амортизация и арендная плата 35,5% 31,8% 42,4% 40,6%
Капитальный ремонт 20,6% 21,7% 17,4% 15,9%
Прочие расходы 10,7% 11,7% 9,7% 13,8%

45. Отметим, что в 2004 году адвалорная ставка налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) в размере 16,5% была заменена на специфическую ставку в размере 107 рублей за 1000 м3. Это привело к значительному увеличению доли НДПИ в структуре текущих затрат в добыче газа.

46. По состоянию на 1 января 2005 года ОАО «Газпром» произвел переоценку основных средств с повышающим коэффициентом 1,72, что, соответственно, привело к значительному увеличению доли амортизационных отчислений в структуре текущих затрат. Особенно заметно это проявилось в структуре затрат на транспортировку газа.

47. Среди прочих факторов, влиявших на изменение текущих расходов ОАО «Газпром», следует отметить:

· рост затрат на капитальный ремонт (2003, 2004 г.г.), в 2004 г. связанный в первую очередь с ростом цен на металл;

· абсолютное увеличение материальных затрат в связи с увеличением внутренних цен ОАО «Газпром» на технологический газ (2003 — 2005 г.г.) и увеличением в структуре товаротранспортной работы газотранспортных организаций, с более высокими удельными расходами газа на ;

· изменение внутрихолдинговых цен;

· рост затрат на оплату труда, связанный с приведением условий оплаты труда в соответствие с Коллективным договором (2003, 2004, 2006 г.г.).

48. Необходимо также отметить:

· падение доли материальных затрат в структуре затрат как на добычу, так и на транспортировку газа;

· значительную и постоянно увеличивающуюся долю НДПИ в структуре текущих затрат на добычу газа;

· значительную долю амортизационных отчислений, особенно в структуре затрат на транспортировку газа.

Оценка возможности сокращения тарифной выручки в части текущей составляющей

49. По данным бухгалтерской отчетности общий рост затрат по ОАО «Газпром» в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составил 27% — 152,1 млрд. руб. Среди причин увеличения затрат можно выделить несколько объективных причин.

50. В первую очередь, это рост объемов производста и продаж. В 2003-04 гг. добыча газа выросла на 4,4%, поставки газа всем группам — на 7,9%. Ощутимо увеличились объемы переработки.

51. Среди других объективных факторов можно выделить увеличивающуюся налоговую нагрузку. В 2005 г. рост суммы налогов в себестоимости добываемого газа составил 4,7 раза от уровня 2003 г., в основном за счет уплаты НДПИ. В общей величине роста издержек доля увеличения суммы налогов составляет 68%.

52. Свой вклад в рост затрат вносит истощение базовых месторождений ОАО «Газпром» (Уренгойского, Ямбургского, Меджвежьего) и проведение комплекса мер, направленных на подержание падающей добычи газа, в частности, строительство ДКС, применение новых технологий и оборудования.

53. Среди прочих объективных причин роста затрат необходимо отметить тенденцию нарастания добычи газа в новых отдаленных регионах с трудно извлекаемыми запасами и снижение производительности и эффективности использования производственных мощностей в связи с их старением, что вызывает рост затрат на ремонт и техническое обслуживание.

54. По степени влияния менеджмента на затраты, можно выделить управляемые и неуправляемые затраты. Неуправляемые затраты — налоги, амортизация, арендная плата и др. составляют свыше 60% всех затрат в добыче и около 40% затрат в транспортировке газа. Кроме того, затраты, связанные с технологическими особенностями газовой промышленности и ростом численности персонала, необходимого для ввода новых производственных мощностей, составляющие около 10% являются слабоуправляемыми. В результате, по данным ОАО «Газпром» управляемые затраты составляют около 30% затрат в добыче и 50% затрат в транспортировке газа.

55. Под задачи выявления дополнительных резервов снижения затрат в ОАО «Газпром» реализуется система мероприятий, разрабатываемых дочерними обществами и структурными подразделениями ОАО «Газпром» была разработана «Программа оптимизации (сокращения) затрат. Программа охватывает операционную, финансовую и инвестиционную деятельность ОАО «Газпром».

56. В 2004 г. реализация программы по оптимизации затрат позволила получить эффект в размере 30,2 млрд. руб., в т.ч. за счет:

· операционной деятельности — 20,1 млрд. руб.;

· инвестиционной деятельности — 10,1 млрд. руб.

57. Из общей суммы сокращения текущих затрат на газотранспортные и газодобывающие дочерние общества приходится 7,2 млрд. руб., в т.ч. в добыче — 1,9 млрд. руб., в транспортировке — 4,9 млрд. руб., в переработке — 0,4 млрд. руб.; администрацию ОАО «Газпром» — 5,6 млрд. руб.

58. На 2005 г. были запланированы мероприятия по сокращению 13,8 млрд. руб. затрат, в т.ч. по:

· операционной деятельности — 7,3 млрд. руб.;

· инвестиционной деятельности — 6,5 млрд. руб.

59. По итогам I полугодия 2005 г. получен эффект по снижению затрат в сумме 6,6 млрд. руб., в т.ч. по:

· операционной деятельности — 3,9 млрд. руб.;

· инвестиционной деятельности — 2,7 млрд. руб.

60. Из общей суммы сокращения затрат на газотранспортные и газодобывающие дочерние компании приходится 1,8 млрд. руб., в т.ч. в добыче — 0,28 млрд. руб., транспортировке — 1,05 млрд. руб., переработке — 0,06 млрд. руб., ПХГ — 0,04 млрд. руб., администрацию ОАО «Газпром» — 1,9 млрд. руб.

61. По данным ОАО «Газпром» опыт выполения программы оптимизации затрат свидетельствует, что резервы по сокращению затрат в значительной мере исчерпаны. В связи с этим руководство ОАО «Газпром» приняло решение перейти от выполнения отдельных мероприятий по сокращению затрат к управлению затратами на системной основе. В этих целях была разработана и одобрена Концепция управления затратами ОАО «Газпром», в соответствии с которой в настоящее время реализуются мероприятия по разработке систем показателей, норм и нормативов, мотивации, классификации и кодирования и управленческого учета. Поэтому преждевременно говорить о том, что в ОАО «Газпром» налажена эффективная система управления затрат в разрезе производств, продаж, закупок, персонала, финансов, инвестиционной деятельности и инноваций.

62. Проведение оценки возможностей снижения затрат, как в целом по ОАО «Газпром», так и в части сокращения тарифной выручки на основании представленных материалов не представляется возможным.

Сравнение отдельных экономических показателей компании методом аналогий.

63. Для сравнительного анализа были выбраны коэффициенты P/E, P/денежные потоки, EV/EBIDTA, EV/DACF, EV/запасы, EV/добыча, рассчитанные по ОАО «Газпром» раздельно по АДР и внутренним акциям. В качестве сопоставимых компаний были выбраны российские нефтяные компании.

64. Приведенные коэффициенты свидетельствуют о том, что внутренние акции ОАО «Газпром» при текущих котировках торгуются с дисконтом. Безусловным является тенденция роста стоимости внутренних акций. При этом АДР также имеют потенциал роста. Это подтверждает и низкое соотношение между рыночной стоиомостью компании и объемами как запасов, так и добычи.

Таблица № 5. Соотношение между рыночной ценой акции и прибылью на акцию, P/E

2001

2002

2003

2004

2005П

Газпром, АДР

9,77

16,89

12,67

14,49

9,7

Газпром, внутренние акции

5,16

10,93

6,3

11,29

5,4

ЛУКОЙЛ

4,9

7,1

5,3

6,1

10,1

Сибнефть

13,2

14,9

7,2

8,5

6,9

Сургутнефтегаз

12,4

13,5

10,3

11,9

11,2

Татнефть

4,7

6,3

5,4

10,3

9,6

Средневзвешенный по капитализации показатель по нефтяным компаниям

11,8

12,7

7,4

10,8

9,6

Таблица № 6. Соотношение между рыночной ценой акции
и денежным потоком на акцию, P/денежные потоки

2001

2002

2003

2004

2005П

Газпром, АДР

13,7

15,1

7,7

6,1

5,4

Газпром, внутренние акции

7,6

8,4

4,3

3,4

3,0

ЛУКОЙЛ

9,5

10,4

6,1

9,3

7,9

Сибнефть

10,8

11,2

6,5

7,8

6,9

Сургутнефтегаз

8,2

8,3

6,7

6,9

6,4

Татнефть

4,8

4,2

3,8

5,7

5,1

Средневзвешенный по капитализации показатель по нефтяным компаниям

9,0

9,2

6,0

8,1

7,3

Таблица № 7. Соотношение стоимости предприятия и прибыли от реализации до амортизации, налогов и процентов, EV/EBITDA

2001

2002

2003

2004

2005П

Газпром, АДР

9,3

11,1

7,1

5,7

5,0

Газпром, внутренние акции

5,7

6,8

4,4

3,5

3,0

ЛУКОЙЛ

7,5

8,4

5,7

8,2

6,8

Сибнефть

10,4

10,5

7,4

6,7

5,8

Сургутнефтегаз

5,4

5,9

4,3

4,5

4,0

Татнефть

4,6

4,5

3,7

6,5

5,4

Средневзвешенный по капитализации показатель по нефтяным компаниям

7,5

7,8

5,7

6,6

5,8

Таблица № 8. Соотношение стоимости предприятия к денежному потоку скорректированному на сумму долга, EV/DACF

2001

2002

2003

2004

2005П

Газпром, АДР

20,7

15,8

10,2

6,7

5,6

Газпром, внутренние акции

12,7

9,8

6,3

4,1

3,4

ЛУКОЙЛ

4,3

6,0

7,0

6,5

8,3

Сибнефть

12,4

17,2

7,3

9,3

7,2

Сургутнефтегаз

6,5

6,1

4,9

4,9

4,3

Татнефть

7,1

5,1

4,7

8,0

5,8

Средневзвешенный по капитализации показатель по нефтяным компаниям

9,5

11,6

6,6

9,4

7

Таблица № 9. Отношение рыночной стоимости компании к запасам,
EV/запасы $/бнэ

2001

2002

2003

2004

2005П

Газпром, АДР

0,52

0,47

0,46

0,43

0,41

Газпром, внутренние акции

0,2

0,29

0,28

0,27

0,24

ЛУКОЙЛ

1,72

1,65

1,63

1,68

1,65

Сибнефть

3,84

4,12

4,14

4,22

4,15

Сургутнефтегаз

1,62

1,58

1,50

1,47

1,42

Татнефть

0,69

0,62

0,58

0,67

0,63

Средневзвешенный по капитализации показатель по нефтяным компаниям

2,2

2,15

2,16

2,11

2,04

Таблица № 10. Отношение рыночной стоимости компании к добыче,
EV/добыча $/бнэ

2001

2002

2003

2004

2005П

Газпром, АДР

29,4

27,5

26,0

24,2

22,5

Газпром, внутренние акции

18,0

16,9

15,9

14,8

13,4

ЛУКОЙЛ

47,2

49,8

48,0

47,6

45,0

Сибнефть

111,6

94,0

78,6

68,6

58,9

Сургутнефтегаз

36,4

31,4

27,5

25,1

22,9

Татнефть

20,4

20,1

18,8

21,4

20,0

Средневзвешенный по капитализации показатель по нефтяным компаниям

62,2

55,2

49,0

43,6

39,3

65. В сравнении с международными компаниями акции ОАО «Газпром» также серьезно недооценены, что видно на графике, где приведен коэффициент отношения рыночной стоимости компании к запасам, EV/запасы, $/бнэ:

Диаграмма № 1. Сотношение рыночной стоимости компании к запасам

66. Сравнивая сопоставимые Юрхаровское месторождение ОАО «Новатэк» и Заполярное месторождение ОАО «Газпром» необходимо отметить, что ОАО «Газпром» затрачивает в 1,7 раза больше инвестиций в прирост добычи, что говорит о неэффективности инвестиций ОАО «Газпром»:

Диаграмма № 2. Сравнительный анализ объема инвестиций в прирост добычи

67. Затраты на бурение газовых скважин ОАО «Газпром» в полтора раза выше, чем у компаний США и Канады:

Диаграмма № 3. Затраты на бурение скважин

68. Затраты на строительство газопроводов ОАО «Газпром» в три раза выше, чем средняя стоимость строительства сравнимых газопроводов в других странах:

Диаграмма № 4. Сравнительный анализ стоимости строительства газопроводов

69. Анализ инвестиционной составляющей в тарифе (регулируемой цене продукции)

Целевые индикативные показатели отрасли по регулируемым видам деятельности

70. Целевыми индикативными показателями газовой промышленности по регулируемым видам деятельности являются:

· оптовые цены на газ;

· тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО «Газпром» для независимых организаций;

· тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;

· тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;

· размер платы за снабженческо — сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ);

· цена на сжиженный газ для бытовых нужд.

71. Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям регулируются Федеральной Службой по тарифам РФ. В соответствии с приказом ФСТ от 3 декабря 2004 г. № 229-Э/15 оптовые цены установлены по XI поясам раздельно для промышленности и населения.

72. В настоящее время средневзвешенная оптовая цена на газ за 1 тыс. м3 для промышленности составляет 1064 руб. (без НДС), для населения — 785 руб (без НДС).

73. Динамика оптовых цен на газ представлена на графике № 1:

График № 1. Средневзвешенные оптовые цены природного газа

74. Согласно принятой Энергетической стратегии России на период до 2020 г. обеспечение необходимого роста инвестиций требует повышения цен на газ до 40 — 41 доллара США за 1000 куб. м к 2006 году и (прогнозно) до 59 — 64 долларов США за 1000 куб. м в 2010 году (без НДС, оплаты транспортировки газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг).

75. Тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО «Газпром» для независимых организаций регулируются Федеральной Службой по тарифам раздельно для газа, предназначенного для потребителей, расположенных в пределах таможенной зоны РФ, стран-участниц соглашений о Таможенном союзе и для газа, предназначенного для потребителей, расположенных за пределами таможенной территории РФ и стран-участниц соглашений о Таможенном союзе.

76. В настоящее время тарифы на услуги по транспортировке газа регулируются приказом ФСТ от 30 августа 2005 г. № 401-Э/1.

77. В соответствии с ним тариф на услуги по транспортировке по системе магистральных газопроводов ОАО «Газпром» газа, добываемого организациями, не являющимися аффилированными лицами ОАО «Газпром», на территории Российской Федерации, предназначенного для потребителей, расположенных в пределах таможенной территории Российской Федерации и государств-участников соглашений о Таможенном союзе, установлен в размере 23,84 руб. за 1000 м3 на 100 км (без НДС).

78. В отношении услуг по транспортировке по системе магистральных газопроводов ОАО «Газпром» газа, добываемого организациями, не являющимися аффилированными лицами
ОАО «Газпром», на территории Российской Федерации, предназначенного для потребителей, расположенных за пределами таможенной территории Российской Федерации и государств-участников соглашений о Таможенном союзе, тариф установлен в размере 0,97 долларов США за 1000 м3 на 100 км (без НДС) с оплатой в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты.

79. Динамика тарифов на услуги по транспортировке газа представлена на графике:

График № 2. Тарифы на услуги по транспортировке

Структура инвестиций по регулируемым государством видам деятельности в развитие производства, услуг, в социальные проекты

80. Инвестиционная деятельность ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии со стратегическими планами и программами развития ОАО «Газпром».

81. Основными целями инвестиционной деятельности ОАО «Газпром» являются обеспечение добычи газа в объемах, предусмотренных Энергетической стратегией России на период до 2020 года, а также выполнение обязательств по обеспечению гарантированных поставок газа потребителям России и контрактных обязательств по поставкам газа на экспорт на долгосрочный период в соответствии с межправительственными соглашениями.

82. В структуре инвестиций ОАО «Газпром» выделяются промышленное, непромышленное строительство и долгосрочные финансовые вложения. При этом наибольшую долю занимают в транспортировку и газа (до 50%), относящихся к промышленному строительству. Другими крупными статьями расходов выступают долгосрочные финансовые вложения (до 22%), а также инвестиции в добычу газа (до 15%).

4. Основные выводы и предложения из анализа инвестиционной программы и финансовых планов ОАО «Газпром»

Результаты анализа финансовых планов и инвестиционных программ свидетельствуют, что в ОАО «Газпром» существуют несколько ключевых проблем:

83. Отсутствует формальная методика внешней экспертной оценки инвестиционной программы. Перечень используемой для оценки исходной информации может в значительной степени варьироваться от случая к случаю. Представленные данные в большинстве страдают использованием не только различных методик составления, но и формата представления в целях внешней экспертизы, что создает значительные трудности в работе экспертов. Все отчетливее выявляется тот факт, что даже существенное расширение состава используемой информации не в состоянии обеспечить достаточную базу для оценки целесообразности капитальных вложений, определения возможностей повышения производительности труда и совершенствования применяемых технологий. Кроме того, отсутствие внятных подходов к оценке инвестиционных программ во многом лишает возможности использования сравнительного анализа в динамике не только по отношению к соответствующим показателям прошлых лет, но по отношению к сравнительным видам деятельности других отечественных и зарубежных компаний.

84. Отсутствует методическая практика регулярного контроля выполнения задач инвестиционной программы прошлых лет. Инвестиционные программы разных лет имеют слабую связь друг с другом. В результате снижается, либо сходит на нет экономическая эффективность от реализации того или иного инвестиционного проекта, а также, зачастую, теряется временная актуальность инвестиционного замысла. Наибольший ущерб это наносит, в первую очередь, длительным и переходящим на следующие годы проектам, реализация последующих этапов которых сталкивается со значительными трудностями финансирования.

85. Формальные критерии включения инвестиционных проектов в инвестиционную программу остаются непонятными. В настоящее время проекты инвестиционной программы ОАО «Газпром» формируются на базе «Перечня важнейших вводных объектов плана капитального строительства», ежегодно утверждаемого Правлением ОАО «Газпром». Отмечая тот факт, что отбор инвестиционных проектов не несет тотального характера, необходимо обратить внимание на неформализованный характер отбора проектов с неясными целевыми параметрами, при том что обозначены лишь общие направления инвестиционных работ. Это способствует созданию благоприятных условий для лоббирования того или иного проекта заинтереосованными группами лиц и вытеснению действительно важных инвестиционных проектов.

86. Отсутствует четкий контроль состояния каждого инвестиционного проекта с учетом его индивидуальных финансово-экономических характеристик в течение всего срока проекта. Создана ситуация, когда менеджмент ОАО «Газпром» лишен актуальной информации по тому или иному проекту, и менеджеры вынуждены, зачастую, вслепую применять меры управленческого воздействия, что создает неадекватный и неконтролируемый эффект. Все вместе это приводит к напрасному распылению ресурсов и снижению общей эффективности выполнения инвестиционной программы.

87. Финансовый план ОАО «Газпром» представляет собой суррогат бюджета и отчета о движении денежных средств, что не дает возможности оценить реальный уровень рентабельности основной деятельности, а так же доходной и расходной части бюджета.

88. Доминирующее влияние на рост доходов от продажи оказывает ценовой фактор. Однако роль менеджмента в ценовом факторе отсутствует.

89. Текущая деятельность, в том числе операционная, остается непрозрачной, наблюдается стабильный рост дебиторской задолженности, в структуре капитала растет объем заемных ресурсов и непрофильных активов.

90. Почти все статьи расходов растут, отдельные — значительно быстрее инфляции (заработная плата, управленческие расходы). Рост заработной платы административного аппарата не обеспечен экономией общих операционных затрат и ростом производительности труда.

91. В условиях падения добычи на базовых месторождениях отсутствуют инвестиции на освоение новых, что ведет к росту затрат на добычу, некомпенсируемых ростом внутренних тарифов на газ. Кроме того, ОАО «Газпром» стремится компенсировать рост расходов по неосновной деятельности за счет роста внутренних тарифов на газ.

92. По инвестиционной программе на четверть освоены средства на геологоразведочные работы и создание подземных хранилищ. В связи с этим добыча газа производится на месторождениях, расположенных вблизи действующей инфраструктуры, т.е. не решается задача по восстановлению ресурсной базы для поддержания необходимого уровня запасов газа. Анализ причин этой ситуации не проводится. На этом фоне существующие расходы на геологоразведку и разработку месторождений значительно превышают аналогичные расходы других российских, а также иностранных компаний.

93. Приобретение материально-технических ресурсов осуществляется через значительное число посредников, что ведет к необоснованному росту затрат.

94. В целях унификации регулирования естественных монополий и стимулирования снижения их затрат на основе идентифицированных ключевых проблем анализа инвестиционной программы и финансовых планов ОАО «Газпром» предлагается:

· Разработать единую методику экспертной оценки инвестиционной программы и финансового плана естественной монополии, с приложением специфических методических указаний по каждой естественной монополии.

· Сформировать унифицированную структуру инвестиционной программы и финансового плана естественной монополии с перечислением форматов и детализации обосновывающих материалов.

· Предусмотреть в унифицированной структуре инвестиционной программы отчет о выполнении предыдущей инвестиционной программы по глубине анализа не уступающий собственно самой инвестиционной программе. При принятии мер регулирования на очередной период учитывать результативность использования средств в предыдущем периоде.

· Добиться от субъекта регулирования выделения долгосрочных формальных критериев включения инвестиционных проектов в инвестиционную программу.

· Рассматривать каждый реализуемый и планируемый к реализации инвестиционный проект в структуре инвестиционной декларации отдельно в стандартном формате, учитывающем его важнейшие финансово-экономические характеристики за весь период его реализации.

· Планирование оптимизации затрат проводить в привязке к бюджетным показателям, описывающим масштабы и условия осуществления хозяйственной деятельности.

· Осуществлять процесс бюджетирования в отношении дочерних предприятий исключительно по основным видам деятельности на основе единых уровней рентабельности и норм амортизации, дифференцируемых по видам деятельности.

· Максимально использовать механизмы проведения конкурсных закупок необходимых материальных ресурсов и услуг, как по текущей деятельности, так и при реализации инвестиционных проектов.

  • Организовывать общественные слушания с обеспечением открытости информации по утверждаемым тарифам.
  • Использовать метод «benchmarking», опирающийся на сравнительный анализ издержек в сравнении с лучшим в отрасли предприятием.

· Обеспечить дальнейшее снижение затрат по обслуживанию и привлечению кредитов.

  • Предусмотреть ответственность за необоснованность тарифа, ввести обязательную экспертизу тарифа отобранными на конкурсной основе экспертными организациями.
  • Сконцентировать расходование финансовых ресурсов на приоритетных строящихся объектах при одновременном сокращении объемов финансирования работ оп иным непусковым объектам.
  • Реализовывать утвержденные программы сокращения издержек.
  • Внедрить в процедуры корпоративного ценообразования механизмы, стимулирующие снижение издержек в дочерних предприятиях ОАО «Газпром».
  • Осуществлять нормативно-правовую деятельность по внедрению механизмов стимулирования снижения издержек.
  • Обеспечить выделение из холдинговых структур непрофильных активов с последующей продажей.
  • Ограничить сферы долгосрочных финансовых вложений прямыми видами деятельности.
  • Широко использовать метод проектного финансирования при строительстве и реконструкции объектов основных средств.
  • В долгосрочные договоры включать формулу цены на поставку всего объема строительные материалов в соответствии с проектно-сметной документацией объектов инвестиционной программы.

Теги: , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Инвестиционные программы и финансовые планы ОАО «Газпром» отключены

Комментарии закрыты