Проект Методики определения тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам Российской Федерации

14.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 27.01.05
ERTA Group

ПРОЕКТ

I. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Методика является документом, определяющим основные принципы и методы расчета тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам в Российской Федерации, разработанным во исполнение федерального Закона Российской Федерации от 17.08.95 № 147?ФЗ «О естественных монополиях» (СЗ РФ 1995, № 34, ст. 3426), федерального Закона Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации» (СЗ РФ 1999, № 14, ст. 1667), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (с последующими изменениями и дополнениями) «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории российской федерации» (СЗ РФ, 2001, № 2, ст. 175).

Информация о величине тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам доступна для пользователей систем магистральных газопроводов и публикуется в средствах массовой информации в соответствии с действующим законодательством.

, определенные в соответствии с настоящей Методикой, являются единственным видом платежей, взимаемым организациями газопроводного транспорта за услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам.

1. Термины и определения

Для целей определения тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам в соответствии с настоящей Методикой применяются следующие термины и определения:

1 Система магистральных газопроводов — единая технологическая система магистральных трубопроводов и газопроводов-отводов, включающая подземные, подводные, наземные и надземные сооружения, предназначенная для транспортировки газа

2 Газотранспортная подсистема — совокупность магистральных газопроводов и газопроводов-отводов одной газотранспортной организации, в пределах которой каждый трубопроводный маршрут перемещения газа по магистральным трубопроводам может быть определен единственным образом (отсутствуют параллельные маршруты) и все трубопроводные маршруты пересекают единый центр (узловая точка подсистемы).

3 Орган регулирования естественной монополии (орган регулирования) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по магистральным трубопроводам.

4 Транспортировка газа по магистральным трубопроводам — процесс перемещения газа по магистральным трубопроводам, включающий следующие основные операции:

— выполнение заказа и диспетчеризации поставок газа;

— прием газа в трубопроводную систему от грузоотправителей в начале маршрута;

— перекачка газа по системе магистральных трубопроводов;

— сдача газа в конце маршрута.

5 Под нормальной хозяйственной деятельностью газотранспортных организаций понимается безубыточность их деятельности по транспортировке газа с учетом воспроизводства соответствующих основных средств при эффективном распределении финансовых и использовании производственных ресурсов.

6 Под существенным изменением условий хозяйственной деятельности понимается такое изменение, когда по независящим от газотранспортной организации причинам стало невозможным обеспечение ее нормальной хозяйственной деятельности.

II. ПУБЛИКАЦИЯ И ПЕРЕСМОТР ТАРИФОВ

2. Публикация тарифов

Настоящая Методика является документом открытого пользования, так же как и информация о наименованиях газотранспортных подсистем, узловых точках этих подсистем и входящих в них пунктах приема и сдачи газа.

Ставки тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам после их утверждения публикуются органом регулирования в средствах массовой информации.

3. Пересмотр тарифов и состав информации, представляемой организациями газопроводного транспорта

Плановый пересмотр тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам производится не раньше чем через 6 месяцев после предыдущего планового пересмотра на основании данных бухгалтерской, статистической и ведомственной отчетности и результатов работы газотранспортных организаций в базовом периоде.

В целях упорядочения представления обосновывающих материалов газотранспортными организациями, орган регулирования заблаговременно направляет газотранспортным организациям рекомендации по расчету и обоснованию тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам.

Внеплановый пересмотр тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам орган регулирования производит при обращении газотранспортной организации в случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности этой организации.

Организациями газопроводного транспорта в орган регулирования ежеквартально представляются отчеты о текущей деятельности (материалы, содержащие информацию о поступлении и расходовании тарифной выручки, дополнительных источниках финансирования (ст. 5), грузообороте, проделанной товаротранспортной работе и т.п.) выделяя данные об объемах газа, поставленного на в порядке, определяемым органом регулирования в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 17.08.95 № 147?ФЗ «О естественных монополиях».

При обращении о пересмотре тарифов в связи с существенным изменением условий хозяйственной деятельности, организациями газопроводного транспорта представляются материалы, содержащие информацию о планируемом грузообороте и структуре плановой тарифной выручки в объеме, необходимом для расчета тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам в соответствии со статьей 10 настоящей Методики, если иное не рекомендовано органом регулирования.

III. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГАЗА ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ

4. Плановая тарифная выручка

При определении тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам в качестве основной расчетной и контрольной величины используется плановая тарифная выручка — экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый для осуществления регулируемой организацией нормальной хозяйственной деятельности в течение периода регулирования.

Тарифы на транспортировку газа по магистральным трубопроводам рассчитываются таким образом, чтобы при плановых объемах транспортировки газа фактическая тарифная выручка была равна плановой.

При осуществлении регулируемой организацией деятельности по добыче и/или поставке газа, стоимость его транспортировки по магистральным газопроводам учитывается органом регулирования при определении экономически обоснованных оптовых цен на газ исходя из тарифов, определенных в соответствии с настоящей методикой.

Налог на добавленную стоимость в состав плановой тарифной выручки не включается, а при расчетах за услуги по транспортировке газа прибавляется к утвержденным тарифам в случаях, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. Дополнительные источники финансирования

При определении плановой тарифной выручки учитываются дополнительные источники финансирования — прогнозируемая прибыль от возможной реализации услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам по различным ценам (тарифам) (См. пп. 16, 17 настоящей Методики).

6. Общесистемное финансирование газотранспортных предприятий

Для достижения сбалансированности системы тарифных ставок на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, орган регулирования определяет объемы общесистемного финансирования газотранспортных предприятий за счет тарифов, взимаемых с грузоотправителей за услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок газа.

7. Ставки тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам

Для определения тарифов на транспортировку газа органом регулирования утверждаются следующие ставки тарифов:

— Ставки тарифов на транспортировку газа между газотранспортными подсистемами (определяется в рублях за 1000 м куб. для всех возможных направлений транспортировки газа между газотранспортными подсистемами);

— Ставки тарифов на транспортировку газа в пределах газотранспортных подсистем (определяется в рублях за 1000 м куб. на 100 км. для каждого газотранспортного предприятия);

— Ставка тарифа на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок газа (определяется в рублях за 1000 м куб. для единой системы магистральных газопроводов Российской Федерации).

на транспортировку газа по магистральным газопроводам образуется путем сложения указанных ставок тарифов. Ставки тарифов на транспортировку газа в пределах газотранспортных подсистем, при этом, умножаются на протяженность трубопроводного маршрута от пункта приема газа до узловой точи соответствующей подсистемы и от узловой точки конечной подсистемы до пункта сдачи газа (газораспределительной станции).

8. Базовый период и период регулирования

Тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам устанавливаются на временной интервал не менее 6 месяцев, принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам (период регулирования) на основании результатов финансово-хозяйственной деятельности организации газопроводного транспорта в базовом периоде.

— Для организаций, осуществляющих свою деятельность в течение более 12 месяцев при плановом пересмотре тарифов в качестве базового периода принимается период в 12 месяцев, предшествующих последнему сроку составления квартальной бухгалтерской отчетности.

— Для организаций, осуществляющих свою деятельность в течение менее 12 месяцев, в качестве базового периода принимается весь срок деятельности этих организаций.

— Для вновь создаваемых организаций тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам определяются на основании прогноза деятельности этих организаций в течении последующих 12 месяцев.

В случае возникновения у организации газопроводного транспорта в базовом периоде ранее не учтенных органом регулирования доходов от оказания услуг в сфере транспортировки газа по магистральным трубопроводам, соответствующие суммы полученных средств рассматриваются как дополнительный источник финансирования на период регулирования и исключаются из плановой тарифной выручки.

IV. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГАЗА ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ

9. Применение методов определения тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам

При определении первоначальных ставок тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, а так же при нецелесообразности применения метода индексирования и иных методов определения тарифов их ставки определяются в соответствии со статьей 10 настоящей Методики.

В случае, если фактическая структура тарифной выручки незначительно отличается от запланированной, ставки тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам по решению органа регулирования определяются в соответствии со статьей 15 настоящей Методики.

В случае возникновения особых условий хозяйствования по представлению организации газопроводного транспорта и решению органа регулирования ставки тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам определяются в соответствии со ст.ст. 16-17 настоящей Методики.

По предложению организации газопроводного транспорта и решению органа регулирования могут применяться иные методы расчета тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам.

10. Определение ставок тарифов на основе плановых расходов газотранспортной организации

При определении ставок тарифов на основе плановых расходов для каждой газотранспортной организации рассчитывается удельная ставка тарифа, определяемая как отношение плановой тарифной выручки газотранспортной организации, за исключением общесистемного финансирования, к плановому значению товаротранспортной работы этой газотранспортной организации (определяется в рублях за 1000 м куб. на 100 км).

Ставка тарифа на транспортировку газа между газотранспортными подсистемами определяется исходя из усредненной товаротранспортной работы по всем возможным маршрутам транспортировки газа от узловой точки исходной газотранспортной подсистемы до узловой точки конечной газотранспортной подсистемы и соответствующих расчетных удельных ставок тарифов. При этом, для определения усредненной товаротранспортной работы используются данные об объемах транспортировки газа по всем возможным трубопроводным маршрутам в базовом периоде.

Ставка тарифа на транспортировку газа в пределах газотранспортной подсистемы принимается равной расчетной удельной ставке тарифа соответствующей газотранспортной организации.

Размер ставки тарифа на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок газа определяется путем деления плановой тарифной выручки за услуги по выполнению заказа и диспетчеризацию поставок газа на плановое значение грузооборота по единой системе магистральных газопроводов.

Плановая тарифная выручка газотранспортной организации рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить:

1 Покрытие экономически обоснованных расходов по видам деятельности, связанным с оказанием услуг по транспортировке газа. В том числе, налогов и сборов, начисляемых в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке;

2 Покрытие экономически обоснованных операционных расходов и доходов, непосредственно не связанных с деятельностью в сфере транспортировки газа по магистральным трубопроводам, но необходимых для обеспечения нормальной производственно-хозяйственной деятельности газотранспортной организации;

3 Покрытие экономически обоснованных внереализационных расходов и доходов, в том числе, связанных с дополнительными выплатами работникам газотранспортных организаций, занятых в процессе оказания услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам;

4 Образование чистой прибыли, необходимой для обеспечения нормальной производственно-хозяйственной деятельности газотранспортной организации; в частности, для покрытия расходов капитального характера;

5 Уплату налога на прибыль организаций, предусмотренного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Размер плановой тарифной выручки за услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок газа определяется исходя из потребности в общесистемном финансировании газотранспортных организаций; потребности в финансировании деятельности организации-оператора единой системы газоснабжения; специальных отчислений субъектов естественных монополий, устанавливаемых в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.08.95 № 147?ФЗ «О естественных монополиях»; а так же соответствующих налогов и сборов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Планирование расходов по видам деятельности, связанным с оказанием услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам

Расходы, связанные с оказанием услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, для целей определения тарифов в соответствии с настоящей Методикой включают в себя следующие элементы:

— Материальные ;

— Затраты на оплату труда;

— Отчисления на социальные нужды;

— Амортизация;

— Прочие затраты;

Состав элементов расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, определяется в соответствии с «Перечнем статей затрат, учитываемых при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам», утверждаемым органом регулирования.

До утверждения такого перечня, состав элементов расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, планируется согласно положениям по бухгалтерскому учету, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.

Расходы по видам деятельности, связанным с оказанием услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, планируются на основе анализа их обоснованности в базовом периоде и с учетом прогнозного роста цен на период регулирования.

При планировании расходов по видам деятельности, связанным с оказанием услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, в составе «прочих затрат» выделяются следующие статьи:

— арендная плата;

— услуги связи;

— услуги авиатранспорта;

— услуги вневедомственной охраны;

— затраты на диагностику технического состояния систем магистральных газопроводов;

— отчисления в ремонтный фонд (затраты на капитальный ремонт);

— плата за землю (аренда земли и земельный налог);

— затраты на страхование;

и сборы, начисляемые в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке;

— затраты на подготовку кадров;

— отчисления на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— другие затраты.

Расходы, связанные с оказанием услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, планируются на основе следующих положений:

1 Материальные затраты планируются на основе анализа обоснованного расхода материалов в базовом периоде и изменения их расхода в будущем с учетом снижения материалоемкости услуг по транспортировке газа за счет технического перевооружения и модернизации объектов систем магистральных газопроводов.

Затраты на газ на планируются для каждой организации газопроводного транспорта на основании планов транспортировки газа, расчетных удельных тарифов на его транспортировку по соответствующим газотранспортным организациям, удельному расходу газа с учетом снижения энергоемкости услуг по транспортировке за счет технического перевооружения и модернизации объектов систем магистральных газопроводов.

При определении прогнозируемого уровня цен на используемое сырье, материалы и оборудование применяются регулируемые государством цены (тарифы); цены, определенные на основании проведенных конкурсных торгов; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы (в том числе биржевые котировки цен); или договорные цены и тарифы, действовавшие в базовом периоде с учетом инфляции, принятой в Федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

2 Амортизация основных средств планируется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждаемой Правительством Российской Федерации, а так же в соответствии с учетной политикой газотранспортной организации.

3 Затраты на оплату труда и единый социальный налог рассчитываются в соответствии с величиной фонда оплаты труда, которая определяется на основании штатного расписания газотранспортной организации с учетом выполнения отраслевых тарифных соглашений, территориальных коэффициентов и установленных законодательством надбавок.

4 Статьи затрат, выделяемые из элемента «Прочие затраты», планируются с учетом экономически обоснованной потребности в соответствующих расходах на основании договорных цен и тарифов, с учетом результатов ретроспективного анализа по каждой статье.

12. Планирование операционных расходов

Операционные расходы для целей определения тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, включают:

1 Экономически обоснованные расходы на обслуживание долговых обязательств любого вида, привлеченным и использованным для проведения капитального ремонта, диагностики, реконструкции и модернизации основных производственных фондов;

2 Экономически обоснованные расходы на обслуживание долговых обязательств любого вида, привлеченным и использованным для создания новых основных производственных средств в части, не перекрываемой амортизационными отчислениями от соответствующих основных средств;

3 Экономически обоснованные расходы на ликвидацию основных производственных средств;

4 Другие экономически обоснованные расходы.

13. Планирование внереализационных расходов

Внереализационные расходы для целей определения тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам включают дополнительные выплаты работникам газотранспортных предприятий, занятым в процессе оказания услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам; а так же другие экономически обоснованные внереализационные расходы.

14. Планирование прибыли

Ограничение плановой чистой прибыли организаций газопроводного транспорта при определении тарифов на транспортировку газа осуществляется:

1 нормой рентабельности, определяемой в виде отношения планируемой чистой прибыли (разрешенной прибыли) к базе рентабельности;

2 суммой, необходимой для финансирования программ технического перевооружения, реконструкции и развития систем магистральных газопроводов и других экономически обоснованных расходов.

Для целей определения тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам в качестве базы рентабельности принимается одна из следующих величин:

1 балансовая стоимость основных производственных средств по регулируемому виду деятельности в соответствии с данными бухгалтерского учета газотранспортной организации;

2 собственный капитал газотранспортной организации;

3 плановая тарифная выручка;

4 расходы на оказание услуг в сфере транспортировки газа по магистральным трубопроводам.

При ограничении чистой прибыли организаций газопроводного транспорта в соответствии с п. 2 абзаца 1 настоящей статьи плановая чистая прибыль устанавливается в размере достаточном для:

1 финансирования экономически обоснованных и согласованных с органом регулирования программ технического перевооружения, модернизации и реконструкции основных производственных средств в части, не покрываемой амортизационными отчислениями, неиспользованными источниками за предыдущие периоды регулирования и долговыми обязательствами всех видов, привлеченными для этих целей.

2 финансирования экономически обоснованных социальных программ, учитывающих планы передачи социальных объектов в муниципальную собственность;

3 финансирования других экономически обоснованных расходов, не включаемых в состав расходов, связанным с оказанием услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, операционных и внереализационных расходов.

Для погашения долговых обязательств всех видов, привлеченных и использованных для создания новых и реконструкции действующих основных производственных средств, при ограничении чистой прибыли организаций газопроводного транспорта в соответствии с п. 2 абзаца 1 настоящей статьи, после ввода в эксплуатацию основных фондов, сооруженных на указанные средства, в составе плановой чистой прибыли на срок действия этих долговых обязательств дополнительно учитываются средства, необходимые для их погашения в части, не перекрываемой амортизационными отчислениями от соответствующих основных фондов.

15. Индексирование ставок тарифов на транспортировку газа

При незначительном изменении условий хозяйственной деятельности газотранспортных организаций и при незначительном отклонении структуры фактической тарифной выручки грузооборота от запланированных значений, ставки тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам рассчитываются методом индексирования.

При применении метода индексирования ставки тарифов умножаются на величину индекса, определяемого органом.

Основной величиной при определении индекса является величина инфляции, принятая в законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

При определении индекса так же учитываются:

— Ожидаемый рост цен (тарифов) на энергоресурсы;

— Ожидаемый рост оптовых цен на продукцию промышленных предприятий;

— Ожидаемый рост потребительских цен.

Величина индекса определяется с учетом территориальных и природно-климатических особенностей условий хозяйствования газотранспортных предприятий.

16. Договорные тарифы

Органом регулирования по представлению газотранспортной организации утверждаются договорные адресные тарифы на услуги по транспортировке газа по отдельным трубопроводным маршрутам в случае, если договорная ставка тарифа не ниже ставки, рассчитанной в соответствии со ст. 10 настоящей Методики и была официально одобрена всеми грузоотправителями по данному маршруту в течение предшествующих 12 месяцев.

Договорные тарифы так же применяются в случае, если по данному трубопроводному маршруту осуществляется транспортировка газа одной газодобывающей организации. При этом, в случае возникновения существенных разногласий между грузоотправителем по данному маршруту и газотранспортной организацией, ставка тарифа на транспортировку газа по данному маршруту отдельно рассматривается и утверждается органом регулирования по представлению газотранспортной организации с участием соответствующей газодобывающей организации.

Ставки договорных тарифов устанавливаются в абсолютном денежном выражении (в рублях за 1000 м куб.) на срок не менее одного года.

При определении договорными отношениями грузоотправителей и газотранспортной организации объемов транспортировки газа, ставки договорных тарифов дифференцируются в зависимости от объемов транспортировки газа.

Средства, дополнительно получаемые газотранспортной организацией за счет применения договорных тарифов, учитываются как дополнительный источник финансирования при очередном регулировании тарифов.

Для утверждения договорных ставок тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам в орган регулирования представляются официальные документы, подтверждающие согласие всех грузоотправителей по данному маршруту с применением договорных тарифов на данном трубопроводном маршруте, а так же договоры на транспортировку газа по договорным тарифам.

17. Долгосрочные тарифы

При готовности пользователя системы магистральных газопроводов и согласии газотранспортной организации заключить долгосрочный договор на транспортировку газа по фиксированной тарифной ставке, в зависимости от текущей и перспективной загруженности тарифного маршрута для данного пользователя системы магистральных газопроводов устанавливается долгосрочный тариф.

Ставки долгосрочных тарифов устанавливаются в абсолютном денежном выражении (в рублях за 1000 м куб.) на срок не менее трех лет.

Для утверждения ставок долгосрочных тарифов для конкретного грузоотправителя организация газопроводного транспорта представляет в орган регулирования материалы обосновывающие размер скидки или надбавки к действующему тарифу для этого грузоотправителя исходя из принципа равнодоступности к системе магистральных газопроводов.

Теги: , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Концепции, Проекты документов | Комментарии к записи Проект Методики определения тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам Российской Федерации отключены

Комментарии закрыты