Предложения по реализации решения Правительства РФ от 30 ноября 2006г. «Об обеспечении электроэнергией и газом экономики страны»

14.09.2007
Источник: НП "КРГ"
Автор: Владимир Фейгин
Дата публикации: 09.02.07

Решение Правительства РФ от 30 ноября 2006г. (ниже — «Решение») дало ориентиры по целому ряду важных направлений развития электроэнергетики и газовой отрасли, а также дальнейшего формирования рыночных механизмов в них, в т.ч.;- введение долгосрочных (пятилетних) договоров на поставку газа предприятиям электроэнергетики,

— обеспечение долгосрочных договоров на поставку газа долгосрочными договорами на его транспортировку,

— указание на динамику максимальных уровней цен, по которым должны заключаться долгосрочные договоры,

— целесообразность дальнейшего увеличения объемов газа, реализуемого на электронной торговой площадке (ЭТП) по не регулируемым государством ценам,

и ряд других.

НП «Координатор рынка газа» отмечает важность и своевременность этих решений, а также то, что они лежат в русле согласованного основными участниками рынка газа — членами Партнерства в 2004г. документа «Модель рынка газа. Базовые положения», направленного в 17.06.04

Как отмечается в Решении от 30 ноября, его реализация требует подготовки целого ряда нормативных актов и мероприятий, которые, по существу, должны превратить принципиальные положения Решения в юридические документы, составляющие программу мер по развитию двух крупнейших энергетических рынков страны. Как нам представляется, в этой связи предстоит уточнить и развить ряд элементов указанного Решения, среди которых отметим следующие:

— в Решении основной упор делается на обеспечение газом предприятий электроэнергетики, что понятно в свете остроты этого вопроса. Вместе с тем, данный вопрос нельзя оторвать от комплексного решения вопроса газоснабжения страны;

— приведенные в Решении объемы поставок газа по долгосрочным договорам связываются с его поставками предприятиям электроэнергетики, вместе с тем говорится о том, что проекты нормативных правовых актов должны включать положения о заключении долгосрочных договоров для всех категорий потребителей;

— указанные в Решении перспективные объемы поставок газа организациям электроэнергетики представляются ориентированными на полное закрытие потребности этих организаций в поставках газа по всем направлениям таких поставок, хотя в Решении они связываются только с долгосрочными договорами;

— не вполне ясно, должны ли долгосрочные договоры на поставку и транспортировку газа быть частью регулируемого сектора рынка (т.е., в частности, должны ли цены и объемы поставок по ним жестко регулироваться государством).

Последний вопрос представляется важнейшим. Ведь если основные объемы газа будут поставляться в рамках регулируемого сектора (и только продажи на ЭТП выводятся из регулируемого сектора) — то такая интерпретация означает резкий поворот назад от уже сложившейся структуры рынка газа, в котором нерегулируемый сектор составляет порядка 30% — т.е. выше, чем в электроэнергетике. Такая интерпретация привела бы к стагнации добычи газа независимыми производителями, продающими с 90-ых годов газ по свободной цене (в то же время, как известно, в близкой перспективе независимые производители должны значительно повысить свой вклад в страны). Линия на рост объема регулируемого сектора потребовала бы развития инструментов прикрепления производителей к потребителям, что уводит от развития рыночных инструментов. Чисто балансовый подход привел бы к «заявочным» методам определения потребности в газе (в т.ч. и в электроэнергетике), возможно избыточным потребностям развития газотранспортных мощностей…

Чтобы такая интерпретация не воплотилась в нормативные меры и не привела к негативным последствиям, а также с целью согласованного и сбалансированного понимания всех положений Решения, полагаем важным реализовывать принятое Правительством Решение в части рынка газа в следующей конструкции:

  1. Объемы регулируемого сектора рынка газа (т.е. сектора, в котором объемы поставок и цены жестко определяются решениями государственных органов) должны последовательно снижаться, и в определенный Правительством период этот сектор должен свестись к поставкам газа только «защищенным» потребителям (населению, бюджетным потребителям). Согласно проведенному экспертами Партнерства анализу, переходный период может составить от 5 лет, поэтому принятый в Решении временной горизонт (до 2011г.) ему соответствует.

Поставки газа в регулируемом секторе осуществляет ОАО «Газпром» и его организации. Доля этого сектора в перспективе могла бы составить порядка 20% общего объема внутреннего рынка газа в зоне действия .

  1. Все остальные поставки газа относятся к нерегулируемому сектору. Термин «нерегулируемый» означает не отказ государства от применения на этом секторе соответствующих мер регулирования, но применение иного набора регуляторных мер, чем на регулируемом секторе.

Нерегулируемый сектор рынка газа разбивается на следующие сегменты:

2а) сегмент долгосрочных поставок газа в соответствии с долгосрочными договорами в пределах сложившихся объемов поставок всем потребителям, кроме «защищенных» (точнее, с учетом развития других сегментов нерегулируемого сектора — см. ниже пп. 2в-2г, определенной доли от этих объемов — порядка 70-80%);

2б) сегмент долгосрочных поставок газа в соответствии с долгосрочными договорами сверх сложившихся объемов поставок;

2в) сегмент поставок газа на срок не более года в соответствии с двусторонними договорами между поставщиками и потребителями;

2г) сегмент торговли газом на ЭТП.

Дадим краткую характеристику каждого сегмента и динамики его развития.

  1. Сегмент 2а.

Этот сегмент на сегодня не существует. Его создание можно рассматривать в контексте выполнения Решения Правительства РФ прежде всего как меру по стабилизации положения на рынке и введению на нем долгосрочных инструментов — в процессе снижения объемов регулируемого сектора.

На этом сегменте должны действовать как Газпром, так и . На нем можно предусмотреть заключение контрактов: для Газпрома по ценам в пределах, определяемых верхними границами, указанными в Решении, а для независимых производителей — по свободным договорным ценам (стороны соответствующих договоров могут предусмотреть в них индексацию, ориентированную на рыночные или регулируемые цены на различных сегментах рынка по своему усмотрению).

Предприятия электроэнергетики (как и другие потребители) смогут обеспечить свои основные потребности в газе в ближайшие годы за счет заключения долгосрочных договоров в сегменте 2а как с организациями Газпрома, так и с независимыми производителями газа, а также в самый ближайший период — частично поставками с регулируемого сектора.

Представляется, что после переходного периода (например, пятилетнего, на который ориентировано Решение) сегмент 2а должен перейти на правила работы сегмента 2б.

  1. Сегмент 2б.

Развитие этого сегмента должно быть тесно увязано с расширением мощностей газотранспортной системы. Соответствующие предложения содержатся в разделе 3 « к трубопроводам» документа «Модель рынка газа. Базовые положения». Приведем соответствующие выдержки:

«Долгосрочный вид доступа предлагает организовать на следующих принципах: потенциальные пользователи системы газоснабжения, нуждающиеся в долгосрочном доступе к ее мощностям, заблаговременно обращаются к оператору системы и/или органу, занимающемуся регулированием вопросов перспективных балансов, с долгосрочной заявкой на использование в перспективе газотранспортной мощности Системы Магистральных Газопроводов (СМГ). После выполнения необходимых условий для получения доступа, таких, как обеспечение гарантированных ресурсов газа для поставок, наличие контракта с потребителем на на поставку газа, заблаговременное обращение, исполнение обязательств по участию в программах развития газотранспортных мощностей СМГ — данные подлежат удовлетворению.

На основе принятых долгосрочных заявок на транспортировку газа, которые обрабатываются на единой основе вместе с заявками и планами субъектов рынка, составляются единые (прогнозные) схемы развития СМГ, схемы поставок газа (схемы потоков газа), уровней тарифов и т.п.».

Таким образом, система долговременных заявок, являющихся, по сути, совместным актом производителя и покупателя (поскольку они включают контракт между ними), призвана стать основой формирования согласованных решений по развитию систем газоснабжения для обеспечения внутреннего рынка газа и решения проблем долгосрочных договоров в увязке с инвестиционными решениями.

Надо ускорить рассмотрение необходимых методических и нормативных документов для реализации этих принципов.

В перспективе сегменты 2а и 2б в совокупности могли бы покрывать порядка 70% объема рынка газа.

  1. Сегмент 2в.

Этот сегмент сегодня является преобладающим для независимых производителей и их контрагентов по договорам поставки (Газпром и его организации сегодня не представлены на этом сегменте). Известны ограничения, связанные с его работой — в т.ч. с обеспечением доступа к ГТС в условиях ограниченности мощностей. Тем не менее, данный сектор целесообразно сохранить, поскольку он полезен для среднесрочной балансировки рынка.

По мере развития других сегментов рынка независимые производители в значительной мере расширят поставки на них, и на данный сегмент можно вывести газ Газпрома; если необходимо, на паритетной с независимыми производителями основе и на равных с ними условиях доступа к мощностям ГТС.

6. Сегмент 2г.

Торговля газом на ЭТП будет развиваться до объемов, необходимых для получения на этих торгах представительных ценовых сигналов и возможности участникам рынка обеспечить закупкой газа на ЭТП свои краткосрочные потребности, а также реализовывать свои краткосрочные излишки ресурсов газа. Сроки поставки газа будут постепенно сокращаться, что позволит использовать ЭТП и как средство балансировки поставок и потребления. На основании мирового опыта можно ожидать, что для выполнения своих функций в перспективе ЭТП должна будет довести объемы продаж до 10-15% объема внутреннего рынка газа в зоне действия Единой системы газоснабжения. Доступ на торги на ЭТП будет обеспечен всем крупным потребителям газа; остальные потребители смогут реализовывать свои потребности через трейдеров, одними из которых могут выступать региональные газовые компании. На соответствующем этапе развития торговли необходимо будет изменить газа в части, относящейся к повышающим коэффициентам за перебор договорных объемов газа, поскольку участники рынка смогут докупать необходимые им дополнительные объемы газа на ЭТП.

Основной ролью государства в этом сегменте будет формирование (при консультациях с участниками рынка и их представителями) правил работы ЭТП и слежение за их исполнением.

Теги: , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Концепции | Комментарии к записи Предложения по реализации решения Правительства РФ от 30 ноября 2006г. «Об обеспечении электроэнергией и газом экономики страны» отключены

Комментарии закрыты