Основные выводы по итогам аналитического этапа деятельности Рабочей группы РСПП по реформированию газовой отрасли

20.09.2007
Источник: Российский союз промышленников и предпринимателей
Дата публикации: 18.12.02

1. Запасы газа.

По состоянию на 1.01.2001 г текущие разведанные запасы природного газа составляют около 46,9 трлн.м3, в том числе в Западной Сибири — около 35 трлн.м3 (74 %). газа, которые наиболее перспективны для освоения, оцениваются в 100 трлн.м3, в том числе по Западной Сибири — около 51 трлн.м3 (Северные районы). Этих запасов и ресурсов достаточно, по крайней мере, на 80-100 лет для обеспечения постоянной добычи газа в размере 700 млрд.м3/ год.

Сырьевая база природного газа в России, как ее разведанная, так и прогнозная часть, вполне достаточна и надежна для обеспечения значительных объемов добычи газа.

Проблема состоит не в том, что ресурсов газа не хватает по количеству, а в структуре и качестве ресурсов.

Качество ресурсов (запасов) природного газа определяется удельными затратами на их разведку, освоение и добычу. Удельные капвложения и себестоимость добычи — « на устье скважины» зависят от геологической структуры объектов, глубины их залегания, добычных возможностей скважин и объектов, а также инженерно-геологических условий и территориального размещения месторождений.

В настоящее время в России выявлено 786 месторождений (запасы 46,9 трлн.м3), в т.ч. :

· находятся в разработке : 351 (44,7 %) с запасами 21 трлн.м3 (44,8 %);

· подготовлено к разработке: 66 (8,4 %) с запасами 17,8 трлн.м3 (38 %);

· находятся в разведке : 200 (25,4 %) с запасами 7,9 трлн.м3 (16,8 %);

· законсервировано : 169 (21,5 %) с запасами 0,19 трлн.м3 (0,4 %).

Из них разведанные запасы в количестве около 34 трлн.м3 (72 %) относятся к категориям средне- и малоэффективных, включая:

· глубокозалегающие (более 3 км) залежи — 6,7 трлн.м3;

· удаленные от магистральных газопроводов (более 500 км) — 17 трлн.м3;

· содержащие сероводород — 4,1 трлн.м3;

· низконапорный газ — 6,1 трлн.м3.

Очевидно, что себестоимость добычи газа новых месторождений будет намного больше, чем «старого» газа.

Неразведанная часть ресурсов природного газа в России (перспективные ресурсы — С3 и прогнозные — Д) оцениваются в 161 трлн.м3 или 68% от начальных суммарных ресурсов — 236,1 трлн.м3.

Сырьевая база природного газа в России имеет благоприятные перспективы для увеличения разведанных запасов газа при проведении соответствующих объемов поисковых геолого-разведочных работ (ГРР).

Прирост запасов природного газа в России до 1990 года значительно опережал его добычу.

Годы

Добыча, трлн.м3

Прирост запасов, трлн.м3

Прирост запасов, в % от добычи

1960-1990

6,4

53,0

828

1991-1998

4,8

5,3

110

Однако к настоящему времени произошло сокращение геологоразведочных работ, необходимых для обеспечения газоснабжения в будущем. В 2001 г прирост запасов оценивается всего в 500 млрд.м3 при добыче 581 млрд.м3, т.е. прирост составил 86 % от добычи.

Необходимо стимулировать ГРР, в том числе путем включения в себестоимость затрат на воспроизводство минерально-сырьевой базы на действующих месторождениях.

Существующая система недропользования не имеет существенных стимулов, побуждающих компании к проведению геологоразведочных работ.

2. Добыча газа

В 2001 г в России добыто 581 млрд.м3 газа ( природного и попутного) или 99,5 % от уровня добычи в 2000 г. (584 млрд.м3 ).

Основным производителем газа является ОАО «Газпром», которое добыло в 2001г. 511,9 млрд.м3, что ниже уровня добычи 2000г. на 11,2 млрд.м3 (523,1 млрд.м3).

Прогноз добычи ОАО «Газпром»

Общеизвестно, что главной проблемой современного состояния газовой промышленности и перспектив ее развития является нехватка инвестиций для:

· реконструкции и обновления основных фондов в добыче, транспорте и ;

· ввода новых объектов.

Максимальный уровень добычи составит в 2003 г — 530 млрд.м3 , после чего без ввода новых месторождений добыча будет последовательно снижаться:

  Добыча, млрд.м3/год

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Объем

511,9

520

530

525

521

517

511

500

491

476

Дальнейшая стратегия ОАО «Газпром» по уровням добычи газа строится на основе ввода новых месторождений для поддержания годовой добычи на уровне 530 млрд.м3.

В то же время, при существующей динамике роста цен на газ, добыча ОАО «Газпром» 2005 года, по объективным причинам, уже не сможет удовлетворять совокупно внутренний спрос и внешние контракты.

При существующей ситуации в отрасли и ценовой политике, прогноз добычи газа ОАО «Газпром» характеризуется тенденциями падения добычи после 2005 г.

Рост себестоимости добычи газа

В связи с истощением сеноманских залежей «старого газа» стабилизацию уровня добычи можно обеспечить только разработкой более дорогого газа

(полуострова Ямал, шельфовых месторождений, запасов Восточной Сибири и Дальнего Востока).

Рост промысловой цены «старого» газа предполагается с 4 (2002 г.) до 14 (2030г.) долл. за тыс.м3. Прогнозная промысловая цена «нового» газа полуострова Ямал, оценивается в 19-20 долл. за тыс.м3 (с учетом добычи до 2030 г).

Всего капвложения по «ямальскому варианту» оцениваются 41млрд.долл, в т.ч. в трубопроводы до г. Ухта — 31,8 млрд.долл (78 %).

Очевидно, что при существующих ценах на газ внутри России и налоговых сборах, учитывая масштабность требуемых капвложений, разработка Ямальских месторождений будет характеризоваться низкой рентабельностью.

С учетом проблем разработки «большого газа» особое значение приобретает освоение малых и нетрадиционных ресурсов газа регионального и местного значения.

По имеющимся оценкам только в Европейской части России имеется около 185 малых месторождений природного газа (с запасами менее 40 млрд.м3 каждое) с суммарными запасами около 420 млрд.м3 (категории А+В+С12), которые было бы целесообразно разрабатывать силами независимых газодобывающих компаний, при условии обеспечения приема этого газа в ЕСГ .

В целом производители газа вне Газпрома владеют лицензиями на примерно 30% запасов газа, а их суммарная доля в добыче составляет только порядка 10%.

Таким образом:

· для обеспечения эффективности деятельности газовой отрасли и энергетической безопасности страны необходимо повышение цены реализации газа;

· необходимо создание условий для наращивания газодобычи независимыми производителями газа.

3. Транспорт и газа

Текущая ситуация

Низкие на газ в системе газоснабжения не покрывают расходы на эксплуатацию газопроводов, затраты на ремонт и реконструкцию газовых сетей, строительство которых проводилось 20-30 лет назад. Выручки от реализации газа не хватает на покрытие амортизационных отчислений, на восстановление естественного старения газораспределительных мощностей.

Это ведет к снижению промышленной безопасности распределительной системы в целом.

Срок службы отдельных элементов газотранспортной системы уже истек. Требуется значительный инструментальный контроль и модернизация.

В то же время, существуют значительные резервы повышения эффективности деятельности системы магистральных газопроводов, что также требует капитальных вложений. В частности, газопотребление на собственные нужды (50 млрд. куб.м газа в год) превышает западные характеристики в 1,5 раза.

План реконструкции газотранспортных систем на 4 года в целом по ОАО «Газпром» оценивается в 8,5 млрд. долл. Это сумма, поднимет объем прокачиваемого газа на 20 млрд.м3 , т.е. до 600 млрд.м3.

Необходимы меры по обеспечению финансирования реконструкции и развития газотранспортной системы, внедрения технологий для обеспечения сокращения неэффективного использования газа.

Отсутствует единая программа развития ЕСГ с учетом деятельности независимых газодобывающих компаний и орган ее согласования, что является негативным фактором, сдерживающим развитие отрасли в целом.

Создание свободного рынка газа, развитие независимой добычи и поставок связано с решением вопросов рационального использования хранилищ газа и развитием мощностей хранения, достаточных для балансировки рынка газа, системы магистральных газопроводов и обеспечения гарантированного газоснабжения.

Необходим единый план развития ЕСГ с учетом деятельности независимых производителей газа для обеспечения согласованных планов добычи и хранения газа, требуемых в перспективе пропускных возможностей системы.

Транспортные тарифы и условия транспортировки

Отсутствует эффективный механизм расчета транспортного тарифа, учитывающий географическую, экономическую и организационную специфику отрасли, обеспечивающий расширенное воспроизводство транспортных мощностей.

Кроме того, ОАО «Газпром» имеет право использовать разные тарифы для транспортировки «своего» и «чужого» газа, что ведет к ценовой дискриминации газа независимых производителей, в то время как обеспечение конкурентоспособности и развития независимых производителей напрямую зависит от экономически обусловленных тарифов на транспортировку газа.

Стоимость транспортировки газа и условия его транспортировки должны устанавливаться государственным органом регулирования и быть едиными для всех потребителей газотранспортных услуг.

Транспортные тарифы должны включать в себя затраты на транспортировку, административно-управленческие расходы, а также капитальные затраты на поддержание работоспособности и развитие системы магистральных газопроводов.

Стоимость транспорта газа составляет большую часть цены газа у потребителя. Поэтому необходима разработка «сложной» системы принципов взимания тарифов для финансирования реконструкции и развития газотранспортной системы.

Необходима разработка экономически обоснованной и эффективной системы оплаты услуг по транспортировке газа, контролируемой государством.

Право доступа независимых производителей к газотранспортной системе, закрепленное законом, на практике реализуется только на условиях, выдвигаемых ОАО «Газпром».

Необходимы равные условия доступа к газопроводам и равные тарифы на транспортировку газа для всех субъектов газовой отрасли.

Вопросы регулирования доступа к ЕСГ должны быть переданы независимому органу.

При этом необходимо обеспечить прозрачность и обоснованность решений такого органа, принимаемых на основании информации ОАО «Газпром».

4.

Газовая отрасль имеет высокую капиталоемкость. Характерный срок реализации инвестиций 10 лет. Долгосрочные инвестиции требуют гарантий. Гарантии ранее обеспечивались гарантиями рынков сбыта — долгосрочными контрактами, ограничительными оговорками о запрещении перепродаж, государственными гарантиями, что приводит к ограничению конкуренции.

Необходимо реализовывать новые механизмы гарантий развития отрасли, включая системные гарантии вхождения на рынок, прозрачность методик определения цен и тарифов, государственные гарантии реализации реформ.

В то же время, рост газопотребления наблюдается сейчас практически повсеместно, кроме стран, которые находятся в тяжелом кризисе или выходят из этого. При этом этот рост происходит даже на фоне стабилизации энергопотребления в целом. Например, в Западной Европе во многих странах доля газа и объемы газопотребления растут, газ рассматривается как наиболее востребованный энергоресурс.

В настоящий момент в России отсутствует промышленное производство сжиженного природного газа (СПГ), в то время как мировой рынок СПГ является самым динамично развивающимся рынком углеводородных энергоносителей.

Газовая отрасль в целом привлекательна для инвестиций.

Однако ежегодно утверждаемая Правительством РФ инвестиционная программа ОАО «Газпром» не покрывает всех потребностей компании в капитальных вложениях.

По данным ОАО «Газпром» потребность в инвестициях составляет около 4,7 млрд. долл./год, а чистая прибыль оценивается как 2,4 млрд. долл./год, или около 50 % от объема необходимых инвестиций. Таким образом, потребность ОАО «Газпром» в инвестициях превышает объем прибыли в два раза.

Необходимо создание условий для привлечения инвестиций, в том числе в независимую газодобычу.

Инвестиции необходимы для:

· поддержания падающей добычи ОАО «Газпром;

· реконструкции газотранспортной системы;

· разработки новых месторождений;

· реализации восточных программ (добыча, транспорт, распределение, экспорт);

· приобретения инфраструктурных объектов в Европе.

Внешние инвестиции могут опираться только на стабильные цен и регулируемые возможности входа на рынок.

Согласно мнению независимых производителей, такими условиями являются в частности:

1. Стабильный прогноз внутренней цены на газ.

2. Свободный доступ и прозрачные тарифы на транспорт газа.

3. Квотированный доступ к экспортному рынку.

5. Ценообразование

По собственным заявлениям, ОАО «Газпром» не может обеспечить рост добычи — заявленные инвестиции способны привести только к ее стабилизации. Продолжение существующей ценовой политики государства в отношении газовой промышленности чревато заметным снижением объемов добычи газа за пределами 2010 года.

Внутренние ресурсы независимых производителей ограничены уровнем регулируемых цен, что приводит к экономической нецелесообразности развития независимой газодобычи.

Необходимый объем добычи газа при столь низких ценах обеспечить невозможно. Заметные негативные последствия подобной политики для экономики будут проявляться, начиная с 2006 года, а после 2010 г. они станут очень явными.

Существующие внутренние регулируемые цены на газ не позволяют производителям газа — и ОАО «Газпром», и независимым компаниям, компенсировать капитальные затраты и стоимость инвестиций.

В отрасли существует перекрестное субсидирование, которое негативно сказывается на прозрачности ценообразования тарифов, но не обеспечивает, тем не менее, устойчивого финансового состояния ОАО «Газпром».

Существуют следующие уровни перекрестного субсидирования:

· внешний рынок платит за внутренний рынок

· промышленность платит за население

· ближние потребители платят за дальних потребителей

При этом внутренние цены на газ находятся ниже себестоимости.

По мнению ОАО «Газпром», единственным способом выхода из ситуации существующего недофинансирования отрасли является повышение внутренних цен на газ.

С другой стороны Правительство РФ не может резко повысить цены в связи с опасностью кризиса в экономике и повышения уровня инфляции.

Проведенное в рамках рабочей группы исследование «Влияние ценовой политики в газовой промышленности на потребителей и развитие экономики России показало:

Повышение цен на газ возможно проводить темпами, достаточными для обеспечения развития газовой отрасли. При этом сохраняются устойчивые тенденции развития экономики страны.

Основные отрасли — потребители газа сохраняют жизнеспособность в рассматриваемом диапазоне цен газа, однако, финансовое состояние в некоторых отраслях, в том числе, черной металлургии и подотраслях химической промышленности, должно быть исследовано более детально с целью разработки комплекса поддерживающих мер.

Некоторые отрасли (подотрасли) — потребители газа при повышении цен на газ будут нуждаться в мерах специальной государственной поддержки.

6. Предпосылки создания рынка газа

Либерализация ценообразования на рынке газа с одновременным усилением конкуренции высвобождает механизмы изменения цены и стимулы к инвестициям.

В условиях конкуренции при эффективном регулировании это приводит к значительному росту вложений в производство и развитие инфраструктуры магистрального и регионального транспорта и хранения газа, а также увеличению диверсификации поставок, что создает предпосылки к расширению предложения и в перспективе к снижению рыночных цен.

Государство регулирует цены на газ, реализуемый по лимитам, при продаже сверхлимитного газа используется коэффициент повышения цены порядка 1,4 (от 1,1 до 1,5) к цене, установленной . При этом отсутствует прозрачная методика установления лимитов, что приводит к существенным злоупотреблениям.

Для организации свободного рынка газа необходим ряд организационных и структурных преобразований, обеспечивающих формирование рыночных взаимоотношений.

Решением проблем может быть создание двухсекторной модели рынка как временной меры (на переходный период) с постепенным увеличением нерегулируемого сектора и сокращением регулируемого сектора только до объема поставок населению. Главной целью создания двух секторов на настоящем этапе является нахождение наименее болезненного способа увеличения цены на газ для потребителей.

Однако при создании и развитии нерегулируемого сектора рынка газа и участии в нем монополиста газовой отрасли ОАО «Газпром», должны быть соблюдены следующие принципы:

· Установление лимитов на потребление газа по регулируемым ценам должно производиться не самим монопольным поставщиком, а под контролем государства, по публично известным принципам.

· Транспортные тарифы на газ должны быть одинаковы для всех производителей, и устанавливаться государством.

· Торговля на нерегулируемом рынке газа должна производиться по понятным и публично известным правилам, в равных для всех субъектов рынка условиях;

· До начала торговли на нерегулируемом рынке должны быть разработаны понятные и относительно простые механизмы, обеспечивающие выполнение контрактов, в том числе правила по использованию транспортных мощностей ОАО «Газпром».

Необходима разработка правил поведения субъектов рынка газа, механизмов и организационной структуры рынка:

Разработка и внедрение реально работающей системы обеспечения доступа поставщиков газа к газотранспортной системе ОАО «Газпром».

Создание независимого и полномочного органа для решения вопросов, связанных с доступом к газотранспортной системе РАО «Газпром» независимых поставщиков.

Проведение разделения на уровне видов деятельности транспортной составляющей в составе ОАО «Газпром», с целью дальнейшего выделения в самостоятельную компанию.

Разработка и внедрение эффективного механизма прямых договоров между производителями и крупными потребителями на поставку природного газа.

Реализация принципа публичности в отношении отчетности ОАО «Газпром», в том числе по свободным транспортным мощностям.

Организация торговой площадки для отработки механизмов свободной торговли газом, формирование рыночной структуры, разработка и внедрение Правил работы вторичного рынка газотранспортных мощностей, хранения газа.

Стимулирование конкуренции и использования эффективных газосберегающих технологий.

7. Экспорт

В настоящее время убытки от продажи газа в России по регулируемым ценам ОАО «Газпром» компенсирует продажей газа по европейским ценам на экспорт. Независимые производители лишены такой возможности, поскольку существующая нормативная база описывает обязанности владельца газотранспортной системы по предоставлению транспортных мощностей только в связи с внутренним транспортом газа.

В то же время, очевидно, что применение рыночных принципов в газовой отрасли, создание рынка газа предполагает создание равных условий для всех субъектов рынка.

С целью поддержки независимых производителей газа целесообразно предоставление им права поставлять часть добываемого газа (пропорционально их доле в общей добыче газа) на экспорт.

Требуется определение условий доступа независимых организаций-поставщиков к ГТС ОАО «Газпром» при осуществлении ими поставок газа в страны СНГ и Балтии, включая возможную необходимость лицензирования этой деятельности с включением в лицензию обязательного требования о запрещении реэкспорта газа на рынки стран Западной и Центральной Европы.

В регулировании внешнеэкономической деятельности возможно использование нетарифного регулирования.

Реализация газа на европейском рынке в ближайшей перспективе должна осуществляться централизовано в целях избежания конкуренции между российскими производителями газа.

С этой целью необходимо создание единого экспортного канала на рынки стран Европы с предоставлением компании-трейдеру соответствующей исключительной лицензии на осуществление этой деятельности. Возможно привлечение в качестве единого трейдера, в том числе на условиях комиссии.

В целях избежания конкуренции между российскими производителями газа на европейском рынке, экспорт газа должен производиться через единый экспортный канал.

8. и регулирование.

Налоги

Установленные налоги, акцизы и прочие сборы не содержат стимулов к разработке месторождений с «затухающей» добычей, трудноизвлекаемых запасов и освоению новых районов.

Основной целью оптимизации налогового законодательства в газовой отрасли является экономическое стимулирование инвестирования средств в добычу природного газа, повышение деловой активности независимых газовых

компаний, стимулирование газо- и энергосбережения.

Необходимо сосредоточение налоговой нагрузки на этапе добычи газа и на этапе его реализации конечным потребителям, то есть на этапах потенциально конкурентных видов деятельности.

Требуется оптимизация налогового законодательства.

Регулирование цен и тарифов

Для снятия проблемы прозрачности отрасли как с точки зрения потребителей услуг, так и с точки зрения регулятора, необходим обособленный бухгалтерский учет по всей технологической цепочке — в добыче, транспортировке, реализации газа. Требуется разработка и внедрение методики формирования цен на услуги по хранению газа.

Стоимость транспортировки газа и условия его транспортировки должны устанавливаться органом регулирования и быть едиными для всех потребителей газотранспортных услуг. Транспортные тарифы должны включать в себя затраты на транспортировку, административно-управленческие расходы, а также капитальные затраты на поддержание работоспособности и развитие газотранспортной системы.

Необходима разработка и внедрение методики формирования цен на услуги по транспортировке и хранению газа, введение единого регулируемого транспортного тарифа.

Регулирование недропользования

В настоящее время ОАО «Газпром» и предприятия с его участием имеют лицензии на 56,9 % разведенных запасов газа. Независимые газодобывающие предприятия имеют лицензии на участки с запасами газа около 3,5 трлн.м3 (7,5 % от общих разведанных), нефтедобывающие компании имеют лицензии на залежи с запасами ПГ в объеме 10,7 (23 %).В нераспределенном фонде запасы ПГ оцениваются величиной 5,9 трлн.м3 (12,6%).

В соответствии с предложениями независимых производителей газа, необходимо провести конкурс на предоставление права на разработку газовых месторождений, в первую очередь месторождений, расположенных вблизи действующих магистральных газопроводов.

Законодательное «перерегулирование» отрасли

Реформа отрасли невозможна без изменений законодательной базы. С точки зрения действующих законов свободный рынок газа не предусмотрен. Лицензирование предусмотрено, но не реализовано.

В то же время, если полагаться только на рыночные регуляторы, можно допустить стратегическую ошибку в обеспечении энергетической безопасности России. Об этом говорит опыт возникновения мировых энергетических кризисов.

Существует необходимость разумного государственного регулирования и антимонопольного контроля.

9. Газосбережение и переработка газа.

В настоящее время газ в стране используется неэффективно, в том числе и самим ОАО «Газпром». Как отмечалось, газопотребление на собственные нужды (50 млрд. куб. м газа в год) превышает западные характеристики в 1,5 раза.

Существует значительная зависимость электроэнергетики от газа (как ценовая, так и технологическая). Снижение газопотребления РАО «ЕЭС России» планируется до 60 % к 2020 году с 64 % — 65 % в настоящее время. Энергетические установки в России на газе работают с КПД 33%, в то время в Европе этот показатель находится в пределах 56-87%.

Расход газа в металлургии и производстве аммиака в России превышает аналогичные зарубежные показатели в 1,6 — 2,2 раза.

Существующий в настоящее время диспаритет цен на основные виды энергоносителей: уголь — 1, газ — 0, 63, мазут — 1, 87 не стимулирует газосбережения. Для повышения эффективности использования газа необходимо приведение в соответствие цен между углем, газом и мазутом в оптимальное соотношение: 1:1,2:1,3.

Для обеспечения конкуренции между основными видами топлива необходима разработка комплекса эффективных антимонопольных мер, в том числе ликвидация диспаритета цен.

По экспертным оценкам стимулирование организационных и технологических мер экономии энергоресурсов, в том числе путем постепенной либерализации цен на газ, позволит существенно сократить газопотребление:

Возможности газосбережения, млрд. куб. м

Показатели

Потребление

Экономия* в

Потенциал

 

в 2000 г.

2005 г.

2010 г.

экономии

Всего

397,3

26-30

65-75

145-165

Собственные нужды газопроводов

47,7

4-4,9

7,5-9

15-18

В национальном хозяйстве

349,6

22-25

57-66

130-147

в том числе:

 

 

 

 

— электростанции

154,4

12-13,5

29-34

70-75

по электроэнергии

 

6,5-7,5

16-18

37-40

по теплу

 

5,5-6

13-16

33-35

— центральные котельные

70,1

5,5-6

13,5-15

34-37

— технологические нужды промыш-

 

 

 

 

ленности и строительства

64,9

2,5-3

7-8,5

14-18

— коммунально-бытовые нужды

52,7

1,5-2

4,5-6

11,5-14

*При увеличении цены газа от 2001 г. в 2,6 раза к 2005 г. и в 3,5 раза к 2010 г.

При этом необходима координация инвестиций в различные отрасли экономики. Кроме того, требуемые капиталовложения в энергосбережение очень велики — например, до 2010г. они оцениваются специалистами в 17-20 млрд. долларов.

Таким образом, программы энергосбережения можно реализовать только при активном участии государства, которое должно обеспечить разработку механизмов и методов стимулирования.

При реализации программ газосбережения можно существенно сократить потребление газа, и сократить требуемые объемы добычи газа «новых месторождений, предполагающие значительные капвложения.

Переработка газа

В настоящее время основная часть добываемого в России газа используется в качестве топлива. Объем извлекаемых пропан-бутановых соединений составляет около 36-38% от возможных, этана — только 5-6%. Мощности по переработке газа в России составили к 2001 году 5,1% от мировых.

Таким образом, требуется развитие газопереработки с целью наиболее полного извлечения всех целевых продуктов, входящих в состав природного газа, их комплексного и рационального использования, переработки газового конденсата, имеющего более высокую рентабельность переработки, чем нефть.

Также остро стоят вопросы утилизации и переработки попутного газа, который по официальным данным сжигается в объемах, превышающих 7 млрд. куб. м в год, и, по экспертным оценкам, может достигать 25 млрд.куб.м с увеличением добычи нефти.

Необходимо развивать направления переработки газа в комплексе со стимулированием газосбережения.

10. Корпоративные обязательства ОАО «Газпром» и структурная реформа.

Газовая отрасль в лице ОАО «Газпром» несет большие социальные обязательства перед государством, экономикой, населением за обеспечение бесперебойности газоснабжения.

Этот тезис позволяет ОАО «Газпром» в течение долгого срока обсуждения различных концепций реформирования сохранять свою целостность и монопольное положение.

В то же время, большой объем и номенклатура производств, широкое географическое положение, сложная структура административных взаимодействий не позволяют эффективно осуществлять оперативный мониторинг, принятие решений и контроль их исполнения.

Высокий уровень закрытости компании не позволяет обоснованно оценивать эффективность ее деятельности. Однако косвенные цифры (в частности, расход газа на собственные нужды) позволяют говорить о наличии внутренних резервов эффективности.

Наличие в ОАО «Газпром» разных по структуре производства и отношению к рынку предприятий затрудняет использование внешних мер регулирования, поскольку для конкурентных видов деятельности наиболее эффективно использование рыночных механизмов регулирования (договорные принципы), а для естественно-монопольных — государственных (регулируемые принципы).

Кроме того, высокий уровень закрытости компании, несущей разнородные затраты и имеющей разнородные доходы, не позволяет собственникам эффективно влиять на вопросы ее управления.

Естественно-монопольные виды, прежде всего транспорт, хранение, должны подвергаться жесткому, строгому контролю, что невозможно без ясного понимания ценообразования, издержек производства.

Интеграция внутри ОАО «Газпром» потенциально конкурентных (добыча и реализация газа) и естественно-монопольных (транспорт) видов деятельности снижает степень эффективности управления, препятствует прозрачности компании.

Для дальнейшего развития отрасли стратегически необходимо выделение естественно-монопольной деятельности — транспорта газа.

Разделение может быть разным, в том числе, на уровне ведения счетов. При этом, как в ряде зарубежных стран, продолжают действовать интегрированные компании, в которых предоставляют разные виды услуг. Для таких компаний вводится понятие «возведение китайских стен». Однако в большинстве стран действуют специализированные по видам деятельности компании.

Гарантии равных для всех производителей условий деятельности обеспечиваются государством путем разработки мер антимонопольного контроля.

Разделение секторов добычи и транспортировки газа необходимо:

· для повышения эффективности контроля деятельности ОАО «Газпром» со стороны государства как основного акционера;

· для обеспечения равных для всех производителей условий деятельности, в том числе доступа к газотранспортной системе.

11. Использование зарубежного опыта

Российская газовая отрасль имеет ряд существенных отличий от зарубежных аналогов, которые не позволяют напрямую применять использованные там методы решения стоящих в России проблем. Кроме того, до сих пор еще ни в одной стране процесс либерализации газовой отрасли не доведен до конца, и таким образом нельзя обоснованно судить об эффективности тех или иных стратегий.

Все принципиальные проблемы формирования, развития и регулирования «рынка газа в РФ» должны обсуждаться и решаться с учетом целого ряда обстоятельств (реалий), присущих только России.

Россия располагает огромными ресурсами газа, расположена в очень удобном геополитическом месте среди стран-потребителей, и сама является потребителем значительного количества газа, а также характеризуется огромными территориями размещения потребителей ресурсов, суровыми природно-климатическими условиями.

Еще одной уникальной особенностью газовой отрасли России является исторически сформировавшаяся естественно-монопольная система магистральных газопроводов.

Поэтому нельзя механически переносить опыт организации и либерализации газового рынка других стран, например, Европы.

Зарубежный опыт не дает прямых способов решения проблем газовой отрасли России. Вместе с тем, опыт Великобритании и Канады должен быть учтен при проведении реформ.

Анализ зарубежного опыта позволяет выявить несколько общих принципов, принятых практически во всех странах, проводивших реформу газовой отрасли:

1. Практически во всех странах сильна роль государственного регулирования, наиболее эффективным является сочетание рыночных подходов и механизмов госрегулирования;

2. Практически во всех странах в результате проведенных реформ разделены потенциально конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности.

3. Деятельность по добыче и реализации газа — производится на рыночных принципах, транспорт (и хранение — не везде) — регулируются государством, однако транспортные компании имеют возможность закупки и реализации газа, как правило, в пределах требуемой технологической балансировки.

Обычно монополизированная к моменту начала реформ газовая отрасль отождествляет себя с государством и выстраивает не только специфические отношения с окружающими субъектами, но и характерное внутреннее «государственное» устройство.

Попытки государства открыть доступ к инфраструктуре и вторичным мощностям вызывают, как минимум, скрытое сопротивление монополиста.

Основным аргументом против изменения устоявшейся структуры является предполагаемая угроза снижения надежности газоснабжения.

В этой ситуации решение об изменении структуры газовой отрасли носит во многом политический характер. Экономическое обоснование политики на этой стадии часто отсутствует или недостаточно эффективно, в частности из-за отсутствия открытых объективных данных и прогрессивных инициатив в самой отрасли.

Во всех странах реформирование газовой отрасли традиционно характеризуется конфликтом между государством и отраслью.

В ходе реформ определяется оптимальный баланс между рыночными механизмами и степенью оптимального государственного регулирования.

Ключевым фактором решения этой задачи является создание и поддержание эффективного функционирования независимого регулирующего органа.

Сроки проведения реформ в газовой отрасли сравнимы со сроками инвестиционных процессов — десятилетия — а значит и прогнозный срок деятельности регулятора не менее десяти лет.

Необходим систематический мониторинг результатов реформ, контроль и корректировка хода реформирования.

В «либеральной» Европе тратятся гигантские суммы на попытки технологического объединения газотранспортных систем.

Единая диспетчеризация газовых потоков является существенным преимуществом российского рынка. Поэтому отделение газотранспортных систем по собственности не должно производиться с раздроблением указанных систем.

При создании рынка газа необходимо использовать преимущества сложившейся технологической системы диспетчеризации, исключив при этом корпоративный монополизм.

Определенность для инвестиций дают не только и не столько кодексы транспортных систем, но и стимулы, разрабатываемые регуляторами на основе понимания и должного реструктурирования мотивации субъектов рынка, которое формируется в процессе выделения видов деятельности (добыча, транспорт и хранение, распределение), определения прав и обязанностей (в том числе социального характера).

Для привлечения инвестиций в отрасль нужна полная определенность и долгосрочная стабильность правил регулирования.

Непрозрачность и изоляционизм монополистов являются препятствием для осуществления таких инвестиций.

12. Текущее состояние планов реформирования отрасли.

На уровне обсуждаемых проектов существует большое количество программ реформирования отрасли, отражающих разные политические и экономические интересы. В частности:

· Указ Президента РФ от 28.04.1997 №426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий»

· Заявления Правительства и Центрального банка РФ об экономической и структурной политике (разделы, касающиеся газовой отрасли).

· Концепция развития газовой отрасли, Минтопэнерго РФ, осень 1998г.

· Статус подотрасли газораспределения РФ, Минтопэнерго России, 1999-2000 гг.

· Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020г., Минэнерго РФ, ноябрь 2000г.

· Концепция развития рынка газа, ФЭК РФ, 2001г.

· Анализ эффективности государственного регулирования рынка газа и анализ возможных направлений структурной реформы в газовой промышленности, Институт макроэкономических исследований Минэкономразвития России, 2001г.

· Стратегия развития газовой промышленности на период 1999-2001гг.

· Реформирование отраслей естественных монополий и его влияние на инвестиционную привлекательность естественных монополий и на состояние федерального и консолидированного бюджетов, Фонд «Бюро экономического анализа», 2001г.

· Концепция ФЭК по созданию федерального оптового рынка газа, апрель 2002г.

· Примерно с середины 2001г. в Минэкономразвития России совместно с ОАО «Газпром» ведутся работы над концепцией развития газовой отрасли РФ и развития рынка газа в РФ.

· С февраля 2001 г. Рабочая группа РСПП по реформированию газовой отрасли разрабатывает предложения по концепции реформирования газовой отрасли.

Таким образом, можно констатировать отсутствие на текущий момент единой точки зрения на ситуацию в отрасли и принципиально различные подходы к ее реформированию.

Ссылки по теме:

Стенограмма заседания рабочей группы РСПП по реформированию газовой отрасли от 05 марта 2002
года

Стенограмма заседания рабочей группы РСПП по реформированию газовой отрасли от 18 апреля 2002
года

Стенограмма заседания рабочей группы РСПП по реформированию газовой отрасли от 04 июня 2002 года

Стенограмма заседания рабочей группы РСПП по реформированию газовой отрасли от 16 июля 2002 года

Стенограмма заседания рабочей группы РСПП по реформированию газовой отрасли от 12 сентября 2002 года

Стенограмма заседания рабочей группы РСПП по реформированию газовой отрасли от 21 октября 2002 года

Особое мнение представителя ООО «Межрегионгаз» по «Основным выводам» Рабочей группы РСПП по реформированию газовой отрасли

РСПП: Концепция реформы рынка газа

Основные выводы по итогам аналитического этапа деятельности Рабочей группы РСПП по реформированию газовой отрасли

Доклад начальника Управления по развитию рынка газа ООО «Межрегионгаз» Петрова А.А. на совещании в РСПП

Доклад Илькевича «Развитие газовой промышленности России на период до 2020 г».

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Концепции | Комментарии к записи Основные выводы по итогам аналитического этапа деятельности Рабочей группы РСПП по реформированию газовой отрасли отключены

Комментарии закрыты