Еженедельный аналитический комментарий по событиям ТЭК

03.06.2008
Дата публикации: 03.03.08

за 25 февраля — 02 марта 1. Тема недели

На прошлой неделе стало известно, что премьер-министр Виктор Зубков подписал «Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года». Этот документ готовился почти три года — сначала в РАО «ЕЭС России», а затем в Минпромэнерго. Всё это время он подвергался сильнейшей критике со стороны «Газпрома», а затем и новых владельцев генерирующих активов, за игнорирование их интересов. В результате РАО «ЕЭС России» и «Газпром» так и не смогли разрешить все противоречия. Компромисс был найден лишь по 14 из 21 спорного объекта, а это, значит, что даже подписанный документ на практике уже точно окажется неработоспособным. Судя по всему, именно по этой причине новый глава Росэнерго Дмитрий Аханов, заявивший о подписании документа, сообщил, что генсхема будет корректироваться каждые три года. В то же время следует понимать, что в данном случае у инициаторов схемы не было задачи описать точную траекторию развития электроэнергетики, а лишь политически закрепить идею развития электроэнергетики после продажи активов частным инвесторам. Создать хоть какой-то ориентир обязательств покупателей станций с одной стороны, и закрепить обязательства «Газпрома» как поставщика основного вида топлива (газа) по снабжению новых объектов.

В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года учтены планы по строительству новых объектов атомной генерации, а также ГЭС мощностью от 200 МВт и тепловых станций мощностью от 500 МВт. Кроме того, документ фиксирует строительство магистральных сетей напряжением 330 кВ и выше, сетей для выдачи мощности новых энергообъектов, а также сетей и подстанций для расширения сечения в ряде мест. По базовому варианту планируется, что к 2020 году объем выработки электроэнергии на АЭС вырастет в два раза от уровня 2007 года, производство на ГЭС увеличится на 60%, выработка угольных электростанций также вырастет в два раза, а газовых — в полтора. При этом в рамках генсхемы предполагается оптимизация потребления газа на объектах электроэнергетики, в первую очередь за счет внедрения современных технологий сжигания газа, а также благодаря энергосбережению. Так, к 2010 году потребление газа в отрасли должно достичь 186 млрд кубометров в год, а к 2020 году вырасти по базовому сценарию до 210 млрд кубометров в год, а по наиболее максимальному — около 230 млрд кубометров.

В целом с этой задачей Генсхема справилась, если не считать ряд спорных объектов, которые «Газпром» хотел бы заполучить в собственность (как, например, Конаковскую электростанцию, входящую в ОГК-5, или Северо-Западную ТЭЦ). Но если смотреть в целом, то государство выпустило еще один противоречивый, ни к чему не обязывающий документ, которым невозможно руководствоваться при планировании развития электроэнергетического бизнеса. Из системных недостатков Генсхемы, даже не вникая в содержание, можно назвать отсутствие синхронной схемы развития газовой промышленности. Хотя в свое время были даны поручения реализовать обе схемы взаимосвязано, как того требуют особенности топливного цикла в электроэнергетике. Однако на сегодняшний день «Газовая схема», которую готовил «Газпром», вообще исчезла из правительственных документов и планов. Монополия фактически добилась сохранения за собой эксклюзивного права решать вопросы разработки газовых месторождений и синхронизации их с развитием газотранспортной системы.

Следует также отметить, что это вполне соответствует практике разработки всех концептуальных документов в энергетической сфере (за исключением программы реформирования электроэнергетики). Это касается и Энергетической стратегии до 2020 года, принятой в 2003 году (сейчас Минпромэнерго в инициативном порядке готовит новую версию до 2030 года, построенную на таких же виртуально-прогностических принципах как и существующий документ), и Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и реализации газа до 2020 года. Последняя реально была разработана самим «Газпромом» и утверждена приказом Минпромэнерго только для того, чтобы зафиксировать преимущества разработчика в борьбе за месторождения в Восточной части страны (а именно, за Ковыкту, Чаянду и «Сахалин-3»).

2. Развитие инфраструктуры и госполитика в ТЭК

2.1 «Газпром» пытается форсировать разработку Бованенковского месторождения и создание газотранспортной системы с полуострова до Ухты. Профильный зампред правления концерна провел совещание по обустройству месторождения, констатировав, что работа идет строго в соответствии с графиком, предусматривающим начало промышленной добычи летом 2011 года. Тем не менее, до сих пор объем инвестиций «Газпрома» в проект был весьма скромным. Так в прошлом году на эти цели было выделено всего около 1 млрд долларов. Однако уже в этом году в Бованенково планируется вложить более 100 млрд руб (4 млрд долл.). По словам Ананенкова, 56 млрд рублей будет выделено непосредственно на обустройство месторождения — на подготовительную часть, объекты добычи, еще 20 млрд рублей — на строительство железной дороги до Бованенкова, а еще 28 млрд рублей — для создания газотранспортной системы.

Выход на Ямал и начало промышленного освоения газовых запасов полуострова является стратегической задачей «Газпрома», без решения которой невозможно даже поддерживать добычу компании на текущем уровне в среднесрочной перспективе. Советские месторождения гиганты (Медвежье, Уренгойское, Ямбургское) ежегодно падают на 25-30 млрд кубометров в совокупности. И до сих пор падение добычи удавалось компенсировать за счет введения малых (конечно, в масштабах «Газпрома») площадей и месторождений (Песцовая, Таб-Яхинская и т.д.). Однако после Южно-Русского месторождения у концерна практически не остается готовых к введению проектов, близко и удобно расположенных к существующей инфраструктуре. И если Ямал будет задерживаться (а по темпам инвестирования можно предполагать, что задержки будут), то «Газпром» будет вынужден искать компенсационные эффекты в развитии производства независимых производителей и разработке трудноизвлекаемых запасов жирного газа, требующей больших удельных затрат и инфраструктуры по переработке.

2.2 Необходимость вкладывать большие средства в новые регионы добычи, социально-значимую газификацию и т.д. позволили «Газпрому» и его правительственным кураторам вновь отбить атаку Минфина по пересмотру ставки газового НДПИ. Несмотря на то, что эффект повышения внутренних цен на газ на 25% с 1 января 2008 года уже положительно сказался на финансовых планах «Газпрома», совещание в Белом доме решило отложить вопрос о росте НДПИ. По прогнозам «Газпрома», в 2008 году монополия впервые за свою историю получит прибыль от работы на внутреннем рынке — 27 млрд руб. при сопоставимом убытке в 2007 году. В 2010 году прибыль должна превысить уже 200 млрд руб.

Еще в 2007 году была подготовлена стратегия налогообложения газовой отрасли, согласно которой ставка НДПИ на газ к 2010 году увеличится в пять раз, до 735 руб. за тысячу кубометров. В текущем году ставка НДПИ по газу действует в размере 147 руб. за тысячу кубометров, по сравнению с 2006 годом показатель не изменился. В 2005 году размер этого налога составлял 135 руб. за тысячу кубометров. По оценкам Минфина, рост НДПИ позволит увеличить доходы бюджета с 90 млрд руб. в 2007 году до 451 млрд руб. к 2010 году. Однако после ухода Германа Грефа из Минэкономразвития, ведомство смягчило свою позицию по фискальным вопросам. Новый министр Эльвира Набиуллина говорила, что газовые деньги нужно оставить компаниям для осуществелния масштабных инвестиционных планов, усилив контроль над инвестпрограммой госконцерна.

С другой стороны, нельзя исключать, что сама концепция выхода цен на уровень равнодоходности с экспортными продажами претерпит изменения в связи с непредсказуемыми последствиями для экономического роста России.

3. Слияния, поглощения, сделки

3.1 «Газпром» и акционеры Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) подписали соглашение о параметрах сделки по созданию объединенного холдинга. Фактически, речь идет о переходе СУЭК под контроль газового монополиста. А частным акционерам угольной компании со временем будет позволено «обналичить» часть своих акций через IPO новой компании.

Угольная компания разместит в пользу группы «Газпром» допэмиссию. В результате выкупа новых акций «дочки» концерна станут владельцами 50% и одной акции СУЭК, оплатив их 60-процентными пакетами ОГК-2 и ОГК-6, а также миноритарными долями (по 5%) в ОГК-5, ТГК-5 и ТГК-11. Сделку планируется завершить до 31 августа. Руководить компанией продолжит Владимир Рашевский, который, как считается, является миноритарным акционером СУЭК. Ее совет директоров будет состоять из 11 человек. В него войдут пять представителей «Газпрома», четыре представителя акционеров СУЭК и два независимых директора. Совет директоров возглавит представитель «Газпрома», скорее всего, это будет глава «Межрегионгаза» Кирилл Селезнев, который является куратором энергетического блока в руководстве «Газпрома». Соглашение акционеров подписано по английскому праву, чтобы защитить интересы нынешних акционеров СУЭК — Андрея Мельниченко и Сергея Попова.

Создается мощнейшая вертикальная цепочка, объединяющая возможности газовой монополии, крупнейшего поставщика энергетических углей (общие составляют около 5,8 млрд тонн) и мощного генерирующего блока из ОГК-2, ОГК-6, ТГК-11, ТГК-12, ТГК-13 совокупной установленной мощностью более 25 тыс. МВт (12% всероссийской мощности). И это не считая принадлежащих «Газпрому» ТГК-1 (Северо-Западная генерирующая компания) и ТГК-3 («Мосэнерго»), которые в сделку не войдут, но все равно будут управляться газовым концерном.

Владельцы СУЭК уже давно искали возможности капитализировать свои промышленные активы. И проводили консультации по перспективам продажи угольного бизнеса с некоторыми иностранными компаниями и российскими предпринимателями (в частности, речь шла о Михаиле Гуцериеве и Олеге Дерипаске). Однако после обращения в Кремль им было настоятельно рекомендовано рассмотреть вариант объединения активов с «Газпромом». Политическое решение было озвучено в феврале 2007 года, но процесс согласования условий сделки затянулся из-за желания акционеров СУЭК частично получить компенсацию в денежно форме, а также в связи с неопределенностью обмена акций РАО «ЕЭС России» на выделяемые из холдинга активы. Так, именно по результатам такого обмена «Газпром» должен окончательно сформировать контрольные пакеты акций ОГК-2 и ОГК-6, которые должны стать основой его вклада в угольно-энергетическое СП. В итоге доли партнеров оценили в 8 млрд долл., а получить деньги Мельниченко и Попов смогут только после продажи своих долей на IPO.

Главными противниками сделки были РАО «ЕЭС России» и ФАС, однако у первого нет даже формальной возможности препятствовать созданию альянса, а вторая максимум на что способна, так это выставить поведенческие условия. Неофициально говорится о том, что антимонопольная служба может обязать СУЭК к продаже части активов. А именно Киришской ГРЭС ( 2100 МВт, входит в ОГК-6) и Ставропольской ГРЭС (2400 МВт, ОГК-2), которые позволяют «Газпрому» доминировать (контролировать электростанции, на выработку которых приходится более 20% от общего производства в зонах свободного перетока электроэнергии) в Северо-Западной и Кавказской зонах. Однако, возможно, ФАС просто предупредит «Газпром» и СУЭК о необходимости соблюдать правила конкуренции и пригрозит санкциями в случае выявления нарушений.

3.2 На прошлой неделе стало известно, что структуры экс-главы «Еврохима» и бывшего вице-губернатора Республики Коми Николая Левицкого выкупили одну из крупнейших на российском рынке сейсморазведочных компаний — «Хантымансийскгеофизика». Таким образом, к уже имеющимся геофизическим активам — «Севергеофизике», «Интанефти», «Нарьян-Мар-геофизике», — предприниматель добавил более серьезную компанию, которая может стать центром геофизического холдинга.

Согласно отчетности ХМГ за четвертый квартал 2007 года, Исе и Рашиду Муртаевым принадлежало 13,9 и 16,8% акций, 12,7% — члену совета директоров компании Владимиру Мегере, 7,9% — Владимиру Огородову. ЗАО «Континентальная геофизическая компания» владеет 22,75% акций ХМГ. Практически все остальные члены совета директоров ХМГ имели небольшие пакеты (от 2 до 3,5% акций). Сумма сделки, по неофициальной информации, составила около 100 млн долл.

Кроме того, выяснилось, что его структуры активно скупают нефтегазовые участки в Коми. Н.Левицкий, покинув в 2002 г. «Еврохим», стал первым вице-губернатором Республики Коми. И именно в этом регионе стал собирать активы через ЗАО «Группа «Синттек». Так, через ООО «Тимано-Печорская газовая компания», которая контролируется Левицким, были приобретены три участка с суммарными ресурсами около 21,5 млрд куб. м (по категории C3 — D1). До этого ТПГК уже владела пятью месторождениями в Коми с запасами газа 43,087 млрд куб. м по категориям С1 — D1. Их эксплуатация должна начаться в 2010 г., а через два года добычу планируется довести до 500 млн кубометров в год. При этом практически все участки находятся неподалеку от трассы строящегося «Газпромом» газопровода Ухта-Торжок.

3.3 РАО «ЕЭС России» на прошлой неделе объявило о продаже 25,59-процентного пакета акций ТГК-10 (электростанции которой располагаются в нефтегазодобывающих регионах — в Тюменской области и Ханты-Мансийском АО, а также в Челябинской области) финскому концерну Fortum за 28,6 млрд рублей. Согласно решению совета директоров энергохолдинга покупатель этого пакета обязан выкупить допэмиссию акций ТГК (в объеме до 56,5% от увеличенного уставного капитала) по цене не ниже предложенной в ходе приобретения блокпакета. Таким образом, Fortum будет контролировать до 67% акций ТГК-10 (точный размер пакета будет определен исходя из цены размещения).

На этом фоне интересно, что французская GdF так и не смогла договориться с ЛУКОЙЛом о совместной покупке ТГК-10, а чешская CEZ, похоже, решила не участвовать в аукционе по ТГК-4, возможно, из-за опасений проиграть по политическим мотивам.

Будут ли иностранцы пытаться участвовать в покупке оставшихся «свободных» генерирующих активов, в настоящий момент до конца не ясно. В первую очередь, речь идет об ОГК-1, опять же, о ТГК-4 и ТГК-2. Есть сведения, что немецкая RWE приглядывается к ТГК-6, хотя на неё есть мощные претенденты в лице КЭС и «Газпрома».

Дефицит иностранных инвесторов может осложнить продажу последней оптово-генерирующей компании (ОГК-1). Размещение акций ОГК-1 объемом до 7 млрд долл. может быть перенесено в связи с тем, что считавшийся основным претендентом на покупку финский Fortum принял решение вложить 3 млрд долл. на покупку контроля в другой компании — ТГК-10. При этом напомним об интересе другой французской компании — EdF — к ОГК-1, которой ФАС уже выдала разрешение на покупку.

В то же время ФАС разрешила структурам КЭС-Холдинга приобрести акции ТГК-6 и ТГК-7, выдав предписание продать 741 МВт мощностей в течение года. Не исключено, что требование антимонопольной службы будет реализовано за счет продажи «Газпрому» части электростанций ТГК-7, к которым концерн проявлял интерес. Считается, что именно вероятная конкуренция со стороны «Газпрома» (который хотел иметь гарантии покупки активов ТГК-7 по приемлемой цене) тормозила выдачу разрешения КЭС и после того, как структуры Виктора Вексельберга согласились уступить часть активов газовому концерну, ФАС сдалась.

4. Внешние рынки

4.1 Газовые отношения с Украиной вновь зашли в тупик и привели к очередной угрозе со стороны «Газпрома» ограничить с 3 марта поставки топлива на 25%. Учитывая теплую погоду, такое снижение сейчас не выглядит катастрофичным для Украины и вполне возможно, что даже не приведет к несанкционированному отбору газа. Но дальнейший переговорный ступор неизбежно вызовет более жесткие меры со стороны «Газпрома». Переговоры с делегацией «Нафтогаза», которые прошли в четверг-пятницу и продолжались в выходные, не привели к компромиссу. «Газпром» требует обеспечить выполнение договоренностей Владимира Путина и Виктора Ющенко от 12 февраля о новой схеме поставок, украинское правительство отказывается их выполнять. Более того, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко выставила российскому концерну встречный ультиматум. По ее словам, с 1 марта компания «Укргазэнерго», которая имеет контракт на импорт газа с другим посредником — RosUkrEnergo, решением кабмина прекратила свое существование. А «Газпрому» предложено продавать газ напрямую «Нафтогазу» и забыть о совместном предприятии на внутреннем рынке Украины.

Это означает, что внутриполитический конфликт между президентом и премьером перешел в открытую фазу и должен неизбежно завершиться отставкой Ю.Тимошенко и развалом оранжевой коалиции. Тем более, что она позволила себе открыто критиковать существующую систему власти на Украине и высказалась за конституционную реформу с ликвидацией поста президента или премьера, но второе Ю.Тимошенко назвала непроходным через Верховную Раду вариантом.

С 2006 года «Газпром» передает среднеазиатский газ швейцарскому трейдеру RosUkrEnergo (50% принадлежит российскому газовому концерну, 45% и 5% — украинским предпринимателям Дмитрию Фирташу и Ивану Фурсину). RUE доставляет газ до российско-украинской границы и продает компании «Укргазэнерго» по 179,5 долл. за тысячу кубометров. «Укргазэнерго», которое является паритетным СП RosUkrEnergo и «Нафтогаза», реализует импортный газ промышленным потребителям и продает его «Нафтогазу» для обеспечения собственных нужд госконцерна и теплокоммунэнерго. После того как главой правительства стала г-жа Тимошенко, налаженная схема сломалась. С 1 января 2008 года «Нафтогаз» не имеет контракта с «Укргазэнерго» и, судя по всему, берет необходимый ему импортный газ самовольно. Если же трейдер будет ликвидирован, то у RUE не будет никаких оснований продолжать поставки среднеазиатского газа на Украину. В этом снабжение украинских потребителей импортным газом может быть полностью прекращено.

Очевидно, что «Газпром» будет до последнего отстаивать полученные от В.Ющенко гарантии создания совместного предприятия с «Нафтогазом», которое будет реализовывать импортный газ на внутреннем рынке Украины. Это для «Газпрома» в стратегическом смысле важнее, чем повышение цен до европейского уровня.

4.2 Успехи России в деле продвижения двух газопроводных проектов (Прикаспийского и «Южного потока»), призванных насытить растущие потребности рынков Центральной и Юго-Восточной Европы, заставляют оппонентов в борьбе за каспийские энергоресурсы резко активизировать деятельность. На прошлой неделе в тот день, когда в Кремле подписывалось межправительственное соглашение о присоединении к «Южному потоку» Венгрии, координатор по энергетическим вопросам Европы и Евразии госдепа США Стивен Манн получил аудиенцию у президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова. А спустя два дня по другую сторону Каспия он провел переговоры с лидером Азербайджана Ильхамом Алиевым.

В обеих столицах повестка дня переговоров американского дипломата была практически одной и той же — сопряжение интересов стран-экспортеров и транзитеров центральноазиатского и азербайджанского газа, его покупателей, а также кредиторов строительства будущего Транскаспийского газопровода. Он должен протянуться от туркменского берега Каспия по дну моря, через в Турцию, где, как предполагается, соединится с газопроводом Nabucco, идущим в Южную и Центральную Европу. Политический и экономический смысл как Транскаспия, так и «Набукко» — проложить транзитный коридор в обход России.

Стадия переговоров по Транскаспию в Баку уже продвинулась достаточно далеко. В частности, 29 февраля там уже был объявлен победитель тендера по подготовке ТЭО Транскаспийского газопровода — американская компания Kellog Brown & Root (KBR), которая создала альянс с компанией Granherne. Продвигаются переговоры с «КазМунайГазом» о создании СП, но без гарантий Ашхабада по долгосрочным поставкам газа ситуация реально не сдвинется с места. И миссия Стивена Манна, судя по всему, заключается в том, чтобы втянуть туркменское руководство в конкретный диалог по строительству Транскаспия. Туркменистан по-прежнему не желает отходить от своей принципиальной позиции, занятой им в еще в ниязовские времена: продажа газа на туркменской границе без каких-либо дополнительных обязательств перед конечными потребителями. И при этом рассчитывает на получение европейских цен.

Видимо, новое руководство Туркмении пытается оградить себя от рисков, связанных со Транскаспийским проектом, который может испортить отношения Ашхабада с Москвой. Кроме того, не отменяются проблемы в виде необходимых объемов добычи газа в республике. Отсутствие данных международного аудита запасов, а также отсутствие необходимого объема геологоразведочных работ ставит под сомнение возможности Туркмении резко нарастить добычу с учетом обязательств перед «Газпромом», Китаем (труба уже проектируется, и чуть ли не заявляется о начале строительства) и лоббистами Транскаспия.

Теги: , , , , , , , , , , , |Рубрики: Новости ТЭК: еженедельные аналитические комментарии | Комментарии к записи Еженедельный аналитический комментарий по событиям ТЭК отключены

Комментарии закрыты