Еженедельный аналитический комментарий по событиям ТЭК

16.06.2008
Источник: Группа ЭРТА
Дата публикации: 17.03.08
ERTA Group

за 10-16 марта 1. Тема недели

На прошлой неделе произошло событие, запрограммированное политикой «Газпрома» по переходу на «европейские цены» со всеми покупателями, но при этом знаменующее новое качество газовых взаимоотношений на постсоветском пространстве. Главы трех госкомпаний «Туркменгаза» Ягшигельды Какаев, «Узбекнефтегаза» Нурммухамад Ахмедов и «КазМунайГаза» Узакбай Карабалин, вместе приехали к председателю правления российского монополиста Алексею Миллеру и объявили, что с 1 января 2009 года будут продавать газ по европейским ценам. Таким образом, Москва, обладающая на сегодняшний день почти монопольными возможностями по закупке газа в Средней Азии, впервые столкнулась с консолидированной позицией Туркменистана, Узбекистана и Казахстана в ценовом торге и вынуждена идти на объявленные условия. Картель продавцов среднеазиатского газа России оформился, похоже, в том числе и по итогам активной деятельности американской и европейской дипломатии в регионе по лоббированию альтернативного России маршруту экспорта в Европу (Транскаспийского газопровода). В значительной мере в таком повороте событий повинен и сам «Газпром», и дипломатия РФ в целом, которые, будучи на сегодняшний день безальтернативным покупателем газа в Средней Азии, упустили переговорную инициативу из рук и позволили Туркменистану, Узбекистану и Казахстану сформировать единую ценовую позицию (чего раньше не происходило).

«Газпром» закупает около 42 млрд кубометров туркменского газа, около 8 млрд кубометров узбекского и 8 млрд казахского газа. Цена на этот год установлена на уровне 140 долл. за тыс кубометров, 145 долл. и 160 долл. за тыс кубометров соответственно. Большая часть этого газа поставляется на Украину по цене 179,5 долл., обеспечивая рентабельность с одной стороны и приемлемую цену, с другой. До сих пор переговоры по цене проходили на сепаратной основе. Как правило, ценообразующим фактором был исход торга с основным поставщиком — Туркменистаном, ориентируясь на которого назначили цены в Ташкенте и Астане. Правда, в прошлом году с «КазМунайГазом» договорились, что работа по казахскому газу (требует переработки на мощностях Оренбургского ГПЗ) будет идти по формуле, привязанной к европейским расценкам. Но при этом продавцом будет выступать совместное предприятие «Газпрома» и «КазМунайГаз», и таким образом, сверхприбыль будет делиться пополам.

При этом у российского концерна, фактически, нет иного выхода, как принять новые условия. Около 58 млрд кубометров газа, которые «Газпром» закупает в Средней Азии, плотно расписаны по газовому балансу концерна, и компенсировать их некогда, да реально и нечем в настоящее время. Москва не может просто взять и отказаться от закупок, как это в начале 90-х гг. сделал бывший глава «Газпрома» Рем Вяхирев. Хотя, с точки зрения тактики выстраивания отношений с Украиной, было бы удобно получить более мягкий график перехода среднеазиатских поставщиков на европейское ценообразование, например, в течение 2-3 лет.

Парадокс ситуации в том, что согласие «Газпрома» на условия ультиматума окончательно похоронит идею обходного газопровода по дну Каспия в , Турцию и далее на Балканы. И, наоборот, укрепит общее намерение России и среднеазиатских партнеров реализовать проект Прикаспийского газопровода, по которому планируется транспортировать дополнительно 10 млрд кубометров туркменского и столько же казахского газа. Хотя еще накануне встречи с А.Миллером один из участников со среднеазиатской стороны — глава «КазМунайГаза» — должен был сопровождать премьер-министра Казахстана Карима Масимова в Вашингтон, где правительственная делегация должна была презентовать предложения по американо-казахской энергетической инициативе, которая явно не могла предполагать отказ от Транскаспия. Однако визит отменили в последний момент без объяснения причин. Характерно также, что накануне объявления новой ценовой политики в Ташкенте очень тепло повстречались лидеры Туркменистана и Узбекистана, стран, которые до последнего времени относились друг к другу ревностно и, казалось, не способны выступать единым фронтом.

Тем не менее, активность эмиссаров из Брюсселя и Вашингтона, которые в последнее время отчаянно уговаривали Г.Бердымухаммедова и Н.Назарбаева поддержать Транскаспий, сыграла свою роль. В конце февраля спецпредставитель США в регионе Стивен Манн активно курсировал между Баку, Ашхабадом и Астаной, завлекая европейскими ценами на газ (до этого было несколько высокопоставленных делегаций из конгресса США, правительства Великобритании и Еврокомиссии). А туркменскому министру энергетики в Брюсселе намекали на возможность начать двустороннюю работу в энергетической сфере, несмотря на сохраняющиеся у Европарламента вопросы к соблюдению прав человека в Туркменистане.

На роль главного проигравшего в этой газовой партии претендует , которая является основным потребителем среднеазиатского газа и до сих пор имела возможность получать его значительно ниже европейской цены. Это было напрямую заявлено в ходе публичной части доклада главы «Газпрома» Алексея Миллера президенту России Владимиру Путину. Во-первых, А.Миллер подчеркнул, что Москва не станет торговаться (просить отсрочки и т.д.) с поставщиками из Средней Азии и готова на закупки газа по формуле цены, которая привязана к европейскому рынку («решение среднеазиатских партнеров окончательное и пересмотру не подлежит»). Во-вторых, то, что заявление партнеров из Ашхабада, Ташкента и Астаны о намерениях поднять цены со следующего года сделано сейчас, а не в конце года, когда традиционно начинается разговор об условиях будущих поставок, «Газпром» вполне устраивает. Поскольку есть время для переговоров с Украиной, которая является потребителем почти всего объема газа, закупаемого российским концерном в Средней Азии, на переход к европейскому ценообразованию.

В то же время следует отметить, что, пока российский президент слушал отчет главы «Газпрома», главный среднеазиатский продавец газа, лидер Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов провел совещание, на котором заявил о твердой приверженности Ашхабада многовариантному подходу к экспорту газа, в том числе и варианту присоединения к Транскаспийскому проекту. Таким образом, он в лучших традициях восточной дипломатии намекает Москве, что сопротивляться переходу на европейские цены не стоит.

2. Развитие инфраструктуры и госполитика в ТЭК

2.1 Тема изменения налогообложения газовой отрасли возвращена в политическую повестку дня. Несмотря на то, что в конце февраля на рабочем совещании у главы правительства Виктора Зубкова (и, возможно, под давлением первого вице-премьера Дмитрия Медведева) было принято вроде бы окончательное решение о неизменности уровня газового , по крайней мере до 2011 года, Владимир Путин назначил на 17 марта решающее совещание по этому вопросу. Скорее всего, это связано с политической установкой на снижение общего налогового бремени на экономику в виде снижения ставки НДС (вопрос о снижении до 12-13% с 2009 года официально поставлен Минэкономразвития в конце прошлой недели) и позицией Минфина в этой связи, что компенсировать выпадающие доходы бюджета можно только за счет дополнительных фискальных изъятий у газовых компаний и, прежде всего, «Газпрома». Сейчас Минфин готовит к внесению в правительство собственную налоговую разработку — «Основных направлений налоговой политики на 2009-2011 годы».

До последнего времени Минфин совместно с Минэкономразвития ставил вопрос лишь о пересмотре НДПИ, однако, вероятно, сейчас инструментарий может быть расширен и за счет экспортной пошлины, которая может стать смягчающим механизмом при переходе российских промышленных потребителей на закупку газа по ценам, равнодоходным с экспортными.

Бюджетные изъятия в газовой отрасли, в отличие от нефтянки, остаются на стабильно низком уровне уже несколько лет. Даже ставка НДПИ остается неизменной уже три года, а экспортная пошлина (30%) не пересматривалась более 5 лет. При этом вопрос увеличения таможенной ставки даже не ставился на повестку дня по политическим соображениям (переговоры о вступлении в ВТО и экспортная монополия «Газпрома»). А попытки Минфина и Минэкономразвития составить график повышения НДПИ неизменно натыкались на сопротивление «Газпрома» и его кремлевского куратора Дмитрия Медведева.

На сегодняшний день в правительстве есть только один твердый сторонник повышения НДПИ на газ — министр финансов Алексей Кудрин. Он давно и безуспешно поднимает вопрос о пересмотре ставки, которая не менялась с 2006 года и составляет 147 рублей с тыс кубометров. После того, как полтора года назад правительство утвердило график роста регулируемых цен на газ до уровня равнодоходности с экспортными поставками к 2011 году, у Минфина появился мощный козырь. А.Кудрин и министр экономического развития и торговли Г.Греф написали в прошлом году доклад в Белый дом, в котором обосновывали необходимость синхронизации роста внутренних цен на газ с пересмотром ставки НДПИ. Они предлагали поэтапно увеличить ее в пять раз, до 735 руб. к 2010 году. Напомним, что согласно решению правительства от 30 ноября 2006 года регулируемые цены на газ для российской промышленности в этот период вырастут в среднем с 50 до 105 долл. (по курсу, существовавшему на момент принятия решения). Но инициативы была отправлены на доработку до 1 квартала 2008 года.

Тем не менее, вопрос влияния налогов и тарифов (цен естественных монополий) на экономический рост в России сейчас стоит крайне остро. А в 2011 году, когда запланирован переход на расчет цены в соответствии с формулой равнодоходности (европейская цена минус экспортная пошлина и минус транспортные расходы), запрограммирован резкий скачок газовых цен в стране. Так, при цене в Германии на уровне 400 долл., которая, как докладывал на прошлой неделе А.Миллер Владимиру Путину, может установиться в Европе уже в этом году, внутренняя цена газа по формуле должна составить около 250 долл. за тыс кубометров. При том, что в 2010 году по графику роста регулируемых цен она должна составить не более 120 долл. с учетом укрепления курса рубля. То есть, по идее, даже если цены на газ в Европе больше не будут расти, в условиях сохранения решения о переходе на равнодоходность российских потребителей может ждать одномоментный двукратный скачок цен на газ.

Нельзя исключать, что именно тема воздействия внутренних цен на экономику и тема налогообложения была ключевой в закрытой части встречи Владимира Путина и Алексея Миллера в конце прошлой недели. В этой связи следует отметить вероятность возвращения в повестку и темы повышения экспортной пошлины, которая может одновременно выступать и источником пополнения бюджета, и смягчающим механизмом при переходе к равнодоходным ценам на газ. Тем более, что только продажи в дальнее зарубежье по новым рекордным ценам могут принести «Газпрому» очередные лучшие в истории компании показатели по выручке (свыше 62 млрд долл. за год), которыми концерну, по-видимому, придется поделиться с государством.

2.2 Попытки «Газпрома» при поддержке первого вице-премьера, а ныне избранного президента России Дмитрия Медведева, получить в обход существующих процедур лицензию на крупное месторождение в Якутии встретило ожидаемое сопротивление со стороны юридической службы Минприроды. Поручение Д.Медведева о подготовке постановления правительства так и не было выполнено в желанный для «Газпрома» срок, а именно до переезда победившего на президентских выборах чиновника из Белого дома в Кремль. Поскольку именно это было главным залогом беспроблемного прохождения вопроса через бюрократический аппарат правительства, теперь возникают обоснованные сомнения в том, что дело будет доведено до логического конца, по крайней мере, это вряд ли произойдет до формирования нового кабинета министров под руководством Владимира Путина.

Основанием для задержек стало отсутствие в действующем законе «О недрах» положения, в соответствии с которым месторождение может быть просто отдано компании. Он оговаривает четыре способа получения лицензии: конкурс, аукцион, факт открытия и краткосрочная лицензия. Ни одна из этих процедур не подходит для передачи Чаянды «Газпрому».

В ноябре прошлого года при поддержке первого вице-премьера правительством был принят перечень стратегических месторождений газа (из 30 наименований, включая Чаяндинское месторождение), которые могут быть переданы недропользователю без конкурса или аукциона на основе решения правительства как объект федерального значения. Именно на него ссылаются лоббисты передачи Чаянды «Газпрому», как собственнику единой системы газоснабжения.

Но в целом, четкой законодательной процедуры передачи подобных месторождений «Газпрому» нет.

2.3 Минпромэнерго пошло на встречу крупным нефтяным компаниям, которые добивались введения годовых графиков по экспорту нефти. С 1 апреля, согласно приказу министра Виктора Христенко, меняется порядок формирования графиков экспорта нефти: вместо ежеквартальных графиков вводятся ежегодные. Это позволит, с одной стороны, уменьшить накал теневой борьбы за попадание в то или иное направление и увеличит возможности крупных экспортеров, с другой — негативно отразится на возможностях мелких нефтяных компаний, которые готовят обращение в ФАС. Кроме того, утверждение нового порядка означает, что ответственность за составление графика все же останется за министерством и не будет передана «Транснефти», как того ранее добивались чиновники. Поскольку де-факто именно нефтепроводная госкомпания формировала графики экспорта, а Росэнерго лишь визировало документы.

2.4 Неразбериха в руководстве МЭРТ и общая неопределенность в преддверии перестройки правительства привели к тому, что целый ряд важных госпроектов в нефтегазовой сфере застопорился. На прошлой неделе из-за отпуска замминистра Кирилла Андросова, который, как ожидается, на работу с Минэкономразвития уже не вернется, премьер-министр Виктор Зубков отменил совещание по Международной топливно-сырьевой бирже (МТСБ) в Санкт-Петербурге, в ходе которого планировалось решить вопрос об изменении проекта создания и исключения из учредителей биржи американской биржи NYMEX. В итоге тема, как и ряд других важных вопросов, оказалась в подвешенном состоянии.

Кроме того, из-за кадрового дефицита фактически остановилась работа по внесению изменений в Правила поставки газа (ответственно за этот процесс именно Минэкономразвития), которые должны быть приведены в соответствие с практикой заключенных долгосрочных контрактов на поставку газа промышленным потребителям.

Так же, из-за бюрократической волокиты в МЭРТ и отсутствия по разным причинам некоторых госчиновников до сих пор реально не запускаются процессы по торговле квотами согласно Киотскому протоколу, которая, в принципе, могла начаться уже с 1 января 2008 года.

3. Слияния, поглощения, сделки

3.1 Несмотря на опасения, что покупка финской компанией Fortum акций ТГК-10 станет последней иностранной инвестицией в российские электроэнергетические активы, на прошлой неделе стало известно еще об одной сделке. Покупателями госдоли и части допэмиссии ТГК-2 стал консорциум из немецкого концерна RWE и группы «Синтез» сенатора Леонида Лебедева.

В конфигурацию ТГК-2 входят генерирующие предприятия шести регионов — Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей. Общая установленная электрическая мощность предприятий ТГК-2 составляет 2582,5 мегаватта, установленная тепловая мощность — 12,471 гигакалория в час.

Допэмиссия в количестве 440.550.372.763 акций размещается одновременно с госдолей из пакета РАО ЕЭС. Общий объем средств инвестора на госдолю и допэмиссию ранее оценивался в 600-750 млн долларов. ТГК-2 получит не меньше 9 миллиардов рублей инвестиционных денег, а РАО ЕЭС выручит около 10 миллиардов рублей. К акциям ТГК-2 проявляли значительный интерес как российские, так и зарубежные стратеги, среди которых Internatoinal Power, Mitsui, RWE и Evonik (), Газпромбанк, Норникель. Фонд Prosperity Capital Management собирается сохранить свою долю в размере 27% и остаться стратегическим миноритарием генерирующей компании.

4. Внешние рынки

4.1 Новая схема поставок газа на Украину в 2008 году согласована «Газпромом» и «Нафтогазом». В ходе торга российский концерн по сути отказался от требований к «Нафтогазу» по оплате 2 млрд кубометров российского газа по среднеевропейским ценам, а также отказался от создания совместного предприятия по реализации импортного газа на территории Украины. Взамен «Газпром» получил обязательство украинской компании предоставить на долгосрочной основе возможность продавать промышленным потребителям республики не менее 7,5 млрд кубометров газа ежегодно. Правда, глава кабинета министров Украины Юлия Тимошенко уже заявила, что речь идет лишь о предоставлении квоты на текущий год, а дальнейшее сотрудничество — предмет переговоров. Поскольку соглашение между «Газпромом» и «Нафтогазом» подлежит утверждению украинским правительством, претензии премьера могут сорвать выполнение договоренностей и вернуть переговорный процесс в кризисное русло.

На трех страницах документа говорится о том, что покупателем импортного газа на российско-украинской границе станет «Нафтогаз», а цена в 179,5 долл. сохранится. Российский газ, который Украина потребляла в начале года, будет погашен в рамках утвержденного в начале года баланса страны (объемы будут компенсированы за счет выполнения плана поставок среднеазиатского газа, сорванных из-за погодных условий в Узбекистане). В результате «Нафтогаз» оформит 55 млрд кубометров среднеазиатского газа в 2008 году. Функции поставщика на первое время сохранит компания RosUkrEnergo, но вскоре (после того, как погасит долги перед «Газпромом») передаст это право «Газпром экспорту». Совместного предприятия по реализации газа на украинском рынке не будет, но группа «Газпром» получит право ежегодно реализовывать не менее 7,5 млрд кубометров газа промышленным потребителям Украины. При этом документы по уже полученному «Нафтогазом» топливу в январе-феврале должны быть подписаны в течение 3 дней. В случае возникновения споров по выполнению условий соглашения, разбирательства будут проходить в Лондоне в соответствии с нормами английского права.

В перетягивании каната, который в рамках переговорного процесса с Москвой устроили президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко, с формальной точки зрения победила глава кабмина. Договоренности Путина-Ющенко не были реализованы в полной мере. И именно Ю.Тимошенко жестко отстаивала право украинского госконцерна самостоятельно реализовывать весь объем. В то же время «Газпром» получает право напрямую занять 10% газового рынка Украины и 25% рынка промышленного потребления, причем без всяких совместных предприятий, которые бы ограничивали его возможности вести самостоятельную маркетинговую политику.

Однако важнейшая тема поставок импортного газа на Украину с 1 января 2009 года отложена до достижения «Газпромом» договоренностей о закупках топлива в странах Средней Азии по европейским ценам, что оставляет значительную долю неопределенности в газовых отношениях Москвы и Киева.

4.2 Как и ожидалось, оппоненты плана Еврокомиссии по вопросам дальнейшего реформирования энергетического сектора ЕС и выстраиванию единой и согласованной политики объединенной Европы со странами-поставщиками энергоносителей (прежде всего, Россией), не дали развернуться этим инициативам на саммите ЕС в Брюсселе.

Как следует из документов саммита, ключевые вопросы, связанные с отношениями с поставщиками энергии из третьих стран, в том числе России, ЕС впервые обсудит на саммите в ноябре 2008 года, когда Еврокомиссия собирается принять «План действий в энергетике» для ЕС, основывающийся на анализе событий на энергорынках в 2007-2008 годах. Сам план главы ЕС должны одобрить весной 2009 года, действовать он начнет с 2010 года. До этого момента энергополитика ЕС будет неизменной, а сам союз займется внутренней энергореформой.

При этом, главы государств ЕС смогли лишь установить жесткий срок обсуждения предложений Еврокомиссии по энергетике, связанных с разделением по принципу собственности транспортной инфраструктуры в электроэнергетике и газе от производства и сбыта. Категорически против выступали самые крупные экономики ЕС: Германия и Франция. А это, значит, что и внутренний план реструктуризации энергорынка Европы может претерпеть серьезные изменения в процессе согласования позиций.

5. Персоны и встречи

Кадровая ситуация в «Роснефти» еще более усложняется. Госкомпания, команда которой в последние месяцы подверглась чистке топ-менеджеров из-за усиливающегося конфликта главы совета директоров Игоря Сечина и президента Сергея Богданчикова, стала объектом интереса сил «извне». В совет директоров «Роснефти», которая всегда считалась вотчиной силового блока в окружении президента РФ, номинирован председатель РФФИ Юрий Петров, который считается человеком, близким Дмитрию Медведеву. Скорее всего, речь не идет о готовности нового президента к решительным действиям по радикальному переделу «административной собственности», но выглядит как направление своего человека присматривать за ситуацией в «Роснефти».

В январе премьер Виктор Зубков утвердил список, в котором присутствовали фамилии Сечина и Богданчикова. Однако госкомпания «Роснефтегаз» (владеет 75,16% акций «Роснефти») дополнила перечень замминистра экономического развития Станиславом Воскресенским. Но в обнародованном списке он заменен Петровым. Помимо руководителя РФФИ в окончательном варианте также оказался глава «Оборонпрома» Андрей Реус, уже работающий в совете «Роснефти». «Внучка» «Роснефти» — «РН-развитие» (владеет 9,44% акций) выдвинула трех независимых кандидатов, уже работающих в совете, — предправления Barclays Capital Ханса Йорга Рудлоффа, президента — предправления ВТБ Андрея Костина и вице-президента Российской академии наук Александра Некипелова. Новый состав совета будет избран на годовом собрании акционеров 5 июня.

Новые кандидатуры были внесены отдельным распоряжением правительства в качестве дополнения к февральскому списку. В итоге, на девять мест в совете претендуют 12 человек. Предполагается, что все трое независимых сохранят свои кресла, а 6 госпредставителей определит своей директивой на голосование правительство Владимира Путина.

Теги: , , , , , , , , |Рубрики: Новости ТЭК: еженедельные аналитические комментарии | Комментарии к записи Еженедельный аналитический комментарий по событиям ТЭК отключены

Комментарии закрыты