Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК

24.06.2008
Источник: Группа ЭРТА
Дата публикации: 24.03.08
ERTA Group

  17-23 марта

 Правительство Украины на прошлой неделе создало основу для повторения кризисной ситуации в газовых отношениях с Россией. Кабинет министров Юлии Тимошенко не стал одобрять текст соглашения, которое «Газпром» и «Нафтогаз» завизировали 12 марта.

Документ был рассмотрен и принят за основу, но предложенные поправки коренным образом изменяют ценность соглашения для российской компании. То есть, вместо вступления соглашения в законную силу и урегулирования ситуации с безконтрактным потреблением газа Украиной сейчас и формированием новой схемы поставок до конца 2008 года, возникает ситуация неопределенности. Из-за отпуска главы «Газпрома» Алексея Миллера официальной реакции российского концерна так и не последовало и ожидается она только на этой неделе. На сегодняшний день нет оснований полагать, что реакция Москвы на очередной газовый демарш Киева будет в конечном итоге более мягкой, чем раньше. А, значит, вновь резко увеличился риск введения ограничений на поставки импортного газа Украине. Причем в связи с грядущим окончанием отопительного сезона санкции с самого начала могут быть самые серьезные, вплоть до полного прекращения газоснабжения.

В тексте соглашения «О развитии сотрудничества в газовой сфере» говорится о том, что покупателем всего объема импортного газа с 1 марта станет «». Цена на российско-украинской границе остается прежней — 179,5 долл. А «Газпром» в свою очередь получит долгосрочную квоту на продажу не менее 7,5 млрд кубометров газа непосредственно на рынке, получив этот объем топлива от «Нафтогаза» с символической (1 цент) надбавкой к цене газа на границе. RosUkrEnergo останется поставщиком газа до границы с Украиной на некоторое время (как неофициально поясняют в «Газпроме», до погашения долгов перед монополистом в размере свыше 2 млрд долл.), а затем трейдера сменит «Газпром экспорт». «Газпром» гарантирует обеспечение украинского баланса 55 млрд кубометров среднеазиатского газа в течение года. При этом «Нафтогаз» обязуется погасить все долги за поставленный в январе-феврале газ по действующей до сих пор схеме, предоставить информацию о наличии газа трейдеров в своих ПХГ, а также способствовать получению «Газпромом» всех необходимых разрешений для реализации газа промышленным потребителем в пределах оговоренной квоты.

Первое замечание украинского кабмина связано с тем, что текст соглашения предусматривает сохранение в виде поставщика компании трейдера RosUkrEnergo (совместное предприятие «Газпрома» с украинскими бизнесменами Дмитрием Фирташем и Иваном Фурсиным). Трейдер должен «Газпрому» свыше 2 млрд долларов). Юлия Тимошенко требует ограничить существование RUE в схеме мартом месяцем и с 1 апреля перейти на прямые отношения между «Газпромом» и «Нафтогазом», что, как представляется, будет сложно сделать чисто технически. Но все же это не является принципиальной позицией для российской стороны, в отличие от следующей поправки. Второе замечание состоит в том, что 7,5 млрд. куб. м природного газа будет поставляться не ежегодно на протяжении всей жизни, а так, как предусмотрено настоящее соглашение, — только на один год, пока сохраняются поставки среднеазиатского газа по уже согласвоанной цене. Таким образом, Ю.Тимошенко пытается сделать вопрос о долгосрочном присутствии «Газпрома» на украинском рынке потовых поставок разменной монетой в торге по цене газа с 2009 года. Как известно, среднеазиатские поставщики вышли с инициативой перейти на европейский уровень ценообразования на свой газ и, соответственно, соразмерно вырастет цена их газа на российско-украинской границе. Между тем, гарантии «Нафтогаза» и украинского правительства предоставить «Газпрому» долгосрочное право продавать газ конечным промышленным потребителям в размере 7,5 млрд кубометров (четверть рынка поставок газа промышленности), является важнейшим завоеванием для российского концерна. Ограничить действие квоты одним годом, значит, сдать все позиции и потерять лицо. Ведь действовавшая до сих пор схема (с компанией «Укргазэнерго», импортировавшей весь газ, и реализовывавшей его на рынке) поставок гарантировала «Газпрому» ту же четверть промышленных потребителей Украины на длительный период, хотя контроль был опосредованным. Если же поправка Тимошенко пройдет, то сохранить рынок в следующем году «Газпрому» будет непросто. Из-за намерения среднеазиатских поставщиков поднять отпускные цены на газ до европейского уровня, «Газпрому» в обмен на доступ к рынку придется предложить «Нафтогазу» что-то еще, ведь льготной цены уже не будет.

Кроме того, кабмин Украины требует отменить пункт о транзите и отборе газа из подземных хранилищ для RosUkrEnergo, чтобы не подтверждать имеющиеся 25-летние контракты с этой компанией на транзит газа и использование украинских хранилищ. Правда, данное положение было вписано в соглашение вовсе не для того, чтобы сохранить за RUE длинное соглашение по транзиту и хранению. А в качестве гарантии того, что «Нафтогаз» выкупит у трейдера около 5 млрд кубометров буферного (неизвлекаемого) газа, который в украинские ПХГ еще очень давно закачал «Газпром». А в 2006 году, когда концерн требовал от «Нафтогаза» вернуть ему этот объем или заплатить по европейским ценам, конфликт завершился тем, что газ выкупил RUE и перед прекращением трейдерской деятельности на Украине, безусловно, потребует от Киева заплатить за это топливо.  

Таким образом, вместо урегулирования ситуации «Газпром» и «Нафтогаз» вернулись в состояние неопределенности и жесткого торга. Более того, Киев ведет себя так, как будто соглашение уже вступило в силу с поправками украинского кабмина. «Нафтогаз» распространил пресс-релиз, в котором призвал промышленные предприятия срочно подписать с дочерним предприятием НАКа «Газ Украины» договора на поставку газа с марта и осуществить предоплату. В то же время никаких контрактов на импорт газа у «Нафтогаза» пока нет (соглашение не пошло в работу) и импортером газа по-прежнему остается «Укргазэнерго», которое к тому же уже получило от своих промышленных потребителей предоплату за поставляемый в марте газ.

К тому же в Киеве была осуществлена целенаправленная уточка информации о том, что кабинет министров издал 12 марта постановление о преимущественном снабжение среднеазиатским газом внутренних нужд. То есть, выполнение транзита газа по экспортным контрактам трейдера RosUkrEnergo стало бы возможным после закрытия потребностей Украины. Это было сделано на случай угроз «Газпрома» ограничить поставки и в качестве ответа Киев мог бы брать для своих нужд газ, предназначенный для экспорта клиентам RUE. И, судя по дате, выхода постановления его планировалось использовать в качестве переговорной позиции в торге с «Газпромом». При вступлении в силу соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом» данное постановление потеряет смысл, так как украинский баланс будет гарантирован российским монополистом.

2. Развитие инфраструктуры и госполитика в ТЭК

2.1 Госдума во втором чтении приняла законопроект «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Несмотря на противодействие «Газпрома», которые ожидает проблемы с иностранными акционерами компании, в числе 42 видов деятельности, попавших под действие закона имеется геологическое изучение недр и (или разведка) и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения. Закон не имеет обратной силы и не распространяется на сделки, заключенные до его принятия, однако обязывает иностранных инвесторов в течение шести месяцев сообщить в уполномоченный орган о наличии у них более 5% акций стратегических предприятий. Кроме того, закон дает Федеральной службе безопасности право оперативно-розыскной деятельности в отношении любого стратегического предприятия, имеющего более 5% формально иностранного инвестора, для выяснения степени контроля его со стороны иностранцев, равно как и в отношении иностранных компаний.

2.2 Дискуссия о возможности внесения изменений в систему налогообложения формирует фон для новых инициатив. На заседании комитета РСПП  по энергетической политике «Роснефть» предложила повысить для нефтегазовых компаний налог на прибыль в обмен на снижение налога на добычу полезных ископаемых. Госкомпания считает, что это стимулирует инвестиции в разработку новых месторождений. Ставка налога в будущем должна быть адвалорной (процент от стоимости ископаемого), а не специфической (фиксированная сумма с тонны нефти). Это позволит учесть опережающий рост тарифов естественных монополий, включая транспортные издержки. Сейчас доля транспортных расходов в структуре затрат «Роснефти» — 12-14%, а без налогов — 30-34%. Сегодня НДПИ рассчитывается на основе мировых цен независимо от того, где продается нефть. В итоге доля налога в доходах от внутренних поставок выше, чем от экспортных. Компенсировать выпадающие доходы можно, увеличив ставку налога на прибыль нефтегазовых компаний, осуществляя изъятия в пользу государства не с выручки нефтяной компании, а с прибыли.

Инициатива «Роснефти» в целом отражает позицию всех нефтяников, которые в связи с высокими налоговыми выплатами испытывают дефицит инвестиционных средств в развитие бизнеса и уже демонстрируют устойчивый тренд к снижению добычи нефти (на прошлой неделе о неутешительных прогнозах в этой сфере заявил «Сургутнефтегаз»). В валовом отношении уменьшение добычи с одной стороны формирует определенный дефицит нефти (мазута) на внутреннем рынке, а с другой ограничивают налогооблагаемую базу. Это делает инициативу «Роснефти» вполне разумной и пригодной для рассмотрения в рабочем режиме.

2.3 Президент «Роснефти» решился на открытую конфронтацию с Дмитрием Медведевым. Он прямо заявил, что не собирается выполнять поручение избранного президента России Дмитрия Медведева о достижении договоренностей с «Газпромом» по поводу продажи газовому монополисту магистрального газопровода Сахалин-Комсомольск-на-Амуре. Хотя в начале февраля Д.Медведев, занимавший тогда пост первого вице-премьера в жесткой форме поручил «Газпрому» и «Роснефти» ускорить переговоры о купле-продаже существующей газотранспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Борьба за существующую еще с советских времен трубу имеет стратегический смысл. Прошлой осенью правительство поддалось лоббистским усилиям «Газпрома» и приняло список стратегических газовых месторождений, которые могут быть переданы собственнику системы газоснабжения без аукциона и конкурса (считай бесплатно и без дополнительных условий). В перечне присутствует и Киринский блок (так называемый проект «Сахалин-3») на шельфе Сахалина. Соответственно владение газопроводом дало бы «Газпрому» возможность стать единственным претендентом на этот актив. «Роснефти», которая также имеет виды на «Сахалин-3» и даже договаривалась о совместном участии в проекте с индийской ONGC, естественно, не хочется терять этот козырь.

В то же время, что именно толкнуло президента «Роснефти» на открытый демарш, не ясно. До сих пор «Роснефть» без лишнего шума затягивала переговорный процесс с «Газпромом», выставляя время от времени неприемлемые условия. И сейчас, в момент переходного периода для правительства и Кремля (и в том числе для руководства «Роснефти», было бессмысленно переходить к агрессивной защите интересов компании.

Чтобы немного смягчить ситуацию, он отметил, что «Роснефть» готова вести расширение этой системы, как по заявкам «Газпрома», так и других компаний.

Такой подход, безусловно, совершенно не устроит «Газпром». В прошлом году газовый концерн подготовил программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и реализации газа, и газопровод Сахалин-Хабаровск должен был стать отправной точкой для формирования системы газоснабжения в этой части страны (естественно, «Газпрому» отводил себе роль владельца и оператора трубы). Однако переговорный процесс с «Роснефтью» не клеился. Ни по участку Сахалин-Комсомольск-на-Амуре, ни по построенной недавно части Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск. Второй участок принадлежит компании «Дальтрансгаз», в которой окологазпромовские структуры смогли выкупили у администрации Хабаровского края около 48% акций. Но получение контроля опять уперлось в позицию «Роснефти», которая владеет блокпакетом (еще 27% находится у Росимущества и пока не фигурирует в плане приватизации).

2.4 Федеральная антимонопольная служба добилась внесения в план деятельности правительства рассмотрение поправок к закону «Об экспорте газа». Основанная цель поправок — снять двусмысленность в сфере экспорта сжиженных углеводородных газов, ограничения на экспорт которых другими производителями (кроме «Газпрома») сейчас сняты по инструкции Таможенной службы. При этом риск двойного толкования нормы закона об экспорте, которые распространяется на газ в газообразном и сжиженном состоянии, сохраняется.

Но в довесок к устранению двусмысленности закона «Об экспорте газа» в сфере СУГ, ФАС пытается провести поправку, которая дает шанс независимым производителям на участие в экспортных доходах. Так в концепции изменений в закон предусматривается делегирование правительству права определить специальным постановлением порядок участия независимых производителей в получении экспортных доходов. В антимонопольном ведомстве, видимо, рассчитывают, что в такой мягкой форме идея допуска независимых может все-таки пройти сквозь цепь согласований и не вызвать возражения со стороны «Газпрома». Тем не менее, это представляется маловероятным, поскольку монополист по-прежнему совершенно не заинтересован делиться частью экспортной выручки с другими компаниями. А с другой рост цен на газ на внутреннем рынке в стороны декларируемого уровня равнодоходности с экспортом, фактически, делает эту затею ФАС бессмысленной с экономической точки зрения.

3. Слияния, поглощения, сделки

3.1 «Газпром», который много лет пытался установить контроль над одной из самых современных электростанций России — газотурбинной Северо-Западной ТЭЦ, фактически признал свое поражение в борьбе за этот актив и вышел из игры. Газовый концерн продал свой небольшой пакет акций станции. Причем это случилось сразу же после того, как глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев заявил журналистам, что возглавляемая им госкорпорация намерена в ближайшее время приобрести блокпакет акций «Интер РАО ЕЭС», в которую с этого года входит СЗ ТЭЦ, а контрольный же пакет «Интер РАО ЕЭС», согласно поручению Владимира Путина, отойдет «Росатому». Получается, что «Газпрому» места в этой схеме нет. При этом РАО «ЕЭС России», которому пока подконтрольно «Интер РАО», похоже, вовсе не озабочено тем фактом, что из двух построенных энергоблоков СЗ ТЭЦ мощностью 450 МВт каждый один простаивает из-за отсутствия газа. Ведь скоро энергохолдинга не будет, и решать эту проблему предстоит государству. К тому же СЗ ТЭЦ, чтобы загрузить простаивающий второй блок, стала закупать газ на бирже — цены там хотя и вдвое выше установленных государством, но доходы от экспорта электроэнергии покрывают все.

С момента пуска первого блока в 2001 году СЗ ТЭЦ фактически начала конкурировать с «Газпромом» на энергорынке Финляндии, которая стала закупать меньше российского газа после начала поставок электричества со станции, вся энергия которой экспортируется. И это стало одной из причин, по которой «Газпром» (помимо его глобальных электроэнергетических амбиций) хотел добиваться контроля над станцией. Однако РАО переиграло монополию: три года назад холдинг провел допэмиссию акций СЗ ТЭЦ, размыв пакет «дочки» «Газпрома» с почти 12 до 2,7%.

Когда выяснилось, что «Интер РАО ЕЭС», под управление которой с начала этого года перешла станция, вполне может поставить под нагрузку второй блок и увеличить поставки электроэнергии в Финляндию, у «Газпрома», надо полагать, не осталось никаких причин сохранять за собой мизерные 2,7% СЗ ТЭЦ. Тем более что скоро этот пакет похудел бы еще сильнее: в декабре РАО и «Интер РАО» решили присоединить Северо-Западную ТЭЦ к Сочинской и затем обе станции консолидировать в «Интер РАО». После этого монополисту не оставалось ничего другого, как проголосовать против реорганизации СЗ ТЭЦ и предъявить свои акции к выкупу.

3.2 Григорию Березкину удалось получить для ООО «Русэнергоресурс» (входит в его группу ЕСН) функции поставщика электроэнергии для «Транснефти», но только ценой продажи госкомпании части акций  «Русэнергоресурса». Причем, скорее всего, «Транснефть» станет владельцем контрольного пакета. Сделка уже получила одобрение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая разрешила нефтяной компании выкупить до 51% в «Русэнергоресурсе».

С 2009 г. «Русэнергоресурс» по договоренности с «Транснефтью» станет единственным поставщиком электричества для ее «дочек». До этого года (уже 5 лет) единственным поставщиком энергии была компания «Транснефтьсервис-С» предпринимателя Александра Рубанова и его партнеров. Но в этом году «Русэнергоресурс» нарушил ее монополию: сейчас на него приходится 0,5 млрд кВт из потребляемых «Транснефтью» 18 млрд кВт.

Для ЕСН контракт с «Транснефтью» является важным шагом по сохранению на рынке оптовых поставок электроэнергии после того, как она была выдавлена из схемы поставок электричества предприятиям «Газпрома».

4. Внешние рынки

4.1 Коммерческие переговоры между «Газпромом», «Туркменгазом», «Узбекнефтегазом» и «КазМунайГазом» о закупках газа со следующего года еще не начались. Но среднеазиатские партнеры уже готовятся закрепить успех, достигнутый на встрече с главой российского концерна Алексеем Миллером, когда было объявлено, что с 1 января 2009 года «Газпром» должен покупать газ в Средней Азии по европейским ценам. Поставщики активно намекают на то, что будут добиваться сохранения практики ежегодного подписания договоров на поставку и, соответственно, регулярного пересмотра цен. Это ставит «Газпром» в сложное положение. Концерну просто нет смысла соглашаться на ценовой ультиматум среднеазиатских партнеров. Ведь без долгосрочных гарантий поставок Москва все время будет сталкиваться с угрозами перенаправления туркменского и казахского газа в новые экспортные маршруты, прежде всего, в Транскаспийский газопровод, который усиленно лоббируют Брюссель и Вашингтон. Российский концерн закупает весь экспортный объем газа у Туркменистана и Казахстана, большую часть экспортного потенциала Узбекистана. Всего получается около 58-60 млрд кубометров в год. В текущем году тыс кубометров туркменского газа обходится «Газпрому» в среднем в 140 долл. за тыс кубометров, узбекского — в 145 долл., а казахского — в 180 долл. Правда, при этом схема поставок казахского газа с месторождения Карачаганак позволяет «Газпрому» вернуть часть маржи за счет предоставления услуг по переработке этого топлива на Оренбургском ГПЗ, а также участия в компании операторе маркетинга — «КазРосГазе».

Глава «Газпрома», делая доклад по сложившейся ситуации президенту Владимиру Путину, говорил, что речь идет о закупках согласно формуле цены, привязанной к стоимости российского газа в Европе. То есть, в «Газпроме», принимая новые ценовые условия, рассчитывали, что получат, наконец, долгосрочные гарантии закупки газа. Однако, похоже, среднеазиатские поставщики не хотят официально отказываться (что логично) от альтернативного России проекта экспорта газа в Европу, и на эту тему сторонам еще предстоит долго и упорно договариваться. Тем более, что строительство Транскаспия должно стать одной из главных тем переговоров в ходе официального визита туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедова в Турцию на этой неделе.

4.2 Минску не удалось выторговать дополнительные льготы по ценам на газ в 2008 году. В минувшую пятницу по итогам заседания Совета министров Союзного государства заместитель министра экономического развития России Андрей Белоусов сообщил, что во втором квартале цен газа на российско-белорусской границе будет определяться в соответствии с ранее согласованной формулой. Это означает, что с 1 апреля «Белтрансгаз» будет получать газ по 128 долл. за тыс кубометров, на 8,4 долл. дороже, чем в первом квартале 2008 года. Белорусские власти до последнего рассчитывали убедить Кремль заморозить цену на уровне 119,6 долл. до конца года. Накануне визита в Минск российской делегации принимающая сторона упирала на сверстанный исходя из цены первого квартала бюджет.

Однако Москва отказалась от дополнительных льгот, тем более что Белоруссия и так получает газ примерно на 30 долл. дешевле, чем должна была бы согласно действующей формуле. Уже сейчас «Газпром» продает газ в Германию по 370 долл. за тыс кубометров, что после вычета экспортной пошлины (при поставках в Белоруссию не взимается), транспортных расходов и установленной в контракте скидкой в 33% (на 2008 год) дает на российско-белорусской границе цену в размере 160 долл.

4.3 На прошлой неделе был заключен первый контракт на поставки иранского газа в Европу. Хотя из-за ситуации политической напряженности вокруг Тегерана и американских экономических санкций, а также неопределенности с транзитом газа через Турцию, успешная реализация контракта остается под вопросом, это реально знаковое событие с точки зрения энергетической геополитики. Второй по величине после России обладатель газовых запасов — Иран — создает контрактную базу для экспансии на традиционный для «Газпрома» европейский рынок.

Иранская национальная компания по экспорту газа (NIGEC) заключила сегодня договор со швейцарской энергетической группой Elektrizitaetsgesellschaft Laufenburg (EGL) на продажу до 5,5 млрд кубометров газа в год. После того, как США наложили экономические санкции на Тегеран, большая часть претендентов на закупку газа у Ирана отложили эти планы до лучших времен. Однако имеющая нейтральный статус Швейцария не побоялась благословить EGL на доведение крупной коммерческой сделки c политически неблагонадежным режимом до конца. Теперь участникам сделки предстоит решить вопросы транзита газа через Турцию, а также реализовать проект газопровода Trans Adriatic Project из Греции на Юг Италии (через Албанию и дно Адриатического моря). Партнером EGL по строительству трубы на паритетной основе месяц назад стала норвежская компания StatoilHydro, которая является участником проекта добычи газа с месторождения Шах-Дениз в Азербайджане и, вероятно, рассчитывает заполнить свою долю TAP азербайджанским топливом. Правда, на закупку газа с Шах-Дениза рассчитывают Турция, Греция, а также итальянская Edison, которая вместе с греческой DEPA готовит еще один трансадриатический газопровод (Poseidon).

В то же время проект поставок российского газа на Балканы «Южный поток», который должен по идее закрыть дополнительные потребности в газе со стороны стран Юго-Восточной Европы, столкнулся с политическими сложностями в Сербии. Из-за отставки правительства и назначения внеочередных выборов парламента в стране так и не было ратифицировано соглашение о стратегическом сотрудничестве с Россией в энергетической сфере, которое предполагает укладку через сербскую территорию «Южного потока», строительство газохранилища «Банатски двор», а также продажу «Газпром нефти» контрольный пакет акций государственной нефтеперерабатывающей компании НИС (Нафтана индустрия Србия).

Теги: , , , , , , , |Рубрики: Новости ТЭК: еженедельные аналитические комментарии | Комментарии к записи Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК отключены

Комментарии закрыты