Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК

17.07.2008
Источник: Группа ЭРТА
Дата публикации: 07.04.08
ERTA Group

31 марта — 6 апреля

1. Тема недели

Неминуемый кризис обеспечения потребителей России газом в среднесрочной перспективе (до 2011-2012 гг.), похоже, наконец, озаботил руководство страны и «Газпрома». В меморандуме к выпуску еврооблигаций концерна раскрываются прогнозные цифры капитальных вложений компании на 2009-2010 гг., которые предполагают скачкообразный рост инвестиций в основную деятельность, в то время как последние годы «Газпром» основной упор делал на приобретении дорогостоящих активов в смежных областях («», нефть, электроэнергетика и т.д.). Все это, вкупе с системными проблемами развития независимого производства газа, а также противоречивость макроэкономической политики государства, создает предпосылки к провалу добычи «Газпрома» в первую пятилетку следующей декады. Поскольку есть большие сомнения, что монополии удастся без единого сбоя реализовать два масштабных добычных и газотранспортных прорыва — на полуостров Ямал и шельф Баренцева моря (Штокман) в ближайшие 3-5 лет. Учитывая, что в первом случае нет готового технического решения по газотранспортной системе (по добыче находится на экспертизе в «Газпроме»), а во втором вообще отсутствует ТЭО проекта. Можно с большой долей уверенности констатировать невыполнимость в обозначенные сроки.

Масштабность добычных задач, стоящих перед «Газпромом» в 2011-2015 гг., на прошлой неделе обрисовал глава управления «Газпрома» по добыче газа и конденсата Валерий Минликаев. По его словам, к 2015 году добыча газа предприятиями концерна должна возрасти до 610-615 млрд кубометров. Для этого в 2011 году должно будет запущено и через 4 года выведено на проектную мощность 115 млрд кубометров гигантское Бованенковское месторождение на Ямале. В 2013-2014 гг должна быть реализована первая фаза Штокмана с добычей 23,5 млрд кубометров и осуществлен переход к следующим стадиям. А в 2015 году планируется получить первый газ с участков на шельфе Обской и Тазовской губ. В целом за 5 лет «Газпром» должен ввести 12 установок комплексной подготовки газа (каждая мощностью около 30 млрд кубометров). К примеру, в 2015-2020 гг. запланировано только три ввода таких установок.

Характерные для Советского Союза задачи по «поднятию целины», очевидно, будут решаться советскими же методами предельной мобилизации ресурсов. Финансовые возможности «Газпрома» в этой сфере, благодаря конъюнктуре и последовательному значительному повышению цен на газ внутри страны, не вызывают сомнения (только эффективность расходования средств, которая, скорее всего, будет снижаться по мере роста объемов инвестиций). Однако значительные риски таятся в возможностях в современных условиях сконцентрировать управленческие и строительные ресурсы. Печальный опыт другого мегапроекта (значительно менее масштабного, чем предстоит поднять «Газпрома») — ВСТО — свидетельствует о крайнем дефиците и того, и другого. И единовременным, при этом явно запоздалым вбросом больших денег, эти проблемы не решить.

Между тем, усиленная эксплуатация действующих месторождений-гигантов — Медвежьего, Уренгойского и Ямбургского (использование дожимных компрессорных станций и других методов повышения газоотдачи) ведет к тому, что темпы истощения резко выросли и в ближайшие год-два дадут о себе знать еще большим падением добычи. Падение стабильно составляет 25-30 млрд кубометров в год и компенсировать его будет нечем. Надежды на независимых производителей сильно переоценены, прежде всего, из-за неопределенности с их доступом в трубу. Если «Газпром» не сможет защитить проект строительства транспортного коридора с Ямала через Байдарацкую губу, концерну придется вернуться к идее поставок бованенковского газа в действующую ЕСГ в Надым-Пуртазовском районе. Даже с учетом вероятного опоздания ввода Ямала, место в трубе для независимых будет жестко ограничено несколькими годами, что делает экономически невыгодным вложения в масштабную добычу новых запасов с их стороны. Кроме того, не стоит забывать, что в случае возникновения кризисной ситуации монополизация газовой отрасли еще больше возрастет в том, числе и за счет активов независимых. Это явно снижает их инвестиционный интерес и потенциал.

Неудивительно, что в условиях такого форсмажора на высшем государственном уровне блокируются попытки увеличить смехотворно низкие налоговые изъятия из газовой отрасли. А также игнорируются мнения оппонентов концепции равнодоходности цен на газ внутри страны и при экспортных поставках.

Робкое выступление министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной на совещании у Дмитрия Медведева, в котором содержалось предложение отказаться от перехода на равноходоность в 2011 году и лишь повысить цены регулируемые цены на 30%. Как известно, при расчетах в 2006 году, когда правительство принимало решение о ценах на газ, использовалась цена на нефть в 56 долл. за баррель, что давало среднюю по России цену в 125 долл. за тыс кубометров. При нефтяных ценах стабильно превышающих 100 долл. за баррель, и европейской цене в 400 долл., уровень равнодоходности превышает 250 долл. в районе Москвы и сулит в 2011 году, как минимум, двукратный скачок единовременный внутренних цен на газ.

Сценарий с резким понижением европейских цен на газ можно не рассматривать, поскольку в этом случае резко закончится внешнеэкономическое благоденствие «Газпрома» и российского бюджета в целом с плачевными последствиями и для экономики в страны, и для гигантских инвестиционных планов «Газпрома».

Понимание надвигающихся газовых проблем выражается даже в таком аппаратном процессе, как разработка Генеральной схемы развития газовой отрасли, первую редакцию которой Минпромэнерго год назад благополучно «утопило». После этого документ исчез из всех правительственных планов рассмотрения и поручений. Однако уже сейчас ведомство В.Христенко заявляет, что «Газпром» вновь работает над схемой и Минпромэнерго внесет его в правительство к 1 сентября.

2. Развитие инфраструктуры и госполитика в ТЭК

2.1 Глава департамента нефтегазового комплекса Минпромэнерго Владимир Кузнецов на прошлой неделе сообщил, что «Газпром» уже принял окончательное решение по строительству новой ветки по маршруту Сахалин-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск-Владивосток. И тем самым, фактически, лишил экономического смысла торг с «Роснефтью» по поводу действующей газопроводной системы с Сахалина в Хабаровск. Тем не менее, политически интерес к выкупу у нефтяной компании газотранспортной инфраструктуры по прежнему высок, поскольку это по сути единственная правовая зацепка к получению без конкурса лицензии на находящийся в нераспределенном фонде Киринский блок («). Поэтому, хотя представители «Газпрома» делают вид, что им неинтересна существующая труба, это не совсем так.

«Роснефти» принадлежит начальный участок Сахалин—Комсомольск-на-Амуре проектной мощностью до 4,5 млрд кубометров (сейчас прокачивается около 1 млрд кубометров). А также 27% в компании «Дальтрансгаз», которая к 2006 году продлила трубу до Хабаровска. Структуры, аффилированные с «Газпромом», контролируют в предприятии около 48%, блокирующий пакет — у федерального Росимущества. «Газпрому» действительно проще построить новую трубу, предполагающую газификацию Приморского края к 2011 года (в 2012 г там запланирован саммит АТЭС) и экспорт сахалинского газа через Владивосток. Экономическая целесообразность этого проекта выглядит сомнительно, так как гораздо перспективнее развивать экспорт СПГ непосредственно с Сахалина, но поскольку решение принято на высшем государственном уровне, «Газпром» (как в случае с газификацией Камчатки) вынужден был взяться за выполнение приказа.

Неудивительно, что под этот проект он рассчитывает получить запасы газа на шельфе. Во-первых, эксклюзивное право выкупа газа с «Сахалин-1», во-вторых, «Сахалин-3». И в обоих проектах газовый концерн имеет определенное противодействие со стороны «Роснефти», которая владеет 20% и является дополнительным щитом для оператора «Сахалин-1» Exxon Neftegaz, а также имея газопровод является явным претендентом на «Сахалин-3».

2.2 ФАС заявила, что согласовала новую редакцию правил поставки газа с одним замечанием. По словам заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, его ведомство не стало настаивать на снижении штрафных коэффициентов за перебор газа. Но предложило закрепить за потребителями при наличии у них нескольких контрактов на поставку (например, с «Газпромом» по регулируемым ценам, с «Газпромом» по поставке сверхлимитных объемов и с независимыми производителями) право выбирать, чей газ был взят в отчетный период. «Газпром» настаивал на пропорциональном принципе подсчета потребленного топлива. В то же время антимонопольное ведомство согласилось с применением новых штрафных коэффициентов (1,5 — летом и 3 — зимой, сейчас 1,1 и 1,5 соответственно) за перебор газа сверх лимитов.

В то же время ФАС не стала увязывать согласование этого нужного «Газпрому» документа с прогрессом в сфере снятия разногласий по своему проекту недискриминационного доступа к газопроводам. Несмотря на гораздо больший, чем ранее настрой «Газпрома» на конструктивное взаимодействие с ФАС (встречи с А.Голомолзина и главы «Межрегионгаза» К.Селезнева и консультации на экспертном уровне теперь идут в регулярном режиме), стороны уперлись в принципиальные разногласия. Во-первых, определение «свободной мощности», объемы и стандарты раскрытия информации, а также вопросы подключения. Если ФАС сдаст эти пункты, то и новые правила доступа принципиально не изменят ситуацию, когда «Газпрома будет вся полнота власти и фактическая неподконтрольность в этой сфере.

Как известно, новые правила поставки газа должны быть приняты постановлением правительства и сделать легитимными ряд положений долгосрочных контрактов, которые «Газпром» заключил с 70% промышленных потребителей.

Однако проект документа, который ведет МЭРТ пока имеет жесткие противоречия с , которая не согласна с возможностью переторговки любых объемов газа, купленных по take or pay контракту и предлагает ограничивать возможность перепродажи. Также противоречит действующим нормам пункт о переторговке газа «Газпрома» по свободным ценам, что открывало бы широкие возможности для спекуляции дефицитным продуктом через различные подставные фирмы. Но ФСТ настаивает, что согласно определению ВАС при любой цепочке перепродаж для газа «Газпрома» государство регулирует цену у конечного потребителя.

2.3 Минпромэнерго продолжает отстаивать идею введения единого сетевого тарифа, который должен уравнять привлекательность разных направлений и маршрутов экспорта российской нефти для нефтяных компаний. По мнению ведомства Виктора Христенко, которое министр в очередной раз отстаивал на заседании правительства, это будет системное решение сразу для двух проблем. Снимет вопрос экономической невыгодности экспорта по строящемуся восточному коридору ВСТО, а также уберет напряженность вокруг действующего порядка  составления графиков экспорта (инициирован Минпромэнерго), который не гарантирует равный к наиболее выгодным направлениям.

Напомним, что ФАС разработала и направила на согласование проект постановления «О недискриминационном доступе производителей нефти к терминалам системы магистральных нефтепроводов для вывоза нефти за пределы территории РФ». В ФАС полагают, что действующая система составления экспортных графиков является «непрозрачной» и не обеспечивает равный доступ к наиболее выгодным экспортным направлениям. Предложения ФАС предусматривают, что компании в своих заявках должны указывать приоритет направлений экспорта. Если после суммирования всех заявок выясняется, что по какому-то направлению пропускной способности на всех не хватает, то доступ организуется пропорционально заявкам. Затем идет распределение по другим экспортным направлениям, которые компании указали следующими по степени приоритетности.

Правда, идеи ведомства В.Христенко, очевидно, натолкнуться на глухое сопротивление со стороны нефтяных компаний, которым придется платить за дорогие государственные инфраструктурные проекты из своего кармана. Однако на сегодняшний день альтернативного варианта по созданию стимулов для загрузки ВСТО у государства просто нет.

3. Слияния, поглощения, сделки

3.1 Шпионский скандал с сотрудниками , связанный якобы с утечками конфиденциальной информации из «Газпрома», активизировал слухи о возможном изменении состава акционеров нефтяной компании. Причем вновь, как и год назад, допускается возможность вхождения в долю как «Газпрома», так и курируемую лидером силового блока в окружении В.Путина Игорем Сечиным. Визит в Москву главы ВР Тони Хейворда и его встречи не только с Алексеем Миллером, но и с Сечиным дали дополнительный импульс для инсинуаций. В прессе выдвигаются даже некие весьма экзотические схемы альянса ВР и «Роснефти», в результате реализации которых российской нефтяная госкомпания стала бы блокирующим акционером ТНК-ВР, а ВР крупным миноритарием «Роснефти». Тем не менее, не стоит забывать, что в нынешней политической ситуации, когда Д.Медведев займет пост президента, право первой ночи на любые крупные активы будет в любом случае у «Газпрома». В последнем ежеквартальном отчете «Роснефти» в разделе «Риски» прямо говорится о том, что изменения в российском правительстве, которые последуют после того, как пост президента России займет Дмитрий Медведев, могут повлиять на его политику и позицию по отношению к «Роснефти».

Судя по всему, постепенно давление на акционеров ТНК-ВР будет усиливаться, причем целью является не столько полный выкуп доли российских акционеров, а изменение принципа функционирования паритетного СП. «Газпрому», очевидно, нужен контрольный пакет (с существенным дисконтом к рыночной цене), но при этом, чтоб доля ВР тоже снизилась, например, до блокирующей доли. И здесь возможен сценарий, который был реализован на «Сахалин-2», когда все действующие акционеры уступили под давлением государства по половине своих долей в проекте «Газпрому».

Вероятно, поэтому тормозится процесс завершения сделки по Ковыктинскому месторождению, где стороны («Газпром» и ТНК-ВР) вяло торгуются о стоимости инвестиций в проект, которые должны быть возмещены в рамках купли-продажи 62% акций «РУСИА Петролеум». Концерн понимает, что месторождение уже никуда не денется и особого смысла форсировать завершение этого коммерческого спора нет.

          

3.2 «Русснефть»  сообщила о том, что до конца года продаст 4 млн тонн нефти своему английскому трейдеру Russneft (UK) Ltd. за 2 млрд долл. Речь идет примерно о 85% нефти, экспортируемой компанией, которая будет реализована по 68,5 долл. за баррель. Зарегистрированный в Соединенном Королевстве трейдер, несмотря на название, аффилирован с компанией Glencore, которая изначально предоставляла кредиты структурам бывшего президента нефтяной компании Михаила Гуцериева на покупку нефтяных активов. Вполне возможно, что путем продления контракта с Glencore фактически управляющая «Русснефтью» команда «Базэла», выкупившего владение нефтяной компанией у находящегося в розыске Михаила Гуцериева, пытается урегулировать отношения с кредитором. И после того, как налоговые претензии к «Русснефти» на 20 млрд руб. в значительной мере уже погашены, ничто не будет мешать Олегу Дерипаске завершить приобретение нефтяной компании этим летом.

4. Внешние рынки

4.1 На прошлой неделе был сделан еще один шаг к договоренностям с Eni о вхождении «Газпрома» в ливийские проекты итальянской группы. После встречи главы компании Паоло Скарони с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером и разговора с президентом России Владимиром Путиным до официального объявления о сделке осталось уладить последние формальности. Параметры ее не разглашаются, однако известно, что Eni должно обеспечить вхождение «Газпрома» в активы, эквивалентные по стратегической значимости 30-процентной доле в газовых активах ЮКОСа («Арктикгазе» и «Уренгойле»), которые итальянцы получили возможность приобрести на аукционе РФФИ год назад. «Газпром» имеет двухлетний опцион на выкуп контрольных пакетов в этих предприятиях за 1,1-1,2 (в зависимости от курса рубля) млрд долларов, а также 20% акций «Газпром нефти» за 3,7 млрд долларов. По неофициальным данным, итальянцам не удалось убедить «Газпром» отказаться от возврата себе акций нефтяной компании.

30% газовых активов ЮКОСа (еще 20% у другого итальянского концерна Enel) это примерно 150 млрд кубометров доказанных запасов газа, которые обошлись Eni в смешные по нынешним ценам на энергоносители деньги — 600 млн долларов (4 долл. за тыс кубометров при минимальных ожидаемых ценах на газ внутри России в 2011 году на уровне 140-150 долл.).

Ливия после снятия санкций является чрезвычайно перспективным источником поставок нефти и газа в Европу. А Паоло Скарони осенью прошлого года сумел укрепить позиции своей компании в этой стране, договорившись о продлении действующих контрактов на добычу и экспорт нефти и газа на 25 лет вперед. Кроме того, договоренности предусматривают удвоение мощностей по экспорту ливийского газа в Италию за счет расширения на 3 млрд кубометров газопровода Green Stream (сейчас его пропускная способность 8 млрд кубометров) и строительства завода по сжижению газа на 5 млрд кубометров газа в год. Эти проекты, как и ресурсную базу для них (шельфовое месторождение Бахр эс-Салям и континентальное Baфа), Eni и ливийская NOC реализуют на паритетных началах. «Газпром» в свою очередь уже получил ряд разведочных активов в Ливии (получил 49% в концессиях, которые подписала с Триполи немецкая Winteshall), а также заключил с NOC соглашение о разделе продукции на шельфовом блоке №19.  

 

4.2 Обостряется международная конкуренция за газовые ресурсы Туркменистана. Вслед за Пекином, Брюсселем и Вашингтоном активный интерес к региону проявили в Дели. Делегация по главе с вице-президентом страны Хамидом Ансари нанесла трехдневный рабочий визит в Ашхабад, в ходе которого стороны подписали Меморандум о взаимопонимании между Министерством нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана и Министерством нефти и природного газа Республики Индия по сотрудничеству в области нефти и газа. А также, по неофициальной информации, согласовали вопрос присоединения Дели к проекту Трансафганского газопровода, по которому туркменский газ может транспортироваться в Пакистан и Индию транзитом через Афганистан. До сих пор индийцы имели статус наблюдателя в рабочей группе, но ожидается, что на ближайшей встрече министров энергетики четырех стран, которая должна состояться 21-22 апреля в Исламабаде, Индия станет полноправным участником проекта.

Следует отметить, что этот стародавний маршрут экспорта туркменского газа вновь актуализирован усилиями американской дипломатии, которая лоббирует его в противовес проекту трубы Иран-Пакистан-Индия. И лишним тому подтверждением является тот факт, что туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов в рамках визита в Бухарест на саммит НАТО встречался с президентом Афганистана Хамидом Карзаем для обсуждения трубопроводных вопросов. Белый дом объявил о назначении Бойдена Грэя спецпредставителем президента США по энергетике в Евразии. Главной задачей нового дипломата станет обеспечение энергетической безопасности США в этом регионе, прежде всего поиск путей транспортировки углеводородов из стран Центральной Азии в Европу в обход России. Бойден Грэй станет уже третьим  высокопоставленным американским дипломатом (есть еще Метью Брайза и Стивен Манн), перед которым поставлена подобная задача.

Процесс вокруг трансафганской трубы и присоединение к проекту Индии, безусловно, выгоден Вашингтону, который с одной стороны пытается вернуть себе роль разводящего газовые потоки в среднеазиатском регионе, а с другой стремится изолировать газовый потенциал Ирана (сорвать договоренности о строительстве газопровода Иран-Пакистан-Индия) и снизить роль «Газпрома» в качестве единственного импортера туркменского голубого топлива.

Индийские инициативы по инвестированию в добычу нефти и газа в Туркмении могут быть использованы Ашхабадом в  традиционном для себя ключе давления на других инвесторов, в частности китайцев. Ведь появление нового участника должно подстегнуть китайскую CNPC, получившую ранее право вести разведку и добычу на месторождении, которое предполагается на роль сырьевой базы для экспортного газопровода в Китай, но пока, судя по слухам, так и не добившегося успехов в поиске промышленных запасов углеводородов, достаточных для долгосрочной загрузки трубы в КНР.

5. Персоны и встречи

5.1 На прошлой неделе официально учреждено некоммерческое партнерство (НП) «Совет рынка», которое заменит РАО «ЕЭС России» в сфере регулирования рынка электроэнергии.  В частности, НП будет принимать решения о присвоении или лишении статуса субъекта ОРЭМ (оптовый рынок электроэнергии и мощности), разрабатывать договоры о присоединении к торговой системе оптового рынка, разрешать споры участников рынка, определять правила работы на оптовом и розничном рынках, контролировать деятельность ОАО «Системный оператор — ЦДУ» и контролировать соблюдение правил и регламентов оптового рынка. Как ожидается, председатель Совета будет выбран к концу мая, но уже сейчас на роль единственного кандидата согласован член правления РАО ЕЭС Юрий Удальцов, возглавляющий Центр управления энергореформой. Что выглядит вполне логично и обоснованно с точки зрения преемственности функций, а также авторитетности нового органа регулирования.

5.2 «Газпром» провел запланированную смену руководства «Мосэнерго». Анатолия Копсова (контракт истекал в июне) сменил бывший менеджер «Газпрома» Виталий Яковлев, который с декабря работал замом Копсова по корпоративной политике. Впрочем, мандат А.Копсову в момент покупки «Газпромом» контрольного пакета акций столичной энергосистемы был выдан как раз до весны 2008 года.

В то же время следует отметить риск, который этим назначением берет на себя куратор энергетики в «Газпроме», глава «Межрегионагаза» (возглавляющий совет директоров «Мосэнерго») Кирилл Селезнев. Как известно, Копсов был приглашен на пост гендиректора в 2005-го с целью преодолеть энергетический кризис, к которому энергосистема вплотную приблизилась за последние годы и который дал о себе знать крупной аварией в мае того года. В «Мосэнерго» срочно была разработана серьезная инвестпрограмма по модернизации оборудования, строительству новых энергообъектов, прежде всего крупных энергоблоков и даже сетей для присоединения их к ЛЭП. Началось строительство, и два блока уже готовы.

Однако в случае суровой зимы или даже зашкаливающих летних пиков потребления, вероятность повторения «блэкаута» не выглядит низкой и соответственно встает вопрос о способности новой молодой управленческой команды справиться с таким вызовом. Тем более, что она идет под лозунгом изменения корпоративной структуры «Мосэнерго». По некоторым данным, в компании планируется создать два центра — финансовый и эксплуатационный. Ими, возможно, будут управлять Александр Иванников, недавно перешедший в энергокомпанию на пост замгендиректора по финансам, и Владимир Сергеев, который занимает сейчас пост первого замгендиректора — главного инженера компании.

5.3 В ЛУКОЙЛе состоялась смена руководства ключевой добывающей «дочки». Вице-президентом холдинга и генеральным директором ООО «Лукойл-Западная Сибирь» назначен Азат Шамсуаров, ранее занимавший должность старшего вице-президента по операционной деятельности в «Лукойл Оверсиз Холдинг» (оператор зарубежных проектов нефтяной компании). Прежний руководитель ООО «Лукойл-Западная Сибирь» Николай Инюшин, который, очевидно, так и не смог остановить падение добычи нефти отправился на понижение и стал генеральным директором второстепенной «дочки» ЗАО «Лукойл-Транс». В «Лукойл-Западная Сибирь» сосредоточено около 60% российской нефтедобычи всей компании. Только за первый квартал производство нефти ЛУКОЙЛом в опорном регионе продемонстрировало 6-процентное падение, что вынудило президента компании Вагита Алекперова признать, что прогнозы компании по росту добычи нефти в 2008 году на 6% были слишком оптимистичными. Сейчас речь идет об 1,5-2% прироста и то в основном за счет зарубежных активов, за добычу в рамках которых и отвечал А.Шамсуаров. В то же время, снижение добычи в Западной Сибири является общеотраслевой проблемой, связанной с недофинансированием и истощением месторождений, поэтому решить ее будет очень не просто.

Теги: , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Новости ТЭК: еженедельные аналитические комментарии | Комментарии к записи Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК отключены

Комментарии закрыты