Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК

13.10.2008
Источник: Группа ЭРТА
Дата публикации: 12.05.08
ERTA Group

5-11 мая

1. Тема неделиОсновные события на прошлой неделе в России лишь опосредовано связаны с проблемами ТЭК. Тем не менее, официальной вступление в должность президента РФ Дмитрия Медведева и внесение им кандидатуры Владимира Путина на должность председателя правительства, очевидно, окажет влияние на расстановку сил и развитие энергетического сектора страны. Даже на спекулятивном уровне инаугурация Д.Медведева привела к резкому росту котировок акций «Газпрома» на фондовых биржах и сделала газового монополиста третей по стоимости компанией в мире. Этому, вероятно, способствовал и тот факт, что став действующим президентом Д.Медведев так и не вышел из состава совета директоров «Газпрома», хотя и не будет принимать участия в заседаниях.

7 мая, когда новый президент принес присягу и получил полномочия акции концерна выросли на 4,8%, продолжили быстрый рост и на следующий день (на 4,2%). Уже 9 мая на Лондонской фондовой бирже ADR «Газпрома» выросли еще на 3,4%, а капитализация компании достигла 359,8 млрд долл. Таким образом, «Газпром» обошел по капитализации China Mobile и General Electric, имея впереди только Exxon Mobil (476 млрд долл.) и китайскую PetroChina (441 млрд долл.). Правда, следует отметить, что фундаментальных оснований для такого роста у «Газпрома» не было (запасы концерна по-прежнему оцениваются рынком в большим дисконтом к западным компаниям), а, значит, вскоре рынок должен отыграть это повышение назад.

В то же время следует отметить, что выступая в Госдуме в качестве кандидата в премьер-министры Владимир Путин подтвердил намерение снизить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, которая в последние годы стала основой бюджетного благосостояния России. Более того, он пообещал, что для стимулирования вложений в разведку и разработку новых месторождений, а также повышения отдачи от действующих поправки в налоговое законодательство будут внесены правительством уже в ходе текущей и осенней сессии Госдумы.

Минфин уже согласился поднять с 9 до 15 долл. цену отсечения, не облагаемую НДПИ. Это даст отрасли 104,1 млрд руб. в 2009 г. и 112 млрд в 2010 г. Минфин одобрил и ускоренное уменьшение налогооблагаемой прибыли на расходы по приобретению лицензий на право пользования недрами — не в течение срока лицензии, а за два года. Но уже сейчас речь идет о более серьезных комплексных мерах, затрагивающие механизмы начисления экспортных пошлин и акцизов. Хотя пока конкретных решений пока нет.

2. Развитие инфраструктуры и госполитика в ТЭК

2.1 Усилия «Газпрома» по получению на бесконкурсной основе лицензий на стратегические месторождения на шельфе увенчались новым успехом. На одном из последних совещаний у Виктора Зубкова в качестве главы правительства было принято решение в течение месяца подготовить документы по выдаче газовой монополии лицензии на Киринское месторождение, которое является частью проекта «Сахалин-3». На участие в проекте также претендовала «», которая уже разрабатывает месторождение (также входит в «Сахалин-3). После этого Виктор Зубков, который, скорее всего, станет новым главой совета директоров «Газпрома» провел еще одно совещание, где было было решено в месячный срок передать газовой монополии еще восемь месторождений с газовыми запасами, расположенных на суше и шельфе Ямала. А именно Антипаютинское, Семаковское и Тота-Яхинское, расположенные на шельфе Карского моря, а также Крузенштерновское, Северо-Тамбейское, Западно-Тамбейское, Тасийское и Малыгинское, находящиеся на суше. Таким образом, как и ожидалось, вслед за Чаяндинским участком в Якутии, который под давлением экс-первого вице-премьера, а ныне президента России Дмитрия Медведева стал первым из списка стратегических месторождений в газовой сфере, переданных «Газпрому» без конкурса, монополиста попытался получить все остальные крупные запасы из нераспределенного фонда недр.

На территории Киринского блока выявлено несколько перспективных площадей. На одной из них было открыто небольшое газовое месторождение с запасами менее 100 млрд кубометров, которое и решено передать «Газпрому» для выполнения обязательств по газификации Сахалина и Приморского края к 2012 году. Остальные площади Киринского блока (в том числе Восточно-Одоптинское и Аяшское месторождения) пока остаются в нераспределенном фонде недр, поскольку доказанных запасов на них пока нет, и в перечень федерального резерва они не попали. Но при этом эти участки попадают под действие принятых этой весной поправок в закон «О недрах», согласно которым разрабатывать шельфовые участки могут лишь государственные компании. Так что если на этих площадях будут обнаружены, в основном, запасы нефти они могут быть переданы и «Роснефти».

Впрочем, нельзя исключать в новом составе правительства под председательством Владимира Путина лоббистские возможности «Роснефти» возрастут. А значит, снизится вероятность полной победы «Газпрома» в борьбе за запасы на шельфе Сахалина.

При этом практика безконкурсной раздачи участков под прикрытием государственных интересов получила развитие и в нефтяной отрасли. Государственная «Зарубежнефть» фактически без борьбы выиграла конкурс по четырем крупным блокам месторождений в Ненецком АО с запасами около 80 млн т. Победитель, как считается, был известен заранее, а сумма, которую выплатит победитель заниженной в несколько раз (всего 2,8 млрд рублей). Неофициальным обоснованием для проведения аукциона с таким итогом служит необходимость передать эти лицензии в СП с PetroVietnam для того, чтобы получить гарантии продления работы «Вьетсовпетро» на вьетнамском шельфе после 2010 года.

Четыре блока Центрально-Хорейверского поднятия, включающие в себя 13 месторождений, были в феврале выставлены на торги на конкурсной основе, то есть при определении победителя учитывался не столько денежный взнос, сколько сопутствующие социально-экономические условия. Извлекаемые запасы нефти по категории C1 составляют 78,13 млн т, C2 — 17,47 млн т, газа — 3,19 млрд и менее 1 млрд куб. м соответственно.

2.2 На последнем заседании правительства кабинет Виктора Зубкова отказался рассматривать среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ до 2020 года. Вместо него он утвердит повышенный по сравнению с предварительными планами рост цен на товары и услуги РЖД, «Газпрома» и энергетиков в 2009-2011 годах. Правда, при этом Минэкономразвития удалось убедить руководство страны в необходимости, как минимум на год, отсрочить введение принципа равнодоходности при определении цен на газ для промышленности. Судя по всему, уходящее правительство стало жертвой лоббистских усилий естественных монополий, которые, очевидно, опасались, что при новом премьере им будет гораздо сложнее добиться значительных уступок в тарифной политике.

Рост цен на электроэнергию для населения в 2009 году составит 25%, вместо планировавшихся еще в конце 2007 года 15%. Такой же рост запланирован и на 2010, и на 2011 годы. Это коснется регулируемого государством сектора электроэнергетического рынка (услуги населению и в регионах Дальнего Востока, в Калининграде). Предполагается, что в 2011 году на нерегулируемый рынок выйдет до 77% промышленности, а там цены теоретически могут оказаться ниже установленных государством. Поэтому МЭРТ прогнозирует: если средний рост цен по стране на электричество в 2009 году составит 26%, то уже в 2010 году сократится до 22% и упадет в 2011 году до 18%. ОАО РЖД также добилось почти двукратного роста тарифов по сравнению с планами 2007 года. Вместо прежних 9% на грузовые железнодорожные перевозки в 2009 году разрешено повышать цену на 17,1%, в 2010 году — на 9,7% и в 2011 году — на 11%.

В сфере регулирования газа, напротив, принято тактическое решение по ускоренному повышению цен для населения. Но с отменой перехода в 2011 году на равнодоходные цены для промышленности, что грозило скачкообразным ростом цен с предсказуемыми плачевными последствиями для экономики страны. Вместо европейского уровня цен на газ через три года предприятиям просто повысят регулируемые расценки еще на 40%. Таким образом, российские промышленники будут получать лимитные объемы газа в среднем по 3384 руб. за тыс кубометров. При нынешнем курсе доллара это чуть больше 140 долл. Хотя по формуле равноходности даже при сохранении нынешних цен на газ в Европе, цена могла вырасти до 250 долл. Однако в любом случае он получит возможность продавать газ дороже, чем планировалось в 2006 году, когда правительство принимало решение о графике роста цен на газ. Тогда в презентации Минпромэнерго на 2011 году была спрогнозирована (на основе равнодоходности) на уровне 125 долл. за тыс кубометров. Кроме того, Газпром» получит дополнительную компенсацию в виде повышенных темпов роста цен на газ для населения. Средняя оптовая цена бытового газа в следующем году составит 2021 руб. за тыс кубометров (рост на 25%), в 2010 году — 2104 руб. (30%), а 2011-м — 2946 руб. (40%). Ранее планировалось, что регулирование для населения будет более мягким. Но под флагом ликвидации перекрестного субсидирования на рынке газа в России было решено принять это непопулярное решение, тем более, что сделало это уходящее со сцены правительство.

Впрочем, ясно, что это еще далеко не конец истории с графиком роста цен на газ. И если правительству Владимира Путина не удастся справиться с инфляционными задачами (а с такими аппетитами естественных монополий, ничего удивительного в таком развитии событий не будет), вопрос о том, что с этим делать вновь вернется в повестку дня. Более того, не далее, чем через год правительство вновь будет обсуждать трехлетний прогноз социально-экономического развития, в рамках подготовки которого вновь развернется дискуссия об уровне цен на газ в 2012 году.

2.3 Отсутствие внятной подготовительной работы к запуску целевой модели оптового рынка электроэнергии прогнозируемо привело к переносу сроков разработки и утверждения правил работы с 2008 на 2010 год. Таким образом, правила игры на формируемом рынке будут объявлены за несколько месяцев до его запуска в 2011 году. Основной риск переноса чиновниками сроков касается целевого оптового рынка мощности. Запуск рынка мощности в переходной модели запланирован на 1 июля 2008 г., но распоряжения правительства пока нет. В этом же году РАО рассчитывало получить постановление правительства о его целевой модели, но вопрос практически не проработан. Если сроки затянутся, для стратегических инвесторов это означает большую неопределенность в отношении возврата средств, вложенных в строительство новых энергообъектов.

Виктор Зубков утвердил план мероприятий на 2008-2010 годы по подготовке правил работы целевой модели оптового рынка электроэнергии и мощности, которая должна быть запущена с 1 января 2011 года. В соответствии с документом, сроки разработки и утверждения правил работы целевой модели рынка переносятся с четвертого квартала 2008 года на первый квартал 2010 года. Кроме того, документ поручает Минпромэнерго, Минтрансу, Федеральной антимонопольной службе (ФАС), Федеральной службе по тарифам (ФСТ) во втором квартале 2008 года разработать меры антимонопольного регулирования в электроэнергетике и другие нормативные документы.

Впрочем, для авторов реформы это был единственно возможным сценарием развития событий, поскольку понимания того, как именно должна работать либерализованная система никто толком не понимает. А будущий глава Совета рынка и соответственно куратор разработки правил Юрий Удальцов (зампред правления РАО) прямо заявил, что это позволит учесть сложившиеся на тот момент реалии работы энергорынков.

3. Слияния, поглощения, сделки

Продолжается многовекторный процесс перекройки нефтехимических активов, связанных с группой «Газпром». Проект по окончательному выводу контрольного пакета акций СИБУРа из структур формально аффилированных с газовом монополистом сопровождается борьбой вокруг ряда других активов в отрасли. В частности, проекта по выкупу «Межрегионгазом» холдинга «СИБУР-Минеральные удобрения», а также приобретением «Газпром переработкой» «Салаватнефтеоргсинтеза». Кроме того, к части этих активов интерес проявляет компания «Акрон», которая предлагает «Газпрому» свой пакет в «Сибнефтегазе» в обмен на доли в компаниях по производству минеральных удобрений. Окончательная конфигурация пока не понятна, так как напрямую связана с внутренним раскладом сил в «Газпроме».

Как известно, «Газпром» обменял 100% акций СИБУРа на акции РАО «ЕЭС России» и «Мосэнерго», которые находились на балансе Газпромбанка и «Газфонда». Вместе с тем схема выкупа контрольного пакета акций СНОСа у башкирских властей также предполагала участие в сделке управляющей компании «Лидер» (управляет активами «Газфонда» и является держателем близкого к контрольному пакету акций Газпромбанка, но принадлежит группе банка «Россия»). Но конечным приобретателем должен был стать именно «Газпром». На прошлой неделе стало известно, что еще в апреле ходатайство на выкуп 50,000008% акций СНОСа подала компания «Газпром переработка». Правда, срок рассмотрения ее был продлен на два месяца из-за нехватки документации. «Газфонд» при этом получит за пакет рыночную цену, чуть больше 1 млрд долларов, что покрывает его затраты на приобретение акций (за них он заплатил миноритарным пакетом самого «Газпрома» с рыночной стоимостью около 19 млрд рублей). Таким образом, «Газпрому» придется заплатить посреднику около 150 млн долл. сверх цены, о которой договаривались Алексей Миллер и Муртаза Рахимов. Нельзя исключать, что в связи с событиями, которые происходят вокруг СИБУРа, продавец будет затягивать процесс оформления сделки по СНОСу. При том, что СИБУР явно рассчитывал на часть активов СНОСа (в нефтехимии) и возможно попытаются вывести их из под соглашения с «Газпром переработкой».

Тем более, что другая 100-процентная «дочка» «Газпрома» — «» — планирует выкупить у СИБУРа холдинг по производству минеральных удобрений. Вопрос готовится к рассмотрению советом директоров концерна в мае и если будут внесены необходимые изменения в инвестпрограмму «Газпрома» сделка должна быть завершена в июне за живые деньги. Решение о перегруппировке газохимических активов внутри «Газпрома» будет приниматься уже после завершения сделок по покупке СНОСа и ОАО «СИБУР-Минудобрения».

В ситуации неопределенности в химическом блоке «Газпрома» активизировался «Акрон», принадлежащий Вячеславу Кантору. «Акрон», который в свое время стал владельцем 21% акций «Сибнефтегаза» (принадлежит лицензия на Береговое месторождение и ряд других газовых участков), вновь предложил концерну обменять эти акции на комбинаты по производству удобрений. При этом контрольный пакет акций «Сибнефтегаза» перешел от «Итеры» к ООО «Статус» («дочка» Газпромбанка) и соответственно сделка с «Акроном» перспективна только в случае перевода этого актива из Газпромбанка на основной «Газпром».

4. Внешние рынки

4.1 Успехи в переговорах Казахстана и Азербайджана о транзите нефти с месторождения Тенгиз (а в перспективе и Кашагана) к морским портам в обход России заставили Москву пойти на компромисс с Астаной. Вместо участия в последнем заседании правительства и церемонии инаугурации нового президента страны министр промышленности и энергетики Виктор Христенко был вынужден срочно вылететь в , где по итогам встреч с высокопоставленными чиновниками 6-7 мая согласовал с министром энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан Сауатом Мынбаевым о совместную позицию по расширению мощности Каспийского трубопроводного консорциума. Несмотря на убыточность действующего нефтепровода для России было важнее сохранить контроль над растущим транзитом нефти из Казахстана, а также получить часть объемов для загрузки продвигаемого Москвой трубопровода Бургас-Александруполис, который позволит обойти ограничения по экспорту нефти через подконтрольные Турцией проливы Босфор и Дарданеллы.

Стороны договорились о следующем: КТК расширяется до 2012 года с нынешней мощности в 32 млн тонн перекачки нефти до 67 млн тонн, при этом 17 млн тонн нефти из месторождений Казахстана будут направляться в новый трубопровод Бургас-Александруполис, обеспечивая дополнительно около половины его проектной загрузки. Фактически, Москва отказалась от ранее выдвигаемого условия по получению контроля над действующей трубой КТК (которая является чуть ли не единственным крупным инфраструктурным проектам, где правительство не имеет решающего права голоса).

В середине апреля верхняя палата парламента Казахстана после нескольких лет затягивания процесса ратифицировала Договор между Казахстаном и Азербайджаном по поддержке и содействию транспортировке казахстанской нефти через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан. В развитие этого документа «КазМунайГаз» и госнефтекомпания Азербайджана планируют в течение месяца подписать соглашение об основных принципах реализации проекта строительства Транскаспийской нефтетранспортной системы. После этого стороны создадут СП, которое займется реализацией проекта.

Правда, теперь еще предстоит оформить совместную позицию с Астаной по расширению КТК в официальных документах и работу по подготовке ТЭО проекта. Нельзя исключать, что Москва рассчитывает выйти на подписание в ходе майского визита Дмитрия Медведева в Казахстан, который станет первой международной поездкой нового президента России.

4.2 На прошлой неделе расчеты за поставленный с начала года на Украину газ были практически завершены. Глава «Нафтогаза» Олег Дубина на специальном брифинге рассказал, что компания перевела RosUkrEnergo 1,3 млрд долларов за взятые без соответствующих контрактов в январе-марте 7,6 млрд кубометров. Впрочем, до конца апреля «Нафтогаз» был обязан выплатить всю сумму за апрельские поставки еще около 800 млн долл., но не выполнил этого обязательства.

При этом постепенно реализуется договоренность о выходе «Газпрома» на рынок конечных потребителей через компанию «Газпром сбыт ». «Нафтогаз» подписал с ней договор о продаже 7,5 млрд кубометров с 1 мая 2008 года по 30 апреля 2009 года. До конца текущего года украинский концерн будет продавать газ ГСУ по 179,6 долл. (с 10-центовой наценкой к цене газа на границе), а в следующем — в зависимости от роста цены на газ в Средней Азии, но маржа останется такой же символической (10 центов).

Переговоры об условиях поставок газа на Украину, начиная со следующего года, пока не стартовали, что объяснимо, поскольку ничего не происходит по оформлению новых соглашений с Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном, которые объявили о намерении продавать газ по европейским ценам.

4.3 Переговорный процесс о новом соглашении между Россией и ЕС так и не перерос в конструктивное русло. Очередная встреча министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко и еврокомиссара по энергетике ЕК Андриса Пиебалгса в рамках подготовки к очередному саммиту Россия-ЕС в Ханты-Мансийске продемонстрировало отсутствие взаимопонимания сторон по ключевым вопросам. Минпромэнерго по итогам беседы выразило озабоченность по поводу того, что Брюссель по-прежнему настаивает на дискриминационные меры в отношении третьих стран в рамках предложений по либерализации рынков электроэнергии и газа в Европе. Аппарат А.Пиебалгса утверждал, что основной темой встречи было обсуждение позиции Москвы по созданию Международного партнерства по сотрудничеству в сфере энергоэффективности (IPEEC). Решение по этому вопросу может быть принято на встрече «большой восьмерки» в Японии, но мнение Кремля пока не сформировано, а значит и здесь никакого прогресса не произошло.

Энергетический диалог Россия-ЕС был запущен на саммите в 2000 году. И первые годы развивался в достаточно дружественном и позитивном ключе. Однако к началу второго президентского срока Владимира Путина, когда цены на нефть и газ уверенно пошли вверх ситуация кардинальным образом изменилась. Попытки госкомпаний (прежде всего, «Газпрома») закрепиться на рынках конечного потребления и желание Москвы получить доступ к передовым технологиям, одновременно с закручиванием гаек в российском нефтегазовом секторе, вызвали неподдельную тревогу в Европе. Вступление в ЕС новых членов из Восточной Европы, а также история короткой, но губительной для репутации надежного поставщика газовой войны с Украиной обострило ситуацию. В результате в 2006 году стороны не смогли договориться о подписании нового Соглашения о стратегическом сотрудничестве. Его текст станет одним из важнейших вопросов предстоящего 26 июня очередного саммита Россия-ЕС в Ханты-Мансийске.

При этом Брюссель призывает Москву подписать специального соглашение в сфере энергетики, если договориться по всему комплексу взаимоотношений не удастся. ЕС важно зафиксировать обязательства российской стороны вести переговоры в этой сфере с единой Европой, а не с каждым партнером по отдельности. Но в России, судя по всему, не собираются сдавать позиции и намерены продолжать политику двусторонних контактов в энергетическом секторе, которое, правда, оставляет определенные проблемы для реализации масштабных проектов на территории Евросоюза.

Теги: , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Новости ТЭК: еженедельные аналитические комментарии | Комментарии к записи Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК отключены

Комментарии закрыты