Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК

19.12.2008
Источник: Группа ЭРТА
Дата публикации: 01.06.08
ERTA Group

26 мая — 1 июня

1. Тема неделиКонфликт акционеров перешел в публичную фазу и приобрел отчетливые очертания корпоративной войны. Представители ВР, владеющей 50% акций четвертой по величине нефтяной компании России, признались в наличии разногласий с российскими совладельцами из консорциума Alfa/Access/Renova. Сначала об этом в интервью заявил президент ТНК-ВР Роберт Дадли, избранный по квоте британской компании. Затем руководитель подразделения ВР по работе с акционерами ТНК-ВР Аластер Грэхем подтвердил различие во взглядах «между большинством владельцев». По официальной версии, суть разногласий в направлении основных инвестиций. ВР настаивает на концентрации усилий в России с точечными вложениями за ее пределами. Некогда владельцы ТНК якобы хотят большей активности в других странах. Впрочем, вопрос о том, могут ли перечисленные представителями иностранных акционеров компании противоречия, быть не только поводом, но и причиной корпоративной войны в духе 90-х, пока висит в воздухе.

Российские акционеры ТНК-ВР — консорциум «Альфа групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Петра Авена, Access Лена Блаватника и Renova Виктора Вексельберга — в свою очередь потребовал увольнения Р.Дадли с поста, обвинив того в управлении компанией в интересах только одного из акционеров (то есть ВР). Представители британской компании отказались обсуждать вопрос смены руководителя и в свою очередь стали настаивать на увольнении трех высокопоставленных топ-менеджеров ТНК, причастных к конфликту во главе с исполнительным директором, совладельцем ТНК-ВР Германом Ханом. В итоге последний совет директоров, который должен был назначить годовое собрание и утвердить размер дивидендов за 2007 год было сорвано.

Российские чиновники публично дистанцируются от конфликта. Сначала Игорь Сечин, а затем и Владимир Путин назвали творящееся в ТНК-ВР внутренними коммерческими противоречиями. Однако совершенно очевидно, что жесткие военные действия начались всего 1-2 месяца спустя после истечения срока моратория на продажу своих долей акционерами ТНК-ВР. Таким образом, можно предположить, что давление со стороны государства на российских акционеров, имеющее целью вхождение в проект «Газпрома»  в качестве контролирующего акционера, усилилось. А AAR просто пытается получить наилучшие условия сделки, то есть сохранить хотя бы часть своего пакета. Для этого необходимо заставить ВР согласиться на пропорциональное снижение доли по примеру проекта «», где все участники продали «Газпрому» по половине своих акций.

Кроме того, после такого ожесточенного противостояния (с судебными исками от новоиспеченных миноритариев, направленными на ограничение количества иностранных работников в ТНК-ВР и найма специалистов из ВР, с повышенным вниманием правоохранительных органов и взаимными обвинениями в прессе) появление «Газпрома» в качестве контролирующего акционера может иметь позитивный пиар эффект. Восстановление мира среди партнеров, которые зашли в полный тупик и чуть было не парализовали производственно-финансовую деятельность очень эффективной компании.

2. Развитие инфраструктуры и госполитика в ТЭК

2.1 Снижение налогового бремени на нефтяные компании уже достаточно давно обсуждается в высших эшелонах власти. Однако именно на прошлой неделе президиум правительства РФ одобрил соответствующий законопроект. Как и ожидалось, законопроект Минфина предусматривает повышение необлагаемого минимума при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых () с 9 до 15 долл. за баррель. Такое повышение учитывает рост себестоимости добычи нефти за последние несколько лет. По оценкам министерства, сокращение налоговой нагрузки на нефтяников составит в 2009 году 104,1 млрд руб., в 2010 году — 112 млрд руб. Еще 20-30 млрд руб. компании сэкономят, по словам Шаталова, благодаря ускоренной амортизации лицензий и около 35 млрд руб. — если будут уточнены формулировки льгот по НДПИ на выработанных месторождениях.

Ко второму чтению в законопроект будут включены нормы о налоговых каникулах на новых месторождениях Тимано-Печорского бассейна, полуострова и континентального шельфа, пообещал замминистра финансов Сергей Шаталов. Нулевая ставка НДПИ при добыче на шельфе и на морском дне будет действовать 10-15 лет (в зависимости от вида лицензии) и до достижения уровня добычи в 35 млн т, рассказал он. На Ямале и в Тимано-Печорском бассейне срок каникул — семь лет, ограничение по добыче пока не уточнено. Льгота заработает с 2009 г. Основные выгодоприобретатели — «», «Газпром нефть» и «Лукойл», работающие в льготных районах.

В то же время нефтяники не намерены останавливаться на достигнутом. Тем более, что вслед за ростом цен на нефть стремительно увеличивается пошлина. C 1 июня экспортная пошлина на нефть повышается с 340,1 до 398,1 долл. за тонну, на светлые нефтепродукты — с 241,4 до 280,5 долл., на темные — со 130,1 до 151,1 долл. Поэтому нефтяники лоббируют изменение цены отсечения еще на 10 долл. (до 25), тогда годовая экономия превысит 250 млрд руб. пятилетние каникулы — на всех месторождениях с момента начала промышленной добычи, семилетние — на труднодоступных, пожизненные — на шельфе. Кроме того, по инициативе «Роснефти» (поддержанной всеми остальными участниками отрасли) рассматривается вопрос об учете при формировании льгот влияние инфляции, изменения курса рубля к доллару и других негативных факторов. Соответствующее поручение ведомствам было дано на майском совещании у нового вице-премьера, курирующего ТЭК, Игоря Сечина. Благодаря индексации новой цены отсечения на уровень инфляции к 2012 г. нефтяники могут сэкономить 5-6 млрд долл. до 2012 года. Минфин в рамках дискуссии уже согласен индексировать НДПИ на инфляцию, ежегодно повышая базовую ставку налога в 419 руб. на уровень роста потребительских цен. Но применять понижающие коэффициенты Минфин пока не готов, а курс доллара и так учитывается в формуле.

Вполне возможно, что руководство страны, которое, судя по всему, всерьез озаботилось стагнацией добычи нефти из-за серьезного недоинвестирования, может пойти на дополнительные налоговые послабления в обмен на гарантии со стороны нефтяников, что большая часть приобретенных ими дополнительных доходов будет вложено в разработку новых месторождений.

О такой договоренности речь шла на том же установочном совещании у И.Сечина. Эта же тема активно обсуждалась в ходе его ознакомительной поездки в Ханты-Мансийский автономный округ и юг Тюменской области на прошлой неделе. По итогам визита И.Сечин прямо заявил: «Основная задача — это развитие отрасли. Это и сохранение добычи, разведка минерально-сырьевой базы. Это очень важно для государства, ключевая вещь, и на это нужно направить все средства». Устное соглашение вице-премьера с нефтяниками предполагает обязательства компаний хотя бы сохранить добычу в 2008 году на уровне прошлого года (то есть не допустить первого за много лет падения извлечения нефти в России.

2.2 Минэкономразвития, которое добилось отмены решения правительства Михаила Фрадкова о выходе внутренних цен на газ для промышленных потребителей на уровень равнодоходности с экспортными поставками «Газпрома» в 2011 году, выступило с инициативой еще большей отсрочки. Как заявил заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач, правительство пересмотрело график повышения регулируемых цен на газ, перенеся с 2011 на 2015 год применение принципа равнодоходности, который, если следовать старым планам Белого дома, приведет к росту цен на газ в России до порядка 200-250 долл. за 1 тыс. кубометров к началу 2011 года. «Если применять напрямую принцип равнодоходности, нужно было бы повысить тарифы на газ на 95-100%. В отличие от этого было принято компромиссное решение. Мы сохраняем установку на net back, но при этом, по сути дела, переход растягивается на несколько лет. Мы реально перейдем к нему в 2014-2015 годах», — заявил он. Фактически, это означает попытку отложить на несколько лет принятие финального решение о принципах свободного ценообразования на газ. Существующая сейчас практика трехлетнего планирования социально-экономического развития страны и соответственно установки регулируемых цен на газ именно на такую перспективу, таким образом, позволит не задумываться о механизме формирования «рыночной» цены на газ до 2011-2012 года.

Понятно, что чиновники всерьез не рассматривают такие отдаленные горизонты в качестве реальных объектов прогноза, а значит вопрос просто пытаются плавно оставить «будущим поколениям» людей, принимающих решения. Важен тот факт, что долгосрочные контракты между «Газпромом» и потребителями, в которых переход на принцип равнодоходности записан заключены только по 2012 год включительно. И следовательно, если будет принято решение об очередной отсрочки эти контракты не смогут уже играть роль юридической базы для обязательного перехода к равнодоходности (на что явно рассчитывал «Газпром»).

Таким образом, можно констатировать полный провал реализации идеи перехода к длинным договорным отношениям в газовой отрасли. Они не обеспечили гарантий дополнительных поставок газа (чего добивались электроэнергетики), и не принесли «Газпрому» перехода на европейский уровень цен.

2.3 На прошлой неделе состоялось последнее собрание акционеров РАО «ЕЭС России», которое будет ликвидировано 1 июля. После чего у вице-премьера Игоря Сечина прошло совещание, посвященное решению самых неотложных проблем отрасли. А перед этим новый министр энергетики Сергей Шматко докладывал Дмитрию Медведеву, как идет формирование нового министерства, и получил задание не допустить никаких сбоев в энергоснабжении предстоящей зимой. «Вы обязаны держать руку на пульсе. Еще раз повторяю, чтобы ни один из потребителей не почувствовал, что у нас здесь произошла реформа системы управления. Она действительно, по сути, завершилась, мы к этому стремились. Но в процессе передачи этих регулятивных полномочий не должно быть никаких сбоев, держите это непрерывно на своем контроле», — сказал во всеуслышание Д.Медведев своему визитеру. Таким образом, С.Шматко назначен лицом ответственным за любые неполадки и нестыковки в работе энергосистемы, который на самом деле неизбежны в периоды таких трансформаций. Вместе с тем, новый глава государства явно страхуется, памятуя об авария в московском регионе в мае 2005 года. Тогда в Москве и близлежащих областях началась реструктуризация энергокомпаний по видам бизнеса. После аварии многие энергетики указывали на несогласованность действий диспетчерских служб, однако РАО в ходе анализа причин аварии предпочитало не заострять внимания на структурных сбоях.

Сейчас же в условиях, когда новое Министерство энергетики только начинает свою работу, а РАО уже не будет, может получиться, что регулировать отношения в отрасли будет некому. Об этой опасности, исходя из слов главы РАО Анатолия Чубайса, шла речь на совещании у И.Сечина. Но единственное, о чем он согласился рассказать, это о поручении вице-премьера Федеральной службе по тарифам в пятидневный срок создать краткосрочный рынок электрической мощности (в дополнение к существующему рынку электроэнергии). Проблему, которую профильные ведомства так и не успели решить в ходе подготовительного этапа работы. А.Чубайс выразил надежду, что такое срочное поручение позволит запустить рынок мощности с 1 июля, как и предполагалось ранее. Однако реальных предпосылок для такого оптимизма явно нет. Ни концепция, ни необходимая документация не выработаны. Основная проблема в следующем. К 2011 г. все цены на рынках электроэнергии и мощности должны стать свободными. Но переход будет постепенным. Запуск рынка мощности — это снижение доли регулируемых продаж минимум до 85% (в зависимости от срока запуска). Оставшиеся 15% и больше можно будет продавать на бирже или через так называемый конкурентный отбор мощности. Один вопрос — что будет со станциями, которые введут новые мощности после 2008 г., будут ли регулироваться их продажи. Все ведомства, кроме ФСТ, согласились, что новые мощности должны автоматически продаваться по новым правилам, а служба хочет определить четкий механизм их продаж.

2.4 Министерство природных ресурсов начало торопить «Газпром» и «Роснефть», которые получили эксклюзивные права на освоение российского шельфа. Глава ведомства Юрий Трутнев направил письма двум госкомпаниям с просьбой в течение месяца представить подробный план геологоразведки до 2015 года на тех участках, на которые они претендуют. Данные лягут в основу программы лицензирования шельфа, однако на сегодняшний день ни у «Газпрома», ни у «Роснефти» нет ресурсов для того, чтобы тянуть шельфовые проекты на себе и финансировать работы на них. Их стратегическая задача заключалась в том, чтобы застолбить ресурсы дна за собой без всяких материальных обязательств.

По новым поправкам к ряду законов, оговаривающим порядок разработки шельфа, право пользования недрами на шельфе получили только российские компании, в которых государству принадлежит не менее 50% уставного капитала, а опыт работы на российском шельфе составляет не менее пяти лет. Этим условиям соответствуют только «Роснефть» и «Газпром» Предполагается, что между ними участки будут поделены по принципу преобладания нефти или газа в запасах соответственно. Последняя оценка инвестиций, необходимых для освоения шельфа, прозвучала в апрельской презентации главы «Роснефти» Сергея Богданчикова: 61,6 трлн руб. до 2050 года, в том числе 15,9 трлн руб. в геологоразведку (см. «Ъ» от 21 апреля).

В то же время появилась информация о том, что еще летом прошлого года «Газпром» и «Роснефть» подписали секретный протокол по разделу месторождений шельфа северных морей и Дальнего Востока. Однако это не помешало компаниям устроить лоббистскую борьбу вокруг Киринского месторождения на шельфе Охотского моря (часть проекта «Сахалин-3»). Пользуясь лоббистским ресурсом в лице Д.Медведева «Газпром» сначала добился внесения этого месторождения в список газовых участков федерального значения. А перед самым окончанием полномочий правительство В.Зубкова выпустило постановление о передаче этого участка «Газпрому» без конкурса на основании закона «О газоснабжении» (хотя запасы Киринского блока пока исчисляются в млн т условного топлива, и достоверно соотношение нефти и газа в нем неизвестно). После прихода И.Сечина в правительство в качестве куратора нефтегазового сектора нельзя исключать, что это решение так и не будет выполнено. Кроме того, компании активно конфликтуют на шельфе Камчатки. «Газпром», который получил госзадачу газифицировать полуостров, требует передать ему все возможные ресурсы. В том числе, уже выданные СП «Роснефти» и корейской KEPCO лицензии на участки Западно-Камчатского шельфа. Однако после преобразований в правительстве атака газового концерна несколько сникла. Близок к срыву и конкурс на ГРР в Беринговом море «Корякия-1», на который также претендуют «Газпром» и «Роснефть».

2.4 Первого июля, когда исчезнет РАО ЕЭС, «Интер РАО» получит часть его активов и станет крупным госхолдингом. До 2015 г. его стоимость должна вырасти до 14 млрд долл., а активы — почти вчетверо, говорится в стратегии развития «Интер РАО ЕЭС» до 2015 г., которую на прошлой неделе рассмотрел комитет по стратегии и реформированию при совете директоров РАО «ЕЭС России». И главное для этого — приобретения за рубежом (на 8 млрд долл. до 2010 г.) и активы, полученные в управление, гласит стратегия. Источники средств для всех планов «Интер РАО ЕЭС» в стратегии не уточняются. Но часть денег может быть привлечена в результате IPO в Лондоне (или на иной «известной торговой площадке»). Размещение планируется на 2009-2010 гг., говорится в документе. А до конца 2008 г. акции «Интер РАО» начнут торговаться на российских площадках и на зарубежных — в виде GDR. В любом случае за государством должен остаться контроль в «Интер РАО».

Кроме того, документ предусматривает, что «Интер РАО» будет выходить на рынки других стран, если те удовлетворяют четырем критериям: из них потенциально можно импортировать энергию в Россию, на их рынке можно занять доминирующее положение, их рынок дает преимущество для бизнеса в соседней стране и, наконец, если есть «интерес российского государства к данной стране с учетом ее масштаба, структуры ВВП и геостратегической роли». Любая госкомпания учитывает политику государства, но признать это в официальном документе, значит, увеличить риски противодействия со стороны потенциальных объектов инвестиций. Еще в феврале Еврокомиссия призвала суверенных инвесторов добровольно подписать кодекс поведения, где специально говорилось бы об отказе от политики при инвестициях. Впрочем, для «Интер РАО» все не так опасно, как для нефтегазовых компаний, особенно «Газпрома». Ведь прежде всего ЕС интересует равный доступ инвесторов на рынки партнеров, а электроэнергетика России как раз открыта для внешних инвестиций.

3. Слияния, поглощения, сделки

3.1 РАО «ЕЭС России» не смогло продать 74,9% акций ОГК-1. Энергохолдинг хотел получить за них 5,2 млрд долл. — это была бы самая крупная сделка за весь период распродажи активов РАО ЕЭС, но желающих платить такую цену не нашлось. Альянс Виктора Вексельберга, Романа Абрамовича и Александра Абрамова был согласен купить контрольную долю в ОГК-1 только за 4,3 млрд долл. В итоге энергохолдинг решил разделить госпакет и допэмиссию и продавать их отдельно уже после ликвидации РАО ЕЭС. Заниматься этим будут ОАО «Федеральная сетевая компания» (ФСК) и ОАО ГидроОГК, которые получат на свой баланс акции ОГК-1, приходящиеся на госдолю в РАО ЕЭС.

ОГК-1 — последний крупный актив, который продает РАО ЕЭС. В компанию входят Каширская, Пермская, Ириклинская, Верхнетагильская, Уренгойская и Нижневартовская ГРЭС установленной мощностью 9531 МВт. Основные акционеры — РАО ЕЭС (91,6%), «КИТ Финанс» (2,4%), Wellstone Trading Lomited (1,3%, по данным источников «Ъ», аффилирована с дочерним «Газпрому» «Межрегионэнергосбытом»). Рыночная цена продаваемого пакета на прошлой неделе составляла 4,2 млрд долл.

В апреле стало известно, что на ОГК-1 претендует консорциум из нескольких российских предпринимателей. Переговоры от лица консорциума вел президент подконтрольного господину Вексельбергу ЗАО «КЭС-холдинг» Михаил Слободин. Нежелание платить большую премию к котировкам со стороны инвесторов было понятно. КЭС и так уже является крупным игроком на рынке электроэнергии (вторым после «Газпрома»). А для партнеров по «Евразу» это сделка выглядит портфельной инвестицией, которая должна иметь солидный апсайд. В то же время свою роль могла сыграть неопределенность с будущим регулированием электроэнергетики в связи с ликвидацией РАО и появлением нового куратора в лице И.Сечина, которого традиционно причисляют к силовому блоку в окружении В.Путина.

В то же время, группе «Синтез» сенатора Леонида Лебедева удалось вовремя оплатить акции ТГК-2, купленные у РАО ЕЭС. Более того, «Синтез» уже консолидировал контрольный пакет акций энергокомпании. Часть своей доли в дальнейшем «Синтез» собирается продать германской RWE, но в какой пропорции они будут сотрудничать, пока не определено. Из-за разногласий между «Синтезом» и RWE платеж за акции не был произведен в срок, а сделка чуть было не сорвалась.

За 33,47% акций энергокомпании «Синтез» отдал 9,31 млрд руб. В апреле «Синтез» расплатился за допэмиссию ТГК-2 — 6,64 млрд руб. С учетом допэмиссии группа получила 43,82% ТГК-2, говорится в сообщении компании. По данным прессы, группа уже выкупила с рынка около 8% акций, доведя свою долю до контрольной.

ТГК-2 объединяет 16 ТЭЦ, расположенных на северо-западе европейской части России (Вологда, Новгород, Архангельск). Общая установленная мощность ТЭЦ составляет 2,5 тыс. МВт, общая тепловая мощность — 12,3 тыс. Гкал ч. Крупнейший миноритарий ТГК-2 — Prosperity Capital Management (более 25% с учетом проведенной допэмиссии), около 12% — у РАО ЕЭС.

В марте «Синтез» и RWE объявили, что намерены создать СП, которому передадут пакет ТГК-2. Германской стороне, согласно подписанному предварительному соглашению, в СП будет принадлежать 51%. Но договориться к моменту истечения срока оплаты партнеры не смогли. И в итоге российской компании пришлось финансировать покупку самостоятельно. Разногласия, судя по всему, касаются компенсации, которую получит «Синтез», а также распределения управленческих полномочий.

3.2 На прошлой неделе стало известно об очередной заминке в ходе подготовки сделки между «Газпромом» и акционерами СУЭК. Еще 30 апреля «Газпром» и СУЭК должны были подписать акционерное соглашение, где было бы прописано, как будет управляться совместная компания. «Газпром» отправил СУЭК проект соглашения, та высказала около 10 возражений. В их числе — кто будет руководить энергетическими «дочками» (ОГК и ТГК), менеджеры СУЭК или «Газпрома». Другой спорный вопрос — как будут приниматься стратегические решения на совете директоров СУЭК, когда основным ее владельцем станет «Газпром». «Газпром» хотел, чтобы решения принимались простым большинством, СУЭК — единогласно, что концерн не устраивало. Существуют сомнения, что сделка будет закрыта к 1 сентября, как планировалось раньше.

Об основных условиях сделки «Газпром» и СУЭК договорились в феврале, до этого переговоры шли почти год. Условия были такими: СУЭК проводит допэмиссию, которую «Газпром» оплачивает энергоактивами и получает 51% акций компании, 49% остаются у нынешних акционеров СУЭК (Сергей Попов и Андрей Мельниченко). СУЭК в итоге должна была стать крупнейшим энергохолдингом страны с мощностями на 30 000 МВт и стоимостью 16 млрд долл.

В то же время возможности владельцев СУЭК к торгу весьма узки. По неофициальной информации, они сами выражали желание выйти из бизнеса и сейчас отказаться от сделки означало бы конфликт с руководством страны (сделку оговаривалась под патронатом Д.Медведева).

3.3 Подготовка сделки по продаже СИБУРа группе его топ-менеджеров сопровождается знаковыми событиями в смежных видах бизнеса. Член правления концерна, генеральный директор «Межрегионгаза» Кирилл Селезнев написал в СИБУР-Холдинг письмо с просьбой освободить его от должности председателя совета директоров ОАО «СИБУР- Минеральные удобрения». Ранее предполагалось, что «» выкупит это предприятие у уходящего из группы нефтегазохимической холдинга. Официально это решение объясняется занятостью и желанием сосредоточиться на продаже газа и выстраивании электроэнергетических активов «Газпрома». Действия К.Селезнева свидетельствуют о том, что от этого проекта в концерне просто решили отказаться.

В 2006 году на базе кемеровского «Азота» (входил в СИБУР) было решено строить новый газпромовский холдинг по производству удобрений. Было сформировано «СИБУР — МУ», совет директоров которой возглавил Кирилл Селезнев. Амбициозная вывеска была подкреплена — смелой концепцией развития, которая предполагала на первом этапе консолидацию всех «свободных» предприятий отрасли в России и на Украине (в частности, Припортового завода в Одессе, вокруг которого идут мощнейшие приватизационные и политические баталии). На втором — альянс или поглощение одного из уже существующих крупных холдингов («Еврохим», «Фосагро» или «Акрон»). Концепция была одобрена советом директоров «СИБУР — МУ», но ее реализовать ее оказалось гораздо сложнее, чем написать.

По одной из версий газовый монополист посчитал, что у него просто не хватит денег и ресурсов для создания по настоящему крупного бизнеса по производству минеральных удобрений. По другой — причина в том, что во внутрикорпоративной дискуссии окончательно победило лобби, настаивающее на отказе «Газпрома» от активов, напрямую не связанных с газом, нефтью и электроэнергетикой. И эти активы будут консолидироваться на Газпромбанке — «Газфонде», аффилированными с банком «Россия».

Характерно, что в это же время совет директоров «Газпрома» утвердил выкуп контрольного пакета акций другого перерабатывающего актива у НПФ «Газфонд» по цене ниже рыночной. 50% плюс одна акция «Салаватнефтеоргсинтеза», который был куплен УК «Лидер» (принадлежит группе банка «Россия» и управляет активами «Газфонда») у башкирских властей в интересах большого «Газпрома» за 21,5 млрд рублей. При этом «Газфонд» все равно получил прибыль, поскольку сам покупал акции за 19 млрд руб. согласно данным независимой оценки. Но пытался добиться от «Газпрома» рыночной оплаты — 29 млрд рублей согласно котировкам на рынке. Вполне возможно таким образом, «Газфонд» пытался оставить СНОС себе.

4. Внешние рынки

4.1 На фоне полного затишья в действиях «Газпрома» на туркменском направлении, Ашхабад развивает активные контакты с потенциальными партнерами и покупателями газа. На прошлой неделе, после визита президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Азербайджан был подписан меморандум с Еврокомиссией о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетики. Его текст не предполагает конкретных обязательств, но свидетельствует о значительном продвижении диалога, который является тревожным сигналом для России. Делегацию ЕС возглавлял комиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. В ходе переговоров с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым он акцентировал внимание на важности наращивания сотрудничества в энергетической сфере, подчеркнув его исключительно перспективный характер с учетом гигантского ресурсного потенциала Туркменистана. Отметим, что подписание состоялось в рамках торжественная церемония закладки второй очереди газокомпрессорной станции «Довлетабад-2» и пуска газокомпрессорной станции «Довлетабад-3», то есть на месторождении, которое на сегодняшний день почти в полном объеме обеспечивает экспортные поставки туркменского газа в адрес «Газпрома».

Кроме того, в столице Туркмении состоялось первое заседание технических групп стран-участниц проекта Трансафганского газопровода. Ашхабад продолжает придерживаться твердой позиции о продаже «голубого топлива» исключительно на своей границе, и не собирается финансировать и делить риски работы всей газопроводной системы (очевидно, это будет касаться и проекта Транскаспийского газопровода). А также собирается продавать газ по европейским ценам. Таким образом, чтобы обеспечить лучшую цену новые газопроводы должны быть не только реализуемыми, но и более рентабельными по сравнению с действующей инфраструктурой в сторону России («Средняя Азия — Центр»). А это весьма сомнительно.

Тем более, что, к примеру, сметная стоимость планируемых газопроводов стремительно растет. В частности, на прошлой неделе было объявлено, что на реализацию газопровода Nabucco понадобится 7,9 млрд. евро (а не 4,6, как ранее предполагалось). При этом, чтобы доставить туркменский газ в Турцию, откуда он может по Nabucco попасть в Европу, необходимо построить Транскаспийскую трубу по дну Каспия, а также выдержать тариф на транспортировку газа по недавно построенному газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум. Что вряд ли сможет обеспечить низкую стоимость транспортировки по сравнению с имеющейся на российском направлении.

Однако пассивность руководства «Газпрома» в регионе все же вызывает определенные опасения, что компания может растерять имеющиеся у нее объективные преимущества в Средней Азии.

4.2 В руководстве нефтегазовой отрасли Казахстана произошла громкая отставка. Премьер-министр страны Карим Масимов вчера неожиданно приехал в офис госкомпании «КазМунайГаз» и представил нового президента холдинга. Вместо Узакбая Карабалина на эту должность назначен Серик Буркитбаев, ранее возглавлявший государственный «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау». Формально 61-летний Карабалин остается в компании. Предполагается, что сегодня официально объявят о его назначение на пост первого вице-президента «КазМунайГаза». Но совершенно, очевидно, это лишь утешительный приз перед окончательными проводами на пенсию. Бывший глава нефтегазовой госкомпании считается человеком, близким ко второму зятю Нурсултана Назарбаева Тимуру Кулибаеву, который достаточно давно утратил доверительные отношения с тестем. А новый президент компании, по мнению наблюдателей, связан с главным на сегодняшний день доверенным лицом Назарбаева, назначенным недавно руководителем администрации главы государства Кайратом Келимбетовым.

Смена руководства «КазМунайГаза» укладывается в логику преобразований, которые идут в нефтяной отрасли Казахстана наряду с усилением роли государства в крупнейших проектах. Еще в апреле появилась информация о том, что готовится новая стратегия развития госкомпании, реализация которой, очевидно, должна сопровождаться кадровым обновлением топ-менеджмента. Таким образом, в стартовавших переговорах со среднеазиатскими поставщиками газа о ценах в 2009 году, «Газпрому» придется иметь дело с уже новым руководителем.

4.3 На переговорах по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Россией (начнутся на саммите Россия — ЕС в Ханты-Мансийске 26-27 июня) ЕС будет настаивать на ратификации Москвой Договора энергетической хартии (ДЭХ). Данный пункт содержится в одобренном на прошлой неделе европейскими министрами иностранных дел мандате делегации ЕС на переговорах. Также по требованию Литвы в мандат внесено еще одно требование — о возобновлении поставок нефти на нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu nafta по нефтепроводу «Дружба». «Транснефть» прекратила их в июле 2006 г., ссылаясь на аварийное состояние трубопровода, Литва объявила это политическим давлением. Уступки России по обоим вопросам маловероятны, принципиальную позицию по ним Москва объявляла и признаков ее изменения нет.

Тем временем, Еврокомиссия путем угроз антимонопольных санкций добивается от европейских концернов согласия принять еще не одобренные правила игры по выделению транспортной инфраструктуры из вертикально-интегрированных газовых и электроэнергетических концернов. Вслед за E.ON (этак компании объявила, что продаст свои электрические сети) немецкий энергетический концерн RWE пошел на уступки Брюсселю. Компания решила в течение 2 лет продать свою газораспределительную сеть в Германии, как того требовала Европейская комиссия. Наблюдательный совет RWE 31 мая, одобрил продажу газовой сети длиной 4100 км.

Комиссар ЕС по вопросам конкуренции Неели Кроес в мае 2007 года инициировала расследование в отношении RWE по подозрению в том, что он воспользовался доминирующим положением на рынке и осложнил конкурентам пользование своими распределительными сетями в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, необоснованно увеличив плату за транзит газа. Как известно, правительство Германии выступает против предложений Еврокомиссии относительно дробления вертикально-интегрированных энергических компаний. А решение RWE появилось за несколько дней до очередного обсуждения инициатив Брюсселя на уровне министров энергетики стран ЕС, которые соберутся 6 июня в Люксембурге.

5. Персоны и встречи

Новый виток получил конфликт между главой Росприроднадзора Владимиром Кирилловым и его заместителем Олегом Митволем. Сотрудники управления Росприроднадзора, находящегося в прямом подчинении у О.Митволя написали министру природных ресурсов письмо с жалобой на руководителя службы В.Кириллова. Чиновники жалуются на постоянные служебные проверки «по надуманным поводам», «несправедливые выговоры» с «унизительной формулировкой — за проявленную некомпетентность» и «постоянный прессинг».

Очевидно, что конфликт может быть решен отставкой одного или обоих противоборствующих чиновников. И чем скорее это произойдет, тем выше вероятность возобновления выполнения Росприроднадзором своих непосредственных функций.

Теги: , , , , , , , , |Рубрики: Новости ТЭК: еженедельные аналитические комментарии | Комментарии к записи Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК отключены

Комментарии закрыты