Замглавы департамента МЭРТ В.Гаврилов: Если обязательства второго этапа Киотского протокола будут критичными для экономики РФ, мы их не ратифицируем

19.12.2007
Источник: Агентство "Интерфакс"
Дата публикации: 06.12.07

Киотский протокол вступил в силу в феврале 2005 года, а с 1 января 2008 года начинается действие количественных ограничений в отношении ратифицировавших этот документ стран по выбросам парниковых газов. Кроме того, с 3 по 14 декабря на острове Бали в Индонезии проходит конференция ООН по проблемам изменения климата, на которой планируется обсудить обязательства стран на второй период действия Киотского протокола после 2012 года.

О деталях и сроках запуска так называемых проектов совместного осуществления (ПСО) в РФ в рамках первого этапа Киотского протокола и о позиции России в отношении обязательств второго периода действия протокола в интервью специальному корреспонденту «Интерфакса» Алексею Уварову рассказал замдиректора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития РФ .

-Всеволод Валерианович, постановление правительства, утверждающее реализацию инвестиционных проектов в рамках Киотского протокола, было принято в конце мая. Какие действия были предприняты за это время и когда первые ПСО будут юридически оформлены?

— Во-первых, за прошедшее время произошел очевидный прогресс в получении Россией статуса страны, соблюдающей обязательства Киотского протокола. Летом Россию посетила оценочная комиссия, которая в принципе одобрила работу, проведенную нашей страной. Сейчас мы уточняем отдельные детали отчетных материалов и надеемся, что в первой половине 2008 года Россия получит этот статус официально. Прямого или юридического отношения к ПСО этот статус не имеет. Тем не менее, это очень важный и политический, и моральный сигнал для страны, что она сформировала адекватный потенциал, реализует политику, соответствующую Киотскому протоколу. При этом надо принимать во внимание, что применение так называемых механизмов Киотского протокола — это все-таки дополнительные меры к реализации правил Киотского протокола на национальном уровне. И международное признание правильности осуществляемых мер является важным и экономическим, политическим и моральным фактором, который позволяет нам приступить к практической реализации Киотских механизмов.

Во-вторых, сейчас обновляется состав межведомственной комиссии по климату и сделаны предложения по повышению ее статуса. Все ведомства сошлись к тому, что надо повышать статус этой комиссии до уровня правительственной, учитывая тот факт, что мы входим в период «жесткого исполнения» обязательств Киотского протокола начиная с 1 января 2008 года. С этого момента включается уже не предварительные, а в полном объеме все обязательства России, включая счетчики наших выбросов. Поэтому, ведомства посчитали целесообразным обратиться в правительство с предложением повысить статус комиссии. Судя по всему, решение по этому вопросу будет приниматься по результатам проходящей сейчас конференции на острове Бали.

В-третьих, были разработаны все необходимые документы для запуска механизма ПСО. Они прошли процедуру межведомственного согласования и проходят юридическую экспертизу в Минюсте. Рассчитываем, что это вопрос ближайшего месяца и после этого можно будет считать процедуру ПСО начатой юридически.

— Какие это документы?

— Это вопросы образования комиссии из представителей министерств и ведомств. Кроме того, методические указания по подготовке и рассмотрение проектной документации. Предложения по отраслевым лимитам для ПСО. В этих документах нет никаких сюрпризов. Методические указания сделаны на базе международных рекомендаций. Все эти документы уже утверждены приказом Минэкономразвития и, как я уже сказал, проходят правовую экспертизу в Минюсте.

— Какие лимиты вводятся и для чего?

— Мы сейчас вводим общий лимит в 300 млн. тонн парниковых газов на 5 лет по всем ПСО, реализуемым в России. Вместе с тем, это не будет лимитирующим фактором. В случае появления большого количества предложений их можно будет пересмотреть. Лимиты введены для нескольких целей.

Во-первых, чтобы дать соответствующий индикатор рынку (в отношении отраслевых предпочтений — ИФ).

Во-вторых, они являются дополнительным гарантом предотвращения возможных спекуляций, потому что достаточно либеральные подходы, которые были установлены правительством, требуют двойной ответственности администрирующих органов за добросовестность предлагаемых сделок.

Мы сознательно пошли на то, чтобы не устанавливать какие-то специфические барьеры, стимулируя предпринимательскую активность. Распределение же лимитов выбросов по отраслям установлено пропорционально объему выбросов в соответствующих отраслях согласно данным национально кадастра. При этом можно будет перераспределять лимиты из одной отрасли в другую исходя из уровня деловой активности.

— Сколько ПСО может быть утверждено в ближайшее время?

— Подготовка проектной документации и получение заключения экспертной организации это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Мы ожидаем, что до конца года будет около десятка реальных предложений, а остальные находятся в различной стадии подготовки.

— О каком объеме выбросов идет речь?

— Думаю, что это не более 50 млн. тонн. Это проекты компаний из сферы ТЭК, ЖКХ, отдельные проекты готовятся по машиностроению, отдельные проекты есть по управлению отходами. Это проекты, которые уже получили экспертное заключение, начали реализовываться и им нужно получить одобрение. Те компании, которые активно завершают подготовку документов, как правило, уже реализуют соответствующий план закупок, инсталляцию оборудования и тем самым не хотят терять год. Вообще перечень всех проектов, которые претендуют на получение статуса ПСО, официально публикуется на сайте Климатической конвенции.

— Кто является инвесторами проектов, только иностранные компании?

— Нет, частично российские, частично зарубежные. У нас одна из самых либеральных процедур, которая не делает разницы, в отличие от ряда аналогичных процедур утверждения в странах ЕС. Например, процедура в Великобритании предполагает в случае обращения нерезидента индивидуальное решение чиновников — принимать или не принимать такой проект.

— При заключении сделок с инвесторами — нерезидентами необходимо ли соответствующее межправительственное соглашение, одобряющее такого рода сделки?

— Нет. Международный договор РФ является желательным, но не необходимым для реализации ПСО. Международный договор предоставляет на двусторонней основе определенный режим благоприятствования таким проектам. Например, возможность использовать одно экспертное заключение для двух сторон, возможность унификации содержания проектной документации, потенциальную возможность использовать согласованный перечень экспертных организаций, возможность управления некоммерческими рисками проектов и так далее.

— С какими странами подписаны такие договоры?

— Пока не подписаны ни с кем, но идут очень детальные переговоры с Францией, Италией, Финляндией, Германией и другими странами.

— Какая заинтересованность у российского инвестора вкладывает средства в ПСО?

— Совершенно неважно, кто вкладывает деньги — российский или зарубежный, финансовый или инвестиционный инвестор. Сейчас пошла большая активность среди российских крупных финансовых инвесторов. Потому что та компания, которая получила утверждение в России и другой стране Киотского протокола, например, в одной из стран ЕС, получает от этой страны либо деньги из соответствующего государственного фонда, либо разрешения на выбросы парниковых газов, которые торгуются на рынке ЕС. Это может быть сделано как финансовым инвестором-резидентом ЕС, так и российским финансовым инвестором. Ряд стран ЕС, к чести этих стран, не делает ограничений по тому, чей это инвестор. Это как раз те страны, с которыми мы ведем активные консультации по подготовке межправительственных соглашений. При этом требования в этих странах настолько либеральны, что даже, например, они не требуют закупки обязательно иностранного технологического оборудования, что очень комфортно для российского машиностроения. Мы, конечно же, в рамках дозволенного и разумного будем проводить протекционистскую политику для российского бизнеса — производителей необходимого технологического оборудования.

К сожалению, бытовало неверное мнение, что должны быть обязательно зарубежный инвестор и зарубежные технологии. Кроме того, к сожалению, среди аккредитованных экспертных организаций нет пока российских консультантов. В случае появления соответствующих предложений мы окажем всяческое содействие по аккредитации этих организаций в органах Киотского протокола. В этом бизнесе должны участвовать и российские организации.

— Сколько времени потребуется на утверждение ПСО после поступления соответствующих заявок?

— Процедура утверждения длится около 2-х месяцев. Сразу хочу сказать, что инвесторы, которые уже получили положительное экспертное заключение, должны чувствовать себя спокойно. Никаких сюрпризов неподготовлено и мы всячески приветствуем добросовестных инвесторов.

— Помимо ПСО какие механизмы Киотского протокола еще рассматриваются?

— Мы начали реализацию проекта совместно с Всемирным банком и правительством Японии по конструктурированию схемы «зеленых инвестиций» (прямая торговля квотами между странами). Это очень сложная задача, потому что в документах Киотского протокола есть настоятельная рекомендация воздерживаться странам от прямой торговли квотами на выбросы парниковых газов, если не обеспечен механизм доведения этих денег до проектов Киотского типа. Вопрос в том, что нет прецедентов в российском законодательстве продажи нематериальных активов, а квоты не являются материальными активами, с формированием соответствующего финансового актива и использованием его на Киотские цели. Задача заключается в поиске соответствующих финансовых инструментов.

Немного беспокоит и тот факт, что законодательство ЕС юридически запрещает использование страновых квот для внутренней системы нормирования в ЕС. В Японии такого запрета нет, поэтому мы и реализуем это проект вместе с ними. Надеюсь, подготовим подходящие предложения в 2008 году.

— Какова позиция России в отношении того, что должно быть после 2012 года, когда истечет срок действия Киотского протокола?

— Хочу сразу отметить, что формально обсуждается второй и последующий периоды обязательств Киотского протокола. Очень часто в СМИ это называется послекиотоский период, что неверно. На самом деле это тот же самый Киотский протокол, просто новая формула обязательств на будущий период, как минимум, на пятилетний период.

Сейчас на конференции на Бали как раз обсуждаются эти вопросы. Если не будут приняты новые обязательства, то Киотский протокол конечно не развалится. Он будет действовать как юридический документ, потому что в нем много обязательств помимо количественных сокращений. Тем не менее, все прекрасно понимают, что его сердцевина- это количественный обязательства. Идет достаточно жесткая дискуссия по двум подходам.

По первому подходу страны должны взять на себя некие целевые обязательства, исходя из экологической целесообразности, под которой понимается всеобщее сокращение выбросов парниковых газов, как главного возмутителя глобального климата.

По второму подходу, страны анализируют свои технические, технологические и инвестиционные возможности и, исходя из них, с учетом их максимальной интенсивности, рассчитывают уровень возможных обязательств.

Сейчас борятся две эти точки зрения, каждая из которых имеет право на жизнь. Аргумент в пользу первой позиции — принцип разумной предосторожности. Все понимают, что если глобальные изменения климата произойдут, то это серьезный удар по всему человечеству. Есть позитивные аргументы у второй точки зрения — суть которых в том, что ни одна страна мира не ограничивает, например, рост своего населения, экономический рост. Я думаю, что решение будет найдено где-то посередине, а что это за решение — для его выработки как раз около 12 тысяч человек и собралось на Бали, чтобы найти консенсусную форму.

И позиция России — посередине этих точек зрения найти оптимальное решение.

В РФ действуют два тренда — первый стимулирование и реальное обеспечение энергоэффективности и энергосбережения. Самый главный сигнал — дерегулирование энергетических рынков для бизнеса уже послан. Есть сигнал другой — Россия играет и будет продолжать играть роль центра производства энергии и первичных материалов, потребление которых в мире не только не сокращается, но и увеличивается. Мы еще не выработали потенциал экстенсивного роста. Это две тенденции — одна понижательная, другая повышательная. И мы сейчас пытаемся найти между ними разумный баланс.

При этом не надо забывать, что климатообразующими факторами, помимо парникового газа является, например, устойчивое лесопользование и землепользование. У России есть конкурентное преимущество, потому что в нашей стране находится порядка четверти лесных территорий планеты.

Кроме того, Россия с другими странами делит ответственность за Арктику и Антарктику — это полюса холода, которые являются одними из основных климатообразующих регионов планеты. И наши действия в этих вопросах может не мене важны, а может и более чем сжигание топлива.

— А если новая формула будет ограничивать рост экономики РФ?

— Если обязательства второго этапа Киотского протокола будут критичными для экономического развития России, мы не ратифицируем новую редакцию Киотского протокола, и будем искать способы убеждения мирового сообщества в правоте наших подходов.

Теги: , |Рубрики: Новости, Персоналии | Комментарии к записи Замглавы департамента МЭРТ В.Гаврилов: Если обязательства второго этапа Киотского протокола будут критичными для экономики РФ, мы их не ратифицируем отключены

Комментарии закрыты