Приморье: на пути в АТР

22.09.2010
Источник: Дальневосточный капитал, №9, 2010 г.
Дата публикации: 20.09.10

В условиях глобализации, когда экономики переходят все государственные границы, а стратегическим ресурсом становятся партнерство стран и регионов, координация территорий, расширение экономических отношений России с АТР, Приморскому краю выпадает особая роль. По мнению губернатора Серегея ДАРЬКИНА, «Приморье — это стратегическая точка роста, которая позволяет России занять конкурентные позиции на будущих рынках товаров и услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в целом в мировой экономике».

ДОСЬЕ: По итогам 2009 года внешнеторговый оборот Приморского края увеличился до $4 млрд, с ростом в 154,7%. Объем инвестиций, направленных на развитие экономики края, составил $4,4 млрд, иностранных инвестиций накоплено более $1,5 млрд. Приморье активно осуществляет внешнеэкономическое сотрудничество с 84 странами мира. Наибольший объем внешнеторговых операций традиционно приходится на КНР, Республику Корея, Японию и (84% оборота).

В рамках Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года здесь реализуется 69 приоритетных инвестиционных проектов общей стоимостью более $60 млрд. Большинство из них призваны повысить конкурентоспособность и интегрированность региональной экономики, они направлены на диверсификацию экспортных маршрутов, продвижение на новые рынки.

На территории Приморского края ведется строительство магистральных нефтепровода ВСТО-2 и газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», которые обеспечивают создание в крае новых высокоэффективных производств. По словам губернатора, в формирующийся нефтеперерабатывающий кластер войдут порядка пяти предприятий, в числе которых газохимический, нефтеперерабатывающий заводы, предприятие по сжижению природного газа и производству минеральных удобрений.

В 2009 году состоялась закладка двух современных судостроительных верфей. Один проект осуществляется совместно с сингапурским концерном Yantai Raffles, планируется, что здесь будет развернуто производство буровых платформ для шельфовых месторождений. Другой проект по строительству современных судов финансирует южнокорейская компания DSME.

И если данные проекты — все-таки дело будущего, то другие уже приступили к реальной работе. В их числе автосборочное производство SOLLERS, с конвейера которого еженедельно сходит 315 машин, первая очередь нефтеналивного порта Козьмино. Реализация таких проектов обеспечивает встраивание экономики Приморского края в глобальные производственные цепочки товаров и услуг.

Многовекторная модель экономики Приморского края отвечает перспективам стратегического позиционирования Российской Федерации в АТР и задачам инновационной интеграции в экономику макрорегиона, подчеркивают в администрации края. В этом смысле большой потенциал, до конца не раскрытый, содержит транспортно-логистическая отрасль края. Ведь по близости к основным портам Тихоокеанского региона, которые заинтересованы в получении российского сырья, у Приморья конкурентов нет. И это особенно актуально сегодня в условиях изменения глобального рынка грузовых и пассажирских перевозок, трансформации карты грузо- и пассажиропотоков АТР и состава национальных участников рынка. Но, по мнению губернатора, Приморскому краю необходимо приложить усилия для капитализации этих возможностей в плане увеличения пропускной способности железной дороги, развития портовой инфраструктуры, интеграции всех участников рынка.

Определены целевые показатели развития международных транспортных услуг Приморья на среднесрочную и долгосрочную перспективу: рост транзитного грузопотока контейнеров через морские порты до 3,5 млн ед. ДФЭ к 2020 г. и до 7 млн ед. ДФЭ к 2030 году. Сегодня объем грузопотока составляет 1 млн ед. ДФЭ в год.

Среди успешно реализованных проектов в транспортном комплексе Сергей Дарькин отмечает открытие в июле 2009 года паромной грузопассажирской линии между портами Сакаиминато (), Донгхэ (Республика Корея) и Владивосток, строительство сухопутного транспортного коридора Транскорея — Транссиб.

В перспективе — открытие сквозного железнодорожного сообщения Владивосток — Уссурийск — Гродеково — Суйфэньхэ с продлением до Харбина. Вновь и вновь встает вопрос о создании в порту Восточный особой экономической зоны, которая, если решение будет принято, в ближайшие годы может существенно поменять всю логистическую цепочку, поскольку очень многие зарубежные компании хотели бы открыть здесь свои производства, но для этого необходимы льготные условия. Интересные перспективы открываются перед краем и в связи с созданием в приморских портах зерновой инфраструктуры. Сегодня эксперты говорят о зерне как о новом ресурсном потенциале страны, в котором заинтересованы азиатские соседи России. Развитие и использование транспортного потенциала позволит Приморскому краю стать лидером экспорта зерна в АТР.

в Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года обозначен зоной тесного взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, международным деловым, представительским, транспортно-логистическим, инновационно-образовательным и туристическим центром России на Дальнем Востоке. Исходя из этого губернатор определил перспективы позиционирования Приморского края в стратегическом развитии России в АТР:- Приморский край — центр коммуникации России и стран АТР (осуществляется за счет проведения таких мероприятий, как Тихоокеанский экономический форум, саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 году во Владивостоке, Международный кинофестиваль Pacific Meridian, Международный съезд рыбаков и др.).

— Приморье — транспортно-логистический центр ДФО (транспортировка углеводородов, Азия-Европа, создание портовой особой экономической зоны на базе порта Восточный).

— Приморский край — международный центр инновационного трансфера России на Дальнем Востоке (присутствие в крае Дальневосточного федерального университета и Дальневосточного отделения РАН, регулярный обмен знаниями и технологиями между Россией и странами АТР, импорт инновационной продукции). На базе Дальневосточного федерального университета планируется создание технопарка и мощного научно-инновационного кластера. Одной из глобальных задач, которые ставятся перед учеными, станет продление человеческой жизни при помощи ресурсов мирового океана.

— Приморье — крупный туристический центр, площадка креативного городского развития (создание Владивостокской агломерации с численностью населения, стремящейся к 1,5 млн человек, туристско-рекреационной и игорной зон). Будущее Владивостока власти видят в развитии индустрии гостеприимства, в том числе связанного с бизнесом, проведением выставок, форумов и прочих мероприятий. Также город делает ставку на образовательных услуг. И сейчас здесь учатся студенты из Азии, а с пуском Дальневосточного федерального университета на о. Русском их будет намного больше.

Целевые индикаторы развития края на период 2010 — 2025 гг. опережают уровень соответствующих показателей, заявленных в Концепции развития России 2020, и соответствуют динамике развития стран АТР. В частности, среднегодовой прирост валового регионального продукта составляет от 7,3 до 10%; инвестиций — свыше 10%; доля продукции новой специализации — 58%.

Таким образом, Приморский край в своих проектах развития делает ставку на международное сотрудничество и на конечную переработку сырьевых ресурсов, имеющихся здесь и поступающих сюда (или ожидаемых в ближайшие годы) из соседних регионов ДФО. Например, здесь готовятся беспрецедентные, по словам губернатора, меры поддержки рыбоперерабатывающей отрасли. О нефтеперерабатывающем кластере мы уже рассказали. Таким образом, нашим соседям по Юго-Восточной Азии, выстраивая политику сотрудничества, придется учитывать, что из приморских портов Россия намерена поставлять на рынки АТР не только сырье — нефть, уголь, лес, рыбу, но и продукцию их переработки.

Теги: , , , , , , , , , , |Рубрики: Восточная газовая программа, Новости | Комментарии к записи Приморье: на пути в АТР отключены

Комментарии закрыты