Baltic LNG оказался нерентабельным: Иностранным претендентам на проект придется подождать

21.09.2007
Источник: Газета "Коммерсантъ"
Автор: Наталья Гриб
Дата публикации: 21.09.07

«Газпром» не утвердил проект стоимостью до $4 млрд, предусматривающий строительство завода по сжижению природного газа в Ленинградской области. Проектировщик «Гипроспецгаз» не смог убедить руководство монополии в рентабельности проекта. Чтобы завод начал работать по плану в 2012 году, необходимо начать строительство в первой половине 2008 года. К этому моменту «Газпром» должен одобрить проект и выбрать партнеров среди иностранных компаний.Вчера правление «Газпрома» отправило на доработку «Обоснование инвестиций в строительство завода по сжижению природного газа (СПГ) и морского терминала на побережье Балтийского моря», сообщила пресс-служба компании. Проект Baltic LNG предполагает строительство завода по сжижению газа в Приморске мощностью 5-7,2 млн тонн и стоимостью $3,7 млрд. Оператором проекта является ООО «Балтийский » (80% принадлежит Gazprom Germania, 20% — ОАО «Совкомфлот»). Наиболее привлекательным для поставок СПГ признан рынок Атлантического бассейна. Предполагалось, что «Газпром» привлечет для реализации проекта одного-двух иностранных партнеров, выбрав их из канадской PetroCanada, испанской Iberdrola, итальянской Eni, британской и японской Mitsubishi. Но вопрос о партнере отложили до принятия основного решения.Проект Baltic LNG — один из самых проблемных для «Газпрома». С одной стороны, монополия не может увеличить долю на рынке без создания дополнительных транспортных мощностей. И когда строительство завода СПГ в рамках Штокмановского проекта отложено до 2014 года, Baltic LNG приобретает приоритетность в плане развития новых технологий по переработке газа. С другой стороны, в 2010-2013 годах должен быть построен Северо-Европейский газопровод мощностью 23-55 млрд кубометров в год, который и создаст те самые дополнительные транспортные мощности. И целесообразность реализации двух проектов остается под вопросом.Как пояснил Ъ менеджер «Газпрома», самое слабое место проекта Baltic LNG — это «подача газа на вход». Nord Stream и Baltic LNG рассчитаны на поставки газа из Единой системы газоснабжения под Питером. И без того дефицитный регион требует прокладки дополнительных магистральных газопроводов. «Газпром» предусматривает строительство новой трубопроводной системы с Ямала по северным областям России до Петербурга. Но включение в стоимость Baltic LNG затрат на газопровод приводит к тому, что на входе на завод превысит $100 за 1 тыс. кубометров. Максим Шеин из «Брокеркредитсервиса» отмечает, что это довольно высокие показатели по сравнению с мировыми стандартами, тогда как себестоимость конечной продукции на заводах СПГ Египта равна $90 за 1 тыс. кубометров. При падении спотовых цен до $150 за 1 тыс. кубометров, как было прошедшей зимой, российский СПГ будет нерентабелен. При более высоких ценах $300-400 газ будет успешно продан.Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» отмечает, что транспортные в проектах СПГ в большинстве случаев минимальны и только в России предусмотрена «большая труба» на Сахалинском СПГ и Baltic LNG. Поэтому затраты на транспорт, по словам аналитика, составят не менее $30 в себестоимости 1 тыс. кубометров газа. Конечная цена продукта будет зависеть во многом от налогов и торговых надбавок. «Очевидно, ‘Газпром’ хочет получать прибыль по всей цепочке затрат и иметь доход на входе на завод, делясь с иностранцами только незначительной долей прибыли, либо разделить риски от вероятных убытков»,— рассуждает Валерий Нестеров.»Гипроспецгаз» как подрядчик должен доработать проект Baltic LNG с четким обоснованием его рентабельности за три-шесть месяцев, чтобы реализовать заявленные планы поставок газа в рамках Baltic LNG в 2012 году. Как отмечает источник Ъ в «Газпроме», до сих пор иностранные партнеры выражали желание покупать газ по фиксированной цене на протяжении 25 лет — но в этом случае у проекта нет шансов. Другое дело, отмечает собеседник Ъ, если иностранцы гарантируют, что будут покупать газ по цене, которая на тот момент позволит покрывать «Газпрому» расходы и получать прибыль (что думают о проекте сами потенциальные партнеры, см. представителя PetroCanada Джима Брэдли).Джим Брэдли, директор проекта Baltic LNG в канадском энергоконцерне PetroCanada рассказал Ъ, на каких условиях и в каких направлениях компания хочет сотрудничать с «Газпромом».— Правление «Газпрома» рассмотрело вчера проект Baltic LNG. На какую долю в проекте вы рассчитываете?— Мы хотим получить самую большую долю среди иностранных компаний после «Газпрома». Еще в 2004 году мы подписали с ним меморандум о взаимопонимании, который касался изучения целесообразности реализации проекта. Затем в 2006 году подписали более детальное соглашение о сотрудничестве, которое предусматривало финансирование некоторых технических и коммерческих вопросов. Документ, который лег на стол «Газпрома»,— продукт нашей совместной работы. В ходе совещания в «Газпроме» должны были принять два решения, нужно ли вообще переходить к следующему этапу рабочего проектирования, а также насколько масштабным будет этот проект, когда он должен быть реализован и во сколько он обойдется. Если бы такое решение было принято, то через девять месяцев «Газпром» смог бы принять решение об окончательном инвестировании средств. И второе решение, которое должен принять «Газпром», это решение о партнерах по реализации проекта. Это решение о выборе партнеров очень важно на данный момент, чтобы тот, кто будет выбран, мог совместно продвигать эту работу дальше.— Что вы можете предложить «Газпрому»?— PetroCanada разработала стратегию развития сжижения природного газа в Канаде и получила одобрение всех регулирующих госорганов на развитие этого направления. Мы являемся одним из крупнейших операторов на рынке сбыта газа в Северной Америке, где российский газ может продаваться по очень выгодным для России ценам. Регазификационный терминал Gros Cacouna, строительство которого ведут PetroCanada и TransCanada, будет расположен в Квебеке в устье реки Святого Лаврентия. Это самое удобное расположение регазификационного терминала: от Приморска до Нью-Йорка через терминал Gros Cacouna расстояние на 5900 км короче, чем от Приморска до Нью-Йорка через Мексиканский залив. Это значит, что терминал Cacouna может принять три танкера СПГ за то время, пока терминалы Мексиканского залива разгрузят два. Мы считаем это преимуществом перед конкурентами, строящими регазификационные терминалы в Северной Америки. Кроме того, мы готовы предоставить определенное финансирование. Мы пользуемся полной поддержкой правительства Канады. Как сообщил Род Левер, глава Export Development в России, они приняли решение поддержать PetroCanada и готовы профинансировать ту часть, которая придется на нашу компанию в этом проекте.— Во сколько вы оцениваете данный проект и какую долю готова оплатить ваша компания?— Общая стоимость проекта предварительно оценивается в $3-4 млрд. Что касается долей, «Газпром» возьмет себе 51%, а то, что останется, мы готовы будем профинансировать. Если выразить это в цифрах, то при получении 25% в проекте наш вклад составит порядка $1 млрд. Прямого заявления от «Газпрома» о том, что требуется диспропорциональное финансирование, мы не слышали и работаем над нашим финансовым предложением при поддержке правительственного агентства. Мы предложили «Газпрому» несколько схем финансирования, и теперь они должны выбрать то, что им подходит. Если у «Газпрома» после получения наших предложений возникнет желание уточнить наши предложения, то это можно будет сделать.— У вас есть другие проекты с «Газпромом»?— Мы ведем переговоры о работе на шельфе Арктики.

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Новости, Северный Поток | Комментарии к записи Baltic LNG оказался нерентабельным: Иностранным претендентам на проект придется подождать отключены

Комментарии закрыты