Газопроводы идут в обход: Удастся ли нашей стране стать независимой от транзитных поставок газа на экспорт

28.09.2007
Источник: Журнал "Мировая Энергетика"
Автор: Алексей Белогорьев
Дата публикации: 15.04.07

Алексей БЕЛОГОРЬЕВ, эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий, отдел исследований газовой отраслиДля любого государства всегда было важно иметь безопасные пути доставки товаров, поставляемых на . Однако в наступившем XXI веке наряду с традиционной задачей обеспечения физической сохранности грузов до предела обострилась и проблема сохранения независимости поставщиков от стран-транзитеров.Начиная с 40-х годов (когда было подписано первое соглашение о поставках — с Польшей) Россия планомерно увеличивает экспорт природного газа — своего главного энергетического достояния. Сегодня на ее долю приходится 21% мирового газового импорта и 36,6% европейского. Между тем в последнее время импортеры энергоносителей оказывают на нас беспрецедентное давление, стремясь установить внешний контроль над ценами, объемами и направлениями экспорта российского газа. Добиваясь желаемого, они готовы использовать в том числе противоречия, возникшие между Россией и ключевыми транзитными странами. Все более строптивыми становятся и сами страны-транзитеры.Сохранение или установление контроля над всей цепочкой поставок углеводородов до стран-потребителей следует считать важнейшим условием сохранения национальной безопасности России.На сегодняшний день сложилось четыре коридора транспортировки российского газа в Европу общей мощностью на выходе из России 196 млрд м3 (табл. 1). Из них 20 млрд приходится на самый северный, тупиковый Finland Connector (рынок сбыта ограничен Финляндией). Текущий объем поставок не превышает 5 млрд м3. Самый южный коридор, идущий в Турцию по газопроводу «», изначально создавался для насыщения внутреннего турецкого рынка. Однако из-за резкого сокращения темпов роста спроса на газ в Турции решено было переориентировать его на транзит в Юго-Восточную и Южную Европу. Впрочем, на сегодняшний день «Голубой поток» еще не является транзитным газопроводом: все прокачиваемые по нему 8 млрд м3 газа поглощаются турецким рынком.

Табл. 1. Основные маршруты экспорта российского газа в Европу

Экспортные газопроводы

Пропускная способность, млрд м3
На северFinland Connector

 

20

В Западную Европу По территории Белоруссии – Европа:белорусский участокпольский участок

 

 

 

29,5 (проектная — 33)

29

По территории Украины «Братство»«Оренбург» («Союз»)Уренгой – Центр«Ямбург» («Прогресс»)«Северное сияние»*

 

30 30 40 30 25

В Турцию«Голубой поток»:Балканский транзитный коридор (Румыния – Болгария – )

 

16

 

20

* Белорусский газопровод, являющийся наиболее старым маршрутом транспортировки газа в украинскую систему.

Источник: Секретариат Энергетической Хартии Весь газ, идущий в Западную и Восточную Европу, поставляется по украинскому (Южному) и белорусскому (Северному) газотранспортным коридорам. Наибольшая часть прокачивается по Южному коридору со сдачей в словацких Велке Капушанах на украинско-словацкой границе. Это — пункт сдачи газа, приобретаемого VNG, WINGAS (СП Wintershall, Германия и «Газпрома»), SPP (Словакия) и Transgas (Чехия). Другую часть газа российская сторона поставляет транзитом в Баумгартен на словацко-австрийской границе, откуда он в дальнейшем распределяется между Австрией, Италией, Словенией и Францией. Третья часть экспортных объемов поставляется российской стороной транзитом через Словакию и Чехию в Вайдхаус на чешско-германской границе, откуда газ далее идет в Германию (Ruhrgas, BEB Erdgas, RWE/Thyssengas), Швейцарию и Францию.

Табл. 2. Договоры о транзите российского газа

Транзитные пояса

Страна транзита

Владелец транзитной системы

Трубопровод

Объем транзита по договору,

млрд м3

Истечение срока действия транзитного договора, год

Первый пояс

Украина «Нефтегаз» Все транзитные трубопроводы

120

2010

Белоруссия «Газпром», «Белтрансгаз» Ямал – Европа«Северное сияние»Газопровод на Литву

30

 

 

12

2

2010

Второй пояс

Польша EuRoPol GAZ Ямал – Европа

16*

25**

2021

Словакия SPP «Братство»

84

2008

Чехия Transgas Transgas

28

13

2009

С 2010 по 2020

* Данный объем был зафиксирован в контракте, когда пропускная способность первой нитки Ямал – Европа составляла порядка 17 млрд м3.

** Объем транзитного российского газа после расширения трубопровода в 2005 г. Источник: Секретариат Энергетической Хартии и расчеты «МЭ»Основу Северного коридора составляет газопровод Ямал — Европа, используемый для транспортировки газа до германо-польской границы в район Франкфурта-на-Одере. Оттуда газ расходится потребителям Германии (WINGAS) и Нидерландов.71% российского газового экспорта в Европу (113,8 млрд м3 в 2006 г.) проходит через Украину, еще около 20% — через Белоруссию, по газопроводу Ямал — Европа и сетям ОАО «Белтрансгаз» (табл. 2). 8% напрямую поставляются в Финляндию и Турцию. Отношения с обеими странами-транзитерами у России достаточно сложные. Помимо нашумевших кризисов, вызванных повышением цен на российский газ, постоянно дают о себе знать и глубокие политические противоречия. И в Киеве, и в Минске национальную газотранспортную систему рассматривают чуть ли не как один из атрибутов государственного суверенитета (в России, впрочем, отношение к своим трубопроводам схожее). Причем если Белоруссия в 2007 г. все-таки пошла на существенные уступки, то Украина от этого решительно открещивается. Между тем совершенно естественно то недоверие, которое Россия испытывает к транзиту газа через эти страны. Достаточно вспомнить незаконный отбор российского газа на Украине в январе 2006 г. Помимо прямых коммерческих потерь это нанесло ущерб и десятилетиями складывавшемуся образу России как надежного поставщика газа. Именно после газового кризиса на Украине Европу захлестнула очередная волна антироссийских настроений.К украинской и белорусской проблемам добавляется традиционная антироссийская истерия, характерная для Польши. В минувшем году сложности возникли также на спокойном до этого болгарском направлении, вызванные переходом «Газпрома» и национального болгарского оператора «Булгаргаз» на рыночные отношения. Единственным надежным транзитером российского газа, отношения с которым не осложнены политическими разногласиями, на протяжении многих лет остается Словакия.В 1990-х — начале 2000-х годов Россия пыталась обезопасить свои поставки за счет строительства газопровода Ямал — Европа: «Газпром» является 100-процентным собственником его белорусского участка и владеет 48% акций в операторе польского участка EuRoPol GAZ. Однако нестабильность политики Минска и нарастающая напряженность в отношениях со странами Восточной Европы заставляет сегодня Россию отказаться от концепции создания подконтрольных газопроводов через традиционные страны-транзитеры. В частности, «Газпром» уже заморозил строительство второй ветки газопровода Ямал — Европа. Единственным источником надежных поставок теперь видится создание газопроводов в обход традиционных маршрутов.Первым опытом на этом пути стало строительство подводного газопровода «Голубой поток», связавшего напрямую Россию с Турцией (ранее газ поставлялся в эту страну лишь через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию). Газопровод мощностью 16 млрд м3 был сдан в эксплуатацию в конце 2002 г. Логичным продолжением «Голубого потока» стал проект Южно-Европейского газопровода, который, как предполагается, пройдет через страны Балканского полуострова до Австрии и северной Италии. Создание ЮЕГ нацелено на уменьшение зависимости России от транзита газа через Украину.Вместе с тем из обходных вариантов наиболее выгодными для России следует признать проекты, полностью исключающие транзит газа через третьи страны. В этом случае снижаются не только политические риски, но уменьшается и себестоимость самих поставок, избавляя покупателей от необходимости уплаты многомиллионных таможенных пошлин. Первым подобным проектом стало создание трансбалтийского газопровода «Северный поток» (Nord Stream). Этот газопровод проектной мощностью 55 млрд м3 (первая нитка — 27,5 млрд) начиная с 2010 г. напрямую свяжет Россию с общеевропейской газовой сетью. По нему газ будет поставляться непосредственно в Северную Европу, а именно в Германию, Данию, Швецию, , Францию, Великобританию и в Калининградскую обл. Строительство «Северного потока» направлено прежде всего на снижение политических рисков, связанных с транзитом газа через Белоруссию и Польшу.Странам-импортерам в целом выгодно открытие прямых маршрутов импорта российских энергоносителей. Поставки для них становятся не только надежнее, но и дешевле. Как бы ни поддерживала официальная Европа Украину и в известной степени Белоруссию, доверия к ним как к транзитерам энергоресурсов в Берлине и Риме испытывают не больше, чем в Москве.Российские газотранспортные проекты находят самый разный отклик в ЕС. Западноевропейские страны и особенно Германия поддержали создание «Северного потока». Вместе с тем аналогичный проект ЮЕГ вызвал нарекания, поскольку вступил в конкуренцию с европейским проектом Nabucco. До сих пор нет очевидного ответа, пересекутся или нет маршруты и соответственно рынки сбыта этих двух газопроводов. В итоге , Венгрия и Италия решили одновременно сидеть на двух стульях, участвуя в создании обоих газопроводов.Для «новых» членов ЕС, особенно Польши и Прибалтики, характерно резко отрицательное отношение к «Северному потоку», поскольку его создание в перспективе уменьшает транзитные возможности этих стран. К проекту ЮЕГ в Юго-Восточной Европе отношение, напротив, благосклонное и дружелюбное. Строительство крупного международного газопровода гарантирует стабильное газоснабжение балканских стран, повышает их экономическое и политическое значение в регионе. Не меньшую заинтересованность в ЮЕГ и расширении «Голубого потока» выказывает Турция, стремящаяся стать региональным газораспределительным центром.Создание новых газотранспортных путей требует крупных финансовых вложений. Только строительство Nord Stream обойдется не менее чем в 10,5 млрд долл., ЮЕГ и расширение «Голубого потока» — еще более 10 млрд. Реализация столь масштабных проектов возможна лишь при кооперации «Газпрома» с крупнейшими европейскими энергетическими компаниями — немецкими BASF и E.ON, венгерской MOL, австрийской OMV. Основные средства будут браться из внешних, прежде всего банковских заимствований и это не скажется на текущем финансовом состоянии компаний, включая «Газпром». В частности, Nord Stream лишь на 30% будет инвестироваться из собственных средств участников.Открытие новых газотранспортных коридоров в Европу необходимо независимо от степени надежности традиционных транзитных стран. По прогнозу Института проблем естественных монополий, на газ в европейских странах и далее будет расти на 3—3,5% в год. Всего к 2020 г. «Газпром» может увеличить экспорт газа в Европу с сегодняшних 160,3 до 200 и даже баснословных 250 млрд м3 в зависимости от конкретных макроэкономических условий (на сегодняшний день «Газпром» продлил только часть долгосрочных контрактов с европейскими потребителями).Реальный эффект от введения в эксплуатацию «Северного» и «Голубого» потоков будет иметь долгосрочный характер, даже если в 2010-е годы не будут реализованы другие крупные трубопроводные проекты. Два газопровода дадут дополнительные мощности объемом 64,5 млрд м3, что в сумме с существующими экспортными возможностями составит более 260 млрд м3. Такая пропускная способность способна с профицитом удовлетворить даже максимальный уровень поставок российского газа на европейском направлении, не прибегая при этом к увеличению транзитных мощностей.Вместе с тем, по нашей оценке, реальный объем российского экспорта в Европу в 2020 г. будет ближе к 200 млрд м3, поскольку уже в начале 2010-х Россия столкнется с ожесточенной конкуренцией за европейский рынок со стороны Ирана. Впоследствии к нему могут присоединиться также Азербайджан, Казахстан и Туркмения. Кроме того, постепенно в Европу будет увеличиваться экспорт сжиженного газа Катара, Ирана, Алжира, Египта и других мировых производителей СПГ. Россия также будет развивать собственное производство сжиженного газа, в т. ч. на балтийском побережье. Однако поставки российского СПГ будут ориентироваться на Северную Америку и Азию. В Европу же России и в отдаленной перспективе будет выгоднее поставлять трубопроводный газ.Таким образом, при умеренном росте экспорта газа в 2010-е Россия сможет увеличить свои свободные экспортные мощности с текущих 13,5 до 23% (без учета Finland Connector). Это должно позволить ей существенно диверсифицировать поставки газа в Европу. Благодаря созданию «Северного потока» доля транзита в структуре российского экспорта уже не будет расти и останется на уровне 150 млрд м3. Вместе с тем открытие ЮЕГ снизит нагрузку на традиционные украинское и белорусское направления, даст возможность России выбирать более оптимальные для нее пути доставки. Благодаря этому в обозримом будущем транзитные риски будут минимизированы.

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Новости, Северный Поток | Комментарии к записи Газопроводы идут в обход: Удастся ли нашей стране стать независимой от транзитных поставок газа на экспорт отключены

Комментарии закрыты