Бюллетень Счетной Палаты РФ №4 (88) 2005 год

23.10.2007
Источник: Счетная палата РФ
Дата публикации: 01.06.05

Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 17 декабря 2004 года № 43 (413) «О результатах проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет, законности, обоснованности и целевого использования налоговых льгот, рассрочек и отсрочек налоговых платежей в обществе с ограниченной ответственностью «» и в налоговых органах Ставропольского края за 2003 год и 9 месяцев 2004 года»:

Утвердить отчет о результатах тематической проверки.

Направить представления Счетной палаты МНС России о принятии мер по устранению выявленных проверкой недостатков и нарушений, Минфину России об уменьшении МНС России средств федерального бюджета на сумму их нецелевого использования, выявленного при проверке.

ОТЧЕТ
о результатах проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет, законности, обоснованности и целевого использования налоговых льгот, рассрочек и отсрочек налоговых платежей в обществе с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» и в налоговых органах Ставропольского края за 2003 год и 9 месяцев 2004 года

Основание для проверки: пункт 4.1.21 плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2004 год.

Цель проверки

Определение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет, законности, обоснованности и целевого использования налоговых льгот, рассрочек и отсрочек налоговых платежей.

Предмет проверки

Нормативные и распорядительные документы, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия; годовая и периодическая отчетность; регистры бухгалтерского учета и первичные документы к ним; налоговые декларации.

Объекты проверки

Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольская региональная компания по реализации газа», Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Ставрополя.

По результатам проверки составлены акты

Акт проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет, законности, обоснованности и целевого использования налоговых льгот, рассрочек и отсрочек налоговых платежей в обществе с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» за 2003 год и 9 месяцев 2004 года.

Акт проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет, законности, обоснованности и целевого использования налоговых льгот, рассрочек и отсрочек налоговых платежей обществом с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Ставрополя за 2003 год и 9 месяцев 2004 года.

ООО «Ставропольрегионгаз» представил замечания через 7 дней после подписания акта. Согласно Регламенту Счетной палаты Российской Федерации замечания могут быть представлены в течение 5 дней после подписания акта, о чем руководство Общества было предупреждено в ходе проведения проверки. Замечания носят пояснительный характер. Заключение по ним прилагается к настоящему отчету (приложения в Бюллетене не публикуются).

Проверка проведена: с 1 по 23 ноября 2004 года.
В ходе проверки установлено

Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольская региональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Ставропольрегионгаз» или Общество) учреждено 15 июля 1999 года решением общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональная компания по реализации газа» (Московская область) и общества с ограниченной ответственностью «Ресурс-МРГ» (г. Москва). Общество создано на базе ликвидируемого филиала в Ставропольском крае общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Межрегионгаз»). Согласно учредительным документам уставный капитал Общества составляет 10,0 тыс. рублей.

В результате продажи ООО «Ресурс-МРГ» своей доли (49%) в ноябре 2003 года в составе участников Общества произошли изменения. На дату проверки участниками Общества являются ООО «Межрегионгаз» с долей 51% уставного капитала, ООО «ФИНАНС-СИТИГРУПП» (г. Москва) – 34% и ЗАО «РШ-Центр» (г. Москва) – 15 процентов.

На момент проверки ООО «Ставропольрегионгаз» состоит на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Ставрополя.

В 2002 году в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» ООО «Ставропольрегионгаз» создало дочернее предприятие – общество с ограниченной ответственностью «Ставрополькрайтеплогаз». В свою очередь, ООО «Ставрополькрайтеплогаз» является долевым участником общества с ограниченной ответственностью «Пятигорсктеплосервис» (г. Пятигорск) и открытого акционерного общества «Теплосеть» (г. Кисловодск), которые оказывают услуги по теплоснабжению в этих городах.

В соответствии со стратегией ООО «Межрегионгаз» об участии структурных компаний в предприятиях, обеспечивающих потребителей теплоснабжением, и по его решению Общество приобрело долю уставного капитала открытого акционерного общества «Межрегионтеплоэнерго» (Московская область) в размере 5,7%, номинальной стоимостью 18,7 млн. рублей. Указанная доля оплачивалась имуществом в виде доли в уставном капитале ООО «Ставрополькрайтеплогаз» в размере 51 процента.

Основным видом деятельности Общества в проверяемом периоде являлось приобретение газа и его реализация потребителям Ставропольского края и Республики Калмыкия. Для реализации газа населению Ставропольского края на территории административных образований Обществом созданы 32 филиала без образования юридического лица.

Общество осуществляло свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с бюджетом, утвержденным ООО «Межрегионгаз».

До октября 2003 года Общество поставляло природный газ только промышленным потребителям Ставропольского края и Республики Калмыкия. С 1 октября в соответствии с политикой головной компании ООО «Межрегионгаз» Общество начало поставки газа населению. Суть политики состоит в том, чтобы отделить сбыт от транспортировки газа по распределительным сетям низкого давления. До этого момента поставки газа населению в Ставропольском крае осуществляла газораспределительная организация ОАО «Ставрополькрайгаз», входящая в структуру ООО «Межрегионгаз».

В ходе настоящего контрольного мероприятия были проведены анализ и оценка баланса Общества на 1 октября 2004 года, согласно которым структура баланса характеризуется следующими данными.

При общей валюте баланса на 1 октября 2004 года 4740,8 млн. рублей стоимость основных средств составила 224,8 млн. рублей, незавершенное строительство – 795,9 млн. рублей, дебиторская задолженность – 2750,4 млн. рублей. В пассиве баланса на 1 октября 2004 года уставной капитал составил 0,01 млн. рублей, сумма непокрытого убытка – 132,2 млн. рублей, кредиторская задолженность – 4873,0 млн. рублей.

Отсутствие собственного капитала, непокрытый убыток, значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской, наличие низколиквидных активов свидетельствуют о неустойчивом финансовом состоянии данного Общества.

Необходимо отметить, что в нарушение статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Обществом перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2003 год не была произведена инвентаризация имущества и обязательств, которая бы обеспечила достоверность данных бухгалтерской отчетности.

Согласно отчету о прибылях и убытках за 2003 год выручка от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов) составила 6972,7 млн. рублей, или 99,2% от общей реализации, при себестоимости проданного газа – 6800,3 млн. рублей и коммерческих расходах – 202,1 млн. рублей. По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2003 год был получен убыток в сумме 71,1 млн. рублей.

За 9 месяцев 2004 года выручка от продажи газа (за минусом НДС, акцизов) составила 5950,5 млн. рублей, или 97,7% при себестоимости проданного газа – 5648,0 млн. рублей и коммерческих расходах – 440,4 млн. рублей. По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 9 месяцев 2004 года получен убыток в сумме 188,7 млн. рублей.

Таким образом, в проверяемом периоде доход, полученный от продажи газа, не покрывал даже коммерческие расходы Общества. Кроме того, убыток увеличивали проценты, уплаченные Обществом по привлеченным кредитам, налоговые платежи и прочие операционные и внереализационные расходы. Вместе с тем на каждую отчетную дату издержки Общества постоянно росли. Так, за 2003 год коммерческие расходы составили 202,1 млн. рублей, а за 9 месяцев 2004 года они уже составили 440,4 млн. рублей.

В проверяемом периоде наибольший удельный вес в сумме коммерческих расходов занимали такие статьи затрат, как оплата труда, снабженческо-сбытовые услуги, предъявленные ООО «Межрегионгаз», услуги по транспортировке газа, предъявленные ОАО «Ставропольрегионгаз».

Проверкой установлено, что Обществом в проверяемом периоде осуществлялись операции с ценными бумагами. Так, в 2003 году Общество приобрело дисконтные финансовые векселя на общую сумму 1006,9 млн. рублей, номинальной стоимостью 1016,7 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2003 года на балансе Общества числились финансовые векселя на сумму 357,7 млн. рублей, номинальной стоимостью 357,9 млн. рублей. Эмитентами купленных векселей выступали ОАО «Газпром», ОАО «Альфа-банк», КБ «Газэнергопромбанк», АБ «Газпромбанк», ООО «Ресурс-МРГ» АО КБ «Олимпийский», ЗАО «Международный Промышленный Банк» и Сбербанк России.

В дальнейшем, уже по номинальной стоимости, Общество использовало финансовые векселя для расчетов с кредиторами. В 2003 году в счет оплаты поставленного газа Обществом передано ООО «Межрегионгаз» финансовых векселей на сумму 1256,3 млн. рублей, что составило 20% от общей суммы оплаты за газ и передано в счет оплаты имущественного комплекса теплоснабжения г. Пятигорска на сумму 50,0 млн. рублей. Кроме того, эмитентам были предъявлены векселя к оплате на сумму 63,3 млн. рублей. Таким образом, Обществом в проверяемом периоде была получена прибыль от операций с финансовыми инструментами в сумме 10,0 млн. рублей.

В ходе настоящего контрольного мероприятия было установлено, что Обществом были произведены значительные капитальные вложения. Источниками финансирования капитальных вложений являлись оборотные средства предприятия и привлеченные кредитные ресурсы. Так, согласно данным бухгалтерской отчетности, стоимость основных фондов, находящихся на балансе Общества, с января 2001 года по сентябрь 2004 года возросла на 213,0 млн. рублей. Увеличение стоимости основных средств происходило за счет приобретения административных помещений для создания абонентской службы, а также приобретения имущества для оснащения вновь построенного комплекса в г. Ставрополе.

Общество с августа 1999 года по август 2003 года осуществляло строительство административного здания со встроенно-пристроенными помещениями гостиницы и кафе. Строительство осуществлялось подрядчиком – обществом с ограниченной ответственностью «Жилье XXI век», которое, в свою очередь, к выполнению строительных работ привлекало субподрядные организации. Данный строительный объект был принят Обществом в эксплуатацию в январе 2004 года (с момента подписания акта государственной приемочной комиссии).

Проверкой установлено, что акт государственной приемочной комиссии составлен с нарушением Строительных норм и правил СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения». Так, в вышеназванном акте не указана дата его подписания, а также отсутствуют такие обязательные фактические показатели как площадь здания, объем строительства, стоимость и другие. Кроме того, рабочая комиссия заказчиком не назначалась и, соответственно, акт рабочей комиссии о готовности законченного строительством здания, сооружения для предъявления Государственной приемочной комиссии, не составлялся. Несмотря на то, что данный объект фактически эксплуатируется с января 2004 года, по данным бухгалтерского учета он продолжает числиться в составе незавершенного строительства. В составе основных средств стоимость данного недвижимого имущества не учтена. В нарушение статьи 347 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость эксплуатируемого объекта не включена в налогооблагаемую базу для исчисления по налогу на имущество, что привело к недопоступлению в бюджет налога только за 9 месяцев 2004 года в сумме 12,8 млн. рублей.

В 2003 году для комплектования вводимого в эксплуатацию вышеназванного комплекса Общество приобретало товароматериальные ценности у ООО «Жилье XXI век». Проверкой установлено, что часть данного имущества (предметы интерьера, мебель, портьеры, посуда и др.) стоимостью 73,8 млн. рублей была квалифицированна Обществом как производственные основные фонды.

Поскольку на момент проверки само здание числилось в составе незавершенного строительства, то функциональное назначение его помещений в производственных целях документально не подтверждено. Кроме того, отсутствовали первичные бухгалтерские документы (инвентаризационные описи, данные складского учета и др.), подтверждающие использование данного имущества для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, в нарушение статей 252, 256 Налогового кодекса Российской Федерации Обществом необоснованно отнесены на затраты амортизационные начисления в сумме 8,7 млн. рублей, что привело к недопоступлению в бюджет за проверяемый период налога на прибыль в сумме 2,1 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 0,4 млн. рублей. Кроме того, в нарушение статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу необоснованно возмещен в 2004 году из федерального бюджета налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику данного имущества, в сумме 15,6 млн. рублей.

В ходе настоящего контрольного мероприятия установлено, что, несмотря на убыточность и отсутствие собственного капитала, Общество в проверяемом периоде приобретало объекты недвижимости непроизводственного характера. Так, в 2003 году у открытого акционерного общества «Шпаковскрайгаз» приобретен спортивно-оздоро-вительный комплекс стоимостью 7,7 млн. рублей, в том числе стоимость нежилых помещений – 6,5 млн. рублей, стоимость земельного участка – 1,2 млн. рублей. У открытого акционерного общества «Пятигорскгоргаз» был приобретен комплекс систем теплоснабжения в г. Пятигорске Ставропольского края стоимостью 50,0 млн. рублей, в том числе стоимость недвижимого имущества – 8,0 млн. рублей, оборудования систем теплоснабжения – 42,0 млн. рублей. В дальнейшем оборудование систем теплоснабжения, балансовая стоимость которого 42,0 млн. рублей, сдано в аренду ООО «Пятигорсктеплосервис». Следуют отметить, что размер арендной платы не покрывал расходы Общества по его содержанию. Так, за 9 месяцев 2004 года доход, полученный от аренды данного имущества, составил 5,5 млн. рублей, а амортизация, начисленная по данному имуществу, составила 7,8 млн. рублей. При этом следует отметить, что эксплуатация недвижимого имущества, входящего в комплекс систем теплоснабжения в сумме 8,0 млн. рублей, договорными отношениями не урегулирована, а фактически передана Обществом ООО «Пятигорсктеплосервис» в безвозмездное пользование.

Проверка договорных обязательств и состояния расчетов с поставщиками газа показала, что в проверяемом периоде основным поставщиком газа являлось ООО «Межрегионгаз». Так, в 2003 году ООО «Межрегионгаз» поставило Обществу 10433,9 млн. куб. м газа на сумму 8160,4 млн. рублей (с НДС). Поставка газа осуществлялась в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года № 162. Согласно договору поставщик поставлял газ до выхода газораспределительной системы (ГРС) общества с ограниченной ответственностью «Кавказтрансгаз», а покупатель принимал и оплачивал газ в согласованных объемах. От ГРС по сетям низкого давления, принадлежащим открытому акционерному обществу «Ставрополькрайгаз», газ транспортировался конечным потребителям. Оптовая цена на газ, поставленный Обществу, определялась ежемесячно дополнительными соглашениями к договору и в среднем в 2003 году составила 652 рубля (без НДС) за 1000 куб. м, что на 15% ниже регулируемой государством оптовой цены.

Следует отметить, что ООО «Межрегионгаз» при расчете цены на очередной месяц исходило из финансового результата, полученного Обществом за предыдущий период. Тем самым ООО «Межрегионгаз» регулировало прибыль своей дочерней компании, что влияло на сумму налога на прибыль, зачисляемую в соответствии с действующим законодательством в бюджеты субъектов федерации.

С 1 октября 2003 года ООО «Межрегионгаз» изменило порядок расчета за поставленный газ. Цена на газ дифференцировалась по категориям потребителей (промышленность, собственные нужды, население), по виду газа (природный, сухой отбензиненный) и по регионам (, ). Кроме того, дополнительным соглашением предусматривалась плата Обществом ООО «Межрегионгаз» за снабженческо-сбытовые услуги в размере 6,69 рубля за 1000 куб. м поставляемого газа. Так, за IV квартал 2003 года ООО «Межрегионгаз» предъявило Обществу к оплате стоимость снабженческо-сбытовых услуг на сумму 18,0 млн. рублей (с НДС).

Следует отметить, что постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее – ФЭК России) от 18 декабря 2002 года № 93-э/13 плата за снабженческо-сбытовые услуги ООО «Межрегионгаз» по оптовой продаже газа была введена в действие с 1 января 2003 года. Согласно «Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, регулируемой оптовой ценой на газ является утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа непосредственно конечным потребителям, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям.

Тем не менее, ООО «Межрегионгаз» с января по сентябрь 2003 года поставляло газ Обществу по договорным ценам и не предусматривало в своих расчетах плату за снабженческо-сбытовые услуги, что являлось нарушением законодательства Российской Федерации в области регулирования цен на газ в Российской Федерации.

В 2003 году Обществом за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги было оплачено ООО «Межрегионгаз» 6362,4 млн. рублей, из них денежными средствами со своих расчетных счетов – 4993,6 млн. рублей, путем зачета взаимных требований – 259,6 млн. рублей и финансовыми векселями – 1256,3 млн. рублей.

За 9 месяцев 2004 года Обществу было поставлено 6930,5 млн. куб. м газа на сумму 6659,3 млн. рублей (с НДС) и оказано снабженческо-сбытовых услуг на сумму 53,0 млн. рублей (с НДС). Цена поставленного газа и снабженческо-сбытовых услуг соответствовала цене, установленной ФЭК России. Расчеты за газ и снабженческо-сбытовые услуги в сумме 6395,9 млн. рублей производились только с расчетных счетов Общества.

В ходе проверки договорных обязательств и состояния расчетов с покупателями газа за 2003 год и 9 месяцев 2004 года установлено, что Общество до октября 2003 года реализовывало газ промышленным потребителям и газораспределительным организациям для дальнейшей продажи населению. В целях разграничения обязанностей по поставке и транспортировке природного газа населению Обществом и газораспределительной организацией ОАО «Ставрополькрайгаз» 1 октября 2003 года было подписано соглашение «О передачи функции поставщика газа населению». Таким образом, Общество с 1 октября 2003 года взяло на себя функции поставщика природного газа непосредственно населению.

В 2003 году Общество поставило потребителям Ставропольского края и Республики Калмыкия 10362,4 млн. куб. м природного газа и оказало снабженческо-сбытовых услуг на общую сумму 8830,7 млн. рублей, в том числе акциз – 386,2 млн. рублей, НДС – 1471,8 млн. рублей. Покупателями газа, согласно представленным документам, в зависимости от назначения газа, являлись: потребители (7500 юридических лиц), использующие газ в промышленных целях, газораспределительные организации, использующие газ для дальнейшей продажи населению, население (850 тысяч абонентов), ОАО «Ставрополькрайгаз», использующее газ на технологические нужды в процессе транспортировки.

За 9 месяцев 2004 года Общество поставило потребителям 6866,2 млн. куб. м природного газа и оказало снабженческо-сбытовые услуги на общую сумму 7356,3 млн. рублей, в том числе акциз – 283,8 млн. рублей, НДС – 1122,2 млн. рублей.

Всего в проверяемом периоде потребителями газа было оплачено 16053,5 млн. рублей, в том числе за 2003 год – 8400,7 млн. рублей, за 9 месяцев 2004 года – 7652,8 млн. рублей. Денежными средствами в кассу и на расчетные счета Общества было внесено 15198,4 млн. рублей, что составило 95% от общей выручки, остальная доля приходится на зачеты взаимных требований и расчеты финансовыми векселями.

В ходе настоящего контрольного мероприятия установлено, что Общество в проверяемом периоде поставляло газ гражданам, имеющим в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством льготы по оплате потребленного газа (Герои Социалистического Труда, малоимущие граждане, многодетные семьи и т. д.). Так, за 2003 год и 9 месяцев 2004 года Общество поставило природного газа гражданам льготных категорий на сумму 444,2 млн. рублей, в том числе по льготам, финансируемым из федерального бюджета, – 143,4 млн. рублей, по льготам, финансируемым из регионального и местных бюджетов, – 300,8 млн. рублей. Фактически Обществу было компенсировано 355,8 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 128,2 млн. рублей, из регионального и местных бюджетов – 227,6 млн. рублей.

Несвоевременные расчеты потребителей за поставленный газ привели к тому, что Общество постоянно имеет значительную дебиторскую задолженность. Согласно бухгалтерской отчетности Общества дебиторская задолженность покупателей и заказчиков по состоянию на 1 января 2003 года составляла 1976,0 млн. рублей, на 1 января 2004 года – 2335,0 млн. рублей, на 1 октября 2004 года – 1885,6 млн. рублей. В структуре дебиторской задолженности имеются долги, по которым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации истек срок исковой давности. Так, по состоянию на 1 января 2004 года сумма указанной задолженности составила 230,6 млн. рублей, на 1 октября 2004 года она увеличилась до 325,8 млн. рублей.

В нарушение пункта 5 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации сумма дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость Обществом не включалась. В результате потери федерального бюджета составили 54,3 млн. рублей (расчетно).

Проверкой установлено, что Общество с 1 октября 2003 года реализовывало газ населению через агента – ОАО «Ставрополькрайгаз». По условиям договора агент осуществлял сбор платежей за поставленный населению газ и обязан был в течение трех дней все поступившие денежные средства от населения перечислять на субрасчетные счета принципала. За проверяемый период, согласно отчетам, агентом было собрано платежей за поставленный населению газ в сумме 107,8 млн. рублей, перечислено же на счета Общества 12,4 млн. рублей. Кроме того, ОАО «Ставрополькрайгаз» письмом от 27 февраля 2004 года № 08/347 уведомил Общество о наличии собранных авансовых платежей от населения в сумме 33,0 млн. рублей.

В нарушение статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации Общество не увеличило налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость на сумму авансовых платежей, полученную в счет предстоящих поставок товаров, в результате чего в федеральный бюджет недоначислен налог на добавленную стоимость в сумме 5,5 млн. рублей (расчетно).

В ходе настоящего контрольного мероприятия была проведена проверка порядка ценообразования на реализуемый Обществом газ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определена система государственного регулирования цен (тарифов) в области реализации газа, которая включает в себя регулирование ФЭК России оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям, и регулирование региональными энергетическими комиссиями розничных цен на газ, реализуемый населению.

Регулирование цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) исходя из возмещения организациям экономически обоснованных затрат, обоснованной нормы прибыли и удовлетворения платежеспособного спроса на газ. Цена на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги дифференцируется по категориям потребителей (промышленность, население) и по регионам.

В проверяемом периоде ФЭК России установила на 2003 год оптовую цену на газ, реализуемый промышленным потребителям Ставропольского края и Республики Калмыкия, соответственно, 781 и 690 рублей за 1000 куб. м, на газ, реализуемый населению, – 508 и 480 рублей за 1000 куб. м. В 2004 году оптовая цена на газ, реализуемый потребителям Ставропольского края и Республики Калмыкия, была увеличена на 17 процентов. Кроме того, ФЭК России с 1 августа 2002 года установила льготную цену на газ (на 25% меньше оптовой цены), предназначенный для последующей реализации населению городов и населенных пунктов Южного федерального округа Российской Федерации, пострадавших от наводнения в июне-июле 2002 года.

Постановлением ФЭК России от 24 сентября 2003 года № 77-э/1 на территории Ставропольского края и Республики Калмыкия с 1 октября 2003 года введена в действие плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые промышленным потребителям газа, и с 1 января 2004 года – оказываемые населению. Вышеназванным постановлением предусмотрена дифференцированная плата за оказанные услуги в зависимости от количества потребляемого газа. Так, в частности, для групп потребителей с годовым объемом потребления газа свыше 100 млн. куб. м введена плата за оказанные услуги в размере 25,64 рубля, от 10 до 100 млн. куб. м – 27,14 рубля, до 10 млн. куб. м – 30,16 рубля и для населения – 36,19 рубля.

В соответствии с постановлением правительства Ставропольского края от 19 сентября 2001 года № 210-п «Об упорядочении государственного регулирования цен (тарифов) на территории Ставропольского края» регулирование розничных цен на газ возложено на Региональную энергетическую комиссию Ставропольского края. Формирование розничной цены осуществлялось исходя из оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, расходов на доставку газа населению, обоснованной нормы прибыли Общества. Розничные цены на природный газ предполагают два вида расчетов – по нормам потребления и по показаниям индивидуальных приборов учета. Нормы потребления газа устанавливались Правительством Ставропольского края.

В 2003 году средняя розничная цена газа, реализуемого населению Ставропольского края, составила 644,9 рубля, в 2004 году – 811,6 рубля за 1000 куб. метров.

Увеличение розничной цены на газ в 2004 году по сравнению с 2003 годом в среднем на 25% обусловлено ростом оптовой цены на газ и тарифов на транспортировку газа, а также в связи с введением с 1 января 2004 года ранее отсутствовавшей платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Проверкой установлено, что объем приобретенного Обществом газа в проверяемом периоде составил 17370,4 млн. куб. м, реализовано потребителям – 17228,6 млн. куб. м. Разница между общим объемом газа, поставленным Обществу поставщиками, и объемом газа, реализованным Обществом конечным потребителям, за проверяемый период составила 141,7 млн. куб. м. Исходя из средней цены поставляемого газа, стоимость потерь составляет 106,6 млн. рублей. Разбаланс газа обусловлен следующими причинами: отклонением объемов фактического потребления газа населением от норм потребления, установленных местными органами власти, проведением аварийных работ, несанкционированными врезками, погрешностью измерений приборов учета. Данные потери газа согласно информационному письму ФЭК России от 8 августа 2003 года № ЮС-2831/9 квалифицировались Обществом как технологические. Следует отметить, что у Общества нет четкой политики по учету данных расходов.

В ходе настоящего контрольного мероприятия проведена проверка эффективности контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью поступлений налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации от ООО «Ставропольрегионгаз». Проверка показала, что Общество является крупнейшим налогоплательщиком в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Ставрополя. Его доля в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет Промышленного района г. Ставрополя составляла в 2003 году и истекшем периоде 2004 года 18,6%, а доля поступлений по налогу на добавленную стоимость составила свыше 30 процентов. Тем не менее, последняя выездная налоговая проверка проводилась Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Ставрополя по итогам финансово-хозяйственной деятельности Общества за 1999-2001 годы лишь в июле 2002 года, по результатам которой доначислено 24,2 тыс. рублей, в том числе налогов – 18,7 тыс. рублей, пеней – 1,8 тыс. рублей и налоговых санкций – 3,7 тыс. рублей.

С июля 2002 года контроль налоговых органов Ставропольского края за полнотой и своевременностью поступлений налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации от ООО «Ставропольрегионгаз» в проверяемом периоде ограничивался только камеральными проверками. По результатам проведенных камеральных проверок в 2003 году Обществу было направлено 4 уведомления, а в 2004 году – 5 уведомлений о внесении изменений в налоговые декларации.

По состоянию на 1 января 2003 года задолженность Общества в консолидированный бюджет с учетом переплаты в территориальный бюджет составляла 86,9 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 90,3 млн. рублей.

За 2003 год и 9 месяцев 2004 года Обществом во все уровни бюджетов начислено налогов, сборов и других обязательных платежей в сумме 1194,2 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 1167,9 млн. рублей. За указанный период Обществом фактически перечислено во все уровни бюджетов налогов, сборов и других обязательных платежей в сумме 1269,3 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 1242,0 млн. рублей.

По состоянию на 1 октября 2004 года задолженность Общества в консолидированный бюджет с учетом переплаты в территориальный бюджет составила 11,8 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 16,2 млн. рублей.

В структуре налоговых поступлений в федеральный бюджет наибольший удельный вес составили акциз на природный газ – 727,8 млн. рублей, или 58,6% от общего объема поступлений в федеральный бюджет, налог на добавленную стоимость – 505,0 млн. рублей, или 40,7 процента.

В связи с тем, что с 1 января 2004 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внесены изменения в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации, исключающие минеральное сырье (природный газ), добытое после вступления в силу данного закона, из списка подакцизных товаров, акциз Обществом начислялся только на природный газ, добытый до 1 января 2004 года. Сумма перечисленного Обществом акциза в 2004 году составила 346,4 млн. рублей.

В проверяемом периоде ООО «Ставропольрегионгаз» налоговыми льготами не пользовалось. Рассрочки и отсрочки по налоговым платежам, зачисляемым в федеральный бюджет, ему не предоставлялись.
Выводы

1. ООО «Ставропольрегионгаз» является субъектом естественных монополий в сфере реализации природного газа конечным потребителям Ставропольского края и Республики Калмыкия.

Общество является дочерним предприятием ООО «Межрегионгаз» и осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность под непосредственным контролем головной компании.

Отсутствие собственного капитала, непокрытый убыток, значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской, наличие низколиквидных активов свидетельствуют о неустойчивом финансовом состоянии Общества.

2. В нарушение статьи 347 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость эксплуатируемого объекта в сумме 777,1 млн. рублей не включена в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, что привело к недопоступлению в бюджет налога на имущество в сумме 12,8 млн. рублей.

3. В нарушение статей 252, 256 Налогового кодекса Российской Федерации Обществом при отсутствии документов, подтверждающих использование имущества для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, необоснованно отнесена на расходы, учитываемые в целях налогообложения, амортизация в сумме 8,7 млн. рублей, что привело к недопоступлению в бюджет налога на прибыль – 2,1 млн. рублей. Кроме того, в нарушение статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу необоснованно возмещен из федерального бюджета налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику данного имущества, в сумме 15,6 млн. рублей.

4. В нарушение пункта 5 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не включалась, что привело к недопоступлению налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет в сумме 54,3 млн. рублей (расчетно).

5. В нарушение статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации Обществом не была увеличена налоговая база по налогу на добавленную стоимость на сумму авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров в размере 33,0 млн. рублей, в результате чего в федеральный бюджет недоначислен налог на добавленную стоимость в сумме 5,5 млн. рублей (расчетно).

6. В проверяемом периоде контроль налоговых органов Ставропольского края за полнотой и своевременностью поступлений налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации от ООО «Ставропольрегионгаз» ограничивался камеральными проверками.
Предложения

1. Направить представления Счетной палаты Российской Федерации в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ставропольскому краю о необходимости проведения комплексной проверки правильности исчисления налоговых платежей в ООО «Ставропольрегионгаз» и в ООО «Ставропольрегионгаз» о необходимости устранения выявленных нарушений.

2. Направить информационные письма Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.А. Павлову и в ООО «Межрегионгаз».

3. Направить отчет о результатах проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Аудитор Счетной палаты
Российской Федерации В. Г. ПАНСКОВ

Теги: , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Бюллетень Счетной Палаты РФ №4 (88) 2005 год отключены

Комментарии закрыты