Вопросы регулирования недропользования в сфере разведки и добычи газа

07.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 25.07.01
ERTA Group

С первых лет экономических реформ и внедрения рыночного механизма управления экономикой России возникли проблемы правового обеспечения пользования недрами вообще, ресурсами нефти и газа, в частности. По советскому законодательству недра были объявлены общенародным достоянием, предоставление недр в пользование не было законодательно отрегулировано и на практике осуществлялось путем передачи месторождений и содержащихся в них запасов полезных ископаемых государственным добывающим предприятиям в административно-плановом порядке. Практически единственной формой компенсации добывающих предприятий за подготовленную для них сырьевую базу были платежи за геологоразведочные работы, отчисляемые в государственный бюджет. Старая система правового регулирования хозяйственных отношений в недропользовании вступило в резкое несоответствие с новыми экономическими и социально-политическими условиями и весьма негативно сказалось на тенденциях развития, экономических и научных результатах геологоразведочных работ на нефть и газ.

отношений в сфере недропользования, в т.ч. связанных с осуществлением лицензирования в данной области, базируется на Законе Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в редакции Федеральных законов от 03.03.95 № 27-ФЗ, от 10.02.99 № 21-ФЗ, от 02.01.2000 № 20-ФЗ), а также подзаконных актов Президента, Правительства и отдельных федеральных органов исполнительной власти, в частности Положении «О лицензировании пользования недрами» (1992г.). Кроме того дополнительные аспекты недропользования в шельфовой зоне описаны в Законе РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (принят в 1995г.), некоторые аспекты недропользования в газовой отрасли описаны в Законе РФ «О газоснабжении в Российской Федерации», а детали недропользования при разработке месторождений на условиях СРП описаны в Законе РФ «О соглашениях о разделе продукции». Вопросы налогообложения при добыче углеводородов регулируются Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы».

Закон РФ «О недрах» закрепил основополагающие принципы правового обеспечения недропользования: совместное распоряжение недрами Российской Федерацией и субъектами федерации, лицензированный порядок предоставления недр в пользование, платное недропользование, единое организационное обеспечение системы лицензирования. Определена государственная собственность на недра, разграничены права на геологическую информацию, усилены требования к обеспечению безопасных технологий и экологического баланса при недропользовании.

Согласно Закону РФ «О недрах» государственный фонд недр составляют используемые и неиспользуемые участки в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. По Закону РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря России. Его внешняя граница проходит по внешней границе подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права, но не менее 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря. Из 7 млн.км2 шельфа СССР к России отошло 6,2 млн.км2 . В основном это морское дно с глубинами до 200м.

В соответствии со статьей 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные , являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

На континентальном шельфе распоряжение недрами (разведка и разработка минеральных ресурсов, буровые работы, сооружение искусственных островов и установок, прокладка и эксплуатация подводных кабелей и трубопроводов, морские научные исследования и т.д.) относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Дополнительные требования к согласованию условий пользования и распоряжения фондом недр существуют на территориях с особым правовым режимом, например, в границах родовых угодий малочисленных народов и этнических групп, в заповедниках и т.д.

Месторождения федерального значения и федеральный фонд резервных месторождений

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральных фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами (статья 2.1 Закона РФ «О недрах»). Обоснование необходимости отнесения месторождения газа к объектам федерального значения, а также о его отнесении к таким объектам вносится на рассмотрение Правительства РФ федеральным органом исполнительной власти. Применительно к газовой отрасли данные вопросы регулирует Закон РФ «О газоснабжении в Российской Федерации», который устанавливает, что «к объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации». В соответствии с этим Законом отнесение месторождения газа к объектам федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено месторождение газа» (статья 10 Закона РФ «О газоснабжени в РФ»). То есть, в Законе РФ «О газоснабжении в РФ» при установлении порядка отнесения месторождений газа к объектам федерального значения фактически делается обратная ссылка на Закон РФ «О недрах», которым данный вопрос также не урегулирован (см. выше), при этом в Законе «О газоснабжении в РФ» не указано, какой конкретно федеральный орган исполнительной власти вносит на рассмотрение Правительства РФ обоснование необходимости отнесения месторождения газа к объектам федерального значения и предложение о его отнесении к таким объектам. Таким образом, Закон РФ «О газоснабжении в РФ» реально порядок отнесения месторождений газа к объектам федерального значения не устанавливает.

Закон РФ «О газоснабжении в РФ» вводит также понятие и условия формирования федерального фонда резервных месторождений газа. В соответствии со статьей 11 данного Закона, «в целях обеспечения энергетической безопасности РФ часть месторождений газа федерального значения, эксплуатация которых в установленном федеральным законом порядке отнесена на последующий период, решением Правительства РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного координировать деятельность организаций топливно-энергетического комплекса РФ, может быть включена в федеральный фонд резервных месторождений газа. Федеральный фонд резервных месторождений газа формируется из числа открытых и разведанных месторождений газа, для которых лицензии на добычу газа не выданы». Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из федерального фонда резервных месторождений газа в соответствии с Законом принимается Правительством РФ. Данные положения Закона также имеют неконкретный характер, не устанавливая точных критериев и процедуры формирования федерального фонда резервных месторождений, снова ссылаясь на «федеральный закон».

Закон также устанавливает, что «при включении в федеральный фонд резервных месторождений газа месторождения, поиск и разведку которого организация провела за счет собственных средств, указанная организация получает компенсацию из средств федерального бюджета в размере фактически произведенных затрат и прибыли, равной величине ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Правительство Российской Федерации предусматривает соответствующие расходы в федеральном бюджете». Данная компенсация, которая должна быть произведена из средств федерального бюджета организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку месторождения, представляется завышенной, так как данная организация всего лишь имела право пользования участком недр для его геологического изучения, и у нее не было лицензии на добычу газа и соответственно изначально было установлено, что организация, владеющая такой лицензией несет риск необнаружения запасов газа или обнаружения их в меньшем объеме. При этом размер компенсации, который предусмотрен в данной норме Закона фактически соответствует убыткам, возмещаемым при обращении в государственную собственность частного имущества, установленным Гражданским законодательством Российской Федерации. Это также противоречит и мировой практике организации и регулирования недропользования, в соответствии с которой поисково-разведочные работы всегда связаны с риском и, как правило, проводятся за счет недропользователя. При неудаче его расходы чаще всего никто не компенсирует. Если по результатам работ наличие запасов подтверждается, то, получив лицензию на добычу, он сполна сможет возместить свои расходы на разведку.

Статья 12 Закона РФ «О газоснабжении в РФ» устанавливает порядок ввода в эксплуатацию месторождений газа федерального значения. «В целях обеспечения надежного газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации может без проведения конкурса принять решение о передаче месторождения газа федерального значения в эксплуатацию организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации — собственнику Единой системы газоснабжения, организации — собственнику региональной системы газоснабжения или о проведении конкурса на передачу указанного месторождения в эксплуатацию». То есть, Закон допускает, что передача месторождений федерального значения без конкурса может быть произведена организациям, осуществившим за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, ОАО «Газпром», а также организациям — собственникам региональных систем газоснабжения (в настоящее время это «», «Якутгазпром» и «Роснефть-Сахалинморнефтегаз»). А все остальные претенденты на разведку и разработку месторождений газа могут получить соответствующие права только на основании конкурса. Тем самым, Закон создает преимущества владельцам лицензий на газовые месторождения, включая ОАО «Газпром» и локальные газовых компании, создавая препятствия развитию конкуренции в сфере добычи газа.

Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр. В компетенцию федеральных органов входят вопросы, регулирующие законодательство и федеральную политику недропользования, установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых и т.д. Органы государственной власти субъектов федерации имеют право принимать и совершенствовать законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации о недрах, регулировать на территориальном уровне политику недропользования, участвовать в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых, распоряжаться совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и т.д. Законом РФ «О недрах» предусмотрены также соответствующие права органов местного самоуправления районов, городов.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности. Предоставление пользователям участков недр определяется экономическими интересами Российской Федерации и субъектов федерации и осуществляется таким образом, что преимущественные права при прочих равных условиях имеют пользователи, максимально учитывающие возможности промышленности России.

Закон РФ «О недрах» определяет виды пользования недрами. Предусмотрено предоставление недр для выполнения следующих видов деятельности: 1) региональное геологическое изучение; 2) геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; 3) разведка и добыча полезных ископаемых. Возможны также и другие инженерные, строительные и научные цели работ. Причем, недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении (статья 6 Закона РФ «О недрах»). Таким образом, в России законодательно установлена возможность совмещенного права пользования недрами (одновременно для геологического изучения и для добычи полезных ископаемых). Представляется, что совмещение такой важнейшей стадии геолого-разведочных работ, как разведка месторождений, по результатам которой устанавливаются окончательные границы месторождений (горные отводы), производится рациональное разделение его на залежи, пласты и другие промысловые объекты, утверждаются балансовые и извлекаемые нефти и газа, формируются показатели экономической эффективности и соответствующие ей фискальные нормативы, с добычей полезных ископаемых не соответствует долгосрочным государственным и общественным интересам, так как в случае совмещения прав на разведку и добычу полезных ископаемых государство не в состоянии обеспечить максимально эффективное распоряжение принадлежащими ему полезными ископаемыми.

В настоящее время могут быть установлены следующие сроки пользования участками недр в целях добычи полезных ископаемых:

· для геологического изучения — до 5 лет;

· для добычи полезных ископаемых — срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

· для добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии с данным Законом — до 1 года;

· для строительства и эксплуатации газохранилищ — без ограничения срока.

Практически лицензии предоставляются на срок до 20 лет для добычи полезных ископаемых и на срок до 25 лет при совмещении деятельности по геологическому изучению недр и добыче. Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр (статья 10 Закона РФ «О недрах»). Таким образом, мы видим, что для добычи полезных ископаемых срок пользования участками недр фактически не ограничен, что, на наш взгляд, представляется нецелесообразным, так как снижает степень государственного контроля за использованием недр лишает государство возможности более эффективно распорядиться данным участком недр.

Предоставление недр для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов, осуществляемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением, что является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственных учет, а также для внесения сведений в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Основаниями получения права пользования участками недр для целей разведки и добычи полезных могут быть:

1) решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

2) решение Правительства Российской Федерации при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения;

3) совместное решение федерального органа управления государственным фондом[1] недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

4) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для целей геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации

(статья 10.1 Закона РФ «О недрах»).

Таким образом, Закон устанавливает возможность получения участков недр (включая участки недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа) без конкурса или аукциона в следующих случаях: для геологического изучения недр; для целей разведки и добычи полезных ископаемых в случае установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению данных участков недр за счет собственных средств.

Решения о предоставлении участков недр в пользование принимаются: по участкам недр или месторождениям, расположенных на территории субъектов Российской Федерации — федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; по участкам недр или месторождениям внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации — Правительством Российской Федерации. Кроме того, для целей геологического изучения недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, основаниями для получения права пользования участками недр являются решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицензирование

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии, которая является государственным разрешением пользоваться участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в лицензии в течение установленного срока и при соблюдении заранее оговоренных условий, связанных с платежами, правами собственности на добытое минеральное сырье, уровнем добычи, правами собственности на геологическую информацию и т.д. Предусмотрены государственная система лицензирования, единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. Предоставление лицензий осуществляется путем проведения конкурсов (тендеров) и аукционов. Случаи выдачи лицензии, минуя конкурсный порядок, устанавливаются федеральным законодательством.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия представляет бланк установленной формы с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

— данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

— данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

— указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

— указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

— сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную , представления геологической информации на государственную экспертизу);

— условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

— согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

— соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

— условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

— порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному Закону (статья 12 Закона РФ «О недрах»). То есть, данной нормой декларируется договорной характер лицензирования недропользования, между тем фактически отношения в сфере недропользования данным Законом выведены из сферы гражданского законодательства в область административных правоотношений, тем самым, исключая возможность применения каких-либо реальных санкций к нарушителям лицензионных обязательств.

Данная статья также устанавливает, что в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр, при этом условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия, изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Таким образом, из Закона следует, что лицензии, выданные с нарушением требований Закона, не могут быть пересмотрены без согласия недропользователя в течение всего срока их действия.

Выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 10.1 Закона РФ «О недрах», а по участкам недр, требующим решения Правительства Российской Федерации — федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом. При предоставлении права пользования участками недр для целей строительства и эксплуатации газохранилищ в пластах горных пород выдача лицензий осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом (статья 13).

Закон РФ «О недрах» устанавливает, что при разведке и добыче минерального сырья участок недр в соответствии с лицензией на пользование недрами предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр с учетом контуров месторождений полезных ископаемых, положения участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, а также требований безопасного ведения работ, природоохранных и других факторов. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Законом РФ «О недрах» также определены требования к пользователям недр, в частности указано, что «в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности (на основании Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иных законов РФ) или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр» (статья 9). То есть, Законом «О недрах» допускается ситуация фактически двойного лицензирования: сначала получение лицензии на осуществление видов отдельных видов деятельности, затем — получение лицензии на право пользование недрами.

Лицензии на хозяйственную деятельность на континентальном шельфе выдаются органом по геологии и использованию недр по согласованию с федеральными органами, регулирующими вопросы рыболовства, охраны окружающей среды и природных ресурсов, оборонных отраслей промышленности, и с уведомлением органов по пограничной службе, науке и технической политике, таможенному делу, гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Все виды деятельности на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, определение условий их проведения в отношении каждого участка недр или группы участков недр, а также решение об утверждении результатов таких конкурсов или аукционов принимается органами, предоставляющими право пользования участками недр, в соответствии со статьей 10.1 Закона РФ «О недрах». Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в течение 30 дней с момента проведения конкурса или аукциона. Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды, учет интересов национальной безопасности Российской Федерации. Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, в том числе порядок формирования конкурсных или аукционных комиссий и порядок принятия ими решений в отношении каждого участка недр или группы участков недр, определяются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Следует отметить, что в качестве одного из оснований для отказа в приеме на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведение конкурса или аукциона фигурирует несоблюдение антимонопольных требований, которые конкретизированы в статье 17 Закона РФ «О недрах», где в частности указано, что при пользовании недрами «запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на

— дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;

— дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Данные требования не корреспондируют с содержанием Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», несмотря на то, что последний был принят раньше рассматриваемого Закона РФ «О недрах», так как ни в Законе РФ «О недрах», ни в Законе РФ «О конкуренции…» не содержится определения понятия «дискриминация». При этом в данном Законе также отсутствуют конкретные меры, которые могут применять федеральные органы исполнительной власти по обеспечению конкуренции в данных сферах деятельности (недропользование, доступ к объектам транспорта и инфрастуктуры).

Следует отметить, что данной статьей Закона федеральный орган управления государственным фондом недр по согласованию с субъектами Российской Федерации наделен правом устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование. При этом в Законе отсутствуют какие-либо указание на то, по каким принципам и правилам должны определяться и устанавливаться данные предельные величины.

Применительно к ситуации, складывающейся газовой отрасли, крайне важным, представляется проанализировать возможности перехода прав пользования участками недр и соответствующем переоформлении лицензий на право недропользования.

В соответствии со статьей 17.1 Закона РФ «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:

1) реорганизация юридического лица — пользователя недр путем его преобразования — изменении его организационно — правовой формы;

2) реорганизация юридического лица — пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) реорганизация юридического лица — пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;

4) юридическое лицо — пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица — пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица;

5) приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия — банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством о недрах Российской Федерации.

Очевидно, что в современных российских условиях не составляет большого труда путем последовательного учреждения всего двух дочерних предприятий передать контроль над месторождением от одних владельцев к другим (в случаях 3 и 4 данной статьи Закона), или «организовать» банкротство недропользователя (случай 5). При этом Закон устанавливает «автоматическое» переоформление лицензии на пользование участком недр при переходе права пользования участком недр, так как «условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат», допуская, что «отказ в переоформлении лицензий на пользование участками недр может быть обжалован в суд».

Статья 20 Закона РФ «О недрах» содержит основания для прекращения права пользования недрами и досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами органами, предоставившими лицензию. В частности, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);

5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

7) по инициативе владельца лицензии.

То есть, орган, выдавший лицензию, по своей инициативе вправе досрочно прекратить или ограничить право пользования недрами только в двух случаях: нарушения пользователем недр существенных условий лицензии и систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами. При этом в Законе не установлено, что означают термины «существенные условия лицензии» и «систематическое нарушение правил пользования недрами».

Статья 25 Закона РФ «О недрах» устанавливает, что органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, которые устанавливаются органами государственного горного надзора.

При добыче недропользователь обязан обеспечить наиболее полное и комплексное извлечение полезных ископаемых из недр с соблюдением технических норм эксплуатации, минимальные потери полезных ископаемых или отдельных компонентов. Это естественное и общепринятое требование для России приобретает особое значение ввиду сохраняющегося отставания технического уровня геологоразведочного производства и добывающих отраслей от мировых достижений в этой области. Если в России, например, ежегодно теряется 25-30% попутного газа, то в США и раде других стран этот показатель сокращен до 2-5%. Имеются крупные потери нефти, конденсата, газа непосредственно в пластовых условиях из-за несовершенства технологий разработки нефтяных, газовых, газоконденсатных месторождений. Требования предотвращения технологических потерь запасов частично учтены при определении скидок с платежей за истощение недр.

Геологическая информация, экспертиза и , государственные кадастр месторождений и баланс запасов

В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования входят в том числе:

— создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;

— государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

— составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами.

Пользователь недр обязан обеспечить в том числе:

— соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

— представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;

— представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях (статья 27).

В соответствии со статьей 28 Закона РФ «О недрах» государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 29 Закона РФ «О недрах»).

Законом также предусмотрено ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (статьи 30-32). Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр[2] по согласованию с органами государственного горного надзора. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

За пользование геологической информацией о недрах, полученной за счет государственных средств, может взиматься плата (статья 43.1). Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Получение сведений об участке недр иным путем, кроме установленного указанным положением, не освобождает пользователя недр от платы за геологическую информацию. Эти положения не распространяются на геологическую информацию о недрах, полученную за счет негосударственных средств.

Законом РФ «О недрах» предусмотрена уголовная и админитсративная отвественность за нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности.

И, наконец, статьей 49 Закона «О недрах» устанавливается ответственность за нарушение настоящего Закона. В частности, сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением настоящего Закона, признаются недействительными, а лица, виновные в совершении указанных сделок и других нарушениях правил пользования недрами несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Как уже было отмечено выше, установленная действующим законодательством о недрах ответственность за нарушение установленных требований недропользования представляется недостаточной, так как не позволяет применять наиболее эффективный в современных российских условиях институт гражданско-правовой ответственности.

Налоги и платежи

Пользование недрами является, за исключением особых случаев, платным. В соответствии со статьей 39 Закона РФ «О недрах» система платежей включает в себя:

— платежи за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

— платежи за пользование недрами;

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

— акцизы.

Кроме того, пользователи недрами уплачивают предусмотренные законодательством налоги, сборы и платежи, включая плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря и плату за геологическую информацию о недрах.

Платежи за право пользования недрами взимаются при поиске, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых. Эти платежи могут взиматься в форме разовых взносов (бонусов) и последующих регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права (роялти).

Размеры платежей за право на проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий размещения участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Размеры платежей за право на добычу определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горнотехнических и экономических условий освоения и разработки месторождения и степени риска. Предусмотрена скидка с платежей за истощение недр в случаях добычи полезного ископаемого при низкой эффективности разработки месторождений, объективно обусловленной природными особенностями, а также при добыче из остаточных запасов пониженного качества, если ухудшение запасов не связано с выборочной отработкой месторождений.

Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, соответствующие местные бюджеты.

Платежи за право на добычу углеводородного сырья распределяются между бюджетами районов, городов (30%), республик, краев, областей, автономных образований (30%), федеральным бюджетом (40%). Распределение платежей за право на добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях по согласованию всех заинтересованных сторон.

Из платежей за пользование недрами территориального моря 60% поступает в бюджет субъектам Российской Федерации, 40% — в федеральный. Плата за пользование недрами континентального шельфа целиком поступает в федеральный бюджет.

При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов федерации, предназначается для социально-экономического развития этих народов и групп.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся всеми недропользователями, в том числе юридическими лицами и гражданами других государств. По инструкции государственной налоговой службы Российской Федерации ставки отчислений по нефти, газу и конденсату составляют 10% от стоимости реализации товарной продукции.

В связи с принятием Закона РФ «О недрах» и ряда других нормативных актов создалось принципиально новое положение в системе государственного регулирования геологического изучения и использования недр Российской Федерации. Вместе с тем «правовая ниша» полностью не закрылась, так как она не обеспечивала благоприятного правового, налогового режима для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику и нефтегазовую промышленность, хотя эта задача при существующих ограничениях финансовых возможностей государства является неотложной.

Сегодня это происходит так. На воспроизводство минерально-сырьевой базы установлен налог в размере 10% от первой реализации (в этой связи добывающие компании заинтересованны в установлении заниженых цен первой реализации, что они легко могут делать, если эти цены фактически являются внутренними для крупных компаний — «трансфертные цены»). В 2000г. эта сумма составляла 3,6 млрд.руб. Далее часть этих средств выделяется выигравшим конкурс, имеющим лицензию геологоразведочным компаниям в рамках федеральных, региональных целевых программ. После разведки и открытия месторождения геологоразведочными компаниями запасы углеводородов заносятся в соответствующий федеральный и территориальный фонды геологической информации. Таким образом, геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При предоставлении недр для добычи полезных ископаемых добывающая компания, выигрывшая конкурс или компенсирует затраты произведенные ранее на геологическое изучение недр.

Кроме того геологическое изучение недр ведут вертикально интегрированные компании, имеющие в своей структуре геологоразведочные дочерние компании. В этом случае геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.

СРП

По различным оценкам, иностранные инвесторы готовы вложить в нефтегазовую промышленность России до 60-70 млрд.долл. Почти 200 компаний из США, стран Западной Европы, Азии уже заключили соглашения или протоколы о намерениях осуществлять в России работы, связанные с поисками, разведкой и разработкой нефтяных и газовых месторождений. Однако из-за трудностей правового, административного и политического характера лишь немногие контракты реально начали действовать. С трудом реализуются крупные сахалинские контракты, сдерживается крупный якутский контракт и т.д. Для устранения правовых трудностей и активизации иностранных инвестиций в 1995г. был принят Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции», который более полно учитывает рыночные механизмы недропользования, хорошо апробированные за рубежом, и усиливает государственные гарантии деятельности зарубежных и отечественных инвесторов.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, а инвестор обязуется осуществить проведение связанных с этим работ за свой счет и на свой риск. От имени Российской Федерации в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта федерации или уполномоченные ими органы. Инвесторы — граждане России или других государств, а также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья.

Работы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства Российской Федерации и утвержденных стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения. Предусматривается принятие инвестором обязательств по предоставлению российским юридическим лицам преимущественных прав на участие в выполнении работ, а также специальных мер в области экологии, страхования, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.

Соглашение предусматривает условия организации работ, их сроки, раздел продукции, права собственности на имущество и информацию. Инвестор имеет право вывоза с таможенной территории Российской Федерации своей доли производственной продукции без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных федеральным Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвесторами в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству.

Инвестор уплачивает государству за пользование недрами:

— разовые платежи при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата;

— ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска;

— регулярные платежи (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции.

Инвестор освобождается от уплаты иных платежей за пользование недрами, но производит платежи за пользование землей и по социальному и медицинскому страхованию своих работников в соответствии с законодательством России. Условия соглашения сохраняются в течение всего срока его действия, за исключением случаев взаимосогласия сторон или изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Перечень месторождений, на которые распространяется действие Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции», подлежит утверждению Государственной Думой и Президентом. Подводя итоги, нужно отметить, что принятие в 1995г. новой редакции Закона РФ «О недрах» и Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции» обеспечивает, хотя с некоторыми проблемами, правовую основу хозяйственных отношений в геологоразведке и условий доступа к ресурсам газа адекватно современному этапу экономических рыночных реформ.

В июле 2001г. Совет Федерации одобрил внесение изменений в закон о соглашении «О соглашениях о разделе продукции», вводящий новый — «прямой» режим раздела продукции. При новой упрощенной схеме вся произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в определенных пропорциях в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, технического проекта, показателей ТЭО соглашения. При этом инвестор освобождается от уплаты всех налогов и сборов за исключением единого социального налога. Взимание этих налогов и сборов заменяется разделом продукции. Также, в соответствии с изменениями в закон о СРП, вводится норма, предусматривающая возможность заключения соглашений без проведения конкурсов или аукционов инвесторов, уже являющихся пользователями недр для разведки и добычи полезных ископаемых. Эта норма позволяет избежать необходимости обязательного пересмотра ранее предоставленных прав недропользователей в случае включения месторождений в СРП.

На основе анализа механизмов и особенностей государственного регулирования в сфере недропользования, можно сделать следующие выводы:

1) Лицензирование недропользования в Российской Федерации, в т.ч. в сфере газовой отрасли, в настоящее время осуществляется неэффективно, так как единая государственная политика в данной сфере фактически отсутствует. Закон РФ «О недрах» в значительной степени имеет рамочный характер, т.е. не предполагает прямого действия, допускается большое количество возможностей для изменения установленных «правил игры» с предоставлением максимально широких полномочий органам, осуществляющим соответствующее регулирование.

2) Среди федеральных органов исполнительной власти основные полномочия в области лицензирования недропользования в настоящее время сконцентрированы у Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Причем данный орган сам устанавливает требования для получения лицензий (условия проведения конкурсов и аукционов), и сам же принимает решения о выдаче лицензий, обладая при этом одновременно как регулирующими, так и контрольными функциями и полномочиями в данной сфере.

3) Закон РФ «О недрах» предоставляет значительные преференции «старым» недропользователям (получившим участки недр в период СССР), при этом сколько-нибудь серьезная ответственность недропользователей за нарушение лицензионных условий не устанавливается. Закон предоставляет широкие возможности для практически беспрепятственного перехода прав пользования участками недр от одних предприятий к другим путем переоформления лицензий.

4) Необходимо изменить существующий порядок отнесения месторождений газа к месторождениям федерального значения, установленный Федеральным законом «О газоснабжении в РФ», который пока допускает избыточное удовлетворение интересов ОАО «Газпром» за счет государства и отдает приоритет в отношении их разработки собственнику ЕСГ, способствуя усилению монопольных тенденций в отрасли.

5) Большинство газа добывается в России сегодня из месторождений с падающим уровнем добычи, что обуславливает необходимость дополнительных мер поддержки добычи газа из месторождений с падающим уровнем добычи (путем установления четкого недискриминационного порядка предоставления скидок за истощение недр с действующих налоговых платежей). Кроме того, в условиях роста цен на газ и падения объемов его добычи (при росте спроса) актуальным становиться стимулирование разработки малых локальных (с потреблением рядом с районом добычи) месторождений газа.

6) Учитывая, что сегодня темпы воспроизводства запасов газа ниже темпов его добычи, требуется принятие специальных мер, направленных на стимулирование геологоразведки и восполнению запасов.



[1] В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2000г. № 726 в настоящее время федеральным органом управления государственным фондом является Министерство природных ресурсов Российской Федерации.[2] В соответствии с Постановлением Правительства РФ функции по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и ведению государственного баланса запасов полезных ископаемых и государственного кадастра месторождений в настоящее время осуществляет Министерство природных ресурсов РФ.Ссылки по теме:

Вводные замечания
Общее описание отрасли
Запасы и месторождения, исследование недр и организация недропользования
Добыча газа и эксплуатация месторождений
Транспортировка газа по магистральным газопроводам и хранение газа
Газификация и газораспределение
Газопереработка, производство и поставка сжиженного газа
Производство оборудования и материалов для газовой отрасли
Хронограф отечественного газового дела: события и даты
Описание Закона РФ «О газоснабжении в Российской Федерации»
Мировой опыт регулирования и реформирования газовой отрасли
О некоторых тенденциях изменения топливно-энергетических балансов в мире и возможности газоугольной стратегии развития баланса России
Проблемы технического перевооружения нефтегазового комплекса
Вопросы регулирования недропользования в сфере разведки и добычи газа

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Вопросы регулирования недропользования в сфере разведки и добычи газа отключены

Комментарии закрыты