Проблемы технического перевооружения нефтегазового комплекса

07.09.2007
Источник: Государственная Дума РФ
Автор: Юрий Бадалов
Дата публикации: 09.11.01

Введение

Настоящая записка подготовлена Аналитической группой, сформированной при Комитете Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям в соответствии с решением третьего Всероссийского совещания руководителей предприятий оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов («ВПК-ТЭК-2000»). Основу Аналитической группы составили специалисты нефтегазовых компаний и представители организаций, занятых разработкой, производством и поставками оборудования. В Аналитическую группу также вошли эксперты Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти, представители инвестиционных структур, союзов и ассоциаций.

Работа Аналитической группы проводилась в соответствии с программой, одобренной на совещании 10 июля 2001 года в Комитете Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Большую роль в работе Аналитической группы сыграла помощь аппарата Комитета, который обеспечил получение необходимой информации из органов государственной власти для проработки различными специалистами и подготовки итогового материала. Аналитическая записка подготовлена на основе документов и предложений, поступивших от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, нефтегазовых компаний и промышленных предприятий, а также от региональных властей тех регионов, в которых большой удельный вес имеют предприятия, занимающиеся производством нефтегазового оборудования или добычей углеводородного сырья. В процессе подготовки аналитической записки по возможности учитывалось большинство замечаний и предложений, которые высказывали представители промышленных предприятий, отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

Основной задачей, стоящей перед авторами документа, был анализ текущего положения дел в разработке и производстве нефтегазового оборудования в России, а также проблем, стоящих перед производителями этого оборудования. Проведенный анализ позволил выработать для органов государственной власти, субъектов права законодательной инициативы, нефтяных компаний и предприятий рекомендации, которые, по мнению авторов записки, позволят обеспечить нефтяников и газовиков России конкурентоспособным отечественным оборудованием.

По мнению большинства участников совещаний «ВПК-ТЭК», значительная часть проблем по обеспечению технического перевооружения нефтегазового комплекса связана с недостаточно четкой координацией данного направления. Несмотря на существование множества министерств, ведомств и организаций, которые в той или иной степени занимаются данной проблемой, в их действиях нет должной согласованности.

Одним из практических путей решения отмеченной проблемы, по мнению членов Аналитической группы, является подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по развитию производства отечественного оборудования для нефтегазового комплекса», направленного на поддержку российских предприятий и обеспечение нефтегазового комплекса современным, конкурентоспособным оборудованием российского производства. Поэтому, подготовка проекта правительственного постановления, предусматривающего более четкую координацию деятельности всех министерств, ведомств и организаций, была включена в план работы Аналитической группы.

В процессе работы над материалами членам Аналитической группы приходилось сталкиваться с различными, иногда противоположными подходами к решению одного и того же вопроса. Это легко объяснимо, так как существуют различия в отраслевых, ведомственных и корпоративных интересах. Однако всех участников процесса объединяла единая цель: обеспечение развития важнейшей отрасли нашей экономики — нефтегазового комплекса — на основе современного и конкурентоспособного российского оборудования.

Аналитическая записка состоит из восьми разделов, каждый из которых кратко освещает соответствующую проблему. Документ не претендует на охват всех аспектов деятельности разработчиков, производителей, поставщиков и потребителей нефтегазового оборудования. Аналитическая группа постаралась отразить только наиболее острые проблемы и предложить практические пути их решения в интересах развития российской экономики.

1. Состояние оборудования в нефтегазовом комплексе и динамика его производства

За период с начала 90-х гг., в связи с негативными явлениями в экономике России, в отечественном нефтегазовом комплексе достиг чрезвычайно высоких пределов. Часть основных фондов находится на грани физического выбытия. Особенно высока степень износа машин и оборудования, что иллюстрируют данные Госкомстата России, приведенные в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Степень износа машин и оборудования на предприятиях нефтегазовой промышленности

(на начало года, %)

  1993 1995 1998 1999 2000
Нефтедобывающая промышленность 44,7 51,5 56,5 56,5 53,2
Нефтеперерабатывающая промышленность 74,0 79,5 72,9 70,9 67,5
Газовая промышленность 65,1 66,6 66,7 66,5 38,2

Таблица 2

Доля полностью изношенных машин и оборудования на предприятиях нефтегазовой промышленности

(на начало года, %)

  1994 1995 1998 1999 2000
Нефтедобывающая промышленность 8,2 18,6 21,8 26,5 21,1
Нефтеперерабатывающая промышленность 32,8 58,4 53,9 50,7 49,8
Газовая промышленность 25,6 40,0 30,2 31,8 18,1

С начала 90-гг., производство оборудования для нефтегазового комплекса неуклонно снижалось, и только с 1999 года благоприятная конъюнктура мирового рынка позволила отечественным предприятиям перейти к наращиванию объемов производства.

Динамика производства некоторых видов оборудования для нефтегазового комплекса приведена в таблице 3.

Таблица 3

Производство некоторых видов нефтегазового оборудования на предприятиях Российской Федерации

Вид оборудования 1988 1994 1998 1999 2000 Буровые установки для эксплутационного и глубокого разведочного бурения, компл. 550 16 19 26 47 Буровые установки для гидрогеологического и инженерно-геологического бурения, компл. 2852 219 155 291 362 Буровые установки для геофизического и структурно-поискового бурения, компл. 1058 61 104 83 172 Долота шарошечные, тыс.штук 881 114 93 95 122
Буровые насосы, штук 4492 42 38 147 289
Компрессоры, тыс. штук. 32,5 15 10 18 24
Трубы нефтепроводныебесшовные, тыс. тонн 510 545 472 529 611
Трубы нефтепроводныеэлектросварные, тыс. тонн 1780 403 305 283 558
Обсадные трубы, тыс. тонн 1203 391 257 293 581
Бурильные трубы, тыс. тонн 172 8,3 10,3 15,1 31,7
Насосно-компрессорные трубы, тыс. тонн 123 140 149 187 274
Сварные трубы больших (свыше 480 мм.) диаметров,тыс. тонн 2872 329 377 513 618

Анализ работы предприятий нефтяного машиностроения за 2000 год показывает, что за год по нефтепромысловому и буровому оборудованию рост составил 294%, по нефтегазоперерабатывающему оборудованию — 125%. Значительно возрос выпуск установок глубокого бурения — основные российские изготовители ОАО «Уралмаш» и ОАО «Волгоградский завод буровой техники» — имеют заказы на несколько лет вперед.

Нефтегазовое машиностроение сегодня является бесспорным лидером по темпу роста объемов производства среди всех подотраслей отечественного машиностроения, однако, как видно из таблицы 3, уровень объемов производства основных видов оборудования так и не достиг уровня 1988 года (с учетом данных по производству оборудования в бывших республиках СССР).

Большую роль в производстве оборудования для топливно-энергетического комплекса играют предприятия оборонного комплекса. Их доля в общем объеме выпуска оборудования для ТЭК в Российской Федерации составляет 47,5%. Объемы производимого оборудования для ТЭК предприятиями агентств оборонной промышленности приведены в таблице 4.

Таблица 4

Объемы производства оборудования для ТЭК на предприятиях ВПК в 2000 г. (млн.руб.)

Агентство

2000 год

(в фактических ценах)

1999 год

(в сопоставимых ценах)

Темп к 2000 году,

в процентах

РАВ

1752,0

1342,5

130,5

РАСУ

117,43

74,96

156,66

Росавиакосмос

2705,83

2334,44

115,91

Росбоеприпасы

1116,48

375,57

297,28

Россудостроение

411,70

207,4

198,51

Итого:

6103,4

4335,3

140,8

Как видно из вышеприведенной таблицы, в 2000 году объем производства продукции по ТЭК в оборонно-промышленном комплексе составил 6103,4 млн. рублей, что составляет 140,8 % от уровня производства в 1999 году.

За последние два года отмечается наиболее высокая динамика роста объемов производства нефтегазового оборудования. Во многом этому способствуют высокие мировые цены на нефть, что приводит к улучшению финансового положения нефтяных компаний и позволяет им выделять средства на приобретение нового оборудования.

2. Государственные программы развития производства оборудования для нефтегазового комплекса

Работы по созданию оборудования для нефтегазового комплекса по линии Минэнерго России осуществляются в соответствии с двумя программами — Федеральной целевой программой «Топливо и энергия» (подпрограмма «Межотраслевые проблемы машиностроения для ТЭК») и межрегиональной программой «СибВПКнефтегаз». Минпромнауки России является заказчиком государственных федеральных целевых программ «Реструктуризация и конверсия оборонного комплекса», «Национальная технологическая база», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». С 2002 года начинается выполнение новой федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года».

Правительством Российской Федерации одобрены «Основные положения энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». В целях реализации основных мероприятий стратегии подготовлен проект федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на период до 2010 года, в котором предусмотрено создание импортозамещающего нефтегазового оборудования. Всего в рамках этой программы намечается направить около 18 млрд. руб. на создание новых видов оборудования и других видов продукции для нефтегазовой промышленности.

По инициативе Российского агентства по судостроению начинает разрабатываться новая межведомственная «Комплексная программа научно-технического сотрудничества на 2002-2010 годы по созданию и серийному производству нового поколения судов надводного и подводного технических флотов, технологического оборудования и систем приборной техники для разведки и промышленного освоения месторождений углеводородного сырья».

Существует ряд региональных программ развития промышленности, которые также предусматривают создание нового оборудования для наиболее платежеспособного заказчика — нефтегазового комплекса.

Разрабатываемые министерствами, ведомствами и регионами целевые программы по созданию и серийному производству новых видов нефтегазового оборудования слабо увязаны друг с другом. Подготовке программ не предшествует необходимая проработка прогнозной потребности рынка оборудования, не анализируются перспективные планы проектных институтов и заводов-изготовителей, не известна стратегия технического перевооружения нефтегазовых компаний. Ни нефтяные компании, ни ОАО «Газпром» такие материалы не предоставляют, поэтому институтам, заводам и даже министерствам получить их сложно.

Отсутствие серьезного анализа потребностей нефтегазового комплекса в оборудовании уже привело к тому, что к производству однотипной продукции (станки-качалки, фонтанная арматура и пр.) приступило сразу несколько оборонных предприятий. Например, созданные в процессе конверсии мощности по производству станков-качалок используются на 40-45%. НПО «Энергомаш» (г.Химки) без анализа потребности рынка приступило к изготовлению устьевого оборудования для скважин, но, изготовив опытный образец, вынуждено было свернуть производство из-за отсутствия спроса.

Авторы целевых программ не всегда имеют полную информацию об аналогичных программах, которые уже выполняются или находятся на этапе аванпроекта. Причиной такого положения является отсутствие единого координационного центра, функции которого должно выполнять какое-либо министерство Российской Федерации. Это позволит исключить разработку и внедрение аналогичной продукции различными федеральными и региональными программами, увязать программы между собой, предотвратить ненужное дублирование и распыление средств государства, регионов и частных заказчиков.

Как считают специалисты Аналитической группы, в силу вышеизложенных причин целесообразно возложить функции координатора работ по подготовке целевых программ в области нефтегазового оборудования на Управление ТЭК Минпромнауки России, которое отвечает за техническое перевооружение нефтегазового комплекса. Приказ от 30 июля 2001 года № 285 «О координации в Минпромнауки России работ в сфере технического перевооружения нефтегазового комплекса» функции головного подразделения по данному вопросу возлагает на Управление ТЭК, которое в сотрудничестве с Союзом производителей нефтегазового оборудования способно взять на себя функции координатора целевых программ создания нового нефтегазового оборудования.

В процессе подготовки целевых программ по разработке нового оборудования необходимо рассматривать планы развития каждой нефтегазовой компании. Сегодня отсутствует механизм получения информации из нефтяных компаний и ОАО «Газпром». Кроме того, необходимо получать достоверную и полную информацию по импорту всех основных видов нефтегазового оборудования. От решения данной проблемы зависит гармоничное развитие отечественной промышленности, рациональная загрузка конверсионных предприятий, планомерное решение вопросов импортозамещения.

Необходимо отметить, что процедура проведения конкурсов по распределению средств на НИОКР в рамках существующих целевых программ также нуждается в совершенствовании. В ряде случаев имеет место проведение конкурсов с участием в качестве арбитра заинтересованных акционерных обществ, что, естественно, не соответствует принципам объективного выбора. Было бы целесообразным к организации и проведению конкурсов привлечь как потенциальных заказчиков (например, нефтяные компании, обладающие реальными средствами), так и представителей некоммерческих объединений разработчиков и производителей оборудования — при общем руководстве одного министерства.

3. Пути консолидации предприятий, занятых разработкой и изготовлением оборудования для нефтегазового комплекса

Предприятия, занятые разработкой и производством оборудования для нефтегазового комплекса, имеют различную ведомственную принадлежность, масштабы и форму собственности. Предприятия оборонного комплекса входят в состав Минпромнауки России, Минатома России, а также пяти агентств оборонной промышленности: РАВ, Росавиакосмос, РАСУ, Росбоеприпасы, Россудостроение. Часть предприятий гражданского машиностроения и металлургии входит в состав Минпромнауки России. Структуры, занятые сертификацией оборудования для нефтегазового комплекса, курирует Госстандарт России.

Консолидация в рамках какой-то единой структуры разнородных предприятий является весьма сложной задачей. Вместе с тем, такой процесс уже начался в подотраслях нефтегазового машиностроения. В частности, наиболее крупной структурой, занимающейся производством бурового оборудования, является ОАО «Объединенные машиностроительные заводы». В состав промышленной группы ОАО входят не только российские, но и румынские производители бурового оборудования. Важно, что в промышленную группу входит и основной отечественный разработчик бурового оборудования — Всероссийский научно-исследовательский институт буровой техники (ВНИИБТ).

В инвестиционноёмких (например, металлургия) отраслях крупные предприятия обладают большей конкурентоспособностью, поэтому производители труб нефтегазового сортамента довольно активно объединяются в структуры холдингового типа.

Способы объединения трубников разные. Во-первых, слияние капиталов собственников нескольких предприятий в единый капитал. По этому пути пошла Объединённая Металлургическая Компания, в которую вошли Челябинский трубопрокатный завод и Выксунский металлургический завод. Во-вторых, покупка предприятий. Это путь МДМ, которая создавала Трубную Металлургическую Компанию, в которую вошли Волжский трубный завод и Северский трубный завод.

При объединении металлургических предприятий, схожих по производимому сортаменту и потребляемому сырью, получается двойная выгода. Во-первых, объединение становится крупным потребителем и соответственно получает как крупный потребитель льготы со стороны поставщиков сырья. Например, металлурги — поставщики штрипса и трубной заготовки вынуждены бороться за получение заказа от крупного потребителя. Во-вторых, объединение становится предпочтительным поставщиком для нефтяников и газовиков — оно обладает большой гибкостью, как по срокам выполнения любого заказа, так и по логистике — есть возможность поставлять продукцию с того завода, который ближе к потребителю. Можно перераспределить сортамент — отказаться от выпуска определённых видов труб на одном предприятии и увеличить их выпуск на другом — где рентабельность выше. При объединении металлургических предприятий, изготавливающих различную продукцию, преимуществом становится способность поставить весь необходимый сортамент потребителю.

Вследствие указанных преимуществ, в ближайшее время будут наблюдаться процессы слияния не только металлургических, но и иных предприятий, занятых производством различных видов нефтегазового оборудования в крупные структуры.

Консолидацию всех производителей — как государственных, так и коммерческих, структур смешанного типа собственности, предприятий, имеющих различную ведомственную принадлежность, несопоставимые масштабы деятельности, но, тем не менее, имеющих общие интересы на нефтегазовом рынке — наиболее оптимально в рамках действующего законодательства проводить в форме некоммерческих объединений (союзов и ассоциаций). Разрозненность производителей нефтегазового оборудования наиболее ярко демонстрирует необходимость таких некоммерческих организаций. Во всех индустриально развитых странах отраслевые союзы имеют большой вес и играют важную роль в экономике. Например, в Германии Союз немецких машиностроителей объединяет более 3000 предприятий, которые в свою очередь сгруппированы в более мелкие подотраслевые структуры. Во Франции отраслевые объединения предприятий активно поддерживаются государством, так как правительство этой страны считает, что общественные союзы представляют наиболее эффективную форму взаимодействия властей с предпринимателями страны. Несмотря на то, что имеет наиболее мощное министерство промышленности, практически все фирмы этой страны объединены в соответствующие корпоративные ассоциации и союзы. Именно с их помощью министерство промышленности проводит промышленную политику и расширяет экспансию на мировых рынках. В США активно действует Американская ассоциация производителей нефтяного оборудования — PESO, в которую входят все крупные компании: Baker Hughes Inc., Dresser Industries и другие.

Правительства всех промышленно развитых стран сверяют решения с промышленными союзами, которые координируют ценовую и экспортно-импортную политику государства с интересами своих предприятий. При этом эти союзы довольно активно отстаивают свои интересы в России. Известно, что такие крупные компании как Аmосо, Соnосо, Техасо взаимодействуют с российскими правительственными и думскими структурами через Нефтяной Совещательный Форум.

В России наиболее крупным некоммерческим объединением предприятий, занятых техническим перевооружением нефтегазового комплекса, является Союз производителей нефтегазового оборудования. В состав данного объединения вошло более 120 крупных машиностроительных и конверсионных предприятий, а также основные отраслевые НИИ и КБ. Членами Союза становятся и нефтяные компании — в состав организации вошли НК «» и АК «Татнефть». Союз имеет соглашения и действует в тесном контакте с Минпромнауки России, Минэкономразвития России, Минатомом России, Госстандартом России, агентствами оборонной промышленности, региональными администрациями.

Большую практическую работу в интересах предприятий проводит Фонд развития трубной промышленности, учредителями которого являются все основные отечественные производители труб нефтяного сортамента. В частности, недавно успешно завершилась работа Фонда по защите отечественного рынка от экспансии зарубежных поставщиков труб. Экспертам Фонда удалось собрать необходимые материалы и доказать в Правительстве Российской Федерации, что импорт наносит существенный ущерб производителям отрасли.

Активно действует на российском рынке и Научно-промышленная ассоциация арматуростроителей, которая проводит большую и планомерную работу по повышению технического уровня отечественной продукции, стандартизации и сертификации.

Необходимо отметить важную консолидирующую роль, которую для всех ассоциативных объединений играет Российский союз товаропроизводителей. В условиях, когда деятельность союзов и ассоциаций законодательно не урегулирована, Российский союз товаропроизводителей помогает им в защите интересов отечественных предприятий в органах государственной власти.

Сегодня требуется принять меры по укреплению союзов и ассоциаций товаропроизводителей и повышение их статуса и роли. Необходимо повысить их статус и роль в разработке и принятии решений по развитию отечественной промышленности. Решение проблемы лежит в основном в законодательной плоскости, поэтому необходимо ускорить принятие Федерального закона «О принципах взаимодействия объединений товаропроизводителей с органами государственной власти».

4. Проблемы создания конкурентоспособного отечественного нефтегазового оборудования

За последние годы технический уровень отечественного нефтегазового машиностроения, особенно уровень качества продукции, значительно возросли. Это связано с тем, что после распада СССР большинство специализированных предприятий остались за рубежом и к производству нефтегазового оборудования приступили предприятия ВПК, имеющие серьезную технологическую базу и жесткую технологическую дисциплину. В частности, сегодня значительные объемы нефтегазового оборудования производят такие известные предприятия ВПК, как Воткинский завод, Уралтрансмаш, Уралвагонзавод, Баррикады, Зеленодольский завод, Нижегородский машзавод, Мотовилихинские заводы, Электрохимприбор, Воронежский механический завод и многие другие.

Часть бывших оборонных предприятий практически полностью перешла на выпуск нефтепромыслового оборудования. Например, на энгельском заводе «Сигнал», входящем в Российское авиационно-космическое агентство, доля оборудования для нефтегазового комплекса составляет 95% от общего объема производства. Полностью прекратил выпуск изделий оборонной тематики и завод «Ижнефтемаш», который сегодня является одним из лидеров российского нефтяного машиностроения. Именно конверсионные предприятия сегодня выпускают наиболее конкурентоспособную продукцию.

В частности, ОАО «Специальное машиностроение и металлургия» разработало и изготовило уникальный мобильный комплекс для глубокопроникающего гидравлического разрыва пластов, который обеспечивает увеличение добычи нефти и газа из скважин в 3-5 раз.

ГПО «Уралвагонзавод» освоило выпуск трех моделей цистерн для перевозки вязких и светлых нефтепродуктов и способно обеспечить этой важнейшей номенклатурой оборудования всех отечественных потребителей.

ГПО «Баррикады» производит устьевое оборудование для нефтяных и газовых скважин, которое по своим техническим параметрам, потребительским и эксплутационным свойствам, превосходит не только аналогичную российскую продукцию, но и продукцию ведущих иностранных фирм — «Shaffer», «Cameron» и «FMC».

ГПО «Воткинский завод» серийно изготавливает большую гамму центробежных насосов ЦНС 63…80 — 1000…1800 для закачки воды в пласт. Готовится производство высокоскоростных (12 тыс. оборотов) центробежных насосов на малые объемы подач. Насосные агрегаты комплектуются станциями автоматического управления. Завод отправил на промысловые испытания насосы ЦНС 40-14000, два блока силового вертлюга, которые не имеют российских аналогов. Организовано производство вышечного комплекса для ремонтно-бурового агрегата грузоподъемностью более 100 тонн.

С начала 90 гг. многие нефтегазовые компании начали напрямую работать с предприятиями оборонного комплекса, инвестируя значительные средства в разработку и производство необходимых им видов оборудования.

ОАО «Газпром» для оснащения своих предприятий отечественными газоперекачивающими агрегатами нового поколения привлек к сотрудничеству многие крупные предприятия оборонной промышленности: ОАО «Люлька-Сатурн», ОАО «Кировский завод», ОАО «Пермские Моторы», Казанское МПО и другие. В результате такого сотрудничества был освоен выпуск целого семейства газоперекачивающих агрегатов мощностью 6-25 МВт., на базе которых ОАО «Газпром» планирует реализовать программу реконструкции газотранспортной системы.

До недавнего времени при обустройстве месторождений с повышенным содержанием серы применялась импортная фонтанная арматура. Взаимодействие ОАО «Газпром» с Воронежским механическим заводом позволило практически полностью отказаться от закупок такой арматуры по импорту, а загрузка завода по выпуску арматуры увеличилась с 2 до 70%.

Для формирования комплексной системы технической диагностики МНПО «Спектр» создало по заказу ОАО «Газпром» внутритрубные дефектоскопические комплексы четвертого поколения на диаметры 700-1400 мм.

Сотрудничество с предприятиями оборонного комплекса за последние пять лет позволило ОАО «Газпром» сократить закупки зарубежного оборудования и техники на 75%.

Активно работали с оборонным комплексом и отечественные нефтяные компании.

В частности, НК «Роснефть» совместно с ОАО «Спецмаш» создан типоразмерный ряд подъемных установок большой грузоподъемности 80-125 т. для ремонта и освоения скважин. В настоящее время проводится модернизация этих установок с целью использования их для бурения и зарезки вторых стволов.

По заказу АО «Удмуртнефть» Сарапульский машиностроительный завод освоил выпуск широкой гаммы пакеров, а АО «Редуктор» освоило выпуск станков-качалок на базе нового трехступенчатого редуктора.

При поддержке АК «Транснефть» на ОАО «Атоммаш» освоено производство шиберных задвижек на все основные диаметры магистральных нефтепроводов, которые заменили австрийское, итальянское и японское оборудование.

НПО «Алькор» по заказу АК «Транснефть» разработало и изготавливает многоканальные цифровые акустико-эмиссионные диагностические комплексы Эксперт-2005, Эксперт-2010 взамен американского комплекса СПАРТАН-ЛОКАН.

В 1999 году АК «Транснефтепродукт» и ПО «Старт» (Минатом России) было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве в области повышения эффективности, надежности и безопасности транспортирования и хранения нефтепродуктов. В рамках данного соглашения в интересах АК «Транснефтепродукт» разработаны современные средства автоматизации насосных станций и телемеханики.

В сотрудничестве с АО «Удмуртнефть» и АО «Татнефть» Воткинским заводом освоено серийное производство целой гаммы центробежных насосов ЦНС 63…80 — 1000…1800 для закачки воды в пласт. Готовится производство высокоскоростных (12 тыс. оборотов) центробежных насосов на малые объемы подач (25 — 45 куб.м./час). Насосные агрегаты комплектуются станциями автоматического управления. Завод отправил на промысловые испытания насосы ЦНС 40-1400, два блока силового вертлюга, которые до этого в России не производились.

Вместе с тем, необходимо отметить, что нефтегазовые компании часто нерационально используют средства, выделяемые на НИОКР. Имеет место дублирование и создание однотипных видов оборудования. Например, «СИБУР» планирует организацию производства запорной арматуры с привлечением АО «Тулаэлектропривод». В то же время Уфимское приборостроительное производственное объединение по заказу АК «Транснефть» уже освоило серийное производство принципиально новых пневмоприводов, которые соответствуют нормам API.

Ижевский механический завод разрабатывает систему газлифтной добычи нефти по энергосберегающей технологии без использования компрессора. Аналогичной разработкой занято ФГУП «НЗИВ» в Новосибирске. Омское конструкторское бюро приборов по заказу АК «Транснефтепродукт» разработало систему контроля утечек нефтепродуктов на трубопроводах, а АК «Транснефть» заказало аналогичную разработку «Энергоавтоматике» из Москвы.

Налицо отсутствие информации о выполненных и проводимых НИОКР, в результате чего распыляются средства нефтяных компаний, не позволяет им сконцентрировать усилия на создании перспективных и так необходимых, но дорогостоящих видов оборудования. Это происходит, как уже отмечалось выше, из-за отсутствия единого информационного центра, обратившись в который, потенциальные инвесторы могли бы получить всю необходимую информацию. Для эффективной работы такой информационный центр должен иметь максимально полную информацию о заказанных разработках от научно-технических служб ОАО «Газпром» и нефтяных компаний.

Создание некоторых новых видов оборудования в интересах нефтегазовой отрасли требует очень серьезных капиталовложений, поэтому для более эффективного использования средств нефтяных компаний и потенциала оборонных предприятий в интересах нефтегазового комплекса, было бы целесообразно проработать механизм консолидации инвестиционных возможностей отдельных компаний. Необходим фонд по аккумуляции средств нефтяных компаний для совместного создания новых видов оборудования. Фонд может финансировать наиболее перспективные научно-исследовательские работы в интересах отрасли. Сегодня подавляющее большинство компаний финансирует лишь стадию опытно-конструкторских работ. Вместе с тем, создание многих видов оборудования требует проведения довольно затратных исследований. Логично выделение на эти средств не отдельными компаниями, а совместное их финансирование.

Такую структуру целесообразно учредить самим нефтяным компаниям, а аккумулируемые на ее счетах средства должны расходоваться под их непосредственным и постоянным контролем. Это позволит исключить опасения нефтяных компаний в возможных злоупотреблениях, а сама структура будет действовать в их интересах, позволяя в то же время финансировать масштабные проекты в интересах всей отрасли.

Подобный негосударственный фонд научно-технического развития нефтегазовой отрасли поможет значительно сэкономить средства компаний, затрачиваемых на финансирование отдельных НИОКР. Одновременно фонд мог бы играть роль и информационного центра по сбору информации по всем НИОКР, финансируемых отдельными компаниями, что позволит исключить дублирование работ.

Важнейшая проблема, которая тормозит развитие производства российского нефтегазового оборудования — это отсутствие единой технической нормативной базы. Многие государственные стандарты частично или полностью устарели и нуждаются в обновлении.

Важность проблемы стандартизации можно проиллюстрировать на примере запорной арматуры. При замене импортной запорной арматуры на отечественную возникает проблема несоответствия присоединительных размеров, габаритов и массы изделия. Невозможно провести ее монтаж без ремонтных работ или изменения конструкции обвязки трубопроводов и производственники вынуждены нарушать стандарты. Нет гармонизированных стандартов и на другие виды продукции, поэтому при замене однотипного оборудования различных производителей возникают трудности, связанные с переделкой фундаментов, изменением обвязки технологических трубопроводов и т.д.

Ввиду того, что действующие стандарты не соответствуют требованиям современных технологий, нефтегазовые компании вынуждены создавать собственные стандарты и руководящие документы (СТП, РД). Часто они предприятиям не известны и плохо скоординированы друг с другом, что негативно сказывается на производстве оборудования.

Несовершенная нормативная база является причиной того, что заводы изготавливают устаревшее оборудование, не соответствующее современным технологиям нефтегазовой отрасли, не говоря уже о международных технических требованиях. В итоге произведенное оборудование не имеет сбыта, теряется время, распыляются материальные и финансовые предприятий.

В последнее время усилиями Госстандарта России и подведомственных ему НИИ, активизировались работы в области нормирования. Разработан ряд новых, гармонизированных с международными стандартами ISO и спецификациями американского нефтяного института АРI, государственных стандартов на нефтегазовое оборудование. В частности, на оборудование нефтепромысловое добычное устьевое (ГОСТ Р 51365), штанги насосные (ГОСТ 13877), замки приварные (ГОСТ 27834), резьбу коническую для элементов бурильных колонн (ГОСТ 28487), приводы штанговых скважинных насосов (ГОСТ Р 51763) и другие.

Институтом ВНИИНМАШ разработана и в 2001 году утверждена Коллегией Госстандарта России «Программа государственной стандартизации важнейших видов продукции машиностроения на период до 2005г.». Реализация программы позволит создать конкурентную нормативную базу, отвечающую перспективным требованиям мирового рынка нефтегазового оборудования. Наряду с этим, на научно-технической базе Госстандарта России, Госгортехнадзора России и ВНИИНМАШ в 1999 году создана и успешно функционирует «Система обязательной сертификации нефтегазопромыслового оборудования». Участниками системы являются около 30 НИИ и КБ, деятельность которых в области сертификации оборудования на соответствие требованиям безопасности получила заслуженное признание в России и за рубежом. В целях дальнейшего развития системы сертификации и приведения её в соответствие с федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№ 116-ФЗ) Госстандартом России и Госгортехнадзором России в 2001 году разработан и утвержден «Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации». В настоящее время подлежит обязательной сертификации около 75% специализированного нефтегазового оборудования. Введение обязательной сертификации позволило существенно снизить уровень травматизма на предприятиях нефтегазового комплекса.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в целом деятельность в области стандартизации и сертификации оборудования для нефтегазового комплекса не в полной мере отвечает современным требованиям. Темпы разработки новых и пересмотра действующих государственных стандартов существенно отстают от работ проводимых по модернизации аналогичных нормативных документов такими признанными организациями, как международная организация по стандартизации ISO (ISO/TC 67), европейский институт по стандартизации CEN (CEN/TC 12) и американский институт нефти АРI (США). Основной причиной является значительное снижение бюджетных ассигнований на стандартизацию. Данные прогноза развития работ по стандартизации на ближайшую перспективу позволяют сделать вывод о сохранении данной тенденции. В связи с этим возникает проблема замещения бюджетных средств.

Стандарты создаются в интересах промышленности, поэтому западные нефтяные компании принимают активное участие в работе технических комитетов ISO/TC 67 и CEN/TC 12. По данным Французской ассоциации норм и стандартов (AFNOR) экономия при хорошей нормативной документации может достичь для нефтяников сумм порядка миллиарда долларов в год. В этой связи необходимо усилить роль российских нефтяных компаний в работах по созданию современных стандартов

Фонд научно-технического развития отрасли помог бы решить и эту проблему, помогая финансировать разработку необходимых стандартов, поддержав деятельность Госстандарта России в области гармонизации отечественных стандартов. Фонд может организовать работу отраслевых институтов по созданию единой общероссийской нормативной базы и переиздать гармонизированные нормативно-технические документы. Фонд научно-технического развития отрасли будет способен финансировать эти приоритетные направления, в том числе работу специалистов таких институтов как ВНИИНМАШ, ВНИИБТ, ИПТЭР, ЦКБ арматуростроения, Технонефтегаз и других.

По мнению российских нефтяных компаний, одним из возможных путей по ускорению производства конкурентоспособной техники для нефтегазового комплекса является закупка лицензий на изготовление нефтегазового оборудования за рубежом и оснащение предприятий новым станочным оборудованием с учетом требований приобретаемых технологий. Такой подход позволяет исключить нерациональные затраты времени и средств на НИОКР, сократить период освоения новой техники, повысить технологическую культуру. Закупка лицензий также может проводиться за счет единого фонда.

Создание конкурентоспособного нефтегазового оборудования невозможно без тесной работы нефтяных компаний и заводов с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. За последние годы к разработке нового и совершенствованию выпускаемого оборудования для нефтяников и газовиков приступили НИИ и КБ оборонного комплекса. ВНИИТФА, УралНИТИ, ПНИТИ, НИКИЭТ, ВНИТИ, НИКИМТ и другие оборонные институты сегодня заняты совершенствованием оборудования для нефтегазового комплекса. Активизировались и традиционные разработчики отраслевого оборудования, такие как НПО «Буровая техника», СПКТБ «Нефтегазмаш», ФГУП «ИПТЭР», ОАО «ТатНИИнефтемаш», ОАО «ЗапСибНИИнефтемаш», ОАО «ВНИИТНЕФТЬ» и другие. Большая работа проводится ведущими технологическими институтами ВНИИГАЗ и ВНИИНЕФТЬ, а также структурами, созданными на базе Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина. Здесь также необходим единый орган, способствующий проведению научно-технической политики нефтяных компаний и обладающий финансовыми возможностями.

Для повышения технического уровня отечественной продукции, нефтяникам, газовикам, разработчикам и производителям нефтегазового оборудования необходимо возрождать практику регулярных встреч специалистов на научно-технических семинарах. Здесь необходимо отметить большую работу, проводимую организациями Минатома России, который вносит значительный вклад в повышение технического уровня российского оборудования. На базе НИКИЭТ регулярно проводятся ежегодные семинары «Прочность и надежность оборудования для нефтегазового комплекса», а на базе ВНИИТФА семинар «Аналитика, диагностика и средства автоматизации для нефтегазового комплекса». Семинары привлекают большое внимание специалистов и способствуют повышению конкурентоспособности российской продукции.

Требует поддержки и деятельность отраслевых научно-технических журналов, которые формируют систему информационного обеспечения рынка научно-технической продукции. За последние два года увеличились тиражи известных отраслевых журналов: «Машиностроитель», «Химическое и нефтегазовое машиностроение», «Надежность и сертификация нефтегазового оборудования», «Нефтегазовые технологии» и других. Указанные издания регулярно публикуют информацию о достижениях российских ученых и специалистов в сфере нефтегазового оборудования, продвигая отечественные разработки на нефтегазовый рынок.

5. Задачи производителей оборудования для нефтегазового комплекса

Парламентские слушания «О состоянии производства отечественного оборудования для нефтегазового комплекса», проведенные Комитетом по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Государственной Думы в 1998 году, впервые со всей остротой высветили проблемы производителей нефтегазового оборудования, которые возникли после распада СССР. В 1998 году состояние многих предприятий нефтегазового машиностроения было критическим. В условиях отсутствия платежеспособного спроса на продукцию многие заводы практически простаивали. Из-за отсутствия денег господствовали зачетные и бартерные схемы расчетов за поставляемое оборудование. Проведенные парламентские слушания были первым серьезным специализированным форумом, благодаря которому органы государственной власти получили цельную картину о положении дел на предприятиях, работающих в интересах технического перевооружения самой доходной отрасли отечественной экономики. По инициативе участников слушаний, в тот очень непростой период и был организован Союз производителей нефтегазового оборудования, который объединил российские предприятия, занятые разработкой и производством отраслевой продукции.

Сегодня ситуация иная — российские производителей нефтегазового оборудования добились достаточно устойчивого финансового положения. Некоторые заводы обеспечены заказами на год вперед, работают на условиях предоплаты, могут подумать о перспективе. Чтобы закрепить успех, российским предприятиям необходимо решить несколько ключевых проблем.

Первая и основная задача стоит перед всем российским машиностроением — техническое перевооружение и модернизация имеющихся основных фондов. Степень износа оборудования в машиностроительной отрасли достигает 72%. Причем эта цифра ежегодно увеличивается на 1,5-2%. Удельный вес машин и оборудования с возрастом более 20 лет увеличился с 15% в 1990 году до 30% в 2000 году. Доля нового оборудования со сроком эксплуатации менее 5 лет уменьшилась с 30% до 5%. При таком состоянии производственной базы страны невозможно повысить технический уровень российской продукции и достичь ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Для решения этой важнейшей задачи, на базе ФГУП «Станкоимпорт», в июле 2001 года была создана Рабочая группа по вопросам модернизации предприятий, занятых производством оборудования для нефтегазового комплекса. Группой уже получено и продолжает поступать множество инвестиционных проектов от машиностроительных, металлургических и конверсионных предприятий. Госкомпания «Станкоимпорт» имеет развитые связи с российскими и иностранными изготовителями станочного оборудования и способна обеспечить модернизацию предприятий на льготных условиях, в том числе с использованием привлекаемых кредитов и мер государственной поддержки.

Сегодня необходимо, чтобы руководство заводов осознало, что без вложения средств в техническое перевооружение предприятий, невозможно повысить конкурентоспособность изготавливаемого оборудования.

Вторая важнейшая проблема для предприятий, занятых производством нефтегазового оборудования — кадровая. Это характерно для всех промышленных предприятий, но у производителей нефтегазового оборудования, находящихся сегодня на подъеме, проблема имеет свои особенности. На некоторых заводах сложилась ситуация, когда имеются большие заказы от нефтяных компаний, но выполнить их невозможно — нет кадров. За несколько кризисных лет очень многие инженерные и рабочие кадры были утеряны. Поэтому не только государство, но и сами заводы должны вкладывать имеющиеся средства в укрепление механических факультетов ведущих нефтяных ВУЗов (Москва, Тюмень, Уфа и пр.) России, а также способствовать восстановлению системы профессионально-технического образования для подготовки квалифицированных рабочих кадров. Ряд российских предприятий уже направляет на обучение и финансирует подготовку необходимых им специалистов.

Третья важнейшая задача сегодня — продвижение российского нефтегазового оборудования на зарубежные рынки и, в первую очередь, в страны, ранее активно приобретавшие советское оборудование: Ирак, Ливию, Вьетнам, Сирию, Индию и другие. За последние несколько лет Россия начала терять даже рынки ближнего зарубежья. К ним относятся , Казахстан, Азербайджан. Сегодня у многих предприятий есть финансовые возможности для развития экспортной деятельности, и ситуацию необходимо менять, чтобы не допустить прорыва на рынки этих стран зарубежных конкурентов.

Планомерная работа по созданию комплексной системы продвижения российского оборудования для нефтегазового комплекса на зарубежные рынки проводится государственными внешнеэкономическими объединениями «Машиноимпорт» и «Станкоимпорт». Большая работа проводится указанными объединениями по продвижению российского оборудования на рынки Ирана, Ирака, Сирии, Алжира и других нефтедобывающих стран.

Необходимым условием расширения экспорта оборудования является также активизация выставочной деятельности в интересах российских производителей. К сожалению, до недавнего времени нефтегазовые выставки в Москве организовывались иностранными фирмами и были нацелены на сбыт в Россию иностранного оборудования. В настоящее время ситуация постепенно меняется. При участии Минпромнауки, Минатома, Госстандарта, оборонных агентств, Российского союза товаропроизводителей, Торгово-промышленной палаты, Союза производителей нефтегазового оборудования на Всероссийском выставочном центре ежегодно проводятся три выставки: «Российский металлургический комплекс — нефтегазовой отрасли», «Российский машиностроительный комплекс — нефтегазовой отрасли», «Российские средства автоматизации — нефтегазовой отрасли». Выставки отличает четкая тематическая направленность, ориентация на продвижение российской продукции, поэтому они привлекают большое внимание не только отечественных, но и иностранных потребителей нефтегазового оборудования.

Большая работа по поддержке предприятий проводится в рамках новой межотраслевой программы развития российского экспорта «Сделано в России», которая помогает продвигать российскую продукцию на рынки Ближнего Востока. В рамках программы «Сделано в России» создан Международный центр в г. Дамаск (Сирия), который бесплатно предоставляет российским предприятиям площади для длительного экспонирования, обеспечивает поиск надежных партнеров, позволяет проводить оптимизацию налогообложения сделок. Создана система предэкспортного финансирования и предоставления предприятиям банковских гарантий.

Необходимо повысить роль торговых представительств и отраслевых союзов в развитии экспорта нефтегазового оборудования. В частности, очень актуален вопрос своевременного информирования заинтересованных российских предприятий о потребности иностранных нефтегазовых компаний в оборудовании. Коммерческие структуры не способны выполнить такую задачу — они действуют в собственных интересах. Министерства и ведомства не обладают необходимой гибкостью и оперативностью. Поэтому необходимо создать систему, при которой торговое представительство передает информацию соответствующему союзу, который, зная ситуацию в отрасли, способен оперативно довести информацию до заинтересованных предприятий.

Возможна работа российских отраслевых союзов со своими зарубежными коллегами. Например, Союз производителей нефтегазового оборудования, заключил соглашение с аналогичной иранской ассоциацией, по которой будет получать необходимую информацию о тендерах, проводимых в интересах технического перевооружения нефтяной промышленности Ирана.

Для успешного продвижения продукции на внешние рынки, необходимо интенсифицировать работу предприятий по подготовке и сертификации систем качества. По обобщенным экспертным оценкам системы качества дают экономию в 30-40 % затрат на производство и тем самым позволяют эффективно использовать ценовой фактор для достижения конкурентоспособности продукции. В настоящее время только 2-3 % предприятий, специализирующихся на выпуске оборудования для нефтегазового комплекса, имеют сертифицированные системы качества и производства. Это отрицательно сказывается на внешнеэкономической деятельности предприятий. Конъюнктурный анализ мирового рынка показывает, что отсутствие у производителя или поставщика систем качества, сертифицированных по стандартам ISO серии 9000, QS 1 (АРI) или основанных на принципах всеобщего управления качеством (TQM), неизбежно приводит к снижению объемов продаж на экспорт. Являясь признанным рыночным инструментом, сертификат системы качества выступает на мировом рынке нефтегазового оборудования одним из важнейших условий участия в тендерах на поставку оборудования.
Важной задачей для российских производителей нефтегазового оборудования является создание совместных предприятий с ведущими иностранными компаниями. Специалисты аналитической группы отмечают, что организация совместных предприятий на базе российских машиностроительных заводов по выпуску конкурентоспособного оборудования успешно происходит в автомобилестроении и ряде других подотраслей машиностроения. В нефтегазовом машиностроении, характеризуемым платежеспособным спросом на выпускаемую продукцию, этот процесс идет недостаточно быстро. Вместе с тем для деятельности иностранных инвесторов имеются выгодные ниши, и этому уже есть положительные примеры.

В 1996 году с Воткинским заводом, ОАО «Удмуртнефть» и ведущими зарубежными фирмами созданы четыре совместных предприятия по изготовлению, ремонту и обслуживанию нефтегазового оборудования. С американской компанией DPI создано предприятие по изготовлению алмазных долот. Результаты испытаний показали, что проходка на одно долото составляет более 15000 м. против 70-80 м. проходки серийных долот, выпускаемых в России. Следует также отметить высокую эффективность новых забойных двигателей, внедренных совместным предприятием, наработка которых составляет 140-170 часов против 45-70 часов у отечественных двигателей.

АНК «Башнефть» и ОАО «Мотовилихинские заводы» в 1996 году создано совместное предприятие «БелКам» по производству глубинно-насосных штанг по австрийской технологии. В 2001 году это совместное предприятие освоило аналог американской установки бестраншейной прокладки трубопроводов.

Необходимо создать такие условия для иностранных инвесторов, при которых зарубежные фирмы, занятые разработкой и изготовлением нефтегазового оборудования, были бы заинтересованы вкладывать средства в создание совместных с российскими заводами производств. Следует использовать весь имеющийся арсенал мер тарифного и нетарифного регулирования рынка, а также создать для иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие совместных производств льготы в сфере налогообложения.

Целесообразно расширять связи отраслевых союзов со своими иностранными коллегами, что позволит обеспечить поиск и укрепление связей российских и зарубежных производителей нефтегазового оборудования. Кроме того, под эгидой Минпромнауки необходимо организовать планомерные поездки руководителей российских предприятий, занятых производством нефтегазового оборудования, на аналогичные предприятия США, Канады, Японии, Румынии и других стран.

Важнейшей задачей для всех производителей российских производителей нефтегазового оборудования является необходимость налаживания такой системы продаж оборудования, которая предусматривает поставку, монтаж, пуско-наладку, гарантийный и послегарантийный ремонт и сервисное . Отсутствие необходимого сервисного обслуживания часто вынуждает нефтяные компании прибегать к импортным поставкам.

Наиболее успешно упомянутая проблема решается в рамках Торгового дома «Воткинский завод», которому удалось создать образцовую систему работы с потребителями. При возникновении проблем с оборудованием к нефтяникам немедленно выезжает группа специалистов для устранения проблемы. В нефтедобывающих регионах создается система представительств Торгового дома «Воткинский завод».

Опыт Воткинского завода по созданию дочерней структуры — Торгового дома — можно использовать на большинстве оборонных предприятий. Это позволит обеспечить более гибкое и оперативное решение вопросов по взаимодействию с потребителями оборудования, ускорит внедрение в производство новой продукции, а также налаживание системы маркетинга и сбыта конверсионной продукции.

В заключение необходимо отметить критические замечания нефтяных компаний в адрес российских предприятий. По мнению большинства компаний, возникший на рынке дефицит нефтегазового оборудования негативным образом сказался на политике руководства ряда предприятий. В частности, многие заводы начали неоправданно поднимать цены, что неизбежно приводит к потере конкурентоспособности российской продукции. Например, по критерию цена-качество, до недавнего времени российские насосные штанги и долота опережали иностранные, но ситуация меняется. В условиях, когда много заказов от нефтяных компаний, когда нефтяники вынуждены брать то, что им предлагает отечественная промышленность, ухудшается качество продукции. Подтверждением того, что многие заводы неоправданно взвинчивают цены, является то, что сегодня экспорт оборудования за рубеж осуществляется по ценам ниже российских цен. Раньше было наоборот — экспортные цены значительно превышали стоимость оборудования внутри страны. По мнению нефтяников, начинают возникать некоторые старые явления. Как и в советское время изготавливается оборудование в так называемом «экспортном» исполнении, а на внутренний рынок часто попадает некачественная продукция. Растянуты сроки поставки оборудования. Например, НК «Роснефть», несмотря на проведенную предварительную оплату, никак не может получить от АО «Уралмаш» заказанных буровых установок. Аналогичная ситуация и по другим компаниям, которые фактически вынуждены кредитовать заводы через механизм предварительной оплаты продукции.

Все это вызывает обоснованное недовольство нефтяников, которые отмечают, что подобные явления значительно снижают конкурентоспособность российских предприятий на рынке.

 

6. Задачи совершенствования системы материально-технического обеспечения нефтегазового комплекса

Проблема совершенствования системы материально-технического обеспечения нефтегазового комплекса подробно рассматривалась на ежегодных совещаниях «ВПК-ТЭК», а также на Всероссийском совещании по вопросам материально-технического обеспечения нефтегазового комплекса, проведенного в 2000 году Союзом производителей нефтегазового оборудования в г.Томске. В ноябре 2001 года в Минпромнауки России будет проведена проведена специализированная коллегия по вопросам совершенствования системы обеспечения ТЭК оборудованием отечественного производства.

По мнению большинства российских предприятий, занятых изготовлением и поставками нефтегазового оборудования, основной проблемой является отсутствие информации по потребностям нефтяных компаний в оборудовании. Союз производителей нефтегазового оборудования по поручению своих членов, неоднократно делал попытки получения такой информации, но под предлогом коммерческой тайны компании такие сведения скрывают.

Российские предприятия способны изготовить современное и необходимое нефтегазовому комплексу оборудование, но не имеют информации о потребностях отрасли. Потребность в том или ином виде нефтегазового оборудования становится известна российским предприятиям только на тендерах. И в этом случае речь идет только о потребностях отдельной компании, но не об отрасли в целом. Нефтяники и газовики, ссылаясь на коммерческую тайну, создают атмосферу неопределенности в прогнозе потребности технологического оборудования. Значительная часть оборудования для нефтегазового комплекса изготавливается мелкими сериями, имеет длительный производственный цикл, и отсутствие информации о потребности приводит к запаздыванию с подготовкой производства, увеличению сроков поставки, и, как следствие, к заказу оборудования у западных фирм.

По мнению Аналитической группы, нефтяным компаниям целесообразно обеспечить передачу информации о потребностях в оборудовании Союзу производителей нефтегазового оборудования, чтобы он мог своевременно проинформировать заинтересованные предприятия. Такой подход позволит избежать кризисных ситуаций — предприятия сумеют работать более спокойно и планомерно.

Рассматривая систему материально-технического обеспечения, необходимо отметить, что некоторые виды оборудования для нефтегазового комплекса в России пока не выпускаются. Например, изготовителем 80% эксплуатируемых магистральных и подпорных насосов является Сумской завод «Насосэнергомаш» (Украина), а 5% поставляет Бобруйский машзавод (Беларусь). Отечественных аналогов насосов Сумского завода с производительностью от 700 до 1250 кум.м/ч., напором 260-400 м для перекачки светлых нефтепродуктов в настоящее время не производится. Поэтому АК «Транснефтепродукт» проводит ежегодные закупки таких насосов по импорту.

Имеют место и необоснованные закупки оборудования по импорту. Например, с 1982 года Ишимбайский завод транспортного машиностроения «Витязь» выпускает транспортеры ДТ-10 и ДТ-30, грузоподъемностью 10 и 30 тонн. Транспортеры предназначены для работы в сложных климатических условиях и на грунтах с низкой несущей способностью (болото, бездорожье, снег) при температуре окружающей среды до — 500С. Разработанный по заданию Минобороны России транспортер, как изделие двойного применения, нашел широкое применение в нефтегазовом комплексе — его предприятиями и компаниями закупается 60% всего объема выпуска таких изделий.

Вместе с тем некоторые предприятия нефтегазового комплекса продолжают финансировать канадскую фирму «Формост», закупая их болотоходы «Хаски-8», которые более чем в пять раз дороже транспортеров типа ДТ-10 и ДТ-30. По мнению специалистов, единственное преимущество импортных машин заключается в лучшем дизайне кабины.

Не вполне обоснованное обращение к иностранным компаниям наблюдается и в области приобретения программного обеспечения, предназначенного для автоматизации процесса строительства нефтяных и газовых скважин. Иностранные компании поставляют на российский рынок программы, позволяющие осуществлять геологические, геотехнологические и геофизические исследования. Например, американская компания ESRI поставляет программные продукты многим известным нефтяным компаниям. Среди других компаний, поставляющих программные средства для автоматизации процесса строительства скважин, можно также выделить Halliburton Company, Shulmberger, Landmark Graphics.

Несмотря на закупку иностранного программного обеспечения, до настоящего времени нет российских буровых предприятий с полностью внедренной зарубежной интегрированной системой управления, которая бы позволяла решать в автоматизированном режиме совокупность задач управления процессом строительства скважин.

Такое обстоятельство вызвано несколькими причинами. Основной причиной является практическая невозможность адаптации зарубежных интегрированных программных комплексов к особенностям управления процессом строительства скважин на российских предприятиях. Разработчики программ находятся за рубежом и считают невыгодным содержать в России специалистов по внедрению, способных учесть в своих программных комплексах особенности работы российских буровых предприятий. Второй из причин является очень высокая стоимость зарубежных интегрированных систем управления. Стоимость только программного обеспечения исчисляется миллионами долларов, а приходится закупать также зарубежные измерительные средства и оборудование.

Имеются факты недобросовестного отношения зарубежных компаний к требованиям российских законов о предоставлении Российской Федерации полученных в процессе строительства скважин сведений. Например, в 1990 году совместным предприятием Polar Pacific (учредители — Halliburton Geophysical Services и трест «Дальморнефтегеофизика») были вывезены в США данные сейсморазведки на шельфах Дальнего Востока. Компанией Amoco в 1993-1998 гг. была разработана геологическая модель Приобского нефтегазового месторождения, одного из наиболее перспективных в настоящее время, которая также вывезена за пределы Российской Федерации без предоставления данных российской стороне.

Аналитическая группа отмечает, что закупки импортного оборудования и программного обеспечения приводят не только к отстранению от процесса технического перевооружения нефтегазового комплекса российских промышленных предприятий, но и к длительной технологической зависимости от иностранной продукции.

Рассматривая проблемы материально-технического обеспечения нефтегазового комплекса, необходимо отдельно остановиться на проблеме совершенствования информационного обеспечения. В последнее время проводится планомерная работа в данном направлении. В частности, создан Интернет-портал WWW.DERRICK.RU, который содержит всеобъемлющий каталог информационных ресурсов ведущих российских производителей оборудования для нефтегазового комплекса, специализированный блок новостей, документы, наиболее интересные для специалистов в этой области. На Интернет-портале проводятся форумы для обсуждения актуальных проблем, даются анонсы проводимых отраслевых мероприятий и размещается много другой полезной информации. Было бы вполне логичным размещение на Интернет-портале сведений о проводимых тендерах и оперативных потребностях отдельных компаний в материально-технических ресурсах. Аналогичная информация должна была бы публиковаться в специализированном издании «Тендер в нефтегазовом комплексе». К сожалению, как уже отмечалось выше, нефтяные компании очень неохотно идут на публикацию такой информации.

Специалистами Воткинского завода создана информационная система «МашИнформТЭК» по нефтегазовому оборудованию. На сегодня это наиболее полная база данных по продукции, поставляемой российскими предприятиями. Номенклатура изделий, материалов, запасных частей включает более 72 тыс. позиций. Используя имеющиеся и вновь поступающие данные, разработчик планирует увеличить массив информации до 200-250 тыс. позиций. Систему «МашИнформТЭК» начинают применять в работе проектные институты и нефтегазовые компании.

Издательство «Топливо и энергетика» готовит третий выпуск Международного Композит-Каталога нефтегазового оборудования и услуг российских предприятий. Выходит в свет ежемесячное издание «Нефтегазовое оборудование», которое содержит достаточно полную информацию о продукции российских производителей. Сегодня бюллетень «Нефтегазовое оборудование» является настольным изданием служб материально-технического обеспечения практически всех нефтегазовых компаний. Характерно, что в бюллетене «Нефтегазовое оборудование» практически все российские производители оборудования открыто публикуют цены на свою продукцию, а бюллетень «Тендер в нефтегазовом комплексе», который призван публиковать информацию о тендерах на закупку нефтегазового оборудования, к сожалению, испытывает большие сложности с получением информации. Многие нефтяные компании такую информацию не предоставляют, некоторые предоставляют, но не по основному технологическому оборудованию.

Необходимо отметить, что автоматизации системы материально-технического обеспечения уделяют внимания многие компании. Например, в ОАО «Газпром» для повышения эффективности материально-технического обеспечения предприятий газовой отрасли разработана и готовится к внедрению информационно-торговая система «Газпромтрейд», использующая Интернет-технологии. Аналогичная работа проводится и в нефтяной компании «ЮКОС». Очень важно, чтобы эти работы проводились в сотрудничестве с производителями оборудования, поэтому целесообразно увязать работу систем, внедряемых нефтегазовыми компаниями с Интернет-порталом российских производителей нефтегазового оборудования WWW.DERRICK.RU.

Сегодня основная проблема в совершенствовании информационного обеспечения рынка нефтегазового оборудования лежит не в технологической, а в организационной сфере. Это связано со сложностью получения необходимой информации из Минэнерго России, ОАО «Газпром» и нефтяных компаний.

7. Расширение участия российских предприятий в подрядных работах по

На территории России на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) уже реализуется три проекта — Харьягинский, Сахалин-1 и Сахалин-2. По оценкам ряда экспертов, к 2015 году объем инвестиций в Россию на условиях СРП составит 85млрд. долларов. При этом большая часть инвестиционных ресурсов будет затрачена на приобретение оборудования и выполнение иных подрядных работ. Известно, что вся стоимость подрядных работ при режиме СРП оплачивается российской стороной, поэтому вопрос использования в подрядных работах потенциала отечественных предприятий, является государственной задачей.

Имеющийся опыт подготовки и реализации СРП показывает, что на сегодняшний день не выработаны эффективные механизмы поддержки российских участников подрядных работ. Это приводит к тому, что прописанная в Законе квота о 70% российском участии в подрядных работах на практике не выдерживается. Например, в проекте «Сахалин-2» платформа «Моликпак» была оценена иностранным оператором в сумму 510 млн. долларов и поставлена из Канады. Амурский судостроительный завод получил заказ на сварку основания к платформе на 35 млн. долларов, но вынужден был потратить большую часть и этих небольших средств на закупку японского металла.

Подобные ситуации складываются из-за отсутствия государственной поддержки российских участников подрядных работ. В действующих СРП российские предприятия часто отстраняются от участия. В этом есть вина законодательной и исполнительной ветвей государственной власти, которые долгое время не придавали вопросам подрядных работ должного внимания.

В то же время правильный подход к координации инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе позволил ряду стран получить инвестиционный импульс для развития промышленности. Например, Норвегия за счет реализации инвестиционных нефтегазовых проектов получила серьезные заказы собственных предприятий и развила ряд высокотехнологичных отраслей промышленности.

За последний год ситуация с привлечением российских предприятий к участию в подрядных работах по СРП начинает меняться в лучшую сторону. Так, в Минпромнауки России сформирован Совет по координации российских предприятий, участвующих в реализации инвестиционных нефтегазовых проектов. В Совет вошли руководители крупнейших предприятий, видные ученые и специалисты. По предложению Минэкономразвития России указанный Совет реорганизуется в Межведомственный с расширением его функций и состава.

Совместная инициатива Минэкономразвития и Минпромнауки предполагает организацию при Комиссии Правительства РФ по СРП Рабочей группы по содействию размещения заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов в рамках подрядных работ по СРП. По предложению Минпромнауки России, основными направлениями деятельности Рабочей группы могут быть:

— совершенствование государственного контроля за исполнением положений Федерального закона «О СРП» в части исполнения установленных квот на использование российского оборудования при выполнении подрядных работ;

— проработка и экспертиза заключаемых СРП на предмет их соответствия интересам российских товаропроизводителей;

— проработка мер государственной поддержки российских участников подрядных работ по соглашениям о разделе продукции;

— вопросы применения российских стандартов при выполнении подрядных работ по СРП; гармонизация российских стандартов на оборудование;

— рассмотрение и предварительное согласование тендерных требований на размещение заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов в рамках работ по СРП;

— совершенствование системы информационного обеспечения подрядных работ по СРП.

Ряд законодательных проблем, связанных с подрядными работами по СРП, был рассмотрен на Парламентских слушаниях «О проблемах развития законодательства о СРП» 12 февраля 2001 года. На слушаниях выступали с предложениями представители Минпромнауки России, Союза производителей нефтегазового оборудования и НПО «Буровая техника». На слушаниях отмечалось, что 70% квота российского участия в подрядных работах не носит обязательного характера. Иностранный оператор проекта может отклонить предложения российского предприятия под любым надуманным предлогом. Каждое соглашение о разделе продукции рассчитано на очень длительный срок, а норма по приобретению российского оборудования не привязана ко времени. В результате, оператор проекта имеет возможность вообще не заказывать в России оборудования под предлогом выбрать квоту в последний год. Кроме того, не урегулирован вопрос ввоза иностранного оборудования под видом отечественного. Например, большая часть работ, декларируемых иностранными операторами проектов как выполненная российской стороной, на самом деле осуществлена совместными предприятиями. Необходимо избежать ситуации, когда в импортный агрегат ввинчивается на территории Российской Федерации один болт, но при этом весь агрегат считается изготовленным в России.

По мнению Аналитической группы, следует усилить роль и влияние государственных стандартов на работы, проводимые в рамках соглашений о разделе продукции. Отсутствие современных стандартов, эквивалентных международно-признанным нормативным документам (ISO, CEN, АРI, ASTM), препятствует российским производителям нефтегазового оборудования на равных с иностранными компаниями участвовать в конкурсах на поставку техники и технологий.

15 ноября 2001 года в Москве запланировано провести Всероссийское совещание по вопросам обеспечения участия российских предприятий в подрядных работах по СРП. Это важное мероприятие должно способствовать выработке и практической реализации оптимальных подходов к решению важнейшего для всей российской экономики вопроса.

Сегодня рассматриваются несколько подходов по решению задачи активизации участия отечественных предприятий в работах по СРП. В частности, ряд крупных российских предприятий выступает с предложением организовать консорциум для реализации таких проектов. По схеме консорциума реализуются многие крупные межотраслевые проекты во всем мире. Роль локомотива в данной работе могли бы выполнять такие крупные российские компании, как «Стройтрансгаз», «Станкоимпорт», «Машиноимпорт» и ряд других. Их потенциал в выполнении подрядных работ по СРП сложно переоценить. Такие структуры имеют необходимых специалистов, связи с банками, чтобы привлечь финансовые ресурсы для выполнения заводами контрактных обязательств, большой опыт общения с инофирмами и практику участия в международных тендерах. Поэтому специалисты Аналитической группы считают необходимым решением Правительства предусмотреть привлечение таких компаний к участию в подрядных работах по СРП.

По мнению Аналитической группы, следует отметить положительную роль подписанного в сентябре 2001 года Постановление Правительства Российской Федерации о назначении госкомпаний «Зарубежнефть» и «Роснефть» уполномоченными организациями по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции. Необходимо обязательно увязать деятельность уполномоченных организаций со структурами, представляющими интересы потенциальных российских участников подрядных работ.

Расширение российского участия в подрядных работах невозможно без изменения сложившейся практики проведения тендеров иностранными операторами проектов. При существующей системе, российские предприятия не имеют необходимой информации и получают тендерную документацию от операторов в последний момент, не имея возможности подготовиться. Сложный и запутанный порядок материально-технического обеспечения в проектах по СРП не способствует привлечению российских подрядчиков. Решить данную задачу возможно путем активизации деятельности государственных представителей в органах управления СРП. Для организации тендеров на проведение подрядных работ по СРП, целесообразно привлекать Российский союз товаропроизводителей, Союз производителей нефтегазового оборудования, Фонд развития трубной промышленности и иные независимые некоммерческие российские структуры, способные оперативно довести тендерную информацию до заинтересованных предприятий.

Для практического решения проблемы расширения российского участия в подрядных работах по СРП требуется объединение усилий министерств, ведомств, регионов, союзов, представляющих интересы потенциальных подрядчиков.

8. Законодательная поддержка производителей и потребителей нефтегазового оборудования

Основной целью законодательного обеспечения нормальной работы оборонно-промышленного комплекса должно быть сохранение и усиление государственного контроля за стратегически важными предприятиями, а также создание условий для их эффективного функционирования в интересах повышения обороноспособности государства. В то же время законодательная поддержка производителей и потребителей нефтегазового оборудования должна быть направлена как на стимулирование развития в Российской Федерации производства конкурентоспособного импортозамещающего оборудования, так и на создание стимулов у нефтегазовых компаний приобретать отечественное оборудование.

Для реализации указанных целей, по мнению Аналитической группы, необходимо внесение в Государственную Думу законопроектов, предусматривающих введение в действие в Российской Федерации следующих широко распространенных в мировой практике государственных мер поддержки стратегически важных отраслей промышленности. В частности, целесообразно предусмотреть:

1) субсидирование государством части процентной ставки по банковским кредитам;

2) предоставление государственных гарантий по кредитам, в том числе взятым за рубежом;

3) льготы по налогу на добавленную стоимость (при условии и в пределах расходования сумм налога на развитие производства импортозамещающего оборудования) и по снижению ставок ввозных таможенных пошлин;

4) отсрочки от уплаты налога на добавленную стоимость с авансовых платежей,

5) льготы по налогу на имущество на объем незавершенных работ (для оборудования с длительным циклом производства).

6) освобождение от налогообложения части средств, направляемых на создание новых технологий и оборудования, включая средства на НИОКР.

Принятие всех подобных законопроектов будет связано с внесением поправок в такой основополагающий закон Российской Федерации, как Налоговый кодекс, и потребует длительной и квалифицированной работы.

Кроме того, в связи с предстоящим в самое ближайшее время реформированием оборонной промышленности (Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года»), особую актуальность приобретает регулирование самих процессов реформирования. В этой связи необходимо:

1. Доработать Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», включив в него раздел, определяющий особенности процедуры банкротства предприятий оборонно-промышленного комплекса. Попытка Государственной Думы прошлого созыва принять аналогичный закон закончилась неудачно — в декабре 1999 года он был отклонен Президентом.

2. Доработать принятый в июле 1997 года Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества», чтобы законодательно отрегулировать процессы приватизации тех оборонных предприятий, которые не попадут в число получателей оборонного заказа. В частности, особое внимание следует обратить на вопрос об интеллектуальной собственности предприятий.

3. Предусмотреть разработку нового законопроекта, предусматривающего определенные ограничения на деятельность иностранных инвесторов в сфере оборонного комплекса. Проект федерального закона «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещена или ограничена деятельность иностранных инвесторов» был отклонен Государственной Думой во втором чтении в ноябре 1999 года.

4. Предусмотреть разработку законопроекта, ограничивающего обращение акций предприятий оборонно-промышленного комплекса страны по аналогии с Указом Президента «Об ограничении обращения акций РАО «ЕЭС». Необходимо законодательно устранить возможность повторения ситуации, аналогичной случаю с Калужским турбинным заводом.

5. Предусмотреть разработку законопроекта, касающегося мобилизационных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Предприятия, занятые производством оборудования для нефтегазового комплекса, предлагают также внести изменения в закон «О соглашениях о разделе продукции» для того, чтобы более четко прописать 70% квоту российского участия в подрядных работах. Сегодня указанная квота не является обязательной для инвесторов и обставлена множеством оговорок.

Необходимо также ускорить рассмотрение проекта закона о взаимодействии отраслевых союзов (ассоциаций) с органами государственной власти. Отсутствие такого закона не позволяет Союзу нефтегазопромышленников, Союзу производителей нефтегазового оборудования и иным ассоциативным объединениям полноценно выполнять свои задачи.

К разработке необходимых законопроектов целесообразно привлекать юридические службы потребителей и производителей нефтегазового оборудования, с последующим их внесением в Государственную Думу в установленном порядке через какой-либо субъект законодательной инициативы, в том числе — и через депутатов Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.

Приложение

 

 

Номенклатура оборудования, рекомендуемая к внедрению российскими нефтегазовыми компаниями

 

1.Комплексы буровые мобильные, грузоподъемностью 100, 125, 160 тонн.

2.Комплексы мобильные для ремонта скважин грузоподъемностью 80-125 т на автомобильном шасси высокой проходимости.

3.Оборудование для демонтажа старых трубопроводов и их восстановления с доведением механических и прочностных характеристик до уровня новых труб.

4.Агрегаты цементировочные с гидрообъемным приводом насосов и дистанционным управлением.

5.Установки для ремонтно-изоляционных работ в скважинах, совмещающие функции цементировочного агрегата, цементно-смесительной машины и блока манифольда.

6.Установки для перемотки и обогрева кабеля

7.Установки буровые модульные на полуприцепе, взамен аналогов фирмы «Кремко»

8.Установки насосные погружные (принципиально новых конструкций) для добычи сернистой и высоковязкой нефти, с возможностью изменения напорных характеристик без подъема подземного оборудования.

9.Агрегаты насосные для гидравлического разрыва пласта на давление до 105 атм и максимальную производительность до 2060 л/мин.

10.Системы телеметрические для контроля забойных параметров при наклонном и горизонтальном бурении скважин.

11.Блоки силового вертлюга грузоподъемностью от 60 до 125 т.

12.Резервуары объемом до 5000 куб.м из высокопрочных композитных и коррозионностойких материалов.

13.Установки азотные мобильные компактные для освоения скважин производительностью не менее 10 куб.м/мин. и давлением до 15 МПа..

14.Насосные агрегаты высокоскоростные для закачки воды в пласт.

15.Установки для ремонта и освоения скважин с гибкой непрерывной трубой диаметром свыше 38 мм и глубиной спуска до 4000 м.

16.Насосы винтовые для добычи нефти производительностью до 200 куб.м/сутки и напором до 1500 м. с цельным однозаходным ротором и верхним приводом.

17. Насосы мультифазные для перекачки нефти с большим содержанием газа и блочные насосные станции на их базе.

18.Установки насосные для перекачки нефтепродуктов герметичные с регулируемыми напорными характеристиками наземного базирования.

19.Комплексы оборудования для безтраншейной прокладки трубопроводов.

20.Технологии и оборудование для высокопроизводительной и качественной диагностики трубопроводов.

21.Оборудование для очистки от нефтяного шлама.

22.Приводы станков-качалок экономичные для скважин с малым дебитом 1-3 т/сутки.

23.Трубы термоизолированные для термических методов добычи нефти.

Записка подготовлена аналитической группой по вопросам технического перевооружения нефтегазового комплекса при Комитете Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям подготовлен обзорный материал «Проблемы технического перевооружения нефтегазового комплекса».

Замечания, предложения и дополнения можно направлять на имя руководителя Аналитической группы Бадалова Юрия Ивановича по адресу:

103265, Москва, Охотный Ряд, 1, Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Бадалову Ю.И.

Контактный тел: 292-52-10, факс: 292-37-63, E-mail: shvv@duma.gov.ru , URL: www.derrick.ru

Ссылки по теме:

Вводные замечания
Общее описание отрасли
Запасы и месторождения, исследование недр и организация недропользования
Добыча газа и эксплуатация месторождений
Транспортировка газа по магистральным газопроводам и хранение газа
Газификация и газораспределение
Газопереработка, производство и поставка сжиженного газа
Производство оборудования и материалов для газовой отрасли
Хронограф отечественного газового дела: события и даты
Описание Закона РФ «О газоснабжении в Российской Федерации»
Мировой опыт регулирования и реформирования газовой отрасли
О некоторых тенденциях изменения топливно-энергетических балансов в мире и возможности газоугольной стратегии развития баланса России
Проблемы технического перевооружения нефтегазового комплекса
Вопросы регулирования недропользования в сфере разведки и добычи газа

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Проблемы технического перевооружения нефтегазового комплекса отключены

Комментарии закрыты