Описание Закона РФ «О газоснабжении в Российской Федерации»

07.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 28.06.01
ERTA Group

Основным первичным законодательным актом, регулирующим отношения в газовой отрасли, является Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ (далее — Закон «О газоснабжении…»). Закон «О газоснабжении…» устанавливает основные принципы государственного регулирования и взаимоотношений в сфере газовой отрасли. В частности законе дано определение понятия «газоснабжения» как «одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа» (статья 2 Закона).

В Законе введено понятие «Единой системы газоснабжения» (), которая «представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (статья 6).

То есть, по сути, в данной норме Закона устанавливается, что Единая система газоснабжения — это все имущество ОАО «Газпром», связанное с осуществлением им своей основной производственной деятельности ( газа, транспортировка, хранение и поставки газа).

В Законе установлено разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области газоснабжения. Положения статей 8 и 9 Закона в части определения полномочий Российской Федерации в области газоснабжения уточняют положения Конституции Российской Федерации по разграничению полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом в Законе, уточняя и дополняя Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации, отдельно устанавливаются полномочия Правительства Российской Федерации в области газоснабжения, которые включают в себя:

— установление порядка формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;

— утверждение правил поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению;

— установление принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии со льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

В главе III (статьи 10-12) Закона установлены особенности использования месторождений газа: основания и порядок отнесения месторождений газа к объектам федерального значения, формирование федерального фонда резервных месторождений газа, порядок ввода в эксплуатацию месторождений газа федерального значения.

Представляет особый интерес глава IV Закона «О газоснабжении…» (статьи 13-15). В ней устанавливаются правовые основы функционирования и развития Единой системы газоснабжения. В статье 13 определены полномочия организации — собственника Единой системы газоснабжения (то есть ОАО «Газпром»), в частности содержится положение о том, что в процессе функционирования Единой системы газоснабжения в целях повышения ее эффективности организация — собственник ЕСГ (ОАО «Газпром») может осуществлять меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения. При этом Законом установлена недопустимость разделения Единой системы газоснабжения, а ликвидация организации — собственника ЕСГ может быть осуществлена только на основании федерального закона (статья 14). В статье 15 введены ограничения на условия обращения акций организации — собственника Единой системы газоснабжения, в частности установлено, что доля нерезидентов в ее уставном капитале не должна превышать 20% общего количества обыкновенных акций, а доля Российской Федерации не должна быть менее 30%.

В Главе V Законом определяются правовые основы развития «единого рынка газа на территории Российской Федерации», которые включают в себя: основы создания и развития единого рынка газа, правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации, правовые основы поставок газа, качество поставляемого газа. При этом в Законе отсутствуют какие-либо упоминания о возможностях появления независимых поставщиков газа в России и развития конкуренции в сферах добычи и поставок газа потребителям.

Законом устанавливаются основы экономических отношений в области газоснабжения (Глава VI Закона). В качестве принципов государственной ценовой политики в области газоснабжения вводятся следующие:

— создание благоприятных условий для поиска, разведки и освоения месторождений газа, добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, обеспечения самофинансирования организаций систем газоснабжения;

— предоставление налоговых льгот организациям, осваивающим месторождения газа в отдаленных, труднодоступных районах и районах с особо сложными условиями добычи газа, а также организациям, осуществляющим транспортировку добытого из этих месторождений газа, и организациям, финансирующим и осуществляющим газификацию городов и иных населенных пунктов;

— расширение сфер применения рыночных цен на газ и услуги по газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций с учетом стоимости, качества и потребительских свойств альтернативных газу видов энергетических ресурсов в целях формирования рынка энергетических ресурсов;

— контроль за соблюдением регулируемых государством цен и тарифов в области газоснабжения;

— удовлетворение платежеспособного спроса на газ;

— стимулирование использования газа в качестве моторного топлива для транспортных средств в целях уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую природную среду и повышения экономической эффективности использования топливных ресурсов;

— обеспечение конкурентоспособности российского газа на мировом энергетическом рынке;

возмещение за счет средств соответствующих бюджетов организации — собственнику системы газоснабжения фактических убытков в размере образовавшейся задолженности по оплате газа неотключаемыми потребителями.

В статье 21 данной Главы « цен на газ и тарифов по транспортировке газа» Законом, в частности, установлено, что государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий[1], что фактически дублирует нормы Федерального закона «О естественных монополиях».

При этом вводится новая законодательная норма, в соответствии с которой «по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций — собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа. Организации — собственнику системы газоснабжения в целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы газоснабжения, разрешено использовать внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные на услуги по транспортировке газа.

В статье 22 определяются основы установления акциза на природный газ, в частности устанавливается, что «Правительство Российской Федерации может снижать ставку акциза на природный газ в зависимости от условий производства газа и конъюнктуры его рынка, а также ставку акциза на природный газ, поставляемый в рамках важных для Российской Федерации экспортных поставок».

В данной Главе также определяются: основные принципы регулирования тарифов на услуги газораспределительных организаций, принципы возмещения затрат, понесенных малоимущими гражданами по приобретению газа в соответствии с законодательством Российской Федерации, гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке. В частности, для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд, установленным предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Глава VII Закона посвящена антимонопольному регулированию газоснабжения. Статья 26 данной Главы, в частности, устанавливает, что организациям-собственникам систем газоснабжения запрещено совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, и содержится перечень таких действий, который практически буквально (с учетом специфики газовой промышленности) дублирует перечень действий хозяйствующего субъекта, злоупотребляющего доминирующим положением на рынке, содержащихся в статье 5 закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

При этом Законом «О газоснабжении» фактически признается, что организации — собственники систем газоснабжения занимают на рынке[2];

В статье 27 данной Главы установлено, что организации — собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом качество предназначенного для транспортировки указанными организациями газа должно соответствовать государственным стандартам и подтверждаться сертификатами соответствия требованиям стандарта.

То есть, уже в Законе установлено, что «Газпром» и другие организации — собственники систем газоснабжения вправе отказать в доступе к своим газотранспортным и газораспределительным сетям исключительно на основании формального отсутствия свободных мощностей.

В Главе VIII Закона «О газоснабжении…» рассматриваются правовые основы взаимоотношений организаций — собственников систем газоснабжения и организаций иных отраслей экономики. Основное внимание уделено правовому регулированию землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения, а также правовым основам взаимоотношений систем газоснабжения и электроснабжения. В частности, в Законе установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и отнесенных к категории земель промышленности, энергетики, недропользования или транспорта, организациям — собственникам систем газоснабжения в постоянное или во временное пользование осуществляется безвозмездно на основании решений органов власти, к полномочиям которых данный вопрос отнесен земельным законодательством Российской Федерации.

И, наконец, Глава IX Закона устанавливает правовые основы промышленной безопасности систем газоснабжения в Российской Федерации. Нормы данной Главы Закона носят в основном отсылочный характер, ссылаясь на соответствующие законы в области промышленной безопасности и охраны окружающей природной среды: Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон «Об экологической экспертизе».



[1] В настоящее время Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации.[2] «Доминирующее положение» — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее — определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим (Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», статья 4).

Ссылки по теме:

Вводные замечания
Общее описание отрасли
Запасы и месторождения, исследование недр и организация недропользования
Добыча газа и эксплуатация месторождений
Транспортировка газа по магистральным газопроводам и хранение газа
Газификация и газораспределение
Газопереработка, производство и поставка сжиженного газа
Производство оборудования и материалов для газовой отрасли
Хронограф отечественного газового дела: события и даты
Описание Закона РФ «О газоснабжении в Российской Федерации»
Мировой опыт регулирования и реформирования газовой отрасли
О некоторых тенденциях изменения топливно-энергетических балансов в мире и возможности газоугольной стратегии развития баланса России
Проблемы технического перевооружения нефтегазового комплекса
Вопросы регулирования недропользования в сфере разведки и добычи газа

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Описание Закона РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» отключены

Комментарии закрыты