Газовая отрасль России и основные тенденции ее развития: транспортировка газа по магистральным газопроводам и хранение газа

07.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 17.11.01
ERTA Group

Технология транспортировки природного газа

Поскольку данный вопрос не рассматривался ни в одной из глав настоящего отчета, имеет смысл рассмотреть его в данной главе, поскольку он непосредственным образом связан с используемыми при строительстве и эксплуатации магистральных трубопроводов материалами и оборудованием.

Проектирование, строительство и эксплуатация магистральных газопроводов напрямую зависят от существующих материалов, технологий и оборудования, а также от инженерных решений применяемых на практике. В России освоены технологии проектирования и строительства магистральных газопроводов в условиях пустыни, лесной, равнинной и горной местности, а также в условиях тундры, лесостепи и вечной мерзлоты. Не вызывает проблем проектирование и строительство речных и водных переходов. Однако морское строительство практически не велось. Основные проблемы при строительстве магистральных газопроводов возникают:

· при строительстве в вечной мерзлоте;

· при преодолении горных участков;

· при переходе через водные и другие преграды.

Строительство в вечной мерзлоте имеет свои особенности. При строительстве в таких условиях трубопровод кладут не на грунт, а на сваи, которые забиваются в грунт. При этом используются трубы диаметром не более 500-700 мм. Если строительство трубопровода ведется по территории на которой встречается очаговая мерзлота, то ее просто выкапывают. Помимо России, только Канада имеет опыт строительства в условиях вечной мерзлоты.

При прокладывании магистральных трубопроводов через горные участки как правило выбрают перевалы с наименьшей высотой и углами спуска и подъема. В России такое строительство трубопроводов велось только на Кавказе и то в небольших объемах. Поэтому имеет смысл говорить о том, что отработанными технологиями ведения строительства в таких условиях Россия не обладает.

При проектировании всех магистральных трубопроводов, построенных в России использовался метод дублирования. Однако, помимо того, что трубопроводы делались многониточными, каждая нитка могла действовать как самостоятельный трубопровод. Этим достигалась и достигается до сегодняшнего дня высочайшая степень надежности в функционировании всей системы. Однако за повышение надежности было дорого заплачено, поскольку для такого строительства потребовалось значительно больше запорной арматуры, переходов и иного сопутствующего оборудования.

Еще одной российской особенностью строительства трубопроводов является создание переходов через водные преграды путем прокладки вместо одного трубопровода большого диаметра нескольких газопроводов меньшего диаметра. Этим повышается надежность его функционирования, но чрезвычайно затрудняется технологическое обслуживание трубопроводной системы.

Известно, что российский магистральный трубопроводный транспорт работает при давлениях 50-55 атм или 70-75 атм, однако, на сегодняшний момент существует мировая практика строительства трубопроводов рассчитанных на давление в 100 атм. Это дает возможность увеличивать пропускную способность действующих трубопроводов. В России также ставятся эксперименты по поднятию рабочего давления, однако практикой это пока еще не стало. В качестве другой крайности рассматривается вариант снижения рабочего давления в системе трубопроводов до 25 атм. Несмотря на то, что для поддержания пропускной способности такой системы потребуется большее количество труб и, соответственно, числа компрессорных станций, основной выигрыш будет заключаться в уменьшении энергозатрат на перекачку газа по системе, снижению эксплуатационных затрат и требований к трубам и оборудованию. Так что при продолжительном сроке жизни такого трубопровода (в настоящее время срок эксплуатации трубопровода составляет 30-40 лет) экономическая эффективность данного проекта становится сопоставимой с эффективностью построенных по традиционной технологии трубопроводов.

В середине 80-х годов просчитывались проекты по строительству трубопроводов, позволяющих транспортировать СПГ (криогенные газопроводы). Однако расчеты показали, что тепловые настолько велики, что проект никогда себя не окупит.

Существуют также такие проекты по использованию газа, как строительство недалеко от месторождений заводов по переработке газа в синтетические топлива с дальнейшей транспортировкой полученных продуктов. В настоящее время данные проекты находятся в стадии разработки.

Общая структура: протяжённость, диаметры газопроводов, давление, количество и мощность ГПА;

Единая система газоснабжения () включает 150,2 тыс. км магистральных газопроводов (с учетом изолированных газовых компаний протяженность газопроводов России более 151 тыс. км), 689 компрессорных цехов мощностью 42,2 млн. кВт, 22 объекта подземного хранения газа.

Система магистрального транспорта газа обеспечивает транспортировку природного газа от месторождений, в большинстве своём расположенных в удалённых районах до районов расположения потребителей. Современная структура газотранспортная системы складывалась в 1975 — 1990 гг. в результате бурного развития добычи газа за счёт освоения месторождений Западной Сибири. К действующим системам Саратов — Москва, Северный Кавказ — Центр, Бухара — Урал, Средняя Азия — Центр и другим добавились мощные и протяженные магистральные газопроводы из Северных районов Тюменской области.

Основной газотранспортной системой России является Единая система газоснабжения России (далее — ЕСГ), право собственности на которую принадлежит ОАО «Газпром».

В состав ЕСГ входят:

магистральные газопроводы, суммарной протяженностью более 150 тыс. км, из которых более 60% приходится на газопроводы большого диаметра (1020 — 1420 мм);

247 компрессорных станций общей установленной мощностью 41 млн. кВт;

23 подземных хранилища газа () суммарной активной мощностью 76 млрд. м3, обеспечивающих сезонных изменений спроса.

Оперативное управление системой газоснабжения осуществляется Центральное диспетчерской управление ОАО «Газпром», основной задачей которого является обеспечение общесистемной надежности газоснабжения за счет маневрирования потоками газа и использования мощности ПХГ. Характеристики основных магистральных газопроводов представлены в таблице.

Таблица _________ Характеристики магистральных газопроводов России.

Название системы Число ниток Протяженность трассы, км. Диаметр, мм. Давление, Мпа Проектная производительность газопровода, млрд. м3 в год
Уренгой-Надым I, II 213/118 1420 7,5 30/32,5
Надым-Пунга I, II 575 1220 5,5 14,5
  III, IV, V 568 1420 7,5 31
Пунга-Вуктыл-Ухта I 589 1220 5,5 14
  II 572 1420 7,5 29
Пунга-Ухта-Грязовец   1517 1420 7,5 29
Ухта-Торжок I 1380 1220 5,5 10
  II 1335 1220 5,5 18
  III 1340 1420 7,5 29
Грязовец-Торжок   392 1220 5,5 14,5
Грязовец-С.-Петербург   616 1020 5,5 9,3
С.-Петербург-Выборг   162 820 5,5 5
Грязовец-Московская область   508 1220 5,5 15
Уренгой-Петровск   3000 1420 7,5 32
Уренгой-Новопсков   3609 1420 7,5 32
Уренгой-Ужгород   4465 1420 7,5 32
Уренгой-Центр I 3211 1420 7,5 32,4
  II 3035 1420 7,5 32,4
Комсомольск-Сургут-Челябинск I 1780 1420 7,5 36
Уренгой-Сургут-Челябинск II 2331 1420 7,5 36
Ямбург-Елец I 3146 1420 7,5 32,5
  II 3146 1420 7,5 32
Ямбург-Западная граница   4366 1420 7,5 32
Ямбург-Тула I 2946 1420 7,5 32,5
  II 2146 1420 7,5 32,5
Ямбург-Поволжье   2730 1420 7,5 32,5
Парабель-Кузбасс   1172 1020 5,5 9
Оренбург-Новопсков   1356 1220 5,5 14,5
Оренбург-Западная граница («Союз»)   2677 1420 7,5 28
Северный Кавказ-Центр   850/1200 1020/820/720 5,5 39,6
Средняя Азия — Центр I 3086 1020 5,5 10,5
  II 2592 1220 5,5 14,5
  III 2609 1220 5,5 14,3
  IV 2644 1420/1220 7,5/5,5 35/29,5

Попутно необходимо отметить, что во времена СССР газотранспортная система на имела значительных избытков мощности, а существующие в настоящее время резервы транспортной мощности обусловлены падением потребления газа в России и странах СНГ.

Кроме того, в России имеется ещё несколько газотранспортных систем, не имеющих сообщения с ЕСГ и используемых для обеспечения газом изолированных регионов.

Транспортная система ОАО «Норильскгазпром» представляет собой 2-х и 3-х ниточные магистральные газопроводы общей протяженностью более 1000 км., введенные в эксплуатацию в период с 1972 по 1990 годы. Проектная мощность газопровода 20-22 млн. куб. м. в сутки в настоящее время используется на 50-60 процентов.

Транспортная система ОАО «Якутгазпром» состоит из двух газопроводов. Подача газа Центральному промышленному району республики осуществляется по 2-х ниточному магистральному газопроводу протяженностью 466 км и диаметром 500 мм. Проектная производительность газопровода 4,2 млн. м3 в сутки эксплуатируется с перегрузкой до 6,3, в особо холодные периоды — до 6,5-6,7 млн. м3 в сутки.

Западный промышленный район Республики Якутии (Саха) обеспечивается газом по однониточному газопроводу протяженностью 171 км. диаметром 500 мм. Мощность данного газопровода при существующем уровне потребления является достаточной.

Одним из важнейших элементов системы газоснабжения являются подземные хранилища газа (ПХГ). Вследствие сезонного характера потребления газа, темпы отбор газа потребителями в летнее время существенно ниже темпов отбора в зимнее время. Основным и наиболее эффективным методом регулирования неравномерности газопотребления и резервирования надёжности подачи газа потребителям является его подземное хранение. Подземное хранение позволяет решать весь комплекс задач, связанных с неравномерностью газопотребления и необходимостью создания резрвов системы на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

В условиях России, обусловленных существенным удалением мест добычи газа от потребителей и связанной с этим высокой загрузкой газотранспортных систем, создание резервных мощностей в местах, максимально приближённых к потребителям представляется наиболее целесообразным.

Первые ПХГ были созданы в районах Поволжья на базе истощённых месторождений. Вторым этапом развития ПХГ в стране было создание хранилищ на базе водоносных структур и отложений каменной соли. Дальнейшее развитие начиная с 1971 года получили и ПХГ на базе истощённых месторождений. Но их недостатком является определённая удалённость от потребителей, что вынуждает к созданию дополнительной транспортной инфраструктуры.

В настоящее время в России насчитывается свыше 20 ПХГ с суммарной активной ёмкостью свыше 70 млрд. м3 и с мощностями по максимальному суточному отбору свыше 400 млн. м3. Российский газ хранится не только в хранилищах на территории России, но и в хранилищах Украины, Латвии, а также на территории ФРГ.

Отношение отбора газа из ПХГ к объёму потребления в настоящее время не превышает 10%. При современной структуре газопотребления этот показатель должен иметь оптимальное значение 12-13%. Кроме того, необходимость обеспечения экспортных поставок газа вынуждает поддерживать дополнительные сезонные запасы в размере 5-7% от объёма этих поставок. Таким образом, перед ОАО «Газпром» в настоящее время стоит задача дальнейшего увеличения мощности ПХГ до 17-19% от годового объёма потребления. При этом ОАО «Газпром» в перспективе предполагает участвовать в строительстве ПХГ в Европе, а также использовать мощности ПХГ в странах СНГ, в результате чего закачку российского газа за рубежом прогнозируется увеличить на 13-15%, преимущественно в ПХГ Германии

Наряду с емкостными характеристиками ПХГ, для России, где значительные перепады суточных температур, особую роль играют мощностные показатели хранилищ, т.е. их способности по максимальному суточному отбору газа. Для решения задачи увеличения способности системы газоснабжения по реагированию и покрытию пиков потребления газа, ОАО «Газпром» намечена программа создания специальных пиковых хранилищ в соляных отложениях.

Важной проблемой является размещение подземных хранилищ. В отдельных районах (Северный Кавказ, ) созданные мощности ПХГ превышают уровни регулирования газопотребления регионов, что приводит к необходимости поставок газа в другие регионы и усложнению транспортных схем. В других регионах, например на Северо — Западе России, мощностей действующих ПХГ явно недостаточно, что требует организации подачи газа из ПХГ других районов.

Определённой возможностью по регулированию пиков потребления обладают и сами магистральные газопроводы. Как выше указывалось, при проектной загрузке газопроводов на уровне 0,93 — 0,96, в настоящее время некоторые из них по различным причинам эксплуатируются с величиной загрузки 0,85 — 0,9. В качестве примера можно привести газопроводы, осуществляющие подачу газа в ЕСГ с юга, а также газопровод Оренбург — госграница. Использование резервной мощности самих газопроводов также позволяет осуществить сглаживание пиков сезонных потребления.

Прогнозные показатели и мероприятия программы развития подземного хранения газа ОАО «Газпром» на территории России приведены ниже.

1. Обеспечить прирост среднесуточной производительности при отборе газа в декабре, январе, феврале осенне-зимнего периода, в млн.м3:

2000/2001

20-25

2005/2006

135-155

2010/2011

200-230

2. Довести на территории России активную емкость ПХГ по обустройству до следующих объемов:

 

Годы (на начало года)

2001

2006

2011

(прогноз)

Всего, в млн. м3в том числедействующие объекты храненияновые объекты хранения

57,2

 

57,2

80

 

75

5

90

 

78,9

11,1

— проблемные вопросы — возрастная структура газопроводов, степень загруженности отводов, энергоэффективность, потери при транспортировке.

Газотранспортные системы в пределах ЕСГ, в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока требуют существенных объемов реконструкции и модернизации для повышения надежности, экологической и экономической эффективности. Возрастная структура действующих газопроводов представляется следующей: 13% эксплуатируются свыше 30 лет (практически выработали расчетный и нормативный ресурс); 20% отработали 20-30 лет; 34% — 10-20 лет; 33% -до 10 лет. В период 2001-2010 г.г. потребуется замена 10 тыс. км линейной части магистральных газопроводов и отводов.

В части транспортной системы ОАО «Норильскгазпром» анализ состояния газопроводов показывает необходимость замены примерно 50% свайных оснований газопроводов, в то время как вопрос надежности самого газопровода сейчас менее актуален.

Вызывает тревогу техническое состояние газопроводной системы ОАО «Якутгазпром» и особенно первой нитки газопровода в центральные районы республики протяженностью 292 км, нормативный срок эксплуатации которого истек в 2000 году. За время эксплуатации газопровода произошло 189 аварий, из них 11 — крупных, с ограничением подачи газа потребителям. В целом по ОАО «Якутгазпром» по причине отсутствия средств, в последние 8 лет линейная часть газопроводов капитально практически не ремонтировалась, осуществлялся только профилактический ремонт.

Кроме того, многие из введенных в 80-е годы газоперекачивающих агрегатов (ГПА) выработали положенный ресурс и нуждаются в плановой замене. Так, 17% ГПА имеют наработку 100-160 тыс. час, 27% — от 70 до 100 тыс. час, около 35% — от 40 до 70 тыс. час, что ставит перед необходимостью модернизации и замены 12 тыс. МВт газоперекачивающих агрегатов.

Серьёзным проблемным вопросом функционирования газотранспортной системы России и в частности ЕСГ является её низкая энергоэффективность. Существующая газотранспортная сеть формировалась более 50 лет в соответствии с действующими ранее приоритетами развития, нормативными требованиями, техническими и экономическими ограничениями. По своим проектным характеристикам отечественная газотранспортная система является не энергосберегающей, а, скорее, металлосберегающей. Это отражает условия ее интенсивного развития, происходившего при жестком дефиците труб. В результате, российские газопроводы расходуют на собственные производственно-технологические нужды до 10% от общероссийского потребления природного газа, что в натуральных показателях составит в 2001 году 51,5 млрд. м3. Удельная энергоемкость российских газопроводов примерно в 1,5 раза выше, чем на западных.

В условиях роста цен на энергоресурсы энергетическая составляющая становится одной из ведущих статей эксплуатационных издержек. В связи с этим перед собственниками газотранспортных систем остро встает вопрос о целесообразности переустройства имеющихся газопроводов с целью повышения их эффективности. Существенный вклад в снижение издержек по транспортировке газа может внести повышение эффективности работы ГПА, средневзвешенный КПД которых на сегодня составляет лишь 28,8%. При этом на российских газопроводах, компрессорных станциях газовых промыслов и подземных хранилищ газа установлены ГПА в количестве примерно 4 тыс. единиц общей мощностью 42,3 млн. кВт, электростанции собственных нужд около 1,3 млн. кВт и другое оборудование.

Собственность и функционирование — 17 транспортных предприятий, ЕСГ, возможность торговли газом до 1997 года и последствия + перераспределение доходов, исполнение функций сервисных подразделений по обслуживанию газопроводов.

Собственником ЕСГ России является ОАО «Газпром». Газотранспортные предприятия, переданные в собственность концерна, а впоследствии в результате приватизации перешедшие в собственность ОАО «Газпром» первоначально существовали в форме «дочерних предприятий», не предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации. Впоследствии их организационная форма была преобразована и сегодня в составе ОАО «Газпром» числится 17 дочерних акционерных обществ, осуществляющих транспорт газа как основной вид деятельности. При этом необходимо отметить важный момент — указанные общества не являются владельцами собственно газопроводов, находящихся на балансе у ОАО «Газпром». Эти дочерние общества ОАО «Газпром» по сути являются сервисными организациями, эксплуатирующими и обслуживающими газопроводы.

Тем не менее, газотранспортные общества являются крупными организациями с численностью персонала несколько тысяч человек и ведущими свою деятельность на территории нескольких областей. До начала 1997 года газотранспортные организации осуществляли не только деятельность по транспортировке газа, но осуществляли также и его реализацию оптовым потребителям — газораспределительным организациям, крупным потребителям, имеющим подключение к газопроводам высокого давления, например электростанциям. Однако, вследствие массового роста неплатежей за газ, с целью консолидации финансовых потоков, проведения систематической работы с неплательщиками, деятельность по реализации природного газа была выведена из-под контроля газотранспортных организаций.

Таким образом, в настоящее время деятельность по транспортировке природного газа для газотранспортных организации является исключительной.

Законодательное обеспечение — закон о газоснабжении, о естественных монополиях, положение о доступе.

Помимо общегражданского законодательства, как например Гражданский кодекс, регулирующего вопросы хозяйственной деятельности субъектов в Российской Федерации в целом, деятельность по транспортировке газа подпадает под действие специальных законодательных и нормативных правовых актов.

Деятельность по транспортировке природного газа является естественно-монопольным видом деятельности, в связи с чем на неё распространяется действие федерального закона от 17.08.95 №147-ФЗ «О естественных монополиях», и что нашло отражение в статье 4 закона.

Законом даётся определение естественной монополии, субъекта естественной монополии. В качестве методов регулирования естественных монополий закон предусматривает осуществление ценового регулирования путём определения цен и тарифов или их предельного уровня, а также определение перечня потребителей, подлежащих обязательному полному или частичному обслуживанию в зависимости от условий защиты прав и интересов граждан, безопасности государства и пр.

Закон определяет принципы деятельности органов государственного регулирования естественных монополий, их функции и полномочия, принципы и процедуры государственного контроля за деятельностью естественных монополий, обязанности субъектов естественных монополий, а также их ответственность за нарушение положений закона.

Однако, по мнению автора, необходимо отметить невысокую эффективность применения данного закона. Имевшие место на практике в газовой промышленности случаи злоупотребления монополистами своим положением на рынке не получили адекватного ответа со стороны органов антимонопольного регулирования.

Ещё одним специализированным законодательным актом, регулирующим деятельность предприятий газовой промышленности является федеральный закон от 31.03.99 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Несмотря на своё «всеобъемлющее» название и содержащиеся по тексту положения, касающиеся отрасли в целом, основным мотивом закона является законодательное укрепление доминирующей роли ОАО «Газпром» в газовой промышленности России как собственника Единой системы газоснабжения, заслужившей в законе отдельного определения в статье 6. Правовым основам функционирования ЕСГ также посвящена отдельная глава закона.

В части регулирования вопросов транспортировки газа, с точки зрения предмета данной главы является важным положения статьи 27, закрепляющей недискриминационный доступ любых организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации к газотранспортным системам, но только при условии наличия свободных мощностей.

Регулированию вопросов, связанных с доступом независимых организаций к газотранспортной сети посвящено специальное Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года №858.

Достоинства и недостатки Положения будут рассмотрены подробнее ниже, здесь же в общих чертах необходимо отметить следующее.

Положение для своего времени, да и для сегодняшнего дня, является достаточно прогрессивным документом. Одной из сильных сторон Положения является закреплённый в нем принцип доступа к ГТС любых организаций — независимых поставщиков, потребителей газа, а не только независимых производителей, что закладывает хорошую основу для развития рынка газа в России, и, в частности, одного из его секторов — вторичного рынка мощности газотранспортных систем. Позднее этот принцип нашёл подтверждение и в упомянутом выше законе «О газоснабжении в Российской Федерации».

Положением урегулирована процедура получения доступа независимых организаций к ГТС, определён перечень документов, необходимых для предоставления собственникам газотранспортной системы, дана форма заявки. Недостатком положения является некоторая схематичность в описании порядка доступа, что не позволяет полностью формализовать процедуру получения доступа и исключить зависимость независимых организаций от произвола со стороны владельца ГТС. Дополнительным недостатком Положения является непроработанность вопросов, связанных с исполнением собственником или оператором ГТС функций по регулированию и балансированию системы, возникающих в связи с транспортировкой газа независимых организаций, и оплате независимыми организациями этих услуг. Обойдены вниманием вопросы хранения газа независимых организаций в системе или ПХГ.

С целью рассмотрения спорных вопросов по вопросам доступа, возникающих между независимыми организациями и собственником ГТС — ОАО «Газпром», Правительством Российской Федерации был создан специальный орган — Межведомственная комиссия. Однако, по причине отсутствия как у комиссии, так и у входящих в её состав представителей ведомств реальных рычагов по воздействию на монополиста в случае злоупотребления тем своим монопольным положением на рынке, эффективность работы комиссии фактически стремилась к нулю. Последующее упразднение комиссии путём создания аналогичного по содержанию органа при Правительстве Российской Федерации во главе с заместителем Председателя Правительства к улучшению состояния дел с повышением эффективности государственного регулирования в области обеспечения прав независимых организаций на доступ к ГТС не принесло.

Изменения, внесённые в Положение после его выхода в свет принципиального значения не имели и носили лишь косметический характер, несмотря на многочисленные поручения Правительства Российской Федерации по этому поводу. На наш взгляд причиной этому является фактическая заинтересованность Правительства Российской Федерации в сохранение имеющегося «статус кво» в газовой промышленности, когда ОАО «Газпром» обеспечивает страну относительно дешёвым топливом, поддерживая тем самым отечественную экономику и конкурентоспособность её отдельных отраслей на внешних рынках, одновременно пополняя бюджет и поддерживая собственное финансовое состояние за счёт доходов от экспорта. Неплатежеспособность внутренних потребителей, низкая на внутреннем рынке, охват ОАО «Газпром» всех наиболее привлекательных внутренних потребителей автоматически ориентирует независимые организации, и в частности производителей газа на внешние рынки, что реально ставит существующую систему перед угрозой утраты равновесия со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе для бюджета и надёжности энергоснабжения страны. Немаловажным является и политический фактор, связанный с поставками российского природного газа на внешние рынки. Понятно, что в сложившихся условиях, когда даже незначительная либерализация процедур доступа независимых организаций к ГТС способна привести к столь серьёзным последствиям, Правительство Российской Федерации вполне может занять сверхосторожную позицию по этому вопросу, несмотря на громогласные заявления о намерениях и дальше продвигаться по пути либерализации газовой отрасли в целом и совершенствованию доступа к ГТС в частности.

Вопросы доступа — история, анализ действующего Положения о доступе, результаты его применения, описание процедуры, трудности получения доступа, недостатки существующей системы.

Впервые вопрос о доступе независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» был поставлен при создании этого акционерного общества на базе государственного газового концерна «Газпром». Тогда Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 5.11.92 № 1333 «О преобразовании государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общества «Газпром» на учреждаемое РАО «Газпром» была возложена «ответственность за обеспечение … доступа любого производителя к газотранспортной системе страны пропорционально объему добываемого им на территории Российской Федерации газа при соблюдении единого механизма регулирования цен» (пункт 2 Указа). Интересным моментом в этой части является провозглашение принципа равнодоступности и пропорциональности в части доступа к ГТС, а также право доступа к ГТС только производителей газа.

Вновь вопрос о доступе был поднят в Указе Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. №426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», где в целях стимулирования конкуренции в газовой промышленности была отмечена необходимость:

совершенствования порядка доступа независимых поставщиков к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром»;

предоставления независимым российским производителям газа на территории Российской Федерации недискриминационных прав на доступ к свободным мощностям газотранспортной системы РАО «Газпром»;

разработки и внедрения единой системы тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам как для независимых поставщиков газа, не входящих в Российское акционерное общество «Газпром», так и для организаций названного акционерного общества.

Принципиально важным отличием положений этого Указа от Указа №1333 является изменение принцип предоставления доступа к газотранспортным мощностям — вместо принципа доступа любого производителя пропорционально объему добываемого на территории Российской Федерации газа введен новый принцип доступа независимых российских производителей газа на территории Российской Федерации к только к свободным мощностям ГТС РАО «Газпром». Таким образом, было установлено, что права доступа предоставляются только для российских независимых производителей газа и только для поставок газа на территории РФ. Вместе с тем, неясным остался вопрос о том, что такое «свободные» мощности ГТС и что такое «недискриминационные права на доступ» независимых производителей. Принцип доступа к ГТС только производителей газа остался неизменным.

Во исполнение Указа Президента РФ №426 был принят целый ряд нормативных документов, определивших существующий в настоящее время режим доступа независимых производителей газа к газотранспортной системе (ГТС) ОАО «Газпром», и в том числе упоминавшееся выше Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. №858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром», утвердившее Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром».

В отличие от указов Президента РФ №1333 и №426 Положением был расширен состав пользователей услуг по транспортировке, получающих доступ к ГТС ОАО «Газпром». Вместо термина «независимые производители газа» стал применяться термин «независимые организации», которыми могут быть производитель, поставщик или потребитель газа.

И, наконец, как также упоминалось выше, принцип недискриминационного доступа любых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям газотранспортных систем [к любым, не только к мощностям ГТС ОАО «Газпром»] был установлен Федеральным законом РФ от 31 января 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». При этом установление порядка обеспечения такого доступа Федеральным законом было отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

В результате принятия приведённых выше нормативных правовых актов, в России был введен режим доступа к газотранспортным сетям ОАО «Газпром», важнейшие особенности и проблемные вопросы которого обобщены ниже. По другим системам газоснабжения страны, изолированным от ЕСГ (ОАО «Норильскгазпром», ОАО «Якутгазпром») положения по доступу пока не разработаны, и все дальнейшее изложение вопросов доступа к газотранспортным сетям относится к ГТС ОАО «Газпром».

Характеристика действующего режима доступа к ГТС ОАО «Газпром».

Пользователи услуг по доступу (далее — услуг) — независимая организация на территории Российской Федерации, не входящая в систему ОАО «Газпром», — производитель, поставщик или потребитель газа.

Основные условия, получения доступа — 1) наличие свободных мощностей в ГТС от места подключения до места отбора газа на заявленный период поставки; 2) соответствие качества и параметров поставляемого газа требованиям действующей нормативно-технической документации; 3) наличие к заявляемой пользователем услуги дате начала поставки газа подводящих газопроводов и газопроводов-отводов с пунктами учета и контроля качества газа; 4) наличие у пользователя подтверждения от покупателя или потребителя газа о готовности к приему заявленного объема газа в период поставки; 5) документы, подтверждающие право собственности на газ.

Среди условий получения доступа к ГТС отсутствуют требования, связанные с урегулирование накопленной задолженности за поставки газа при переключении потребителя на новых поставщиков газа. Так, например, заключение новым поставщиком газа договора на транспортировку и договора поставки с потребителем газа — должником старого поставщика, может оставить последнего с неоплаченной задолженностью при отсутствии у него рычагов воздействия на потребителя-неплательщика (прекращение или ограничение поставок).

Перечень предоставляемых услуг — транспортировка договорных объемов газа по краткосрочным (не более 1 года), среднесрочным (1 — 5 лет) и долгосрочным договорам (более 5 лет) от места подключения до места отбора газа из ГТС. При этом режим поставки газа не входит в состав информации, включаемой в заявку на предоставление услуги по доступу, представляемой в ОАО «Газпром»; режимы (графики) поставки газа согласовываются с газотранспортными организациями ОАО «Газпром» при заключении договоров на транспортировку газа.

Таким образом, в настоящее время фактически предоставляется только одна услуга по доступу — транспортировка договорных объемов газа от места подключения до места отбора газа из ГТС. В тоже время, в мире практикуется оказание таких услуги по доступу как:

услуги по транспортировке газа от места подключения к ГТС до места отбора газа;

услуги по транспортировке газа от места подключения к ГТС до места отбора газа с правом уступки прав на выделенную мощность ГТС (или услуги по предоставлению мощности ГТС). При этом используются два механизма перепродажи мощности:

а) стороны договариваются о сделке, а затем уведомляют газотранспортную компанию. После этого газотранспортная компания обязана оповестить о сделке всех участников рынка газотранспортных мощностей (напр., через электронную доску объявлений);

б) стороны помещают заявки на электронной доске объявлений и таким образом находят друг друга.

В обоих случаях стороны всех сделок по перепродаже мощностей обязаны уведомить газотранспортную компанию, чьи мощности перепродаются, о параметрах совершенной сделки (обязательно о физических параметрах, но не всегда о финансовых параметрах). Вторичный рынок газотранспортных мощностей даёт возможность покупателям мощности конкурировать с самими газотранспортными компаниями при продаже временно не используемых мощностей, предоставленных на непрерываемой основе, о чём будет сказано ниже;

(3) услуги по транспортировке от нескольких мест подключения к ГТС до нескольких мест отбора газа (как с правом уступки прав на выделенную мощность ГТС в одном или нескольких местах отбора газа, так и без него). При этом, пользователям может предоставляться право гибкого управления потоками между точками подключения и местами отбора газа в пределах оплаченной мощности суммарного потока.

Услуги по транспортировке газа могут оказываться на гарантированной или непрерываемой (firm service) и прерываемой (interruptible service) основе. Прерываемая услуга является еще одним вариантом уступки прав на использование мощности, производимой самой газотранспортной компанией без уведомления владельца прав на использование мощности на непрерываемой основе в случае, когда этот владелец не полностью использует свой ресурс мощности. «Вторичная» продажа мощности на прерываемой основе является дополнительным источником дохода для газотранспортных компаний.

Логика развития газового рынка неизбежно потребует в дальнейшем диверсификации услуг по доступу, которая позволит пользователям газотранспортных систем выбирать наиболее приемлемые виды транспортных услуг, а газотранспортным компаниям — предлагать гибкое меню услуг, обеспечивающее более эффективное использование своих газотранспортных мощностей.

Измерение величины предоставленных услуг — нет четкой регламентации.

Кроме упоминания о необходимости иметь пункты учета и контроля объема и качества газа, в Положении о доступе к ГТС нет других требований, связанных с организацией и ведением коммерческого учета объемов поставок (транспортировки) газа. Представляется, что в Положении в дальнейшем должен быть предусмотрен отдельный раздел, регламентирующий решение вопросов коммерческого учета при предоставлении доступа к газотранспортной сети независимых организаций (или, по крайней мере, содержащий отсылочную норму к другому нормативному документу по коммерческому учету).

Ресурс мощности ГТС, выделяемых для независимых организаций — только свободные на период исполнения их заявки мощности, остающиеся после вычета из полной мощности величин мощности, связанной с исполнением действующих договоров организаций ОАО «Газпром» (включая поставки по экспортным договорам ОАО «Газпром» и по государственным обязательствам) и других независимых организаций, с учётом обеспечения технологического резерва.

Основным слабым местом существующего режима доступа к ГТС является полное отсутствие проработки вопроса об определении и учете величины свободной газотранспортной мощности ГТС ОАО «Газпром». Фактически, достоверной информацией о наличии свободной транспортной мощности на том или ином участке располагает только ОАО «Газпром». В этих условиях организации, входящие в эту систему газоснабжения, имеют ничем не ограничиваемые преимущества при получении доступа к газотранспортным мощностям, а значит, и при заключении договоров на поставку газа.

Приоритетность предоставления услуг независимым организациям — в первую очередь — поставщикам газа для коммунальных и бытовых нужд населения, во вторую очередь — поставщикам газа, предусматривающим поставки газа в течение более длительного срока по сравнению с другими заявителями. Заявки остальных независимых организаций удовлетворяются с учетом требований антимонопольного законодательства либо пропорционально заявленным объемам транспортировки газа, либо на конкурсной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Недостатком действующей редакции Положения является и недостаточная проработанность вопросов приоритетности предоставления услуг по транспортировке. Приоритетность устанавливается только в отношении направлений использования газа (на коммунально-бытовые нужды и пр.), а не организаций — пользователей услуг. При этом, например, совершенно неясно, что делать в ситуации, когда пользователь услуг осуществляет поставки газа сразу по нескольким более или менее приоритетным направлениям использования газа.

Буквальное понимание принципа пропорционального распределения транспортных мощностей между поставщиками газа (осуществляемого при прочих равных условиях) приводит к экономической неэффективности, если этими поставщиками являются производители газа. Если доступ производителей газа к транспортным мощностям будет предоставляться безотносительно к уровню цен, по которым они продают газ, то это поставит потребителей газа перед необходимостью платить любую цену, запрошенную производителями.

Положение о доступе также упоминает о возможности частичного удовлетворения заявок или об отказе в их исполнении при недостатке газотранспортной мощности, но ничего не говорит о таком широко используемом в мире механизме как очередь заявок, организуемой по отдельным маршрутам транспортировки газа оператором газотранспортной системы. И уже совершенно неясен принцип доступа к ГТС на «конкурсной основе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». Что в данном случае может быть критерием для выявления победителей конкурса, как этот конкурс будет проводиться — всё это нуждается в дополнительном разъяснении со стороны авторов данной нормы.

Требования к обмену информацией между продавцом, покупателем и регулирующими органами в процессе предоставления услуг — Независимые организации информируют ОАО «Газпром» в момент подачи заявки о своих реквизитах, источниках газа, сроках начала и окончания поставок газа, условиях поставок (прерываемые, непрерываемые) объемы транспортировки газа (минимальная разбивка — по месяцам), место подключения и отбора газа из ГТС и др. В процессе исполнения договоров на транспортировку — о технологических условиях работы своих объектов (аварии, ремонты и пр.), возможных изменениях объемов транспортировки газа, о графиках послеаварийного восстановления режима поставок газа. ОАО «Газпром» обязано информировать независимые организации о наличии свободных мощностей по отдельным участкам транспортировки, об уже принятых заявках по этим участкам, о технологических условиях работы своих объектов (аварии, ремонты, отказы в системе учета газа и пр.).

В заявке сообщаются только реквизиты организации — пользователя ГТС. Вместе с тем, в случаях, когда пользователем является поставщик газа (организация, покупающая услуги и не имеющая собственных сетей), и подачу газа к точке входа и отбор газа в точке выхода и ГТС осуществляют другие организации, реквизиты этих организаций также должны сообщаться в заявке.

Заявки, как уже отмечалось выше, никак не отражают информации о предпочтительных режимах транспортировки газа.

Права и обязательства сторон в случае сокращения или прекращения предоставления или получения услуг — специально не регламентированы. При этом ОАО «Газпром» имеет право досрочного расторжения договора в случаях не обеспечения независимой организацией поставок газа в ГТС в соответствии с договором, или при задержке оплаты услуг по транспортировке. Также ОАО «Газпром» может инициировать заключение нового договора с измененными условиями поставок.

Также совершенно неудовлетворительно в Положении решены вопросы отклонений от договорных обязательств. Стороны договора на услуги по транспортировке обязаны только информировать друг друга о возникающих сложностях по исполнению своих договорных обязательств. При этом ОАО «Газпром» дополнительно предоставлено право досрочно расторгнуть договор (!) в случае если поставщик газа — пользователь ГТС, не обеспечил поставку газа в ГТС в объемах и в срок, предусмотренных в договоре на транспортировку газа. Проблема неиспользуемых мощностей сегодня решается исключительно мерами административного характера, не предусмотрены механизмы экономического стимулирования более полного использования газотранспортных мощностей и высвобождения неиспользуемых мощностей. Положение не задействует также механизмов для организации вторичной продажи мощности пользователями сети или перепродажи временно неиспользуемой мощности самими газотранспортными организациями на условиях прерываемых поставок.

Существует и еще одна фундаментальная проблема, никак не решаемая в рамках действующего Положения — балансировка поставок газа. При отклонениях в режимах поставки/потребления газа по договорам поставки между независимой организацией и потребителями. возникающих по инициативе (вине) сторон этого договора, газотранспортная сеть может и должна выполнять общесистемную функцию (услугу) по балансировке этих отклонений. Представляется, что эта услуга ГТС должна быть обязательной для всех пользователей сети и предоставляться на возмездной основе.

Ценовое регулирование услуг — устанавливается единый для независимых организаций на транспортировку газа по ГТС ОАО «Газпром», утверждаемый ФЭК России. Для оплаты услуг газотранспортных организаций ОАО «Газпром» по транспортировке собственного газа используются внутренние ОАО «Газпром».

В целом, установление тарифа на услуги по транспортировке ГТС ОАО «Газпром», единого для всех независимых организаций, является достаточно грубым подходом, не учитывающим различий в стоимости предоставления этих услуг различным организациям. Кроме того, без использования единой системы учета и классификации затрат по видам хозяйственной деятельности в системах газоснабжения, введения раздельного учета затрат по видам деятельности, а также без контроля за разнесением затрат при расчете тарифов на собственные поставки и транспортных тарифов для независимых организаций трудно рассчитывать на обоснованность этих транспортных тарифов.

Порядок платежей между продавцом и покупателем услуг — специально не регламентируется. Определяется в договоре на транспортировку.

В современных условиях, связанных с высокой вероятностью неплатежей, представляется необходимым дать право газотранспортным организациям требовать от независимых организаций предоставления сведений об их кредитоспособности, а также банковских или иных гарантий оплаты услуг ГТС.

Договорные отношения при предоставлении услуг — используются договора на транспортировку газа по ГТС, заключаемые между газотранспортными организациями ОАО «Газпром» и независимыми организациями после получения соответствующего разрешения на доступ к ГСТ от ОАО «Газпром».

С целью упрощения процедуры заключения договоров на транспортировку после получения независимыми организациями доступа к ГТС, в текст пункта 5 Положения постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 №334 было внесено изменение, предусматривающее заключение договоров на транспортировку с самим ОАО «Газпром» или, по его поручению — с его дочерними обществами.

Разрешение споров по доступу к сети — в досудебном порядке споры и разногласия по вопросам доступа к ГТС рассматриваются Комиссией Правительства Российской Федерации по рассмотрению вопросов, связанных с доступом независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром».

О недостатках регулирования споров, связанных с доступом к ГТС с помощью Комиссии Правительства Российской Федерации уже говорилось выше. При правильной организации работы и наличии у государственных органов по контролю за естественными монополиями, использование комиссии для разрешения споров при доступе к ГТС могло бы быть вполне работоспособным решением.

С точки зрения количественного анализа результатов действия существующего режима доступа к ГТС, на первый взгляд складывается достаточно благоприятная картина. Так, по информации ОАО «Газпром» доступ к ГТС ОАО «Газпром» в 1998 году получили шесть организаций с общим разрешенным объемом транспортировки газа 28,2 млрд. куб. м. Согласно прогнозам ОАО «Газпром», в 2001 году по газотранспортной системе компании будет транспортировано свыше 86 млрд. м3 газа независимых организаций.

Вместе с тем, более углублённое рассмотрение свидетельствует о том, что фактически существование доступа к ГТС пока еще мало влияет на развитие конкурентных поставок на российском рынке газа. Так, в общем объеме 86 млрд. м3 транспортировки газа независимых организаций в 2001 году свыше 80% занимают объемы газа, принадлежащие дружественной ОАО «Газпром» группе компаний «Итера», из которых в свою очередь больше половины транспортируются транзитом из Средней Азии в страны ближнего зарубежья. Ещё около 10 млрд. м3 газа приходятся на долю также дружественного ОАО «Газпром» ОАО «АК «Сибур». Таким образом видно, что доля действительно независимых от ОАО «Газпром» компаний в общем объёме транспортировки газа по ГТС ничтожно мала. Преобладающая часть поставок «независимого» газа на российский рынок осуществляется в пределах региона добычи газа, без использования сложных схем транспортировки и соответствующей системы договорных отношений.

Причины, препятствующие развитию независимых производителей газа более подробно будут проанализированы в соответствующем разделе. Здесь же коротко отметим следующие:

более высокую стоимость газа независимых организаций по сравнению со «старым» газом ОАО «Газпром», которая (даже с учетом нулевой ставки акциза для независимых организаций ограничивает ареал конкурентоспособности поставок такого газа. По оценке ОАО «Газпром» из-за более высоких затрат на добычу и подготовку газа у независимых организаций, чем у предприятий ОАО «Газпром», независимые организации являются конкурентами только при поставках газа, потребителям, находящимся на расстоянии не более 700 км от места добычи газа;

неразвитость договорных отношений (включая систему принуждения к исполнению договоров), низкая платежная дисциплина, низкие регулируемые цены на газ, отсутствие собственной разветвленной маркетинговой сети для работы с покупателями газа в регионах страны и большие первоначальные затраты на ее создание при относительно небольших объемах поставки газа — все эти факторы создают дополнительные экономические и организационные сложности для расширения поставок газа независимыми организациями и для появления новых производителей газа;

недостаточно отлаженные и неэффективные механизмы доступа к магистральным газотранспортным, а также местным газораспределительным сетям не обеспечивают пока независимым организациям получение недискриминационных и надежных услуг по транспортировке, создают дополнительные проблемы для газотранспортных и газораспределительных организаций и проблемы в сфере газоснабжения.

Перспективы развития системы.

В соответствии с разработанной Минэнерго России Энергетической стратегией России на период до 2020 года и исходя из реальных условий российской экономики, газ в перспективе сохранит своё значение для экономики России в качестве основного вида топлива, что ставит предприятия газовой промышленности перед необходимостью модернизации и развития газотранспортных сетей. Дополнительные стимулы к развитию системы магистрального транспорта газа даёт высокий спрос на газ и расширение его использования на рынках Западной Европы.

На основании перспектив использования газа можно ожидать опережающего развития сети магистральных газопроводов относительно роста спроса на природный газ и его добычи, особенно с учётом увеличения дальности транспортировки газа как на внешние (особенно, восточный) так и на внутренние рынки — из-за газификации новых районов страны. Развитие сети предполагает увеличение протяженности магистральных газопроводов с 151 тыс. км в 1998 г. до 160 0 165 тыс. км к 2010 г. и 190 — 200 тыс. км к 2003 г. Развитие газотранспортной сети будет производиться по следующим главным направлениям:

а) сооружение новых экспортных газотранспортных систем как для европейских рынков газа. В том числе будут реализованы проекты по строительству магистральных газопроводов: Ямал — Европа, обеспечивающего транспорт до 65 млрд. м3/год в 2001-2005 годы; Южно-Европейского и возможно Северо-Европейского транзитных газопроводов, газопроводов на Балканы и в Турцию, включая магистральный газопровод «» по дну Чёрного моря и обеспечивающего транспорт до 16 млрд. м3/год в 2001-2002 годы. Ожидается строительство газотранспортных путей и на вновь создаваемый Восточный рынок сетевого газа: в , Корею и возможно Японию.

б) сооружение магистральных газопроводов и отводов для присоединения к сети новых районов в Российской Федерации: Архангельской и Мурманской обл., Карелии, Кемеровской обл. и Алтайского края, южной части Красноярского края, Иркутской и возможно Амурской обл., Хабаровского и возможно Приморского края, расширение хоны газоснабжения в республике Саха — . Большинство новых территорий газоснабжения не входят в зону ОАО «Газпром» и станут сферой действия новых газовых компаний;

в) глубокая реконструкция действующей сети магистральных газопроводов с модернизацией (для продления срока службы) и заменой компрессорных станций и линейной части газопроводов. В период до 2030 г. истечет проектный срок службы всех действующих газопроводов.

г) увеличение емкости подземных и иных хранилищ позволит увеличить закачку и отбор газа с 56 млрд. м3 в 1998 г. до 68 — 70 млрд. м3 в 2010 г. и 85-90 млрд. м3 к 2030 г. Это позволит ОАО «Газпром» уже в ближайшие годы наряду с поставками газа оказывать целый комплекс дополнительных услуг по газоснабжению.

В связи с упоминавшейся выше проблемой старения магистральных газопроводов и используемого на них оборудования, газотранспортными организациями запланированы существенные капитальные вложения с целью их реконструкции, модернизации и повышения эффективности.

Существенный вклад в снижение издержек по транспортировке газа может внести повышение эффективности работы ГПА. На российских газопроводах, компрессорных станциях газовых промыслов и подземных хранилищ газа установлены ГПА в количестве примерно 4 тыс. единиц общей мощностью 42,3 млн. кВт, электростанции собственных нужд около 1,3 млн. кВт и другое оборудование.

Средневзвешенный КПД парка газотурбинных ГПА в настоящее время составляет 28,2%. За счет финансирования ОАО «Газпром» проводится разработка более эффективных газоперекачивающих агрегатов нового поколения, характеризующиеся экономичностью (кпд до 37%) и приспособленностью к техническому перевооружению эксплуатируемых агрегатов с минимальными затратами. К 2005 году ожидается создание ГПА сложных газодинамических циклов с КПД 42-44%.

Ниже приведены примеры конкретных мероприятий ОАО «Газпром» на перспективу до 2005 года, направленных на реконструкцию компрессорных станций газотранспортных систем, обеспечивающих транспортирование газа с севера Тюменской области и резервирования газа в ПХГ:

— Замена агрегатов ГТК-10 на авиаприводные агрегаты ГПА-Ц-16 «Урал» на газопроводах Уренгой-Петровск, Челябинск-Петровск, Уренгой-Новопсков, Уренгой-Центр, Нижняя Тура -Пермь- Горький и др.

— Замена двигателей НК-12СТ первого поколения авиаприводных агрегатов ГПА-Ц-6.3 на двигатели НК-14-СТ с увеличением кпд с 22-24% до 31% на газотранспортных системах Грязовец-С.Петербург и Торжок- С.Петербург, газопроводах Северного Кавказа.

— Дожимные компрессорные станции (новое строительство) на Ямбургском месторождении и реконструкция КС на подземных хранилищах газа — Пунгинском, Степновском, Северо-Ставропольском и др. с оснащением их новыми типами газоперекачивающих агрегатов ГПА-16 ДКС-02 «Урал», ГПА-16 ДКС-04 «Урал» и др.

В таблице приводятся технико-экономические показатели проектов модернизации и замены ГПА.

Таблица

Годы 2002 2003 2004 2005 За 2002-2005 г.г.
Экономия топливного газа, млн. м3 Модернизация 263,50 211,10 353,1 305,4 1132,1
Замена 514,80 626,5 671,20 523,25 2335,75
Всего 778,3 836,60 1024,30 828,65 3467,85
Капиталовложения, млн. руб 5128,20 4471,00 8044,00 6841,00 24484,2

В целом за 2001-2010 гг. ОАО «Газпром» планирует провести модернизацию и замену по мощности 12 тыс. МВт ГПА, в том числе за 2006-2010 гг. — 5 тыс. МВт.

На период до 2005 года: общий потенциал экономии газа на газопроводах составляет 9-10,5 млрд.м3/год, из них за счет модернизации и замены ГПА 5,0-5,5 млрд.м3/год; за счет повышения технического состояния эксплуатируемого оборудования и оптимизации технологических режимов транспорта газа на основе современных программно-вычислительных комплексов 3-3,5 млрд.м3/год; за счет сокращения затрат газа на прочие (кроме топливного газа) технологические нужды газопроводов и снижение технологических потерь 1-1,5 млрд.м3/год. Экономия газа в период до 2005 г с учетом внедрения различных мероприятий по всем подотраслям ОАО «Газпром», включая выработку тепла собственными котельными, составит 11 млрд. м3/год.

Ссылки по теме:

Вводные замечания
Общее описание отрасли
Запасы и месторождения, исследование недр и организация недропользования
Добыча газа и эксплуатация месторождений
Транспортировка газа по магистральным газопроводам и хранение газа
Газификация и газораспределение
Газопереработка, производство и поставка сжиженного газа
Производство оборудования и материалов для газовой отрасли
Хронограф отечественного газового дела: события и даты
Описание Закона РФ «О газоснабжении в Российской Федерации»
Мировой опыт регулирования и реформирования газовой отрасли
О некоторых тенденциях изменения топливно-энергетических балансов в мире и возможности газоугольной стратегии развития баланса России
Проблемы технического перевооружения нефтегазового комплекса
Вопросы регулирования недропользования в сфере разведки и добычи газа

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Газовая отрасль России и основные тенденции ее развития: транспортировка газа по магистральным газопроводам и хранение газа отключены

Комментарии закрыты