Газовая отрасль России и основные тенденции ее развития: газификация и газораспределение

07.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 17.11.01
ERTA Group

Существующее мнение, что основой нашей газовой промышленности является ОАО «Газпром» и его дочерние организации совершенно упускает из вида, что поставку газа предприятиям и наслению и обслуживание газоиспользующего оборудования ведут только газораспределительные организации не входившие до последнего времени в структуру ОАО «Газпром». Фактически наблюдается своего рода противостояние этих подотраслей, причем ни одна из них не является до конца независимой от другой.

Постараемся оценить масштаб подотрасли газораспределения.

Протяженность газораспределительных сетей высокого, среднего и низкого давления в городах и сельской местности составляет 393 тыс. км, из них 263 тыс. км — подземные газопроводы.

В ГРО функционируют 61 газораспределительная станция (), более 75 тыс. газорегуляторных и шкафных регуляторных пунктов, 405 газонаполнительных станций (ГНС) и пунктов (ГНП) общей производительностью 2,3 млн. т сжиженного газа в год.

Газораспределительная система обеспечивает газом 35,8 млн. квартир (в т.ч. природным — 22,3 млн.), из них в сельской местности 11,2 млн. (в т.ч. природным газом 3,7 млн.), более 14 тыс. промышленных предприятий (в т.ч. в сельской местности около 3 тыс.), около 100 тыс. коммунально-бытовых предприятий (в т.ч. в селах — более 37 тыс.), около 4 тыс. сельскохозяйственных объектов и около 33 тыс. котельных (в т.ч. в сельской местности — более 11 тыс.).

Численность работающих в подотрасли газораспределения на 1 января 1999 г. составляла 162,8 тыс. чел..

Общее количество газораспределительных предприятий в России составляет более 500 единиц. Здесь надо коснуться самого термина газораспределительная оргнизация. В данном отчете под ГРО мы будем понимать организации профессионально занимающиеся газораспределением, а именно транспортирующие газ, эксплуатирующие газораспределительные сети и поставляющие газ потребителям. Организации имеющую у себя на балансе газораспределительные сети и внесенную в реестр естественных монополистов ФЭК России мы будем называть субъектом естественных монополий.. В настоящий момент ГРО насчитывается чуть более 300, а субъектов естественных монополий более 500.

В большинстве субъектов РФ используется как природный, так и сжиженный газ. В 11 субъектах РФ (республики Алтай, Бурятия, Карелия, Тува, Хакасия, Красноярский и Приморский край, Еврейская АО, а также Амурская, Мурманская и Читинская области) природный газ не используется. Сахалинская область снабжается только природным газом. На Камчатке начата разработка Соболевского месторождения, но она идет крайне медленными темпами из-за отсутствия реального объема инвестиций. В Магаданской области система газоснабжения не создана (на производственные и используются альтернативные виды топлива (уголь и др.)).

По состоянию на 1 января 1999 г. в Российской Федерации уровень газификации в целом достиг 76,6%, в том числе природным газом — 47,6%. В сельской местности уровень газификации составляет 77.9%, в т.ч. природным газом — 25,4%.

Наибольший уровень газификации природным газом, как в городах, так и в сельской местности, достигнут в республиках Ингушетия, Северная Осетия, Татарстан, Ставропольском крае, а также в Белгородской, Московской, Самарской и Саратовской областях. В указанных регионах уровень газификации природным газом превышает 80%. При этом уровень газификации в сельской местности составляет более 60%.

Термин «газификация региона» тоже является не обнозначным. Этот связано прежде всего с тем, что под газификацией одни понимают доведение газа непосредственно до горелки, а другие — только прокладку уличных газопроводов. Поэтому данные относительно процента газификации носят достаточно условный характер.

В северных районах европейской части РФ и восточнее Уральского района газификация развивается замедленными темпами и преимущественно за счет сжиженного газа.

Объемы потребления природного газа населением составляют 8-12% годового отпуска газа всем потребителям.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА. ВОПРОСЫ СОБСТВЕННОСТИ.

Сложившаяся структура

До 1988 года газораспределительная подотрасль находилась в системе Минжилкомхоза РСФСР, а в СССР было Союзное Министерство газовой промышленности (Мингазпром).

Выразителем и защитником интересов газораспределительных организаций в сфере увязки балансов газопотребления, ценовой политики, компенсации затрат от предоставления льгот отдельным категориям граждан, научно-технического развития, подготовки, подбора и расстановки кадров, развития региональных систем газоснабжения в увязке с республиканскими программами и характерных для всех газовых хозяйств был Главгаз Минжилклмхоза РСФСР, и его приемник — ВХО «Росстройгазификация» (в последствии преобразованное в ОАО «»), которые объединяли все газораспределительные организации России. Главное управление газового хозяйства в составе Министерства коммунального хозяйства РСФСР (Главгаз Минжилкомхоза РСФРС) было образовано в 1949 году. А три года спустя, в мае 1952 года, в целях успешного развития газификации был образован Государственный Республиканский трест по организации, наладке и регулировке промышленного и внутридомового газового оборудования иоказанию технической помощи вновь строящимся газовым хозяйствам РСФСР (трест«Орггаз»).

В 1950 году было газифицировано только семь городов: Москва, Ленинград, Бугуруслан, Маглобек, Избербаш, Похвистнево и Дербент. В 1952-1955 годах Правительством был принят ряд решений о газификации 53 городов и рабочих поселков РСФСР, в том числе 36 городов на базе сетевого газа (города Брянск, Бежица, Горький, Грозный, Казань, Ростов-на-Дону, Сталинград, Ставрополь и др.). В 1953 году был произведен пуск газа в городах Уфе, Черниковске, Сталнграде; в 1954 году — в городах Брянске, Орджоникидзе, Кранодаре, Рязани, Бежице, Ставрополе, Калуге; в 1955 году — в городах Иваново, Туле, Казани, Балашихе, Перово, Коломне.

Проектно-сметную документацию на газификацию городов в то время разрабатывал один институт «Ленгипроинжпроект».

В системе «Главгаза» Минжилкомхоза РСФСР было создано 105 специализированных строительно-монтажных трестов и ССМУ, саратовский институт «Гипрониигаз» и его филиалы в городах Горьком, Новосибирске, Свердловске, Ростове-на-Дону, саратовский завод «Газаппарат».

Программы газификации

Одновременно с активным развитием газодобывающей отрасли и строительства магистральных газопроводов началась газификация территорий, в первую очередь тех, через которые эти газопроводы проходили. Газификация велась исключительно плановыми методами и регулировалась Госпланом СССР.

Последним примером реализации плановых методов при проведении газификации можно назвать Федеральную целевую программу (ФЦП) «Газификация России» на 1996-2000 годы.

В качестве подпрограмм принятых в более поздние сроки были ФЦП «Развитие газификации Центрально-Черноземного региона Российской Федерации в 1996 — 2000 годах» и ФЦП «Газификация Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев».

Распад Госплан СССР и отсутствие единого реального правительственного координатора при проведении газификации регионов привело к тому, что одновременно с ФЦП «Газификация России» реализовывались и подпрограмма «Электрификация и газификация села» ФЦП «Топливо и энергия», и еще ряд Федеральных программ развития регионов, включающих в себя газификацию.

Плановый метод формирования ФЦП «Газификация России» не учитывающий сложившиеся к тому времени рыночные взаимотношения предопределил сложности в ее реализации. В итоге, задания программы были выполнены на 65-75%.

Стоит заметить, что основной проблемой реализации любой программы газификации является противоречие между политическим желанием газифицировать максимальное количество объектов (Программа принималась в период проходящих выборов) и финансовыми возможностями финансирования строительства, а что еще более важно, дальнейшей эксплуатации возникающего производственного комплекса.

Источники финансирования действующих программ газификации черезвычайно разнообразны. Основную долю в них занимают средства региональных и местных бюджетов, средства газифицируемых предприятий и населения. Более подробно финансирование строительства объектов газораспределения мы рассмотрим в разделе «Инвестиции».

Справка по бюджетному финансированию:

Ежегодно федеральный бюджет предусматривает определенные средства на участие в строительстве ряда газифицируемых объектов. Список конкретных объектов на которые направляются средства федерального бюджета определяются Минэкономразвития РФ. Однако, ответственным за проведение работ являются Минэнерго России и Минсельхозпрод России. Как показывает практика до сих пор так и не выстроена рабочая система позводяющая эффективно осваивать эти средства, а также следить за их целевым расходованием.

Во-первых, средства федерального бюджета могут выделяться только в обмен на акции организаций, которым эти средства предоставляются. Это требование сразу отсекает из числа этих организаций ОАО «Газпром», его дочерние предприятия, крупные нефтегазовые компании и ряд газораспределительных компаний, поскольку предполагает проведение новой эмиссии пересмотр долей акций акционеров. Однако, Минфин России еще сузил перечень этих организаций, запретив заключать договора с муниципальными и региональными образованиями. Кроме того, для получения средств из бюджета необходимо представить документы, подтверждающие факт выполненных работ на сумму получаемых средств. Таким образом, процедура получения этих средств является крайне затруднительной.

Во-вторых, в настоящее время не разработан порядок приемки объектов, построенных на средства федерального бюджета выделяемые на газификацию.

В-третьих, отсутствуют требования, предъявляемые Правительством РФ при отборе проектов по газификации, средства на которые выделяются в бюджете РФ.

Еще одной возможностью финансирования строительства объектов газификации из средств федерального бюджета является предоставление проекта на конкурс в Минэкономразвития РФ для получения средств из бюджета развития. Однако жесткие требования по сроку окупаемости проекта (не более 1-2 лет) не позволяют на сегодняшний момент рассматривать этот источник в качестве реального.

Интересны существующие механизмы управления реализацией программ газификации. В целях активного проведения газификации в Центрально-Черноземном регионе (регион с наиболее активно проводимой газификацией) при ассоциации «Черноземье» было организовано акционерное общество для координации проведения газификации ОАО «Центрчерноземгазификация». Основной целью которого ставилось проведение 100% газификации (доведение газа до горелки) областей входящих в ассоциацию «Черноземье» (Орловская область, Белгородская область, Воронежская область, Томбовская область, Липецкая область, ).

Основной проблемой при разработке новой ФЦП «Газификация России» является отсутствие согласованных принципов формирования, выделения финансирования и увязки государственной части программы с региональными и местными программами газификации.

Приватизация

Сложившаяся после приватизации структура собственности

До приватизации объединения, предприятия и организации по проектированию, строительству и эксплуатации газопроводов и газового хозяйства России входили в состав Российского государственного предприятия по организации газификации и газоснабжения (ГП «Росстройгазификация»).

Первичным производственным звеном подотрасли газораспределения были территориальные производственные объединения в количестве 76 единиц — облгазы, крайгазы и республиканские газовые хозяйства.

В настоящее время 65 из них преобразованы в акционерные общества, 6 — являются государственными унитарными предприятиями («Мосгаз», «Мособлгаз», «Калиниградоблгаз», «Ленгаз» и т.д.) и 2 — арендными предприятиями. Приватизация подотрасли газораспределения проходила по региональному принципу. В результате появилось 128 акционерных обществ — газораспределительных организаций (ГРО). Поскольку единой системы проведения приватизации и предложений по формированию газораспределительной подотрасли не было, то акционирование прошло стихийно: образовались как региональные компании — облгазы, так и муниципальные — горгазы. Количество ГРО по территориям распределилось крайне не равномерно. В одних организовалось одно крупное ГРО (облгаз), в других — рядь мелких ГРО (межрайгазов, горгазов и т.д.). Только 36 из 65 представляют собой единые территориальные акционерные общества, включающие в свой состав в качестве структурных подразделений все находящиеся на соответствующей территории ГРО — горгазы и межрайгазы.

Структура акционерного капитала вновь образовавшихся акционерных обществ выглядела примерно одинаково, а именно блокирующий пакет акций (обычно 25%+1 ация) остался в федеральной собственности, порядка 50% акций распределялись среди трудового коллектива и оставшуюся часть разделили региональные и муниципальные власти. В двух очень крупных территориальных ГРО — «Уралтранссервис» (Пермская область) и «Газсервис» (Республика Башкортастан) нет вообще федерального пакета акций.

Начавшееся акционирование ГРО продолжается и до настоящего времени. Однако, если сразу после начала приватизации наблюдались процессы связанные с распадом уже существовавших к тому времени крупных ГРО на более мелкие (в большинстве случаев происходило выделение райгазов и горгазов в самостоятельные организации с сохранением в них блокирующего или даже контрольного пакета ГРО из которого они выделялись), то в последствии начали возникать в основном предприятия-собственники газораспределительной трубы (субъекты естественных монополий), которые передают эту трубу в эксплуатацию уже действующим на данной территории ГРО. Общее количество ГРОна сегодняшний момент составляет 318 единиц, из низ 306 являются акционерными обществами.

Образование новых ГРО происходило не только по территориальному признаку, но и по виду деятельности, которым данное ГРО занималось. Так выделялись в самостоятельные акционерные общества подразделения, занимающиеся снабжением потребителей сжиженным газом.

Приватизация уничтожила сложившуюся систему газораспределения, действующую под управлением ВХО «Росстройгазификация». Однако, выделевшиеся в результате акционирования ГРО продолжали и до определенного состояния продолжают и по сей день контролироваться теперь уже ОАО «Росгазификацией». Поскольку именно эта организация в является центром газораспределительной отрасли рассмотрим ее деятельность более подробно.

ОАО «Росгазификация»

ОАО «Росгазификация» (РГ) создано как самостоятельное акционерное общество, уставный капитал которого сформирован на основе имущества бывшего объединения ГП «Росстройгазификация» (ранее ВХО «Росстройгазификация») и обыкновенных акций ОАО «Газпром» (1,1% от уставного капитала ОАО «Газпром»). Владение акциями ОАО «Газпром», которые невозможно продать без согласования с Правительством РФ и исторически сложившаяся роль координатора подотрасли газораспределения делает РГ привлекательным для предприятий ОАО «Газпром». В уставном капитале РГ 59,9% акций являются собственностью государства. Из них 51% акций закреплен в федеральной собственности, а 8,9% в количестве 234843 шт., принадлежащих РФ подлежат продаже.

В соответствии с Указом Президента РФ предусматривалось внести оставшиеся 40% акций РГ, принадлежащих РФ, в качестве вклада в уставные капиталы территориальных ГРО для обеспечения участия республик, краев и областей в управлении РГ. Однако, на сегодняшний день в уставные капиталы 54 территориальных ГРО внесено только 27,34% акций РГ. По разным причинам 20 ГРО акции РГ в свои уставные капиталы не приняли. В результате, эти пакеты акций (12,66%) либо находятся в КУГИ соответствующих территорий, которые являются собственниками акций РГ, либо возвращены в РГ.

При создании за РГ были закреплены функции по проведению единой технической и экономической политики в акционерных обществах по газификации и эксплуатации газового хозяйства России, развитию газификации, распределению газа по территориям, организации безопасной эксплуатации, анализу работы этих обществ с целью принятия оперативных мер по оказанию им необходимой помощи и ряд других функций.

Несмотря на то, что РГ все еще представляет информацию и мнение газораспределительных организаций в федеральных органах власти все реальные рычаги влияния на проведение единой технической, экономической и инвестиционной политики в газовом хозяйстве России у него утеряны.

На практике происходит косвенное влияние на вышеуказанные вопросы как из-за привычки в привлечении РГ к рассмотрению проблем в газораспределении, так и из-за отсутствия иных специалистов в этой области.

Финансирование деятельности РГ осуществляется за счет дивидендов, начисляемых ОАО «Газпром», а также ежегодных договоров, согласно которым РГ выполняет работы (услуги) для газовых хозяйств.

Основная работа РГ направлена по следующим направлениям:

· управление и координация деятельности ГРО

РГ участвует в управлении акционерными обществами по газификации и эксплуатации газового хозяйства, направляя своих сотрудников в качестве представителей государства в Советах директоров акционерных обществ, назначаемых распоряжениями Минимущество России из числа руководителей и ведущих специалистов РГ.

В мае 1996 года собрание акционеров РГ, учитывая сложившуюся ситуацию с организацией управления в газовом хозяйстве, обратилось в Правительство РФ с просьбой о передаче в доверительное управление РГ акций территориальных акционерных обществ в размере 25,5%, закрепленных в федеральной собственности. В настоящее время вопрос находится в стадии рассмотрения.

· мониторинг и анализ состояния подотрасли

РГ продолжает выполнять функции по сбору и обработке статистической информации в газораспределительной подотрасли. Потребителями статистической информации являются федеральные органы власти, сама РГ, а также, в некоторой степени, сами газовые хозяйства.

За последние годы круг газовых хозяйств, попадающих в сферу «статистического охвата» РГ, заметно сузился. Работы по анализу собранной информации фактически не проводятся. Сбор, обработка и анализ статистических данных получаемых из ГРО практически не финансируются со стороны нынешних потребителей этой информации.

· формирование и контроль фонда Стабилизации.

См. подробнее п. 4.6.

· фонд НИОКР

Одним из источников финансирования научно-технических работ в газораспределительной подотрасли продолжает оставаться фонд НИОКР ОАО «Росгазификация». В 1999 году на работы, финансируемые из фонда НИОКР, было выделено около 1,2 млн. руб. В связи с ограниченностью средств, деньги выделялись практически только на совершенствование нормативно-технической базы в части проектирования, строительства и эксплуатации газораспределительных систем. Запланированные на 2000 год работы аналогичной направленности (нормативные документы по диагностике, ультразвуковому контролю и т.п.) были профинансированы за счет остатков средств в фонде.

· информационное обеспечение

Информационное обеспечение ГРО осуществляется путем рассылки нормативно-технической информации для ГРО через ОАО «Росгазификация» и ОАО «Гипрониигаз», выпуска «Сборника служебных документов», журнала «Газ России». Содержание «Сборника…» состоит из основных нормативных и других документов по различным вопросам деятельности газораспределительных организаций. С 2000 года «Сборник…» рассылается газораспределительным организациям только по прямой подписке (за плату).

· проведение технической политики. Научно-технический Совет

При РГ на постоянной основе действует Научно-технический совет ОАО «Росгазификация» (НТС). В течение года проводится от трех до пяти заседаний НТС.

· подготовка кадров

В настоящее время РГ сохраняет лидирующую роль в области подготовки кадров в подотрасли газораспределения. На протяжении последних лет основным способом повышения квалификации кадров в подотрасли является проведение семинаров по изучению новых методов организации производства и новых технологий, а также аттестация руководителей газовых хозяйств по правилам безопасности в газовом хозяйстве.

В РГ создан Учебный центр, имеющий лицензию на образовательный вид деятельности, перед которым поставлена задача скоординировать учебную деятельность в подотрасли и построить единую отраслевой систему образования. (см. п.5.5.4.) В настоящее время деятельность Учебного центра сосредоточена на координации учебной деятельности по повышению квалификации руководящих работников и специалистов ГРО и на проведении семинаров по двум основным направлениям:

v технические дисциплины (имеется лицензия Госгортехнадзора России на подготовку и аттестацию кадров в газовом хозяйстве, успешно функционирует научно-технический совет);

v бухгалтерский учет (активно действует Совет по вопросам бухгалтерского учета в газораспределении, имеется программа развития методической поддержки ГРО).

Другие направления образовательной деятельности, такие как экономика, менеджмент, юриспруденция практически не развиваются по причине отсутствия в РГ специалистов достаточной квалификации, способных координировать образовательный процесс в этих сферах. В этой сфере подготовки кадров сильны позиции МРГ.

· работа с наградами

РГ занимается на договорной основе сбором, подготовкой и предоставлением документов в Минэнерго России для представления к государственным наградам сотрудников ГРО.

Проектировочные организации

Надежность системы газораспределения во многом зависит от качества выполненной проектной документации, поэтому на всей территории России введено обязательное государственное лицензирование проектной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации проектированием систем газоснабжения занимаются специализированные институты:

· ОАО «Гипрониигаз» (г.Саратов);

· ВНИПИГаздобыча (г.Саратов);

· «Ленгипроинжпроект» (г.Санкт-Петербург);

· «Гипроспецгаз» (г.Санкт-Петербург);

· «Мосгазниипроект»;

· «ВНИИгаз»;

· «Гипрогазцентр» (г.Н.-Новгород);

· «ТюменНИИ-Гипрогаз»;

· НПО «Газавтоматика»;

· ЗАО «Запсибгазпром»;

· ОАО «Газпром»;

· специализированные газовые отделы и группы нескольких сотен проектных институтов различных отраслей народного хозяйства, а также несколько тысяч кооперативов, мелких предприятий и товариществ, для многих из которых проектирование не является главным видом деятельности.

Уровень конкуренции в проектировании крайне высок. При этом возросшая конкуренция не привела к повышению качества проектно-сметной документации. Деятельность мелких кооперативных проектных организаций носит паразитирующий характер, так как они незаконно используют авторские разработки специализированных институтов (зачастую устаревшие), специалистов и технику этих институтов. Это позволяет им в большинстве случаев предлагать заказчикам более низкие цены на проектные работы.

В большинстве случаев выполненные проекты газоснабжения соответствуют действующим правилам СНиП и другой научно-технической документации. Вместе с тем, за последние годы отмечаются многочисленные факты серьезных нарушений при проектировании систем газораспределения: отклонения от генеральных схем газоснабжения областей и районов; нарушения требований СНиП; использование нерациональных, устаревших технических решений, нормалей и оборудования; отсутствие в проектах разделов по охране окружающей среды и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности газовых хозяйств; нарушения оформления проектной документации в части соблюдения требований ГОСТ и др.

Автоматизация проектных работ в настоящее время достигла 24-30%. Ведущие институты отрасли обладают необходимым программным обеспечением для проведения проектировочных расчетов и подготовки проектной документации. Проблема заключается в нехватке компьютерной и множительной техники из-за тяжелого финансового состояния институтов.

Некоммерческие организации (союзы, ассоциации и т.д.)

В настоящее время в России существуют четыре ассоциации, объединяющие газораспределительные организации по территориальному признаку (Сибири и Дальнего востока, Центра, Юга, Севера России). Ассоциации выступают, как правило, в качестве координирующих и совещательных органов.

Два-три раза в год проводятся заседания ассоциаций, на которых представители ГРО обсуждают пути решения актуальных проблем, обмениваются приобретенным опытом.

Ассоциации Сибири и Центра выпускают свои журналы («Факел» и «Пламя» соответственно), посвященные проблемам газораспределительной подотрасли; ассоциация Сибири регулярно проводит бухгалтерский совет и организует курсы повышения квалификации для бухгалтеров газораспределительных организаций.

В ассоциациях существуют и регулярно проводятся научно-технические советы, на которых обсуждаются и решаются вопросы, связанные с деятельностью ГРО. Руководители этих технических советов входят в Научно-технический Совет РГ. Можно сказать, что в данном случае существует структура технических советов, в которой техническая политика координируется из общего центра, а при реализации ее на местах учитываются территориальные особенности. И наоборот, вопросы вызвавшие особый интерес на региональном уровне, могут быть затем предложены для обсуждения на заседаниях научно-технического Совета РГ.

В целом можно отнести эти ассоциации к важным координирующим органам подотрасли. Такие объединения позволяют газораспределительным организациям вместе находить пути решения типичных проблем, обмениваться опытом и т.д.

Российский газовый союз

Для координации действий и решения проблем газовой отрасли на федеральном уровне в 2000 году был создан Российский газовый союз (РГС), в состав которого вошли предприятия и организации газовой отрасли, заводы-производители газового оборудования, научные институты, РГ, МРГ и др.

Целями создания и деятельности Союза являются представление и защита общих имущественных и неимущественных законных интересов и прав членов Союза: разрешение споров и конфликтов; оказание юридической помощи; координация предпринимательской деятельности членов Союза для достижения образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей, направленных на достижение благ членов Союза; обеспечение условий и содействие в осуществлении профессиональной деятельности членов Союза.

Союз финансируется членами Союза посредством членских взносов.

Членами РГС обсуждался ряд проектов законов РФ для выработки обобщенного мнения и представления его в Государственной Думе РФ, развивается взаимодействие с территориальными газовыми ассоциациями с целью решения вопросов членов ассоциаций и РГС на федеральном уровне, организовано взаимодействие с Российским Союзом Промышленников и Предпринимателей, решены некоторые вопросы по частным обращениям членов РГС.

Основная проблема связана со сбором членских взносов составляющих финансовую основу деятельности РГС. Противостояние руководства РГС и МРГ привело к прекращению финансирования РГС и он фактически прекратил свое существование.

НИИ

Головным научно-исследовательским и проектным институтом в системе газового хозяйства России является ОАО «Гипрониигаз». Он продолжает оставаться основной научной базой, как в части разработок новой техники и технологий, так и в части нормативно-технического обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации систем газораспределения. Контрольный пакет акций (60%) уставного капитала ОАО «Гипрониигаз» принадлежит РГ. В последние годы по мере ослабления управленческой вертикали в подотрасли централизованное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из фонда РГ постоянно сокращалось. Это привело к полному прекращению фундаментальных и поисковых работ, являющихся основой развития научно-исследовательских организаций, а также к потере значительного количества квалифицированных научных работников и конструкторов.

Поэтому в конце 1999 году руководством института была принята программа реформирования, которая предусматривала всесторонний и глубокий анализ финансовой и производственной деятельности, выявление слабых звеньев в системе организации работы и определение перспективных направлений развития. Стратегическим приоритетом программы является формирование на базе института научно-производственного комплекса, специализирующегося на нормативно-техническом обеспечении работы подотрасли, разработке новых технологий и техники, изготовлении опытных образцов и малых серий газового оборудования и приборной техники, их широкой апробации и внедрении в практическую деятельность ГРО.

С точки зрения координирования деятельности организаций подотрасли газораспределения институт «Гипрониигаз» осуществляет следующие работы:

· проводит разработку перспективных технических направлений;

· участвует в разработке нормативных документов, в том числе по заказу Минэнерго;

· до последнего времени принимал активное участие в разработке и осуществлении целевых программ газификации.

Финансовые и кадровые ресурсы института в настоящий момент сконцентрированы на следующих наиболее важных перспективных направлениях технического развития:

· Техническое диагностирование объектов газораспределительных систем;

· Децентрализованное теплоснабжение и, в первую очередь, поквартирное отопление;

· Автомобильные газозаправочные станции сжиженного газа (АГЗС). Сюда входит не только проектированием АГЗС, но и разработкой технологических схем и регламентов по сливо-наливным операциям, конструированием и изготовлением нового технологического оборудования;

· Разработка оборудования и технических решений по ограничению поставок газа предприятиям неплательщикам. В 1999 году институт разработал оригинальную конструкцию устройства по ограничению расхода газа, обладающего минимальным гидравлическим сопротивлением и оттарированного по всему диапазону расходов газа. Его использование в Саратове получило положительную оценку ООО «», и опыт ОАО «Саратовоблгаз» рекомендован для распространения, как вариант решения проблемы неплатежей с помощью технических средств.

Специалисты института участвуют в разработке новых СНиП и соответствующих СП, ежегодно готовят «Технический паспорт газового хозяйства Российской Федерации», проводят успешную работу учебных курсов и экспертного центра (в частности, по экспертизе деклараций безопасности ГНС).

Банкротства и передел собственности

Банкротства

После проведения акционирования ГРО в своем новом статусе самостоятельных предприятий не только продолжали осуществлять свои прежние функции которые состояли в транспортировке газа потребителям, установка, ремонт и обслуживание газоиспользующего оборудования, но начали реализовывать газ конечным потребителя. Таким образом с приобретением статуса независимых самостоятельных предприятий они приобрели и риски, связанные с деятельность по перепродаже газа. В конце 1990-х годов ососбенно остро стал вопрос неплатежей потребителей в основном промышелнных за поставленный им природный газ. Это в первую очередь было связано с относительной дешевизной (не надо при этом забывать, что газ это к тому же экологичный и очень удобный для использования энергоноситель) этого вида топлива по сравнению с остальными, а также с политикой ОАО «Газпрома», который отпускал природный газ и фактически не требовал его оплаты (т.е. система договорных отношений в то время не была достаточна разработана, да и нормативно-правовая база была далека от совершенства). Продавцами природного газа для ГРО в то время являлись трансгазы, дочерние структуры ОАО «Газпром». Известно, что и до сегодняшнего дня они являются достаточно крупными кредиторами ГРО по долгам, возникшим в тот период.

Задолженность за поставленный газ накапливалась как у пердприятий перед ГРО, так и у ГРО перед трансгазами.

Ситуация совершенно изменилась с момента организации в 1997г. ООО «Межрегиональная компания по реализации газа» (ООО «Межрегионгаз»). Основной задачей поставленной перед компанией было перевод всех договорных отношений по реализации газа на себя и повышение уровня платежей за реализуемый газ.

Более подробно о ООО «Межрегионгаз» см. в разделе ООО «Межрегионгаз».

В целях уменьшения сложившейся дебиторской задолженности, МРГ начал возбуждать против ГРО судебные иски о признании их банкротами. Часть судебных исков была отклонена в связи с тем, что ГРО удалось доказать, что должниками являются не они, а предприятия-потребители природного газа. Оставшуюся часть проблемы решил ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» принятый 24.06.1999г. Этот документ в достаточно сжатые сроки (менее года) порядке был разработан Минтопэнерго России при участии РГ для прекращения проведения процедур банкротства среди ГРО. После принятия этого закона проведенеие процедур банксротства стало для МРГ слишком накладным и судебные иски прекратились. Можно сказать, что так закончился первый этап в борьбе МРГ за контроль над газораспределительной промышленностью.

Передел собственности

Следующий этап борьбы МРГ за контроль над газораспределительной промышленностью начался когда стало понятно, что банкротства не принесут желаемого результата. Точка приложения училий была перенесена на трудовые коллективы ГРО, местную и региональную администрацию.

Первым делом за долги местной и региональной администрации перед предприятиями ОАО «Газпром» были приобретены пакеты акций местных ГРО. Не следует полагать, что этот процесс был настолько линейным как здесь описывается. На самом деле происходила целая система зачетов, расчетов и предоставления услуг как с одной, так и с другой стороны. Например, ОАО «Газпром» очень активно занялся газификацией ряда областей черноземья (выделял финансирования, строил объекты, разрабатывал схемы газификации) и одним из первых были приобретены именно ГРО этих областей. Это был своего рода полигон по обкатке технологии по приобретению ГРО, которая далее с большими или меньшими отклонениями была применена повсеместно.

Необходимо сделать еще одно отступление. Поскольку ГРО являются единственным транспортировщиком газа в своей местности, они привлекают к себе внимание не только ОАО «Газпром». Часть региональных и местных пакетов акций к моменту возникновения к ним интереса со стороны организаций ОАО «Газпром» были уже проданы, либо компаниям аффилированным местной администрации, либо местным крупным предпринимателям. Иногда складывалась довольно коммедийная ситуация, когда администрация обращается в Правительство РФ и просит для улучшения обеспечения снабжения природным газом населения рассмотреть вопрос о передаче ей федерального пакета акций ГРО, расположенной на ее территории, поскольку предыдущая администрация продала свой пакет акций аффилированной структуре.

Таким образом, работая с администрациями МРГ, а именно он представлял ОАО «Газпром», который привлекался только по мере необходимости, постепенно получило контроль над большей частью самых крупных ГРО. По нашим оценкам на сегодняшний день ОАО «Газпром» так или иначе контролирует около 75% всех ГРО.

Однако, при проведении всех этих мероприятий по приобретению контроля над газораспределительной промышленностью собственно в ОАО «Газпром» и МРГ никаких акций фактически не отошло. Основная часть акций осела у частных фирм.

Последним штрихом в завершение картины передела собственности была передача акций ГРО, купленных компаниями в ОАО «Регионгазхолдинг». Которое и было создано для управления всеми имеющимися пакетами акций. Стоит однако добавить, что в конце 2000г. часть акций снова ушло с балланса ОАО «Регионгазхолдинга» в неизвестном направлении.

Подробнее о ОАО «Регионгазхолдинг» смотри в разделе ОАО «Регионазхолнинг».

ООО «Межрегионгаз»

ООО «Межрегионгаз» (далее МРГ) было создано в декабре 1996 года как 100% дочка ОАО «Газпром». Генеральный директор — Никишин Валентин Иванович. Как уже говорилось основной целью создания МРГ явилось повышение уровня платежей за реализованный природный газ с доведением его до уровня 100% и увеличение процента оплаты за поставленный природный газ денежными средствами. Если в момент создания оплата «живыми деньгами» за поставленный газ составляла 2%, а общая (зачеты, бартер, различные суррогаты) — 26,6%, то за 1999г. суммарный уровень платежей составил 96,8%, в том числе женежными средствами — 39,2%.

В процессе достижения поставленных перед ним целей МРГ использовал различные инструменты: реструктуризацию задолженности, пересмотр форм действующих договоров, возбуждение процедуры банкротства, скупка акций ГРО и т.д.

В следствии изменений происходящих на рынке газа ситуации на рынке менялась и общая структура МРГ. В апреле 1997 г. МРГ создал свои филиалы на территории 62 субъектов федерации (см. Приложение [Филиалы МРГ]), однако в 2000г. оно начало реорганизацию филиалов в самотоятальные организации — регионгазы (торговые дома). МРГ фактически полностью перевел на регионгазы продажу природного газа предприятиям, оставив за ГРО функции транспортировки газа по газораспределительным сетям и продажу (поставку) природного газа населению. Правда существуют и исключения из правил, например ОАО «Брянскоблгаз», который продолжает работать по старой схеме, хотя и принадлежит организациям ОАО «Газпром».

Работа МРГ с ГРО

В отличие от практики предыдущих лет, когда ГРО добивались увеличения поступления денежных средств, развивая главным образом различные направления «неосновной» деятельности, в настоящее время при определенном давлении со стороны МРГ ГРО приходится искать пути повышения эффективности основной деятельности. Практическое достижение этой цели включает в себя следующие аспекты:

· поиск путей сокращения издержек;

· разработка дополнительных мероприятий по борьбе с неплатежами;

· повышение требований к руководству;

· упорядочивание финансовой и экономической отчетности;

· проработка юридической и договорной базы основной деятельности.

Основой механизма управления ГРО является, с одной стороны, владение определенной долей акций в уставных капиталах газораспределительных компаний, с другой стороны, контроль над финансовыми потоками, связанными с оплатой природного газа (оптовые цены), договорными отношениями с потребителями, процессом погашения задолженности за газ и реструктуризацией долгов.

Опираясь на принадлежащие организациям ОАО «Газпром» пакеты акций ГРО МРГ назначил новый состав совета директоров, где большинство голосов принадлежит представителям структур, связанных с МРГ. Письма, указания, директивы МРГ для руководителей указанных ГРО являются, по существу, обязательными к исполнению. Вместе с тем МРГ активно проводит кадровые изменения и в руководстве подконтрольных ГРО. В частности, была осуществлена смена большого количества генеральных директоров ГРО. Причем, если на первых порах были прецеденты полной замены команды топ-менеджеров ГРО, то сейчас проводится более сдержанная политика: меняются руководители, чей стиль работы, компетентность, квалификация не удовлетворяют МРГ.

Основным критерием успешности деятельности руководства ГРО с точки зрения МРГ является на текущий момент повышение уровня платежей. Участие МРГ заключается в постановке целей и оценке результатов, в то время как конкретные механизмы для реализации поставленной цели приходится разрабатывать самим ГРО. В органах управления МРГ на текущий момент еще не применяются более системные методы управления холдингом, которые затрагивали бы конкретные механизмы функционирования ГРО и за счет централизованного управления повышали бы качество принимаемых управленческих решений внутри ГРО.

В настоящее время имеются все предпосылки для создания вертикально интегрированной системы управления подотраслью. Поэтому для обретения законных оснований, формализации и упорядочивания этого процесса учреждено ОАО «Регионгазхолдинг», которому переданы в доверительное управление скупленные пакеты акций. Однако механизм управления холдингом еще только выстраивается и в текущем состоянии реализуется командно-директивный стиль управления со слабой обратной связью.

МРГ собирает информацию обо всех основных аспектах деятельности ГРО, среди которых имеются следующие:

· объем газа, поставленного потребителям;

· уровень оплаты за газ;

· информация о реструктуризации (погашении) долгов за газ;

· другие экономические и финансовые показатели деятельности ГРО.

Центральный офис МРГ имеет хорошо развитую систему связи со своими филиалами, которая позволяет проводить селекторные совещания и осуществлять оперативный обмен информацией. К настоящему времени стала традиционной практика проведения селекторных совещаний руководства МРГ с руководителями филиалов МРГ (или дочерними организациями МРГ) и руководителями ГРО (последние приглашаются в региональные офисы МРГ).

Представители МРГ и РГХ в советах директоров ГРО интересуются вопросами развития и привлечения инвестиций наряду с другими оперативными вопросами. Однако конкретных заметных шагов руководство МРГ и РГХ в данной области не предпринимает.

До недавнего времени ни МРГ, ни его представители в советах директоров ГРО не проявляли особого интереса к технической политике организаций. Кроме того, отмечается тенденция понижения статуса технического директора (главного инженера), который традиционно занимал в ГРО первое место в иерархии заместителей генерального директора. Сейчас в некоторых ГРО, особенно там, где произошла смена руководящего состава, главный инженер опускается на несколько позиций в неформальном списке руководителей компаний, пропуская вперед финансового директора, заместителя по экономике, заместителя по коммерции.

Это отражение сложившейся в настоящее время ситуации, когда на первый план вышла задача обеспечения 100%-ного уровня платежей за газ и более важную роль стали играть экономические и финансовые механизмы деятельности ГРО. К тому же важен субъективный фактор: новые руководители ГРО и члены наблюдательных советов, вышедшие из структур МРГ, как правило, далеки от вопросов технической оснащенности и развития ГРО.

Начиная с 1999 года, МРГ проводит семинары/совещания для руководящих работников ГРО по вопросам совершенствования экономических и финансовых методов управления предприятиями. Эта деятельность не всегда носит системный характер, и не все проведенные семинары можно считать успешными. Например, при рассмотрении вопросов технического развития не использовались специалисты ОАО «Росгазификация» и ОАО «Гипрониигаз», знающие специфику газового хозяйства, а приглашались специалисты ВНИИГАЗ, Промгаз, , которые только недавно стали заниматься газораспределительными проблемами.

Работа МРГ с потребителями

Основными потребителями природного газа в России на начало 2000 г. являются:

· электростанции — 40,5%;

· промышленность — 28,1%;

· коммунально-бытовой сектов — 16,2%;

· прочие отрасли народного хозяйства — 15,2%.

Основным же потребителем природного газа в промышленности является химическая промышленность, а именно производители минеральных удобрений и искусственных волокон.

МРГ (46,38% акций) совместно с ОАО «Интерхимпром» (53,62% акций), в котором МРГ владеет 24% акций, создали ЗАО «Агрохимпромхолдинг». Эта организация представляет собой верхушку холдинга состоящего из: ОАО «Азот», ЗАО СП «Агро-Череповец», химических предприятий Березников и Новолипецка, Кирово-чепецкого химкомбината и пермских «Минеральных удобрений». Эти заводы специализируются на выпуске минеральных удобрений (аммиачная селитра, карбамид) доля газа в их себестоимости достигает 80%. Это позволяет МРГ кредитовать минеральными удобрениями аграрный сектор и получать сельскохозяйственные продукты.

Еще одним холдингом являются предприятия по производству синтетического волокна. Из пяти предприятий работающих в стране него входят три завода: «Балаковские волокна», рязанское «Химволокно» и «Клинволокно». Во главе холдинга располагается компания «Виско-Холдинг».

ОАО «Регионгазхолдинг»

ОАО «Регионгазхолдинг» (далее РГХ) был учрежден в июня 2000г. Ее учредителями до конца 2000г. являлись: МРГ — 25%, ООО «Ресурс-МРГ» — 30%, ОАО «Газспецтехнология» — 25% и ООО «МежОлимпИнвест» 20% (две последние компании напрямую связаны со скупкой акций ГРО). Однако в конце 2000г. произошлиизменения в составе акционеров и в настоящий момент только МРГ сохранило свой пакет, остальные доли были перераспределены между 27 акционерами. Генеральный директор — Сорокин Владимир Яковлевич.

РГХ (холдинг ГРО, в уставный капитал которого вошли контрольные и блокирующие пакеты акций многих газораспределительных организаций) — логический шаг для достижения одной из стратегических целей Газпрома (ГП) на внутреннем рынке, озвученных в свое время руководством компании: создание единого технологического комплекса «от скважины до горелки».

Основные задачи, стоящие перед РГХ:

· совершенствование управления экономической и финансовой деятельностью ГРО;

· контроль над инвестиционной деятельностью и техническим развитием ГРО;

· формирование эффективной системы управления персоналом.

Следует заметить, что заявленные цели и задачи РГХ во многом дублируют цели и задачи, определенные ОАО «Росгазификация».

При РГХ создан координационный технико-экономический Совет (КТЭС), который является экспертным и аналитическим общественным органом (Первое заседание прошло в явнваре 2001г.). Его основная декларируемая цель — научно-техническое и экономическое развитие газораспределительных систем и совершенствование управления в газораспределительных организациях. В состав КТЭС вошли представители Минэнерго России, Госгортехнадзора России, ОАО «Газпром», МРГ и его филиалов, РГХ, ОАО «Промгаз», ЗАО «Полимергаз», РГ и газораспределительных организаций.

В основные задачи КТЭС входит формирование единой технической, экономической, ценовой, финансовой и инвестиционной политики в газораспределительных организациях, направленной на:

· обеспечение безопасной и стабильной работы систем газораспределения;

· совершенствование перспективных схем газораспределения регионов России;

· реконструкция действующих объектов газораспределения с применением современных технологий и оборудования;

· внедрение средств телемеханизации и комплексной информационной системы управления газораспределительными организациями на уровне горгазов, межрайгазов, облгазов, РГХ, МРГ, ГП, в едином информационном поле МРГ, ГП;

· внедрение энергосберегающих технологий, узлов учета газа, газоиспользующего и другого оборудования;

· механизация трудоемких процессов при строительстве и эксплуатации газораспределительных систем.

Предполагается, что КТЭС будет определять и утверждать основные направления научных исследований и опытно-конструкторских работ, организовывать проведение научных конференций, семинаров, выставок по техническим и экономическим вопросам совершенствования газового хозяйства, анализировать и обобщать передовой опыт внедрения новой техники, технологий и методов управления, взаимодействовать с федеральными и территориальными органами исполнительной власти в сфере экономики, финансов, энергосбережения и развития газификации, инициировать пересмотр нормативно-правовых документов по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации систем газоснабжения, координировать работы по подготовке кадров и повышению квалификации инженерно-технических работников и экономистов.

Следует заметить, что деятельность КТЭС почти полностью дублирует деятельность уже существующего научно-технического Совета ОАО «Росгазификация» и в некоторых вопросах пересекается с деятельностью научно-технического совета ОАО «Газпром».

В целом, необходимо указать на следующие аспекты, связанные с существованием и деятельностью РГХ:

1. Взаимоотношения с МРГ. Перед МРГ стоит четкая задача — контролировать основные финансовые и газовые потоки в газораспределении. Задача РГХ — повысить эффективность работы ГРО — более широкая и менее формализована, к тому же еще не разработано, детальных механизмов ее решения. Руководству РГХ предстоит постоянно доказывать свою значимость в системе Газпрома и находиться под давлением руководства МРГ.

До настоящего времени между МРГ и ГРО часто возникали противоречия в отношении приоритетности их целей, типов договоров и т.д. ОАО «Регионгазхолдинг», как управляющая и координирующая структура в газораспределении, должна действовать в интересах ГРО. По-видимо, РГХ будет проводить политику МРГ в силу лояльности корпоративным установкам, а также в силу того, что руководящие должности в РГХ занимают в основном те, кто работал в МРГ и нацелены, в первую очередь, на решение вопроса неплатежей, поэтому на начальном этапе вряд ли будут заниматься серьезно другими актуальными для ГРО вопросами, касающимися, например, инвестиций в ремонт и реконструкцию газовых сетей.

2. Взаимоотношения с РГ. Руководство РГХ, следуя общей установке и стратегии МРГ, рассматривает ОАО «Росгазификация» как конкурирующую структуру в сфере газораспределения. При этом фактически отсутствует какое-либо сотрудничество с РГ. РГХ предполагает, что все описанные выше задачи сможет решить самостоятельно. Такая позиция может считаться допустимой, если полагаться на возможность привлечения неограниченных материальных и людских ресурсов. Однако такой возможности у РГХ пока нет.

3. Кадровый вопрос. В настоящее время у РГХ существуют еще проблемы с кадрами, обладающими необходимым опытом, навыками и знаниями для руководства подотраслью. Для квалифицированных специалистов ГП является новой и не очень престижной сферой деятельности. В результате РГХ вынуждено приглашать на работу специалистов из ГРО и РГ.

4. Общая стратегия действий. РГХ претендует на решение серьезных проблем и реализацию крупномасштабных планов, однако на данный момент ничего неизвестно о существовании четко обозначенных целей, детально разработанных планов и механизмов их реализации.

ТЕХНИЧЕСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

Обслуживание и замена изношенного оборудования

В газовом хозяйстве России разработаны и действуют различные правила, положения, типовые инструкции, нормы, технологические карты и т.д., четко определяющие организацию и технологию выполнения практически всех эксплуатационных работ.

До 1995 г. в газовом хозяйстве России действовала система планово-предупредительного ремонта газопроводов и сооружений на них. Основным нормативным документом, определяющим порядок и технологию проведения такого ремонта, являлось «Положение о планово-предупредительном ремонте газопроводов и сооружений на них». В 1995 г. оно было заменено «Положением о техническом обслуживании, текущем и капитальном ремонтах газопроводов и сооружений на них».

Практически во всех ГРО функционируют специальные ремонтные службы. Как правило, эти службы имеют небольшие производственные базы для производства сварочных работ и трубных заготовок, а также около 5 тыс. единиц ремонтно-строительной техники. Указанная техника, в основном общего назначения, как физически (износ до 80%), так и морально устарела.

Анализ состояния антикоррозийной защиты показывает, что применяемые в настоящее время в России средства в ряде случаев малоэффективны и не обеспечивают нормативный срок службы газопроводов (40 лет). Растет число коррозионных повреждений (в 1998 г. сквозных — 529). В эксплуатации находится более 8 тыс. км газопроводов, требующих электрохимической защиты и около 2 тыс. км — дообследования. Около 7-10% защитных устройств или не работают, или работают неэффективно.

Для городов, массовая газификация которых проводилась 40 и более лет назад, очень остро стоит вопрос совершенствования (реконструкции) существующих систем газоснабжения. В первую очередь, это относится к газовым сетям низкого давления, у которых истек срок амортизации. Удельный вес этих сетей в общей газораспределительной сети городов составляет 65-75%, в том числе подлежащих замене из-за ветхости и износа — порядка 8-10% . Техническое состояние газопроводов с просроченными сроками службы не гарантирует в большинстве случаев безопасность при их дальнейшей эксплуатации.

По оценкам на начало 2000г. общий объем газопроводов срок эксплуатации которых составляет 40 и более лет — 3 000 км. К 2005г. этот объем достигнет 10 000 км. Поскольку наиболее приемлемым для условий России является протяжка в ветхих газопроводах полиэтиленовых труб без повышения или с повышением давления во всей сети (протягивание предварительно деформированных полиэтиленовых труб с последующим восстановлением их диаметра, технология которых отрабатывается в настоящее время в С.-Петербурге и г.Москва), давайте определимся во сколько обойдется санация газораспределительных сетей. Приблезительная стоимость перекладки 1 км. газопровода с использованием вышеуказанных технологий без вскрытия траншеи по всей длине газопровода составляет порядка 40 000$. Таким образом для санации 3 000 км. необходимо 120 000 000$.

Не менее тяжелое положение складывается и с заменой внутридомового газового оборудования и внутридомовых газопроводов. На начало 2000г. требуют замены 3,2 млн. единиц оборудования. Замена изношенного оборудования происходит за счет населения.

Справка

Здесь надо сделать небольшое отступление относительно внутридомового газового оборудования (ВДГО). Во время приватизации многие ГРО, чтобы улучшить свои показатели взяли на баланс помимо газораспределительных сетей и газоиспользующего оборудования еще и ВДГО. Таким образом на них легла ответсвенность перед пользователями этого оборудования не только обслуживать, но и менять его. Вообще говоря проблема ВДГО одна из серьезнейших проблем, поскольку ни Госстрой России, ни Минэнерго России так и не могут определиться кому же его все таки передать. Сейчас ВДГО числится либо за собственником жилья (т.е. гражданином, муниципальным образованием или предприятием, на чьем балансе находится здание), либо за ГРО. Внесение определенности в этом вопросе с одной стороны разрешит существующие противоречия, но с другой стороны сразу же поставит перед новым собственником ВДГО вопрос с его заменой. Поэтому вопрос рассматривается который год и весьма далек от решения. Как показывает практика многие граждане просто выкинули свое старое оборудование и купили новое. Есть надежда, что эта проблема решится так сама собой.

Существует еще один вид оборудования который тоже требует замены, это оборудование газонаполнительных станций и газонаполнительных пунктов. Оценочная стоимость реконструкции этих объектов на начало 2000г. составляла 7 млн. руб.

Очевидно, что таких средств ни у ГРО, ни у бюджета просто нет.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Государственное регулирование газораспределительной подотрасли осуществляется не всегда удачно. Государство до сих пор не может определиться с тем, что же оно хочет видеть в лице организаций ОАО «Газпром». Из-за своих размеров и финансовых и материальных организации структуры ОАО «Газпром» давно стали реальным политическим игроком и поэтому оказывают сильнейшее влияние на формирование государственной политики. Однако, поскольку формирование государственной политики не может происходить только с участием одной стороны (ОАО «Газпром»), происходит постоянное протиборство сторон по целому ряду вопросов. В зависимости от ситуации, расклада и прочих факторов влияние той или иной стороны оказывается превалирующим. Такое противоборство приводит к тому, что зачастую принимаемые компромисные решения сторон, выраженные в документах Правительства РФ абсолютно не имеют никакой направленности и являются совершенно бесполезными к применению.

Что же касается технической стороны подотрасли, то здесь существует достаточное единогласие по вопросам безопасности. Основной целью которую приследует государство в этом вопросе является обеспечение безопасности как населения, проживающего рядом с предприятием, так и работников этого предприятия. Однако, зачастую требования обеспечения безопасности противоречат экономической целесообразности их соблюдения.

Сбор информации

Одним из основных направлений детельности государства является организация сбора и подготовки информации о деятельности газораспределительной промышленности для принятия своевременных и адекватных мер. Поскольку проведение газификации регионов очень тесно связано с вопросами безопасности, энергоэффективности, энергетического баланса и в особенности с вопросом улучшения жизни и условий труда граждан (социальный вопрос), то своевременная и объективная оценка положения очень много значит для выработки требуемого решения.

Сбор информации осуществлялся и осуществляется в настоящий момент через систему Госкомстата России. Однако, несмотря на то, что он имеет необходимые полномочия собираемая им информация крайне далека от реальности. Это связано в первую очередь с использованием устаревших форм статистической отчетности. Во-вторых с тем, что ряд предприятий просто не предоставляет эту отчетность и в третьих, с тем, что Госкомстат России просто не использует свои полномочия для получения полной информации, а ограничивается тем, что ему присылает. Зачастую министерства стараются получить информацию сразу из нескольких источников для того, чтобы получить более полную информацию. Так Минэнерго России получает информацию о газораспределительной промышленности из ОАО «Росгазификация» и эта информация зачастую существенно отличается от информации Госкомстата России.

Управление собственностью

Основным исполнительным органом, распоряжающимся федеральным имуществом является Госкомимущество России. Однако при работе с отраследвыми организациями, каковыми и являются газораспределительные организации все обстоит гораздо сложнее. Во-первых, Мингосимущество России не управляет государствееными предприятиями, которые управляются напрямую отраслевыми министерствами. Во-вторых, в Госкомимуществе России отсутствуют специалисты которые могут учесть при управлении госимуществом специфику деятельности предприятий, поэтому приходится привлекать специалистов либо из отраслевых министерств, либо из специализированных отраслевых организаций. В газораспределении такой организацией является ОАО «Росгазификация». В-третьих, в Госкомимуществе недостаточно специалистов, поэтому зачастую право управления госсобственностью передается на места.

Учитывая все вышеизложенное ОАО «Росгазификация» в 1998 году внесло предложение о передаче ОАО «Росгазифиация» акций газораспределительных организаций находящихся в федеральной собственности, чтобы на ее базе создать реально действующий холдинг. Однако, на сегодняшний день этот вопрос так и не решен. К тому же с созданием РГХ необходимость создания такого холдинга все больше и больше теряет свою привлекательность.

Безопасность

Специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности согласно является Федеральный горный и промышленный надзор Российской Федерации (Госгортехнадзор).

Технический уровень эксплуатации определяется состоянием аварийности. Создана система фиксации происходящих аварий и несчастных случаев. При этом используются учетные карточки, оформляемые газовыми хозяйствами на каждую аварию или несчастный случай. К сожалению не решен вопрос о ведении базы данных не только по авариям, но и по выходу того или иного оборудования из строя.

Рост числа аварий на газопроводах в последние годы объясняется старением газопроводов, несвоевременной их перекладкой, а также ослаблением контроля за проведением работ вблизи действующих газовых сетей.

Аналогичная картина снижения аварийности в период до 1987 г. и рост этого показателя в последние годы характерна и для жилых домов.

Анализ данных по травматизму при использовании газа в быту показывает, что причинами несчастных случаев в жилом фонде является нарушение абонентами «Правил пользования газом в быту», самовольный монтаж и ремонт газовых приборов и оборудования, эксплуатация газовых приборов без присмотра, нелегальное подключение газовых баллонов в многоквартирных жилых домах.

В настоящее время Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» законодательно закреплена необходимость прогнозирования вероятности возникновения аварий на объектах систем газоснабжения и ответственность организации-собственника системы газоснабжения за осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий. Приказом Госгортехнадзора России №147 от 10.08.99 введено в действие «Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах».

Государственные и отраслевые

Существующие стандарты в газораспределении можно классифицировать следующим образом:

· стандарты, связанные с качеством газа;

· стандарты, связанные со строительством объектов системы газораспределения;

· стандарты, связанные с изготовлением объектов системы газораспределения;

· стандарты, связанные с эксплуатацией объектов системы газораспределения.

Основополагающим актом в области стандартизации является Закон РФ № 5154-1 от 10.06.1993 «О стандартизации».

Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ в случаях, порядке и на условиях, установленных Законом, относятся:

· Государственные стандарты РФ, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

· Стандарты отраслей.

· Стандарты предприятий.

· Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ.

Государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов — Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).

Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Ответственность за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.

Статус стандартов отраслей и стандартов предприятий принципиально отличается от статуса государственных стандартов. Отличие это заключается в государственной всеобщей обязательности определенных требований государственных стандартов, которой не обладают стандарты отраслей и стандарты предприятий.

Обязательное страхование

Гражданский Кодекс предусматривает, что обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц может быть возложена законом на указанных в нем лиц. Таким законом является Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 20.07.1997, которым предусмотрено обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, а также минимальные размеры страховых сумм по видам опасных производственных объектов, указанных в соответствующих приложениях к данному закону.

Специфика страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта заключается в том, что данный объект предварительно необходимо соответствующим образом идентифицировать.

Важную роль в регулировании страховых отношений играют правила страхования, обычно разрабатываемые страховщиками и предлагаемые страхователям в виде формуляра или иной стандартной формы. В частности, 23 февраля 1998 года Всероссийским союзом страховщиков были утверждены «Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде» (далее по тексту — Правила), содержащие в качестве одного из приложений Договор страхования.

Основные документы, правда носящие рекомендательный характер, по вопросам страхования в газораспределении приведены в «Методических материалах по страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов в газораспределительной подотрасли» (Сборник служебных документов ОАО «Росгазификация», №3, 2000 г.). Указанные материалы включают:

· «Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов в подотрасли газораспределения для целей страхования гражданской ответственности», утвержденные Приказом ОАО «Росгазификация» № 21 от 20.03.2000. В этом документе конкретизированы принципы и критерии отнесения объектов газораспределения к опасным промышленным объектам.

· «Методику расчета страховых премий для страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов в газораспределительной подотрасли», утвержденную Приказом ОАО «Росгазификация» №20 от 20.03.2000. Документ включает методику расчета и исходные данные для расчета базовых страховых премий при страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) в газораспределительной подотрасли.

· Комментарии к договору страхования. Комментарии разработаны на основе юридической экспертизы «Договора страхования» из Приложения №4 к «Правилам страхования (стандартным) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде» с учетом действующего законодательства РФ в данной области. Документ включает анализ проблемных формулировок договора страхования, возможных юридических «ловушек» для страхователя, следующих из конкретных формулировок договора.

Пока в подотрасли не зафиксировано случаев обращения ГРО в страховые компании по вопросам компенсаций.

Выше уже говорилось о необходимости идентификация опасного производственного объекта. Это является обязательной процедурой, предшествующей заключению договора страхования. Идентификация опасного производственного представляет собой отнесение его к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Постановлением Госгортехнадзора России № 11 от 25.01.99 были введены в действие «Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов» (далее — Рекомендации). Рекомендации были приняты с целью разъяснения основных требований к идентификации опасных производственных объектов, а также специфических признаков и условий применительно к страхованию гражданской ответственности организаций. Данный документ носит рекомендательный характер, однако он бал разослан по региональным отделениям Госгортехнадзора России как руководство к действию.

В соответствии с Рекомендацией и «Положении о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра» (далее — Положение), утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России № 39 от 03.06.1999 осуществлять идентификацию имеют право организации эксплуатирующие опасный производственный объект или экспертные организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России. Положение носит обязательный характер. На практике экспертные организации в определенной степени связаны с органами Госгортехнадзора России и эксплуатирующая организация, воспользовавшись их услугами, ограждает себя от проблем, связанных с ответственностью за правильность идентификации опасного производствееного объекта, а также от оспаривания ее результатом Госгортехнадзором России.

Экспертиза промышленной безопасности

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определен также порядок проведения экспертизы промышленной безопасности. Экспертиза промышленной безопасности — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

Здесь возникает вопрос с увязкой понятия «объект газоснабжения» с понятием «опасного производствееного объекта». Необходимость такой увязки очевидна, поскольку, не всякий объект газоснабжения можно отнести к категории опасных производственных объектов. Объект газоснабжения должен быть, во-первых, определен, во-вторых, должны быть выработаны качественные и количественные критерии, позволяющие отнести его к категории опасных.

В целом нормативно-правовая база, регулирующая отношения, возникающие при проведении экспертизы промышленной безопасности в газораспределении, является еще несовершенной, содержит много пробелов и противоречий. Основной проблемой является, пожалуй, отсутствие четко декларированных целей и принципов проведения экспертизы. На сегодняшний момент подход к экспертизе вытекает из ее формального определения, который в целом не отвечает существующим экономическим условиям и потребностям общества, поскольку отсутствует обоснование ее действительной необходимости для конкретных условий. При выработке конкретных положений практически полностью игнорируется экономический аспект. Затраты на проведение экспертизы не должны быть соизмеримы со стоимостью самого объекта экспертизы. Остается также нерешенной проблема ответственности экспертной организации за проведение некачественной экспертизы.

Безопасность труда

Следует отметить Кодекс законов о труде (глава 10, статья 249), Закон «Об обязательном социальном страховании», Закон «О коллективных договорах и соглашениях» (статья 21), Закон «О профессиональных союзах…» (ст. ст. 20, 25), Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс.

Немаловажную роль в регулировании охраны труда играет Указ Президента РФ «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда». Уполномоченными органами в области охраны труда являются Министерство труда и социального развития и образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ Федеральная инспекция труда. Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

К полномочиям иных федеральных органов исполнительной власти относится:

· принятие СНиПов, ГОСТов (Госстандарт России и Госстрой России);

· принятие САНПИНов (санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава России);

· принятие отраслевых стандартов (федеральные органы исполнительной власти);

· требования безопасности труда в Правилах безопасности, утверждаемые надзорными органами (Госгортехнадзор России, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности);

· правила, утверждаемые Главным управлением государственного энергетического надзора Минтопэнерго России;

· типовые (отраслевые) инструкции по охране труда, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти после консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

В настоящее время газовые хозяйства имеют хорошо налаженную систему в области охраны труда, сформированную еще в советские времена, которая в целом удовлетворяет новому законодательству. Основные проблемы возникают с нормативной базой, а именно со статусом отраслевых нормативных актов. Сами нормативно-правовые акты перерабатываются медленно, в результате чего приходится пользоваться устаревшими инструкциями, положениями, что вызывает определенные сложности в повседневной работе газовых хозяйств.

Подготовка кадров

На базе ведущих газовых хозяйств России к настоящему времени созданы и успешно функционируют учебно-курсовые комбинаты, имеющие лицензии на обучение и подготовку кадров газового хозяйства. Многие газовые хозяйства активно сотрудничают с местными центрами подготовки кадров на базе университетов и политехнических институтов, где проходят обучение руководители среднего звена и специалисты. Однако, несмотря на то, что газовые хозяйства достаточно успешно решают большинство стоящих перед ними проблем в области подготовки кадров, многие руководители газовых хозяйств считают, что изменение производственных и социальных условий определяет необходимость формирования более высокого профессионализма сотрудников предприятия, что требует организации процесса обучения на современном методическом уровне. Важной задачей является создание единой системы профессионального образования в подотрасли.

Первоочередными задачами при создании единой образовательной системы являются следующие:

· координация организационной и учебно-методической работы учебных центров;

· разработка единого комплекса учебных программ, как для рабочих, так и для специалистов среднего звена управления, в том числе, компьютерных программ и видеофильмов;

· создание системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

· организация централизованного обеспечения учебных комбинатов нормативно-технической и учебной литературой, наглядными пособиями и плакатами;

· разработка типовых учебных комплексов для оснащения учебных кабинетов, соответствующих современным экономическим условиям и требованиям Госгортехнадзора России;

· организация семинаров и курсов по изучению новой техники и технологий с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов.

Лицензирование

Существующий порядок лицензирования множества видов деятельности с одной стороны существенно осложняет деятельность газораспределительных организаций, с другой стороны совершенно не учитывает их специфику.

В настоящий момент лицензируются в основном виды деятельности связанные с обеспечением технической безопасности. Действующее законодательство ограничило перечень лицензируемых видов деятельности, но при этом добавило к лицензированию «технических» видов деятельности, лицензирование «коммерческих». Следует отметить, что виды деятельности, не включенные в статью 17 Закона «О лицензировании…», осуществляются без лицензий, за исключением случаев, когда лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу указанного закона. Содержащиеся в законах лицензируемые виды деятельности требуют своего уточнения путем определения конкретных работ и услуг, на производство или оказание которых требуется получение лицензии. Определение конкретных работ и услуг по видам деятельности, необходимость лицензирования которых установлена федеральными законами, осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Разрешение на использование газа

В соответствии с действующим законодательством для того, чтобы использовать газ в качестве топливо необходимо получить на это разрешение. В зависимости от объема потребляемого газа разрешение согласовывается либо с ОАО «Газпром» и местной администрацией, либо с ОАО «Газпром», Минэнерго России и Минэконом развития России. Фактически данный порядок выдачи разрешений свелся к согласованию возможности получения газа у ОАО «Газпром». Остальные согласования носят чисто формальный характер. Понятие разрешения на пользование газом тесно связано с топливно-энергетическими балансами регионов и страны в целом.

Энергесбережение

Важнейшим условием выполнения перспективных задач, стоящих перед ГРО, является осуществление мероприятий по энергосбережению. Основные направления в энергосбережении: использование газа для комплексного решения электро- и теплоснабжения объектов и малых населенных пунктов, определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах газораспределения.

В настоящее время работа по газосбережению в газовом хозяйстве находится на начальной стадии. Предприятия газового хозяйства не заинтересованы в экономии газа у промышленных потребителей, т.к. это влечет за собой уменьшение получаемой прибыли.

Расчеты показывают, что в целом по России потенциал газосбережения составляет 20-25% объема потребления газа, т.е. 60-75 млрд. м3 в год, в том числе в быту — более 5 млрд. м3.

ИНВЕСТИЦИИ

Фонд стабилизации

Для решения проблемы инвестиций в газовое хозяйство России указом Президента в 1991 году был создан Единый фонд стабилизации и развития, средства из которого направляются на строительство и реконструкцию газовых сетей. Средства фонда учитываются на балансе РГ. В соответствии с указом Президента, в фонд перечислялись средства организаций, поставляющих газ на промышленные предприятия, в размере 10% от надбавки к цене на газ для промышленных предприятий. За годы существования фонда, из него были выделены газораспределительным организациям десятки миллиардов рублей. Фонд, за счет перераспределения средств, позволял направлять значительную часть из них в регионы, наиболее остро нуждающиеся в инвестициях для осуществления программ газификация городов и сельской местности.

С другой стороны, фонд стабилизации был в некотором роде «рудиментом социализма», с помощью которого в условиях практически полной хозяйственной самостоятельности газовых хозяйств, осуществлялось административное перераспределение средств от одних ГРО к другим. Это вызывало естественное недовольство «доноров», поскольку каждое хозяйство испытывало большую потребность в инвестициях. В результате, платежи в фонд постепенно уменьшались, и, соответственно, вырастала задолженность. Не внесла кардинальных изменений в ситуацию даже практика использования 85% средств фонда непосредственно на собственные нужды газовых хозяйств-плательщиков. Серьезный удар по фонду стабилизации нанес финансовой кризис августа 1998 года. Начиная со второй половины 1999 года платежи в фонд практически прекратились, поскольку испытывающие финансовые затруднения газовые хозяйства рассматривали свои обязательства по отношению к фонду как «не первоочередные».

Существенной недоработкой при создании фонда стабилизации являлось то, что не все механизмы его действия были детально разработаны, многие вопросы не были юридически определены. В результате нет четкого определения того, кому и на каких основаниях принадлежит имущество, построенное из средств фонда стабилизации. Кроме того, в настоящее время практически не ведется контроль над выполнением проектов, финансируемых из средств фонда.

В последнее время фонд стабилизации работает в основном по векселям энергетиков и бартеру. У газовых хозяйств скопились в большом объеме долги и векселя энергетиков (ведь именно энергетик — главный дебитор газовика). Поэтому отдельные газовые хозяйства стали предлагать долги энергетиков, а также продукцию своих дебиторов -промышленных предприятий в счет погашения долгов перед фондом стабилизации.

Основная схема при этом следующая: газовые хозяйства передают в фонд малоликвидную продукцию или векселя, а получают необходимое им газовое или иное оборудование по зачетным ценам. Условия и цены поставок согласовываются индивидуально в зависимости от реального денежного наполнения актива, передаваемого в фонд стабилизации. Работа по такой схеме позволяет ОАО «Росгазификация», баланс которого не украшают огромные долги фонда, получить, по крайней мере, какую-то часть средств. Это выгодно и газовым хозяйствам, которые не только избавляются от долгов по фонду, но и получают необходимое им оборудование и материалы в обмен на векселя энергетиков и малоликвидную продукцию. По бартерной схеме работают через фонд стабилизации многие регионы России: Оренбург, Саратов, Кострома, Астрахань, Удмуртия, Липецк и другие.

Инвестиционная надбавка

Ст. 17 Федерального закона № 69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством РФ, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок. В настоящее время Правтиельство РФ приняло постановление «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации регионов», согласно которому размер специальных надбавок определяется исходя из конкретных программ газификации, но не может превышать 20% от уровня тарифов на транспортировку газа по местным газораспределительным сетям. Постараемся оценить объем средств, который можно направить на газификацию в соответствии с этим Порядком. Грубо оценим внутреннее потребление природного газа в 350 млрд. куб. м. при среднем уровне тарифов за транспортировку 1000 куб.м. газа в 50 руб. Тогда общий объем инвестиций при 20% инвестиционной надбавке будет составлять 3500 млн. руб., а с учетом того, что прокладка 1км. газопроводов стоит около 1 млн. руб., это равносильно прокладке — 3500км. газораспределительных сетей. С учетом того, что в год строится порядка 33 000 км. газораспределительных сетей, получаемые сумма довольно не велики.

Ссылки по теме:

Вводные замечания
Общее описание отрасли
Запасы и месторождения, исследование недр и организация недропользования
Добыча газа и эксплуатация месторождений
Транспортировка газа по магистральным газопроводам и хранение газа
Газификация и газораспределение
Газопереработка, производство и поставка сжиженного газа
Производство оборудования и материалов для газовой отрасли
Хронограф отечественного газового дела: события и даты
Описание Закона РФ «О газоснабжении в Российской Федерации»
Мировой опыт регулирования и реформирования газовой отрасли
О некоторых тенденциях изменения топливно-энергетических балансов в мире и возможности газоугольной стратегии развития баланса России
Проблемы технического перевооружения нефтегазового комплекса
Вопросы регулирования недропользования в сфере разведки и добычи газа

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Газовая отрасль России и основные тенденции ее развития: газификация и газораспределение отключены

Комментарии закрыты