Описание ситуации на рынке газа: Цены и тарифы

12.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 18.12.06
ERTA Group

Цены и тарифы

История и перспективы установления оптовых цен и тарифов на магистральный

Планово-бюджетное регулирование цен до сих пор зафиксировано в законодательстве

Советская экономика газовой отрасли регулировалась посредством Прейскурантов, устанавливавших на каждую операцию и стоимость товара на каждой стадии. Централизованное планирование позволяло проводить регулярные пересчеты этих характеристик в зависимости от результатов выполнения планов предыдущих периодов и объема товара потребного в планируемом периоде.

В настоящее время регулирует оптовую цену на природный газ, поставляемый ОАО «Газпром» на внутренний рынок, но не регулирует объем этого газа и структуру его распределения.

Средняя цена реализации газа ОАО «Газпром» на внутреннем рынке, руб. за тыс. куб.м. (без )

Источник: ОАО «Газпром»

Появление независимых производителей газа вынудило Правительство РФ ввести регулирование транспортного тарифа. Однако это не изменило структуры планово-бюджетной системы отношений в отрасли.

Стратегические цели: Планируется переход от регулирования оптовой цены к регулированию единого транспортного тарифа

Государственное регулирование цен и тарифов в газовой отрасли базируется на принципе «+». Таким образом, каждый пересмотр экономических параметров предполагает глубокое раскрытие отраслевой информации и обоснование изменений. До недавнего времени сложная процедура такого обоснования заменялась политическим решением о повышении прежних цен и тарифов на социально согласованный уровень.

Принятие Правительством РФ «Методики установления тарифа на транспорт природного газа независимых производителей газа по магистральным газопроводам» привело к необходимости анализа, как экономических факторов, так и структуры товарной загрузки транспортной системы.

Следующим шагом преобразований отрасли должен стать переход от государственного регулирования оптовых цен к регулированию единого транспортного тарифа. Возможно, это произойдет после завершения организационного выделения транспортной компании в структуре холдинга ОАО «Газпром».

Тарифы на услуги по транспортировке, руб. за тыс.куб.м. на 100 км (без НДС)

Источник: РФ

Тактические ориентиры: Принятие методики установления оптовой цены

Различие в методике реализации принципов формирования цены газа ОАО «Газпром» и независимых производителей приводит к регулярному дисбалансу спроса, негативно отражающемуся на всех субъектах отрасли. Процедуры изменения тарифов и цен проводятся в разное время и на базе не совпадающей информации.

До перехода к единому транспортному тарифу эту проблему могла бы решить методика установления оптовых цен, разработанная на теоретической базе принятой тарифной методики. Проект такой методики уже обсуждается экспертами ФСТ РФ.

Типовая структура цены газа

Структура ценообразования ОАО «Газпром»: внутренние и внешние составляющие

Формально структура регулируемой цены на газ, поставляемый ОАО «Газпром» на выходе из сетей ГРО имеет следующие составляющие.

1. Оптовая цена на газ.

2. Плата за снабженческо-сбытовые услуги ().

3. Тарифы ГРО.

Структура ценообразования на природный газ ОАО «Газпром»

Источник: ФСТ РФ, ОАО «Газпром», оценки ЭРТА-консалт (2005г)

Однако анализ структуры цены на газ, поставляемый ОАО «Газпром» не был бы объективным без учета внутренних цен и тарифов, устанавливаемых ОАО «Газпром» для дочерних предприятий в т.ч.

4. Цена газа на входе в систему магистрального транспорта.

5. Внутренний тариф на транспортировку (1000м3 на 100км).

Данные затраты, в конечном счете, и определяют размеры вышеуказанных составляющих структуры цены газа, поставляемого ОАО «Газпром». В Приложении к Отчету приведены внутренние расчетные цены дочерних предприятий ОАО «Газпром» и тарифы на транспортировку.

Транспортный тариф зависит от стоимости газа

Среди прочего, тариф на транспортировку зависит от стоимости самого газа и стоимости электроэнергии, поскольку часть газа используется как топливо при транспортировке. К примеру, газ, поставляемый из Краснодарского края, имеет самую высокую цену на входе в магистраль и, вместе с этим, самый высокий тариф при транспортировке.

Оптовые цены — ключевой инструмент государственного регулирования в отрасли

Оптовые цены утверждаются ФСТ один раз в год с разбивкой по 13 ценовым поясам (до 01.01.05 — по 7 поясам). Цены утверждаются по двум категориям потребителей: для промышленности и для населения. В Приложении к Отчету приведено распределение регионов стратегических интересов по ценовым поясам.

При установлении оптовой цены учитывается себестоимость добычи и транспортировки газа по каждому из направлений, а также внутренняя цена продажи газа ООО «» по выходе из магистрального газопровода. На основании этих данных ОАО «Газпром» формирует предложение для ФСТ об оптовой цене на газ в каждом конкретном регионе.

Плата за снабженческо-сбытовые услуги

Плата за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) утверждается ФСТ РФ, как правило, один раз в год на весь год для соответствующего дочернего предприятия ОАО «Газпром», реализующего газ в каждом из регионов.

ПССУ утверждаются для 3-х групп промышленных потребителей и населения. Группы промышленных потребителей формируются в зависимости от объема потребления.

· Свыше 100 млн. куб. м/год.

· От 10 до 100 млн.куб. м/год.

· До 10 млн. куб. м/год.

Сезонная надбавка — штраф за превышение лимита отбора газа

В соответствии с п. 17 Правил поставки газа в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором с применением коэффициента:

с 15 апреля по 15 сентября — 1,1;

с 16 сентября по 14 апреля — 1,5.

Кроме того, согласно Правил поставки, при отклонении средней за расчетный месяц фактической удельной объемной теплоты сгорания газа от 7900 кКал/куб.м. может производится пересчет цены газа по калорийности.

Прогнозная динамика цен и тарифов

Теоретически внутренние цены на газ должны расти

Экономическая теория рынка утверждает неизбежность роста цен при стабильном дефиците товара. Оценки и реальные запросы потребителей показывают, что дефицит природного газа стабильно присутствует на российском рынке, и при сохранении существующих условий, будет быстро расти.

Прогноза газового баланса, млрд. куб.м

2006

2007

2008

2009

2010

2015

Производство 638,4 644,9 657,2 678,5 710,1 765,7 Импорт 60,2 65,2 70,2 69,0 63,0 57,0 Потребители РФ 394,1 411,8 424,4 439,4 455,7 484,2
Собственные нужды ОАО «Газпром» 52,6 52,7 52,9 52,9 53,8 56,0
255,2 263,1 275,7 288,2 308,0 342,8
Дополнительный спрос на газ
ЭРТА-консалт 3,3 17,5 25,6 33,0 44,4 60,3
Правительство РФ 4,0 11,0 27,0 28,0 35,0

Источник: ОАО «Газпром», Правительство РФ, оценки ЭРТА-консалт

Решением Правительства резкий рост цен предусмотрен только после 2008 года

Тем не менее, Правительство РФ полагает, что цена на газ является одним из ключевых факторов, регулирующих как общий уровень промышленного роста, так и уровень социальной защищенности населения в стране. В это связи на заседании Правительства 30 ноября 2006г. было принято решение о необходимости государственного контроля над уровнем роста цен.

Согласно решению установлена верхняя граница роста цен:

с января 2007 г. — 15%

с января 2008 г. — 25%

с января 2009 г. — 13%

с июля 2009 г. — 13%

с января 2010 г. — 13%

с июля 2010 г. — 13%

с 1 января 2011 г. — до уровня, обеспечивающего равную доходность с экспортными операциями.

Верхняя граница роста цен на газ на внутреннем рынке, руб. за тыс. куб.м.

Дата

Цена

Граница

янв.00

336

 

янв.01

407

 

янв.02

520

 

янв.03

689

 

янв.04

826

 

янв.05

1014

 

янв.06

1320

 

янв.07

1518

15%

янв.08

1898

25%

янв.09

2144

13%

июл.09

2423

13%

янв.10

2738

13%

июл.10

3094

13%

янв.11

4320

 

Источник: Правительство РФ

Рост цен не будет пропорциональным по территориям

Принятый решением Правительства рост цен относится к среднему уровню цен по стране. Однако вместе с ростом среднего уровня будет изменяться структура региональной дифференциации оптовых цен. Причина лежит в цели заявленного роста — равная доходность внутреннего и внешнего рынка. При равномерном росте цен, регионы, удаленные от мест традиционной добычи достигли бы этой цели гораздо раньше 2011 года и дальнейший рост их цен был бы не возможен.

Рост цен будет непропорциональным по потребителям

Правительство РФ намерено и далее сдерживать рост цен на энергоносители для населения. Это означает, что газ для промышленных потребителей будет расти гораздо быстрее заявленных темпов, поскольку цены газа для населения, электро- и теплогенерации будут субсидироваться промышленностью.

При этом ОАО «Газпром» достаточно активно продвигает идею «разделить ношу по-братски». По мнению монополии, большую ценовую нагрузку должны нести отрасли, получающие большую норму прибыли: экспортно-ориентированные производители минеральных удобрений, металлурги и т.п.

Тарифы на услуги ОАО «Газпром» могут стать инструментом повышения цен

Введение единого тарифа на транспортировку при сохранении действующей методики расчета ставок может оказаться удобным механизмом скрытого увеличения цен. Этот рост будет вызван перераспределением межрегионального перекрестного субсидирования.

Необходимость введения тарифов на балансировку системы, тарифов на услуги хранения и на прочие «услуги по обеспечению системной надежности» приведут к включению в затраты ОАО «Газпром» дополнительных статей, до сих пор, не принимавшихся к учету в полном объеме при установлении оптовых цен.

Рост тарифа будет сопровождаться изменением «географической кривой»

Использование методики расчета тарифа на магистральный транспорт газа предполагает регулярное изменение корректирующих коэффициентов, отвечающих за нелинейность тарифа от расстояния. Рост тарифа будет увеличивать эту нелинейность, что может привести к значительным изменениям рыночной силы отдельных игроков в различных регионах.

Целесообразно провести детальное моделирование развития ситуации для выработки вариантов стратегий снижения рисков по отношению к регуляторным действиям Правительства.

Логика оценок

Собственник ГТС будет определять отраслевую стратегию добычи

При оценке прогноза добычи природного газа целесообразно придерживаться данных проекта «Стратегии газовой отрасли», как самого свежего документа ОАО «Газпром» по указанному вопросу. Добыча газа в рамках горизонтов исследования будет ограничиваться, прежде всего, пропускной способностью газотранспортной системы (ГТС) и правом ее использования. Таким образом, несмотря на то, что структура добычи будет значительно изменяться, собственник ГТС будет определять отраслевую стратегию добычи.

Прогнозы добычи газа в РФ, млрд.куб.м.

Структура добычи

2006

2007

2008

2009

2010

2015

ОАО «Газпром»

85%

85%

85%

84%

83%

77%

Независимые производители

15%

15%

15%

16%

17%

23%

Источник: Энергостратегия РФ, РФ, оценки ЭРТА-консалт

Умеренный

Оценивая прогноз динамки потребления целесообразно использовать «умеренный вариант» прогнозов, базирующийся на консервативной оценке роста спроса со стороны электроэнергетики, Правительственных оценках роста промышленного потребления газа и «оптимистическом» прогнозе роста потребления со стороны населения и ЖКХ, связанном со значительными планами газификации.

Прогноз внутреннего спроса на газ, млрд.куб.м.

Потребление газа в РФ

2006

2007

2008

2009

2010

2015

Умеренный вариант 394,1 411,8 424,4 439,4 455,7 484,2
Электроэнергетика 154,5 158,9 163,0 170,8 178,1 179,5
Промышленность 159,8 170,5 177,1 182,3 189,2 206,3
Комбыт 31,7 32,7 33,7 34,7 35,7 40,7
Население 48,1 49,7 50,6 51,7 52,7 57,7

Источник: Энергостратегия РФ, МПЭ РФ, оценки ЭРТА-консалт

Роль экспорта и импорта газа в формировании внутренних цен и тарифов

Государственное регулирование цен и тарифов контролирует безубыточность ОАО «Газпром»

Закрепленный в антимонопольном законодательстве принцип регулирования «Затраты+» дает ОАО «Газпром» на срок государственного регулирования цен и тарифов государственные гарантии безубыточности. В поиске баланса интересов между монополией и потребителями Правительство РФ не имеет права устанавливать цены и тарифы ниже экономически обоснованного уровня.

Выручка от экспорта и от внутреннего рынка является единым источником финансирования затрат

До недавнего времени выручка от реализации газа на экспортном рынке учитывалась в рамках консолидированной отчетности холдинга ОАО «Газпром» в процессе принятия большинства правительственных решений, включая утверждение инвестиционных программ монополии.

Рост экспортной выручки позволяет Правительству РФ тормозить рост цен на внутреннем рынке

Значительное увеличение экспортной цены газа позволило Правительству РФ отложить вопрос реформы газовой отрасли, включая проблему либерализации внутренних цен на газ, более чем на пять лет. В течение этого срока рост внутренних цен ограничивался не экономикой спроса и предложения, а политическим решением Правительства, базирующимся на переговорном компромиссе ключевых заинтересованных сторон (разные команды Правительства РФ, промышленное лобби, представители отрасли).

Административный вес сбытовых подразделений ОАО «Газпром» позволяет лоббировать рост цен на внутреннем рынке

Подпадая под государственное регулирование ОАО «Газпром» формально не имеет возможности превышать установленную норму прибыли от своей деятельности. В этом смысле рост цен внутреннего рынка не играет ключевой роли экономике монополии. Однако прибыль отдельных подразделений холдинга, а значит и последствия бюджетного процесса (инвестиции, заработная плата, премии и прочие финансовые потоки) в значительной степени зависят от соотношения внутренних и экспортных цен. Таким образом, рост внутренней цены ведет к увеличению статуса сбытового подразделения монополии — ООО «Межрегионгаз».

Экспорт является «защищенной» статьей газового баланса России

Исторически большая доля внешнеторговых сделок по поставке газа заключалась от имени или при значительном участии Правительства РФ. В настоящее время прямые обязательства государства по этим договорам минимальны — отношения формализованы в форме коммерческих контрактов с ОАО «Газпром». С одной стороны это не мешает Правительству РФ активно использовать поставки газа в качестве инструмента внешней политики, с другой, это дает ОАО «Газпром» серьезный аргумент в отстаивании своих коммерческих интересов, в том числе в диалоге с государством.

Условия внешнеторговых контрактов ОАО «Газпром» до сих пор являются одной из самых защищенных тайн России. Это позволяет компании манипулировать объемами и ценами реализации (экспортной выручкой) при обсуждении любых проектов товарного баланса или финансовой отчетности.

Последние политические события подтверждают версию об активизации использования «газового оружия России» в обмен на неприкосновенность экспортных операций со стороны органов государственного регулирования. Закон об экспорте газа лишь легализовал сложившееся положение дел и придал дополнительные гарантии негласному пакту государства и ОАО «Газпром».

Наращивание импорта — один из путей решения вопроса товарного дефицита на рынке газа

Проводя внешнюю «газовую политику», Государство продолжает участвовать не только в формировании условий реализации газа, но и активно помогает ОАО «Газпром» в решении стратегических задач отрасли. В частности, Правительство РФ играет большую роль в организации импортных поставок газа из Средней Азии. Этот механизм рассматривается как один из ключевых источников покрытия прогнозируемого дефицита газа. Если объемы импорта в большей степени зависят от возможностей поставщиков (запасы, объемы добычи, техническое состояние трубопроводов), то цены, определяются исключительно на политическом уровне глав государств.

Параметры импортных сделок серьезно влияют как на зеркальные экспортные операции, так и на экономику всего холдинга. Целесообразно учитывать фактические и прогнозные импортно-экспортные операции для адекватного понимания ситуации на внутреннем рынке.

Краткие выводы

1. Ценовая история внутреннего рынка России базируется на бюджетно-распределительных принципах. Отсутствует, как опыт использования рыночных индикаторов, так и сами свободные рыночные агенты. Однако изменения неизбежны и возможно уже пришло время для адаптации передового опыта экономической мысли к возникающему в стране рынку газа.

2. Для прогнозирования ситуации на внутреннем рынке России целесообразно использовать институциональные модели принятия решений, которые учитывают не только экономические факторы, но и социальные мотивы, политические отношения, юридические ограничения и нормативные обязательства.

3. Цены внутреннего рынка до сих пор являются не индикатором баланса спроса и предложения, а инструментом макроэкономического регулирования. Маловероятно, что ситуация изменится в ближайшем будущем. Но если что-то и может ее изменить, то ключевым драйвером таких изменений является реформа электроэнергетики.

4. Спрос на газ в ближайшей перспективе будет расти, независимо от увеличения внутренних цен. Лидером роста спроса станет население и ЖКХ. Механизмы газосбережения не включатся естественным образом, и для их реализации потребуется жесткое административное участие государства и субъектов отрасли.

5. Правительство не намерено в ближайшей перспективе кардинально менять структуру отрасли, а значит «экономически обоснованные цены и тарифы» будут базироваться на частичной информации, раскрываемой ОАО «Газпром». Таким образом, ключевым моментом развития внутреннего рынка газа должна стать тема публичного раскрытия и публичной экспертизы отраслевой информации.

Ссылки по теме — отчет «Описание ситуации на рынке газа»:

Оглавление и сокращения
Краткое содержание отчета
Цены и тарифы
Центральная отраслевая инфраструктура
Государственное регулирование
Участники рынка
Сегментация потребителей
Проблемы рынка
Риски и ограничения
Перспективы рынка
Выводы

PDF-версия с диаграммами

English Version:

Report Outline
General Outline of the Gas Market
Prices and Tariffs
Infrastructure of the Gas Industry
State Regulation of Natural Gas Transportation and Sales
Market Participants and Their Strategies
Consumers. Economic and Regional Segmentation
Key Problems of the Market
Risks and Limitations
Market Development Prospects
Conclusions

PDF-version with charts

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Описание ситуации на рынке газа: Цены и тарифы отключены

Комментарии закрыты