Долгосрочные контракты: Краткий анализ существующих экспортных контрактов

24.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 21.04.05
ERTA Group

В 2004 году ОАО «Газпром»[1] поставил странам Западной Европы 107 млрд.куб.м природного газа, при этом потребление природного газа в 25 европейских государствах (включая Турцию и Швейцарию) в 2004 году составило 458 млрд.куб.м. Импорт природного газа на составляет 44% потребления.Кроме того, за 2004 год ОАО «Газпром» поставил 42 млрд.куб.м странам Центральной и Восточной Европы и 8 млрд.куб.м странам ближнего зарубежья.

Поставка газа осуществляется на основании межправительственных соглашений (преимущественно страны СНГ, приложение 1) и долгосрочных коммерческих контрактов.

Несмотря на то, что поставки российского газа в Польшу начались в сороковых годах прошлого века, первый двадцатилетний межправительственный контракт был подписан с Австрией в 1968 году. В 1970 году заключен долгосрочный (на 20 лет) межправительственный контракт с ФРГ по схеме «газ в обмен на трубы». 1971 год — первый двадцатилетний контракт с Финляндией. газа в страны Центральной Европы осуществлялся в рамках долгосрочных межправительственных соглашений, на основе которых заключались годовые контракты.

являются основной формой международных контрактов на поставку газа, заключаемых ранее между страновыми монополиями. Такие же по форме контракты, инициируют крупные энергетические компании при начале разработки уникальных месторождений природного газа и крупные потребители при начале строительства новых крупных объектов (тепловых станций, химических предприятий).

«Соглашение об основных условиях поставки природного газа из СССР в ФРГ», подписанное в ноябре 1981 года, предусматривало экспорт 10,5 млрд. куб.м. газа в год в течение 25 лет, начиная с 1984 года. Соглашение было подписано в рамках сделки «газ-трубы», включавшей поставку газа из Западной Сибири и строительство экспортного газопровода Уренгой-Ужгород протяженностью 4,5 тыс. км. Аналогичные соглашения были заключены на поставку природного газа во Францию, Италию, Австрию и Швейцарию. В 1986 году был заключен долгосрочный (на 25 лет) контракт на поставку газа турецкой фирме «Боташ» и в 1988 году — такой же по продолжительности контракт с греческой компанией «ДЕПА».

Очевидные преимущества долгосрочных контрактов для Поставщика газа заключаются в долгосрочных гарантиях сбыта своей продукции, предсказуемости экономики добычного проекта и возможности привлечения дополнительных средств под залог такого контракта. Покупателей долгосрочные контракты привлекают гарантиями поставок топлива, определенностью цены таких поставок и экономической предсказуемостью бизнеса, который строится на таких поставках.

Существенные условия долгосрочных контрактов

Существующие на европейском рынке долгосрочные контракты содержат ряд существенных условий:

  1. Период действия контракта.

Контракт может начать действие непосредственно после его подписания. Однако возможно обусловить начало поставок предварительным (за один месяц) уведомлением, со стороны Поставщика или Покупателя.

  1. Технические условия

Как и в большинстве газовых контрактов обязательным условием долгосрочного контракта является указание точки поставки. Обычно в качестве таковой выступает ГРС или компрессорная станция недалеко от межгосударственной границы.

Кроме того, в долгосрочном контракте обычно содержится абсолютное обязательство поставить природный газ. В последнее время объемы поставки на европейском рынке измеряются в энергетических единицах. Все «старые» контракты ОАО «Газпром» содержат указание объема поставок в млрд.куб.м.

Независимо от единицы измерения долгосрочный контракт обязательно содержит спецификации физического состава газа и методы его определения/измерения, используемые сторонами.

  1. Объем поставки

Базисом для определения объемов поставки принято считать суточный объем (Daily Contract Quantity — DCQ). Максимальный суточный объем (Maximum Daily Quantity — MDQ), доступный потребителю для отбора определятся в контракте или непосредственно в абсолютных величинах или в процентах от суточного объема

«Свингом» (Swing) называется величина равная отношению пикового значения поставок к среднему за контрактный период. Величина обратная свингу называется «фактор нагрузки» (Load Factor).

Исходя из этих величин определяется ограничение на общий объем газа поставляемого в течение года (Annual Contract Quantity — ACQ).

  1. Балансировка поставок по заявкам.

Заявки на поставку обычно подаются «на день вперед». Потребитель имеет возможность получить и более заявленного количества газа, но уже по более высокой цене.

  1. Условие «take-or-pay».

Суть требования заключается в обязательстве оплаты всего или части законтрактованного газа, независимо от объемов его реального потребления. В случае если Покупатель отбирает газа меньше оговоренного уровня take-or-pay, то его плата рассматривается как плата за балансировку.

Исторически это требование было внесено в качестве гарантии возмещения расходов производителя газа на разработку месторождений и строительство трубопроводной инфраструктуры. Заключая долгосрочный контракт с кредитоспособным Потребителем, Производитель имел возможность взять в банке кредит на разработку месторождения под залог будущих денежных потоков в оплату законтрактованного газа. Часто кредит выдавался в форме гарантий или аккредитивов, а часть оплаты за поставляемый газ шла непосредственно на счета банка-кредитора.

Уровень take-or-pay может снижаться в процессе исполнения контракта по причине недопоставки газа, форс-мажора Потребителя, реализации механизма Carry Forward (см. далее), нарушения спецификаций поставляемого газа и по желанию Продавца.

Стандартный уровень take-or-pay для экспортных контрактов ОАО «Газпром» не известен.

  1. Механизмы обеспечения гибкости.

Make Up — механизм, по которому в случае оплаты покупателем суммы take-or-pay, он получает право на отбор части невыбранного количества газа (make up gas) в будущем контрактном периоде (году). Часто он устанавливается в размере 100% от суммы take-or-pay, но с различными дополнительными ограничениями.

Carry Forward — механизм, в некотором смысле обратный make-up, по которому в случае, если покупатель отбирает больше газа, чем take-or-pay, то образовавшийся «излишек» он может использовать для компенсации обязательства take-or-pay будущего (не обязательно следующего) контрактного периода. Обычно carry-forward считается в долях (напр. ?) от take-or-pay, ограничивая верхний лимит механизма на отбор (это не МDQ).

В целом гибкость контракта обеспечивается возможностью отбора суточного объема в границах от нуля до предусмотренного дневного максимума (MDQ + газ превышения) и годового объема от нуля до предусмотренного годового максимума (ACQ). Но минимальный уровень оплаты при этом определяется уровнем take-or-pay умноженным на предусмотренный дневной уровень отбора и на количество дней в периоде.

7. Систематизация недопоставок.

Стороны долгосрочных контрактов большое внимание уделяют причинам недопоставки и тщательно дифференцируют ответственность и последствия таких случаев.

Намеренная недопоставка (доказана поставка законтрактованных объемов газа другому лицу) часто приводит к снижению уровня take-or-pay, покрытию Поставщиком всех (включая косвенных) потерь потребителя и предоставлению покупателю возможности прекратить контракт.

Непреднамеренная недопоставка (из-за аварии или иных проблем) вызовет уменьшение уровня take-or-pay и возможно снижению цены на последующие поставки.

Форс-мажор (природные катаклизмы, правительственные решения и забастовки) приведет лишь к снижению уровня take-or-pay.

8. Типичная структура формулы цены газа

В случае использования метода альтернативных затрат используется формула вида:

 
 
   


?0 ? базового годаCPIn индекс потребительских цен n года

CPI0 индекс потребительских цен базового года

Inf инфляция

n год

Справка по CPI:

CPI часто рассматривается как основной индикатор уровня инфляции. При этом он имеет ряд недостатков. По смыслу это мера потребительских цен на корзины базовых товаров и услуг, нормированная на уровень 1993 — 1995 г; значение индекса в этот период принято за 100. Значение индекса в 171,8 означает, что цена на корзину в текущем месяце на 71,8% выше, чем в базовый период.

Позиция ОАО «Газпром» на европейском рынке

ОАО «Газпром» занимает 1-е место в мире по экспорту природного газа — на компанию приходится около 25% мирового экспорта газа с учетом поставок в СНГ и Балтию.

В 2004 г. ОАО «Газпром» поставлял природный газ в 20 стран дальнего зарубежья. Основным внешним рынком сбыта, как и прежде, являлась Западная Европа, на которую приходилось две трети экспорта — 107 млрд. куб.м. При этом ведущими покупателями оставались (41 млрд. м3) и (21 млрд. м3); 3-е место делили и Франция (по 14 млрд. м3).

Традиционно важную роль в экспортной политике ОАО «Газпром» играет центрально-европейский газовый рынок вследствие его географической близости к России и доминирующего положения российского газа на нем. На этот рынок в 2004 г. приходилось более 30% наших экспортных продаж. В страны Центральной Европы было поставлено 42 млрд. куб.м газа, что составляет почти 90% их суммарного газового импорта. Среди государств Центральной Европы первое место по закупкам газа у «Газпрома» занимала Венгрия, импортировавшая в прошлом году 12 млрд. куб.м. Далее следовали (8 млрд. куб.м), Чехия (7 млрд.куб.) и Польша (6 млрд. куб.м). В эти четыре страны, таким образом, поступало почти 75% экспорта российского газа в Центральную Европу.

ОАО «Газпром» экспортирует природный газ в страны дальнего зарубежья преимущественно в рамках контрактов сроком до 25 лет, заключенных в большинстве случаев на базе межправительственных соглашений. Эти долгосрочные контракты содержат условие take-or-pay.

Ключевыми преимуществами использования этого условия ОАО «Газпром» называет:

  • производителю и экспортеру — гарантию окупаемости многомиллиардных капиталовложений, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов
  • импортеру — гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени
  • обеспечение энергетической безопасности региона
  • справедливое разделение рисков и адекватного вклада обеих сторон.

Суммарный объем продаж российского газа по действующим долгосрочным соглашениям на условиях «бери или плати» определяется в 2,0 трлн. куб.м. Минимальные законтрактованные годовые объемы поставок в Европу российского газа (без учета продления действующих контрактов) к 2008 г. достигнут 146 млрд. куб.м, а максимальные могут составить 178 млрд.куб.м.

В истекшем году активизировался процесс либерализации газового рынка Евросоюза. Европейский парламент и Совет ЕС в целях ускорения создания единого европейского газового рынка 26 июня 2003 г. приняли новую Директиву ЕС по газу 2003/55/ЕС, заменяющую предыдущую Директиву ЕС по газу 98/30/ЕС, которая вступила в силу летом 1998 г. Требования новой директивы должны быть включены в национальные законодательства стран-членов ЕС до 1 июля текущего года, когда будет прекращено действие Директивы 1998 г.

Либерализация европейского газового рынка

Новая газовая директива существенно приблизила сроки открытия национальных газовых рынков для конкуренции. И это является предметом опасений со стороны ОАО «Газпром». Поскольку одним из весомых требований принятых документов является отказ от любых форм дискриминации на европейском рынке газа, это идет вразрез с ключевыми положениями долгосрочных договоров ОАО «Газпром», содержащими запрет на реэкспорт поставок.

Используя запрет реэкспорта ОАО «Газпром» долгое время удерживал монопольные цены на традиционных рынках сбыта российского газа. А долгосрочный характер договоров не позволял потребителям отказаться от их использования.

Кроме того, инициаторы европейской либерализации газового рынка делают ставку на спотовую торговлю, как механизм рыночного определения цен на природный газ. В связи с этим возникают требования о пересмотре ранее заключенных долгосрочных договоров ОАО «Газпром». Эти попытки подкрепляются желанием диверсифицировать каналы поставки газа в ЕС и уменьшить риски на одного поставщика.

В результате длительных переговоров чиновники ЕС вынуждены были признать право на жизнь за долгосрочными контрактами ОАО «Газпром». Однако и ОАО «Газпром» согласился убрать из всех вновь заключаемых контрактов требование о запрете реэкспорта.

В 2003 г. ОАО «Газпром» достиг договоренности с итальянской компанией «ЭНИ» об исключении из действующих контрактов статьи о запрете реэкспорта с одновременным включением в них альтернативного экономического механизма, препятствующего возникновению недобросовестной конкуренции. Суть нового механизма не разглашается.

Однако процесс политической торговли еще не завершен. Вступление России в ВТО гарантированно принесет новые требования мирового сообщества к действиям ОАО «Газпром» на европейском рынке.

Позиция ОАО «Газпром» на спотовом рынке Европы

ОАО «Газпром» проводит обменные операции на европейском рынке газа (swaps). Однако базовым активом таких сделок обычно выступает газ, поставляемый по долгосрочным контрактам.

ОАО «Газпром» уже более трех лет пытается выйти на спотовый рынок Европы через свои дочерние компании (Gazprom UK Trading). В 2003 г. в Великобританию в целом было поставлено свыше 2 млрд. куб.м. Однако эффективной торговли на этом рынке компанией до сих пор не ведется. (Более подробно о позиции ОАО «Газпром» в Европе смотри отчет «ЭРТА — Европейский рынок газа».)

Трубопроводные проекты

В ноябре 2003 г. были завершены переговоры по вопросам поставок газа в Турцию, включая имевшие место спорные вопросы по проекту «Голубой поток». Суть разногласий сводилась к различной трактовке статьи долгосрочного контракта, определяющей существенные параметры цены (как утверждается по причине опечатки, допущенной российской стороной). В 2004 г. по газопроводу «Голубой поток» было поставлено 3 млрд. куб.м, в 2004 г.

Функционирование этого проекта базируется на принципах, установленных межправительственным соглашением двух стран. На его базе были подписаны долгосрочные договора поставки природного газа, которые были застрахованы международными финансовыми институтами. И только после этого гарантии оплаты этих договоров были использованы в качестве основания для получения финансирования технологической части проекта со стороны кредитных институтов.

По аналогичной схеме планируется запустить проект Северо-Европейского газопровода. Его предполагаемая трасса пройдет через акваторию Балтийского моря от Выборга до побережья Германии и далее в направлении Великобритании, которая рассматривается ОАО «Газпром» как один из перспективных рынков сбыта газа.

Краткий анализ российских контрактов на поставку газа.

Регулирование типовых форм договоров поставки

Порядок поставки газа и заключения договора поставки (подачи) газа определяется Правилами поставки газа в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ № 162 от 05.02.98г. (далее Правила). Правила регулируют не только заключение и исполнение договоров на поставку газа, но также и основные нормы относящиеся к договору на транспортировку газа.

Постановлением России № 44/3 от 20.11.98г. были утверждены рекомендуемые формы договоров на поставку и транспортировку газа. Постановление предусматривает три основные формы договоров на поставку газа.

Первая форма. По данному договору Поставщик обязуется поставить, а Покупатель получать (отбирать) и оплачивать газ в согласованных объемах. Предусматривается, также обязательное заключение Поставщиком или Покупателем договора транспортировки газа с ГРО.

Вторая форма. По данному договору Поставщик обязуется поставлять, а ГРО получать (отбирать) и оплачивать газ в согласованных объемах. А затем уже ГРО самостоятельно заключает договоры с Потребителями.

Третья форма. По данному договору Поставщик и ГРО обязуются поставлять, а Покупатель получать (отбирать) и оплачивать газ в согласованных объемах. Объединение Поставщика и ГРО обусловлено порядком взимания платежей, а также согласованными действиями по доставке газа Покупателю[2]. Расчеты между сторонами по такому договору производятся следующим образом: стоимость газа перечисляется на расчетный счет Поставщика, а надбавка (тариф) для газораспределительных организаций — на расчетный счет ГРО.

На практике структурные подразделения ООО «Межрегионгаз» вынуждают потребителей и ГРО заключать договора по форме предпочтительной ООО «Межрегионгаз» в данной ситуации и часто не соответствующей типовой.

Доступ к инфраструктуре транспорта природного газа

Формально права доступа к инфраструктуре транспорта природного газа в России гарантированы в ряде законодательных и нормативных актов. Наиболее важными являются:

  • Антимонопольное законодательство. Закон о конкуренции (1991) и Закон о естественных монополиях (1995) описывают систему государственного регулирования газовыми трубопроводами. Поскольку магистральные сети ОАО «Газпром» и распределительные сети ГРО признанны естественными монополиями, формально, Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) обладает правом настаивать на выполнении требований обеспечения свободного доступа всех участников газового рынка с системе газоснабжения.
  • Постановления Правительства РФ о доступе. Ключевым документом по доступу является Постановление Правительства РФ № 858 от 15 июля 1997 года «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» (документ претерпел ряд правок, последний раз в мае 2001 года) с приложением Правил доступа. Кроме того, в 1998 году был подписано Постановление Правительства РФ № 1370, регулирующее правила доступа к местным газораспределительным сетям.
  • Закон о газоснабжении. Статья 27 Закона (1999) подтверждает, что организации-собственники систем газоснабжения обязаны обеспечивать недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим свою деятельность на территории России.

Несмотря на то, что нормы и процедуры доступа изредка претерпевают незначительные изменения, ключевые условия остаются неизменные:

  • Свободнее мощности. Доступ к газотранспортным мощностям ОАО «Газпром» и ГРО предоставляется только при наличии соответствующих свободных мощностей. Отказ в доступе может быть аргументирован отсутствием технических возможностей или загруженностью отдельных участков трубопроводной системы. Актуальная информация о наличии мощностей находится только в Центральном Производственно Диспетчерском департаменте ОАО «Газпром», и не раскрывается ни при каких обстоятельствах.
  • Газ поставляется только для российских потребителей. Текст Постановления о Доступе содержит указание, что документ применяется только для поставок газа российским потребителям.

Согласно действующим нормам, любой независимый поставщик имеет право направить заявление о предоставлении доступа к газотранспортной системе в Департамент Маркетинга и Продаж ОАО «Газпром». Заявление должно содержать информацию, требуемую ОАО «Газпром» ля предоставления доступа, включая следующее:

  • Качество газа. Необходимо предоставить детальное описание химического состава и физических свойств газа, которое должно удовлетворять требованиям, установленным ОАО «Газпром».
  • Контракт на поставку газа. Наличие газа и согласие потребителя его оплатить являются формальным основанием для инициации процедуры получения доступа. Поставщик также должен доказать свои права собственности на поставляемый газ предоставив лицензию на его добычу или договор о его приобретении.
  • Объем и длительность. Поставщик должен указать объем прокачиваемого газа, место входа в систему и место потребления газа (точку расположения конечного потребителя).
  • Техническая информация. Заявка должна содержать множество технических подробностей, включая план подключения месторождения к газопроводной системе.

ОАО «Газпром» должен дать ответ на поданную заявку в течение 15 дней, если она предполагает заключение краткосрочного контракта (до одного года) на транспорт. Срок ответа может быть до двух месяцев, если заявка претендует на среднесрочный доступ (от года до пяти лет) и для долгосрочных заявок (свыше пяти лет) предусмотрен срок рассмотрения три месяца. После получения доступа независимый поставщик должен заключить с ОАО «Газпром» контракт на транспортировку газа на соответствующий доступу срок. Контракт должен быть подписан в течение одного месяца с момента ответа для краткосрочного доступа, в течение двух месяцев — для среднесрочного и в течение трех — для долгосрочного.

Широко известно, что, несмотря на нормативное регулирование доступа, по ряду причин до сих пор существуют значительные проблемы с транспортом газа независимых производителей:

  • ОАО «Газпром» определяет свободные мощности. Все права доступа в газотранспортную систему зависят, прежде всего, от наличия свободных мощностей. Наличие таких мощностей определяет ОАО «Газпром» и держит информацию о загрузке системы в строжайшей тайне. Тем не менее все участники рынка представляют себе реальную ситуацию и реально конкурируют в смысле доступа (в том числе с газом ОАО «Газпрома») именно в узких местах системы. Однако до сих пор отсутствует прозрачный механизм выявления честного победителя в такой конкуренции, а также понятный инвестиционный механизм расшивки таких узких мест.
  • Отсутствует реальный арбитражный механизм. Несмотря на то, что независимые могут обращаться с претензиями по вопросам доступа (например в ФАС), до сих пор решение этих проблем не заходило дальше газетных публикаций и неисполненных формальных предписаний. Бизнес независимых жизненно зависим от решений ОАО «Газпром» и компании не готовы ставить под вопрос свое существование ради абстрактного торжества справедливости.
  • ОАО «Газпром» решает вопросы подключения производителей и потребителей к системе. Существуют формальные процедуры подключения, но реальность их применения (например, Береговое месторождение) показывает их недостаточность, для обеспечения прав участников рынка.
  • Непрозрачность установления маршрутов транспортировки газа. Независимые участники рынка вынуждены платить за транспортировку газа по не самым оптимальным по протяженности маршрутам. Аргументируется это загрузкой тех или иных участков сети. Поскольку невозможно независимо установить реально выполненную товаротранспортную работу, ОАО «Газпром» регулярно подвергается обвинениям в двух- или даже трехкратном завышении цен на транспорт независимого газа.
  • Отсутствуют процедуры независимого доступа к мощностям по хранению газа. Деятельность 24 подземных хранилищ газа ОАО «Газпром» не подпадает под государственное регулирование и является частью деятельности монополии по транспортировке природного газа. В настоящее время отсутствуют механизмы получения гарантированного доступа к этим мощностям.
  • Отсутствует возможность заключения долгосрочных контрактов и контрактов на базисе «бери и плати». Хотя процедура подачи заявок допускает выдачу разрешения на доступ на период более пяти лет, реально, ОАО «Газпром» не выдает таких разрешений. Таким образом, даже если поставщик получил краткосрочный доступ в систему это еще не гарантирует что поставка будет реализована. Поскольку существует вероятность внезапного переключения потребителя на иного поставщика (обычно аффилированного с ОАО «Газпром»).
  • Ригидность системы поставок газа. Современные системы газоснабжения за рубежом активно используют различные технологические и финансовые инструменты для поддержания дневного баланса спроса и предложения. Среди таких инструментов хранилища газа высокого и низкого давления, пиковые месторождения. Которые могут быть использованы системным оператором для физической балансировки газового потока. Кроме того существуют контракты с потребителями на базисе «бери и плати», специальные системные тарифы, которые взимаются за превышение отбора и недовыбор газа из системы. В России такие инструменты или не используются или принимают очень специальный вид. Российская система поставки газа не обладает необходимой гибкостью для дальнейшего эффективного развития, отсутствуют экономические стимулы для развития справедливого рынка природного газа.
  • Отсутствие справедливой конкуренции. Поскольку ОАО «Газпром» совмещает добычу природного газа и транспортировку его для независимых потребителей, всегда существует соблазн использовать свое ключевое положение для коррекции результатов бизнеса. В моменты невыполнения планов добычи монополия имеет возможность реализовывать чужой газ, нарушая условия его прокачки без каких-либо значимых санкций со стороны собственников газа.
  • Побуждение к продаже газа на скважине. ОАО «Газпром» заинтересован в приобретении природного газа независимых производителей на скважине по минимальной цене. Таким образом, монополия имеет возможность закрывать дефицит газового баланса не вкладывая дополнительных инвестиционных ресурсов. ОАО «Газпром» обладает достаточно широким спектром аргументов для принуждения независимых к такой форме взаимодействия.

Существует несколько способов, которыми независимые производители реализуют свой газ:

  • Двусторонние краткосрочные контракты. Независимые находят покупателей и затем получают одобрение сделки в ОАО «Газпром», порой не всегда успешно. Цены таких сделок, которые появляются порой в прессе, редко превышают регулируемые цены. Причиной этому является годовой срок контракта. Газ, продаваемый на более краткосрочном базисе стоит несколько дороже. Тем не мене существуют тенденции заключения контрактов на более длительные сроки. Так пятилетнее соглашение между ОАО «» и Самараэнерго предполагает поставку 1,1 млрд.куб.м газа ежегодно (при условии ежегодного получения доступа от ОАО «Газпром»).
  • Поставки по ценам привязанным к ценам ФТС. Цены ФТС в настоящее время достаточно высоки для независимых поставок. Особенно это актуально для районов, расположенных недалеко от мест добычи. Итера реализует часть газа, поставляемого в Свердловскую область по ценам, не превышающим цены ФТС, а ОАО «Новатэк» продает газ в Тюмень, Курган и Архангельскую область по ценам, привязанным к ценам ФТС.
  • Продажа на скважине. ОАО «Газпром» приобретает газ у независимых производителей непосредственно на скважине, хотя этот вид сделки не является выгодным, поскольку предлагаемые при этом цены значительно ниже соответствующих цен ФТС. Согласно данным ОАО «Газпром» в первом полугодии 2003 года только 400 млн. куб.м газа были проданы по такой схеме (ОАО «Новатэк»). Другие источники сообщают о нескоько больших цифрах (7,5 млрд. куб.м в год). Наиболее известным является контракт заключенный с ОАО «Лукойл» на приобретение 8,75 млрд. куб.м в течение 2005-2006 годов.
  • Продажа оптовым перепродавцам. Ряд таких организаций работает на российском газовом рынке. Из них наиболее известной является Транснафта (ее деятельность широко описывалась в связи с кризисом поставок газа в Белоруссию в 2004 году). Основной задачей таких компаний является получение доступа и поиск конечных потребителей.
  • Локальные поставки газа в изолированных территориях. В регионах, не связанных с системой газоснабжения ОАО «Газпром», таких как Норильск, Якутия и Сахалин, газ поставляется независимыми от ОАО «Газпром» производителями непосредственно потребителям. Однако цены в этих сделках устанавливаются .

Кроме того можно отметить наличие двух торговых площадок, учрежденных в целях развития спотового рынка газа в России, однако в настоящее время практически не проводящих значительных операций:

  • Торговая площадка ООО «Межрегионгаз».
  • Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса.

Анализ позиции Газпрома

Логика ОАО «Газпром» в построении такой схемы очевидна. Оперативный контроль за доступом к инфраструктуре позволяет монополисту сохранять свое ключевое преимущество — право выбора рынков сбыта.

Если к середине 90-ых годов прошлого века ОАО «Газпром» подошел полным монополистом в сбыте, то далее процессы создания новых независимых газовых компаний стимулировали выделение для них отдельных «ареалов питания» — регионов, где монополист позволил по ряду причин организовывать независимый сбыт газа. Наряду с полной передачей функций сбыта независимым поставщикам (Свердловская область) были реализованы и смешанные схемы, где поставкой газа занимаются независимые производители, но собственно распределение и реализация контролируется ОАО «Газпром» (Курганская область). Отсутствие унификации объясняется противоречиями в сбытовой политике, возникшими между ОАО «Газпром» и его сбытовым подразделением — ООО «Межрегионгаз». Традиционная тяга ОАО «Газпром» к централизации управления дала сбой в бизнесе реализации газа. В силу большого размера страны и наличия множества разносторонних интересов местных политических и бизнес-элит ООО «Межрегионгаз» был вынужден в начале нового века свернуть программу централизации и дать серьезные полномочия своим региональным сбытовым компаниям. Реализация этих полномочий и привела к возникновению различных форм работы с «независимым газом».

Но, как и любое «право первой ночи», право первым выбирать рынки сбыта действительно, лишь до тех пор, пока принимается остальными сторонами. Набравшие силу независимые производители начали устанавливать прямые отношения с крупными потребителями природного газа — энергетиками, региональными администрациями, крупными химическими холдингами. ОАО «Газпром» не может более игнорировать эти отношения и в ряде случаев вынужден под давлением потребителей выдавать разрешения на поставки «независимого газа» в интересные для него регионы. При этом ограниченный срок таких разрешений оставляет ситуацию «на коротком поводке».

Приватизация и продолжающийся процесс восстановления технологических цепочек в производстве выводят на арену взаимодействия по вопросам газового потребления все новых мощных игроков. Агрессивные производственные холдинги, в условиях тотальной газовой зависимости, опускаются по производственной цепи все ниже и все чаще приходят к проблемам поставки газа. Новые политические задачи и связанные с ними полномочия местных и региональных властей изменяют отношение политиков к условиям газоснабжения регионов. Значительные изменения бизнес-среды и политического окружения приводят ОАО «Газпром» к необходимости смены позиций.

В настоящее время идут следующие преобразования. При постоянном повышении отпускной цены природного газа на внутреннем рынке ОАО «Газпром» проводит следующий раунд тотальной централизации сбыта, но теперь уже вне головной компании. Организуется формально отдельный сбытовой бизнес. В плате за поставляемый газ выделяется плата за снабженческо-сбытовые услуги, направляемая на финансирование местных сбытовых компаний. Все контролируемые ОАО «Газпром» пакеты газораспределительных организаций передаются в собственность новой дочерней компании ОАО «Газпром» — ООО «Газпромрегионгаз». Организуется постоянное политическое давление по вопросу передачи пакетов акций в эту компанию. Вводится плата за калорийность. Таким образом, административная процедура контроля качества (и взимания корректирующей оплаты) возлагается на региональную сбытовую компанию, хотя фактический лабораторный контроль продолжает проводиться в транспортных компаниях холдинга.

Тем не менее, ОАО «Газпром» до сих пор не намерен уравнивать в правах внутренних и внешних потребителей. Причиной тому является не столько экономическая привлекательность (рост цен на газ на внутреннем рынке уже к 2006 году выровняет их с равновесной ценой поставок на экспорт), сколько различные правовые основания при заключении контрактов — различная нормативно-законодательная база и история коммерческих отношений.

В частности западные оптовые покупатели российского газа имеют возможность заключения долгосрочных контрактов, гарантирующих им предсказуемость развития бизнеса на 5, 10, 15 лет. В то время как российские предприятия вынуждены отспаривать свое право на приобретение газа ежегодно.

ОАО «Газпром» утверждает, что по рыночной цене российский потребитель может получить практически любое количество природного газа, которое способна прокачать в точку потребления транспортная система. Однако при этом все долгосрочные договора, даже если их удается подписать, требуют ежегодного утверждения их параметров со стороны ОАО «Газпром».

Экспортный контракт не только однозначно определяет цену на момент поставки газа, но и гарантирует такую поставку независимо от ситуации с транспортными мощностями. Иностранный потребитель фактически застрахован от проблем ОАО «Газпром» по управлению собственным имуществом (газотранспортной системой). Для российского же потребителя это постоянный не контролируемый им риск, который нельзя снять или уменьшить никакими средствами со стороны потебителя.

В то же время расчеты показывают, что средняя цена тысячи кубометров газа «Газпрома» в прошлом году, когда эффект высоких цен на нефть уже начал действовать, оказалась на 4-5 долл. ниже прогнозной (137 вместо 141 долл.). Т.е. концерн «недобрал» около 600 млн долл. экспортной выручки. По мнению экспертов, это произошло из-за рыночных ограничений, а именно: наличия конкуренции между поставщиками газа. Дело в том, что в экспортных контрактах оговаривается объем газа, который не подпадает под режим take or pay (бери или плати). Покупатель может без санкций отказаться от его покупки у «Газпрома» и купить у другого поставщика. Не исключено, что есть практика определения цены этих объемов на дополнительных переговорах в каждом конкретном случае, и «Газпром» на них может быть более гибким. Причем чем выше цена газа в контракте, тем острее будет конкуренция с другими продавцами, готовыми заместить эти объемы. К тому же, согласно данным британской консалтинговой компании Gas Strategies, на 15 европейских газовых рынках сейчас существует избыточное предложение, составляющее примерно 5%, что и приводит к усилению конкуренции.

Аналогичные положения на европейском рынке не допустимы, в связи с наличием реальной альтернативы газовых поставщиков. Заключение подобных договоров в России возможно исключительно в связи с существованием отраслевой монополии. А значит и разрешаться такая ситуация должна путем государственного регулирования этих вопросов.

Однако реально государственное регулирование в России до сих пор касалось преимущественно вопросов цены. Запланированный Правительством РФ дальнейший рост цен на газ в сложившейся ситуации может привести к значительным отрицательным эффектам в экономике страны. Поскольку внутренний рынок уже в течение ближайших лет становится экономически более привлекательным, то наличие монополистического давления со стороны предприятий холдинга ОАО «Газпром» приведет к форсированию позиции «выкручивания рук» российским потребителям газа.

Цены на газ — мощнейший рычаг управления инфляцией. Отсутствие рынка и рыночных механизмов установления цен приводит к грубому управлению этим макроэкономическим параметром, что вызывает немедленную реакцию всей экономики.

В целях планируемого поступательного увеличения ВВП необходимо внедрить стабилизирующие механизмы управления ценами на природный газ. Среди таких механизмов в текущей ситуации наиболее реализуемыми и эффективными могут стать долгосрочные контракты. На следующем этапе необходимо перейти к формированию реального рынка газа, базирующегося на базисе долгосрочных контрактов.

Приложение 1

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о создании системы газопроводов для транзита российского газа через территорию Республики Польша и поставках российского газа в Республику Польша.

(выдержки)

Статья 3.

3. Российская Сторона обеспечивает постепенно увеличение объемов поставок природного газа в Республику Польша по создаваемой системе транзитных газопроводов до уровня 14 млрд. куб.м в год к 2010 году сверх объемов поставок по действующей в настоящее время транспортной системе.

Конкретные объемы, условия и сроки поставки природного газа будут определяться соответствующими контрактами между хозяйствующими субъектами Сторон с учетом возможностей, определяемых техническим состоянием систем магистральных газопроводов.

Статья 8.

Природный газ, поставляемый из Российской Федерации в Республику Польша из системы транзитных газопроводов для нужд Республики Польша не будет реэкспортироваться в третьи страны.

Протокол между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша

(выдержки)

Статья 1

1. Российская Сторона обеспечит условия для поставки природного газа в страны Западной Европы через территорию Республики Польша и в Республику Польша, а Польская Сторона обеспечит условия для его транспортировки по создаваемой системе транзитных газопроводов в следующих согласованных объемах по годам…

Стороны отмечают, что в контрактах, заключаемых в соответствии с настоящим Протоколом, объемы транзита и поставок могут уточняться.

Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины на 2005 год

(выдержки)

Статья 1

В соответствии со статьей 1 Соглашения Российская Сторона гарантирует подачу природного газа через открытое акционерное общество «Газпром» в объеме 128,1 млрд. куб. метров для транзита по территории Украины, в том числе в европейские страны в объеме до 112 млрд. куб. метров.

Статья 2

Ставка платы за транзит по территории Украины 1000 куб. метров российского природного газа на 2005 год устанавливается в размере 1,09375 доллара США на каждые 100 километров. Цена природного газа, поставляемого в оплату услуг по транзиту, устанавливается в размере 50 долларов США за 1000 куб. метров газа.

Статья 3

В соответствии с частями первой и второй статьи 2 Соглашения Российская Сторона гарантирует проведение открытым акционерным обществом «Газпром» расчетов за оказанные услуги по транзиту путем передачи Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» природного газа в объеме 23 млрд. куб. метров для обеспечения баланса газа Украины, а в отношении оставшейся суммы — путем выплаты денежных средств.

Статья 4

Согласованные в настоящем Протоколе экономические показатели и порядок расчетов будут предусмотрены в дополнении на 2005 год к долгосрочному контракту между Национальной акционерной компанией «Нафтогаз Украины» и открытым акционерным обществом «Газпром» об объемах и условиях транзита российского природного газа через территорию Украины на период с 2003 по 2013 годы, заключенному 21 июня 2002 г.

Статья 5

Стороны подпишут до 1 июля 2005 г. протокол на 2006 год к Соглашению.

Статья 6

В соответствии с частью третьей статьи 2 Соглашения Российская Сторона гарантирует транзит в 2005 году среднеазиатского природного газа для газоснабжения потребителей Украины в объеме 37 млрд. куб. метров, осуществляемый на контрактной основе между хозяйствующими субъектами по территории Российской Федерации на условиях, аналогичных условиям, изложенным в статье 2 настоящего Протокола, исходя из ставки платы за транзит в размере 1,09375 доллара США за 1000 куб. метров газа на каждые 100 километров. В случае если объем среднеазиатского газа будет уменьшен до 34 млрд.куб.метров, то объем газа, поставляемого открытым акционерным обществом «Газпром» в соответствии со статьей 3 настоящего Протокола, будет увеличен до 26 млрд.куб.метров….

Ямбургские соглашения

В соответствии с Ямбургскими соглашениями Германская Демократическая Республика, Польская Народная Республика, Чехословацкая Социалистическая Республика, Народная Республика Болгарии и Венгерская Народная Республика принимали участие в освоении Ямбургского газового месторождения, сооружении газопровода на участке Ямбург-западная граница СССР, а также в строительстве ряда промышленных и социально-бытовых объектов на территории СССР.

В рамках Ямбургских соглашений вышеназванные государства обязались выполнить на территории СССР строительно-монтажные работы, осуществить поставки труб большого диаметра, поставить машины, оборудование, материалы и товары народного потребления, предоставить СССР средства в свободно конвертируемой валюте.

СССР обязался осуществить расчеты за выполненные работы и предоставленные материальные ценности поставками в эти страны природного газа в предусмотренном соглашениями объемах.

В Ямбургских соглашениях цены поставок природного газа не фиксировались и устанавливались на основе принципов и методологии ценообразования СЭВ, действовавших в период этих поставок.

Приложение 2

Добыча газа в России в 2003 году, млн. куб.м

Компания

Природный газ

Нефтяной газ

Всего

Газпром

538933,4

1246,3

540179,7

Нефтяные компании, в т.ч.

4382,2

36107,0

40489,2

Сургутнефтегаз

13882,6

13882,6

Роснефть

3362,6

3649,4

7012,0

ТНК-ВР, в т.ч.

447,4

6361,1

6808,5

ТНК

10,0

4963,4

4973,4

Лукойл

529,4

4239,8

4769,2

ЮКОС

14,6

3433,2

3447,8

1984,9

1984,9

Сиданко

437,4

1397,7

1835,1

Славнефть

822,5

822,5

Татнефть

728,0

728,0

Русснефть

665,2

665,2

Башнефть

28,0

340,5

368,5

Прочие производители природного газа, в т.ч.

38139,0

 

38139,0

Таркосаленефтегаз (фактически, Новатэк + Итера)

14033,1

14033,1

Пургаз (2) — доля Итеры

7455,8

7455,8

Нортгаз

4000,1

4000,1

Норильскгазпром

3405,6

3405,6

Юрхаровнефтегаз (фактически, Новатэк)

3066,4

3066,4

Пурнефтегазгеология (фактически, Новатэк)

2250,1

см. ниже

2250,1

Роспан (фактически, ТНК + Юкос)

1492,6

1492,6

Якутгазпром (фактически, Юкос)

1360,0

1360,0

Ханчейнефтегаз (фактически, Новатэк)

632,0

632,0

Уралнефтегазпром

134,6

см. ниже

134,6

Печоранефтегазпром («внучка» Газпрома)

118,6

118,6

Стимул

48,1

см. ниже

48,1

Калмгаз

37,6

37,6

Геолбент (фактически, Новатэк + Юкос)

29,1

см. ниже

29,1

Адыгеянефтегаз

27,8

27,8

Новатэк

25,5

25,5

Прочие

20,9

20,9

Прочие производители нефтяного газа, в т.ч.

 

1334,0

1334,0

Ваньеганнефть

586,4

586,4

Стимул

см. выше

192,3

192,3

Белые ночи

139,5

139,5

Петросах

95,7

95,7

Прочие

78,6

78,6

Пурнефтегазгеология

см. выше

60,3

60,3

Енисей

49,7

49,7

Югранефть

37,4

37,4

Геолбент

см. выше

28,4

28,4

Черногорское

25,6

25,6

Уралнефтегазпром

см. выше

13,9

13,9

Хантымансийскнефтегазгеология

13,8

13,8

Полярное сияние

12,4

12,4

Операторы

183,7

183,7

Всего по России:

581454,5

38871,0

620325,5



[1] Российское Правительство до сих пор считает целесообразным придерживаться парадигмы Единого Экспортного Канала в вопросах поставок газа за рубеж. В связи с этим все экспортные поставки, осуществляемые прочими компаниями в реальности контролируются ОАО «Газпром». Поэтому здесь и далее указывается весь экспорт российского газа, хотя формально это и не является корректным.[2] На практике данная форма договора именуется «трехсторонней» поскольку в ней участвует три субъекта, хотя юридически таковой и не является.

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Долгосрочные контракты: Краткий анализ существующих экспортных контрактов отключены

Комментарии закрыты