Wingas сдал SEL. Чтобы обеспечить прием газа из «Северного потока»

19.12.2008
Источник: Газета "Время Новостей"
Автор: Алексей ГРИВАЧ
Дата публикации: 20.11.08

Сегодня в Берлине начинаются официальные слушания по поводу судьбы трубопроводов OPAL и NEL, которые должны стать транзитными коридорами по доставке на европейские рынки газа из «Северного потока». Консорциум Wingas и E.ON Ruhrgas, реализующий эти проекты, должен добиться исключения двух газопроводов из общих правил регулирования, т.е. получить на будущее преимущественное право доступа к транспортным мощностям OPAL и NEL. Соответствующее прошение в Федеральное сетевое агентство Германии было подано компанией в июле 2008 года. Для пущего эффекта Wingas вчера демонстративно отказался от реализации другого проекта — газопровода SEL в южной части Германии, обвинив национальный энергетический регулятор в создании условий неопределенности с возвратом инвестиций. Если эта мера не поможет, строительство «Северного потока», который и так сталкивается с сопротивлением ряда балтийских стран Европы, может стать еще более проблематичным. С другой стороны, это будет означать, что политическая поддержка газопровода в Германии на деле не так сильна, как об этом говорят высокопоставленные политики, включая канцлера Ангелу Меркель.

«Оператор магистральных газопроводов Wingas Transport немедленно прекращает проектирование и строительство 500-километрового газопровода SEL на юге Германии», — говорится в сообщении компании. Свое решение транспортная «дочка» совместного предприятия Wintershall (50% плюс 1 акция) и «Газпрома» мотивирует тем, что «законодательство, касающееся эксплуатации и развития сетей магистральных газопроводов в Германии, содержит все больше неясностей». Более того, Wingas Transport прямо заявляет, что «гарантий устойчивой и долгосрочной рентабельности газопроводного строительства на условиях конкуренции в Германии более не существует». Дело в том, что согласно недавнему решению Федерального сетевого агентства Германии тарифы на пользование газопроводами (которые сооружались и эксплуатировались на условиях конкуренции с другими межрегиональными компаниями) впредь будут назначаться ведомством на основе анализа обоснованных затрат на строительство и операционных издержек, а не определяться на договорной основе.

Еще 23 сентября регулятор распространил новые правила на компании E.ON Gastransport, Wingas Transport Services and Gasunit Deutschland, которые управляют двумя третями сетевого хозяйства страны. А еще через месяц система утверждения тарифов на транспортировку по магистральным газопроводам была распространена на остальных игроков Dong Energy, Eni Gas Transport, Erdgas Muenster Transport, Gaz de France Deutschland Transport, Ontras-VNG Gastransport, RWE Transportnetz Gas and StatoilHydro Deutschland. Ведомство обосновало свои действия необходимостью бороться с использованием доминирующего положения владельцами этих сетей.

Wingas Transport первым из «обиженных» Федеральным сетевым агентством объявил о заморозке нового газопроводного проекта. Газопровод SEL протяженностью около 500 км планировалось проложить от Бургхаузена, в районе германо-австрийской границы, до Лампертхайма в земле Гессен. Инвестиции оценивались более чем в 600 млрд евро. Фактически, эта труба должна была соединить газтранспортную систему Австрии с сетью Wingas. А главное — позволить доставлять в юго-западную Германию и Бельгию газ из австрийского подземного хранилища «Хайдах» (Wingas инвестирует в его строительство вместе с «Газпром экспортом» и местной компанией RAG).

Впрочем, судя по всему, объявили о приостановке инвестиционного проекта именно вчера не случайно. И раньше было понятно, что до принятия инвестиционного решения о расширении емкости «Хайдаха» (оно также тормозится сложными переговорами с австрийским регулятором о возможности резервирования инвесторами большей части мощностей ПХГ) о строительстве SEL говорить преждевременно. Однако упустить возможность оказать воздействие на немецкие власти в преддверии слушаний по OPAL и NEL было бы слишком расточительно.

Транзитные газопроводы OPAL и NEL проектируются совместным предприятием Wingas (80%) и E.ON Ruhrgas (20%), и должны быть введены строй в 2011 году для приема газа из первой нитки «Северного потока». OPAL планируется проложить от Грайфсвальда (где на сушу и выйдет балтийская магистраль) через восточно-германские земли к границе с Чехией. Он соединит «Северный поток» с газопроводами Jagal и Stegal, принадлежащими Wingas. Пропускная способность трубы должна составить до 38 млрд кубометров уже после запуска второй нитки трансбалтийского коридора. NEL, который пойдет через северные территории Германии в сеть E.ON Ruhrgas и далее к Нидерландам и Бельгии, сможет транспортировать до 20 млрд кубометров в год.
Алексей ГРИВАЧ

Туманное будущее SEL
Wingas официально отказалась от строительства трубопровода
Wingas GmbH, совместное предприятие (СП) «Газпрома» и германской Wintershall AG, отказалась от строительства Южно-Германского газопровода (SEL) протяженностью 500 км и стоимостью 600 млн евро, говорится в сообщении компании. Отказ от планов Wingas объясняет, в частности, введением ценового регулирования тарифов на транспортировку газа, которое угрожает рентабельности проекта. Эксперты не исключают, что таким образом Wingas стремится избавить от тарифного регулирования еще два своих газопровода, которые должны поставлять газ по Nord Stream.
Газопровод SEL, совместный проект Wingas и E.ON Ruhrgas, должен был связать один из приемных пунктов на австрийско-немецкой границе Burghausen с немецкой системой газопроводов. Burghausen — один из важнейших пунктов торговли и хранения для российского газа на пороге Европы.
Отказ от строительства SEL Wingas объясняет тем, что не видит перспектив для его долгосрочной экономической жизнеспособности в Германии. «Прежде чем новые большие инвестиционные решения могут быть приняты, должен быть разъяснен вопрос того, как энергетическая инфраструктура может коммерчески использоваться в будущем», — сказал глава Wingas Transport GmbH (филиал Wingas GmbH) Инго Нойберт, слова которого приводятся в сообщении компании.
Еще одной причиной остановки реализации проекта Wingas называет недавнее решение Федерального сетевого агентства Германии о том, чтобы определять тарифы на транспортировку трубопровод¬ного транспорта самим агентст¬вом, а не на рыночных условиях. В Wintershall заявили, что таким образом регулятор оказывает давление на операторов трубо¬проводов, а принятое им решение приведет к сокращениям платы за транспортировку газа и, соответственно, доходов операторов, пишет Reuters. Впрочем, как отметили РБК daily в Wingas, совсем исключать возможности возврата к проекту SEL нельзя.
Представитель E.ON заявил Bloomberg, что компания еще не решила, откажется ли она от проекта SEL. Однако в одиночестве компания не сможет построить газопровод в том виде, в каком он запланирован. Сотрудник холдинга также отметил, что E.ON, Wingas и нидерландская газотранспортная компания Gasunie (владеет несколькими трубопроводами в Германии) подали в суд Дюссельдорфа жалобу на решение регулятора по тарифам.
Стоит заметить, что решение по SEL появилось за день до официального слушания по поводу того, должны ли два других трубопровода Wingas, OPAL и NEL, связанные с российским газопроводом Nord Stream, быть освобождены от тарифного регулирования. По данным Reuters, OPAL и NEL намерены построить Wintershall и E.ON, чтобы транспортировать газ с Nord Stream к Чешской Республике и Западной Европе соответственно. Потенциальные инвесторы утверждают, что тарифы для трубопроводов не должны регулироваться, поскольку они предназначены просто для транзита.
Естественно предположить, что таким образом Wingas пытается добиться преимуществ для OPAL и NEL, намекая, что их строительство также может оказаться невыгодным, говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. На планы «Газпрома» относительно Nord Stream это в любом случае не повлияет, его задача доставить газ до определенной точки, а как он пойдет дальше от большой трубы, уже не его забота. Однако Wingas частично принадлежит монополии, и ей выгодно участвовать в поставках газа конечному потребителю. Так что вряд ли Wingas откажется от OPAL и NEL, но, возможно, для них удастся добиться если не отмены, то более мягкого регулирования тарифов на прокачку газа.
Что касается SEL, то Wingas и сама Германия сейчас занимают выжидательную позицию в отношении строительства инфраструктурных объектов, так как хотят реально оценить потребность страны в газе, увидеть начало строительства того же Nord Stream и Nabucco, отмечает эксперт. После этого, если потребность в трубопроводах действительно возникнет, идея SEL или альтернативы ему снова может возродиться. Строительство этой трубы позволило бы Wingas увеличить общую протяженность своих трубопроводов на 25%, до 2500 км, и компания теоретически смогла бы перекачивать до 27—29 млрд куб. м., подсчитал г-н Лютягин.
ЮЛИЯ НАЗАРОВА
20.11.2008 РБК

Теги: |Рубрики: Северный Поток | Комментарии к записи Wingas сдал SEL. Чтобы обеспечить прием газа из «Северного потока» отключены

Комментарии закрыты