Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК

07.07.2008
Источник: Группа ЭРТА
Дата публикации: 30.03.08
ERTA Group

2430 марта

Налогообложение нефтяной и газовой отраслей стало ключевой темой обсуждения на прошедшей неделе. Министерство финансов, которое так и не добилось повышения налога на добычу полезных ископаемых в части газа, неожиданно поддержало инициативу небольшого снижения нефтяного НДПИ. Скорее всего, такая позиция ведомства А.Кудрина сформировалась из-за серьезных опасений руководства страны, связанных с негативными тенденциями в сфере нефтедобычи, что в перспективе сулило проблемами с налогооблагаемой базой. Кроме того, пересмотр формулы взимания налога на добычу нефти стал аппаратным компромиссом между требованиями существенного облегчения фискального бремени на экономику страны и необходимостью наращивать социальные и прочие госрасходы в ближайшие годы. В итоге вопрос об уменьшении ставки НДС отложен до 2010 года, когда правительство должно вернуться к обсуждению газового НДПИ, а роль показательного налогового послабления получили нефтяники, которые в последние годы стали главным источником бюджетного благополучия РФ. 

24 марта Владимир Путин провел отложенное ранее из-за отпуска главы «Газпрома» совещание по газовому НДПИ. В обсуждении принимали участие избранный президент Дмитрий Медведев, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, премьер-министр Виктор Зубков, глава президентской администрации Сергей Собянин, министр финансов Алексей Кудрин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина и помощник президента РФ Игорь Шувалов. В ходе совещания было принято окончательное решение не трогать ставку налога (с 2006 года составляет 147 руб. за тыс кубометров) до выхода внутренних цен на газ на уровень равнодоходности с экспортными поставками, запланированного на 2011 год. Это стало также системообразующей  точкой для комплекса текущих налоговых инициатив. Минфину удалось добиться отсрочки по предоставлению инициатив в сфере снижения НДС, о которых ранее заявляли Владимир Путин и Дмитрий Медведев, предлагая меры по стимулированию экономического роста. В итоге А.Кудрин будет готовить предложения по НДС лишь к августу, а сам министр заявляет, что касаться они будут 2010-2011 годов. То есть периода, когда Кремль готов вернуться к обсуждению дополнительных изъятий из газовой отрасли.

«Газпром» мотивировал необходимость заморозить ставку НДПИ масштабными инвестиционными планами в ближайшие два года. В инвестиционном меморандуме к очередному выпуску евробондов он оценил уровень капитальных вложений в 2009-2010 гг в размере 670 и 850 млрд руб. соответственно (около 30 и 40 млрд долларов) при минимуме долгосрочных финансовых вложений (в приобретение активов). В том же меморандуме приводятся предварительные итоги инвестирования в добычу и транспортировку газа в 2007 г., когда концерн дважды в течение отчетного периода снижал инвестпрограмму: на 5% до 156 млрд руб. — в транспортные проекты, на 12% до 138 млрд руб. — в добычу. В итоге фактические капвложения, включая газификацию и геологоразведку оказались на уровне 330 млрд руб. Следует также отметить, что сами инвестиционные программы на 2009-2010 гг еще не утверждены, а традиционное качество их подготовки заставляет сомневаться в эффективности этих вложений.

Помимо газовых компаний дивиденды из налоговой дискуссии неожиданно извлекли нефтяники. На коллегии Минэкономразвития, которая состоялась на следующий день после совещания в Кремле, А.Кудрин сообщил, что внесет в правительство предложения по снижению в 2009 году фискальной нагрузки на нефтяные компании примерно на 100 млрд рублей.  Предложения касаются изменения корректирующего коэффициента, который используется при расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в нефтяной отрасли. Они позволят снизить налоговую нагрузку с каждой тонны на 6 долларов. Изначально инициатива изменения коэффициента исходила от Минпромэнерго (которое получало многочисленные обращения нефтяных компаний, предупреждавших о кризисе инвестиций в добычу нефти), которое обосновывает необходимость принятия таких изменений стагнацией добычи нефти, наблюдаемой в начале 2008 года. При принятии этой формулы разработчики исходили из того, что величина 9 долл. за баррель характеризует себестоимость производства, а налог берется в независимости от издержек, просто с тонны добываемого полезного ископаемого. В итоге Минфин согласился, что формула, принятая 6 лет назад, уже себя не оправдывает, поэтому нужно каким-то образом ее модифицировать. В связи с этим, по его словам, было принято решение с 2009 года изменить формулу, увеличив величину себестоимости с 9 до 15 долл. за баррель.

Российские нефтяные компании в прошлом году только в виде НДПИ заплатили в бюджет около 48 млрд долл. При том, что сейчас годовые сборы за добычу газа со всех вместе взятых компаний составляют около 100 млрд рублей или в 12 раз меньше, чем платят нефтяники. В этом контексте 100 млрд рублей снижения нефтяных изъятий на всех выглядят символической уступкой, но с другой стороны лучше, чем ничего. Тем более, что правительство уже близко подошло к введению новых жестких инвестиционных обязательств на нефтяные компании, связанных с требованиями утилизации попутного нефтяного газа. Вопросы закрепления 95-процентного уровня переработки ПНГ и принятия суровых санкций за несоответствие этим требованиям были рассмотрены на заседании правительственной комиссии по ТЭК на прошлой неделе.

28 марта Минфин внес в правительство «Основные направления налоговой политики на 2009-2011 годы», в которых эти инициативы нашли свое отражение.

2. Развитие инфраструктуры и госполитика в ТЭК

2.1 Правительственная комиссия по ТЭК отправила на доработку предложения Минпромэнерго по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), одобрив основные целевые установки. А именно — выход к 2011 году на уровень утилизации ПНГ в размере 95% его добычи, освоение всех скважин счетчиками (ранее Минприроды предлагало запретить эксплуатацию скважин, не оборудованных счетчиками, с середины 2008 года), а также преимущественный прием газа, полученного в результате переработки ПНГ, в газотранспортную систему «Газпрома». Но при этом комиссия вполне справедливо посчитала, что присутствующих в проекте стимулов для переработки ПНГ недостаточно.

Речь шла как об ужесточении штрафов за сжигании газов, на чем настаивает Ростехнадзор, так и об экономических механизмов поощрения инвестиций в утилизацию попутного газа.

С инициативой по одной из таких мер — отменить пошлину при экспорте сжиженных углеводородные газов (СУГ, пропан-бутановые фракции), произведенных в результате переработки попутного нефтяного газа — выступил «Газпром». Соответствующее предложение газовый концерн уже направил в правительство, Минпромэнерго и МПР. Сейчас экспорт СУГ облагается пошлиной, привязанной к котировкам цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках. В то же время четкой идеи, каким образом обеспечить преимущественное принятие в ГТС сухого отбензиненного газа, полученного после переработки ПНГ, учитывая отдаленность месторождений, слабую развитость межпромысловой инфраструктуры и т.д. пока нет. И на сегодняшний день единственным готовым решением в рамках задачи по утилизации попутного газа является принятое правительством в феврале постановление о либерализации цен на ПНГ, поставляемый на газоперерабатывающие заводы.

Кроме того, на фоне правительственного интереса к теме ПНГ активность проявил вице-спикер Госдумы Валерий Язев, который, похоже, после ухода с поста главы комитета по энергетике, транспорту и связи (получив формальное повышение он в значительной мере утратил возможности влиять на законотворческий процесс) пытается остаться в центре событий. Хотя на заседании комиссии он не присутствовал, в этот день от его лица было заявлено о намерении внести в нижнюю палату законопроект «О попутном нефтяном газе», отказавшись сообщать подробности идеи.

2.2 С критикой инициативы Минпромэнерго о переходе на погодовое формирование графиков экспорта нефти и закрепления направлений за конкретными компаниями не на 1 квартал (как сейчас), на все четыре, выступила ФАС. Более того, увеличившая в последнее время активность антимонопольная служба направила на согласование в министерства новый порядок формирования графиков экспорта нефти, который, по мысли авторов, обеспечит нефтяным компаниям равный доступ не только к трубе «Транснефти», но и к наиболее выгодным экспортным направлениям.

Глава Минпромэнерго приказом от 27 февраля N79 утвердил рекомендации по подготовке экспортных графиков. Рекомендациями был введен ежегодный, а не ежеквартальный порядок формирования графиков, а все полномочия по их составлению передавались главе департамента нефтегазового комплекса Минпромэнерго Владимиру Кузнецову. Решение принято по просьбе крупных нефтяных компаний.

ФАС разработала проект постановления правительства «О недискриминационном доступе производителей нефти к терминалам системы магистральных нефтепроводов для вывоза нефти за пределы территории РФ». Согласно документу в заявках компании указывают, какие направления для них являются приоритетными. Если после суммирования заявок выясняется, что по направлению пропускной способности на всех не хватает, то доступ организуется пропорционально заявкам. Затем идет распределение по другим направлениям, следующим по степени приоритетности, указанным компаниями. В то же время шансов на прохождение инициативы ФАС немного из-за объективно низкого аппаратного веса ведомства. Более вероятным является отмена рекомендаций Минпромэнерго и возврат к поквартальным графикам.

2.3 Административное развитие получила ситуация вокруг газопроводной системы , контроль над которой «Роснефть» категорически отказалась передавать «Газпрому» в середине марта устами Сергея Богданчикова. После заявление президента «Роснефти», которые противоречили поручениям бывшего первого вице-премьера, а ныне избранного президента Дмитрия Медведева, состоялось предсказуемое вмешательство из Кремля и Белого дома. Минпромэнерго получило указание срочно разобраться и представить предложения по выполнению медведевского поручения. В результате консультаций между ведомством и компаниями на прошлой неделе возобновились переговоры «Газпрома» и «Роснефти» на корпоративном уровне, первый вице-президент нефтяной компании Сергей Кудряшов обсудил с зампредом правления «Газпрома» Александром Ананенковым вопросы взаимодействия компаний в области газоснабжения субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федерального округе.

«Роснефть» владеет газопроводом и контролирует блокпакет акций в компании «Дальтрансгаз», которая построила продолжение этой трубы до Хабаровска. В прошлом году «Газпром» подготовил программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и реализации газа, и этот газопровод должен был стать отправной точкой для формирования системы газоснабжения в этой части страны (естественно, «Газпрому» отводил себе роль владельца и оператора трубы). Судя по всему, привлекательность газовой трубы с Сахалина для нефтяной госкомпании резко возросла. И связано это с принятием постановления правительства, согласно которому газовые месторождения федерального значения и в том числе Киринский блок на шельфе Сахалина («Роснефть» и «Газпром» ведут за него отчаянную аппаратную борьбу друг с другом) могут быть без аукциона и конкурса отданы владельцу газотранспортной системы.

«Роснефть» аргументировала свое нежелание продавать газопровод, опасениями, что она как крупный игрок на сахалинском шельфе и в недалеком будущем потребитель газа на Дальнем Востоке (после строительства НПЗ или нефтехимического комплекса в бухте Козьмино, конечной точка нефтепровода ВСТО станет крупным промышленным потребителем газа в регионе) опасается дискриминации со стороны «Газпрома», как это происходит в Западной Сибири, где газовый концерн отказывается подключать к системе Харампурское месторождение.

2.4 Совет директоров «Газпрома» одобрил стратегию производства и поставок сжиженного природного газа (СПГ). Его принятие тормозилось обсуждением проекта «Балтийский СПГ» и некоторой неопределенностью с иностранными партнерами по реализации первой фазы Штокмановского месторождения, которое должно стать основой выхода «Газпрома» на рынок атлантического бассейна с собственным сжиженным газом.

Документ в целом засекречен. Однако в прессу просочились некоторые базовые цифры планов «Газпрома» в этой сфере. Стратегия предусматривает три сценария развития мощностей СПГ до 2030 года — консервативный, умеренный и агрессивный. Минимальные расходы на создание мощностей СПГ в случае реализации консервативного сценария составляют 45 млрд долл. к 2030 году, затраты на агрессивный сценарий стратегии превышают 60 млрд. долл.

В то же время возможности для развития СПГ на базе шельфовых месторождений России на сегодняшний день выглядят крайне ограниченно. Из относительно готовой ресурсной базы можно только сахалинский шельф и Штокмановское месторождение. На Сахалине уже реализуется проект «Сахалин-2», в котором «Газпром» в прошлом году получил 51%, но оперировать экспортом у него не получится, поскольку оператор проекта Sakhalin Energy уже осуществила маркетинг газа, на 98% законтрактовав 9,6 млн т в год с потребителями на долгосрочной основе.

Что касается Штокмана, то в рамках первой фазы освоения планируется, что только половина добываемого газа будет экспортироваться в сжиженном виде (7,5 млн т при годовой добыче 23,7 млрд кубометров). Всего предусмотрено три фазы с выходом на проектный уровень добычи — 71 млрд кубометров — к 2020 году. Однако исходя из экономической целесообразности существования сухопутного экспорта газа со Штокмана (по газопроводу мощностью 30 млрд кубометров в год через территории Мурманской области и Карелии в «Северный поток»), на ресурсной базе Штокмана может быть построено только три очереди завода по СПГ. То есть, в лучшем случае всего 22,5 млн т в год. Кроме того, есть вероятность строительства дополнительно третей очереди завода в рамках проекта «Сахалин-2» мощностью 4,8 млн т под газ с проектов «Сахалин-1» или «Сахалин-3» (пока что находится в нераспределенном фонде недр).

Остальные проекты как Ямал-СПГ (на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения) или создание завода на базе Харасавейского месторождения на полуострове Ямал представляются в крайне туманном виде из-за непреодолимых на сегодняшний день климатических условий (прежде всего, ледовой обстановки, нивелирующей экономические преимущества морской транспортировки).

3. Слияния, поглощения, сделки

3.1 Проект по изъятию контрольных пакетов акций шести ведущих компаний башкирского ТЭК у структур Урала Рахимова в доход государства получил неожиданное развитие. Налоговая служба, которая выиграла судебную тяжбу по этому вопросу, направила в суд ходатайство изменить получателя акций с федерального Росимущества на администрацию Башкирии. Такая инициатива истца была бы невозможна без соответствующей санкции из Кремля, где, по видимому, решили усилить президента Башкирии Муртазу Рахимова в противостоянии с набравшим значительный политический вес в республике сыном Уралом.

Налоговые органы предъявили иски их ст. 169 Гражданского кодекса (взыскание имущества в доход РФ за совершение сделок, цель которых противна основам правопорядка и нравственности) к ООО «Юрюзань-инвест», «Агидель-инвест», «Урал-инвест» и «Инзер-инвест» за распыление контрольных пакетов акций компаний «Башнефть», «Уфаоргсинтез», «Уфанефтехим», «Новойл», «Башкирнефтепродукт», Уфимского НПЗ, повлекшее неуплату 42 млрд руб. налогов. Летом 2007 года арбитражный суд Москвы удовлетворил все четыре иска налоговиков, но в Росимущество акции не поступили — в январе кассационный суд приостановил исполнение решений по первым двум делам, попавшим в этот суд.

Следует отметить, что в ходе судебного спора вокруг акций башкирского ТЭК депутаты и члены правительства Башкирии не раз предлагали вернуть акции в республиканскую собственность. Глава республики Муртаза Рахимов заявлял, что ТЭК республики ключевой для формирования бюджета республики. При этом он давал понять, что полное выведение его из-под контроля местных властей если не станет катастрофой, то по крайней мере оставит Башкирию на голодном пайке.

3.2 «Роснефть» через суд заблокировала проведение допэмиссии в ОАО ТГК-11, которая должна была состояться в конце марта. Решение суда и позиция госкомпании вызвали недовольство председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, который пообещал обратиться с официальным письмом к главе Минпромэнерго Виктору Христенко.

ООО «Нефть-актив», аффилированное с нефтяной госкомпанией, предъявило ТГК-11 иск по поводу размещения допэмиссии акций ТГК-11 (26% от увеличенного уставного капитала) и продажа госдоли (28,9%) и суд в качестве обеспечительной меры вынес решение о запрете этих транзакций. ТГК-11 работает в Омской и Томской областях. Электрическая мощность — 2 026 МВт, тепловая — 8 321 Гкал ч. Основной акционер — РАО ЕЭС (50,4%), 26% принадлежит юридическим лицам, аффилированным с владельцами СУЭК, а еще 4% — у «Роснефти». В результате доля РАО ЕЭС должна сократиться до 16%. За оба пакета планировалось выручить более 600 млн. долл.

Претензии «Роснефти» объясняются тем, что консолидация привела к уменьшению ее долей в энергокомпании и получению неликвидных пакетов акций. И соответственно, компания С.Богданчикова пытается добиться от РАО выкупа 4% по справедливой (по мнению, «Роснефти») цене.

4. Внешние рынки

4.1 Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов при дипломатической поддержке Кремля предпринял еще одну попытку отстоять контракт на разработку крупного месторождения Западная Курна-2. На прошлой неделе он отвез администрации Ирака письмо от Владимира Путина с просьбой восстановить права ЛУКОЙЛа в этом проекте, полученные еще в 1997 году.

Контракт на разработку и добычу второй очереди нефтяного месторождения Западная Курна-2 был подписан 21 марта 1997 года. Доля ЛУКОЙЛа составляет 68%. После создания стратегического партнерства в 2004 году с ConocoPhillips ЛУКОЙЛ обязался передать американской компании 17,5% в проекте. Еще по 3,25% в проекте принадлежит российским компаниям «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт». Месторождение Западная Курна-2 считается одним из крупнейших в мире, его доказанные запасы, по данным ЛУКОЙЛа, оцениваются более чем в 800 млн тонн нефти (6 млрд баррелей). А в сентябре 2007 года глава МИД Ирака Хошияр Зибари подтвердил, что ЛУКОЙЛу придется заново участвовать в тендере по Западной Курне, чтобы получить контракт. Однако он обещал ЛУКОЙЛу преимущества перед другими участниками.

Хотя будущее проекта остается под вопросом, а общая обстановка в Ираке по-прежнему нестабильна, итоги визита можно считать позитивными: компании удалось договориться о создании рабочей группы, которая должна актуализировать прежние условия разработки Западной Курны-2. А тот факт, что в феврале Россия после почти годового раздумья согласилась списать долг Ирака в размере 12 млрд долл., все же играет далеко не последнюю роль в этом процессе, хотя в Багдаде стараются не увязывать эти темы.

4.2 Пример швейцарской энергетической группы Elektrizitaetsgesellschaft Laufenburg, заключившей в марте первый контракт на поставку иранского газа в Европу с National Iran Gas Export Company, как и ожидалось, может дать толчок развитию договорной базы и с другими европейскими компаниями. Несмотря на осуждение Вашингтоном экономических связей с Тегераном, никаких решительных действий против Швейцарии американские власти предпринимать не стали, даже резких заявлений на этот счет так и не последовало. Это, в частности, послужило сигналом для австрийской EconGas о намерении в ближайшем будущем развить старые договоренности с Ираном в официальные договоры. Глава компании Михаэль Пайссер заявил, что EconGas GmbH (50% принадлежит австрийской энергетической корпорации OMV) будет с 2013 года закупать иранский газ. Как известно, OMV является вдохновителем и движущей силой проекта Nabucco по доставке газа из Турции в Австрию через Балканы. При этом изначально участники проекта рассчитывали загружать трубу именно иранским газом, но из-за политической напряженности были вынуждены отложить данный вариант. Поиск был продолжен в каспийском регионе — прежде всего, Азербайджане и Туркменистане. Теоретически готовый к сотрудничеству Азербайджан не может гарантировать 30 млрд кубометров газа в долгосрочной перспективе, а Туркменистан, несмотря на высокуй активность Брюсселя и Вашингтона, так и не дал гарантии участия в проекте поставки своего газа в Турцию через Транскаспийский газопровод и существующую трубу Баку-Тбилиси-Эрзерум. Более того, на прошлой неделе в ходе визита в Анкару президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов ни сказал ни единого слова в поддержку такого проекта, не говоря уже о подписании каких-то документов на этот счет, на что искренне рассчитывали лоббисты Транскаспия и Nabucco.

Теги: , , , , , , |Рубрики: Восточная газовая программа, Новости ТЭК: еженедельные аналитические комментарии | Комментарии к записи Еженедельный информационно-аналитический комментарий по событиям ТЭК отключены

Комментарии закрыты